Ведение мониторинга на объектах размещения отходов. Мониторинг мест размещения отходов

23 июня 2016 г. вступил в силу Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66.

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Виды воздействия объекта размещения отходов на окуружающую среду

Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения медицинских отходов.

Порядок мониторинга предназначен для использования:

  • собственниками объектов размещения отходов;
  • лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов;
  • Росприроднадзором и его территориальными органами;
  • другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи".Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:

  • данные раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
  • фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
  • имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При разработке программы мониторинга учитываются:

  • проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
  • происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
  • физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
  • геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.

Требования к составу и содержанию программы мониторинга:

Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов.

Отчеты о результатах мониторинга в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п.6 Порядка мониторинга).

Требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга:

Согласно п.п.6.6 - 6.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

По согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка , также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях необходимо ежеквартально производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами.

Обратите внимание

Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66
"О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 № 42512)

1.Общие положения

п. 4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях .

"ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 708-ст)

п.4.8 Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, , и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории , аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Обратитесь к нам

ЦЛАТИ по Омской области, является одной из ведущих аналитических лабораторий предлагая полный спектр услуг по мониторингу состояния окружающей среды на объектах размещения отходов , обеспечивая быстрые, комплексные, точные, доступные по цене исследования для промышленных, инженерных / консалтинговых и государственных клиентов по всему Омску и Омской области.

Чтобы уточнить детали или оформить Заявку на услуги ЦЛАТИ по Омской области , обратитесь к нам по контактному телефону в Омске +7 (381-2) 23-77-86

УДК 631.47

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2012 Е.И. Ковалева1, А.С. Яковлев2, С.А. Яковлев1, Е.А. Дувалина2

1 АНО «Экотерра» 2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Поступила в редакцию 14.05.2012

Представлены результаты многолетнего мониторинга полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Основным источником загрязнения почв, природных вод, донных отложений водного объекта прилегающей территории к полигону является фильтрат, выделяющийся из тела полигона. Многолетний контроль в зоне размещения полигона ТБО выявил нерегулируемые источники загрязнения, усиливающие нагрузку на окружающую среду в зоне размещения полигона ТБО. Установлено накопление загрязняющих веществ, присущих составу фильтрата и сточных вод нерегулируемых источников, в донных отложениях водных объектов и почвах в зоне размещения полигона ТБО. Предлагаются основные принципы организации мониторинга, позволяющие получать репрезентативные результаты и выявлять особенности негативного воздействия на компоненты окружающей среды.

Ключевые слова: мониторинг, донные отложения, объекты размещения отходов, полигон, загрязнение

Нерациональное природопользование, загрязнение и деградация компонентов окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, выводят проблему охраны почв, водных объектов в число основных, так как без сохранения качества почв, вод невозможно обеспечить реализацию государственной стратегии Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития страны. Полигоны захоронения отходов являются одним из наиболее существенных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду. Объекты размещения отходов (ОРО) представляют собой сложные техногенные образования, в пределах которых сконцентрированы различные по генезису и составу вещества. Выбор местоположения ОРО долгое время происходил без учета экологической устойчивости территории и выполнения природоохранных мероприятий. Эти объекты являются как объектами захламления земель, так и источником поступления загрязняющих веществ в окружающую среду: атмосферный воздух, почвы, поверхностные и грунтовые воды, растительный

Ковалева Екатерина Игоревна, кандидат биологических наук, заместитель начальника отдела. E-mail: katekov@mail. ru

Яковлев Александр Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой земельных ресурсов и оценки почв. Е-mail: [email protected] Яковлев Сергей Александрович, ведущий специалист

Дувалина Екатерина Анатольевна, специалист покров. Состав и объем отходов, поступающий на полигоны, чрезвычайно разнообразен, увеличивается и изменяется из года в год. При хранении отходов в теле полигона протекают сложные химические и биохимические процессы, в том числе с образованием новых веществ, характеризующихся высокой опасностью. Присутствующие и вновь образующиеся вещества складированных отходов под воздействием атмосферных осадков формируют фильтрат, который вытекает из тела полигона, мигрирует, загрязняя сопредельные среды: поверхностные, грунтовые воды, почвы, растительность. При отсутствии ведения контроля за ОРО может наступить момент, когда негативные изменения в природных комплексах приобретут необратимый характер, который может принять экологический кризис. В связи с этим актуальным является организация системы мониторинга в зоне ОРО, оценка состояния окружающей среды и прогнозирование изменений под воздействием антропогенных факторов. Проведение мониторинга состояния окружающей среды на территории ОРО, осуществляется во исполнение статьи 12-ой главы Ш Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .

Компоненты ОС, благодаря буферности и свойствам толерантности биотических компонентов, способны противостоять оказываемому негативному воздействию, сохраняя свои струк-

турные и функциональные свойства. Однако определенные уровни антропогенного воздействия могут привести к необратимому ухудшению экологического состояния ОС. В соответствии с этим результаты мониторинга должны фиксировать состояние компонентов ОС и не допускать превышение допустимой антропогенной нагрузки на ОС, когда ее компоненты не могут выполнять свои экологические функции.

Организация мониторинга состояния ОС в местах размещения отходов основывается на научно-обоснованных методических подходах к выбору набора контролируемых параметров и точек их контроля. Выбор параметров, методов наблюдения, способов оценки компонентов окружающей среды определяется характером антропогенного воздействия на сопредельные территории со стороны хозяйствующих субъектов. При мониторинге состояния природной среды необходимым этапом является оценка и установление нормативов качества ОС исходя из природных особенностей исследуемой территории, ее функционального и хозяйственного назначения.

Цель работы: разработка принципов организации мониторинга ОРО и оценка изменения состояния почв, водных объектов в зоне его размещения (на примере полигона ТБО в Московской области).

Объекты и методы. Объектом исследования послужил полигон ТБО Московской области и прилегающая к нему территория. В ходе мониторинга изучались почвенный покров и водные объекты в течение 6-ти лет. Поступление загрязняющих веществ в почвы и водные объекты происходит от точечного источника - полигона ТБО, который принимает отходы 4-5 классов опасности на захоронение более 30 лет. На момент обследования мощность тела полигона достигала около 20 м. Из тела полигона выделяются фильтрационные воды (фильтрат), которые поступают в обводную канаву вокруг полигона, локализующую распространение фильтрата в радиальном направлении. Разгрузка фильтрата из обводной канавы происходит в речку, берущую начало у границы полигона. На территории вокруг полигона имеется сеть дренажных канав, которая служит для отвода воды с заболачиваемых участков в вышеупомянутую речку. Изучение территории вокруг полигона и оценка результатов мониторинга в первые годы позволили выявить нерегулируемые источники сброса загрязняющих веществ от близлежащих предприятий, расположенных выше по рельефу от полигона ТБО. В соответствии с почвенным районированием Московской области изученная территория входит в округ дерново-подзолистых почв суглинистого механического состава Смоленско-Московской возвышенности . Почвенный

покров территории представлен вариациями дерново-подзолистых и дерново-подзолистых глееватых почв с незначительным распространением болотно-под-золистых и болотных почв.

Для оценки возможного воздействия полигона ТБО заложены контрольные площадки, характеризующие: 1) источники поступления загрязняющих веществ в ОС; 2) качество ОС в зоне возможного воздействия источников поступления загрязняющих веществ, по градиенту удаления от него в направлении общего уклона местности; 3) фоновые природные объекты, не затронутые антропогенной деятельностью, вблизи полигона ТБО. Выбор показателей для проведения мониторинга производился с учетом набора загрязняющих веществ, содержащихся в фильтрате, выделяющимся из тела полигона, и сточных водах от нерегулируемых источников загрязнения.

В рамках многолетнего мониторинга проводилось исследование состава фильтрата, вытекающего из тела полигона, оценка характера и уровня возможного загрязнения почв, поверхностных вод и донных отложений ручья, дренажных канав в зоне предполагаемого воздействия полигона. Для оценки уровня антропогенного воздействия были обследованы фоновые территории, на которых отобраны пробы почв, природных вод и донных отложений. В отобранных образцах фильтрата и природных сред ежегодно определяли: рН - потенциометриче-ски, металлы - методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой в жидкой фазе, рентгеноспектральным методом - в твердой фазе; анионы - методом ионной хроматографии и спектрофотометрии, нефтепродукты - флюорометрией на приборе Флюо-рат с предварительной экстракцией в гексан.

Обсуждение результатов. Для оценки изменений, происходящих в состоянии природных сред под воздействием антропогенной нагрузки, были исследованы пробы почв, донных отложений и природной воды ручья, отобранных на фоновой территории, не подверженной антропогенному воздействию. Результаты химического анализа проб показали, что содержание загрязняющих веществ, характерных для состава фильтрата, в них не превышает установленных значений предельно-допусти-мых концентраций (ПДК) для этих веществ. Полученные результаты могут использоваться в качестве фоновых значений при интерпретации данных, полученных для почв, отобранных на контрольных площадках мониторинга. Согласно литературным данным антропогенное воздействие на компоненты окружающей среды достоверно проявляется, когда содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов) превышает фоновое в 1,5-2 раза.

Выделяющийся фильтрат является источником загрязнения компонентов окружающей среды: природных вод, донных отложений, почв в зоне влияния полигона ТБО. Фильтрат представляет собой насыщенный многокомпонентный водный раствор, химический состав которого по результатам анализа неоднороден в разные годы и периоды. Основными загрязняющими веществами, поступающими с фильтратом из тела полигона ТБО, по данным многолетнего мониторинга являются хром (24 ПДК), марганец (14 ПДК), медь (18 ПДК), свинец (б ПДК), аммоний (140 ПДК), хлориды (6 ПДК), нитраты (3 ПДК), фосфаты (3 ПДК), сульфаты (4 ПДК) . На рис. 1-4 приводятся гистограммы изменения содержания некоторых загрязняющих веществ в фильтрате во времени.

Рис. 1. Изменение концентрации хрома, марганца в фильтрате по годам

Рис. 2. Изменение концентрации свинца в фильтрате по годам

Рис. 4. Изменение концентрации иона аммония в

фильтрате по годам отходов в теле полигона с установлением устойчивых температур ниже +3-5оС и уменьшением поступления атмосферных осадков

Анализ данных по содержанию загрязняющих веществ в составе фильтрата не выявил направленности в изменении концентрации загрязняющих веществ по годам, отмечается значительное варьирование в уровне их содержания. Вероятно, в большей степени, состав складируемых отходов определяет спектр загрязняющих веществ фильтрата.

Исследование химического состава проб фильтрата по сезонам показал отсутствие превышения содержания всех загрязняющих веществ по сравнению с установленными для них значениями ПДК в осенне-зимний период. Это подтверждает гипотезу замедления биохимических процессов преобразования

Изучение состава сточных вод от нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в окружающую среду и путей их миграции показало, что они усиливают нагрузку на компоненты окружающей среды в зоне размещения полигона ТБО. Сточные воды от нерегулируемых источников по дренажным канавам попадают в обводную канаву с фильтратом, далее в речку. Следовательно, состав сточных вод от несанкционированных источников в некоторой степени определял набор загрязняющих веществ и их концентрации в фильтрате и речке.

Рис. 3. Изменение концентрации хлоридов в фильтрате по годам

На рис. 5, 6 в качестве примера приводится содержание характерных загрязняющих веществ в фильтрате и в сточных водах в 2010 г. Выявление нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ с последующей их ликвидацией позволило сократить набор и уровень содержания загрязняющих веществ в составе фильтрата и в водном объекте в последующие годы.

Результаты исследования отобранных проб природных сред на площадках, характеризующих качество окружающей среды в зоне воздействия полигона ТБО, показали, что поверхностные воды и донные отложения ручья и дренажных канав прилегающих территорий загрязнены веществами, характерными для фильтрата и сточных вод (медь, никель, свинец, марганец, цинк, хром). Уровень их содержания превышает как фоновые значения, так и установленные для них значения ПДК. На рис. 8, 9 приведены данные по изменению концентрации хрома в пробах воды и донных отложений из ручья, отобранных по градиенту удаления от полигона ТБО во времени.

Результаты мониторинга почв в зоне влияния полигона ТБО выявили загрязнение болотных почв, развивающихся на подтопляемых участках. Обладая высокой сорбционной способностью, эти почвы аккумулируют в поверхностном торфяном слое тяжелые металлы, нитраты, фосфаты, сульфаты, уровень содержания которых превышает фоновые значения в 10-1000 раз. В меньшей степени подвержены загрязнению дерново-подзолистые почвы. Установлено, что площадь распространения загрязнения может достигать несколько километров.

Рис. 7. Изменение концентрации хрома в воде из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Рис. 8. Изменение концентрации хрома в донных отложениях из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Выводы: исследование состояния компонентов ОС, установление наличия (отсутствия) воздействия фильтрата, выделяющегося из тела полигона ТБО, показали необходимость проведения долгосрочного экологического мониторинга ОРО с использованием принципов нормирования и научно-обосно-ванных подходов, поскольку такие объекты являются динамичными системами. Это позволит своевременно выявить изменения состояния ОС, дать оценку, прогноз и выработать рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Работа по организации мониторинга полигона ТБО показала, что для получения репрезентативных данных для оценки состояния компонентов ОС необходимо соблюдение следующих требований:

Площадки для отбора проб почв и сопряженных с ней сред - вод и донных отложений закладываются с учетом ландшафта и рельефа местности, общим уклоном территории, направлением водной миграции загрязняющих веществ от объекта размещения отходов;

Отбор проб фоновых и загрязненных участков должен проводиться одновременно в один и тот же период времени, что позволит корректно их сравнивать;

Отбор проб по годам производится в одно и то же время с учетом сезонности и погодных условий;

Обязательным элементом мониторинга является контроль содержания загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов, поскольку они являются информативным объектом исследований и индикатором экологического состояния территории.

Научно-обоснованное проектирование и организация мониторинга позволяет выявлять особенности негативного воздействия ОРО на компоненты ОС. Настоящей работой показана возможность установления нерегулируемых источников на фоне функционирования точечного, зарегулированного ОРО - полигона ТБО, которые усиливают антропогенную нагрузку на компоненты окружающей среды. Правильно организованный мониторинг при выявлении нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в ОС дает возможность определить их

хозяина по виду загрязнителя и хозяйственной деятельности предприятий, расположенных вблизи выявленного источника. Это может спо- 3 собствовать развитию практики установления и разграничения экологической ответственности предприятий за причиненный ущерб ОС. 4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зырин, Н.Г. Импактное загрязнение почв металлами и фторидами / Н.Г. Зырин, А.И. Обухов, 5. Л.К. Садовникова и др. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 123 с.

2. Горленко, А.С. Вопросы оценки негативного воздействия объектов размещения отходов на почвы

/ А.С. Горленко, Е.И. Ковалева, Т.О. Попутнико- 6. ва // Материалы III съезда общества почвоведов

им. В.В, Докучаева. Ростов-на-Дону, 2008. С. 3538.

Ковалева, Е.И. Мониторинг объектов размещения твердых бытовых отходов / Е.И. Ковалева, Т. О. Попутникова // VIII Международный экологический форум, 2008. С. 176-178. Попутникова, Т. О. Экологическая оценка почв и отдельных компонентов окружающей среды в зоне размещения полигона твердых бытовых отходов. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. биол. наук. 2010. 24 с.

Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов и окружающей природной среды Московской области / Под общ. ред. Г.В. Добровольского, С.А. Шобы. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 221 с.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

ORGANIZATION THE MONITORING OF WASTAGE OBJECTS PLACEMENT (ON EXAMPLE OF SOLID HOUSEHOLD WASTAGE POLYGON IN MOSCOW OBLAST)

© 2012 E.I. Kovaleva1, A.S. Yakovlev2, S.A. Yakovlev1, E.A. Duvalina2

1 ANO «Ecoterra» 2 Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Results of long-term monitoring of solid household wastage (SHW) polygon are presented. The main source of pollution the soils, natural waters, ground deposits of water object of the adjacent territory to the polygon is the filtrate which is allocating from body of polygon. Long-term monitoring in a zone of placement the polygon of SHW revealed the noncontrollable polluters strengthening load on surrounding environment in a zone of placement of SHW polygon. Accumulation the pollutants inherent in structure of filtrate and sewage of noncontrollable sources, in ground deposits of water objects and soils in zone of placement of SHW polygon is established. Philosophy of the organization the monitoring are offered, allowing to receive representative results and to reveal features of negative impact on components of surrounding environment.

Key words: monitoring, ground deposits, objects of wastage placement, polygon, pollution

Ekaterina Kovaleva, Candidate of Biology, Deputy Chief of the Department. E-mail: [email protected] Alexander Yakovlev, Doctor of Biology, Professor, Head of the Land Resources and Soils Estimation Department. Е-mail: [email protected] Sergey Yakovlev, Leading Specialist Ekaterina Duvalina, Specialist

отчет по практике

1. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов по размещению отходов

Экологический контроль в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля.

В соответствии со ст.71 указанного Закона производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. Мониторинг позволяет удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия ведется экологической службой с целями:

описания состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

практического осуществления контроля атмосферного воздуха, водных объектов и почв в зоне влияния предприятия;

формирования базы данных состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

разработки предприятием специальных картографических материалов, отражающих экологическую ситуацию в зоне влияния предприятия.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, лабораторией и др. Она аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления на предприятии, составляет и ведет экологическую отчетность. Для улучшения эффективности ее деятельности необходимо:

развитие системы производственного, экологического мониторинга и организация деятельности в области производственного экологического контроля;

использование нетрадиционных (неприборных) методов и средств мониторинга.

Воздействие отходов на окружающую среду зависит от их качественного и количественного состава. Они представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные поликомпонентные смеси веществ, обладающие различными физико-химическими свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. Поэтому мониторингу отходов уделяется большое внимание в методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов.

Для определения наиболее рационального способа обращения с отходами разработаны критерии отнесения отходов к определенному классу опасности. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. В случае отнесения отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик.

При разработке нормативов образования отходов и лицензировании отходов предприятиям необходимы специализированные аккредитованные аналитические лаборатории, а в самих проектах нормативов указываются средства контроля и измерений, которые используются для проведения соответствующих анализов и соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. Эти сведения включают:

информацию о весовом и другом метрологическом оборудовании, внесенном в государственный реестр и прошедшем государственную поверку;

сведения об аналитическом оборудовании, используемом для проведения количественных и качественных химических анализов;

сведения о наличии у лицензиата соответствующих специалистов.

Для нормального функционирования лаборатории необходимо иметь:

помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям и имеющие необходимое лабораторное оборудование;

современную аналитическую и компьютерную технику для проведения и обработки результатов анализа с современными программными продуктами;

нормативно-методические документы;

химические реактивы и расходные материалы, вспомогательное оборудование.

По своей структуре лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

зала обработки информации.

В зале обработки информации, кроме физических столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработки информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, требующихся для выполнения программы замеров, их количество определяются исходя из применяемых методик, расхода реактивов для одного определения, потерь при дополнительной очистке, возможности регенерации некоторых реактивов (растворителей) и допустимых сроков хранения реактивов.

Влияние предприятия на окружающую природную среду

Воздействия горно-обогатительного комбината на окружающую среду

Методы исследования и экологическое состояние природной среды Речицкого района

Методика исследований включает выбор объекта и предмета исследования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование, их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы получения и обработки информации об объекте...

Мониторинг среды обитания

Прогнозы состояния окружающей среды подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Отличительной чертой прогнозирования состояния окружающей среды являются прогнозы, сделанные не на конкретный промежуток времени...

Обеспечение экологической безопасности в строительстве

Технология строительства и эксплуатация объекта исключает преднамеренное складирование отходов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Образующийся в процессе строительства мусор вывозится на согласованную свалку...

Организация экологического мониторинга в России и мире

Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду промышленного объекта

Мониторинг окружающей среды - это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов...

Оценка негативного воздействия предприятия ООО "Молочный завод" на водный бассейн, пути и способы его минимизации

Оценка окружающей среды предполагает сравнение ее состояния с определенными нормами. В качестве критериев могут выступать показатели естественного, ненарушенного состояния природных комплексов, фоновые параметры среды...

Проблема загрязнения биосферы

Под мониторингом (от лат. «монитор» -- напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга -- непрерывное слежение...

Система экологического менеджмента нефтегазодобывающего предприятия на примере ООО "Лукойл - Западная Сибирь"

В наиболее общем виде контроль представляет собой управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния объекта управления в заданные моменты времени...

Размещение отходов является одним из важнейших факторов воздействия производств на окружающую среду. При этом отнесение контроля мест размещения отходов к мониторингу почв в определенной степени условно, поскольку в любом случае захораниваемые, складируемые или перерабатываемые отходы (как производственные, так и бытовые) воздействуют на все компоненты окружающей среды. Не случайно нормативы допустимых количеств размещаемых отходов, образующихся на предприятии, создаются с учетом влияния этих отходов на атмосферу, т.е. с учетом концентраций вредных веществ, создаваемых в воздухе рабочей зоны. При мониторинге объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха.

Полигоны размещения отходов представляют собой довольно сложные с технической точки зрения сооружения. При их создании делается попытка минимизировать воздействие отходов на окружающую среду, однако эти сооружения также нуждаются в постоянном контроле воздействий.

Специфика отходов предприятий НГК состоит в том, что они весьма многообразны (свыше 2 млн видов), а ряд их компонентов обладает высокой токсичностью. Для добывающих предприятий основную массу отходов составляют компоненты 3-го класса опасности (более 80%), а вторыми по количеству считаются отходы 1-го класса, не говоря уже о переработке углеводородного сырья с использованием значительных количеств агрессивных для окружающей среды и человека компонентов (рис 10.3).


Рис. 103

Все это делает мониторинг мест размещения отходов важнейшей составной частью контроля антропогенных воздействий в рамках ПЭМ. Важнейшим моментом при организации системы ПЭМ обращения с отходами является определение структуры отходов, т.е. установление видов , классов опасности отходов и количества отходов по классам.

Классификация отходов проводится на основании Федерального классификационного каталога отходов (утв. приказом МНР России от 2 декабря 2002 г. № 786) с учетом приказа МПР России от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов» .

Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может быть проведено расчетными или экспериментальными методами. Основные документы, требованиями которых руководствуются при установлении классов опасности отходов, - Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России 15 июня 2001 г. № 511) и СП 2.1.7.1386-03 «2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 г.)

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия па окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается к размещению на промнлощадке, определяется предприятием в каждом конкретном случае. Это количество устанавливается на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов, физико-химических свойств, в том числе уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух. Критерий предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации - содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне 2 м. Эта концентрация не должна превышать 30% ПДК в воздухе рабочей зоны согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ

Требования к методическому обеспечению контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного покрова приведены в соответствующих разделах данного учебника.

Разработка схемы мониторинга проводится с учетом проектной документации и специализированных обследований, проводимых при организации основной деятельности на объекте. Для организации мониторинга мест размещения отходов используются следующие сведения:

  • оценка степени влияния мест хранения и захоронения отходов на окружающую среду;
  • организация режимной наблюдательной сети на полигонах;
  • приложение к типовой форме инвентаризации - пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов»;
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» ;
  • класс опасности отходов согласно приказу МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
  • материалы и заключения экологических экспертиз;
  • документ, подтверждающий наличие лицензии;
  • свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения.

ПЭМ объектов размещения отходов производства и потребления осуществляют организации, имеющие полигоны или площадки по складированию, обезвреживанию, захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и т.д. Основная задача ПЭМ размещения отходов - получение информации о воздействии данных объектов на состояние окружающей среды. В состав подсистемы ПЭМ обращения с отходами входят:

  • учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц);
  • оценка воздействия отходов на окружающую среду;
  • контроль соблюдения проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Состав контролируемых показателей определяется по данным инвентаризации отходов и мест их размещения на объекте, проводимой в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов ГОСТ Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие приказом Ростехре- гулирования от 15 декабря 2009 г. № 1091-ст).

Состав контролируемых показателей . Подсистема ПЭМ обращения с отходами осуществляет сбор, обработку, хранение и передачу следующих данных:

  • сведения об образовании, получении, передаче и размещении отходов; на основе этих сведений ведется унифицированный перечень (каталог) отходов;
  • объемы образуемых отходов но каждому виду - согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
  • класс опасности отходов для О ПС и здоровья человека - согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МНР России от 15 июня 2001 г. №511) и СП 2.1.7.1386-03;
  • показатели влияния отходов на окружающую среду для объектов захоронения либо особо длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также для объектов временного хранения отходов 1-го класса опасности (за исключением люминесцентных ламп).

Состав контролируемых показателей для оценки влияния выбросов и сбросов загрязняющих веществ в местах хранения отходов на компоненты окружающей среды определяется с учетом результатов проведенной инвентаризации, данных ПДВ, НДС и информации, собираемой в других подсистемах ПЭМ. Сформированный перечень показателей согласовывается с государственными уполномоченными территориальными природоохранными органами исполнительной власти.

Принципы пробоотбора. Разнообразие характеристик, свойств, состояний и расположения отходов не позволяет выработать унифицированную методику пробоотбора. Подбор оборудования для отбора проб производится в зависимости от агрегатного состояния отходов. К техническим средствам для отбора проб предъявляются довольно жесткие требования. Должны быть обеспечены герметичность, отсутствие воздействия света и излучения и т.п. Не допускается применение консервантов для сохранности образцов проб отходов, содержащих органические соединения. Кроме этого, необходимо обеспечить соблюдение требований безопасности.

Отбор проб промышленных химических отходов может быть:

  • простым случайным - используется, когда вся партия отходов идентифицирована; выбирается только число проб для анализа;
  • случайным многопрофильным - используется при исследовании гетерогенных отходов; отбор проб производится из пластов (слоев);
  • систематическим случайным - первая проба берется произвольно, а последующие с фиксированным от нее пространственно-временным интервалом;
  • представительным - применяется для анализа отходов с известными свойствами и зависит от стратегии их исследования; такой подход редко рекомендуется для анализа опасных отходов и почти не применяется в обычной практике.

Порядок работ по определению характеристик и свойств образцов (проб) отходов представлен на рис. 10.4.

При подготовке образцов отходов к анализу проводится ряд дополнительных работ: измельчение, просеивание, высушивание, разделение, растворение, фракционирование, экстракция, осаждение, корректировка pH и др. Эти операции могут привести к изменению некоторых свойств и характеристик анализируемых образцов. Пробонодготовку необходимо проводить с учетом адсорбируемости некоторых соединений на стенках сосудов или недостаточной десорбируемости при использовании в процессе анализа каких-либо адсорбентов и т.д. Операции, выполняемые при анализе состава отходов, представлены на рис. 10.5.


Рис. 10.4.

В целом проведенные аналитические исследования должны создать необходимую информационную основу для того, чтобы получить представление о трансформации отходов в окружающей среде (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Тесты, определяющие трансформацию отходов (по Каралюнец А. В., Маслову Т. Н., Медведеву В. Т., 2000)

Метод определения

Мобильность

Физическое

состояние

Измерения и характеристики относительной пропорции составляющих фаз (в частности, жидкой)

Устойчивость отхо- дов

Химическая

устойчивость

Кинетика превращений отходов после перемешивания с почвой (лабораторный тест)

Биологическая

устойчивость

Измерение биоразлагаемости, определение окончательного состояния отходов

Загрязняющий потенциал отходов

Средний срок

генерирования

загрязнений

Характеристика жидкой фракции (анализ и определение критерия общего загрязнения):

  • конечного состояния отходов (тесты инкубационный и во времени...);
  • потенциально растворимой части (тесты, ускоряющие выщелачивание)

Окончание табл. 10.6

Основные свойства, принимаемые во внимание

Метод определения

Опасность (токсичность) гене- рируемого загрязнения

Токсичность

Токсичность по отношению к живым организмам

Патогенность

Микробиологические анализы

Критерий качества различного вида вод по отношению к их возможной утилизации

Анализы (измерения основных свойств, коррозионность, склонность к образованию накипи и т.д.). Данные по ограничениям утилизации

Устойчивость генерируемого растворимого загрязнения

Аэробная и анаэробная биоразлагаемость

Измерение ВПК:

  • респирометрические измерения;
  • измерение полной биоразлагасмости;
  • тесты биологической обработки

Абсорбируемость

Изотермы активированного угля

Способность к связыванию ионным обменом

Изотермы поглощения глиной


Рис. 10.5.

Регламент наблюдений в системе ПЭМ обращения с отходами определяется с учетом требований нормативных правовых документов в области обращения с отходами, утвержденного проекта на размещение отходов и в соответствии требованиями ведомственных и внутренних руководящих документов, отражающих специфику конкретных объектов.

Выбранный регламент наблюдений согласовывается с государственными уполномоченными территориальными природоохранными органами исполнительной власти.

  • Оба документа утратят силу с 1 августа 2014 г. в связи с принятием приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
  • Документ утратит силу с 1 августа 2014 г. в связи с принятием приказа МинприродыРоссии от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственногокадастра отходов».
  • См.: Каралюнец А. В., Маслов Т. II., Медведев В. Т. Основы инженерной экологии. Обращение с отходами производства и потребления: учеб, пособие. М.: Изд-во МЭИ, 2000.

Наблюдение за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения и размещения отходов необходимо проводить с учётом:

· оценки воздействия отходов, накапливаемых в местах хранения и складируемых на объекте размещения отходов;

· организации мест хранения отходов;

· физико-химических свойств отходов (растворимости, летучести, реакционной способности, взрыво- и пожароопасности агрегатного состояния).

Наблюдение имеет своей целью снижение или полное исключение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

Контроль за состоянием объектов централизованного размещения отходов возлагается на представителей предприятия.

Мониторинг за состоянием почвы проводится согласно требованиям СаНПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Стандартный перечень химических показателей включает определение содержания:

Тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть;

3,4-бензпирена и нефтепродуктов;

Суммарный показатель загрязнения.

Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.8. Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.

6.9. Отбор проб почвы регламентируется государственными стандартами по общим требованиям к отбору проб, методам отбора и подготовки проб почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализа и методическими указаниями по гигиенической оценке качества почвы населенных мест.

6.10. Все исследования по оценке качества почвы должны проводиться в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

6.11. Определение содержания химических загрязняющих веществ в почвах проводится методами, использованными при обосновании ПДК (ОДК) или другими методами, метрологически аттестованными, включенными в государственный реестр методик.

6.13. Количество точек отбора проб зависит от площади участка строительства, глубины строительства объекта или заложения инженерных коммуникаций, стадий выполнения проектных и строительных работ.

6.14. Радиационный контроль в полном объеме проводится на любых строительных и инженерных сооружениях на соответствие требованиям Норм радиационной безопасности - НРБ-99 (Не нуждаются в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР).

Предыдущие материалы:
  • Глобальные и региональные прогнозы состояния природной среды. Прогноз загрязнения природных вод, почв. Прогноз качества водных ресурсов.