Когда жил с а рачинский. В какое время жил известный российский учитель Сергей Рачинский,в какой школе он работал,на какой известной картине изображен его урок

«Из доброго сокровища сердца своего» (Составитель И. Ушакова)/ Нижний Новгород: "Родное пепелище", 2013. - 224с., 8 с. ил.

Имя русского педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902) становится все более почитаемо в нашей стране. Ибо его трудами положено начало педагогики для народной школы, закрепленное немалой практикой. Его стараниями воссозданы Общества трезвости, в которые к началу XX века вступили десятки тысяч человек по всей стране.

Это к С.А. Рачинскому обращались за советами Лев Толстой и Василий Розанов, Пётр Чайковский и Константин Победоносцев. Его, сельского учителя, благодарили за подвижнический труд императоры Александр III и Николай II. Его учениками были выдающийся художник, певец крестьянских детей Николай Богданов-Бельский, известный петербургский священник, законоучитель царских детей Александр Васильев и еще десятки учителей и священников, потрудившихся для своего народа.

С.А. Рачинский окончил естественный факультет Московского университета, два года, готовясь к кафедре, работал у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. После защиты магистерской диссертации «О движении высших растений», в 1859 г. первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете, а в 1866 г., защитив докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей», стал ординарным профессором университета.

Тогдашнее окружение Рачинского, собиравшееся в его московском доме на Малой Дмитровке: Ференц Лист и Петр Чайковский, Каролина Павлова и Лев Толстой (позднее сын Льва Толстого Сергей Львович женился на племяннице Рачинского Марии Константиновне). В литературном салоне Н.В. Сушкова Рачинский встречался с Федором Тютчевым и Константином Аксаковым. П.И. Чайковский работал над операми «Мандрагора» и «Раймонд Люллия» по сценариям Рачинского. Сельскому учителю великий композитор посвятил свой «Первый струнный квартет».

В 1872 г. Рачинский навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца дней своих не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей.

Рачинского, ученого мирового уровня и любимца светских обществ Берлина и Веймара, крестьяне Бельского уезда называли «отец родной», ибо своей любовью и заботой о «малых сих» он исполнял основные заповеди Отца Небесного. Семьей Рачинских было открыто по уезду около тридцати школ для крестьян, многие из них были с интернатами. В лечебницы, устроенные Рачинскими крестьяне желали попасть уже затем, что там их не только лечил фельдшер, но и осуществлял духовное водительство священник.

Свое великолепное образование, потрясающие знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу Татева. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детишками местных деревень мировую классическую литературу. Его мысль «…если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию» прозвучала более чем пророчески.

Школа С.А. Рачинского выполняла задачи единые с Русской Православной Церковью: образовать человека, то есть вернуть его к тому Образу Божьему, по которому человек создан. Обучение детей Закону Божьему и церковному пению, толкование Священного Писания и Псалтири, пешие походы в Нилову пустынь были для детей не навязываемыми дисциплинами, но естественным продолжением жизни, только уже осмысленным.

Предки Рачинского – польские дворяне – триста лет назад перешли в подданство русскому царю, верой и правдой послужили России в Отечественную войну 1812 года. Сергей Александрович Рачинский служил уже своим талантом ученого, педагога и литератора. Он осознавал важность обучения учителей и священников из крестьянской среды. Ибо, зная и научный, и культурный, и церковный мир России, Рачинский не мог не видеть нравственное разложение предреволюционной «интеллигенции».

В нынешнее время, когда размывание культуры и падение нравов принимают еще более угрожающие формы, статьи и обращения С.А. Рачинского, собранные в данной книге «Народное искусство и сельская школа», «Письма к духовному юношеству о трезвости» и другие – это прямое обращение к нам для того, чтобы нас уберечь от ложных путей и соблазнов.

Нет, кажется, такой области – культурной и социальной, – которую бы не отметил Рачинский в своих «записках», не указал на ошибки и пути исправления. К примеру, ученый был озабочен тем, что угасает народная песня, собирал остатки этого почти утраченного ныне искусства. И только сейчас мы понимаем, что русская песня была иммунитетом народа.

Учитель Рачинский настаивал на необходимости изучения в школах церковнославянского языка для более легкого усвоения русского языка. Об этом же пишет наш современник иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках: «Русский язык – это древо, усыпанное драгоценными плодами, а корневая система, дающая жизнь древу русского языка – это церковнославянский язык, который незримо и тихо все время животворит древо, питает его плоды живой водой Божией благодати. Без живого церковнославянского языка, хранимого Церковью, русский язык мгновенно умрет».

Сельский учитель Рачинский один из немногих, кто осознал назревающую катастрофу крушения «старого мира» и взывал к тогдашнему образованному обществу: «Может быть, следует заменить учение о добрых нравах учением о нравах свободных, старое благочестие, поклонение недосказанному Богу поклонением естественному человеку – этому внешнему выражению мировых сил, доступному нашему здравому смыслу? Нет! Из глубочайшего дна нашей души поднимается сознание того, что все эти новые учения, вся эта новая нравственность для человека недаром бременящего землю, совершенно негодно…».

Рачинский ушел из жизни 2 мая 1902 года (ст.ст.). На его погребение съехались десятки священников и учителей, ректоры духовных семинарий, писатели, ученые. За десятилетие перед революцией о жизни и деятельности Рачинского было написано более десятка книг, опыт его школы использовался в Англии и в Японии. Но еще больший интерес к трудам педагога-просветителя возникает сегодня, в начале XXI века, поскольку многим видится в них основательность и правда.

В собранной мною книге нет материалов о Рачинском современных авторов, поскольку они составили бы отдельный том исследований: по музыкальному искусству и практике трезвеннической жизни, по педагогике и ботанике... Работы самого Рачинского включены в книгу лишь частично, как залог будущего полного издания сочинений педагога-подвижника. Но и в отрывках работ читатель найдет прекрасные образцы художественного и публицистического слова. Книга Рачинского «Сельская школа» переиздавалась четырежды. За этот труд Академия наук в 1891 году избрала Рачинского членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.

Одну из наиболее интересных и всеобъемлющих разделов книги составляют письма Рачинского к одной из самых противоречивых фигур на переломе веков – религиозному философу Василию Розанову. В каждом из этих писем мы видим широту познания и понимания действительности, которою обладал Рачинский. Его педагогический дар – умение наставить и поддержать, искреннее смирение великого труженика, основательность его верной позиции по отношению к Церкви и государству ставят его в ряд выдающихся наших соотечественников.

Книга Рачинского представляет исторический документ, поскольку в ней отражены события, происходившие во второй половине XIX века в Бельском уезде; выведены имена людей, которые так или иначе творили нашу историю. Из географии Бельского уезда, которую можно проследить по книге, из той картины жизни прошлого нашего края, мы можем предположить, какой стала бы эта картина сегодня, если бы трудились на этой земле такие хозяева, как Рачинские.

Сегодня, несмотря на то, что крестьянского мира, на мощь которого уповал народный учитель, почти не существует, воззрения Рачинского, как ученого и философа, несомненно актуальны. У нас нет другого пути, – только русский, православный. Как писал Александр Пушкин Петру Чаадаеву почти два века назад: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал». Поэтому будем воссоздавать по крупицам мир русской культуры. Такими крупицами – перлами и представляются мне статьи и письма С.А. Рачинского, собранные в этой книге.

Книга издана при поддержке Ржевской Епархии и Администрации Оленинского района Тверской области, а средства от ее продажи предполагается потратить на восстановление колокольни Троицкого храма в селе Татево.

Ирина Ушакова

Рачинский Сергей Александрович

Р ачинский (Сергей Александрович) - ботаник и известный деятель по народному образованию; родился в 1836 г., учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859). Ко времени профессорской деятельности Рачинского в Московском университете относится несколько самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химических превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском Вестнике": "Цветы и насекомые" и другие. В 1867 г. Рачинский, оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве, Бельского уезда Смоленской губернии. Переселясь из барского дома в школу, он начал жить одной жизнью со своими учениками. Кроме детей, Рачинского, с самого начала его деятельности, окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значение руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, довольно продолжительной, ученики пели церковные песни; по субботам сам Рачинский читал евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Рачинского, в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою деятельность, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Рачинский в своих педагогическо-литературных трудах, желая создать согласный с ними общий тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода" и появившихся накануне издания правил о церковно-приходских школах, Рачинский высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и весьма холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Рачинский особенно налегает на то обстоятельство, что наша сельская школа, в отличие от западной, возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что совершенно неверно), устраивается самим народом "при весьма слабом участии духовенства", и тем не менее направление в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он прежде всего желает, чтобы учащиеся знали церковно-славянский язык, умели читать часослов, псалтирь и другие богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Рачинский видит ее силу, и соответственно этому ограничивает курс ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикой, одобряя и уставное письмо с печатными церковно-славянскими буквами. При более продолжительном времени для занятий, при более правильном посещении школы и при двух учителях, Рачинский вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Рачинский не признает. Отвергает Рачинский и "немецкие" методы преподавания. В основание преподавания русского языка он кладет язык церковно-славянский, со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с русским переводом, евангелия, псалтири и других богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению Рачинского, приложится уже само собой. В курсе грамматики Рачинский держится, однако, то есть "немецкого" метода, который воспринят был у нас лет 70 тому назад и потому считается русским. Для чтения в народной школе, для которого, впрочем, по системе Рачинского едва ли найдется много досуга, Рачинский назначает Гомера, Шекспира, семейную хронику , некоторые произведения , но решительно исключает и других писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом", Рачинский находит, что "училищем благочестия и добрых нравов" наша сельская школа все это время не была, потому что "жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает отдать сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но вместе жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Рачинского, не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный - и потому великий. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства". Другой способ обновления духовного сословия Рачинский видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Рачинский утверждает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; народ, с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом, приведет духовенство к пониманию его призвания. И о народе, однако, Рачинский отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная необходимость в "скором и решительном повороте". Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Рачинского, сохранил источник жизни. Народ ищет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом. Сборник статей Рачинского вышел под заглавием: "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводной статьей о школе в селе Татеве последователя Рачинского, Горбова). Рачинскому принадлежит еще брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш. "Новый план устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, № 8); Полетов "С.А. Рачинский" (Оренбург, 1891). Умер в 1902 году. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская школа. Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же "С. А. Р. как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); Н. Горбов "С.А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после которого она может поступить в общее пользование), хранится в Императорской Публичной Библиотеке. Часть писем еще не разобрана, всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.

Место смерти:

С. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния

Научная сфера: Место работы: Знаменитые ученики: Известен как:

педагог-энтузиаст, деятель по народному образованию, сторонник народной трезвости

Сергей Александрович Рачинский (15 мая , с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния - 15 мая , с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный , педагог , просветитель, профессор Московского университета , ботаник и математик , Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук .

Предки

Герб Рачинских

Рачинские - дворянский род, герба Наленчь, происходящий из Великой Польши и восходящий к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде; дети его, Даниил и Ян, поступили в 1656 г. в подданство России. К этому роду, внесенному в VI часть родословной книги Смоленской губернии (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI, стр. 107), принадлежал Сергей Александрович Рачинский.

Биография

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).

В году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С.А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л.Н. Толстым, П.И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В.Ф. Одоевского, историком В.И. Герье и др. Беседы с Л.Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С.А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815-1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришел к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа... есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймет Бетховена и Баха.

Победоносцев К.П. писал о нем императору Александру III в 1883 г.:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян... Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом - Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был дружен с А.А. Дельвигом , общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав ее попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича – Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Вениамин (Федченков) , выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский , музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы . Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

В 1891 году Академия наук избрала С.А.Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, учителя А.Д. Воскресенский, А. Голицын.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках А.А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А.А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. Похоронен С. А. Рачинский в Татево.

Память, история и любопытные факты

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С.А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, уже после смерти учителя.
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (Свято-Богородицкая женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырех частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С.А.Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Богданов-Бельский, Николай Петрович ( -) - выдающийся русский художник , ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Богданов И.Л. - инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Васильев, Александр Петрович (6 сентября - 5 сентября ) - протоиерей , духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Синев, Николай Михайлович (10 декабря - 4 сентября ) - д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 - зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 - нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 - зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии в мирных условиях. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Никонов, Тит - русский художник , портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С.А. Рачинский заметил в нем нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нем трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы.
  • Петерсон, Иван - русский художник , ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После ее окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Тамбовской губернии.
  • Третьяков, Николай Степанович ( -), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А.Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В.Д.Поленовым, С.А.Рачинским, Н.В. Гиляровской.

Основные работы

  • 1881 - «Заметки о сельских школах»
  • 1882 - «Народное искусство и сельская школа»
  • 1888 - «Из записок сельского учителя»
  • 1891 - «Сельская школа»

Пособия по математике:

  • «1001 задача для умственного счета»,
  • «Арифметичекие забавы»
  • «Геометрические забавы».

Галерея

Рачинские - дворянский род, герба Наленч, происходящий из Великой Польши и восходящий к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде; дети его, Даниил и Ян, поступили в 1656 г. в подданство России. К этому роду, внесенному в VI часть родословной книги Смоленской губернии (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI, стр. 107), принадлежал Сергей Александрович Рачинский.

Биография

Отец - Александр Антонович Рачинский (27.9.1799 - 1866). Капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В. К. Кюхельбекера). Мать - Варвара Абрамовна Баратынская (1810-1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступает на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевелся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г.

После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.

В 1861 г. С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали «Физиологию обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 г. в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке «Происхождение видов» Чарльза Дарвина.

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838-1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).

В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815-1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймет Бетховена и Баха.

Победоносцев К. П. писал о нём императору Александру III в 1883 г.:

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом - Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича - Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.

В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

С 1878 г. школа имела статус церковно-приходской. В 70-80-е гг. XIX в. - четырехгодичная, а в 1898 г. - шестилетняя. До 1924 г. носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 г. школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде, в 2000 г. музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображен на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков (ум. в 1930х г.) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе.

Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе.

Память и история

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.
  • По свидетельству Л. Ю. Стрелковой, воспитанницы школы и автора историко-педагогического описания деятельности школы в Татево, в конце 20х гг. XX века усадьба была разграблена, останки были выброшены из фамильного склепа, на мраморных надгробиях ковали железо, были разорены пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы.
  • Советские историографы утверждали, что при отступлении в марте 1943 года немцы выломали и вывезли паркет из дворянского дома Рачинских, а сам дом взорвали. Вывезли также могильные плиты из фамильной усыпальницы. Почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь С. А. Рачинским.
  • В Татево был устроен немецкий военный госпиталь и немецкое военное кладбище (не сохранилось).
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырёх частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Богданов-Бельский, Николай Петрович (1868-1945) - выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Никонов, Тит - русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой - оказался неудачником.». Другой источник сообщает, что Т. Никонов женившись, не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
  • Петерсон, Иван - русский художник, обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым.
  • Богданов И. Л. - инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Васильев, Александр Петрович (6 сентября 1868 - 5 сентября 1918) - протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Синев, Николай Михайлович (10 декабря 1906 - 4 сентября 1991) - д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 - зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 - нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 - зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Третьяков, Николай Степанович (1873-1942), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Основные работы

  • 1881 - «Заметки о сельских школах»
  • 1882 - «Народное искусство и сельская школа»
  • 1888 - «Из записок сельского учителя»
  • 1891 - «Сельская школа»

Пособия по математике:

  • «1001 задача для умственного счета»,
  • «Арифметические забавы»
  • «Геометрические забавы».

Галерея

    Могила С.А. Рачинского в Татево

    Руины усадьбы Рачинских в Татево

    Татевская средняя школа им. С.А. Рачинского

    Троицкий храм в селе Татево, в ограде похоронены представители рода Рачинских

Старинное село Татево, расположенное на границе Тверской и Смоленской губерний, благодаря трудам хозяев Боратынских-Рачинских, в XIX веке являлось одним из культурно-просветительских центров западной части Российской Империи. Оно же стало центром идей и местом подвижничества ученого и педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), 180-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Отмечаем - сказано, пожалуй, избыточно, поскольку мало кто сегодня в России, к сожалению, помнит это имя, тогда как вспомнить его следует, ведь собеседниками и даже духовными учениками Рачинского были Чайковский, Толстой, Розанов и другие видные умы России.

В 1853 году окончил естественный факультет . После сдачи магистерского экзамена работал в архиве Министерства иностранных дел личным секретарем православного духовного писателя и историка Церкви, паломника и путешественника, общественного деятеля, архивиста и искусствоведа Александра Николаевича Муравьева (1806-1874), автора «Писем о богослужении» и «Русской Фиваиды на Севере», паломнического очерка о Валааме и других очерков (его не следует путать с основателем декабристского движения А. Н. Муравьевым (1792-1863)).

Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский так писал о сподвижнике Рачинского Муравьеве: «Он заставил высшее общество читать книги духовного содержания, писанные по-русски. Он познакомил это общество с учением Православной Церкви, объяснил дух ее Богослужения, что совершенно было неведомо значительному большинству». Это общение оказало большое влияние на Рачинского.

Осенью 1856 года, выйдя в отставку, Сергей Александрович на 2 года уехал за границу, готовился к кафедре. Занимаясь любимой ботаникой, работал у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене.

В Европе Рачинский приобрел известность и как литератор. Его перевод на немецкий язык «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, опубликованный в 1858 году в Лейпциге, вызвал восхищенные отклики немецких писателей.

Отметим такую деталь: в эти же годы Рачинский написал гимн , а Ференц Лист - музыку на слова гимна. Возможно, пример Франциска, выходца из купеческой семьи, отказавшегося от достатка и посвятившего себя проповеди евангельской бедности, впоследствии и вдохновил русского православного Сергея Рачинского на педагогическое подвижничество в провинциальной глубинке, проявившееся в устроении на свои средства школ для крестьянских детей и преподавании в собственной Татевской школе.

Но до этого молодого ученого ждала профессорская карьера. В 1859 году Рачинский первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете, а в 1866 году, защитив докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей», стал ординарным профессором Московского университета и членом научного общества, к которому принадлежали Н. Я. Лясковский, С. А. Усов, А. Г. Столетов.

В 1866 году Рачинский ушел в отставку в знак протеста против нарушения министром просвещения Д. А. Толстым университетской автономии. А в 1872 году навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца дней своих не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей.

Рачинского, ученого мирового уровня и любимца светских обществ Берлина и Веймара, крестьяне Бельского уезда называли «отец родной», ибо своей любовью и заботой о «малых сих» он исполнял основные заповеди Отца Небесного. Семьей Рачинских было открыто по уезду около 30 школ для крестьян, многие из них с интернатами. В лечебницы, устроенные Рачинскими, крестьяне желали попасть потому, что там их не только лечил фельдшер, но и осуществлял духовное водительство священник.

Свое великолепное образование, потрясающие знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми местных деревень мировую классическую литературу. Его мысль о том, что «если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию» в те, предреволюционные, десятилетия прозвучала поистине пророчески, однако, как мы теперь понимаем, мало кого вразумила.

Был убежден, что между помещиком и крестьянином должно существовать единение в Боге.

Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались учителя, помощники Сергея Александровича, и ученики. Школьной братией пелись молитвы. В день святых просветителей славян совершался крестный ход из церкви в школу, детям вручались подарки и книги. Учебный год в сельских школах начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе Рачинского начинали изучать с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать на русском. Владение речью предков развивало творческие способности, формировало детей нравственно и эстетически. Первыми словами, которые они писали в школе Рачинского, была молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!».

Недавно московский священник Владимир Соколов рассказывал, что в дореволюционной России в школах начинали письмо с фразы «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…». Не правда ли, есть немалый духовный зазор между этими словами и сегодняшним обучением письму и чтению, начинающемся с ново-букварной фразы «Мама мыла раму»?

Преподаванию Закона Божия в сельских школах Рачинского отводилось самое важное место. Стержнем всего учебного дела педагог считал Литургию. И это было для детей естественным и уже осмысленным строем жизни. Изучение Закона Божия в классе подкреплялось практическим участием школьников в совершении богослужения в качестве певцов и чтецов. Дети легко обучались церковному пению, к чему их христианские души были готовы. «Тому, кто окунулся в этот мир строгого влияния, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки», - писал Рачинский о богослужении и церковном пении. Крестьяне, побывавшие в Петербурге, уверяли, что и там такого чудного церковного хора, как в Татеве, не слышали. Не является ли свидетельством жизнестойкости подходов Рачинского возникновение в наши дни церковных хоров, созданных по примеру татевской школы и церкви?

Вдумчивые слова Рачинского сегодня помогают понять глубину падения нашего «светского» постсоветского образования и общественного бытования в эпоху попрания духовных скреп, нравственной и эстетической вседозволенности и практически всеобщего и повсеместного релятивизма, когда отрицается Абсолют, когда все можно обосновать и опровергнуть, когда почти все лишается духовной опоры. Рачинский писал: «Та высота, та безусловность идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу, которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничною простотою и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, - вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы в виду этих могучих и опасных задатков, в виду этих сил и слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешенной от Церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой Церкви, в самом широком смысле этого слова может она приступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой Церкви, и духовных, и светских…».

Рачинским впервые в воспитательных целях была применена практика пеших паломнических походов. Учителя и школьники татевской школы в летнюю пору ходили в - примерно 150 верст - проселочными дорогами. Помимо того, что для детей это путешествие было исполнением мечты - попасть к «угоднику», как называли преподобного Нила Столобенского местные крестьяне, дети еще и знакомились с родной природой, делали пейзажные зарисовки. В частности, для будущего художника Н. П. Богданова-Бельского один такой поход и пребывание в монастыре дали импульс к первым пробам в иконописи. Впоследствии он распишет татевскую Троицкую церковь и несколько других храмов.

Расширяя сферу своей деятельности по просвещению населения, Рачинский 5 июля 1882 года . Все желающие отказаться от пагубной привычки заказывали в день памяти преподобного Сергия Радонежского молебен святому и просили его помощи, чтобы преодолеть недуг. Человек давал обещание Богу, и Церковь ему помогала. Сотни людей смогли исправить свою жизнь, вступив в Общество трезвости.

В селе Пречистое Духовищенского уезда обет трезвости дали 250 человек, в селе Дровино Гжатского уезда, где учительствовал любимый ученик Рачинского В. А. Лебедев, в Общество трезвости вступило 700 человек. Во многих городах и селах, на фабриках и заводах возникли подобные общества. Трезвенники, по замечанию В. Г. Георгиевского, исследователя деятельности просветителя, стали исчисляться десятками тысяч.

С начала XXI века, особенно в молодежной среде, возник интерес к личности Рачинского как воссоздателя обществ трезвости, существовавших и до него, но не получивших того масштабного развития, какое смог осуществить этот народный учитель.

Нам памятна евангельская притча о древе и его плодах; и вот как о «плодах своего древа» писал Рачинский: «Из всех учителей, воспитанных мною (около сорока), только одного не удалось мне оградить от винопития».

К слову, среди ярких учеников Рачинского был и протоиерей А. П. Васильев (1867-1918), духовник царской семьи, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию, выдающийся народный проповедник и законоучитель царских детей, член Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА). Священник был расстрелян в Петрограде в августе 1918 года вместе с причтом своего храма и почитается в Православной Церкви в лике священномучеников. А сколько непрославленных, тихих подвижников отчей веры, таких, как еще один ученик Рачинского - татевский учитель А. А. Серяков, становятся сегодня для нас примерами благородства и мужества, столпами возрождающейся России!

Такие плоды могла принести только деятельная любовь педагога-подвижника. Именно с любовью к своему народу Рачинский писал: «В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов. Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности, самый стыдливый народ в мире. Грязь в глазах русского человека есть грязь. Когда в нем проснется зверь, живущий в каждом человеке, он кидается ею. Но пока он трезв, пока он остается сам собою, он чист в мыслях и словах. Гаденькая, любезничающая грязноватость, проникнувшая из Франции в нравы нашего полуобразованного общества, в нашу литературу низшего разряда - глубоко ему чужда. Каждый наш крестьянский мальчик - такой еще не испорченный русский человек».

Ученик Рачинского, впоследствии иеромонах, Тит (Никонов) писал из Троице-Сергиевой Лавры, куда учитель направил его в школу иконописи: «Мой милый благодетель! ...Теперь я рисую с многосложных эстампов... В понедельник у нас вдруг раздалось в классе: «Государя убили». Сердца у нас у всех так и оборвались. Вчера же утром мы прежде пропели молебен о здравии Александра III и приняли присягу, потом отпели панихиду. Не уберегла матушка-Россия столь великого для нее благодетеля, подобных которому, может быть, никогда не будет». Это письмо поражает глубиной мысли подростка. И еще более ясно представляется за этим мальчиком образ его учителя, воспитавшего в детях духовное понимание происходящего в обществе, ответное к нему участие. Здесь и патриотизм, и вера в справедливость, и чувство сыновней любви к Родине.

Есть ли кому сегодня посмотреть на русский народ глазами учителя Рачинского?

Круг знакомств профессора Московского университета С. А. Рачинского простирался далеко за пределы научного и педагогического мира. Его можно назвать «татевским затворником», но просветитель до последних дней жизни следил за культурными и политическими событиями в мире, о чем свидетельствует его обширная переписка на 4-х языках. Его, сельского учителя, благодарили за подвижнический труд императоры Александр III и Николай II.

Рачинский был дружен со своим земляком, основателям православной миссии в Японии, архиепископом Николаем (Касаткиным), впоследствии прославленным как святитель Николай Японский. В Татеве проводили каникулы обучавшиеся в Санкт-Петербургской духовной академии японцы, обращенные архиепископом Николаем в Православие - Арсений Ивасава и крестник Рачинского самурай Сеодзи.

За два десятилетия до революционной бури Рачинский в своих статьях и многочисленных письмах указывал на кровоточащие раны общественной жизни: отстраненность интеллигенции от народа, теплохладное отношение не столько народа, сколько интеллигенции к Православию - стержневой, государствообразующей религии, пороки и отсутствие усердия самих священников. «Легко ссылаться на Петровские реформы, - писал татевский мыслитель, - на целый ряд правительственных постановлений, облекших нашу Церковь в мертвящие формы казенного ведомства. Но все это еще не корень зла, а вопиющий его признак. Над живою Церковью никакое правительство в мире не властно; зло не в мерах правительства, а в медленном, постепенном, по большей части бессознательном отпадении от Церкви всего, что у нас есть образованного, богатого, властного. …Положение нашей Церкви опасно. Опасно оно не для самой Церкви - ее победоносная жизненность проявляется и теперь для всякого, кто имеет глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. Оно опасно для тех, которые от нее отпали. Не тайным ли сознанием этой опасности объясняется позорное равнодушие нашей интеллигенции к делу образования нашего народа, ее торопливая жажда захватить внешнюю власть, за неимением внутренней. Спасти эту интеллигенцию от гибели, которую она себе готовит, могут только дружные усилия людей мыслящих и верующих, неустанная их работа на почве Церкви, на почве школы. Медлить невозможно».

Обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев 10 марта 1880 года писал Наследнику Цесаревичу, великому князю Александру Александровичу:

«Впечатления петербургские крайне тяжелы и безотрадны. Жить в такую пору и видеть на каждом шагу людей без прямой деятельности, без ясной мысли, и твердого решения, занятых маленькими интересами своего я, погруженных в интриги своего честолюбия, алчущих денег и наслаждения и праздно-болтающих, - просто надрывать душу…

Добрые впечатления приходят лишь изнутри России, откуда-нибудь из деревни, из глуши. Там еще цел родник, от которого дышит еще свежестью: оттуда, а не отсюда наше спасение. Там есть люди с русскою душою, делающие доброе дело с верой и надеждою…

Не угодно ли, Ваше Высочество, я покажу Вам одного такого человека. Все-таки отрадно хоть одного такого увидеть. На досуге извольте прочесть прилагаемые письма. Если Вы сочувственно примете их, то не пожалеете, что читали.

Это письма приятеля моего Сергея Рачинского, поистине доброго и честного человека. Он был профессором ботаники в Московском университете, но, когда ему надоели поднявшиеся там распри и интриги между профессорами, он оставил службу и поселился в своей деревне, в самой глуши Бельского уезда Смоленской губернии, вдали от всех железных дорог. Живет он там безвыездно вот уже около 10 лет и посвятил себя всего сельским школам, которыми и занимается с утра до ночи - в каком духе, изволите увидеть из писем. Он подлинно стал благодетелем целой местности, и Бог послал ему людей - из священников и помещиков, которые с ним работают. Отрадно читать его письма, - от них веет новым и здоровым, ободряющим духом. Тут не болтовня, а дело и истинное чувство.

В письмах отмечены карандашом страницы, на которые стоит обратить Ваше внимание».

В тот же день Наследник Цесаревич ответил Победоносцеву:

«Искренно благодарю Вас, любезный Константин Петрович, за присланные письма. Действительно, отрадно читать их. Как завидуешь людям, которые могут жить в глуши и приносить истинную пользу и быть далеко от всех мерзостей городской жизни, а в особенности петербургской. Я уверен, что на Руси немало подобных людей, но о них не слышим, и работают они в глуши тихо, без фраз и хвастовства».

В 1883 году Рачинский обращался к Обер-прокурору, чтобы тот испросил Государя Александра III о разрешении закрыть в Бельском уезде кабаки. Число питейных заведений уменьшилось. Не был ли ответом на протрезвляющую духовную деятельность татевского всероссийского просветителя тот факт, что обиженная пьянь в лихие 1920-е разметала кости из могилы Рачинского и всех его сродников?
Доживи Рачинский до октябрьской смуты 1917-го года и помрачений Гражданской войны, он, наверняка, стал бы новомучеником, как и священник из села Спас-Береза, что в 6 километрах от Татева, как и духовник монаршей семьи протоиерей А. Васильев. Рачинский не отрекся бы от своих убеждений.

Страшный факт об уничтожении могилы Рачинского словно подтверждает и вышеприведенные суждения о русском народе самого Рачинского, и становится в ряд с известным афоризмом, приписываемым Достоевскому - «русский человек без Бога - дрянь». На самом деле эта мысль высказана в письме А. И. Кошелева к А. С. Хомякову и звучит так: «Без православия наша народность - дрянь. С православием наша народность имеет мировое значение» (Н. А. Бердяев цитирует это письмо в своей статье «Алексей Степанович Хомяков»).

Просветительская деятельность Рачинского была оценена и Государем Николаем II. 14 мая 1899 года Император подал рескрипт, в котором говорилось: «Труды ваши по устройству школьнаго обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истиннаго просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, вами основанныя и руководимыя, состоя в числе церковноприходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».

Сергей Александрович Рачинский ушел из жизни 2 мая (ст.ст.) 1902 года. На его погребение съехались десятки священников и учителей, ректоры духовных семинарий, писатели, ученые. За 10 лет, последовавшие после его кончины, о жизни и деятельности Рачинского было написано и опубликовано более десятка книг, опыт его школы использовался в Англии и Японии.

В. Г. Георгиевский писал тогда: «Рачинский показал, что высшая наука совместима с глубокой религиозностью, - и церковность, ставши основой начальной народной школы, способна дать ей особую жизненную силу, так, что народ русский, получив просвещение в духе христианства, под постоянным благодатным воздействием Церкви православной, носительницы православного духа, может явиться единственным в мире народом, который способен будет сказать свое жизненное слово прочим народам Востока и Запада, ждущим нового откровения».

В октябре 2012 года в селе Татеве Оленинского района Тверской области по благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана прошел Первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости им. С. А. Рачинского.

В знаменитую татевскую школу съехались представители клубов трезвости из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Рязани. Педагоги и священники делились опытом просветительской работы в разных регионах. Отрадно было видеть, как десятки молодых людей идут крестным ходом по пути прошедшего здесь 100 лет назад педагога-подвижника Рачинского.

В татевское общество трезвости, по примеру настоятеля здешней Троицкой церкви отца Владимира (Евстигнеева), на сегодняшний день вступило 30 человек.

Недалеко от Татева, в поселке Мирный, на родине святителя Николая Японского, воссоздан летний лагерь по образцу школы Рачинского, и отец Артемий (Рублев) возобновил традиции походов по святым местам, вот только теперь они стали велосипедными.

Отрадно, что в наши дни один из московских чиновников высокого разряда в публикации на страницах «Литературной газеты» отмечает, что и для сегодняшней педагогики примером служит деятельность «учителя века» Рачинского, что «русские педагоги-подвижники смотрели на учительство как на святую миссию, на великое служение благородным целям подъема духовности в народе».

Пора нашим учителям обратить взоры к трудам выдающегося соотечественника, педагога-просветителя, «апостола трезвости» Сергея Рачинского, создавшего внятную, обоснованную и убедительную парадигму русской школы, которая была утеряна нами в безпамятстве и мороке лихолетья.

В мае 2013 года в нижегородском издательстве «Родное пепелище» вышел сборник статей и писем С.А. Рачинского «Из доброго сокровища сердца своего…», составленный И.В. Ушаковой. Книга издана при поддержке Ржевской Епархии и администрации Оленинского района Тверской области. В Москве книгу можно приобрести в магазинах Сретенского и Новоспасского монастырей, в магазинах «Троицкая книга» и «Православное слово». Средства, вырученные от продажи книги, пойдут на реставрацию колокольни Троицкой церкви села Татева.