Икона «Божья Матерь Иерусалимская»: история образа и его значение. Икона божией матери иерусалимская

какие чудеса творит самый старинный и известный образ Богородицы

Празднование в честь «Иерусалимской» иконы Божией Матери отмечается 25 октября. Именно эта икона, написанная святым Евангелистом Лукой через 15 лет после , изображает прижизненный лик Богородицы.

«Иерусалимская» икона в храме Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Фото azbyka.ru

История «Иерусалимской» иконы Богоматери

Долгое время образ, который должен был оберегать и защищать иерусалимскую общину, хранился в храме Воскресения Христова. В V веке икона была перенесена в константинопольский собор Богоматери и, по свидетельствам очевидцев, спасла город от захвата скифами. Жители Константинополя молились у святыни, и город смог выстоять.

К иконе приезжают с надеждой на . Молитва у лика Богородицы, в первую очередь, помогает излечить паралич и болезни глаз, в том числе и слепоту.

Кроме этого нередко у «Иерусалимской» иконе Божией Матери можно встретить тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, или в унынии. Но приходит она на помощь только верующим, кто искренне молится и живет с Богом в сердце.

Иерусалимская икона Божьей Матери – образ
Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события,
повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны
многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва
перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до
слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от
стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на
государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения
на Ваш дом, собственность.

Как икона защитит Вас и ваших близких
Молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери о здравии
болящего защитит, принеся помощь, от болезней, даже тех, которые врачи
полагают неизлечимыми. Она защитит путешествующих от трудностей в пути,
перед иконой молятся о спасении их жизни и здравия. Перед Иерусалимским
образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от
нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ним защитит
от попыток нападения на Ваш дом, Вашу собственность.

В чем помогает икона
Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед
которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в
уныние, скорбь. Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной.
Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего
молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз,
вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В
годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей
Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней
избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Как молиться перед иконой
Молитва первая
О Пресвятая и Преблагословенная Мати
Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице
Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе
пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе,
вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения
наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам
безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым
Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со
беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам
человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и
телесное, покаяние
во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских,
благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха
благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся
благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и
благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в
терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним
покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице
всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление
к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь
сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная,
праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас
и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею
иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала
еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам
великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от
бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны
сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую
кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие
унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие
Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со
безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и
поклонение, во веки веков. Аминь.

Вообще, у иконы Иерусалимской Божьей Матери очень интересная история. Началась она в Гефсимании, в лето пятнадцатого года после вознесения Господа. Евангелист Лука написал образ Богородицы. Это случилось ещё при земной жизни Девы Марии. Икону поместили в храм Воскресенья Христова. Существует предание, что голос, исходящий от этой иконы, повелел Марии Египетской изменить свою жизнь, посвятить себя служению Богу, что она впоследствии и сделала.

В 463 году царь Лев Великий перенёс икону в Константинополь в храм Богородицы Пигии. С этим событием связана одна история. В Константинополе, вблизи Золотых ворот, была священная роща, носившая имя Богородицы. В роще находился источник, славившийся тем, что вода его обладает чудодейственными свойствами. Со временем роща разрослась, источник потерялся в густых зарослях и практически высох.

Однажды Лев (в ту пору ещё бывший простым военным) прогуливался в этой роще и повстречал заблудившегося слепого путника. Бедняга так жалко выглядел, что Лев решил помочь ему. Он усадил слепого путника в тени деревьев, а сам пошёл искать воду, чтобы напоить и умыть бедолагу. Блуждая в зарослях, он услышал голос, направивший его к источнику. Лев очень удивился, но повиновался этому голосу. Когда он нашёл в зарослях источник и склонился над ним, чтобы набрать воды, этот же голос указал ему взять тину из источника и наложить слепому на глаза. У источника Лев получил ещё одно откровение, предрекающее ему стать царём. Когда это случится, он должен будет очистить источник от тины и возвести близ него храм.

Когда Лев вернулся с водой к путнику и помазал его веки тиной, свершилось чудо — путник прозрел. Окрылённой такой радостью, он пошёл в Константинополь, прославляя Божью Матерь. Прошло время, Лев стал царём. Когда это произошло, он сдержал слово, устроил колодец для вод источника и вблизи его построил храм, куда со временем и перевезли образ Богородицы «Иерусалимской», названной так по месту происхождения иконы.

Другое предание рассказывает о том, как скифы напали на Константинополь во времена правления императора Ираклия. Люди массово обратили свои мольбы к Божьей Матери «Иерусалимской», и город был спасен. В честь этого чудесного события икону перенесли в один из самых значительных византийских храмов — Влахернскую константинопольскую церковь.

При правлении Льва VI в 988 году икона Иерусалимской Божьей Матери была перенесена в Корсунь (Херсонес). В этом же году князь Владимир взял Корсунь. После принятия им христианской веры, по преданию, икону Божьей Матери принесли в дар князю. Так чудотворный образ попал на землю русскую в один из Киевских соборов.

Начался длительный и тяжёлый период крещения Руси. В честь принятия новгородцами христианства князь Владимир дарит им икону Иерусалимской Богородицы.

В 1571 году царь Иван Грозный перенёс икону в Москву, в Успенский собор. Несколько столетий москвичи обращались со своими молитвами к великой святыне, пока в 1812 году наполеоновские войска не разграбили и сожгли столицу. По некоторым свидетельствам, икона была вывезена во Францию и сейчас находится в Соборе Парижской Богоматери. По другим, её там нет. Местонахождение иконы Божьей Матери «Иерусалимской», написанной рукой св. Луки, по сей день остаётся неизвестным.

В Москве сохранились два точных списка с иконы. В Успенский собор, взамен утраченной реликвии, перенесли святой образ Богородицы из церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Отличительная особенность этого списка в том, что на его полях иконописец изобразил святых апостолов Павла, Петра, Луку, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фому и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список с иконы хранился в Покровском соборе царской усадьбы на Сергиево-Виноградском острове. В 1932 году из разорённого храма список перенесли в храм Рождества Христова в Измайлово. Интересен тот факт, что икона пострадала при разрушении собора и почернела от пожара, но затем чудесным образом сама просветлела. Сейчас Покровский собор восстановлен, а икона возвращена на прежнее место. Однако в дни празднования (12/25 октября) иконы Иерусалимской Божьей Матери в храме Рождества Христова ежегодно читается акафист.

Прихожане с особым почитанием относились к образу Божьей Матери «Иерусалимской» за его чудотворную силу. Ещё один удивительный случай произошел в 1866 году. Жителей нескольких сёл вблизи Москвы охватила эпидемия холеры. Сёла обнесли крестным ходом с иконой Иерусалимской Богородицы и молебном. После этого холера отступила.

Кроме этих двух досточтимых списков иконы Иерусалимской Божьей Матери, есть и другие, находящиеся как на территории России, так и по всему миру. Иконе Иерусалимской Божьей Матери принято молиться для избавления от слепоты, паралича, при пожарах, эпидемиях, в сложной жизненной ситуации, просить защиты от врага, от падежа скота, находясь в печали и унынии.

В моей жизни были случаи, когда я с молитвой обращалась к иконе Божьей Матери «Иерусалимской» и помощь мне приходила. Пусть и Ваша молитва, дорогой читатель, идущая от сердца, будет услышана!

Молитва перед иконой Иерусалимской Божьей Матери

Пресвятая Госпоже, Владычице Богороди­це, упование всех уповающих на Тя, За­ступнице печальных, прибежище отчаян­ных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас правед­ный гнев Свой, да простит грехи и беззако­ния наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода - или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, - народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери.

Свидетельство очевидца

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575-641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская - эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа - день перенесения образа из Бронниц и 12 октября - главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе - Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



24 / 10 / 2005

Некоторые образы Божией Матери имеют очень древнюю историю, которая часто тесно переплетается с Российской. Такова «Иерусалимская» икона Божией Матери. Согласно преданию, автором ее был сам апостол Лука, следовательно, известен образ уже почти две тысячи лет.


История появления

Многим хочется знать, как на самом деле выглядела Божия Матерь, возможно, ее современники предугадали желание потомков. Евангелист Лука написал с Девы Марии несколько икон. Именно этот образ готовился для общины христиан в Иерусалиме, откуда он и усвоил свое название. Предание называет годом создания иконы 48 г. н. э. - прошло почти 15 лет после Вознесения, еще не было написано Евангелие, но история Церкви творилась.

Считается, что именно возле этой иконы преподобная Мария Египетская услышала призыв к покаянию. Множество других чудес сопровождало образ в течении веков. Иерусалимская святыня проделала долгий путь.

  • Перенесена в Константинополь (во время правления Льва Великого, 5 век). Во время нападения скифов весь народ молился перед Иерусалимской иконой Божией Матери, враги отступили.
  • Образ перенесли в главный Византийский храм (Влахернская церковь), там он оставался триста лет.
  • В 988 г. образ был подарен великому князю Владимиру, который перенес его в Корсунь, затем в Киев. Когда новгородцы тоже приняли крещение, образ перешел им в дар.
  • Во второй половине 16 в. Иван Грозный поместил Иерусалимскую икону в Успенский собор г. Москвы. Там она находилась до наполеоновского нашествия, во время которого исчезла.
    В Успенском храме икона располагалась в южной части иконостаса, затем в западной. В начале 18 в. ее обновили, сделали новый драгоценный оклад. На его полях находились апостолы и мученики. Возможно, оклад стал причиной, по которой святыню решили похитить.

Долгие годы считалось, что французы вывезли образ в Париж, однако на официальный запрос, сделанный в 70-х годах прошлого столетия, пришел ответ, что такой иконы в музеях Франции нет. Сегодня в Кремле находится список, в серебряном окладе. Он сделан, вероятно, во время обновления оригинала.


Отличительные черты

Иконографический тип иконы Божией Матери Иерусалимская описывается специалистами как «Путеводительница». По исполнению очень похож на Грузинскую, да и многие другие образы написаны подобно ему - , . Матерь Божия изображена по пояс, поддерживает Сына правой рукой (он может находиться и с другой стороны в прочих вариантах «Одигитрии»).

Богомладенец корпусом и ликом обращен к Матери, голова поднята. В левой руке Он держит знак ведения, знания (свиток), правая поднята в благословении. Сложение пальцев - двуперстное. Лицо Божией Матери направлено к Сыну, голова склонена, рука прижата к груди. Этот безмолвный диалог на Иерусалимской иконе имеет глубокое богословское значение.

На иконах изображаются жесты и позы, таящие не буквальный, а духовный смысл. Господь поворачивает лицо к Матери в знак своей любви, внимания к ней. Единение Бога и человека в полной мере представлено здесь, в виде Христа и Марии. Полностью усвоив от нее человеческую природу, Он остался и Богом, одним из лиц Святой Троицы.

Великий Бог смирил Себя настолько, что явился как обычный слабый младенец, полностью зависящий от земной женщины. А сама она стала проводником в мир людей, при этом сумев показать все лучшие человеческие качества. Прижатая рука на образном языке иконописи означает глубокое сопереживание - разве может мать не чувствовать всю боль, которая достается на долю Сына?

Ее душа была пронзена множеством мечей в тот день, когда Он умирал на кресте. Но терпение и смирение позволили Деве Марии с достоинством пройти свой путь. Это она предлагает сделать каждому, потому что в конце ждет достойная награда - вечность со Христом. Все это подготовленный зритель может понять лишь по одному жесту.

Есть несколько видов Иерусалимской иконы:

  • С изображениями на полях - это могут быть апостолы, мученики. Они не являются частью композиции, как бы парят слева и справа
  • С предстоящими святыми - праведные родители Св. Марии, Иоаким и Анна.

Чудеса Иерусалимской иконы Божией Матери

За многие столетия существования, образ прославился различными чудесными явлениями. В чем она помогала верующим? По молитвам у иконы Божией Матери «Иерусалимская» были остановлены две страшные эпидемии - чумы (1771 г.) и холеры (1866 г.). Тогда икона находилась в Москве. Сами жители просили о возможности совершить молебны около святыни. Тогда ее пронесли по разным селам (Коломенское, Сабурово и др.). По окончании процессии эпидемия прекратилась.

Почитаемые списки

Оригинальную икону не удалось сохранить, но в России осталось несколько чтимых списков, тоже довольно древних, хотя и намного «моложе» того образа, что был написан евангелистом. Одной из святынь обладает храм Рождества в Измайлове. Сначала икона находилась в царской усадьбе - как будто предвидя потерю, государи вовремя велели делать копии чудотворного Иерусалимского образа.

Список большого размера, поэтому тяжелый - его с трудом могут поднять 8 человек. По сторонам композиции - апостолы и мученики. Измайловская икона отличается тем, что персты Спасителя сложены по-другому. В храме еженедельно поется акафист в память о чудесах, которые были вымолены жителями Москвы у Царицы Небесной.

Чтимые списки находятся также и в других храмах:

  • г. Бронницы, Новый Иерусалим (Московская область);
  • Церковь Живоначатльной Троицы (Москва);
  • Церковь Воскресения Христова (Москва);
  • в Афонском Пателеимоновском монастыре.

Российские храмы во имя иконы

Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей. Одна из красивейших архитектурных достопримечательностей Москвы - храм Иерусалимской иконы, работы архитектора С. Воскресенского. Приходу был выделен участок земли, но церковь строилась частями, на пожертвования горожан. Полностью работа была закончена в 1915 г.

Вместительный храм отличал не только прекрасный устремленный вверх купол, но и оригинальный высокий иконостас. Новая власть, однако, не нуждалась в церкви, ее решено было реконструировать под фабрику. В 50-е здесь располагался завод. Только в 1996 г. историческое здание вернули Церкви, храм за Покровской заставой стал Патриаршим подворьем. Также здесь находится представительство Иерусалимского женского монастыря, ведется благотворительная деятельность.

На святой земле, возле Гефсиманского сада, где прошли последние свободные часы земной жизни Спасителя, находится Гефсиманская Иерусалимская икона Богородицы. Именно здесь пребывало тело Царицы Небесной после ее успения. Гроб Божией Матери расположен в небольшой пещере, где теперь православная часовня. Туда ведет очень узкий проход. Чудотворный образ находится под позолоченной ризой, в массивном каменном киоте. Возле него неутомимые монахи регулярно возносят молитвы.

Молятся у Иерусалимской иконы Божией Матери о том, о чем больше всего болит душа. Пресвятая Дева может совершить много чудес:

  • Защищает дом (не только в узком значении, но и родное государство) от нападений врагов, бандитов.
  • Уберегает от стихии.
  • Сохраняет достаток и мир в семье.
  • Исцеляет различные болезни, в том числе те, которые не поддаются лечению современными медикаментами. Известны случаи прозрения, выздоровления от паралича.

Только для чуда недостаточно наличия иконы. Необходимо иметь твердую веру, воспитать ее в себе при желании может каждый. Тогда любая икона сможет стать «окном в другой мир», будет приносить радость общения с Господом.

Молитвы Иерусалимской иконе Божией Матери

Тропарь

Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенна я Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая