Нормы уборки производственных и служебных помещений. Нормы уборки офисов

Здравствуйте, ПАКОВА Е В.

Переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) не повлек за собой своевременной разработки необходимой нормативной правовой базы. Поэтому, несмотря на отмену ЕТС, на практике продолжают использоваться ряд нормативных актов, разработанных в 90-е годы, в том числе и по регламентации труда младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях.

Норма убираемой площади была предусмотрена в Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ*(1) (далее - Типовые штаты). Согласно п. 14 Типовых штатов должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу.

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, - 0,25 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.

Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.

Однако Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ N 177*(2).

В то же время ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ*(3) гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Что касается должностных обязанностей, то пока еще не отменено Постановление Минтруда РФ N 31*(4), которым утверждена характеристика работ для должности уборщика. Так, уборщик служебных помещений осуществляет уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажную протирку стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажную уборку стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место; чистку и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования, а также получает моющие и дезинфицирующие средства, инвентарь и обтирочный материал.

Таким образом, мытье стен, окон входит в должностные обязанности уборщика служебных помещений.

При формировании должностных обязанностей уборщиков, в том числе регламентации периодичности проведения различных видов уборки, можно использовать Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве*(5), содержащие нормы обслуживания, времени и нормативы численности на вспомогательные работы (уборка производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, полотерные, стеклопротирочные, столярные, погрузочно-разгрузочные, складские работы, техническое обслуживание и текущий ремонт радиотелевизионной аппаратуры и слаботочного оборудования и другое), выполняемые на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства любых организационно-правовых форм.

Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность их выполнения. Так, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка - один раз в неделю, мытье - один раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок - ежедневно, влажная протирка стульев - один раз в неделю и так далее. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна проводиться четыре раза в год, оконных блоков с подоконниками - один раз в неделю. Подметание пыли с потолков должно производиться два раза в год. С такой же периодичностью должны мыться и окна.

Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст. 133 ТК РФ в действующей в данное время редакции месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата для уборщика служебных помещений должна превышать МРОТ исходя из нормы убираемой площади, а доплата за расширение зоны обслуживания должна увеличивать сумму заработной платы по сравнению с МРОТ. В то же время сумма такой доплаты уже может быть ниже МРОТ, иными словами, нормы законодательства не заставляют образовательное учреждение выплачивать техническому работнику, работающему более чем на ставку заработной платы, за каждую выполняемую на ставку норму труда (в частности, убираемой площади) сумму, превышающую МРОТ.

Нормы времени и объемов работ для уборщиков служебных, культурно-бытовых и производственных помещений планируется утвердить в первом полугодии 2017 года. Проект соответствующего приказа находится на стадии корректировки по итогам общественного обсуждения, сообщили Веб-журналу InfoClean в Минтруде.

Согласно имеющемуся в распоряжении «ИнфоКлина» проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении типовых норм труда на уборку служебных и культурно-бытовых и производственных помещений» , новые нормативы предназначены для определения численности уборщиков указанных помещений и рекомендуются для применения в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. В документе в отличие от предшественника, датированного 1990 годом, объединены Типовые нормы труда на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (часть 1) и Типовые нормы труда на уборку производственных помещений (часть 2).

Как рассказали Веб-журналу InfoClean в Минтруде, в настоящее время идёт доработка проекта приказа по итогам общественного обсуждения с представителями заинтересованных организаций и ведомств. В отдельные положения проекта приказа уже внесены изменения. Так, нормы по уборке для всех видов помещений установлены в расчёте на человеко-час/100 кв. м (в имеющемся варианте производственные помещения нормировались из расчёта 1 кв. м/мин.).

Помимо норм времени на уборку пола в помещениях различного типа, конструктивных элементов, различных предметов и мебели в документе можно найти рекомендуемую периодичность уборки тех или иных поверхностей. Так, на полах «удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником» стоит производить ежедневно, а «влажную протирку» 1 раз в неделю; так же раз в неделю должна проводиться «сухая протирка машинки счетной, ПЭВМ (дисплей, процессор, принтер) и репродуктора». В санузлах полы ежедневно потребуют «влажной протирки», «мытье» раковины должно осуществляться раз в неделю, а унитазов с писсуарами — каждый день.

Нормативами предусмотрена необходимость разработки технологических карт уборки («карты чистоты») для каждой зоны, обслуживаемой уборщиком. В этих картах обозначаются границы зон обслуживания, маршруты, повторяемость и способ уборки, применяемые средства и приспособления, а также нормативное время выполнения этих работ.

При отсутствии каких-либо видов работ по уборке помещений среди указанных в предложенных нормативах организация должна сама разработать для таковых собственные нормы методом технического нормирования.


Первая часть документа содержит переработанные нормы уборки служебных и культурно-бытовых помещений, к которым отнесены:

  • комнаты для административно-технического персонала и счётно-конторских работников предприятий, учреждений, общественных организаций и т. д.;
  • классные комнаты, лаборатории и аудитории, читальные залы библиотек, клубов, кинотеатров и т. д.;
  • выставочные залы;
  • зрительные залы клубов, домов культуры, кинотеатров, театров, домов отдыха;
  • фойе, коридоры, холлы, лестничные клетки, туалеты, умывальники.

Согласно нормативам, работы по уборке таких помещений включают сухое и влажное подметание и мытье полов, влажную протирку и мытье стен, оконных рам и стёкол, дверных блоков, подоконников, оконных и лифтовых ограждений, влажную протирку шкафов для электрощитков и слаботочных устройств.
Для поддержания чистоты санузлов и душевых выполняются следующие виды уборки: сухое подметание и влажная протирка, мытье пола, чистка и дезинфекция унитазов, душевых, влажная протирка и мытье стен, дверных блоков, подоконников, влажная протирка зеркал и прочие работы. При расчёте норм обслуживания туалетов принято следующее количество санитарно- технического оборудования: для женских туалетов — три унитаза и две раковины, для мужских туалетов — три унитаза, три писсуара и две раковины. При отличии фактического количества сантехприборов от нормативного применяются поправочные коэффициенты.

Производственные помещения, о которых говорится во второй части описываемых типовых норм, разделены по группам, а нормативы разработаны с учётом наиболее распространённых видов покрытий пола для каждой из групп:

  • 1 группа — производства, не имеющие отходов, к которой отнесены туалеты и душевые комнаты, расположенные на территории производств (цементные и деревянные полы, метлахская плитка);
  • 2 группа — производства, дающие древесные отходы (цементные и деревянные полы);
  • 3 группа — производства, дающие легковесные, жидкие, сыпучие мелкогабаритные производственные отходы (цементные полы, бетонные с мраморной крошкой, метлахская плитка, линолеум);
  • 4 группа — производства, дающие металлические отходы в виде стружки, обрезков и т. п. (цементные, металлическая плитка, бетонные мраморной крошкой);
  • 5 группа — производства, дающие отходы литья, огнеупорный мусор, угольную пыль и не требующие тщательной их уборки (металлическая плитка).

При уборке производственных помещений 1, 2 и 3-ей групп нормативы предписывают уборщику производить сбор отходов, очищать ёмкости с мусором, подметать пол между рабочими местами, стеллажами и в проходах. При уборке производственных помещений 4-ой и 5-ой групп отходы предписывается укладывать в тележку, чугунную стружку собирать совком или сметать в специальные ящики, имеющиеся под решетчатым люком в полу или на полу вблизи станков, которые необходимо очищать по мере загрузки. После этого уборщик должен подметать пол отдельными участками. По окончании уборки пола ему надо протереть подоконники, отопительные трубы, доски для объявлений, плакаты и т. п., а также почистить имеющиеся в цехе краны, раковины.

Отдельно приводятся нормы времени по уборке стен, панелей и колонн производственных помещений.

Руководитель направления развития профессионального образования в клининге АРУК Николай Володин в беседе с Веб-журналом InfoClean отметил, что нормативы претерпели незначительные, в основном косметические изменения. «Если в 1990 году на уборку одного писсуара отводилось 2 минуты, а одного унитаза - 5 минут, то сейчас на 10 писсуаров необходимо затратить 0.372 чел/час (в пересчёте - 22 минуты или 2 минуты 12 секунд на один прибор). На очистку 10 унитазов понадобится 0.929 чел/час (т. е. 56 минут или 5 минут 36 секунд на один прибор), — привёл пример Николай Володин. — Или возьмём такой норматив, как «Укрупненные нормы обслуживания на уборку служебных помещений». Тут у нас оказывается, что полы в служебных помещениях (кабинеты тоже входят в это понятие в виде «комнат для административно-технического персонала и счётно-конторских работников») и лабораториях должны убираться с одинаковой производительностью. И эта производительность при коэффициенте заставленности равном 0.5 составляет огромную площадь - целых 400 кв. м за смену (8 часов), то есть за час моется 50 кв. м пола. И это при том что обученная уборщица способна современным инвентарём помыть 200 квадратов помещения за тот же час и с такой же заставленностью относительно площади пола (и пол, и мебель, и оргтехнику и т. п.)».

Стоит отметить, что нормированию, на основании Приказа «Об утверждении типовых норм труда на уборку служебных и культурно-бытовых и производственных помещений», подлежат в основном уборочные работы, выполняемые с использованием ручных приспособлений (швабры, ведра, метла, щётки и т. п.). Пылесос — единственное средство механизации, предусмотренное нормативами на уборку служебных и культурно-бытовых помещений и используемое для чистки мягких диванов (0.75 мин. на 1 шт.), кресел (0.68 мин. на 1 шт.), стульев, ковров и ковровых дорожек (0.36 мин. на 1 кв. м). При этом ковры и дорожки можно чистить и вручную, но в 2 раза дольше.

Как пояснили в Минтруде РФ, для уборщиков производственных помещений нормы обслуживания разработаны с учётом наиболее распространённой организации труда, когда сбор мусора и отходов и их затаривание производят вручную. При осуществлении сухой уборки производственных помещений с помощью промышленных пылесосов или иных систем мобильной аспирации применяется поправочный коэффициент 1.4.

По словам представителей Министерства труда и соцзащиты, при разработке новых норм уборки проводились хронометражные замеры, а сами нормативы тестировались в 45 предприятиях и организациях различных видов деятельности. Кроме того, как сообщили в Минтруде, были проинтервьюированы специалисты клининговых компаний NOVOCLEAN и «СВ-Клининг». По словам сотрудников этих компаний, интервью заключалось в коротком телефонном разговоре с представителем Министерства на тему «Когда лучше использовать пылесос: до, после или вместо влажной уборки?».

По мнению Николая Володина, несмотря на то что в основу разработки норм времени были положены фотохронометражные наблюдения и результаты анализа организации труда рабочих, занятых уборкой помещений, использовать их практически невозможно.
«Нормативы времени на уборку пола в служебных помещениях устанавливаются в зависимости от вида и содержания работ и степени заставленности помещений. Нормативы на уборку пола в коридорах, вестибюлях, фойе служебных помещений, а также лестниц и туалета определяются в минутах в зависимости от вида работы и содержания, назначения помещения в расчёте на 1 кв. метр (в имеющейся версии). Нормативы времени на влажную и сухую протирку предметов и мебели устанавливаются в зависимости от числа объектов уборки, объёма работы. В итоге мы получаем громоздкий расчёт, основанный на устаревших методах уборки (веник, оцинкованное ведро, деревянная швабра, тряпка и т. п.)», — сожалеет Руководитель направления развития профессионального образования в клининге АРУК.

В то же время разработчики оговаривают, что «при внедрении на предприятиях, в организациях и учреждениях более совершенной, чем это предусмотрено нормами, организации труда, средств и приспособлений для уборки, следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные прогрессивные нормы времени». Одной из таких современных технологий, безусловно, является система безведерной уборки, ярким представителем которой в России можно назвать систему SWEP от Vileda Professional. На сегодняшний день норма при работе СВЕПом при уборке пола на одного клинера составляет 2750 кв. метров при 11-часовом (2 через 2) графике работы. Этот показатель для расчёта, по словам Ведущего технолога Vileda Professional Ольги Пасхиной, был выведен опытным путём.

«По каким-то утверждённым нормативам уборки, разработанным ещё в советский период, работают чаще всего компании с госучастием и медицинские учреждения, у которых не дошли руки, чтобы изменить расчёт з/п. Сегодня методом «ведро-вода» клининговые компании могут убрать до 170 кв. м пола в час, хотя при этом через каждые 100 квадратов необходимо менять воду, т. к. она уже не несёт основную функцию — «сделать чисто», — рассказала «ИнфоКлину» Ольга Пасхина. — При расчёте системы СВЕП, в зависимости от типа площадей, метода уборки и графика работы на одного клинера, мы закладываем производительность его труда в диапазоне от 250 до 1200 кв. метров в час. Например, офисы можно убирать со скоростью 250 кв. м/час, производительность труда уборщика в производственных помещениях и на свободных площадях (коридоры, холлы и лестницы) составляет 300-600 кв. м. в час. А если взять ТЦ, то при работе 75-сантиметровым мопом при использовании маловлажного (самого эффективного) метода уборки за час опытный клинер способен помыть до 1200 квадратов пола».

Согласно приведённым в документе примерам расчёта штатной численности уборщиков, для обслуживания офисного помещения площадью 9300 кв. м понадобится 20 человек, а для уборки кабинета на 100 квадратов в штате организации должно быть не менее 6 уборщиков. Для поддержания в чистоте 4780 кв. м производственных помещений, согласно нормативным расчётам, в штатной ведомости предприятия должны числиться 10 уборщиков производственных и служебных помещений.

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 75%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте. Нет никаких норм. Это определяется в трудовом договоре и должностных инструкциях.

    Норма была в Приказе Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552

    «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»

    12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям - 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.

    Но СССР уже нет.

    Так что нормы должны быть в трудовом договоре и должностной.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Добрый день!

    Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264). В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности. Данные нормативы устанавливаются организацией в трудовом договоре и должностной инструкции утверждённой в установленном порядке самим учреждением.

    С Уважением!

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 75%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Добрый день!

    Несмотря на то, что нормы, действовашие ранее, свою силу утратили, норма не должна превышать 500 квадратных метров на полную ставку.

    Норма убираемой площади согласно п.14 Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ - должности уборщика служебных помещений, устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу. В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, - 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0.5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, используемой учащимися этих смен или группы продленного дня.
    Тем самым фактически установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.
    Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием приказа Минобрнауки РФ № 177, но ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальной выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
    Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м. на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 25%

    Юрист

    • 7,5 рейтинг

    Здравствуйте Алихан.

    В настоящее время, согласно действующему законодательству, нормы выработки устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (положение об оплате труда, должностные обязанности, приказы).

    Есть ли какие-либо типовые нормы труда для уборщика служебных помещений в образовательной организации, то есть сколько квадратных метров должен убирать уборщик служебных помещений?

    Каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует. Нормы труда, в том числе нормы выработки (убираемой площади), устанавливаются локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда.
    Согласно части первой ст. 160 ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
    Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором.
    Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда.
    С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер.
    Однако в настоящее время каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует.
    Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы).
    Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения.
    Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
    Таким образом, в данном случае работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков служебных помещений
    При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников.
    О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ).

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует. Нормы труда, в том числе нормы выработки (убираемой площади), устанавливаются локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    Обоснование вывода:
    Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда. Согласно части первой ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
    Из ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда. С этой целью ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер. Однако в настоящее время каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует.
    Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы). Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения. Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
    Таким образом, в данном случае работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков служебных помещений*(1). При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников. О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца ( ТК РФ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Цезарева Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кудряшов Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

    *(1) В качестве дополнительного материала рекомендуем Вам ознакомиться с Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 N 166, а также с Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 N 38, что может помочь работодателю при разработке системы нормирования труда.