Иверия первый удел богородицы где находится. Где прошло детство Иисуса? Абхазия – первый удел Богородицы

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, — Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

ИВЕРИЯ

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

АФОН

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

ДИВЕЕВО

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

История Свято - Троицкого Серафимо - Дивеевского монастыря, называемого 4-м уделом Пресвятой Богородицы.

Люди исцеляются, приложившись к мощам, иконам и другим предметам — символам веры. Но люди по- разному толкуют феномен исцеления.

Первые глубоко верят, что исцеление — это проявление Небесных сил.

Вторые считают, что это действие внушаемости, которая присуща людям в той или иной степени.

Третьи уверены, что благодатные места, храмы, монастыри, ритуалы, предметы святые оказывают влияние на подсознание и сознание человека, в результате чего он исцеляется.

Но, как известно, всё создано Отцом Небесным и всё перечисленное тоже Им создано. Так что любой способ исцеления является Божьим Промыслом.

Эту обитель основала схимонахиня Александра по указанию Богородицы (это засвидетельствовал в своё время старец Серафим Саровский) на месте Её четвёртого удела.

Дивеево — это четвёртый земной удел (земной жребий) Пресвятой Богородицы, покровительницей которого Она является, и только в Свято - Троицкий Серафимо - Дивеевский монастырь является каждый день. Говорят, что надо переночевать в Дивееве, чтобы получить Её благословение. Не путать «земной удел» с «домом» Богородицы, так как Домом является Россия.

Схимонахиня Александра в миру была богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. Её муж, полковник, погиб. Оставшись вдовой, решает посвятить себя Богу. Разъезжая по разным монастырям, она приняла монашество в 1789 году во Флоровском монастыре в Киеве. Прожив в нём некоторое время, поехала в Саров к саровским старцам.

На пути в Саров она остановилась отдохнуть в Дивееве, которое ей очень понравилось, где и получила указание Богородицы. Там она на свои средства основала Казанскую каменную церковь. Церковь была приходской, но, по свидетельству сестёр, Серафим Саровский запрещал её так называть. Он говорил, что это будет «тёплый» монастырский собор, такой, которому не будет подобного; когда на земле всё сгорит, то со всей земли на небо будут взяты целиком ваша Казанская, церковь в Киевской Лавре, а какая третья сёстры забыли.

Рядом Александра построила кельи, обнесла общим забором, в которых жила вместе с четырьмя сёстрами (две девицы и две вдовы из разных сёл) по Саровскому строгому уставу. Они на колеях молились каждый час круглосуточно, ели скудную пищу один раз в день, проводя время в трудах. Саровские старцы Пахомий и Исайя были её духовными отцами, по совету которых она приобрела эту землю. Это было начало Дивеевской обители.

Число обитателей постепенно увеличилось до сорока, некоторых из них прислал Серафим Саровский, чьё имя в дальнейшем будет тесно связано с этой обителью.

Иеродиакон Серафим из Саровской обители прославился тридцатилетними подвижническими подвигами, в том числе стоянием на камне тысячу ночей, обетом молчания в течение трёх лет. Результатом покаянных подвигов ему был дан дар прозорливости и исцеления, а также было явление Богородицы, которая велела прекратить затвор и поручила ему заботу о Дивеевском монастыре, так как игуменья Александра перед приближающейся смертью взяла Великую схиму (от греч.- образ - обет монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения).

Старцы Пахомий и Исайя часто бывали в Дивееве. Они привозили пропитание (как помощь), проводили духовные беседы. Старцы, чувствуя близкую смерть, просили отца Серафима не оставлять участием сестёр.

О святом Серафиме Саровском, целителе и провидце, узнали люди и потянулись к нему со всей России. Он никого не оставлял без внимания, любя живой Божий образ в человеческой личности, относился с сердечной теплотой, состраданием, ласковостью, передавая человеку свое радостное состояние.

Однажды к нему в келью прибыл помещик М. В. Мантуров, которого несли слуги. Из-за болезни «раздробление костей» он не мог даже стоять. Отец Серафим помазал его ноги елеем, после чего Михаил встал на ноги.

В благодарность за исцеление М. Мантуров дал средства на строительство каменного храма во имя Рождества Христова для мельничей общины, устройство которой задумал Серафим Саровский, как отделение Дивеевской общины. Игуменьей этой общины стала его сестра Е. В. Мантурова. Брат всю жизнь помогал общине, сам же он взял обет — нищету.

Мотивом строительства мельницы стало, кроме ограниченной площади, желание отделить девиц от вдов, которые своими рассказами о замужней жизни могли смущать состояние духа девиц или бросать мрачную тень на брачную жизнь, если замужество было неудачным. Сиё действие было «изволением Господа и Божией Матери». Накануне праздника Казанской Божией Матери, 7 июля 1827 года, мельница начала молоть.

Сёстры мельничной общины ходили на богослужение в Казанский храм. Старец Серафим нашёл место между обителями. Помещик Жданов, почитая отца Серафима, хотел отдать землю бесплатно. Но Святой отец, зная о его расстроенном состоянии дел, ему заплатил. После этого дела помещика стали поправляться, придя, в конце концов, в отличное состояние.

Эти обе общины были объединены в одну в 1842 году уже после смерти преподобного святого Серафима (через 9 лет), затем обитель получила статус монастыря (1861 г.).

При жизни Серафим Саровский был заботливым отцом сестёр. Он оказывал не только духовную помощь, но во многом помогал в обеспечении обители всем необходимым.

Он видел судьбу монастыря, России; оставил письмо для Николая II, когда тот посетит Дивеево. Действительно, письмо было передано в монастыре, над которым царь, прочтя, плакал. Видел закрытие монастыря, как мыкались монахини, скрываясь, кто, где может. Двум сестрам сказал, что одна из них доживёт до времени восстановления обители и будет держать свечку, которую он дал им, у входа, когда будут вносить его мощи в Троицкий собор. Его предсказание сбылось.

Храм преподобного святого Серафима Саровского или Троицкий собор является главным. Именно в нём находятся мощи святого, привезённые 31.07.1991 из музея атеизма и религии в Казанском соборе г. Санкт - Петербурга. Многочисленные паломники образуют длинные очереди к его мощам, особенно в выходные дни.

В храме находится икона «Умиление», перед которой молился святой Серафим и на коленях перед ней отдал Богу душу.

Кроме того, в этом соборе хранятся его вещи, такие как епитрахель, мантия, железный крест нательный и другие. Особое трепетное чувство вызывает чугунок, в котором он делал сухарики и раздавал, приходящим к нему за помощью; говорят, эти сухарики тоже помогали людям. И сейчас сёстры делают сухарики по его рецепту и раздают посетителям.

В Спасо - Преображенском соборе хранятся мощи преподобной Марфы Дивеевской, а также ещё пяти сестёр.

В монастыре находится и знаменитая Казанская церковь.

По завету святого Серафима Саровского, который считал, что должен быть ещё собор в одну линию со Свято - Троицким собором и колокольней, строится Благовещенский собор.

Недавно открыт домик блаженной Параскевы Ивановны, состоящий из трёх комнат. В третьей комнате — фрагмент кельи преподобного Серафима.

В монастыре есть святыня, которой нет больше нигде в мире: Святая Канавка Богородицы.

Когда Богородица, явившись отцу Серафиму в 1825 году, велела ему основать Мельничью общину, она указала, что это место следует обнести канавой и валом. Она определила все размеры канавы: длину, глубину ширину, высоту. Причём, чтобы копали только сёстры, миряне могут помогать насыпать вал, нося землю. Серафим Саровский говорил о будущей Канавки, что она будет высока до небес, защитой и стеной от антихриста. Кто пройдёт дорожку вдоль Канавки (по ней прошла Сама Богородица), прочтя сто пятьдесят «Богородец» («Богородица дево, радуйся…») тому и здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев. Канавку копал и сам преподобный, но до готовности не дожил.

Вдоль Канавки построен высокий помост (дорожка), возобновлена традиция сестёр после богослужения обходить Канавку с молитвой Богородицы.

Не менее важные святыни — святые источники. Пять в самом Дивееве. Шестой находится в 15 км от Дивеева — это источник Серафима Саровского: озеро, две купальни, очень симпатичная часовня. В купальнях правило: в чём окунаться три раза с головой, молитва. Вода ледяная, ни в одном другом источнике нет такой температуры. К сожалению, нет рекомендации: прежде, чем окунуться, надо набрать воздуха в лёгкие. Иначе задыхаешься, ощущения нестерпимой боли. Выскакивают с криком, каждый раз громче. Те, кто знает эту тонкость, переносят окунание нормально.

В самом селе, недалеко от монастыря (справа, если стоят лицом к монастырю) — замечательная небольшая деревянная приходская церковь, похоже, новая. Справа от двери на выступе находится большая икона во весь рост святой Елисаветы. От неё такая энергия идёт, что только можно сравнить с энергией от мощей батюшки Серафима. От неё в углу висят иконы Иисуса Христа, Архангела Михаила и Серафима Саровского. Весь этот закуток вместе с Елисаветой — наполнен такой энергией, такой вибрацией, далеко не в каждом храме такое встретишь.

В монастыре есть кафе, блинная, столовая.

В Серафимо -Дивеевском монастыре многие получают исцеления от мощей батюшки Серафима, сестёр, источников. Здоровые люди получают заряд благодати, которое остаётся с ними надолго.

В Дивеево можно приобрести множества местных православных сувениров. Среди них особо известными являются " " из бисера, оформленные в деревянный киот под стеклом. Бисер придает иконам насыщенные цвета и яркость. Многие покупают их не только себе но и в качестве подарка родным и близким.

Уделом (Жребием) в православии называют Святую землю, которой особо покровительствует Богоматерь. Всего на мировой карте таких мест четыре:

  • Уделом Богородицы в Грузии служит Иверия;
  • в Греции святыней является гора Афон;
  • на Украине находится Киево-Печерская Лавра;
  • в России – Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первый удел пресвятой Божией Матери в Древней Иверии возник после явления Богородицы святому апостолу Андрею Первозванному.

История возникновения первого удела

44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.

Кому куда отправиться решали с помощью жребия. Святой Божией Матери выпала доля идти в Иверию, однако ее путешествие закончилось, не успев начаться.

По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии благополучно добралась до своей цели.

В Грузии святая Нина соорудила себе шалаш в зарослях ежевики на окраине древней столицы Иверии. На этом месте находится женский монастырь, а возле кустов ежевики возведена небольшая церковь. Святая, обитая в своем непритязательном жилище, вела проповеди и исцеляла болящих.

Труды святой равноапостольной Нины привели к тому, что правящий в те дни царь Мириан и его семья прошли обряд крещения, приняв христианство. Святая Нина исцелила супругу царя, царицу Нану, от тяжелой болезни. Царь был разгневан тем, что девушка-апостол склоняет его народ отречься от язычества и принять христианство, и хотел убить Святую Нину, однако сразу после этого лишился зрения. Царь Мириан не получил помощи от своих богов и был вынужден идти за спасением к целительнице, пообещав ей обратиться в веру христову, если она сможет его излечить. Слепота прошла, после чего царь пожелал пройти обряд Крещения.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

Популярный среди грузин кафедральный собор известен также под названием Храма виноградной лозы. Собор расположен в грузинской столице, здесь находится настоящая святая реликвия – тот самый крест из лозы винограда, с которым равноапостольная Нина проповедовала Евангелие больше 30 лет. У символа православной Грузии нетипичная для креста форма, напоминающая якорь. Это связано с тем, что лоза гибкая и не может держать жесткую форму. Виноградный крест находится в Тбилиси, под киотом Сионского Успенского патриаршего собора.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – . Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.


Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.

Предание повествует, что на месте захоронения выросло дерево, из которого были вырезаны три креста и установлены с трех сторон страны. Это было сделано по указу царя Мариана, к которому пришла святая Нина и убедила срубить дерево, изготовив из него кресты. История на этом не закончилась.

Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.

Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.

Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.

Илия II

Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.

Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.

Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.

11-18 апреля,

15-22 мая,

22-29 мая,

11-18 сентября,

9-16 октября.

500$ +авиа

Ангел-хранитель Грузии сама Царица Небесная. По древнему благочестивому преданию, на которое ссылается Стефан Святогорец, Иверия есть удел Пренепорочной Божией Матери. По особой воле Божией ей выпал жребий благовествовать там ради спасения людей Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий ее свершится в свое время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословления Грузии. Пресвятая Дева так и не попала в Грузию, но милость Царицы Небесной вовек пребывает с Грузией, а ее светозарный омофор простерт над Грузинской Церковью.

Программа поездки:

1 день:
  • Вылет. Прибытие в . Встреча в аэропорту. Трансфер в гостиницу.
  • Ночлег в гостинице в центре города.
2 день:
  • Завтрак в гостинице.
  • Паломническая программа по .
  • Святая гора Мтацвинда . Церковь Мама-Давити (на месте, где в VI в стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского - одного из тринадцати Сирийских отцов, пришедших в Иверию проповедовать христианство), святой источник.
  • Прогулка по Старому городу : набережная реки Куры (Мтквари), древние сероводородные бани, стоящие на естественных серных источниках, скалистый берег реки Кура, Крепость Нарикала - подъем на канатной дороге, панорамный вид старого Тбилиси, собор Метехи (Метехский собор Рождества Богородицы) - грузинский православный храм XII века в центре Тбилиси на Метехской скале, захоронение первой мученицы грузинской – царицы Ранской Шушаник (V в.), Мученик Або Тбилисский, статуя основателя Тбилиси – грузинского царя Вахтанга Горгасали, Анчисхати древнейший храм Тбилиси 6 века, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где хранилась икона Анчийский Спас, храм Сиони (глава св. апостола Фомы и Крест св.равн. Нино). В Сиони венчался русский дипломат и писатель Александр Грибоедов с Нино Чавчавадзе. В этом храме – список Иверской иконы Божией Матери. Написана она на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.

    Русский храм святого благоверного князя Александра Невского . Святыни храма – икона Божией Матери Смоленская, частицы мощей святых угодников: св. Николая Чудотворца, Равноапостольной Нины, Равноапостольной Марии Магдалины, святого преподобного Шио Мгвимского, одного из Ассирийских отцов. В Никольском пределе покоятся честные останки Высокопреосвященнейшего Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, прославленного в лике преподобных Глинских отцов и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских, который до конца своей жизни проживал в келье при храме св. Александра Невского. Возле церкви находится могила архимандрита Виталия (Сидоренкова), известного своей подвижнической жизнью.

  • Кафедральный собор Грузинской православной Церкви Цминда Самеба . Чтимый образ Иверской, написанный патриархом Илией.
  • Церковь Кашвети (Святого Георгия) - храм в центре Тбилиси на проспекте Руставели. Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда и была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году. Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

  • Национальный ужин в гостинице.
3 день, воскресенье:
(Если попадает на другой день, то программа переносится на воскресенье)
  • Завтрак (сухой паек). Божественная Литургия в монастыре 13 ассирийских отцов в Канду .
  • Мужской монастырь 13-ти Сирийских Отцов, где богослужения проводятся на арамейском языке – языке, на котором разговаривал Христос (по возможности, или Литургия в Светицховели). После Литургии – обед в ресторане Салобие (по желанию, доп. плата).
  • Переезд в пригород Тбилиси – Мцхету .
  • Мцхета – древняя столица царства Картли. Мцхета была известна еще в середине I тысячелетия до н.э., являлась столицей еще той языческой Грузии, на просвещение которой отправилась св. равноапостольная Нина. Мцхета – это духовная столица Иверии, такой она была тысячу лет назад, такой остается и сейчас.
  • Посещение собора Светицховели (бывшего кафедрального и одновременно резиденции грузинского патриарха). Светицховели – тот «столп», на котором стоит вся Грузинская православная Церковь. Здесь хранятся величайшие святыни - Хитон Господень, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа - по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и пребывает, а также плащ ветхозаветного пророка Илии.

  • Женский монастырь Самтавро (XI в.), в котором похоронен царь Мириан и его жена Нана – первые православные грузинский монархи, принявшие крещение от св. Нины. Могилка старца Гавриила Ургебадзе.

  • Жемчужина Мцхеты – монастырский храм Джвари на высоком скалистом берегу, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Увековеченный М. Ю. Лермонтовым в своей поэме «Мцыри», храм Джвари, построенный еще в VI веке, является одним из духовных символов Иверии, можно даже сказать – эмблемой Грузии.
  • Монастыри и церкви Мцхеты внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Переезд в один из древнейших грузинский монастырей в Картли – Шио-Мгвимский монастырь . Находящийся в пустынном месте на высоком берегу Куры у подножия отвесных скал, Шио-Мгвимский монастырь был основан еще в VI веке одним из 13 ассирийских отцов – просветителей Грузии – преподобным Шио, чьи мощи покоятся в пещере под монастырем.
  • Возвращение в Тбилиси. Национальный ужин в гостинице.
4 день:
  • Завтрак. Отправление в Боржоми .
  • Национальный парк Боржоми.
  • Боржоми - бальнеологический и климатический курорт в Грузии на высоте 800 метров над морем. В Боржоми 200 солнечных дней в году. Побывав в Боржоми Антон Павлович Чехов написал своим друзьям: «По-моему, это одно из самых божественных и чудесных мест в мире».
  • Боржоми прославился в первую очередь своей легендарной минеральной водой. Первый разливочный завод для воды из Боржоми построили Романовы: первым владельцем был двоюродный дядя императора Николая II, известный историк, великий князь Николай Михайлович, который выбрал это место своей летней резиденцией и инициировал строительство курорта по образцам Карлсбада и Виши. «Боржоми» добывают из 9 эксплуатационных скважин глубиной от 200 до 1500 м при естественной для термальной воды температуре 38-40 °C. Минеральный состав «Боржоми» не менялся с 1830 года, с момента начала постоянных лабораторных наблюдений.

  • Источники (холодный и теплый), где можно выпить и набрать с собой воды. Канатная дорога над Боржомским ущельем.
  • Монастырь св. Серафима Саровского , основанный митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа) по подобию Саровской пустыни (в еловом лесу воссоздана келья Преподобного, колодец, камень, на котором он молился). Спуск к горячим серным источникам. Купание в бассейнах с теплой водой. Обратно – дорога через парк по Боржомскому ущелью (3 км). Ужин в национальном ресторане. Отправление в Тбилиси.

5 день:
  • Завтрак в гостинице.
  • Отправление в Самтависи .
  • Кафедральный собор (ХI в) Воскресения Христова.
  • Переезд в Уплисцихе . Пещерный город-крепость Уплисцихе . Один из самых первых городов на территории современной Грузии, возникший в начале I тысячелетия до нашей эры. Здесь сохранились остатки уникальных архитектурных сооружений различных эпох, религий и цивилизаций.
  • Храм Атени-Сиони , храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе.
  • Возвращение в . Национальный ужин в гостинице.
6 день:
  • Завтрак. Отправление в Кахетию .
  • Монастырь Св. Георгия в Бодбе , находящийся также «над» Алазанской долиной, только с южной ее стороны, один из духовных «столпов» Иверии.
  • В монастырском храме под спудом вот уже долгие века хранятся нетленные мощи св. равноапостольной Нины – просветительницы Грузии. Многочисленные паломники со всего православного мира притекают к мощам св. Нины, а так же к чудотворной Бодбийской иконе Пресвятой Богородицы, хранящейся в том же монастырском храме. В окрестностях монастыря есть чудотворный источник. По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой св. Нины относится еще ко времени царствования св. царя Мириана. Молебен у мощей святой Нины.

  • Святой источник. Окунание в святом источнике (только в рубашках; рубашки можно купить у источника в церковной лавке).
  • Переезд в величайший монастырский комплекс всего Закавказья – Лавру Давид Гареджи . Монастырь «Лавра Давид Гареджи» был основан в VI века старшим отцом 13 ассирийских старцев, их духовным начальником – преподобным Давидом Гареджийским. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря – монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Преподобный Давид основал свой монастырь в крайне сложнодоступном месте, посреди каменной Гареджийской пустыни, вдали от источников воды и крупных дорог. Сейчас Лавра Давида находится прямо в зоне пролегания грузино-азербайджанской границы. Но волей Божией большая часть пещерного монастырского комплекса, вырытого в скалах, находится на территории Грузии.

  • Отправление в Тбилиси. Национальный ужин.
7 день:
  • По желанию – Божественная Литургия (храм Св. Александра Невского или Св. Троицы-Самеба).
  • Завтрак.
  • Свободный день в Тбилиси для самостоятельных прогулок. Посещение базара, магазинов, блошиного рынка, вернисажа. Возможно посещение художественной галереи или других музеев города.
  • Вечером - свободное время и посещение знаменитых тифлисских сероводородных бань (предупреждать заранее!), о которых А. С. Пушкин, останавливаясь здесь в 1829 году, написал: «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань». С тем же восторгом описывает свое посещение бань и француз Александр Дюма, побывавший здесь в 1894-м.

  • Прощальный ужин.
8 день:
  • Завтрак. Немного свободного времени и отправление в аэропорт.
  • Возможно продление программы с отдыхом на море.
В стоимость входит:
  1. Ночлег в комфортабельной гостинице в историческом центре города (2-3-х местное размещение);
  2. Транспортное обслуживание по программе, все трансферы;
  3. Экскурсионное обслуживание по программе, православный русскоговорящий гид;
  4. Двухразовое питание: завтраки, национальные ужины.
В стоимость не входит:
  1. Авиаперелет;
  2. Медицинская страховка;
  3. Входные билеты в Уплесцихе, канатная дорога, фуникулер (за все около 4$);
  4. Посещение Тифлисских бань – от 400 р. на человека;
  5. Такси на св. источник (в Бодби) для тех, кто не хочет идти пешком (3$);
  6. Дополнительные обеды.
    Прогноз погоды в Грузии




Это наш отель в Тбилиси.





Для тех, кто едет в Батуми:

Прогноз погоды в Батуми

Апартаменты в Батуми на берегу моря, в которых мы живем:





Если вы едете в паломничество в Грузию, то эта информация для вас:

  • Виза для граждан РФ не нужна. Нужен только зарубежный паспорт со сроком действия не менее еще 3 месяцев к началу поездки.

  • Увы, лицам, имеющим в паспорте какие-либо отметки, свидетельствующие о посещении Абхазии или Южной Осетии, будет отказано во въезде в Грузию.

  • Грузины - народ крайне приветливый и доброжелательный, живущий традициями христианства. Воровства и карманников практически нет. В Батуми машины не закрывают на замок. Однако, часто грузины воспринимают русских как более расчетливых и холодных людей, чем они сами. Слова «гамарджоба» - «здравствуйте» и «матлоба» - «спасибо» помогут Вам при первой встрече.

  • Старайтесь в разговоре с местными жителями не затрагивать больных тем – о войне с Абхазией и Осетией. Также взгляды жителей Грузии на отношения России и Украины могут не совпадать в вашей точкой зрения.

  • На территории Грузии распространены различные виды общественного транспорта: автобусы, микроавтобусы, такси, в Тбилиси есть метро.

    Стоимость проезда составляет 50 тетри (около 0.25$). Они останавливаются на специальных остановках и работают с 7.00 до 24.00 по графику.

    Маршрутные такси – с фиксированной стоимостью проезда 80 тетри (0.3$) и остановками в нужных Вам местах с 7.00 до 24.00. Достаточно поднять руку, чтобы маршрутное такси остановилось.

    Вы можете воспользоваться такси, которое по европейским меркам стоит совсем недорого. В дневное время средняя стоимость такси в пределах центра города и в не отдаленные районы будет стоить около 5 лари (3$).

    В Тбилиси Вы можете воспользоваться метро, которое включает в себя две линии, 21 станцию и одну станцию пересадок. Стоимость проезда составляет 50 тетри (около 0.25$).

  • Все виды телефонной связи платные. Вы можете звонить из отеля или приобрести сим-карту одного из местных операторов связи. Крупными операторами связи в Грузии являются Magti, Beeline и Geocell. Телефонные карточки для пополнения баланса номеров местных операторов связи продаются в большинстве магазинов и супермаркетов.

  • Национальная валюта Грузии – Лари (GEL) (1 лари=100 тетри). Вы можете обменять валюту как в специальных обменных пунктах, так и в банках. Советуем иметь при себе наличные деньги – это более распространенный метод оплаты. Кредитные карты VISA, Eurocard/Mastercard, принимаются преимущественно во всех крупных гостиницах и супермаркетах. Доллар более выгоден по курсу к лари, чем рубль. Банки работают только с пн по пт с 9.30 до 17.30.

    Посетив грузинский ресторан очень советуем вам не пропустить дегустацию блюд, являющимися визитной карточкой грузинской кулинарии, а именно: шашлык, хинкали, чкмерули (цыпленок в чесночном соусе), чакапули (козленок в белом вине), оджахури (жаренная картошка со свининой), гоми (кукурузная каша) рекомендуем это блюдо есть с сыром сулгуни, кебаб (отбивное мясо на шампуре), сациви (куриный суп с орехами), баклажаны с орехами, аджапсадали (овощное рагу) и многие др.

  • Записки в храмах можно подавать на русском языке. Чаще всего священники русский язык знают. В Мцхете, в храме Светицховели можно подать сорокоусты на пожертвование.

  • Не забудьте взять с собой необходимые для вас лекарства, удобную обувь, зонтик или дождевик,подарки для монастырей и храмов (конфеты, календари с видами Петербурга, фильмы о святых и подвижниках, иконы петербургских святых, святыни (масло, св. вода) от петербургских святых, купальник, средство от солнечных ожогов. Не берите, пожалуйста с собой большие чемоданы -обходитесь малым количеством вещей.

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Иверия (Грузия)

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.

Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Господь же возвестил Ей волю Свою:

«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:

«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:

«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Св. равноапостольная Нина (Нонна) , память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа , которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб) , кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.