Доверие богу - значение слова в православном словаре. О доверии к богу

Довериться Богу всецело и полностью, значит отказаться от права (которого Бог никогда нам не давал, но мы, люди присвоили его себе) распоряжаться своей жизнью и сознательно подчинить каждый элемент своего бытия нашему Господу и Создателю. Это, значит поверить Богу, что Он действительно имеет достаточно мудрости и силы, чтобы устроить не только земную, но и небесную жизнь своих детей. Это значит - перестать быть "богом" своей жизни. Многие люди в подобных ситуациях хотели бы услышать какие-то рецепты - делай то или не делай этого и всё будет в порядке. На самом деле решение этого вопроса начинается с нашей общей жизненной установки, с нашего правильного понимания себя и Бога.

Неспособность людей практически доверится Богу, является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии. Другими словами существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью.

1) Во первых мы очень плохо знаем Бога. Бог дал нам откровение о Себе - Его Слово, Библию. Но у нас, как правило, мало времени, чтобы читать и изучать её. Поэтому наше знание Бога очень поверхностно. К тому же, даже когда мы читаем Библию, мы часто пропускаем те её места, где она собственно и говорит о Боге, Его характере и Его природе. Нам гораздо интереснее читать повествования или, в крайнем случае, практические заповеди. Так послание к Римлянам нам становиться понятным с 12 главы, а послание к Ефесянам с четвёртой.

2) Вторая проблема, являющаяся прямым следствием первой - у нас нет навыка доверия Богу на практике, потому что мы плохо Его знаем. Кто будет доверять незнакомому человеку конфиденциальную информацию или ключи от дома, даже если вам и сказали что он хороший человек. Доверие строиться в результате хорошего личного знакомства.

3) Третья проблема в том, что большинству христиан трудно даже начать познавать Бога, потому что они практически не доверяют истине о Боге, т. е. Божьему слову, а значит практически верят в ложь, доверяясь в своих делах чему угодно кроме Библии. Конечно, почти все кто называет себя христианами, скажут, что они признают Библию самой святой книгой, но только не живут по ней. Вместо этого они чаще заняты тем, чтобы найти объяснения, почему они не могут исполнить то или другое её повеление. На самом деле, люди верят только той части Библии, по которой стремятся жить. Поэтому они и не знают Бога. А значит и не могут доверять Ему.
Всё это приводит к тому, что многие люди, называя себя верующими, практически живут, полагаясь на человеческие авторитеты. Не отвергая Бога на словах они отвергают Его на деле. Не возможно довериться Богу всецело и полностью, не решив выше описанных проблем. Для их преодоления можно предложить несколько практических шагов.

1) Проводите в личном общении с Богом как можно больше времени, и вы убедитесь, что лучше Него никто (и вы в том числе) не сможет управлять вашей жизнью. Для того, чтобы доверять Богу, нужно увидеть всё Его богатство, Его силу, величие, красоту, Его верность, Его действенность и Его любовь к своим детям. Наилучший способ познания Бога больше и больше читать о Нём в Его Слове. Бог рассказал о Себе людям в Библии, предоставив в ней необходимое и достаточное откровение о Себе. Читайте Библию, книгу за книгой, стих за стихом, снова и снова отмечая всё, что она говорит вам о вашем Создателе и Господе! Не пропускайте ни одного стиха раскрывающего характер Бога, Его атрибуты, цели, намерения, отношения к творению и к вам лично как к Его чаду.

2) Второй важный шаг - проводя время в общении с Богом, обращайте внимание на себя. Попробуйте увидеть себя в зеркале Библии. Говоря об этом я имею ввиду не только увидеть, что вы сделали сегодня неверно, но попробуйте увидеть свою истинную сущность, такой какой она описана в Библии. Подскажу вам только несколько наиважнейших моментов:

Во первых, мы являемся Божьим творением и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас и только Он обладает правом управлять нашей жизнью Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан. 4:31-32; Ис 64:8. Он наш Творец и Господин и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является ничем иным как вызовом бросаемым Богу.

Во вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха и поэтому мы не свои. Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему 1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20

В третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была - есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, я только принять и послушно подчиниться. Рим 12:2; Иак 1:17.

И последнее нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ничего не можем без Него. Даян. 17:28; Иоан 15:5; Рим 11:36. Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог - наш любящий Отец и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу.

3) Третий шаг ведущий к практическому доверию Богу научитесь читать Писание честно сравнивая ваши представления о Боге и о себе с тем, что говорит о этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда вы обнаруживаете что это так, немедленно выбросите их из головы и сердца, как выбрасываете мусор из дома. Позвольте Божьей истине освободить вас, и вашу жизнь для Его славы.

Эти несколько принципов представляют собой первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если вы освоите их, вы познаете истинный "вкус" христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте вашей жизни. Вы сможете насладиться настоящим покоем, который возможен только в любящих, нежных и верных руках нашего Создателя и Отца.

Не так давно мы рассуждали в семье, что такое любовь. И Евгений, мой сын, сказал: «Любовь - это доверие».
Я задумался над его словами.
Что же такое доверие? Может быть, это способность полагаться на кого-либо или на что-либо?
Словарь Ожегова говорит: «Доверие – это уверенность в чьей- либо добросовестности и искренности».
Крепкие отношения между супругами основываются на доверии друг другу. Доверительные отношения между друзьями являются залогом крепкой дружбы. Отношения между сотрудниками на работе, основанные на доверии, – залог уважительных отношений и успешной карьеры.
А что дают доверительные отношения между Богом и человеком? Доверие Создателю – это залог нашего духовного здоровья, праведной жизни и радости в Боге.
Между тем, верующих людей в Бога по статистике в России около 70%, и только 9% таковыми являются.
Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт и многое-многое другое.
Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им. А вдруг не получится!
Мы доверяем Богу какие-то незначительные дела. А вот когда вопрос касается очень ответственного дела, здоровья, личной безопасности или принятия какого-либо решения в жизни, то процент доверия Богу весьма падает. Мы, как правило, в таких ситуациях начинаем опираться на самих себя или на других людей, ища в них своих помощников, опору и спасителей.
Простой пример с Апостолом Петром: Иисуса схватили стражники и держали Его под стражей. Петр следовал за Христом, и в претории рано утром (Лк.22:56-57)
«Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его».
Пётр, который говорил Иисусу: "Ты - Сын Бога живого, который видел Христа каждый день, ходил с Ним, видел чудеса, вдруг отрекается!
Почему? Причина проста: недоверие Богу и страх перед обстоятельствами. Веруя в Сына Божьего, Пётр боится доверить своё спасение Богу. Он осознаёт, что в данную минуту ему надо спасать свою жизнь, и делать это надо как можно быстрее. Каким образом? Враньем.
Мог ли Бог позаботиться о нём? Безусловно! Но Пётр не доверяет в данный момент Господу. Результат – принародное отречение.
Вопрос недоверия Богу проявляется в различных сферах нашей жизни, даже в простых вещах.
Например: в приобретении одежды. Мф.6:28-30
28 Что вы постоянно думаете об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то более вас оденет, маловеры!

И во многих евангельских эпизодах мы можем встретить моменты, когда Христос упрекает своих учеников, говоря им: «Маловеры!»
Итак, что же мешает нам полностью доверить свою жизнь Богу?
Прочитаем место из Мф.14:25-31
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Итак мы видим, что Иисус Христос сказал Петру:
«Маловер, к чему ты усомнился!»
Почему Пётр стал тонуть?
Потому что стал сомневаться: испугался бушующих волн и сильного ветра, а Христос так еще далеко…
Причина маловерия скрывается в сомнении в силу и всемогущество Бога, в Его помощь в любых сложных и опасных ситуациях.
Бог не будет помогать нам в том случае, когда наше надежда основывается на собственных силах, на собственных пониманиях происходящих процессов, когда мы полагаемся на себя, сомневаясь во всемогуществе Создателя неба и земли.
«А сомневающийся» , - говорит Апостол Иаков – «не твёрд в своём пути, как и морская волна. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7)
Теперь вспомним Давида – мужа по сердцу Бога. Он достаточно много времени бегал от Саула по горам и холмам, прятался, притворялся безумным, боялся, что царь его убьет.
Что Бог не мог спасти его? Мог!
Что мешало Богу сделать это?

Посмотрим Псалом 114:1-9
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.

Обратите внимание на стих 1. «Я радуюсь, что Бог услышал голос мой, моление моё!» Бог всегда слышит нас, не так ли? И далее 6 стих.
«…я изнемог и Господь помог мне».
Т.е. до этого Давид мог: убегал, скрывался, полагался на свои силы, а теперь изнемог! И только тогда, когда надежда Давида на себя полностью растаяла, только тогда Бог помогает ему!
Что мы можем вынести из этого отрывка?
1. Бог допускает идти человеку своим путём и решать проблемы собственными силами. "Бог, мы знаем лучше", - тем самым не даём Ему действовать.
2. Что мешало Давиду получить помощь?
САМОУВЕРЕННОСТЬ! Что такое самоуверенность? Это ВЕРА и НАДЕЖДА на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других.
3. Когда исчезает самоуверенность, то последнее, на Кого может положиться человек – это Бог. И только тогда, когда Давид понимает это, Бог начинает помогать ему.
Итак, мы вывели две вещи, которые мешают нам доверять Богу на все 100%:
1. Сомнение в силе и всемогуществе Бога.
2. Самоуверенность в себе самом.
Как в нашей повседневной жизни могут проявляться эти вещи?
Наша повседневная жизнь полна маленьких и больших испытаний.
- Солгать или не солгать – самое распространённое испытание, возникающее в минуты сохранения своего имиджа в обществе, для продвижения в бизнесе или по служебной лестнице.
- Или «мне и так не хватает денег на жизнь, а в церкви говорят о пожертвованиях».
Один человек мне сказал как-то: "Вот когда я буду достаточно много зарабатывать, тогда и принесу пожертвования в церковь". Что мы видим здесь? Страх недоверия финансового вопроса Богу.
- Не отступающая болезнь, о которой молятся в церкви, которая продолжает наступать, а вера в помощь Божию тает с каждым часом. Что мы в такие минуты стараемся делать? Бежим к профессиональным врачам, покупаем дорогостоящие лекарства и обращаемся к современной технике. Но где вера в Бога, нашего врачевателя и сердцеведца?
- Кто-то говорит: "Зачем молиться и просить Бога о мелочах, когда я сам смогу это сделать".
- Или сначала делаем что-то упорно - не получается, мы делаем - не получается, мы продолжаем делать, не молясь - не получается... И когда у нас совсем не получается - вот тогда говорим себе: "Надо помолиться Богу".
Можно привести еще очень много примеров.
Как нам поступать в такие моменты? Дать место сомнениям и страху? Удариться в панику? Искать свои выходы и решения? Нет. Нужно полностью доверить ситуацию Всемогущему Создателю. Неужели, Тот, Кто сотворил вселенную, Тот, Кто управляет временем и историей не может нам помочь? Может и желает…

Но как же нам научиться доверять Богу?
1. Нужно знать о могуществе и любви Господа Бога нашего, спасающего во всевозможных обстоятельствах. «…не бойся, ибо Я с тобою;- говорит Господь, - не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10)
2. Нужно перестать полагаться на себя, на собственные силы, на людей, на случайности, а полностью положиться на Христа. т.е. делать всё в сотрудничестве с Богом и идти не впереди Бога, а за Ним и с Ним!
3. Нужно перестать бояться ситуаций в обществе людей, не бояться сказать правду, не бояться кризисов, болезней и т.п.
Хочу в завершении прочитать наставлении Господа Бога:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». (Иисус Навин1:9)
Аминь.

Трудность веры
(Мф.17:14-21)

Для начала подумайте и про себя ответьте на вопрос, что такое вера? Я не сомневаюсь, что многие ответили словами Павла: «Вера – это уверенность в невидимом Боге…» Да, вы правы, но вера в Бога – это не только твёрдая убеждённость в Его существовании, но и доверие Ему. Доверяющие Богу называются верующими людьми.

Давайте прочитаем две Библейские истории, показывающие разные веры учеников Иисуса Христа:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род, не доверяющий и всё искажающий! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру (доверие, верность, убеждённость) с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

Те же самые ученики несколько лет спустя:

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
(Деян.3:1-9)

Что изменилось с того времени, как Иисус на глазах учеников исцелил больного, до того времени, как ученики сами стали исцелять? Верили ли ученики Христу? И да, и нет. Почему? Да, потому что в одних случаях верили словам Христа, в других - нет. Сам Иисус называл их родом неверующим и всё искажающим.
Почему Ученики не могли творить чудеса исцеления? Потому что они были колеблющимися в доверии Богу, хотя и шли за Иисусом.
Христос сравнивает нашу веру с горчичным зерном. Зернышко горчицы очень маленькое, но, тем не менее, вера с такое зерно может перемещать горы. Это весьма большая вера, раз делает такие дела!
Имеет ли вера размер? Да, имеет. Кто больше доверяет Иисусу, у того она больше или крепче. Кто меньше доверяет, у того она слабая и маленькая.
Иллюстрация с перемещением горы – это проекция на наш реальный мир, показывающая, что с помощью нашей веры, можно менять мир, воздействуя на него своей верой. Так что не стоит воспринимать это место буквально.

Теперь посмотрим на второе событие.
Пётр и Иоанн пришли к храму. Смотрят – сидит у ворот хромой. Говорят ему: «Встань и ходи!» Тот вскакивает и начинает ходить!
Что изменилось? Изменилась вера Петра и Иоанна, изменилось их доверие Богу! Результат изменения – чудо исцеления!
Что особенного произошло с их верой? Пётр и Иоанн научились:
а) слушать Бога;
б) доверять Ему.

Почему ученики Христа повели себя именно так в этой ситуации? Могли же они просто помолиться о том, чтобы Бог дал больному хорошую работу или крепкую веру в исцеление? Могли! Могли дать ему денег, найти врача, накормить его, т.е. помочь ему чем-нибудь? Тоже могли.
Но обратите внимание на один очень интересный момент. Пётр и Иоанн внимательно всмотрелись в лицо этого человека. И пока они смотрели на него, слушали, что скажет им в это время Бог. Это очень важный момент. Почему? Потому что, когда мы сталкиваемся в своей жизни с определёнными трудностями или стоим перед каким-нибудь важным решением, у нас возникает вопрос: как нам поступить в этой ситуации.
И Бог сказал Петру: «Скажи этому человеку: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Пётр сделал так, как сказал ему Господь, и подал сидящему руку. В результате чего, хромой встал и начал ходить.

Подумайте: считаете ли вы себя верующими?
А теперь вспомните: сколько раз вы начинали молиться за какое-либо дело, и к вам сразу же приходили мысли, что такое сложное дело у вас все равно не получиться! Было? Думаю было. И у меня не раз такое случалось.
Кто из нас имеет веру с горчичное зерно? Чем мы, сегодняшние последователи Иисуса Христа, отличаемся от тех же Апостолов? Чем наша вера отличается от их веры? Видим не видимого и веруем в Господа Грядущего. Но можем ли мы вот так прямо сейчас сказать, например, Хасану: встань и ходи, или больному Игорю: будь здоров, или слепому Максиму Варфоломееву, который как- то один раз пел псалмы у нас в церкви: во имя Иисуса Христа прозри, да так, чтобы всё совершилось? Наверняка, кто-то из сидящих в зале засомневался, а кто-то совсем не верит в такие чудеса.
Слаба нынешняя церковь, потому что мало доверяет Богу. Только большими группами в молитве как-то и двигается. А если бы каждый из нас имел веру с горчичное зерно?

Почему же мы часто ничего не получаем, когда молимся? Почему наши молитвы терпят крах?
Есть две причины, которые важно понимать:
а) есть Божий промысел (план);
б) наше вера или доверие Богу.

Есть Божий промысел (план) , с которым мы часто не согласны:
Существуют дела, которые Господь хочет делать через нас. Но мы находим множество причин, чтобы не делать их и часто не поступаем так, как говорит нам внутренний голос – голос Бога. Нередко Бог говорит нам и через людей. «Это не моё дело, - успокаиваем мы себя, - у меня нет даров и талантов, нет времени, пусть это делает другой, а вдруг не получиться…»
В таких ситуациях мы становимся похожими на раба, которому хозяин доверил 10 талантов и уехал в другую страну. А раб взял и закопал их в землю. Что может получить такой раб от своего хозяина?

Мы ожидаем ответа на наши молитвы, но мало реагируем, или вовсе игнорируем просьбы Бога, когда Ему нужно что-то от нас. Порой Господь подводит нас к какому-нибудь человеку, которому сейчас нужно Евангелие или какая-нибудь помощь, но у нас находятся причины, чтобы уйти от него поскорее.
Зато, когда Бог закрывает нам путь, то мы ломимся, но ничего не происходит. Разочаровываемся, начинаем надеяться на свой разум, на других людей, на церковь – но всё безрезультатно. Обижаемся на братьев и сестер, уходим в другие церкви, думая, что вот там-то Бог точно присутствует. Мы слабеем в своём доверии Господу и создаём себе сложность в отношениях с Ним.
«Просите и не получаете, потому, что просите на трату ваших наслаждений» (Иак.4:3) - говорит Иаков. И это истина.
Часто в молитвах мы выступаем в роли просителей, и большая часть наших молитв направлена на нас самих: наше существование, здоровье и благополучие. И очень часто Господь просто молчит. Почему?
Бог, прежде всего, заинтересован в нашем духовном росте, а потом уже обо всем остальном. Ему важно наше физическое здоровье, но важнее духовное. Ему важно научить нас жертвовать, чем топить нас в денежном и материальном избытке. Ему важно научить нас любить людей вокруг нас, чем наше собственное благополучие. Господь всегда предупреждал Свой народ о том, что
«когда у вас будет достаток, не забудьте про Меня!» Для Него важнее научить нас больше доверять Ему, чтобы изменить нас духовно.

Кто живёт духовной жизнью, того чудеса постоянно сопровождают.

Наша вера:
Иногда наша вера подводит нас, когда мы молимся за своих близких, за своё здоровье или еще за что-либо. В этот самый момент времени против нас идёт война. Дьявол не хочет укрепления нашей веры, поэтому подсовывает нам всякие мысли о неисполнении просимого. Как только мы сами или кто-нибудь навязывает нам отрицательный исход событий, считайте - всё пропало. Особенно когда мы молимся за больных или за трудную ситуацию в жизни. Духовная брань велика! Часто приходят такие мысли, как: «О, столько людей молилось, и ничего! Ему Бог дал страдать в этом мире, а ты хочешь его исцелить?» или «ты хочешь изменить эту ситуацию? Да не отпустит тебя начальник!», или многие другие ситуации, которые, на первый взгляд, кажутся просто горами, которые невозможно сдвинуть ни при каких обстоятельствах. Такие мысли побеждают нас. Вся наша молитва становится тщетной. Даже молясь за самого себя, ощущаешь присутствие мыслей типа: «А вдруг я помолюсь, и ничего не будет…» В этих случаях мы становимся похожими на учеников Иисуса Христа, которые ничего не могли сделать с больным мальчиком. Иисус назвал их неверующими.
Допущенная мысль извне, противоположная нашей вере, ломает всё. Только немножко усомнились – можно уже дальше не молиться! Или молиться так: «Господи, укрепи мою веру и помоги полностью довериться Тебе!»

Итак: чтобы иметь ответы на молитвы , необходимо:
1) стараться исполнять волю Господа;
Нужно учиться слышать Бога и отзываться на Его просьбы.
Вера действует тогда, когда вы полностью доверяете Богу.
Не бойтесь действовать в условиях трудных обстоятельств.
2) иметь веру непоколебимую, где нет места сомнениям.
Изгоните страх «а вдруг».
Тогда наша вера укрепит нас и сделает нас более совершенными.

Хочу закончить словами Иакова.
6 …да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

Недоверие к людям и Богу как качество личности – нежелание открываться перед кем-то, полагаться на кого-то; склонность сомневаться в ком-то или в чем-то.

Семилетний мальчик вернулся домой из парка без своих новых салазок.- Вы знаете, — сказал он родителям, — у меня их попросил покататься старик с симпатичным малышом. К 12 часам они пообещали салазки вернуть. Родителям все это не очень понравилось, но в глубине души они были довольны проявлением столь добрых чувств со стороны своего ребенка. Четыре часа — нет салазок. Но в 5 раздался звонок, и появился старик с малышом, салазками и большой коробкой конфет. Сын тут же скрылся в спальне и, выбежав оттуда, внимательно осмотрел салазки, и заявил:- Все в порядке, получите свои часы.

Предательство любимого человека иногда заставляет сомневаться во всех людях. Зачастую, когда встречаешь человека, которому, кажется, можешь доверять как себе, стоит вспомнить, что это все же не ты. Вкусив горький вкус разочарования, недоверие говорит себе: «Больше я не доверяю никому, меня уже не мякине не проведешь, я тертый калач». Но оно не хочет признаваться себе в горькой истине – никакого доверия и не было, был самообман, было лишь перекладывание ответственности на другого человека, предъявление ему требований и претензий, ущемление его личной свободы. Если бы в отношениях полноценно жило безусловное доверие, то ему неизвестны слова «обман», «предательство» или «измена».

Безусловная любовь, как и безусловное доверие, по своей сути бескорыстна. Мать любит появившегося на свет ребенка без всяких условий. Муж без оглядки доверяет жене, а она ему изменила. Как говорил А. П. Чехов: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству». Следует помахать ей ручкой и жить дальше, свято место пусто не бывает. На ее вопрос: «Тебе не жалко, что я ухожу к другому мужчине?», безусловное доверие ответит: «Почему мне должно быть жалко другого мужчину?» Если безусловному доверию изменили, то измена становится проблемой только того, кто изменил. Это он не принимает, не уважает и боится доверия, как вор боится ответственности за кражу. А у безусловного доверия как была ответственность за всё происходящее в своей жизни, так и осталась. Оно воспримет случившееся, как очередной жизненный урок и скажет себе: «Это была милость божья».

У одного короля был министр, который в любой ситуации имел привычку говорить: «Это была милость божья!» Однажды король находился на охоте. Министр по обыкновению заряжал ружья для короля, но, очевидно, сделал что-то неправильно: когда король взял у него ружье и спустил курок, у короля оторвало большой палец руки. Министр же как обычно изрек: «Это была милость божья!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить его в тюрьму. Спустя год король снова охотился в джунглях. Внезапно на него набросилось вооруженное дикое племя людоедов, пленив его вместе со всей свитой. Приведя пленников в деревню, каннибалы натаскали кучу дров, связали королю руки, приготовив его к жертвенному закланию. Вскоре они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели тех, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили. Вернувшись домой, он вспомнил тот случай, когда лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с министром. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним. «Ты был прав, - сказал он, - это была милость божья, что я остался без пальца». Он рассказал все, что с ним произошло, и завершил свой рассказ словами: «Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо». «Нет, - сказал его министр, - это была милость божья!» — «Что ты говоришь? Разве это была милость божья, что я посадил тебя на целый год в тюрьму?» «Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».

Недоверие не желает полагаться на судьбу, Бога, а, тем более, людей и лишь занимается самообманом, заявляя об оскорбленных обманутых чувствах. Когда человек не уверен в себе, он сомневается во всех людях. Поэтому недоверчивые люди становятся жертвами обмана нисколько не реже, чем доверяющие люди. Свой страх стать жертвой лгунов и мошенников человек прячет под маской недоверия, оно становится для него механизмом психологической защиты от боли и обид: «Я не доверяю тебе, потому что все разведёнки – шлюхи». Так проявляется прижившийся в подсознании стереотип, он стал следствием прошлого опыта и блокировал собой свет доверия.

Недоверие к людям, как разновидность гордыни, проявляется в делении мира на друзей и врагов. В отношениях с ними оно придерживается формулы каудильо Франко: «Друзьям - всё, врагам - закон». Подсознательно недоверие зачисляет в стан друзей людей, которые хорошо к нему относятся. Это проявление гордыни. Всех с ним несогласных и косо смотрящих, оно автоматически отсеивает в корзину врагов. Такое внутреннее недоверие даже к незнакомым людям связано с разрушительной работой ложного Эго. Если люди для меня бесполезны, не могут принести мне пользу, значит, они враги. Если делают для меня что-то хорошее, значит – друзья. Недоверию и невдомек, что подавляющему большинству так называемых врагов оно «до лампочки». Они не имеют к нему никакого отношения, нейтральны. В то же время, недоброжелательный взгляд умножает число настроенных против недоверия людей.

Недоверие к Богу проявляется в нежелании человека полагаться на него. В лучшем случае недоверие говорит: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Люди беспрерывно спорят, чей Бог лучше, воюют и убивают из-за этого друг друга. Они не осознают, что Бог един, он всеблагой, он несет благо всем людям. Иногда людям не хватает ума и разума понять, в чем состоит это благо и почему оно проявляется в такой форме. Но все это проявление любви Бога.

Праведный Мойша всю жизнь молился Богу и уповал на него. И вот, однажды в городе, где он жил, началось наводнение. Мойша погрузился в молитвы о спасении, а вода тем временем поднялась до середины первого этажа. Мимо проплывали его друзья на лодке: — Садись, Мойша, мы спасем тебя. — Нет, отвечал Мойша, меня Бог спасет. Тем временем вода дошла о середины второго этажа. Мимо проплывало бревно — на нем знакомые Мойши: — Садись, Мойша, мы спасем тебя. — Нет, отвечал Мойша,- меня Бог спасет, и продолжал молитвы. Тем временем вода поднялась до самой крыши, на которой сидел Мойша, тут подлетел вертолет и его товарищи спустили вниз веревочную лестницу: — Залезай, Мойша, мы спасем тебя, — Нет, — отвечал Мойша, меня Бог спасет — и продолжал молиться. Тут вода поднялась выше крыши и Мойша утонул. И вот Мойша предстал перед Господом: — Почему ты не помог мне? — с упреком спросил Мойша Господа, — Я ведь так верил в тебя и молился тебе, я так ждал от тебя помощи! — А кто, спрашивается,- отвечает Господь, — посылал тебе лодку, бревно и вертолет?

Люди часто нарушают законы мироздания, а потом корят Бога, куда он смотрел и почему это допустил. Почему войны, болезни, всяческие напасти буквально пронизывают жизнь человека. Человек поддается безудержному разврату, а винит Бога в заработанном смертельном венерическом заболевании, ест, как не в себя, а в болезнях от чревоугодия обвиняет Бога, разрушает свой организм ненавистью, злобой, завистью и гневом, а заболевания, связанные со своими отрицательными качествами личности, списывает опять же в минус Богу.

Бог дал человеку вселенское знание – что делать можно, а что делать нельзя, разъяснил, что такое – хорошо и что такое – плохо. Но человек беспечно и безрассудно нарушает законы мироздания, а потом, когда приходится отвечать за содеянное, возмущается и проявляет недовольство. Странная позиция.

Если человек живет в гармонии с самим собой и с внешним миром, он испытывает состояние умиротворения, благодати. Когда в жизни человека прописывается дисгармония, появляется недоверие ко всему, в том числе и к Богу. Поэтому недоверию следует сказать: «Дорогой Господь, веди меня по жизни так, как будет лучше для меня. Я вручаю тебе свою жизнь. Ты лучший поводырь, ведь ты желаешь мне счастья и блага. Ты знаешь судьбу, знаешь прошлое, настоящее и будущее. Ты знаешь, на что я способен, знаешь мой потенциал. Знаешь обстоятельства, знаешь сердца людей. Ты знаешь весь этот мир, потому что ты изначальный создатель. Поэтому, пожалуйста, веди меня так, как будет лучше для меня. Чтоб я развивался и рос». И будет большим благоразумием доверить ему свою жизнь. Если человек обращается к источнику всего сущего с такими словами, говоря: «Дорогой Господь, с этого момента я твой, веди меня по жизни так, как будет лучше для меня», – то сразу же Верховный Господь берет защиту, полную защиту об этом человеке. Все силы мироздания берут опеку над человеком, защищают его.

Жизнь – непрекращающийся урок, проходя ее испытания, человек становится сильным. Человек не должен идеализировать отдельные события своей жизни. Была у одного бедняка белая лошадь. И все соседи завидовали ему, говоря: «Бог благословил тебя, раз у тебя единственного из нас есть такая красивая белая лошадь». Но в один из дней белая лошадь ушла и не вернулась домой. Бедняк сбился с ног, разыскивая ее. Тогда соседи сказали: «Твой Бог проклял тебя, раз твоя красивая лошадь ушла от тебя». Через какое-то время белая лошадь вернулась к бедняку и привела с собой прекрасного белого мерина и маленького белого жеребенка». И опять сказали соседи: «Твой Бог все-таки любит тебя, раз благословил тебя тремя белыми лошадьми». Время шло, у бедняка родился сын. Сын вырос, стал кататься на белом жеребце, упал и сломал ногу. И вновь соседи сказали бедняку: «Твой Бог отвернулся от тебя и проклял тебя, раз твой единственный сын пострадал от твоей прекрасной лошади». В это время случилась война в тех краях, и всех соседских сыновей забрали на войну, где многие погибли, а остальные вернулись домой калеками. Сына бедняка на войну не взяли из-за сломанной ноги. Нога со временем зажила, сын женился, у него появились дети. Бедняк был счастлив. И опять говорят ему соседи: «Бог все-таки благословил тебя, раз ты достиг счастья». На что бедняк ответил: «Мы никогда не знаем, через что Бог наказывает нас, а через что благословляет»…

Петр Ковалев

КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ? ОТВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ. Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять. Игумен Нектарий (Морозов): – Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит. Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает. Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет. Игумен Лука (Степанов): – Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему. Иеромонах Димитрий (Першин): – По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия. Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки. Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него. Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника (см.: Там же. Гл. 62), наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы. Протоиерей Александр Ильяшенко: – Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу. О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни. Протоиерей Константин Пархоменко: – Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере. Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем? Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас. И нужно учиться это замечать. Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании. Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики... И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью. Священник Валерий Духанин: – Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни. И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас. Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум. Священник Димитрий Шишкин: – Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры. А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни. И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше... если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте. Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере. Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек. Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера. Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению. Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры. Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви... когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Владыка Антоний

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.