Священник Константин Бурыкин: «Если бы сказали отдать жизнь вместо умирающей жены, я бы не задумался…. Православные очерки жены священника

Эта история в том числе о том, какие мы все же счастливые. Порой это сложно понять за повседневной суетой, занятостью и усталостью. Осознание приходит, когда все обрывается в один миг. Или в такие моменты, когда узнаешь про страшные трагедии людей, живущих рядом…

Он потерял ее в одно мгновение. Когда в шесть утра на трассе в Чехии резкая головная боль привела к мгновенной потере сознания.

Потом уже медики выяснят, что у 29-летней Елены была врожденная аномалия сосудов головного мозга, с таким заболеванием редко доживают до 30. Она не только дожила, но и родила четверых ребятишек, младшим на момент трагедии было два и три года. После того как мама умерла, малыши плача просили папу-священника: «Папочка, давай поедем на кладбище, откопаем маму, чтобы она нас в садик водила...»

Они познакомились в 1996-м. Константин учился заочно в институте физкультуры и работал сторожем в минской епархии. С детства занимался спортом и был верующим, всегда хотел стать священником. Так прямо и сказал батюшке, заявившись в храм.

Отношения были настолько правильные, что супруги жили порознь и после регистрации брака вплоть до церковного венчания. Около года после свадьбы ютились у родителей. Чтобы прокормить семью, Константин устроился на вторую работу.

За три года работы сторожем Константин хорошо себя зарекомендовал и его, минуя семинарию, рукоположили в священники и отправили возводить с нуля церковь в приход Гатово под Минском .

Они переехали в поселок, сняли квартиру, начали рождаться малыши. Отец Константин при помощи спонсоров возвел в Гатово белоснежную церковь.

Мы друг друга очень сильно любили: я смотрел на Лену и видел только ее - она жила ради семьи и светилась от счастья! Мы были молодые и бедные, поэтому поговорка «С милым рай и в шалаше» - это про нас…

Отец Константин уверен, что молодые должны преодолевать трудности, плохо, когда приходят на все готовое: это потом не ценится, нет труда приобретения и боязни потерять.

Мы с Леной чем дольше жили, тем больше любили и ценили друг друга, становились сильнее . Я не представлял дня без нее. За все 13 лет совместной жизни я только три раза не ночевал дома. И то потому, что уезжал в монастырь в Россию . Я не представлял себя без своей Лены…

Мы не впускали в свою жизнь ни подруг, ни друзей, все делали и решали сами. Не нужно советчиков, не зря говорят, что добрыми намерениями выстлан путь в ад. Трудности нужно преодолевать вдвоем. И еще важно в отношениях жить не для себя, а ради любимого человека. У нас было именно так…

«Чтобы Лена не умерла, в месяц нужно было 10 тысяч долларов»

В 29 лет у Елены случился инсульт. После того страшного рассвета, когда они возвращались на автомобиле из рабочей поездки по Европе , он боролся за ее жизнь долгих 13 месяцев. Сначала были три недели в чешской реанимации, медицинский самолет и доставка на родину. А потом потянулись жуткие месяцы в минской реанимации. Сразу стало понятно: нужно очень много денег, без них любимой не выжить…

Лену подключили к аппарату искусственного дыхания, в котором раз в сутки нужно было менять специальные шланги. Их в больнице не было, и я покупал их сам. Один комплект стоил 30 долларов, в месяц выходило 900. Но нужны были не только они.

Фильтры для дыхания стоили дешевле - 10 долларов, но иногда их требовалось по пять в день: раз кашлянула - уже забился. Лекарства, средства гигиены - все за свои деньги.

В месяц на поддержание жизни моей жены уходило 10 тысяч долларов. Я очень благодарен всем, кто помогал, нашу семью поддерживали всем миром…

- А если таких денег нет?

Тогда человек умирает. За полгода в реанимации я столько всего насмотрелся! Не покидало ощущение, что это просто конвейер смерти…

В палате реанимации было восемь мест, но только четыре аппарата искусственного дыхания. И врач сам принимал решение, кому аппарат поставить, а кому - нет. При равных условиях ставили тому, кто моложе…

Константин полгода пролежал с женой в реанимации, ухаживал за любимой и днем и ночью. В больнице только диву давались: никогда до сих пор медсестры не видели, чтобы так ухаживал муж…

Детей отец Константин видел урывками: приезжал обнять, привозил продукты. Спасибо родным, которые взяли заботу о малышах на себя.

Спустя два месяца жена потихоньку начала восстанавливаться: могла улыбаться, кушать рукой, даже научилась разговаривать со мной, моргая ресницами. А потом все перечеркнула клиническая смерть и состояние еще больше ухудшилось…


- Елене сделали операцию?

У нас такие операции не проводят. Мы с лечащим врачом летали в Москву в НИИ Бурденко , но там сказали, что смысла нет. За 100 лет в их истории таких случаев было всего пять, Лена - шестая и самая сложная пациентка. Мне сказали прямо: «Непонятно, почему она до сих пор живет…»

Последние семь месяцев Елена провела дома.

Врачи сказали, что возможности нахождения в больнице исчерпаны, но вдруг ей помогут родные стены?..

Константин перевез жену, но не сдался.

Я организовал реанимацию дома. Взял напрокат медицинское оборудование, в частном порядке нанял врачей и реабилитологов, которые круглосуточно дежурили возле Лены…

Знаете, когда такое случается с любимым человеком, начинаешь переоценивать жизнь: Господи, мы же порой обращаем внимание на такую ерунду! А все может закончиться в один миг…

Те месяцы я жил даже не с комком в горле, а будто с камнем в животе - так боялся ее потерять. Просил Бога не забирать ее, мы вместе с детками стояли на коленях, плакали и молились… - спрятать подступающие слезы невозможно, я рассматриваю семейный альбом и вижу на счастливых фото другого человека. Сейчас 35-летний отец Константин почти полностью седой , заикается…

«После смерти жены я два месяца не служил в церкви»

Чтобы оплачивать огромные расходы, отец Константин на время покинул приход и устроился на работу водителем международного автобуса. О смерти жены ему сообщили по телефону, в дороге. По мобильнику он руководил всеми приготовлениями к похоронам...

Период восстановления растянулся на месяцы. Говорят, что настоящие мужчины не плачут. Но только не в таких ситуациях.

Если бы сказали отдать за жизнь жены свою - я не думал бы ни секунды. Только бы она поправилась! Она жила ради меня и ради наших детей. И мы тоже жили ради нее. Но Бог забрал ее у нас…

- Как священник может оправдать такую ситуацию? Как после этого прийти к Богу?

Я два месяца не служил в церкви, было очень тяжело морально. Терзали вопросы: «За что? Почему?» На нас не было страшного греха, за который можно было так наказать… Честно скажу: у меня была обида на Него... Я часто вспоминал потом, как мы с детками стояли на коленях перед иконами, плакали и молили Бога не забирать маму. А она все равно умерла…


На первых порах спасала работа: два месяца он ездил в международные рейсы, дорога отвлекала. Шок проходил медленно, но он понял, что ради детей нужно брать себя в железный кулак и жить дальше. Отец Константин нашел силы смириться: уволился и вернулся к полноценному служению в церкви.

Мы начали строительство в Гатово единственного в Беларуси духовно-спортивного центра с тремя спортивными залами, где смогут заниматься все желающие, - строительство стало настоящей отдушиной и радостью священника.


Многим сложно понять: как после всего случившегося может сохраниться вера, силы жить дальше и не сломаться. Я живу по строгим для себя принципам: все глобальные события в жизни человека происходят по воле Бога. А священник - это солдат, воин Христов, и поэтому есть приказ свыше, и ты его исполняешь без рассуждений и пререканий… Я смирился и терплю все, что происходит в моей жизни, без ропота. Силы и терпение мне придают мои принципы, жесткая жизненная позиция, моя вера, которая стала еще крепче и жестче. Сегодня для меня не существует ситуации, которая вызвала бы во мне страх, панику и отчаяние. Для многих людей бытовые сложности и неустроенность отношений являются проблемой, а для меня это пыль и мышиная возня, на которые даже не стоит обращать внимание.


«В этой жизни важно научиться прощать»

После трагедии прошло почти пять лет. Отец Константин женился второй раз - такое решение принял он и его дети. Медсестра Оля вначале ухаживала за Еленой, а потом стала няней малышам. И они попросили: «Папа, можно Оля будет жить с нами?»

Но забыть первую жену Константин не смог. Ее улыбающееся лицо повсюду: на экране компьютера, мобильника, в комнатах детей.

Я сказал, что мамой малышам навсегда останется Лена. Но когда они вырастут, все равно поймут, что заботилась о них и Оля…

Девять месяцев назад у пары родился общий ребенок. Отец Константин говорит, что так правильно: ведь Оля в двадцать с небольшим пришла в многодетную семью, и ей тоже хотелось родить малыша. Он рассказывает, что хорошо к ней относится, что в их жизни помимо быта присутствует и теплота, и ласка, но вырвать из сердца Лену он не может. Сердце будто разделилось на части: Лена, Оля и дети.


Многодетная семья живет в большой четырехкомнатной квартире, документы на которую оформляли еще с Леной. Когда пришло время вселяться, жену уже похоронили. И чиновники пересчитали метры.

Сказали, что нужно доплатить за отсутствующего человека 20 тысяч долларов или выбирать другую квартиру, поменьше. Спасибо, помогли добрые люди, Бог все-таки меня никогда не оставлял…


Отец Константин ведет здоровый образ жизни, к которому с младенчества приучает и детей.

Встаем со старшей дочкой в пять утра и бежим три километра. В шесть будим остальных и вместе делаем зарядку. Затем - душ, завтрак, школа. После - кружки и секции. Старший сын - чемпион Беларуси по пауэрлифтингу (силовой вид спорта, суть которого заключается в поднятии максимального веса. - Ред.), дочка изучает английский и китайский. За день они так выкладываются, что в восемь вечера уже носом клюют, а в девять - отбой…



С 4-кратным чемпионом GP K1 Эрнесто Хустом, получивший среди любителей боевых искусств прозвище "Мистер совершенство".

Семейная жизнь, как и жизнь вообще, - это не только радость и ясная погода. Нужно постоянно находить точки соприкосновения, не доводить до конфликтов. И учиться прощать. Теперь я знаю, что любимому человеку можно простить все. Главное, чтобы он был рядом…

Их ситуация помогла многим окружающим наладить свою личную жизнь.

Некоторые потом признавались: «Глядя на тебя, на вашу трагедию, мы переосмыслили то, что с нами происходит, и отношения с женой стали лучше. Мы стали бояться потерять друг друга…» Поэтому я всем советую жить конструктивно: беречь друг друга, любить, жить друг для друга. Ценить каждый день, который может стать последним и оборваться в один миг…

ДОСЬЕ «КП»

Константин БУРЫКИН , 35 лет, православный священник, настоятель прихода храма Святого духа в поселке Гатово Минской епархии. Женат, пятеро детей.

Окончил институт физкультуры по специальности тренер-преподаватель по боксу.

Судья международного класса по тайскому боксу и кикбоксингу, проводит боковые судейства.

Православные очерки жены священника

Сегодня мы хотим познакомить Вас с творчеством Анны Ромашко (Ее страничка в каталоге творчество - )

Православные очерки Анны Ромашко – это уникальные литературные произведения, написанные самой жизнью. Дело в том, что автор этих небольших рассказов – жена православного священника, мать шестерых детей. Христианская семья Анны Ромашко растет с каждым годом – это и детишки, и крестники, и воспитанники воскресной школы и прихожане. В православных очерках речь идет о совершенно реальных людях, которые встречались на жизненном пути матушки. Благодаря ее творчеству мы можем увидеть жизнь христианской семьи как бы изнутри, глазами самой матушки Анны. Батюшка Андрей и Анна Ромашко выросли в семьях творческих людей. Отец священника Андрея Ромашко – известный в Новосибирске актер театра музыкальной комедии, народный артист России. Сам отец Андрей окормляет молодежь в епархии и является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая». Матушка Анна давно занимается журналистикой, ее православные очерки публикуются в печати и на интернет-порталах. Ее сердце открыто к восприятию радости и боли не только членов семьи, но и других людей. В рассказах мы увидим много интересных образов людей, которые показаны талантливо и ярко. Литературное творчество матушки многообразно, некоторые ее очерки автобиографичны. Остается загадкой, как матушка Анна, имея такую большую христианскую семью , успевает писать.

О главном

().

Этот короткий очерк описывает путешествие семилетней Анны на Урал к родственникам. Она уроженка Ташкента, и когда попала в сибирскую деревню, увидела много для себя нового и необычного. Эти воспоминания остались в сердце на многие годы. Прошло время, и Анна стала журналистом-корреспондентом, который сопровождал миссионерские поездки православного корабля-церкви. По-разному воспринимали люди воцерковление, многие приходили к вере уже на склоне лет. Пожилая пара, к примеру, пришла венчаться, когда они узнали о прибытии церковного корабля. Вместо традиционных золоченых церковных венцов пришлось сплести им для венчания новые венцы из подручного материала – березовых веток. Однако трогательность самого момента совершения таинства глубоко запала в душу юной журналистке – она почувствовала родство своей души с окружающим миром и людьми. Все мы – дети Бога, Его творение.

Исаие, ликуй!

().

Этот очерк был написан в 2003 году, он автобиографичен. Слова «Исаие, ликуй!» взяты из чина православного венчания, и повествование идет именно о зарождении христианской семьи . Какая редкость в современном мире – сохранение чистоты отношений между юношей и девушкой. Эта христианская норма прошлых веков ныне забыта, многие теряют свою девственность в ранней юности. А ведь для семьи это имеет очень важное значение, так как связано и с нравственными качествами, и с физиологией отношений. Матушка Анна рассказала о курьезе, который произошел в ЗАГСе после их росписи. По традиции, молодые супруги должны поздравить друг друга поцелуем, но Анна и Андрей просто пожали друг другу руки. В результате возникла небольшая пауза, так как по сценарию это не предполагалось. Далее последовало венчание в кафедральном соборе. Как вспоминает эти минуты Анна, она почувствовала нечто особенное, важное, главное в жизни. Наверное, она еще не осознавала значение этих ощущений, ведь она выходила замуж за Андрея Ромашко, который в то время был еще геологом, а не священником. Свадьба была без народных обрядов выкупа невесты и соблюдения прочих традиций. Далее все было тоже не по обычаям: не было криков «горько», конкурсов и развлечений. Был просто праздничный обед, после которого молодые поехали к себе. Оставшись вдвоем, они прочитали вместе акафист Божией Матери и заснули на застеленном диване, даже не снимая свадебные наряды. Действительно, таинство брака велико по своему значению – отныне два человека, мужчина и женщина, составляют единый организм. Как сказала Анна в очерке – единую кроветворную систему. Короткие характеристики мужа Андрея, которые дает матушка в тексте, отличаются точностью формулировок: она отмечает самое важное. С первых дней образ супруга внушал ей уважение и доверие.
Этот очерк состоит из фрагментов, из отдельных эпизодов. Каждый абзац относится к какому-то определенному событию из жизни христианской семьи и их детей. Однако все вместе производит впечатление мозаичной картины, которая гармонично сложилась из фрагментов. Здесь и первое расставание молодоженов, когда Андрей уехал в геологическую экспедицию, а беременная Анна осталась дома одна на долгие четыре месяца. В следующем фрагменте рассказывается о семейных радостях – встрече детишек с папой вечером. И тут же – снова небольшое отступление, шаг в прошлое… Событие, которое определило весь ход жизни молодого человека – он стал священнослужителем. На рукоположении присутствовали все родственники, каждый переживал это по-своему. Матушка простояла всю службу, держа на руках маленькую дочку и нося в себе второго младенца. С этого дня батюшка посвятил себя служению Богу и людям, он сочетавался со Христом. Матушка в первые годы переживала внутреннюю борьбу: ее душа рвалась к мужу, она скучала и тосковала. Хорошо, что мудрый духовник помогал молодой паре переосмыслить свое отношение друг к другу и перейти на новый уровень христианской веры. Матушка вспоминает тяжелое испытание, которое настигло ее в первые годы супружеской жизни: оба ее малыша – сын и дочь – попали в реанимацию. Но из этого испытания она вышла более сильной в вере, так как материнская молитва помогла спасти детишек. Пройдя через страдания, Анна смогла глубже прочувствовать свое материнство и осознать его на новом уровне. Следующий фрагмент говорит о простых женских переживаниях по поводу своей красоты: после рождения детей матушка набрала вес и очень волнуется о потере своей привлекательности.
Перед нами проходят картины мирного христианского быта: вечерние молитвы всей семьей, детские обращения к Богу, семейный ужин… все кажется очень просто и буднично. Но каждое действие наполнено содержанием, высшим смыслом. Секрет этой глубины в Боге, в высоком предназначении христианского брака и семьи. Именно это таинство семейной жизни открывается на страницах очерка Анны Ромашко. Далеко не у каждого мирского человека есть возможность увидеть быт священнослужителя и его близких.
В 2008 году матушка Анна написала продолжение этого очерка – свои мысли и чувства, которыми она жила через 5 лет. Заметно, что отношения с батюшкой стали более мудрыми и взрослыми, они зиждутся на другом основании. Матушка осознает свою ответственность за сохранение любви, как заповедано в Евангелии. Страх мужа, о котором там сказано, основан на страхе потерять его любовь, потерять доверие. За время служения Богу семья молодого священника разрослась, так как кроме своих детишек появились крестники, духовные чада, братья и сестры по вере. Матушка, как и прежде в ожидании мужа: он остался на приходе, готовиться к храмовому празднику. Однако ее ожидание теперь окрашено мирным и спокойным состоянием мудрой женщины. Она знает, что супруг вечером приедет уставший, и они вместе переживут все сложности и тревоги дня. Прошедшие годы заметно изменили и углубили чувства матушки Анны.

Монахиня Ольга

().

Монахиня Ольга – в миру Ольга Ивановна. Этот очерк посвящен удивительной верующей женщине, которая подтверждала свою веру не только словами. Начало действия происходит в больничном храме, куда больные и их родственники несли свою беду. Ольга Ивановна пришла просить благословение у батюшки на отпуск, а получилось так, что все сложилось совершенно по-другому. В больницу попала маленькая девочка с запущенным лейкозом, ей срочно нужны были дорогие лекарства. И вот перед Ольгой Ивановной встала проблема, которая может возникнуть только у искреннего и доброго человека. Она настолько близко приняла к сердцу судьбу четырехлетней малышки, что отдала на ее лечение все деньги, которые собирала на отдых себе и своей дочери. Далее следует рассказ-история воцерковления Ольги Ивановны, которая тесно переплетается с жизнью автора. Они встретились в первой в городе общине сестер милосердия при храме. Иногда Ольга Ивановна помогала ухаживать за больными, или просто приносила деньги на нужны страждущих. Также в храм пришла и ее дочь – двенадцатилетняя Вика. Ольга Ивановна отличалась максимализмом в исполнении требований Православной Церкви, искренностью и открытостью. Когда она узнала, что нельзя пользоваться косметикой, то никаких полумер не признала, хотя и переживала. Нельзя – значит нельзя.
Первый раз в храм она пришла для того, чтобы отдать коллекцию фотографий своего дяди – священника. Как потом выяснилось, молодые священнослужители знали его и очень почитали. На его похороны приехали четыре архиерея – это уже о чем-то говорит очень важном и значительном. Во время похорон пожилого священника собралось так много его духовных чад, что милиция даже оцепила кладбище. Это все Ольга Ивановна узнала только сейчас, так как домашние не воспринимали старенького священника всерьез. Так она и осталась потом при храме как ревностная новообращенная христианка. Особенно ее тянуло к монашествующим. Рядом был храм, где иноки регулярно совершали службу. Так вот, Ольга Ивановна часто его посещала, выстаивала монастырские молитвы и подолгу беседовала с пожилым горбатеньким монахом Варнавой. Однажды он ее благословил поехать в Троице-Сергиеву Лавру к старцу отцу Науму за советом – и она сразу же поехала. Старец Наум благословил ее как можно быстрее принять монашеский постриг, но домашние дела не дали ей исполнить послушание в ближайший год. И только чрезвычайное событие напомнило ей и всем окружающим о благословении лаврского старца – у Ольги Ивановны обнаружили рак желудка с метастазами. В больнице она проявила все свою веру и мужество, и стойко перенесла испытания. Когда ее выписали, то врачи дали ей от силы пару месяцев жизни. Однако все под Богом ходим – Ольга Ивановна прожила еще два года. Через несколько месяцев после выписки она уже поехала в Сергиеву Лавру для пострига – и вернулась монахиней Ольгой. Что характерно, в период обострения болезни она не испытывала острой боли и не принимала наркотические препараты. Она слегла за некоторое время до кончины, и священники ежедневно причащали ее на дому. Так она и отошла ко Господу – после Причастия. Ее дочь взяли на попечение сестры милосердия, и Вика выросла при общине храма. Вера девушки была светлой и радостной, а память о матери согревала ее душу.

Быть настоящим мужчиной

().

«Быть настоящим мужчиной» – короткий очерк, посвященный мужчинам и вере в Бога. Это совершенно взаимосвязанные понятия, так как только верующий может быть настоящим мужчиной в полном смысле этого слова. Только христианин может взять на себя ответственность за свою жену, за своих детей. Ответственность во всей полноте – за их жизнь, за их благополучие, за их безопасность. Не зря образ Христа и Церкви в Библии изображают в форме брачного союза – так велико это таинство перед Богом. Только в таком браке женщина может проявить свои женские качества, возвышая отношения своей любовью. Зависимость женщины от мужчины в высоком понимании позволяет ей стать его поддержкой и опорой. Особенно это относится к женам священников, которые становятся помощницами и дома, и на приходе.

Елочка

().

«Елочка» – это поучительная детская сказочка, написанная матушкой для малышей. Наверное, она ее не раз рассказывала своим деткам. В сказке вложено много тепла и любви к Богу и детям. Действие сказки происходит в канун Рождества – а ведь это самый любимый детский праздник. Как говорит матушка о своих малышах, они всегда ждут праздника и особенно ценят рождественские подарки, которые получают накануне праздника. В сказке фигурируют три персонажа – три дерева, каждое из которых хотело стать символом Рождества. Все они имеют свои достоинства, но внутреннее состояние души у них различное. Маленькая елочка отличалась скромностью и смирением, она очень хотела попасть на праздник Рождества, чтобы только посмотреть на родившегося Бога. Эта история перекликается с церковным преданием о детстве Богородицы: когда Она выросла при храме и читала пророчества пророка Исайи о рождении Спасителя. Православная Церковь хранит и передает слова Девы Марии, что Она хотела бы быть хотя бы служанкой у этой славной Девы- Богородицы. Именно за смирение Господь благоволил сделать ее Матерью Бога, Сына Своего. Именно смирение является наиболее важной христианской добродетелью, которая привлекает к человеку благодать Божию. И в словах сказки матушки Анны детям доносится образ христианского смирения на примере рождественской елочки. Гордые своей красотой экзотические деревья сами себя назначили символами праздника, и даже начали соревноваться – кто же из них лучше. Спор между ними перешел в драку. Только елочка пришла на праздник не как героиня, а как скромная зрительница. Она так хотела познакомиться с рождественским деревом, что даже расплакалась. И тут ее смирение и скромность были награждены: с неба спустились гирлянды и звездочки украсили ветки лесной красавицы. В конце подводится вывод сказки словами мальчика Ванюши, о том, что елочку выбрали рождественским деревом именно за ее скромность и доброту. Вот такими простыми словами матушка воспитывает своих деток, и такая теплая сказка о рождественской елочке может стать поучительным примером для сотен подрастающих христиан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Православные очерки матушки Анны помимо своей литературной и христианской ценности имеют еще и большое значение для молодых семей. В коротких рассказах Анна Ромашко очень ярко показывает детали быта, которые так важны. Большая часть христианской литературы написана монахами-подвижниками, которые жили в одиночестве и не растили собственных детей. Именно поэтому для православных семей, особенно молодых и новообращенных, проблемы семейных отношений являются очень важными. Где искать ответы на сотни вопросов о воспитании детей? Как учить детей молиться? Как поститься с детьми? Как помочь детям адаптироваться в школе или гимназии? На все эти вопросы можно найти ответы в очерках и интервью семьи Ромашко. Отец Андрей и матушка Анна очень искренние люди, они делятся опытом своей семейной жизни на страницах христианских книг и журналов.
Особенную ценность представляют очерки Анны Ромашко для будущих матушек – жен священников. Ведь на приходе семья батюшки всегда на виду, отношение к детям, общение в доме – все это происходит на глазах у людей. Семья священника всегда заметна, и на нее стараются равняться прихожане и даже неверующие люди. Здесь на первое место выходит вопрос служения, только для мужчины и женщины оно имеет свои особенности. Если священник служит Богу и людям, то матушка служит тому, кто предстоит перед Богом в молитве - то есть батюшке. Важно осознать этот вопрос, так как в таком случае в христианской семье будет царить мир и согласие. В семейных отношениях очень мешает эгоизм и себялюбие, как показывает опыт христианских семей. На примере литературного творчества Анны Ромашко мы видим ее духовный рост и взросление от молодой девушки до мудрой матушки. Очень хорошо, что она владеет художественным стилем письма – это позволяет излагать опыт и мысли, распространять их среди других людей, нуждающихся в совете и наставлении. Семья отца Андрея Ромашко и матушки Анны – это действительно явление в христианской жизни, и у них многому можно поучиться.

2013-04-02 09:58:31


   Благовещение. 2019. Х., м. 30/60
(Миронов Андрей Николаевич)
   Ныне Бог родился. 2018. Холст, масло. 50/50
(Миронов Андрей Николаевич)
   Отец Серафим (Роуз) в своей келье. 2018
(Миронов Андрей Николаевич)
   Христос в доме Марфы и Марии. 2018. Х., м. 80/70
(Миронов Андрей Николаевич)
   Спас Нерукотворенный. 2018. Д., м. 59,4/46,5
(Миронов Андрей Николаевич)
  

Сергей Сеньчуков – врач-реаниматолог на скорой. Сергей он для коллег, налоговой инспекции и прочих государственных органов. Для всех, кто хоть как-то знаком с жизнью Православной Церкви, – иеромонах Феодорит. Врачом отец Феодорит стал давно, а вот монахом – после смерти жены. Юлия, диабетик первого, самого тяжелого типа, умерла после операции 15 лет назад. С отцом Феодоритом остались две дочки – семнадцати и пяти с половиной лет.

Я должен был оставаться не мужем, не мужиком, а именно отцом

Того, что Юлии не станет, никто не ожидал. Ее состояние ухудшилось, но у диабетиков такое случается. Было принято решение оперировать – ампутировать ногу. Операция прошла хорошо – об этом отец Феодорит, тогда еще просто Сергей, сообщил домой. Дочкам. А вскоре они услышали другую новость.

– Все происходило у меня на глазах. Пытался сделать все, что мог, и коллеги сделали все возможное. Но – случилось то, что случилось, и надо было как-то жить дальше. Меня спасли именно дочери, факт их наличия.

Я понимал, что не имею права расслабиться и заниматься биением головы об стенку, пьянством и так далее. Я должен быть в первую очередь именно отцом.

То есть не мужем, не мужиком, даже не врачом, а именно отцом. У меня есть две дочери, которых я должен не просто утешить, потому что утешить в такой ситуации нельзя, а каким-то образом дать им возможность нормально жить. Даже с этим горем.

С какими-то бытовыми заботами справиться помогала Маша, ведь 17 лет – это взрослая девушка. Я женился, когда мне 18 еще не исполнилось…

Для отца Феодорита было важно, чтобы Даша, младшая и потому получившая меньше внимания мамы, не росла с комплексом «сиротинушки», которую все жалеют. Родственники предлагали отдать дочку в садик, пусть лишний год походит. Но папа принял решение отдать девочку в школу, как, в общем-то, и планировалось раньше.

– Даша была девочка-трусишка. Например, она боялась игрушечного крокодильчика, когда маленькая была. До сих пор говорю: «Даш, ты помнишь, как ты крокодильчика боялась?» «Помню. Знаешь, какие зубы были!» – отец Феодорит показывает, какой по размеру был крокодильчик, и улыбается. – Проблема отцов и детей возникает тогда, когда мы не уважаем право близкого человека на свою жизнь. А в этом плане у меня с дочерями вроде бы все было хорошо. Мы друг друга всегда уважали. Понятно, что перехитрить ребенка – это нормально. Именно перехитрить, а не настоять. Если я буду на ребенка орать, топать ногами, – пользы никакой. А вот уболтать, убедить – другое дело.

Отец Феодорит приводит примеры, как он «уболтал» младшую дочку, например, категорически не желающую играть на флейте, но мечтающую петь. А пению рано не учат, в отличие от флейты. Даша поддалась на уговоры, в итоге – окончила музыкальный колледж, теперь – студентка Гнесинки.

Вообще в семье Сеньчуковых было не двое, а трое детей – первенец умер через два часа после рождения: преждевременные роды, тяжелая болезнь легких. Для женщин-диабетиков первого типа беременность – это и сегодня большой риск. На дворе стоял 1981 год.

– Мы надеялись на лучшее, но предполагали, что такое может произойти. Случившееся было горем, но не ударом по голове. Да, сегодня вынашивают младенцев весом 500 граммов, а тогда…

Вы тогда не были воцерковленным человеком. Если бы точно знали, что такое случится, предложили бы аборт?

– Нет. Вообще, при чем тут церковность? Аборт – плохо, даже если не брать религиозную сторону. Это добровольное ненормальное окончание беременности. И ребенку – больно, когда его расчленяют. Болевая чувствительность у эмбриона формируется рано.

Все равно, жена подвергалась риску…

– Мы оба хотели ребенка. И это был осознанный выбор нас двоих. Рассчитываешь на хорошее, а не на плохое. Здесь же не жесткая детерминация, что если ты забеременеешь, то твой ребенок умрет; если ты забеременеешь, то ты умрешь. У многих все было хорошо. Как и случались печальные случаи у абсолютно здоровых людей.

Жену наблюдали эндокринологи, и через год с небольшим у нас родилась такая хорошая Маша. Вот на следующего ребенка мы решились только через 12 лет, тогда и медицина стала другой.

Отец Феодорит чаще всего сохраняет спокойствие. Никакой лирики, никакой эмоциональности. Чего, в общем, ожидаешь от человека, который раньше выезжал на аварии, изнасилования, тяжелые несчастные случаи.

– Период эмоциональности закончился у меня еще во время учебы в школе, когда я подрабатывал санитаром. Сама по себе тяжесть пациента, если ты выбрал специальность реаниматолога, для тебя ничего удивительного не представляет.

Нельзя заменить свою вторую половину

«Когда я остался один…» – эту фразу от отца Феодорита слышали многие. Как один? Ведь не один же, с ним остались две дочери.

– Не зря же говорят: «моя половина». Я потерял человека, с которым я общался. Это, может быть, суховато звучит, но по сути это так. Мы всегда о чем-то разговаривали и понимали друг друга. Постоянное общение – это было самое главное. И вот я остаюсь без этого общения.

Понимаете, можно найти другую женщину и заменить секс. Можно полюбить другого человека. Можно полностью переключиться на детей. Можно заняться работой.

Можно делать все что угодно. Но нельзя заменить этого ощущения потери, ампутации «второй половины». Оно никуда не уходит, только притупляется.

Я не женился повторно не потому, что такой благочестивый. Да, я верующий человек, знаю, что второй брак – это не очень хорошо. Но второй брак Церковью допускается. И я не такой супермонах, который пламенеет любовью к монашеству. Если бы я был такой, то не работал бы на скорой помощи, а сидел где-то в дальнем монастыре.

И даже не потому, что дети могли не принять мою избранницу. Мы недавно с девочками разговаривали на эту тему. Маша сказала, что если и не сразу, то все-таки поняла бы. И Даша ответила так же. Проблема в другом – где я найду такого человека, который будет для меня всем. И вот здесь спасает вера. Ты человека потерял, но Бог-то с тобой остался.

Как это – монах, и вдруг – реаниматолог на скорой? Монах же в монастыре должен… Этот вопрос задают практически все, кто узнает про отца Феодорита. Все просто – когда он принимал постриг и его рукополагали в диаконский сан в 2008 году, младшей дочке было всего 13 лет. Поэтому его и не определили в монастырь, а отправили на приход, где он мог совмещать служение и профессиональную деятельность. Дочка выросла, но правящий архиерей благословил продолжать работать, сказав: «Ты еще нужен…»

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Сегодня служба, завтра дежурство на скорой

Так что отец Феодорит и служит как священник, и помогает людям как врач-реаниматолог. А еще выполняет миссионерскую функцию. Ну вот начнет коллега на подстанции рассуждать об этих «ужасных попах, которые везде лезут», а потом перестанет, вспомнит, что рядом с ним как раз и работает «поп» – хороший врач, который никому против воли о Боге и Церкви не говорит. Только если спросят…

– После смерти Юли у меня вопросы к Богу не возникали. Я – врач, прекрасно понимаю, что произошло. О чем тут спорить с Богом?

Есть болезнь, у этой болезни есть ход ее развития, и мы ничего сделать не можем. Бог может сделать чудо. Если чуда не случилось, значит, я плохо молился.

А как дети приняли смерть мамы, не восстали против Бога: почему Он так с ними?

– Ни один человек не может это принять, хоть в 5 лет, хоть в 55. Это не принимается, с этим сживаются. А вот понять – можно. Верующий ребенок знает, что так сложилось, что мамы теперь нет, мама теперь на Небе, у Бога. Про вопросы к Богу у младшей не знаю, она не говорила. А вот одной из своих двоюродных бабушек как-то сказала: «Ты же в Бога не веришь, как я могу тебе это объяснить». С подростком здесь сложнее. У Маши возникали вопросы, но, в конце концов, она нашла ответы. Как бы иначе она осталась в Церкви?

Один из наших разговоров с отцом Феодоритом происходит в Высоко-Петровском московском монастыре, где он только что прочитал лекцию на православных курсах для взрослых. Лекция давно закончена, а слушательницы все не отпускают лектора.

Женщины разного возраста и вида – и в юбках в пол и наглухо завязанных платках, и в коротких платьях и высоких сапогах, задают и задают вопросы – от простых, бытовых: можно ли выбрасывать бутылки из-под святой воды, до богословских, затрагивающих глубины веры и смыслы бытия.

Вчера вечером и сегодня утром – он участвовал в богослужении, исповедовал. Кто-то задерживается у аналоя, где исповедует отец Феодорит, священник с ним потом долго разговаривает. Кто-то отходит очень быстро: наверное, те люди, которые исповедуются у него регулярно.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) на службе. Фото: Высоко-Петровский монастырь / Facebook

– Не подскажете, когда будет отец Феодонит, кажется… А, да, отец Феодорит! – спрашивает у кого-то молодая стильная девушка в черных узких брюках. Отец Феодорит ей нужен для того, чтобы пригласить его на следующий день крестить в больнице ее недавно родившегося малыша.

На следующий день – дежурство на скорой.

Во время выездов о вере пациентам тоже не рассказывает, он их спасает, реанимирует. Когда-то он работал в детской реанимации, видел много детских смертей.

– Мне привозили очень тяжелых детей, с многочисленными переломами, например. На охи и ахи «бедный ребенок!» времени нет. Интубация, вентиляция, вена, подали в операционную. Это не черствость, а профессионализм. Бывает, и сейчас нужно транспортировать ребенка на реанимобиле.

Четко проговариваю родителям: «Состояние тяжелое. Транспортировка никому здоровья не прибавляет. Мы это делаем потому, что необходимо. Если что-то случается, вы пересаживаетесь вперед и не задаете никаких вопросов, не мешаете работать. Если вы задаете вопросы, я открываю дверь и выталкиваю вас, не важно, где мы находимся: в лесу, посреди Красной площади, где угодно», – говорит отец Феодорит.

С каким бы чудовищным случаем он ни сталкивался за годы своей медицинской практики, «проклятых вопросов» у него не возникало никогда, даже в самом начале. Он не кричит Богу: «Где Ты был в этот момент?!»

– Понятно, где Он был: рядом со страдающим, – спокойно, без отдаленного намека на патетику, формулирует отец Феодорит.

Фото: Высоко-Петровский монастырь / Facebook

Отец Феодорит курировал больных с БАС – боковым амиотрофическим склерозом, которые нуждаются в постоянном наблюдении реаниматолога.

– В работе реаниматолога самое тяжелое – не экстренные ситуации, а такие случаи, как больные с БАС. Человек постепенно умрет. Мало того, он мучительно умрет. Как врач, ты себе это хорошо представляешь. Знаешь, что если он примет все лечение, что ему предлагается, то его жизнь будет долгой и мучительной. Как православный человек осознаешь, что, если он откажется от лечения, станет самоубийцей…

Здесь как раз та самая дилемма – либо человек принимает для себя, что он будет жить, несмотря ни на что, либо говорит: «Я не могу, я не хочу, я не способен на это». Тогда он выбирает самоубийство. Мы здесь можем уповать на милость Божию, что Господь примет во внимание его страдания и не поступит с ним, как с обычным самоубийцей. Здесь очень важна роль близких. Смогут ли они обеспечить ему такую жизнь, которая не превратится в медленное мучительное умирание. И дело не только в материальном смысле.

Один наш пациент прожил на аппарате вентиляции легких пять лет – самый длинный срок из всех наших больных. От него не отходила жена и, если и не назовешь его, полностью обездвиженного, счастливым, можно сказать, что этот человек полностью принял свое состояние. Он стал глубоко верующим, регулярно причащался.

Правда, когда я увидел его в первый раз, он был в тяжелой депрессии. Но все-таки выбрал лечение, ведь очень хотел дождаться внука. В итоге дождался двух внуков!

Другой пациент, пожилой человек, умер достаточно быстро, через год. Работяга, кажется, слесарь, безалаберно относился к заболеванию, попал в реанимацию с нарушениями дыхания. Его интубировали – ввели в трахею специальную трубку. Потом мы его отвезли домой. Жена, дочка от него ни на шаг не отходили, внучка вообще постоянно с дедом в кровати.

«Дай мне выпить!» – иногда просил он жену. Нет, он совсем не был пьяницей, просто вот иногда хотелось. «Можно?» – спрашивала меня его жена. Ей хотелось порадовать мужа, но она боялась навредить. А сколько ему нужно – грамм 50 вина. Тем более у него гастростома – специальное отверстие в брюшной стенке для пищи. В гастростому зальешь, язык ложкой смочишь. «Конечно, можно», – говорю.

А бывало и наоборот, потому что эти больные очень хорошо чувствуют, когда становятся близким в тягость, причем родственники могут ухаживать за ними безукоризненно…

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков). Фото: Фома / www.foma.ru

Девчонки смеются: «Папа, ты у нас домашний тиран»

Вы работали в реанимации Тушинской больницы, все знаете про детские болезни. За своих детей не боялись?

– Я и сейчас боюсь. Многие знания рождают печали. Многое знание медицины – тем более. Но это не значит, что все врачи сразу же убиваются головой об стену одновременно с получением диплома. Осознают, что болеют далеко не все дети. Кто-то болеет, кто-то не болеет, и мы не можем повлиять никак на этот процесс.

Дочери отца Феодорита – внутренне свободные люди. Это понимаешь, даже если чуть-чуть пообщаешься с ними. С другой стороны, мне всегда казалось, что он должен быть строгим отцом.

– Девчонки всегда смеются: «Папа, ты у нас домашний тиран», – подтверждает отец Феодорит. – Но тиран мягкий. По своему характеру я не люблю власть как таковую, но люблю, чтобы в моем доме было по-моему.

Уважаю свободу человека, но требую, чтобы в моей маленькой монархии действовали мои законы. Допустим, меня не напрягало, что Маша уезжала тусоваться на Арбате или куда-то еще. Но я сердился, если она не отзванивалась.

Я достаточно легко отношусь ко всяким уборкам, но мой день рождения должен существовать в том формате, в котором он существует уже много-много лет.

День рождения отца Феодорита, как и другие праздники семьи – это обязательное обилие очень вкусной еды. Как умеют готовить все Сеньчуковы – отдельная история, или даже поэма. Чтобы описать хотя бы самое простое блюдо, требуются высокий слог и возвышенные эпитеты.

Только сейчас, когда одна дочка живет хоть и недалеко, но отдельно, а другая уехала в Якутию, сам отец Феодорит готовит не часто.

– Я сейчас питаюсь картошкой, сосисками и так далее. Готовить нет времени, да и сил – проблемы со здоровьем: диабет и другие неприятные диагнозы.

– Кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Я просто исхожу из того, что, если буду сидеть, высчитывать хлебные единицы, мне жить будет некогда. И никакой это не грех. Я же на инсулине.

Так все-таки вы домашний тиран? уточняю еще раз педагогическую позицию отца Феодорита.

– Специфический тиран. Иногда девчонки обижаются: вот, ты требуешь, чтобы мы делали то, делали это. Я говорю: «Я от вас требую не так много. Только того, что мне необходимо для комфортного существования. Я же вас не напрягаю в плане вашей жизни». Уж коль скоро я Машу в монахини отпустил…

Маша: Иночество и смерть мамы не связанные вещи

Сергей Сеньчуков точно бы не стал отцом Феодоритом, если бы не смерть жены. Возможно – отцом Сергием, белым священником. А стала бы инокиней Евгенией дочь Маша – яркая, красивая, не потеряй она маму? Есть же мнение, что идут в монахи люди, пережившие горе.

– В монашество уходят по разным причинам. Другой разговор, что печаль может подвигнуть человека на осознание себя. Если бы у Маши все было благополучно, она бы больше думала о мальчиках и посиделках. В этой же ситуации она, как нормальный человек, стала размышлять о жизни и смерти и поняла, что ее путь другой. Тут как раз Машу-то я прекрасно понимаю. Другой разговор, что ожидал я этого больше от более строгой Даши, которая выросла в окружении монахинь. Когда мы ездили в паломничества, она всегда с монахинями была.

Старшая дочь отца Феодорита, Маша, а в постриге – инокиня Евгения, тоже считает, что иночество и смерть мамы – не связанные вещи.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

– Может быть, если бы мама была сильно против, я бы, наверное, попыталась устроить свою жизнь иначе, но, думаю, все рухнуло бы очень быстро. Я когда-то и влюблялась, и даже были мечты о свадебном платье.

Но дальше этой мечты вставала такая стена, после которой было ясно: или я сбегу прямо в этом свадебном платье, либо сразу после свадьбы произойдет что-нибудь ужасное, вроде того, что мы попадем в автокатастрофу, разобьемся, останусь только я, которая будет молиться за всех остальных всю оставшуюся жизнь. То есть после свадебного платья будущего в моей голове не было, – рассказывает инокиня Евгения, пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии, проректор Якутской духовной семинарии по научной работе.

Даша: Специальность бросать не собираюсь

Младшая, Даша, в иночество пока не стремится и всегда, по ее словам, была ориентирована на семью.

– Планирую в следующем году закончить академию, продолжить работать по специальности, возможно, если появится что-то новое и интересное, окунуться в это новое. Но специальность бросать не собираюсь, – делится планами Дарья.

Отец Феодорит, внуков хочется?

– Хочется, но не настолько, чтобы я рвал на себе волосы и стенал. Странно переживать по поводу того, чего нет в принципе. Внуки – это ж конкретные люди, если они появятся, буду их любить, буду радоваться. Пока их нет, и по этому поводу я особенно не задумываюсь.

Дети взрослеют – и это нормально

У дочерей – своя жизнь. Одна – совсем далеко, другая, хоть и живет неподалеку, но у нее – своя жизнь: учеба, преподавание…

Не возникает ли у отца обиды на дочерей, что вот, растил, поил-кормил, а они…?

– Отвечать за отца я бы не стала, наверное, что-то такое есть, но мы с ним практически каждый вечер созваниваемся, да и живу я не очень далеко, заезжаю домой, если появляется свободное время, – говорит младшая, Дарья.

Этот вопрос с каждым членом семьи мы обсуждаем отдельно. С инокиней Евгенией – по скайпу:

– Думаю, папа обидится, когда я это скажу вслух, но мне кажется, папа нас до конца не отпустил. Это в какой-то степени проблема границ и проблема сепарации. Ведь сам папа женился, когда ему не было 18 лет, и многие были против. Но он поступил так, как счел нужным, и я считаю, это правильно. Правильно поступила и моя мама, в свое время уехав к родственникам в Москву из Пензы. Чем дольше ты живешь вместе с родителями, тем дольше ты потом не можешь построить свою жизнь. Это касается как жизни семейной, так и церковной.

Отцу Феодориту этот вопрос задаю самым последним. Совсем немного задумавшись, он отвечает:

– У меня нет обиды на то, что дочки разъехались. Как можно обижаться, если жизнь идет так, как она и должна идти? Дети взрослеют – это нормально. Конечно, я люблю, когда они приезжают ко мне, когда мы все вместе отправляемся летом в путешествие. И я уверен, что они всегда придут на помощь, если потребуется. Постараюсь не дать им для этого повода.

Материал подготовлен в рамках Всероссийского проекта «Быть отцом!», инициированного Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».

Роль жены священнослужителя не каждой женщине под силу. Потому как это и не роль, а, наверное, особое состояние души. Быть матушкой почетно. Но ею надо именно быть, а не казаться, своим примером являя любовь, терпимость, верность, смирение, радость. Так какие они, эти женщины, помогающие нести мужьям священнический крест?

Матушкино счастье

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина , супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная... И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем» .

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом» .

Правая рука

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома - громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой ».

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

— Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

— Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один?Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

И строгость в помощь

Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять.Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком» .

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь ».

У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом» .

Личная жизнь священнослужителей всегда была тайной за семью печатями для мирян. А им всегда хотелось знать: сколько раз батюшкам можно вступать в брак и по каким критериям они выбирают себе жену?

Корреспондент «Комсомольской правды в Украине» побеседовал с протоиереем Вадимом Шапраном, благочинным Чудновского района Житомирской области.

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

— Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

— Если у католиков целибат (то есть безбрачие) — явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники — обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет — к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода…

— Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

— Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами… Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

— Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

— Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар… Моя жена — юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

— А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

— Священник должен уметь справиться со своей женой. А если матушка ему изменяет, то он с ней однозначно не должен жить как с женой. Хотя и выгонять из дому недостойную не обязательно. Для священника не существует понятия расторжения брака и тем более вторичного бракосочетания. Ни при каких обстоятельствах священник не может повторно жениться. Даже если его жена умирает. Во времена Древней Руси овдовевший священник был обязан уйти в монастырь. Сейчас вопрос так жестко не ставится, однако священник на всю оставшуюся жизнь остается один.

— А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

— В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы…

— Бытует мнение, что лучшая жена для священника — девушка из семьи священнослужителя…

— В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников — епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

— Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

— Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ — ПОЖАЛУЙСТА

— В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

— Платок — это, конечно, неплохо. Но матушка вовсе не обязана быть «серой мышкой». Главное — не одежда, а внутренний мир человека, его духовность, отношение к жизни и окружающим. Хочу отметить, что современная матушка — это женщина, которая может занимать активную жизненную позицию, водить машину, работать в светском учреждении, пользоваться Интернетом и так далее.

— Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

— Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

Еще такой немаловажный нюанс: в любой момент священника могут направить в другой приход, в другой город или село. Причем на новом месте, возможно, придется начинать практически с нуля, поскольку жилье отнюдь не гарантируется. Поэтому многие священники предпочитают жить в областном центре и ездить оттуда в свои приходы. Объективные трудности вызывают и ненормированный рабочий день священнослужителя, отсутствие совместных выходных… Да и небогато живут семьи большинства священников. Разве что в очень крупных городах. Если в городских соборах и церквях священники получают зарплату, то в сельских приходах их главный доход — средства прихожан, которые люди дают священнику в качестве благодарности за крещение, венчание, отпевание и тому подобное.

— Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

— В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.