Последование венчания. Схема чина венчания второбрачных

«Благословен Бог наш...»

Трисвятое по «Отче наш...»

Мирная ектения

Две молитвы на обручение

Обручение кольцами

Три молитвы (две покаянного характера)

Возложение венцов

Тайносовершительные слова Венчания

Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия

Сугубая ектения

Просительная ектения

Молитва: «Отче наш...»

Снятие венцов

Две молитвы

3. Идейный смысл молитвословий
чина венчания второбрачных

При обручении второбрачные, по обычаю, воспринимают возжженные свечи, так как в Требнике прямого запрещения на это нет. И обручение далее совершается как и в первом браке. После того, как кольца надеты на вступающих во второй брак, священник читает молитвы чина венчания. В первой из них священник просит Бога призвать второбрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные, соединить друг друга любовью, даровать им обращение мытаря, слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они могли в своей жизни соблюдать в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Небесного. Во второй молитве священник вновь просит Господа Иисуса Христа очистить беззакония брачущихся, ибо они не смогли понести «тяготы плотского разжения».

Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудрие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак.

4. Совершение чина браковенчания второбрачных
в Русской Церкви

В XV веке относительно Таинства Венчания второбрачных находим свидетельство только в одном богослужебном памятнике. По этому списку после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси, Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, и «ныне» - Богородичен. За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав» и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец...», Апостол к Ефесянам (5, 25-33). Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вине...», ектения сугубая и отпуст. (Служебник рукописный Софийской библиотеки. № 839, л. 132-134).

Порядок этого чина соответствует требованию древних правил отлучать второбрачных от причащения на определенное время и не возлагать на них венцы (Евхологион Гоара, с. 401). Отсутствие в чине возложения венцов и причащения Преждеосвященными святыми Дарами говорит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил.

В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой Церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав». Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным Твоим смотрением...». Еще один памятник после молитвы «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав» указывает прокимен: «Славою и честию венчал еси нас», нынешний апостол и Евангелие от Матфея (19, 3-12), сугубую ектению
и отпуст (особый). В постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав, глава 20, с. 112-114).

Согласно Уставу Стоглавого собора, при венчании вдовца и девицы совершался чин первого брака («все по ряду венчание»).

При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженце (Стоглав, гл. 19, с. 111).

К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания второбрачных нужно отнести обычай возлагать венец не на голову, а на правое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.

Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных.

В конце каждого чина венчания совершалась заздравная лития с надписью: «Сице молвити князю младому».

Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 29).

Схема чина венчания супругов, в летех мнозех сущих

Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря

Благословение жениха и невесты возжженными свечами

Псалом 127 и шествие из притвора на середину храма

Поучительное слово

Вопросы к жениху и невесте

Возглас: «Благословенно Царство...»

Мирная ектения с возгласом иерея

Три молитвы о сочетающихся браком

Возложение венцов

Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш...»

Прокимен, Апостол, Евангелие

Сугубая краткая ектения

Просительная ектения, возглас

Пение молитвы «Отче наш...»

Возглас священника

Благословение и преподание общей чаши

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей

Снятие венцов

Две молитвы

Глава VI


Богослужение Таинства Елеосвящения

Символика Таинства

Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же - и виновники и физического нездоровья человека.

Если Церковь - это Тело Христово, а каждый христианин - Его живая клетка, включенная в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи - это преграда на пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан.

Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы является помазание его «елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца во время помазания: «Исцели и раба Твоего... от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют надеждой на молитвы Богоматери и святых. Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью.

Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к благодатной Лозе - Господу Иисусу Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его способным жить по заповедям Божиим.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и радости во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Участник Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и болезни. Живительные соки Лозы - это дар страданий Христовых, претворенных Им в победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе - единственное исцеление.

В этом мире всегда есть место страданиям, горю, испытаниям (Иак. 5, 14-5). Но Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И в этом глубокий смысл победы, ибо осмысленным стало самострадание. Оно стало подвигом, преображением. Страданию дано стать знаком, свидетельством той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизни.

В Таинстве Елеосвящения Церковь указывает человеку путь к обращению, к претворению его болезни и страдания в условия для встречи со Христом и для участия в Его победе над грехом и страданием. Понятно отсюда, что такая победа нужна не только умирающему человеку, но живущему в этом мире и соприкасающемуся с телесными и душевными страданиями.

Таким образом, символика Таинства Елеосвящения препровождает болящего к благодатному преобразованию души, укрепляет его к усвоению жертвы Христовой, чтобы человек среди скорбей и одиночества стал свидетелем о Христе, испытал, по словам священника Павла Флоренского, тягу «к новой, высшей реальности», ощутил в себе прорастание семян иного бытия, ибо «семенем новой жизни стала смерть Христова».

Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу. Ему открывается истинный смысл апостольского учения: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14, 7-8).

И наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. В Таинстве совершается благословение всего подвига, совершаемого человеком на земле, и пути, пройденного им в вере и смирении. Человек очищается от грехов, ему приоткрывается смысл смерти и замысел Божий о его тленном теле».

В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих (А. С. Хомяков).

2. История формирования
чина Елеосвящения

По свидетельству Священного Писания, Таинство Елеосвящения
имеет Богоучрежденный характер. Евангелист Марк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13).

В послании апостола Иакова указывается порядок совершения этого
Таинства и условия участия в нем. «Болен ли кто из вас, пусть призовет
пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его
Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном
христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь:
«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). По этой заповеди действием Духа Святого апостолы совершали Таинство святого елея.

Молитва веры и помазание елеем во имя Господне составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека.

В первые века чинопоследование Таинства было несложным и включало в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и при помазании им болящего человека.

В первоначальный период истории чина Елеосвящения право «призывать» пресвитеров для совершения Таинства предоставлялось болящему. Он призывал их к себе в дом. Обычай сакраментального врачевания больных в частных домах, возникший в апостольский век, удержался в следующие века существования Церкви. Так было до VI века. Клирикам вменялось в обязанность «посещать всех, нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех, «находящихся в болезненном угнетении духа». Узнав от диакона о таких людях, епископ или пресвитер шел к больному, молился о нем Богу и помазывал его освященным в Таинстве елеем.

Начиная с VI века предпочтение для совершения Таинства Елеосвящения стали отдавать храмам. Причиной, повлиявшей на перемену места совершения Таинства, стала его тесная связь с Литургией, всегда совершавшейся в храме. Строительство больниц при храмах тоже оказало свое влияние на внедрение практики совершения Таинства святого елея при храмах, ибо в больницах оно и совершалось над больными.

С XIII века обычай строить церковные больницы при храмах исчезает. Вследствие этого практика совершения Таинства Елеосвящения тоже меняется. Сам чин Елеосвящения освобождается от соединявшихся с ним служб суточного круга: вечерни, утрени и от Литургии. Например, в рукописи XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне говорится: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидою и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея».

На приходах в это время Таинство Елеосвящения совершалось только в храмах. В «Новой скрижали» говорится об одном так: «Больные, которые могли подниматься и ходить, с помощью других были приводимы в храм, а кто не мог этого, тех привозили, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством действия, сообщаемого этим Таинством. Иногда они пребывали там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания освященным елеем. Бывали и примеры, когда и здоровые для получения духовного благословения или для утоления некоторого недуга приступали к этому духовному врачевству, и священники, снисходя к их просьбам, помазывали их священным елеем, читая над ними ту же молитву, как и над больными».

XIV век профессор А. А. Дмитриевский называет веком, когда начался новый период в истории чина Елеосвящения. Для него характерно обособление частей последования от храмового богослужения. Вечерня при этом совсем опускается, связь с утреней остается, обретая новый смысл: песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения, образуя его первую часть. Этому способствовал, как говорилось, вновь возникший обычай совершать Таинство святого Елея в частных домах».

В чине Таинства Елеосвящения отображена практика Восточной Церкви, которая стремилась помочь больному в излечении от болезней телесных и душевных и способствовала воссоединению чад своих с благодатной жизнью Царства Божия. Для этого и «призывались», по апостолу, пресвитеры Церкви.

Чин обряда венчания в том виде, как существует сейчас сложился еще в I веке нашей эры, то есть во времена зарождения христианства.

Но церковное бракосочетание совершалось тогда после литургии – важнейшего христианского богослужения, а в наши дни венчание принято проводить как самостоятельное действо.

Цель обряда – дать клятву верности перед Богом, скрепить свой союз Божиим благословением и получить благословение на рождение и воспитание будущих детей.

Первая часть таинства – обручение

Оно имеет своей целью внушить молодоженам всю важность таинства брака, вызвать в их сердцах трепет и благоговение перед этим событием.

Благословение

Изначально «новоневестные» находятся в притворе – пристройке перед входом в храм, которая обычно отделена от самого храма стеной с дверным проемом. Жених становится справа, невеста слева, оба поворачиваются лицом к алтарю.

Обручальные кольца заранее кладутся на престол в алтаре и находятся там во время литургии. Когда обряд венчания начинается, диакон, следующий за священником, на специальном подносе выносит их.

Священник, изображающий в этот момент Иисуса Христа, подходит к молодоженам (те, в свою очередь, приравниваются к первозданным прародителям Адаму и Еве, начинающим новую и святую жизнь в чистом супружестве), держа в руках две горящие свечи – символ чистоты и целомудрия .

Он трижды благословляет жениха и трижды – невесту, повторяя: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (молодые при этом каждый раз крестятся), передает им свечи (или же не передает, если кто-то из вступающих в брак венчается не в первый раз).

Завершается благословение крестовидным каждением, которое говорит о невидимом присутствии на таинстве благодати Святого Духа .

Обручение

После благословения священник ведет молодоженов в центр храма.

Взяв кольцо жениха , он повторяет трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждый раз совершая над головой жениха крестное знамение, а затем надевает ему обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кстати, мы на какой руке носят кольца представители различных конфессий.

Те же действия священник совершает и с кольцом невесты , трижды повторяя: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обмен кольцами

Молодожены три раза обмениваются своими кольцами, выражая этим согласие и единодушие и обещая отдать друг другу себя на всю жизнь. Менять кольца может и сам священник.
В ходе обряда он также несколько раз обращается ко Всевышнему с молитвой, прося Господа благословить молодых и утвердить обручение.

Как совершается обряд венчания

Заключение естественного брака, или свободного союза

Цель этого этапа – подтверждение женихом и невестой добровольного и нерушимого намерения вступить в супружество.

На аналое (так называется высокий прямоугольный столик с покатым верхом, который обычно стоит перед иконостасом посреди храма и применяется при богослужении) лежат Евангелие – символ присутствия Христа , крест – знак его любви, а также венцы. Перед аналоем заранее расстилается платок белого или розового цвета – символ чистоты и единства жизни в браке.

Жених и невеста с зажженными свечами в руках следуют за священником с кадильницей (подобно тому, как будут следовать всем заповедям Господним ), становятся на этот плат и перед служителем церкви и всеми пришедшими на церемонию подтверждают, что их решение вступить в законный брак является добровольным и нерушимым и что ранее никто из них не давал обещания какому-то третьему лицу вступить в брак с ним.

Чин венчания

Самый важный и ответственный момент всей венчальной церемонии.

Прочитав три молитвы, обращенные к Иисусу Христу и Триединому Господу, и попросив в них всех возможных житейских и духовных благ для молодых, батюшка берет венец , крестит им жениха, после чего тот должен поцеловать образ Христа, находящийся на передней части венца.

При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем так же священник благословляет невесту , позволяя ей трижды приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце и произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После батюшка трижды читает тайную молитву , каждый раз благословляя молодоженов иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Венцы, предназначенные для молодых, символизируют венцы Царствия Божия – жизнь вечную, напоминают о терновом венке, надетом когда-то мучителями на голову Иисуса Христа, а также означают, что в браке муж и жена должны быть один для другого как царь и царица .

Прочтя фрагменты посланий Святых Апостолов и Евангелия, в которых союз новобрачных сравнивается с союзом Христа и церкви, священник призывает молодоженов и всех присутствующих вместе прочитать молитву «Отче наш».

В знак преданности Господу и покорности молодые должны преклонить головы под венцами.

Общая чаша, или чаша общения

Священник подносит молодоженам вино в одной чаше.

Красное вино символизирует подлинную любовь , в которую в предстоящей семейной жизни молодые должны превратить истинность своих чувств, сравниваемых с чистой пресной водой: как вино становится из года в год все лучше, так и любовь должна становится глубже и полнее.

А единая чаша – это символ общей судьбы молодых . Жених и невеста троекратно и попеременно пьют вино маленькими глотками.

Шествие вокруг аналоя

Священник соединяет правые руки молодых, покрывая их епитрахилью – длинной лентой, огибающей его шею и обоими концами спускающейся на грудь. Сверху он кладет свою руку, как бы от лица церкви передавая жену мужу .

Не разнимая рук, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Затем батюшка говорит: «Восприими венцы их в Царствии Твоем» и, читая торжественную молитву «Возвеличися, женише, якоже Авраам», снимает венцы с головы невесты и жениха, а те должны целомудренно поцеловаться, засвидетельствовав святость и чистоту взаимной любви.

У царских ворот жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери.

Новобрачные меняются местами и снова целуют икону и распятие, а священник вручает им две иконы, которые заранее передали ему родственники молодоженов: для жениха – образ Спасителя, для невесты – образ Пресвятой Богородицы.

Завершается венчание провозглашением многолетия новобрачным и поздравлениями гостей.

Сколько длится венчание в церкви

Весь обряд длится в общей сложности около 40–50 минут и совершается, как правило, после Божественной литургии – между 11.00 и 13.00.

Кому и когда нельзя венчаться

Совершение обряда возможно только при соблюдении некоторых условий:

  • Проведение таинства венчания допускается лишь после регистрации брака в загсе . Однако если препятствующие этому обстоятельства церковь признает уважительными и серьезными, для людей, желающих вступить в брак, может быть сделано исключение.
  • В христианском венчальном обряде могут принимать участие только верующие крещеные православные христиане . В обратном случае человек не имеет права быть участником церковных таинств.

К прочим ограничениями относятся следующие обстоятельства:

  • значительная разница в возрасте (в этом случае прежде нужно получить специальное разрешение архиерея);
  • кровное родство вплоть до четвертой степени;
  • брак между сводными родственниками, между единокровными (то есть имеющими общего отца) и единоутробными (имеющими общую мать) братом и сестрой.
  • Согласно церковному календарю, венчание не проводится по вторникам, четвергам и субботам; в дни, предшествующие двунадесятым и великим праздникам, а также престольным храмовым дням; во время Святок и многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), а кроме того, 10, 11, 26 и 27 сентября.

Подготовка в венчанию

Чтобы таинство состоялось в соответствии со всеми канонами, а отдельные моменты не были для кого-то неожиданностью, к обряду стоит заранее подготовиться

  • Предварительное знакомство с духовенством храма и выбор «своего» священника. Лучше заранее задать ему все волнующие вас вопросы и уточнить важные детали.
  • Заблаговременная запись – за 2–3 недели до самого венчания. Со священником необходимо обговорить не только дату, но и конкретное время. Не забудьте включить этот пункт в .
  • Подготовка венчального наряда . К этому моменту следует подойти особенно ответственно, так как церковные каноны предъявляют определенные требования к цвету и покрою платья для венчания.
  • Покупка атрибутов , необходимых для проведения обряда. Сюда относятся иконы, венчальные свечи, полотенце, обручальные кольца, и др. Какие иконы нужны для венчания и лучше уточнить заранее и затем обсудить со священником.
  • Духовное приготовление . Решение венчаться в церкви должно быть взвешенным и осознанным. Жениху и невесте, собравшимся пойти к алтарю, стоит подготовиться морально. Во-первых, они должны понимать, что брак, освещенный в церкви, не может быть расторгнут самовольно, а нарушение обета верности – это безусловный грех.Во-вторых, накануне свадьбы молодым предстоит исповедаться и причаститься , заранее – за 3–4 дня – подготовившись к этим таинствам через говенье, то есть через подвиг поста, молитвы, покаяния и причащения. В некоторых случаях исповедоваться и причаститься молодым разрешается и в день свадьбы непосредственно перед венчанием.

Последование венчания

Жених и невеста , держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма . Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом , прославляющий благословенное Богом супружество.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый или розовый плат . Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.

Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты ), которую видишь здесь перед собой?»

Ответ: «Имею, честны?й отче».

Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»

Ответ: «Нет, не связан».

Затем священник спрашивает невесту:

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха ), которого видишь перед собою?»

Ответ: «Имею, честны?й отче».

Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»

Ответ: «Нет, не связана».

Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.

После этого литургическим возгласом – «Благословено Царство…» – начинается Венчание .

После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы : «Боже Пречистый и всея твари Содетелю…», «Благословен еси, Господи Боже наш…» и «Боже Святый, создавый от персти человека…».

После этих молитв наступает главный момент Таинства.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Это может быть совершено как один, так и три раза (существует разные традиции, так как в требнике четко не указано, сколько раз нужно повторять это действие).

Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имярек ) рабе Божией (имярек

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее , произнося: «Венчается раба Божия (имярек ) рабу Божию (имярек ), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова , благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения.

1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле – царем и царицей.

2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.

3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:

«Положил еси на главах их венцы, от каменей честны?х, живота проси?ша у Тебе, и дал еси им».

Стих: «Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим».

Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20–33): благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа .

(Примечание: Для лучшего понимания смысла апостольского и Евангельского чтений они даются по-русски.)

Последние слова чтения: «А жена да боится своего мужа» нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли о «средневековой темноте и забитости» женщины, а потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого. Конечно, никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Поэтому, будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой, имея одного главу – Господа Иисуса Христа.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жeно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его .

После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных: «Господи Боже наш, во спасительном…».

Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш».

Приносится общая чаша с вином , над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».

Священник , осенив чашу крестным зна?мением, троекратно подает ее сначала жениху, потом – невесте . Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби – общие.

Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены , покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя . При этом поются торжественные тропари «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь – Троица Единосущная». Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.

После этого священник снимает с супругов венцы , приветствуя их следующими словами: «Возвеличися, женише?, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия».

«И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занe тако благоволи Бог».

Затем следуют молитвы: «Боже, Боже наш…», «Отец, и Сын, и Святый Дух…» и «Молитва на разрешение венцов в осмый день», по окончании которых новобрачные поздравляют друг друга поцелуем.

Произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам , где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, и наоборот.

Провозглашается многолетие новобрачным , и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием .

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

3. В чем состоит таинство венчания? Вопрос:В чем состоит таинство венчания?Отвечает священник Константин Слепинин:Таинство Брака состоит из двух частей - обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло

Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

Порядок венчания второбрачных. Священник: «Благословен Бог наш…» Затем трисвятое по «Отец наш…» (стр. 3). Дневной тропарь. Ектения: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…» 3.,0 мире всего мира../” 4. «Об этом святом храме..(стр. 16)5. «О рабах Божиих (имена) и о

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Последование венчания Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.Блаже?ни вси боя?щиися Го?спода.Сла?ва Тебе?,

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Формирование чинопоследования венчания Таинство венчания складывалось на протяжении многих столетий на основе трех самостоятельных элементов: обряда возложения венков на головы брачующихся, благословения вступающих в брак епископом и совместного причащения жениха и

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но

Из книги Венчание автора Мельников Илья

Подготовка к обряду венчания Если у жениха и невесты нет никаких препятствий для вступления в церковный брак, можно за две – три недели до предполагаемого торжества приступить к выбору храма. В каждом конкретном храме могут быть свои правила, поэтому надо поговорить с

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Обряд венчания Молодые люди, вступая в христианский брак, должны точно знать, какая ответственность на них возложена, какой смысл заложен в обряд венчания.Ведь брак, в церковном понимании – это тайна и открытие друг для друга одновременно. Это новое проявление личности.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

О последовании венчания Держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, жених и невеста, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться

Из книги автора

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания

Из книги автора

Таинство венчания Приведём цитату описания таинства венчания из статьи «Венчание» сайта «Проект «Основы Православия»». Нижеприведённое высказывание ценно тем, что его смысл касается всех таинств церкви, а не только венчания:«Каждое таинство - это обновление человека,

Из книги автора

Брак без Церковного венчания При рассмотрении этого вопроса следует учитывать один существенный факт: когда заключался гражданский брак, был ли муж или жена уже в вере или она оба - в неверии. В том случае, если при вступлении в брак супруги не участвовали в таинствах

Часть 1. Обручение

После Божественной Литургии желающие вступить в брак становятся в притворе храма лицом к алтарю: мужчина справа, женщина слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках и кладет их на аналой, стоящий посередине храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами трижды благословляет брачующихся, дает свечи им в руки и вводит их в храм.

Диакон: Благослови, Владыко.

И священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

О рабе Божии, имярек, и рабе Божией, имярек, ныне обручающихся друг другу, и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже податися им чадом в приятие рода, и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже благословитися им в непорочном жительстве, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен, и ложе нескверное, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Тебе, Господи.

Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник читает молитву вслух:

Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый им неразрушимый: благословивый Исаака и Ревекку, и наследники я Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, имярек и имярек, наставляя я на всякое дело благое.

Яко милостивый и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон:

Хор: Тебе Господи.

Священник: Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии.

Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник берет кольцо жениха и трижды совершает крестное знамение над его головой, повторяя:

Обручается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем надевает кольцо на безымянный палец его правой руки.

Затем берет кольцо невесты и трижды совершает крестное знамение над ее головой, повторяя:

Обручается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются кольцами.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает молитву:

Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открывый. Сам благослови обручение рабов Твоих, сего имярек, и сея имярек, и утверди еже у них глаголанное слово: утверди я еже от Тебе святым соединением. Ты бо из начала создал еси мужеский пол и женский, и от Тебе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человеча. Сам убо Господи Боже наш, пославый истину в наследие Твое, и обетование Твое на рабы Твоя, отцы наша, в коемждо роде и роде избранныя Твоя. Призри на раба Твоего имярек, и на рабу Твою имярек, и утверди обручение их в вере и единомыслии, и истине, и любви. Ты бо Господи показал еси датися обручению и утверждатися во всем. Перстнем дадеся власть Иосифу во Египте; перстнем прославися Даниил во стране Вавилонстей; перстнем явися истина Фамары; перстнем Отец наш Небесный щедр бысть на Сына Своего: дадите бо, глаголет, перстень на десницу Его, и заклавше тельца упитаннаго, ядше возвеселимся. Сама десница Твоя, Господи, Моисея вооружи в Чермнем мори; словом бо Твоим истинным небеса утвердишася и земля основася, и десница раб Твоих благословится словом Твоим державным, и мышцею Твоею высокою. Сам убо и ныне, Владыко, благослови перстней положение сие благословением Небесным, и Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их.

Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон произносит ектению:

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), и о всей во Христе братии нашей.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о рабех Божиих имярек, и имярек, обручающихся друг другу.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся за всю братию и за вся христианы.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Часть 2. Венчание

После молитвы жених и невеста следуют за священником на середину храма и становятся оба на белый плат, положенный там заранее. Пока они идут, священник поет стихи из 27-го псалма, а хор - припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Блажени вси боящиися Господа.

Ходящии в путех Его.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Труды плодов твоих снеси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Блажен еси, и добро тебе будет.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Сынове твои яко новосаждения маслична, окрест трапезы твоея.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Се тако благословится человек бояйся Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Затем священник спрашивает жениха:

Имаши ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию, имярек, юже зде пред тобою видиши? [Имеешь ли ты (имярек) свободное и доброе желание и твердое намерение взять себе в жену сию (имярек), которую здесь перед собою видишь?]

И отвечает жених: Имам, честный отче.

Священник: Не обещался ли еси иной невесте?

Жених: Не обещахся, честный отче.

Затем священник спрашивает невесту:

Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужа сего имярек, егоже пред тобою зде видиши?

И отвечает невеста: Имам, честный отче.

Священник: Не обещалася ли еси иному мужу?

И отвечает невеста: Не обещахся, честный отче.

Диакон: Благослови, Владыко.

Священник: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон возглашает ектению:

Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О рабех Божиих, имярек и имярек, ныне сочетавающихся друг другу в брака общение, и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже податися им целомудрию, и плоду чрева на пользу, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже дароватися им благочадия восприятию, и незазорному пребыванию, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже даровати имже и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О еже избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашаеи: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Боже Пречистый, и всея твари Содетелю, ребро праотца Адама за Твое человеколюбие в жену преобразивый и благословивый я, и рекий: раститеся и множитеся, и обладайте землею, и обою ею един уд показавый сопряжением. Сего бо ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину, и яже Бог спряже, человек да не разлучает. Иже раба Твоего, Авраама, благословивый и разверзый ложесна Саррина, и отца множества языков сотворивый; иже Исаака Ревекце даровавый, и рождество ея благословивый; иже Иакова Рахиле сочетавый, и из него дванадесять патриархов показавый; иже Иосифа и Асенефу спрягий, плод детотворения им, Ефрема и Манассию даровавый; иже Захарию и Елисавет приемый, и Предтечу рождение им показавый; иже от корене Иессеова по плоти израстивый Приснодеву, и из нея воплотивыйся, и родивыйся во спасение рода человеческаго; иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый; да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и еже из него чадотворение. Сам, Владыко Пресвятый, приими моление нас, рабов Твоих, якоже тамо, и зде пришед невидимым Твоим предстательством, благослови брак сей, и подаждь рабом Твоим сим, имярек и имярек, живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать, неувядаемый славы венец. Сподоби я видети чада чадов, ложе ею ненаветно соблюди, и даждь има от росы Небесныя свыше, и от тука земнаго; исполни домы их пшеницы, вина и елеа и всякия благостыни, да преподают и требующим, даруя купно и сущим с нима вся яже ко спасению прошения.

Воглашает: Яко Бог милости и щедрот, и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает следующую молитву вслух:

Благословен еси Господи Боже наш, иже тайнаго и чистаго брака священнодействителю, и телеснаго законоположителю, нетления хранителю, житейских благий строителю. Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему; и взем едино от ребр его, создал еси жену, юже видев Адам, рече: сия ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея; сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину; и яже Бог сопряже, человек да не разлучает. Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, низпосли благодать Твою Небесную на рабы Твоя сия, имярек и имярек; и даждь рабе сей во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему сему быти во главу жены, яко да поживут по воли Твоей. Благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Исаака и Ревекку; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иакова, и вся патриархи; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иосифа и Асенефу; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Моисея и Сепфору; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иоакима и Анну; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Захарию и Елисавет. Сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчезе; сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Иону во чреве китове; сохрани я, Господи Боже наш, якоже сохранил еси святыя три отроки от огня, низпославый им росу с небесе; и да приидет на ня радость оная, юже имяше блаженная Елена, егда обрете Честный Крест. Помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси Еноха, Сима, Илию; помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси святыя Твоя четыредесять мученики, низпославый им с небесе венцы; помяни, Боже, и воспитавшия их родители; зане молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи Боже наш, рабы Твоя уневестившияся, сшедшияся в радость сию. Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего, имярек, и рабу Твою, имярек, и благослови я. Даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес; возвыси я яко кедры ливанския, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое самодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое и Тебе благоугодное; и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их; и благоугодивше пред Тобою, возсияют яко светила на небеси, в Тебе, Господе нашем. С Тобою же слава, держава, честь и поклонение, безначальному Твоему Отцу, и животворящему Твоему Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает следующую молитву вслух:

Боже Святый, создавый от персти человека, и от ребра его возсоздавый жену, и спрягий ему помощника по нему, за еже тако годно бысть Твоему Величеству, не единому быти человеку на земли: Сам и ныне, Владыко, низпосли руку Твою от святаго жилища Твоего, и сочетай раба Твоего сего, имярек, и рабу Твою сию, имярек, зане от Тебе сочетавается мужу жена. Сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, благочадия восприятие.

Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем священник берет венцы и надевает сначала на жениха:

Венчается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Затем надевает венец на невесту:

Венчается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Трижды благословляет их:

Господи Боже наш, славою и честию венчай я.

Диакон: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Людие: И духови твоему.

Диакон: Премудрость

Прокимен Апостола, глас 8:

Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, / живота просиша у Тебе, и дал еси им. Стих: Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицем Твоим.

Диакон: Премудрость.

И чтец: К Ефесеем послания святаго Апостола Павла чтение.

Диакон: Вонмем.

Апостол ко Ефесеем, зачало 230.

Братие, благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и Отцу: повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да есть свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе, а жена да боится своего мужа.

Священник: Мир ти.

И чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Аллилуиа, глас 5.

Стих: Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего, и во век.

Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: От Иоанна святаго Евангелия чтение.

Хор:

Диакон: Вонмем.

Евангелие от Иоанна, зачало 6.

Во время оно, брак бысть в Кане Галилейстей, и бе Мати Иисусова ту. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. И не доставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут. Глагола Ей Иисус: что есть Мне и Тебе, жено? Не у прииде час Мой. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите. Беху же ту водоносы каменни шесть, лежаще по очищению иудейску, вместящия по двема или трием мерам. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. И глагола им: почерпите ныне, и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина бывшаго от воды, [и не ведяше откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду,] пригласи жениха архитриклин. И глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл еси доброе вино доселе. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, и яви славу Свою, и вероваша в Него ученицы Его.

Священник: Мир ти, благовествующему.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, имярек, и поминает ихже хощет.

Хор: Господи, помилуй, трижды.

Возглас от священника: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает молитву:

Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане Галилейстей, честный показати брак Твоим пришествием: Сам ныне рабы Твоя, имярек, и имярек, яже благоволил еси сочетаватися друг другу, в мире и единомыслии сохрани, честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи, и сподоби я в старости маститей достигнути, чистым сердцем делающа заповеди Твоя.

Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове просим.

Хор: Подай, Господи.

Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

Все молящиеся: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник возглашает: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе Господи.

Приносится общая чаша, и благословляет ее священник.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею, и утвердивый вселенную, и украсивый венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подаваяй сочетавающимся ко общению брака, благослови благословением духовным.

Возглас: Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем священник берет чашу и дает им пить трижды: сначала мужу, потом жене.

Потом священник соединяет правые руки новобрачных, берет в руки крест и обводит их трижды вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Шафера следуют сзади, держа венцы над главами новобрачных.

В это время поются тропари, глас 5:

Исаие, ликуй, / Дева име во чреве / и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, / Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.

Другие тропари, глас 7:

Святии мученицы, / добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, / молитеся ко Господу, / помиловатися душам нашим.

Слава Тебе, Христе Боже, / апостолом похвало, / мучеников радование, / ихже проповедь, Троица Единосущная.

Взяв с головы жениха венец, священник говорит:

Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия.

Взяв с головы невесты венец, священник говорит:

И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник читает молитву:

Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшияся: благослови их входы и исходы, умножи во благих живот их: восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй, во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе Господи.

И молится священник:

Отец, Сын, и Святый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, едино Божество и царство, да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преспеяние живота и веры, и да исполнит вас всех сущих на земли благих: да сподобит вас и обещанных благ восприятия, молитвами Святыя Богородицы, и всех святых, аминь.

Гости подходят поздравить жениха с невестой.

Диакон: Премудрость.

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Священник читает отпуст:

Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых боговенчанных царей и равноапостолов, Константина и Елены, святаго великомученика Прокопия, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

В связи с тяжелым наследием нашего атеистического прошлого, очень много супружеских пар, связавших себя еще в советское время узами брака, не освятили свой супружеский союз молитвословиями и церковным благословением.



Сейчас, когда Сам Господь приводит их в храм, многие из них, осознавая свой грех, просят священнослужителей «обвенчать» их после многих лет, а порой десятилетий, супружеской жизни. Совершать над такими, иногда довольно пожилыми или, прямо скажем, престарелыми людьми, Таинство Брака с призыванием благодати «чистого единомыслия», с испрашиванием «плода чрева», «соблюдении несквернаго ложа» в присутствии детей и внуков считаю кощунственным пародированием великого Таинства Брака. Некоторые священнослужители в подобных случаях совершают чин о второбрачных, что тоже не считаю уместным, т.к. в данном случае люди испрашивают благословение именно первого брака, брака с одним и единственным супругом, с которым вместе пройдена значительная часть жизненного пути. Кроме того, слова тайной молитвы последования о второбрачных «зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжения не могущее понести, во второе брака общение сходятся» будут не совсем уместными в данном случае.

Остается использовать чин «благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения», помещенный в 4 томе Настольной книги священнослужителя, своей основой имеющий чин из Львовского требника 1878 года. Однако, на мой взгляд, этот чин нуждается в серьезной доработке. Представляющий собой переработку последования о второбрачных, данный чин опускает весьма важные элементы, в сознании народа прочно соединенные с понятием брака - нет обручения и возложения перстней, нет возложения венцев, троекратного обхождения вокруг аналоя, нет общей чаши. Почему эти обрядовые элементы, сохраненные Церковью даже в последовании и второбрачных, опущены в данном чине сказать наверняка трудно. На практике использование данного чина может вызвать недоумение и смутить совесть верующих, т.к. может показаться, что венчание было профанировано, т.к. не возлагались венцы. Кроме того, произнесение совершительной формулы Таинства с простиранием руки совершителя может быть (и, скорее всего будет) воспринято как нововведение и модернизм.

Чин благословения супругов, проживших много лет

без церковного благословения.



Ко времени совершения чина посреди храма поставляется аналой с лежащим на нем св.Крестом и Евангелием. Священник, взяв у супругов их обручальные перстни, кладет их на блюде на правом углу Св.Престола и облачившись в епитрахиль, поручи и фелонь исходит к аналою, держа в руках перстни и кадильницу. Супруги, хотящие принять благословение, стоят у дверей храма - муж справа, а жена слева. Священник, вводя их в притвор храма, благословляет их главы трижды и дает им воженные свечи и совершает каждение.

Священник начинает:

Благословен Бог наш: Трисвятое по Отче наш; Яко Твое есть Царство и сила и слава…

Тропарь храма и дня. Слава; и ныне: Предстательство христиан непостыдное…

Таже ектения:

Миром Господу помолимся.

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и о спасении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих во онь, Господу помолимся.

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем Митрополите Владимире и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) (титул и имя епархиального архиерея), честнем пресвитерстве, о Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О рабех Божиих имярек и еже о Бозе покрове и сожитии их, Господу помолимся.

О еже спожити им добре во единомыслии, Господу помолимся.

О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

И лик : Господи, помилуй.

Священник же чтет молитву: Боже вечный, разтоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый им неразрушимый; благословивый Исаака и Ревеку и наследники я Твоего обетования показавый; сам благослови и рабы Твоя Имярек и Имярек, наставляя я на всякое дело благое. Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Мир всем

Лик: И духови твоему.

Диакон:

Лик: Тебе, Господи.

Священник: Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие и соедини и сохрани рабы твоя сия в мире и единомыслии. Тебе бо подобает всякая слава честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и вовеки веков.

Лик: Аминь.

Затем священник берет перстни и, совершая крестное знамение перстнями над главами новоневестных, возглашает:

Обручается раб Божий имярек рабе Божией имярек

Подобно и невесте:

Обручается раба Божия имярек рабу Божиему имярек

Затем возлагает перстни на безымянные пальцы правых рук брачующихся, а восприемник брака (или сам священник) меняет их.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник: Владыко Господи Боже наш, тайная ведый человеческая, иже Рааву блудницу простивый и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит Тебе, или какая плоть оправдится пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив,Многоблагоутробеен и Сожалеющий о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя имярек , соедини их любовию друг ко другу: благослови их благословением небесным; даруй им мытарево обращение да во единомыслии и мире заповеди Твоя делающее, сподобятся и небесного Твоего Царствия. Яко Ты еси строитель всех и тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник: Боже Святый, создавый от персти человека и от ребра его возсоздавый жену и спрягий ему помошника по нему, за еже тако угодно бысть Твоему величеству, не единому бытии человеку на земли. Сам и ныне, Владыко, низпосли руку Твою от Святаго жилища твоего и благослови рабов Твоих имярек , сочетай их в единомудрии, венчай их в плоть едину. Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Затем священник, взяв венцы, совершает ими над главами новоневестных крестное знамение и возлагает на главы, говоря :

Венчается раб Божий имярек рабе Божией имярек . Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

И невесте:

Венчается раба Божия имярек рабу Божиему имярек . Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Затем священник воздевает руки горе и, обратившись к брачующимся благословляет их десницей трижды, произнося:

Господи Боже наш! Славою и честию венчай их!

Диакон : Вонмем.

Священник: Мир всем.

Чтец : И духови Твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас осьмый.

Положил еси на главах их венцы от камений честных, живота просиша у тебе и дал еси им.

Стих : Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я радостию с лицеем Твоим.

Апостол ко Ефесеям, зачало 230.

Аллилуиа. Стих: Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.

Евангелие от Иоанна, зачало 6 .

И тотчас ектения :

Исполним молитву нашу Господеви.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судиши Христове просим.

Соединение веры и причастие Святаго Духа испросившее сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Лик: Тебе, Господи.

Священник, воздевая руки горе, возглашает : И сподоби нас Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

Лик : Отче наш до конца

Священник : Яко Твое есть царство и сила и слава, отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Мир всем.

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

Священник, благословляя общую чашу, произносит вслух молитву :

Боже, вся сотворивый крепостию Твоею и утвердивый вселенную и украсивый венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подаваяй ныне испрашивающим Твоего благословения благослови благословением духовным.

Яко благословися Твое Имя и прославися Твое царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

И подает священник чашу брачуюшимся по три раза, сначала жениху, а после невесте. Затем, соединив их правые руки и накрыв их епитрахилью, приемлет святый крест в свою десницу и обводит брачующихся вокруг аналоя. При этом лик поет тропари со сладкопением

глас 8

Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему, Егоже величающее, Деву ублажаем.

Иные, глас7

Святи мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим.

Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвала, мучеников радование, ихже проповедь Троица Единосущная.

Затем поставляет брачуюшихся на обычное место и снимает с их главы венцы, ничего не произнося .

После этого священник чтет во всеуслышание молитву: Боже, Боже наш, пришедый в Канну Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшыяся, благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприми венцы их в Царствии твоем, нескверны и непорочны и ненаветны соблюдаяй во веки веков.

Лик : Аминь.

И тотчас диакон произносит ектению :

Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй.

Еще молимся о великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем Митрополите Владимире и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) (титул и имя епархиального архиерея ),и о всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о богохранимей стране нашей властех и воинстве ея, да тихое и безгрешное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о рабех Божиих имярек , ныне просящих у Бога прощения и благословения в брака общение.

Еще молимся о милости жизни мире, здравии спасении и посещении рабов Божиих, зде ныне предстоящих и молящихся.

Еще молимся за всю братию, за вся христианы.

Священник : Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече и милостиа, милостив, буди Владыко о гресех наших и помилуй нас.

Милостив бо и Человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник: Мир всем.

Лик : И духови твоему.

Диакон : Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе Господи.

Отец, Сын и Святый Дух, Всесвятая Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство да благословит вас, и да подаст вам долголетие, совершенство жизни и веры и да исполнит вас всеми земными благами и да сподобит вас получить и обещанные небесные блага молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых.

Лик: Аминь.

Диакон: Премудрость.

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лик : Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник : Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Лик : Слава; И ныне. Господи, помилуй. Благослови.

Священник произносит отпуст, осеняя предстоящих Св. Крестом : Иже в Канне Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Затем возглашается многолетие .