Когда начинается служба на Рождество? Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость

Реклама

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленных церковью в честь появления на свет воплоти Иисуса Христа от Девы Марии. В православии Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом.

В ночь с 6 на 7 января 2018 года верующие христиане отметят Рождество Христово. По преданию в этот день на свет появился Иисус Христос.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: когда, что за праздник?

Рождество Христово – праздник, которому радуются люди во всем мире — ведь в этот день началась новая эра «от Рождества Христова». Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников».

По новому стилю, праздник отмечается ежегодно с 6 на 7 января. Официальный день празднования Рождества Христова, в соответствии с православным календарем, 7 января.

Следует отметить, что перед наступлением праздника верующие соблюдают сорокадневный Рождественский пост, он начинается в конце ноября.

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый, принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « святки», которые продлятся до крещенского Сочельника (18 января).

Предваряет праздник Рождественский Сочельник, который приходится на 6 января. Это особый день, он является последним и самым строгим днем поста.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: рождественское богослужение, когда и как проходит?

В Сочельник ближе к полуночи в храмах начинаются Рождественские богослужения. Верующие начинают праздновать Рождество Христово после завершения службы.

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Начало праздничного богослужения в 23.00.

Если же говорить о рождественском богослужении — то это лучший подарок ко Дню рождения Христа!

Скажем несколько слов о порядке и последовательности его совершения в праздник Рождества:

Богослужение состоит из служб суточного круга: утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. На практике такая молитва бывает всего два раза в год, на самые великие праздники – Рождество и Пасху. Всенощное бдение – это богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени.

С молитвы «Царю Небесный», обращенной к Святому Духу, начинаются многие богослужебные последования Православной Церкви.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог». В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества.

В храме звучит песнопение, завершающее чинопоследование повечерия. Текст песнопения взят из Евангелия.

После торжественного провозглашения и пения «Бог Господь и явися нам» начинается полиелей (в переводе – «многомилостие»). Свое название эта часть утрени получила от содержания псалмов 134 и 135, прославляющих милость Божию.

Под сводами храмов звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

За чтением Евангелия поется стихира евангельская, повторяющая основные мысли прочитанного отрывка из Святого Писания.

Пение канона — особо торжественная часть утрени. Канон – духовно-поэтическое произведение, составленное по определенным правилам. Само слово «канон» означает «мера» или «правило». Канон состоит из девяти основных частей – песней. Песни состоят из нескольких тропарей, которые обычно читаются и ирмосов, которые исполняет хор. Слово «ирмос» означает «связь». Эти песнопения связывают между собой песни канона и библейские песни Первые строки этой праздничной проповеди таковы: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!»

В конце пения канона (на патриаршем богослужении его поют не весь, а только ирмосы) обычно поется песнь Пресвятой Богородицы.

За каноном следует пение стихир на хвалитех – рождественских песнопений, которые присоединяются к стихам из «хвалитных» псалмов. «Хвалитными» или хвалебными называются псалмы 148, 149 и 150. В них содержится славословие Богу и все творение призывается к прославлению Творца: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, Тебе подобает песнь Богу».

Возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет» начинается пение Великого славословия, возвещенного Ангелами Вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Великое славословие завершается пением Трисвятого: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

Еще во время богослужения произносится просительная ектенья. По форме ектенья представляет собой своеобразный диалог. Диакон возглашает молитвенные прошения, а хор от лица молящихся отвечает на эти прошения: «Подай, Господи». Отсюда название ектеньи – «просительная».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Рождество - особенный праздник. Подготовка длится весь пост, и в том числе последние несколько дней. Особенно важно суметь подготовится к службе в день самого праздника. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе?

«Время нашего спасения уже настало. Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»

(Стихира вечерни Навечерия)

Служба на праздник Рождества Христова начинается поздно вечером 6-го января. Обычно в 11 часов после полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 — 4 часов утра.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

Как проходит служба? Долгие ли службы в православных храмах?

В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.

Праздник Христового рождения православные традиционно отмечают начиная с 6 января. Одними из первых о рождении Спасителя узнали волхвы. Увидев яркую звезду на небосклоне, они пошли на поклон к новоявленному Мессии с символическими дарами. Они принесли ему древесную смолу, как обычному человеку, ладан, как посланнику Господа, и золото, как царю. О рождении Спасителя узнал и Ирод, он не смог достойно принять эту новость, побоялся посланника Божьего и приказал убить всех младенцев, которым не исполнилось 2 лет. Родители вместе с Христом бежали в Египет и таким образом смогли спасти его.


Рождество по праву считается одним из величайших праздников в православии. В установленной иерархии по значимости он находится на втором месте, уступая первенство лишь Пасхе. Чтобы правильно к нему подготовится, необходимо выяснить, когда Рождество 2020 празднуют. Дата его неизменна – все ритуальные празднества начинаются с восходом звезды 6 января.

Православная Рождественская служба с 6 на 7 января проходит в церквях и храмах по всему миру. Начинаются Рождественские богослужения 6-го января ещё утром, заканчиваются в 1 -3 часа ночи 7-го, но иногда уже на рассвете- Литургией с песнопениями колядок… В канун Рождества, в церковь идут прихожане на вечернюю службу, исповедуются, причащаются. Служители в церкви приблизительно знают свой приход, от количества людей зависит длительность службы. Поэтому и время начала определяют разное - Всенощное бдение бывает в канун больших церковных праздников, начало в разных Храмах - с 17:00 до 23:00 часов. Начинается Великая вечерня (великое повечерие) с песнопениями, после иногда исповедуют почти до полуночи, а затем в 00:00 ночная Рождественская литургия, а иногда наоборот — сначала вся служба, потом исповедь и причастие, здесь строгих правил нет - но всё Рождественское богослужение в больших храмах может длиться 6-8 часов, в маленьких приходах 1,5 -2 часа, в среднем рассчитывайте на 3-4.

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю.

Рождественский пост

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне.

По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать. Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник — канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января по юлианскому календарю.

Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками - стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью - в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически — до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла — для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» - это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее - всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого - и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание - сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально — в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» — «Ну, поют». — «А сейчас?» — «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении — толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего — поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу - это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча — это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем — из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра - таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много - обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа - с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них - это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит — столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении — внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, - это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, — те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все - для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать — то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, — тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Православные верующие отмечают один из главных праздников - Рождество Христово. В храме Христа Спасителя главную рождественскую службу проводит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Верующие идут в московские храмы на рождественские службы, несмотря на небывалые морозы. У столичных храмов в пятницу раздают горячее питание и чай.

Главную рождественскую службу в храме Христа Спасителя проводит патриарх Московский и всея Руси, в последние годы она собирает более 5 тысяч верующих.

НТВ.Ru ведет прямую трансляцию богослужения.

/ Пятница, 6 января 2017 года /

темы: Церковь Рождество

. . . . . День накануне большого торжества для христиан особенный, его называют рождественский сочельник.

В храме Христа Спасителя в столице, несмотря на сильный мороз, собираются верующие. Таких морозов в ночь на Рождество в Москве не было последние 14 лет. Но, как говорят пришедшие в храм, их греет вера.
Накануне Рождества к пастве обратился патриарх Кирилл. Он сказал, что прошедший год для россиян был тяжелым и принес много испытаний, однако каждый может сделать мир немного лучше.
Главная рождественская служба начнется в 23:00 и продлится около пяти часов. В районе храма усилены меры безопасности, дежурят не только стражи правопорядка, но и спасатели МЧС. Это связано в том числе и с морозами. Также у наиболее посещаемых столичных храмов будут дежурить автобусы для обогрева празднующих Рождество.
НТВ.Ru будет вести прямую трансляцию главной рождественской службы, которая состоится в храме Христа Спасителя, начало - в 23:00 по Москве.


В кафедральном соборном храме Христа Спасителя началось ночное Рождественское богослужение. Проводит службу патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Прямую трансляцию ведут телеканалы “Россия 1 ” , “Первый ” , “Спас ” , а также сайт Вести.Ru и "Патриархия.Ru".

Несмотря на сильные морозы на службу в главный храм России пришли несколько тысяч верующих, в том числе, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, другие высокопоставленные представители власти.

В центре храма установлен вертеп: он символизирует пещеру, в которой был рожден Спаситель. Зеленые ели - символ вечной жизни, белые цветы означают чистоту. Священнослужители в торжественных белых и расшитых золотом одеждах.

Между тем, ночью в столице ожидаются 30-градусные морозы. В связи с этим около столичных храмов развернуты 200 передвижных пунктов обогрева, где верующие смогут выпить горячего чая и перекусить.


Российский премьер-министр Дмитрий Медведев принял участие в рождественском богослужении в ночь с 6 на 7 января в храме Христа Спасителя.

Как сообщает сайт храма Христа Спасителя, на богослужении премьер-министр присутствовал с супругой Светланой Медведевой.

Рождественское богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед началом службы он в прямом эфире поздравил телезрителей с праздником.

В алтаре храма Христа Спасителя патриарх Кирилл и премьер-министр Дмитрий Медведев обменялись поздравлениями.

По окончании службы патриарх вновь обратился к присутствующим поздравлениями.

В этот день верующее сердце особенно чувствует Божественное присутствие, - отметил патриарх.


В кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве на рождественское богослужение пришли несколько тысяч человек.

В числе верующих присутствуют премьер-министр России Дмитрий Медведев с супругой Светланой, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы и другие высокопоставленные чиновники.

. . . . .

Отмечается, что в центре храма находится символизирующий пещеру, в которой родился Иисус Христос, вертеп. Основным украшением служат зеленые ели и белые цветы.

Ранее сообщалось, что в Москве на Рождество развернут 200 передвижных пунктов обогрева.