Монашеский орден. Монашеские ордена Средневековья

Символика, в Средние века, имела большое значение. Четкая структура общества: братства, социальные классы, требовала четкого разграничения между собой. К этому же числу относились и монахи, желая подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному ордеру. И главным отличием, конечно же, была одежда.

Один из обетов - обет бедности приводил монахов к ношению простой и даже грубой одежды. Они с гордостью носили изношенные и латаные одежды. В следствие этого же обета шерсть запрещалось красить. Ведь крашеная ткань вводит в заблуждение. Мелкие детали в одежде имеют свой смысл и являются важными знаками отличия. К примеру, кожаный пояс или веревка вместо него.

Цвет одежды черных монашек символизирует цвета покоя, отсутствия страсти, суеты и отречение от всего мирского. Одежда православных монахинь является символом покаяния и скорби.

Так что же носят монашки?

В первую очередь одевают власяницу, еще ее называют хитон. Изначально это длинная рубаха с рукавом, которая ткалась из верблюжьей или овечьей шерсти. Ее одевали прямо на голое тело и грубый ворс больно кололся. Тем самым служа постоянным напоминанием о том, что необходимо безропотно терпеть все жизненные трудности, беды и скорбь. В настоящее время эта рубаха из простой ткани.

Власяница или хитон

Далее, на совершаемого постриг надевается параман - это небольшой квадрат, на котором изображен крест и иные орудия страдания Спасителя со словами святого апостола Павла. Вместе с ним надевается простой деревянный крест.

Следующим одевается подрясник. Это черное платье монахини (на фото).

Подрясник — черное платье монахини

Он подпоясывается поясом, символизирующим готовность монахини к подвижническим деяниям.

На нее надевают мантию «риза спасения» или «одежда нетления и чистоты», как ее еще называют. Отсутствие рукавов у мантии, символизирует отсутствие у монахини рук, для суетный мирских дел и грехов.

Клобук, именуемый шлемом спасения, надевается на постригаемого. Так же он обувает сандалии и в конце ему вручаются четки.

Очень женственные и романтичные платья, изысканные — вы найдете в наших статьях.

Разница между сестрой и монахиней

Термин «монахиня» и «сестра» часто используются как взаимозаменяемые, однако в католичестве, есть разница между ними.

Католическая монахиня - это женщина, которая живет в созерцательной жизни в монастыре, который, как правило, заточенный (закрытый) или полу-уединенный. Ее служение и жизнь сосредоточены внутри и вокруг монастыря. Она исповедует торжественные обеты жить жизнью в соответствии с евангельскими советами бедности, безбрачия и послушания.

Католическая сестра - это женщина, которая живет и молится в мире. Ее жизнь часто называют «активная» или «апостольская», так как она занимается делами милосердия там где она находится. Сестра исповедует вечные простые обеты жить жизнью в соответствии с евангельским советом бедности, безбрачия и послушания.

И монахини и сестры относятся к форме церковной религиозной жизни. Разница между ними заключается в типе обетов, торжественный против простого. Данные различия объясняются Кодексом канонического права. Старшие религиозные ордена имеют вечный торжественный обет, а более поздние апостольские общины имеют бессрочные простые обеты. И их главная юридическая разница в том, что религиозные ордена, исповедующие торжественный обет, отказываются от собственности, в то время как исповедующие простой обет, сохраняют право на собственность, но отказываются от ее использования и получения с нее любой прибыли.

В популярной культуре, термин «монахиня» часто широко используется, при этом сразу понятно, что речь идет о женщине, исповедующей обеты бедности, целомудрия и послушания.

Жизнь монахинь скрыта от посторонних глаз. Стать монахиней довольно просто, необходимо только большое желание.

Уход в обитель - это добровольный выбор женщины, основанный на желании ухода от мирской жизни и посвящение себя монашеству.

Проходит достаточно много времени между принятием этого решения и монашеским постригом.

Зачастую женщина посещает разные монастыри и знакомится с их уставами, которые могут незначительно отличатся. Определившись с монастырем, женщина обращается к матери - настоятельнице с прошением о принятии. Ей предлагается пожить в обители в качестве паломницы, которая не имеет права ходить на сестринские богослужения и принимать участие в общих трапезах. На этом этапе она просто знакомится с бытом монастыря. Сестры и начальствующие, особо не скрывая, присматриваются к новенькой. Если они убеждаются в чистоте ее намерений и усердие в трудах и молитвах, они принимают решение о ее принятии. Но это еще далеко не зачисление. Женщину называют трудницей и выдают юбку с блузой и черный платочек — первую одежду. Теперь ей разрешается трапезничать вместе со всеми, участвовать в сестринских богослужениях и помогать в послушаниях. Такой испытательный срок длится около года.

Ознакомившись с монастырской жизнью и бытом и приняв решение дальше двигаться дорогой монашества, женщина проходит все испытания и получает благословение. Теперь она послушница. Постриг и зачисление в обитель совершается только с благословения правящего архиерея. Поэтому настоятельницей и самой сестрой пишутся специальные прошения к архиерею о зачислении в монастырь. Теперь ей выдают одежду для монахинь называющуюся: полуапостольник - это головной убор, который закрывает лоб; подрясник - это длинное платье; кожаный пояс. Более трех лет послушница живет и трудится в монастыре, после чего вновь подается прошение на постриг.

Первый этап пострига - это иночество, при этом послушницей пока не произносятся монашеские обеты. Иноку выдается ряса с длинным рукавом, апостольник и клобук - это головной убор с черной фатой. Во время иноческого пострига символически постригают волосы и нарекают послушницу новым именем, символизирующем новое рождение человека в духовной жизни. Следующий постриг - монашеский или малая схима. Это и есть само монашество. Здесь даются обеты послушания, отречение от собственного имущества (нестяжание) и целомудрия (безбрачие). Новоиспеченную монахиню облачают в мантию с множеством складок, означающую покровительствующую силу Бога.

Существует заблуждение, что в монастырь может прийти каждый желающий. Но это не так, есть некоторые правила и ограничения. Например, запрещено принимать женщин в браке и женщин с несовершеннолетними детьми. Если дети и есть, то они должны быть взрослыми и крепко стоять на ногах. А брак расторгнут, так как монахиня - это невеста Бога. Есть возрастные ограничения: женщины старше восемнадцати лет, но не после сорока.

В Российских монастырях принимают и женщин в возрасте, однако предпочтения отдаются молодым послушницам, ведь с возрастом человеку все сложнее меняться и слушаться, смиряться и ломать свои жизненные принципы.

Порой происходят ситуации, в которых женщины пришедшие в возрасте становятся для сестер примером в послушании, смирении и молитвах.

О нравственных основах семейной жизни рассказывает монахиня Нина:

Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Related Posts:

  • Модные тенденции сезона Весна/Лето 2017 — 55…

Монашеские ордены

Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют эти институты – монашеские ордены, конгрегации, а также общества апостольской жизни. Зачастую они подчиняются не епархиальным епископам, на территории которых действуют, а непосредственно папе.

Своеобразие католицизма составляют его монашеские ордены, которых сегодня насчитывается около 140. Основоположником западного монашества по праву считается св. Бенедикт, и в основу жизни большинства орденов положен Устав св. Бенедикта, однако современные ордены имеют собственные правила, общим для которых является принцип безусловного подчинения централизованной орденской власти. В середине V в. св. Августин, епископ Гиппона, положил начало практике жизни в монашеских объединениях, основав в своем доме нечто вроде монашеской общины. Так появилось августинское и бенедиктинское монашество и сложилось разделение монашества на ордены. Эта практика отличает католицизм от православия, которое не знает такого разделения. В дальнейшем происходит дробление монашества бенедиктинского Устава, и в XI–XII вв. появляются новые ордены – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты, премонстранты, тринитарии. Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены. В XIII в. возникает новый тип нищенствующих монашеских орденов – доминиканский и францисканский. Нищенствующие ордены, кроме трех общих для всех обетов, принимают обет бедности (францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, капуцины и др.), который не позволяет владеть имуществом, приносящим доход. Орден Меньших братьев (Fratres minores ), к которому принадлежат францисканцы и капуцины, насчитывает сегодня около 25 тысяч членов. По традиции они сочетают проповедь любви и милосердия с благотворительной работой по организации больниц и приютов. Женский орден клариссинок насчитывает около 11 тысяч монахинь. Нищенствующий орден доминиканцев, или Братьев-проповедников, который изначально был «орденом ученых», насчитывает около 7 тысяч монахов и 6 тысяч монахинь. В свое время им был передан контроль над деятельностью инквизиции, и они соединяли научные занятия с инквизиторскими обязанностями. Ныне они продолжают заниматься научными исследованиями в области богословия и религиозным образованием. Орден августинцев и его ветвь, орден реколлектов, насчитывает около 4 тысяч монахов и 6 тысяч сестер-августинок.

Ордены делятся также на созерцательные (бенедиктинцы) и деятельно работающие в миру (лазаристы и др.). Уставы созерцательных орденов более строгие. Главное для этих монахов молитва, а труд считается необходимым только для поддержания жизни. Наиболее суровую аскезу соблюдают монахи-картезианцы и трапписты. Число монахов в этих орденах сокращается: цистерцианцев осталось около 1400 монахов, траппистов около 3 тысяч, а картезианцев всего около 400 человек.

Ныне самым влиятельным является Орден иезуитов, насчитывающий около 25 тысяч членов. Весь мир поделен иезуитами на 77 провинций, где они деятельно проводят политику высшего церковного руководства, оказывая, в свою очередь, огромное влияние на все стороны деятельности Церкви. В центре забот ордена иезуитов сегодня, как и в прежние времена, – католическое (и не только) образование. В начале XXI в. иезуиты руководили 177 католическими университетами во многих странах и 500 школами с 1,5 млн учащихся. Влияние ордена иезуитов осуществляется главным образом через католическую печать, а также радио и телевидение, которые практически полностью им контролируются. Более тысячи названий журналов и газет (в том числе теоретический орган Ватикана, журнал «Чивильта каттолика») на пятидесяти языках мира издают иезуиты. В Российской Федерации орден зарегистрирован Министерством юстиции и действует с октября 1992 г. как Независимый Российский регион Общества Иисуса.

В середине XX в. появился новый монашеский орден – основанная матерью Терезой в Калькутте в 1948 г. конгрегация Сестер милосердия, или Орден милосердной христианской любви, Орден самоотверженного служения самым бедным и обездоленным. Мать Тереза Калькуттская (1910–1997) создала школы, больницы и приюты в 77 странах мира. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человечеству».

Католическое монашество организовано в ордены и конгрегации. В них входит «черное» («регулярное» духовенство) в отличие от «белого», или «мирского». Они занимаются проповедью, преподаванием, миссионерской работой, благотворительностью. В основном ордены и конгрегации возглавляются генералами, подчиненными папе. Генерал ордена иезуитов избирается пожизненно и утверждается папой. Руководит всеми монашескими объединениями ватиканская Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. В начале XXI в. насчитывалось около 214 тысяч монахов (из них около 149 тысяч священников) и около 908 тысяч монахинь.

Среди институтов посвященной Богу жизни особое место занимает «личная прелатура» папы римского «Опус Деи» (лат. Opus Dei – Божье дело). Основал «Опус Деи» испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер (1902–1975) в 1928 г. и объявил его целью «пробуждение во всех общественных группах сознания призвания к святости и апостольству». На деле он создавал движение, способное организовать общество в соответствии с принципами папских энциклик по социальным вопросам. Для этого члены «Опус Деи» должны были проникать в высшие органы власти и добиваться влияния в мировой политике и экономике. Создание этой структуры было реакцией правых католических кругов Испании на рост республиканских влияний и радикализацию общества. После установления Испанской республики в 1931 г. вокруг «Опус Деи» объединились крайне правые католические элементы. Победа контрреволюции помогла «Опус Деи» распространиться по всей Испании. Позднее фашистский режим Франко опирался на политиков и технократов из «Опус Деи» и благодаря их связям и влиянию в промышленных и финансовых кругах добился определенных успехов в экономике и управлении государством. Ватикан вначале относился к этой организации с подозрением как к новой ереси и даже католической разновидности масонства. Однако в 1942 г. Пий XII утвердил «Опус Деи». После Второй мировой войны Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. Начинается ее экспансия вначале в Европе (в том числе в Восточной Европе), а затем и на других континентах. В 1947 г. де Балагер стал личным прелатом папы Пия XII с титулом монсеньора. В 1950 г. «Опус Деи» получил статус светской церковной организации, подчиняющейся Конгрегации по делам орденов. Однако руководство Конгрегации относилось к ней с недоверием (как и епархиальные епископы) из-за секретности ее структуры и методов деятельности. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не жаловали «Опус Деи».

«Опус Деи» состоит из трех групп. «Нумерарии», или действительные члены, живут в целибате и принимают другие монашеские обеты. Среди них группа из 72 человек входит в узкий круг руководителей во главе с отцом-председателем. «Супранумерарии», или «сверхштатные», не связаны тайными обетами и являются просто доверенными сотрудниками. Светские католики включаются в «Опус Деи» на основе двустороннего соглашения. Более 70 % светских членов имеют семьи. Отец-председатель «Опус Деи» обладает неограниченной властью. Здесь царят железная дисциплина и строжайшее подчинение начальству. Членство в «Опус Деи» содержится в тайне даже от близких.

«Католические масоны», как часто называют членов «Опус Деи», оказались в большой чести у папы Иоанна Павла II. В 1982 г. этой организации был присвоен ранг «личной прелатуры», подчиненной непосредственно папе римскому: это означало, что она выводится из-под юрисдикции епархиального руководства. В 2002 г. по инициативе Иоанна Павла II, который признал «героичность» добродетелей де Балагера, он был причислен к лику святых.

Ныне «Опус Деи» является одной из самых многочисленных и влиятельных организаций священников и мирян. В нее входят 85 тысяч членов на всех континентах. Поставленные задачи «Опус Деи» выполняет с помощью собственного духовенства – почти двух тысяч «включенных» священников, а также особых групп светских католиков. Профессора и преподаватели из «Опус Деи» работают более чем в 400 университетах. Члены «Опус Деи» входят в правительства многих стран, занимая там высокие посты, и в руководство средствами массовой информации. Однако их имена известны только руководителям «личной прелатуры» при Ватикане.

Католическое монашество ныне переживает трудные времена, ибо строгие средневековые монашеские уставы противоречат современному образу жизни. Однако именно благодаря своей «непохожести» они вносят динамизм в жизнь Церкви, поскольку пытаются соединить аскезу с социальным служением и практикуют новые виды современной католической религиозности.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Монашеские делания в наше время Если человек уходит в монастырь, можно ли его уже считать спасенным или это зависит от образа жизни в монастыре?– Спасает не образ монашеский, не ряса, не клобук и не мантия – спасает жизнь человека. Некоторые люди провели всю жизнь в

автора Автор неизвестен

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Инквизиция и нищенствующие ордены Опорой Церкви и папства в борьбе с еретическими движениями были возникшие в это время нищенствующие ордены. Их новизна заключалась в том, что монахи жили в миру, проповедовали и питались милостыней. Наряду с обетами целомудрия и

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

II МОНАШЕСКИЕ ПОДВИГИ ЯВЛЕНИЕ Христа брату Симеону, несомненно, наиважнейшее событие его жизни. Оно не могло не отразиться самым существенным образом на всем ее дальнейшем развитии, не могло не произвести самых глубоких изменений в его душе и сознании. Внешне, однако,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока Acta Concil. Gangrenensis, в Mansi, ii, 1095 sqq. Епифаний: Haer. 70, 75, 80. Сократ: H. ?., ii, 43. Созомен: iv, 24. Феодорит: H. ?., iv, 9, 10; Fab. haer., iv, 10, 11. Также Neander: iii, p. 468 sqq. (ed. Torrey, ii, 238 sqq.).В целом монашество придерживалось ортодоксальной веры церкви.

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Монашеские труды в келье Как кажется, ремесло корзинщика было освоено монахами довольно рано, поскольку идеально подходило для отшельника, сидящего в своей келье. Именно этим ремеслом овладел Пахомий, когда подвизался подле своего учителя аввы Паламона. В скитской

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Монашеские установления преп. Феодора 33. Все дивятся Моисею, что, даже сподобившись Богоявления, он, когда нужно было благоустроить порученный ему народ, поставил над ними стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники (Исх. 18:25), чтобы они направляли к лучшему

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Божественные награды за монашеские подвиги Чада и братия. Благодатию и благоволением Господа нашего Иисуса Христа, дарующего человеку ведение и приводящего всех питающихся Его Божественными учениями и стремящихся к высоте истины в мужа совершенна духовного возраста

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Монашеские добродетели Как же обстоит у вас дело? Я толкаю вас: обратите внимание, послушайте, сообразите, разберите. И блажен тот из вас, кто хранит заповеди, кто не отдал себя в добычу греху (см. Пс. 123:6), кто строго соблюдает послушание, кто просвещается откровенной

Из книги автора

Монашеские послушания и профессии Так держите же себя бодро вы, занимающие второе место, благочинные, надзиратели, а особенно надзиратели в ночное время (ибо их душевная выгода и награда велики). Держите также себя бодро будильщики, потому что ваш труд – не заурядный

Из книги автора

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Из книги автора

81. При посылке книги "Древние монашеские уставы" Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N. С постом поздравляю. Провести его вам благочестно и здраво желаю. Храни вас Господи в здравии телесном и спокойствии душевном на многие лета. Посылаю вам книгу "Древние монашеские уставы".

(5) АБДАЛ -

  • м. вост. (абдал, персидск. монах? или обоим, обнять? обаим, обаять?) обманщик, плут, огудала, оплетала
(10) АВГУСТИНЕЦ -
  • Монах нищенствующего католического ордена, осн. в 13 веке
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 в
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 веке
  • монах нищенствующего католического ордена, осн. в XIII веке
(5) АВЕЛЬ -(9) АВКСЕНТИЙ -
  • Вифинский (умер около 470) христианский монах-отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона
(8) АВРААМИЙ -
  • (в миру Афанасий) (умер в 1672) старообрядческий писатель, монах, ученик протопопа Аввакума
  • Иеромонах Лысковского монастыря, деятель старообрядчества второй половины XVII века
(6) АГАВВА -
  • (Аввас) Исмаильтянин - Сирийский (5 в.) христианский монах-пустынножитель
(6) АГАПИТ -
  • Монах Киево-Печерского монастыря, врач (11 в.)
(6) АГАФОН -
  • Скитский (Египетский) (умер около 435) христианский монах, подвизался в Скитской пустыне в Египте
(2) АИ -
  • Вам конечно известен знаменитый винодел Дом Периньон. А не скажете ли вы, в каком городе жил этот монах
(6) АКУНИН -
  • Русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Автор романов: "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан", "Смерть Ахиллеса", "Статский советник", "Коронация, или Последний из романов", "Пелагия и белый бульдог", "Алтын-толобас", "Пелагия и черный монах", "Любовница смерти", "Любовник смерти", "Внеклассное чтение", "Пелагия и красный петух", "Детская книга для мальчиков", "Шпионский роман", "Фантастика", "Ф. М.", "Сокол и Ласточка", "Весь мир театр", "Черный город", "Детская книга для мальчиков", повестей: "Пиковый валет", "Декоратор", "Младенец и черт", "Мука разбитого сердца", "Летающий слон", "Дети Луны", пьес: "Чайка", "Комедия/Трагедия", "Инь и Ян", "Странный человек", "Гром победы, раздавайся!", "Мария", Мария…", "Ничего святого", "Операция "Транзит", "Батальон ангелов", сборника рассказов "Сказки для Идиотов" и сборников повестей и рассказов: "Нефритовые четки", "Планета Вода"
(6) АЛАКОК -
  • Маргарита Мария (1647-90) франц. монахиня визитандинского монастыря в Паре-ле-Моньяле
(4) АЛАН -
  • Французский философ-схоластик, монах-цистерцианец (12-13 вв., "Плач природы", "Антиклавдиан")
(7) АЛЬПАКА -(8) АМВРОСИЙ -
  • Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812-91) иеросхимонах, старец, духовный писатель
(6) АНАЛАВ -
  • Принадлежность облачения православного монаха, представляющая собой перевязь, возлагаемую на плечи, спину и грудь
  • м. греч. церк. параманд, плат, носимый монахами на персях, с изображением креста (осьмиконечного, с подножием), орудий страстей Господних, адамовой головы и пр
  • часть одежды монаха в виде четырехугольного плата на груди
(6) АНСГАР -
  • (801-865) христианский миссионер, «апостол Севера», монах-бенедиктинец, епископ
  • Христианский миссионер, "апостол Севера", монах-бенедиктинец (801-865)
(7) АНТОНИЙ -
  • (иеромонах ярославского Спасского монастыря) иеромонах Спасского ярославского монастыря
(7) АПОСТОЛ -
  • м. греч. ученик, последователь, приверженец; учитель правоверия; название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник м. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь
(11) АПОСТОЛЬНИК -
  • часть облачения монахинь: черный платок, плотно облегающий голову, плечи и грудь, застегнутый под подбородком булавкой
(4) АПСО -(6) АРАМИС -(6) АРАРАТ -
  • Монастырь Новый... из романа "Пелагия и черный монах" Бориса Акунина
(8) АРИСТАРХ -
  • (Заглодин-Кокорев) иеромонах Русской православной церкви, причислен к лику святых как преподобномученик в 2000 году для общецерковного почитания
(6) АРПИНО -
  • Итальянский писатель ("Годы зрелости", "Тень от холмов", "Молодая монахиня")
  • Итальянский писатель ХХ века, автор романа "Тень от холмов", "Молодая монахиня"
(4) АРХИ -
  • греч. начало; по себе неупотребительно, а перед другими речениями, возводит их в превосходную или высшую степень. Архиятер, прежнее звание главного врача; генерал-штаб-доктор, который однако ныне ведает только свое министерство. Архидиакон м. церк. диакон, избранный апостолами: старший иродиакон монастыря; употреб. и вм. протодиакон. Архимандрит м. церк. настоятель архимандрии, монастыря. Смотря по обители, настоятели их бывают: строитель, игумен или (высшая степень) архимандрит или класса; иногда же иеромонаха возводят лично в сан сей, не давая ему монастыря. Голодный, и архимандрит украдет. лесу и медведь архимандрит, т. е. старший. -тов клобук, лично ему принадлежащий. Архамандритский, архимандричий сан, или архимандритство ср. звание это. Архипастырь: архиерей, старший в епархии иерей из черного духовенства, святитель, епископ, с почетом преосвященный, -нейший; или: архиепископ, последний собств. первенствующий, старший епископ, высокопреосвященный. Архипастырев, архиереев, архиепископов, святителев, говор. об известном лице; архипастырский, архиерейский, архиепископский, к ним относящийся; архипастырство, архиерейство, архиепископство, сан святительский; округ, ведению его подчиненный, епархия. Архипастырить, архипастырствовать, архиерействовать, состоять в сане этом, святительствовать, епископствовать, править епархиею. Архипресвитер, протоиерей. Архисвятитель, старший надо всеми архиереями и архиепископами: патриарх; чествуют так и митрополита. Архистратиг, военачальник, главный воевода; придаточное к имени Архангела Михаила. бранно: архибестия, архиплут и пр
(11) АРХИМАНДРИТ -
  • В православной церкви- высшее звание священника-монаха
  • Высшее звание иеромонаха, обычно настоятеля мужского монастыря
  • Высшее звание иеромонаха; настоятель православного монастыря
  • Высшее звание священника-монаха в православной церкви
  • Среднее духовное звание у монахов православной церкви
  • высшее звание священника-монаха, присваиваемое настоятелям мужских монастырей
(5) АСКЕТ -(9) АФАНАСЬЕВ -
  • Поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель. Член Союза писателей СССР. Автор биографических книг о русских поэтах XIX века. Монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (фамилия)
(4) АФОН -(5) БАСИН -
  • (епископ Трира) архиепископ Трирский. Представитель знатного франкского рода. До возведения на кафедру был монахом, затем настоятелем монастыря святого Максимина в Трире. Преемником Басина на кафедре Трира стал его племянник святой Лиутвин
(4) БЕДА -(9) БЕЗБРАЧИЕ -(11) БЕЗВКЛАДНЫЙ -
  • не положивший вклада, вноса. Мы принимаем и безвкладных монахов; мы принимаем их безвкладно
(5) БЕЛЕЦ -
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи (т. е. в чернецы)
  • лицо, готовящееся к пострижению в монахи, обыкновенно живущее в монастыре
(6) БЕЛИЦА -
  • «я не монахиня, а пока только...» (А. Куприн)
(9) БЕЛЯВСКИЙ -
  • Советский и российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации (2003), Заслуженный деятель культуры Польши. Снимался в фильмах: "Рассказы о Ленине", "Совершенно серьезно", "Спасите наши души!", "Ночь без милосердия", "Это случилось в милиции", "Иоланта", "Прерванный полет", "Иду на грозу", "Июльский дождь", "Их знали только в лицо", "Четыре танкиста и собака", "Нет и да", "Таинственный монах", "24-25 не возвращается", "Главный свидетель", "День прозрения", "Цена быстрых секунд", "Большой янтарь", "Факир на час", "Наковальня или молот", "Таланты и поклонники", "Крах инженера Гарина", "Дорогой мальчик", "Свет в конце тоннеля", "Под крышами Монмартра", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Когда дрожит земля", "100 грамм для храбрости", "Сохранить город", "Рожденная революцией", "И снова Анискин", "Отец Сергий", "Ралли", "Антарктическая повесть", "Место встречи изменить нельзя", "О бедном гусаре замолвите слово", "Юность Петра", "Карл Маркс. Молодые годы", "В начале славных дел", "На Гранатовых островах", "Тревожное воскресенье", "Зудов, вы уволены!", "Голова Горгоны", "Повод", "Секунда на подвиг", "Поражение", "Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета", "Происшествие в Утиноозерске", "Вход в лабиринт", "Право на прошлое", "Частный детектив, или Операция "Кооперация", "Небеса обетованные", "Очаровательные пришельцы", "Под маской Беркута", "Исполнитель приговора", "Трактористы 2", "3 августовских дня", "Вопреки всему", "Аляска Кид", "Серые волки", "Лучше быть богатой и красивой", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "ДМБ", "Маросейка, 12", "Тайны дворцовых переворотов", "Тихие омуты", "Антикиллер", "Конференция маньяков", "Московские окна", "На углу, у Патриарших", "Нина", "Парижский антиквар", "Сыщики", "Канун весны", "Бригада", "Завтра будет завтра", "Сын неудачника", "Цена страха", "Запомните, меня зовут Рогозин!", "Козленок в молоке", "Лучший город Земли", "Оперативный псевдоним", "Участок", "Черная метка", "В двух километрах от Нового года", "Московская жара", "Ирония судьбы. Продолжение", "Поцелуй не для прессы"
(10) БЕНЕДИКТИН -

Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III – IV веков. Его появление связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни в условиях количественного роста церкви. Началось оно как движение мирян. Миряне в состав клира не входили. С V века стала выделяться особая категория иеромонахов, рукоположенных в пресвитеры (иереи) и получивших право совершать таинства. С VIII –IX веков в восточных церквах утвердилась практика рукоположения епископов только из числа монашествующих. С этого времени становится обязательным безбрачие епископата. Так монашество превратилось в высшее церковное служение, приняв формы строгой организации, определяемой монашеским уставом.

Наиболее ранней формой монашеской жизни является отшельничество. Это одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником отшельнического монашества считается Антоний Великий (умер в 356 году). Сосредоточением раннего монашества была пустыня Скит в Египте. По названию этой пустыни отшельничество стало называться скитской жизнью. Скит представлял собой совокупность помещений (келий) с живущими в них монахами. Скит управлялся духовным руководителем аввой (отцом). Большие скиты именовались лаврами. Позже лаврами стали называться наиболее крупные монашеские общины.

Другой формой монашеской жизни является общежительное монашество. Общежительное монашество представляет собой совместную жизнь монахов в монастырях – киновиях под руководством игумена. Слово «игумен» имеет греческое происхождение и переводится как «предводительствующий». Основоположниками киновийного монашества считают двух основателей первых общежительных монастырей. Один из них Пахомий Великий (умер в 348 году) основал первые мужской и женский монастыри в Верхнем Египте. Другой, Василий Великий (умер в 379 году) создал монашеские общины в Малой Азии. Полный устав общежительного монашества был разработан в правилах церковной жизни (типиконах) также двумя монахами: основателем иерусалимского общежительного монастыря святым Саввой Освященным (умер в 532 году) и игуменом константинопольского монастыря Студионом Феодором Студитом (умер в 826 году). Рядовые монахи по отношению к игумену считаются духовными детьми и учениками, а между собой – братьями и сестрами. Вступление в монахи осуществляется через особый обряд пострижения (выстрижение пряди волос) с обязательным прохождением испытательного срока послушания. Затем послушнику дается новое имя согласно святцам. При вступлении в монахи послушник должен исполнить три основных обета: 1. нестяжание, т.е. отказ от владения какими-либо материальными благами; 2. целомудрие (безбрачие); 3. послушание, т.е. беспрекословное повиновение руководителям монастырской общины. Требовать от вступающих в монахи какие-либо приношения запрещалось. Но добровольные пожертвования монастырями принимались. При этом жертвователи не имели никаких преимуществ перед другими монахами. Все свое время монахи проводили в молитве, чтении Священного Писания, физическом труде в монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности.

Игумен избирался членами монашеской общины из своей среды и утверждался правящим епископом. Игумены наиболее крупных монастырей с V века стали получать титул архимандритов. Это сложное слово происходит от греческих слов, которые переводятся как «власть» и «загородь для скота», что означает в целом «начальствующий над стадом Христовым». Из всех монастырей выделяются ставропигиальные монастыри, которые находятся в непосредственном ведении предстоятелей автокефальных церквей.

По законам православия монахи не имеют права брать в руки оружие. Но в истории были редкие исключения из правил. Например, во имя особой святости и благородной борьбы с темником Мамаем преподобный Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского и его войско на битву с Мамаем, но и послал к нему двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Осляби накануне Куликовской битвы.

Кроме монашествующего (черного) духовенства Православная церковь имеет и белое духовенство, т.е. дьяконов и приходских священников, которые должны состоять в браке. Белое духовенство не рукополагается в епископы. Исключение составляют вдовствующие священники, принявшие пострижение в монахи.

Особое место в монашеской жизни занимает аскетика, т.е. духовная практика, связанная с наложением на себя дополнительных физических и моральных ограничений, а именно строгий пост, отказ от общения с людьми, самоизоляция от мира. Высшей ступенью монашеской аскетики является схизма – выполнение очень суровых правил жизни при полном удалении от мира.

С монашеской аскетикой связано формирование особого духовного направления восточного монашества – исихазма. Понятие «исихазм» происходит от греческого слова «hesychia» - покой, безмолвие, отрешенность. Основоположниками этого направления стали византийские подвижники и церковные писатели XIV века Григорий Синаит (умер в 1349 году) и Григорий Палама (умер в 1359 году). Они развили учение о фаворском свете, т.е. божественной энергии – благодати, снизошедшей на Христа во время Его молитвы на горе Фавор, преобразившей лик и одежду Иисуса Христа. По учению исихастов, созерцание фаворского света доступно лишь подвижникам монашеского благочестия и достигается с помощью молитвенного сосредоточения и мистического озарения. Созерцание фаворского света дает возможность «обожения», т.е. приближения к образу и подобию Божию.

Появление исихазма вызвало острые дискуссии в среде православного монашества. Влиятельный монашеский деятель греческих монастырей Калабрии (Италия) Варлаам отстаивал рационалистические пути богопознания и выступил против исихазма, назвав учение Григория Паламы «пупоумием». Но паламиты отстояли исихастское учение в дискуссиях с варлаамитами. На Константинопольском соборе в 1341 году исихазм был признан соответствующим канонам православия. Впоследствии исихазм оказал большое воздействие на русских подвижников монашеского благочестия Нила Сорского, Паисия Величковского, Тихона Задонского, а также стал одним из источников старчества, т.е. особого почитания монахов-схимников преклонного возраста, которые пользовались большим духовным авторитетом.

Общепризнанным центром православного монашества является гора Афон, которая представляет собой восточный острог полуострова Халкидики на севере Греции. Монашеская жизнь Афона существует с VII века. В X веке Афанасий Афонский составил устав для афонских монастырей, который является главным законом до сих пор. В частности по уставу запрещается посещать Афон, мирянам, женщинам и козам. На сегодняшний день на Афоне находится 20 монастырей, 12 скитов и 700 отдельных келий, в которых проживает более 10000 монахов.

Еще с византийских времен Афон обладает территориальной автономией. Высшей властью здесь является протат – коллегиальный орган, состоящий из игуменов всех монастырей. В церковном отношении монастыри Афона подчинены Константинопольской патриархии. Кроме константинопольских монастырей на горе Афон действуют монастыри других православных церквей, а именно болгарский – «Зограф», сербский – «Хиландар», грузинский – «Иверский», русский – «Святого Пантелеймона» («Руссик»). С Афоном связана деятельность многих видных представителей российского православия. Среди них можно назвать основоположника киевского монашества Антония Печерского (XI век), ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого (XIV-XV века), подвижников Нила Сорского (XV-XVI века), Паисия Величковского (XVIII век), Серафима Святогорца (XIX век), видного богослова и востоковеда епископа Порфирия (Успенского) (XIX век) и других.

Западное монашество по сравнению с восточным сформировалось позже, а именно не ранее VI века. В отличие от православия в католицизме монашество объединялось в особые организации – ордена (конгрегации). Они действовали на основании своих уставов, которые утверждал папа Римский. Эти конгрегации носили имя сформировавшего их христианского подвижника. К настоящему времени существует около 140 католических монашеских орденов. Наиболее древним и влиятельным из орденов можно назвать орден августинцев, созданного отцом церкви Блаженным Аврелием Августином (354-430 годы). Орден бенедиктинцев был сформирован в 530 году Бенедиктом Нурийским, ставшим небесным покровителем Европы. Орден доминиканцев учредил испанский монарх Доминик де Гусман (1170-1221 годы) в 1215 году, а францисканцев был образован в 1207-1209 годах итальянским проповедником Франциском Ассизским (1182-1226 годы).

Учение о сокровищнице сверх добрых дел придавало католическому монашеству особо выраженный каритативный (от лат. слова «karitas») характер, т.е. характер деятельной любви. Деятельная любовь отразилась и на символах орденов. Например, символами ордена бенедиктинцев являются крест, книга и плуг. Этот же каритативный характер лежит в основе широкого участия католического монашества в духовно-просветительной, педагогической и благотворительной деятельности.

Кроме этих орденов, в Католической церкви формировались военно-монашеские ордена, которые представляли собой организации рыцарей, принявших монашеский обет во имя защиты веры огнем и мечем. Они возникли в эпоху крестовых походов и активно действовали в европейской истории в XII-XVI вв. Одним из влиятельнейших военно-монашеских орденов был орден тамплиеров. Его название получено от французского слова «temple», которое в переводе на русский язык означает «храм». Поэтому этот орден еще называют орденом храмовников. Он был основан в Иерусалиме ок. 1118 или 1119 годов. Затем во время крестовых походов тамплиеры распространились во многих европейских государствах, где помимо рыцарских дел занимались торговлей и ростовщичеством. Именно из них вышли крупнейшие в Западной Европе первые банкиры. В конце XIII века тамплиеры обосновались в основном во Франции, где под давлением французского короля Филиппа IV Красивого (1268-1314) против них был начат инквизиционный процесс. Осуществлял эту инквизицию ставленник французского короля никому доселе неизвестный гасконский прелат Бертран де Го, который стал папой Климентом V (1305-1314). В 1309 году под давлением Филиппа IV этот папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон, а в 1312 году упразднил орден тамплиеров.

Следующий влиятельный военно-монашеский католический орден, о котором необходимо вспомнить, был основан в Париже в 1534 году Игнатием Лойолой. Этот орден был назван обществом Иисуса, т.е. иезуитов. Он являлся главным орудием Контрреформации Католической церкви в Европе и сумел утвердиться не только в европейских государствах, но в Индии, Японии, Китае, на Филиппинах. В 1610-1768 годах в Парагвае существовало «Иезуитское государство». Кроме того, орден иезуитов славился по всей Европе и в России своими школами, где обучались наукам не только будущие представители католического духовенства. Достаточно вспомнить всесторонне проявившего себя ученого и поэта Михайло Ломоносова, а также Феофана Прокоповича, составившего для Петра I «Духовный регламент», и другие.

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.


О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 - в Италии, 21 - в Испании, 14 - во Франции и 8 - в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.

Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.

Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима - это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима - явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество - это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два - это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и.... делает шаг в неизвестность.



После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и... начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
- монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
- ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
- затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
- для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
- ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
- окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки - молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера - сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество - это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира - это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: “Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, “Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: “Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”

Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы


Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!