Иконописные школы.

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

Запись проводится по будням ежедневно с 12:00 до 20:00 в офисе центра м. Октябрьская
Предварительно нужно договориться о приеме по тел. (495) 5О8-65-25

Обучение проходит в филиалах школы в центре Москвы м.Октябрьская, м.Бауманская, м.Охотный ряд, м.Каширская

Обучение иконописи проводят опытные мастера Московского иконописного центра «Русская икона», специалисты Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской Академии художеств и других учебных заведений. Всем учащимся выдаются уникальные печатные методические БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


РАСПИСАНИЕ И СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ИКОНОПИСНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НАЧАЛЬНЫЕ КУРСЫ ИКОНОПИСИ "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

Курсы Инкрустация по дереву (Маркетри-мозаика из разных пород дерева)


Занятия проводятся по субботам с 12:00 до 17:00

м. Октябрьская, Полянка
12 000 РУБЛЕЙ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПОДГОТОВЛЕННЫХ
Педагог Литвиненко Андрей Викторович
За пройденный Вами курс вы научитесь распознавать разновидности пород дерева,красоту и теплоту фактуры древесины, Изготавливать картины,панно,иконы, портреты, облицовку для шкатулок,столешниц и много всего очень интересного касающегося работы с древесиной. Добро пожаловать в мир прекрасного!

В расписании возможны изменения!
Обязательно уточните, пожалуйста, первый день занятий у каждого курса у администрации.

Идёт запись на курс. Приглашаем всех желающих написать эти иконы.

Название курса Начало занятий Расписание Филиал Педагог Свободные места
Икона "Животворящий крест Господень" или Именная икона "Константин" и "Елена"
11 февраля 2019 по будням
с 12:00 до 17:00
м. Полянка Идет запись
Курс иконы "Святитель Спиридон епископ Тримифунтский"
27 января 2019 Воскресенье
с 12:30 до 17:15
м. Бауманская Идет запись
Курс иконописи "Семейная икона" 25 ноября 2018 м. Бауманская Винницкая Людмила Ивановна Идет запись
Курсы иконописи "Индивидуальные занятия" Можно подключиться в любой день Вторн., четв.
с 18:30 до 20:45
Колушева Олеся Николаевна Идет запись
Курс иконописи плавями "Матрона Московская". Только для продолжающих иконописцев.
10 марта 2019 Воскресенье
с 12:00 до 17:00
м.Бауманская Виницкая Людмила Николаевна Идет запись

Идёт запись на курсы иконописи по абонементу:

Идёт запись в группы:

Название курса Начало занятий Расписание Филиал Педагог Свободные места
Реставрация Монументальной живописи (стенопись)
суббота
c 11:30 до 16:30
м. Октябрьская или м. Полянка Яснова Лариса Юрьевна Идет запись
Реставрация станковой темперной живописи (иконы) 2 февраля 2019
суббота
c 12:30 до 17:15
м. Октябрьская или м. Полянка Манешкина Екатерина Александровна Идет запись
Резьба по дереву
Иконостасы, киоты
Можно подключиться с любого занятия воскресенье
с 12:00 до 17:00
(2 зан. - 6 ак. ч)
м. Октябрьская или м. Полянка Туркин Михаил Александрович Идет запись
Реставрация темперной живописи
Работы с основой.
Укрепление левкаса и красочного слоя.
Подведение левкаса.
Тонировки, реконструкция.
Можно присоединиться с любого вторника
вторник
c 17:00 до 21:30
(10 зан. по 6 ак.ч.)
м. Октябрьская или м. Полянка Иванова Ольга Александровна Идет запись
Мозаика
Орнаменты и Св. Марон Пустынник
Можно подключиться в любой день суббота
c 10:00 до 14:30
с 14:30 до 19:00
м. Октябрьская или м. Полянка Павел Петяев Идет запись

Идёт запись на теоретические курсы

Название курса Начало занятий Программа Расписание Филиал Педагог Свободные места
Иконография
Богословие иконы
6 октября Древнерусское искусство суббота
с 10:00 до 13:00
м. Октябрьская или м. Полянка Щедрина Ксения Андреевна Идет запись
Катехизис и агиография 6 октября ответы на Богословские вопросы ЖИТИЯ СВЯТЫХ суббота
с 13:00 до 14:00
м. Октябрьская о.Анатолий
Иванова Анна
Идет запись
5 октября Церковно-славянский язык и Греческий язык Пятница
с 18:30 до 20:00
м. Октябрьская или м. Полянка Щедрина Ксения Андреевна Идет запись
Рисунок академический и иконописный Можно подключиться в любой день Построение складок и пробелов в одеждах.
Лик и лицо.
Понятие светотени Гризайль.
суббота
с 14:00 до 18:30
(10 занятий по 6 ак.ч.)
м. Октябрьская или м. Полянка Манешкина Екатерина Александровна Идет запись

Отметим тот факт, что русская икона всегда была связана с византийской традицией, но удаленность от Константинополя и огромные территории страны позволили развиться самостоятельным региональным школам. Основные иконографические типы пришли на Русь из Византии, тем не менее, на новых землях икона приобретает иные эмоциональные оттенки, появляются новые сюжеты.

Византийская иконопись

Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Балканского полуострова, Армении, Древней Руси и это еще далеко не полный список всех локаций. Произведения иконописи, созданные в этих местах, причисляют к византийской школе, однако все эти регионы интерпретировали столичное, константинопольское искусство согласно своей специфике. Поэтому в контексте византийской школы иконописи выделяют иконы, написанные недалеко или непосредственно в Константинополе.

Классический этап развития византийской иконописи начался во второй половине XI века и проходил по XII век включительно. Эту живопись отличают такие черты как аскетичность, повышенное внимание к духовному миру, стремление уйти от изображения земного пространства при помощи вневременного и внепространственного золотого цвета. Линия становится тонкой, абстрактной, архитектурный фон утрачивает осязаемость, приобретая нереальность, декоративность. Легкие, почти бесплотные фигуры, принимающие фронтальные позы, с серьезными ликами и строго упорядоченными движениями, призваны выразить идеал византийского религиозного сознания. Во второй половине XII века получают распространение изящные, набираемые из мельчайших кубиков мозаичные иконы.

Владимиро-Суздальская школа

В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства стали Владимир и Суздаль, сыгравшие большую роль в сохранении традиций киевской школы. Для среднерусского искусства характерны сочетания серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком и слегка приглушенном звучании. Мысль об объединении русских земель явно прослеживается в живописи Владимиро-Суздальской школы, на что в XV веке обратят внимание московские мастера. По мере раздробления древнерусского государства на обособленные княжества, в XIII веке отдельные города начинают занимать более сильные позиции. Они все меньше опираются на византийские образцы в искусстве, добавляя свое видение в замысел произведения и все более внедряя мотивы народного творчества, что оживило и внесло свежесть в живопись этой эпохи.

Вологодская школа

Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает современные Вологодскую область, а также часть земель Пермской, Архангельской областей и Республики Коми. На этом пространстве выделилось несколько художественных подцентров, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые наиболее крупные северные монастыри.

Положение Вологодского региона на границе между крупными центрами иконописи и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство, определило своеобразие изобразительного языка края. В нем сочетаются достижения крупных иконописных школ, с простотой и непосредственностью Северных писем (термин, который обычно подразумевает принадлежность к самобытной манере письма, характерной для северных регионов России).

Греческая школа иконописи

После падения Константинополя в 1453 году главным центром греческой иконы оказалась столица острова Крит - Кандия, куда стали переселяться константинопольские мастера, спасаясь от турецких завоеваний. С 1210 по 1669 годы Крит находился под властью Венецианской Республики, что обеспечило ему широкие торговые связи и защиту от Турции. В этот период множество икон делалось здесь на заказ для католических и православных стран и монастырей. Самыми крупными заказчиками были греческие монастыри Синая, Афона, Патмоса. В связи с печальной судьбой Константинополя, интерес к его культуре возрос в Италии, Франции, Фландрии и в Западной Европе в целом.

Образы святых изображены в укрупненных, монументальных пропорциях, в пространстве, где определенный источник света отсутствует и вместе с золотым фоном создает у зрителя ощущение внепространственности и вневременности изображенного события. Колорит приглушенный, теплый, форма ликов и фигур выражена, в основном, игрой света и тени.

Московская школа

С XIV века отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству и на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

Новгородская школа

Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Светотеневая моделировка лиц, характерная для икон XII века, уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.

Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления — местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи. В целом, новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность.

Палехская школа иконописи

Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

Палехская икона отличалась усложнением композиции путем добавления множества разнообразных элементов, многофигурности и, в житийных иконах, многоклеймовости. Вместе с тем, построение форм в местной иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем. Иконопись Палеха характеризуют многослойные плави и роскрыши, общий красновато-золотистый тон всей живописи, светлое личное письмо, архитектурные декорации, выполненные в манере близкой к строгановской школе.

Псковская школа

Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV - XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.

Ростовская школа

С начала XIII века в Ростове возобновляется каменное строительство, приостановленное началом монгольского ига, и появляются первые, известные нам, иконописные образы. Их отличает ярко выраженная преемственность византийских памятников и домонгольской местной традиции, эллинизм и архаизация.

Колорит ростовских икон отличают ненасыщенные, мягкие цвета, тонкий, почти прозрачный красочный слой. В отличие от образов новгородской школы, в ростовской живописи почти никогда не встречается яркая киноварь, здесь преобладают оттенки охристых, коричневых, розовых, вишневых тонов, неяркие синий и зеленый цвета. Удлиненные пропорции фигур, как и живые повороты персонажей в композициях этого периода, указывают на стремление воспроизвести палеологовский стиль, но рисунок здесь неуверенный, складки одежд изображены схематически. Старообрядческая школа

Старообрядческая иконопись ведет свое начало от церковных реформ патриарха Никона, проведенных в середине XVII века. Среди сложившихся иконописных центров выделяется три наиболее крупных. Один из них находится на Русском Севере - это Выго-Лексинская обитель, другой - Гуслицы располагавшиеся на территориях части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области и последний на Урале в городе Невьянск.

Для икон характерно обращение к традиционной иконографии, из русских святых изображали Зосиму и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, и многих других. В иконах второй четверти XVIII века преобладают белые лики, к концу XVIII века красно-коричневые, позем изображается с низкими елками, похожий на тундру, покрытую мхом. В XIX веке отмечается украшение одежд золотом и узорочьем, удлинение пропорций и охристый цвет ликов.

В XIX веке Гуслицы становятся крупным духовным центром, и к этому времени относится расцвет Гуслицкой иконописи, которая тесно связана с рукописной книгой и лубком. В темном колорите преобладают коричневые, оливковые и охристые оттенки, в сочетании с малиновым, темно-синим и изумрудно-зеленым, на широких темных полях иногда появляются ярко-красные дробления. Из-за того, что староверы большое внимание уделяли книжному делу, в иконах часто встречаются изображения свитков и книг.

Уральская Невьянская иконописная школа охватывает период от второй половины XVIII до начала XX веков. Невьянские иконописцы работали и во многих других городах. Стоит отметить, что Невьянскую икону изредка называют «белоликой». В целом колорит икон декоративен, оттенки красного, зеленого и синего объединяются в единое целое охрой, золотом, коричневым.

Строгановская школа

Строгановская иконописная школа - наиболее яркое явление в поздней древнерусской иконописи. Возникновение этой иконописной школы напрямую связано с жизнью и деятельностью купцов Строгановых. После покорения Новгорода Иваном Грозным купцы Строгановы переехали оттуда в Сольвычегодск и организовали иконописную мастерскую. Стилистически Строгановская школа стала преемницей традиций московской иконописи.

Характерными особенностями Строгановской иконописи стали сложность и миниатюрность композиций, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, изнеженность поз и жестов, сложное построение пейзажных фонов, небольшие размеры икон.

Тверская школа

Непосредственно тверской традицией можно назвать то, что пробела здесь использовались гораздо активнее, чем в других школах. Крупные фигуры, статичная композиция, тяжелый и плотный колорит, лики экспрессивны, лишены тонкости -черты тверской школы этого периода.

Школа Оружейной палаты

Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, когда иконный приказ был расформирован, и Иконная палата была приписана к Оружейной. Во главе ее стоял тонкий ценитель искусства боярин Хитрово. Все живописные работы возглавлял Симон Ушаков. Кроме него, среди наиболее значительных мастеров палаты можно перечислить фамилии Кондратьева, Безмина, Якова Казанца, Иосифа Владимирова, Георгия Зиновьева, Никиты Павловца, Тихона Филатьева, Федора Зубова, Кирилла Уланова.

Для образов, вышедших из Оружейной палаты характерно стремление к передаче объема, построению прямой перспективы, интерес к деталям, архитектурным формам и пейзажам. В цветовой гамме преобладали оттенки красного, сохранялся золотой цвет как символ божественного пространства, но часто фоном служил зеленовато-голубой оттенок.

Школа Царских мастеров

В иконописи XVII века сочетаются строгое соблюдение сложившихся православных традиций и иностранные веяния, повлекшие за собой обновление художественных приемов. Стремление подчеркнуть красоту и великолепие земного мира как отражения красоты мира небесного привело к декоративной насыщенности, детализованности, изобилию форм, развитию архитектурных фонов, усилению роли орнамента в иконе. Повышенная эмоциональность живописи этого периода достигается не столько выразительностью ликов и поз, сколько насыщенностью композиций и подвижностью форм.

В творчестве царских мастеров икона приобрела максимальную повествовательность и реализм, далеко ушла от аскетизма, ясности, символизма и лаконичности непосредственно древнерусской живописи, в деталях пейзажей и моделировке объемов уже предвосхищая появление светского искусства.

Ярославская школа

К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма.

Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это так же проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири. В середине XIII века появляется уже типично русский образ Спаса. В его чертах преобладает доброта, скромность, созерцательность, но не строгость. Резюмируя, отметим что в качестве основных черт ярославской иконописной школы можно обозначить орнаментальность, чистоту красок, эмоциональность образов, смелые решения и отход от византийской иконографии.


Дорогие друзья, приглашаем Вас на курс «Иконопись»! Этот курс ориентирован на тех, кто гуляя по музеям замирает в зале иконописи, любуясь работами великих мастеров. Пусть даже Вы не очень уверены в своих художественных способностях. Желание по-настоящему прикоснуться к церковному искусству делает чудеса. А также для художников-любителей, открывших для себя красоту древней иконы, которые мучительно экспериментируют, пытаясь разобраться в непривычной технике. Для тех, кого интерес и любовь к древней иконе заставляет изучать, искать и даже делать зарисовки. Звоните и записывайтесь, мы с радостью приглашаем на занятия всех желающих!



Уроки ведет выпускница иконописного отделения при Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры - Пирогова Нина Александровна. Подход к каждому ученику индивидуальный. Занятия включают в себя изучение рисунка древних икон, изучение тональных и цветовых отношений. Предварительная гризайль, зарисовки, прориси. Основываясь на опыт древних иконописцев, работа ведётся натуральными пигментами.

Пирогова Нина Александровна . Закончила Пензенский Лицей, отделение «Художественная резьба по дереву». Пензенское Художественное Училище, факультет темперной и масляной реставрации. В последствии, окончила иконописную школу при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. После выпуска работала в Центре Храмового Искусства имени Андрея Рублёва.


Иконопись – искусство, которое базируется на знание философии, теологии, истории искусств и на общей академической подготовке. Поэтому мы советуем брать этот курс только после освоения рисунка и живописи. В программу включено изучение разных школ и техник иконописи: как подготовить доску к работе, что такое левкас, паволока, яичная темпера, теория цветов, состав красок, в том числе и химический, золочение, олифа. Также в курс входит изучение связанных с иконописью истории искусств, истории Руси, русской средневековой эстетики.



Искусство иконописи пришло из Византии вместе с крещением Руси. Само Византийское искусство базировалось на наследии античной культуры, воспринятом римлянами. В Древней Руси, имевшей уже значительное культурное наследие языческой эпохи, оно нашло благодатную почву и пришло в виде сформированного церковного канона, утвердив принципы и формы искусства иконописи. Первыми иконописцами на Руси были греки. Их работы отличал веками отработанный образ и техника исполнения - монументальность, тяжелая глубина колоритов, темные сумрачные краски и выраженный аскетизм. Иконопись в России еще долго, в течение всего до монгольского периода находилось в непосредственной зависимости от Византии.

В дальнейшем она пошла по своему пути развития. Это относилось и к технике, но самое существенное – стал меняться образ, получивший иную трактовку. Акцент стал ставиться не на тяжести подвига, а на его плодах, делая образ скорее радостным, чем суровым. В некоторых образцах этого периода уже присутствует большая динамика, меньшая зависимость от античных образцов, более плоскостное решение композиции. То же касалось и колорита. Икон монгольского периода сохранилось очень мало. Преимущественно это образцы, принадлежавшие к Новгородской школе. Для них характерна лаконичность композиций, ковровость изображения в сочетании с четкостью рисунка и чистыми яркими красками.

Расцвет русской иконописи начался с начала XIV- ХVв. Это был период расцвета святости, который дал самое большое количество русских святых. Особенно хочется выделить Московскую иконописную школу, к которой принадлежат величайшие мастера - Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, которые создали настоящие шедевры, поразительные по своей глубине и красоте.

Обучение иконописи

Основной задачей наших курсов иконописи в Москве мы считаем изучение и возрождение иконописных традиций. Весь курс теоретических и практических занятий дает возможность приобщиться к духовному миру иконы, развивать свои душевные качества и художественные дарования. За период обучения иконописи Вы познакомитесь с множеством стилей и школ, особенностями иконописных традиций различных стран, получите необходимые практические навыки для прикосновения к древнему искусству и самостоятельного выполнения образов святых. По мере изучения наши преподаватели предложат Вам несколько этапов приобретения таинственных знаний:

  • Изучение основ написания икон для начинающих;
  • Личное написание иконы.

В программу обучения будут включены такие занятия:

Сам процесс работы над иконой мы начинаем с выбора доски, которую заливают специальной грунтовкой – левкасом. Далее начинается сам творческий этап – иконописец самостоятельно приготавливает материалы для выполнения работы: растирает краски и полудрагоценные материалы в пыль, смешивает их со специальным яичным раствором до нужной консистенции и приступает к работе. Сначала выполняет эскиз изображения, который потом расписывается красками, согласно традициям и законам иконографии. Продолжительность работы зависит не только от замысла автора, но и от избранной техники.

Курсы иконописи

На наших курсах иконописи в Москве Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

  • Основы иконографии и монументальной росписи храмов и церквей;
  • Основы и каноны христианского искусства;
  • Законы и правила росписи православных храмов;
  • Технику иконописи;
  • Навыки самостоятельного создания иконы.

Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее . При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов – это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества . Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона – это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото – буду очень благодарна!».

Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации – из той, что спиливают кресты, – как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?