Все о крещении господнем. Крещение Господне: традиции и обычаи праздника

«…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…» (Ин. 3,5).
«…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…» (Мк. 16, 16)

Церковные Таинства являются Божественным установлением, и совершает их Сам Господь. Таинством называется такое священное действие, в котором видимыми знаками и символами тайно (непостижимым образом) подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия.

Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем.

Дверью в Церковь Христову служит Таинство Крещения: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому это Таинство называется еще «духовным рождением». Для некрещеного человека врата рая закрыты. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. (Ин. 3.5) - И перед вознесением на небо благословил их, - Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28, 19).

Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего, самого главного священнодействия, троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода издревле была символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило - благоухание Святого Духа. Белые одежды новокрещенного - освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной; и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Требования к участникам Таинства Крещения младенцев

Младенцы не могут осознанно приступить к Таинству Крещения, поэтому крещение детей совершается по вере родителей и восприемников (крестных родителей), которые становятся полноправными участниками этого Таинства наряду с младенцами.

К Таинствам Церкви допускаются только крещеные люди православного вероисповедания не отпавшие от церковного общения. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов, но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не Причащался – фактически не желал иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Поэтому прежде участия в Таинстве Крещения таким отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяется со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Здесь следует отметить, что Покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь. По гречески покаяние звучит как «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума». Перемена ума - это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему, что исключает формальное отношение к этому Таинству.

Эти подготовительные требования относятся не только к родным родителям ребенка (в крайнем случае, к одному из них), но и к крестным родителям. Кроме того, приступающий к Таинствам Церкви, несомненно, должен знать основы Православного вероисповедания: во что он верит и на Кого уповает. Поэтому, как минимум, необходимо хорошо понимать толкование на Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие (например, от Марка).

Крещение младенцев без подготовки родителей допустимо только «страха ради смертного», т.е. в случае угрозы жизни ребенка (тяжелая болезнь, срочная сложная операция).

Если Вы живете полноценной церковной жизнью и приступали к Таинству Святого Причастия не позднее, чем год назад, то непосредственно перед крещением младенца исповедоваться и причащаться не обязательно.

Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями

В течение первых сорока дней после рождения ребенка матери «по обыкновенному закону естественного очищения», являющемуся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине, воспрещается вход в храм. На сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, которого Она носила и с которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований. Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Крестные родители - восприемники

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед так разъясняет роль восприемников: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Родителям необходимо помнить, что к решению окрестить ребенка они должны приложить сознательное обещание Богу воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но, кроме их обязательства, требуется и обязательство крестных родителей. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь от сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру.

Вообще, необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по сложившейся традиции, бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Предпочтительно, чтобы мальчика держал крестный отец, а девочку крестная мать, но если это затруднительно, то можно держать по очереди. После троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному или крестной (в зависимости от пола крещаемого). Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители стараются научить крестников вере и благочестию, приобщают к Таинствам православной церкви и до конца своих дней молятся за них.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на него большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого.

Совершенно недопустимо, чтобы крестными становились люди, отпавшие от Церкви вследствие совершения тяжких (смертных) грехов. (Наиболее «обычные» из них - это блуд (плотская близость мужчин и женщин без заключения законного брака), прелюбодеяние (измена мужу, жене), аборты (убийство собственных детей), ответственность за которые разделяет и мужчина. Также тяжким грехом является измена Господу Богу через обращение к другим религиям, сектам, духовным целителям, экстрасенсам, колдунам, предсказателям, астрологам и пр.) . Прежде участия в Таинствах Церкви таким людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние в Таинстве Исповеди.

Это относится не только к крестным, но и к родителям. Для тех, кто не воцерковлен, исповедь обязательна!

Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что, предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере.

Поэтому, прежде чем предложить кому-то стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя: сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде.

При том, что восприемники отвечают перед Богом за воспитание своих крестников, родители несут всю полноту ответственности за духовное, душевное и телесное развитие своих детей, и крестные являются лишь помощниками в этом.

Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз показывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, живущих церковной жизнью в ее Таинствах.

Желательно, чтобы за некоторое время до крещения ребенка крестные родители исповедовались и причастились.

Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей.

В духовном родстве брак запрещен между восприемниками и воспринятыми в Таинстве Крещения, а также с родителями воспринятых. То есть крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же крещаемого) могут состоять в браке между собой.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…». Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями - злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5И воскресшаго в третий день по Писанием.
6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11Чаю воскресения мертвых,
12и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении. Если человек не согласен хотя бы в малости с Символом Веры, т.е. не имеет должной веры, то ему нельзя приступать к Таинству Крещения лично и даже крестить собственных детей. Чему он их научит? Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники и родители и, если они забывают об этом, то совершают тяжкий грех. Подробное толкование на Символ Веры можно найти в любой книге «Закон Божий».

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами I и II Вселенских Соборов. I Вселенский Собор принял семь членов Символа веры, II - остальные пять. I Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор - в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.

Таинство Крещения

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода - первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила - таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода - символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения - погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест - знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками - здесь и теперь - жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, - это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение.

В христианском понимании смерть - это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть - это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).

Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его.

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых.

Святое миро - это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям.

Священник помазывает святым миром уже крещеного человека. Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги.

Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши - чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста - чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги - для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь - чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание - новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша - Святая Церковь - без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели.

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся...» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим. С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания - смывание святого Мира и пострижение волос - совершаются сразу же после чтения Евангелия.

Первый обряд - это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.

Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты - волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Памятка родителям

Для Крещения ребенка необходимо:

1) приобрести в храме:
- освященный крестик на тесемочке (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
- крестильную рубашку;
- крестильную икону (обычно покупают крестные): для мальчика - Спасителя, для девочки - Пресвятой Богородицы (эта икона должна быть красивой и дорогой (в меру средств), ведь она будет с ребенком всю жизнь и именно этой иконой вы потом благословите его при вступлении в брак).

2) принести с собой:
- пеленку и полотенце для ребенка;
- бумажную салфетку или платок, чтобы вытирать лицо ребенка.

При Крещении детей мальчику необходим крестный отец, девочке - крестная мать, можно пригласить того и другого. Возраст крестных родителей должен быть старше 16 лет.

Женщинам следует заходить в храм в скромной одежде, без губной помады, иначе, когда Вы будете целовать иконы и крест, на них останутся следы помады. Если в Вашем гардеробе только короткие юбки, т.е. выше колена, то лучше придти в брюках и повязать в храме выдаваемую юбку.

Женщины (мать и крестная) в месячной нечистоте не могут участвовать в таинствах до окончания этих дней.

Если вы хотели бы провести фото- или видеосъемку во время таинства Крещения, то следует заранее спросить на это благословение священника, который будет совершать таинство.

Приложение: молитвы за детей

Ежедневная молитва
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва о детях (преподобного Амвросия Оптинского)
Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.

Молитва ко Господу Иисусу Христу о крестниках
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего крестника (святителя Гавриила Новгородского)
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Крещение является одним из важных таинств, которое обозначает принятие человека в Христианскую церковь. Еще задолго до появления христианства существовали ритуальные погружения в воду, такой обряд характерен для многих религий, ведь воды - это источник жизни, культ воды был у разных народов мира. Существовало поверье, что после окунания человека в воду, он становится защищен от всех своих грехов и возвращается к новой, чистой жизни.

На сегодняшний день обряд крещения не сильно отличается от обряда крещения, проводимого несколько столетий назад. Как и раньше, так и сейчас, священник совершает все .

Существует много христианских направлений и во всех обряд крещения проходит по-разному. К примеру, в Православной Церкви и Католической Церкви крещение относят к разряду таинств. Существуют различия в проведении самого обряда крещения при проведении этой церемонии в разных церквах. В католической церкви ребенка обливают водой, в православной церкви - три раза погружают в воду, а в протестантской церкви ребенка обрызгивают водой. А адвентистов и баптистов крещения, как правило, проводится в естественных водоемах.

Как проводят обряд крещения?

Таинство крещения было установлено самим Иисусом. Он окрестился в реке Иордан от святого Иоанна Предтечи. Обряд крещения совсем не случайно произошел именно в воде, ведь в Библии вода символизирует жизнь (все прекрасно знают о том, что человек в основном состоит из воды), духовную и телесную чистоту, Божью благодать. Самому Иисусу не обязательно было креститься, но таким образом на собственном примере он показал всем людям, что каждый из них должен начать свою духовную жизнь. Иисус Христос собой освятил воду в речке Иордан, и священник, поэтому призывает Святой дух с помощью молитв, чтобы освятить воду в купели.

Чаще всего крещение проводят в храме, но за пределами храма это также вполне допустимо. Таинство Крещения длится в среднем около 30 минут - одного часа. Священник в самом начале начинает читать молитвы-запреты, таким образом, он от крещаемого именем Господа изгоняет сатану. После этого крещаемый (или же крестные родители от его имени) отрекается трижды от сатаны, и провозглашают три раза воссоединение с Иисусом Христом как с Богом и Царем. Три раза читается Символ Веры, именно в котором изложена вся суть православного исповедования веры. Далее Священник освящает воду и масло (елей). Этим маслом крещаемого мажут, и это свидетельствует о том, что от этого момента он находится в древе Церкви Христовой. Крещаемому дают имя, которое должно быть обязательно только христианским. После этого крещаемого погружают в воду трижды. Во время первого погружения священник произносит такие слова: «крещается раб (раба) Божий (Божья) (имя крещаемого) во имя Отца. Аминь» . Второе погружение: «И Сына. Аминь» . Третье погружение: «и Духа Святого. Аминь» . Из воды ребенка кладут в крестильную пеленку, которая имеет название крыжма (другое название - крижмо или крижма).

Далее проводится Таинство Миропомазанья. Читают Евангелие и Апостол, во время молитвы происходит постриг - Священник отстригает у крещаемого небольшой пучок волос. А знак того, что ребенок уже стал христианином, ему надевают крестик на шею.

В основном при крещении ребенка опускают в воду, но допустимо и обрызгивание и обивание водичкой. Одного человека за всю жизнь можно крестить только один раз, так как физически родиться человек может только один раз. Несмотря на разные взгляды в верованиях (даже в понимании процесса крещения) Таинство Крещения признано Православной церковью лишь в армянской церкви, кальвинистской церкви, католической церкви (греко- и римо-), англиканской церкви, лютеранской церкви.

Что собой представляет праздник после крестин или крестильный стол?

Еще с давних времен древние славяне после завершения своих языческих обрядов проводили семейные праздники. В христианской Руси накрывали в тот же день крестинный стол, кормили всех - и гостей, и нищих. У всех сословий существовала традиция устраивать крестинный стол, процесс отличался только обрядами и разновидностью подаваемых блюд. Перед тем, как войти в церковь, крестным родителям отец говорил обычно такие слова «Возьмите молитвенного, а мне принесите крещенного» Лии же «Иди и введи ребенка в православную веру» . На крестины крестный отец приносил хлеб и покупал крестик, а в некоторых случаях и платил священнику за проведение обряда. Крестная мать предоставляла священнику полотенце, чтобы он смог после проведения обряда вытереть руки, рубашечку для ребенка и три - четыре аршина ткани.

На крестинном обеде главными гостями являлись крестные родители ребенка и бабка-повитуха. Их приглашали за праздничный стол и угощали чаем и закуской. Отец ребенка в это время приглашал друзей и родственников в свой дом, чтобы отметить такое важное событие.

В день крестин хозяева празднично накрывали стол. В начале подавали холодные блюда, к примеру, в скоромный день - квас с мясом и яйцами и студень, а в постный день - квас с кислой капустой и сельди. После холодного подавали лапшу, суп картофельный с грибами, щи со снетками, которые приправляли конопляным маслом - это в постный день, а в скоромный день - суп из потрохов (ушник), молочную лапшу, лапшу со свининой или с курятиной, щи с мясом. Независимо от того, какие блюда находились на крестильном столе, в обязательном порядке подавали самое главное блюдо - гречневую кашу (перед ее подачей на стол подавалась пшенная каша).

После окончания праздника гости высказывали хозяевам свою благодарность и желали ребенку многие лета и побольше здоровья. Самыми последними уходили крестные мать и отец. В этот же день вечером или утром им предлагали закуски, за которыми происходил обмен подарками. Кума дарила на память своему куму платок, а кум, в свою очередь, целовал в губы свою куму и дарил ей деньги. Перед уходом мать ребенка дарила крестным родителям по пирогу, за который получала платок или деньги (в некоторых случаях мыло, сахар, чай и так далее). На этом праздник заканчивается.

На сегодняшний день семейный праздник крестин возрождается. Дети родятся в роддомах (в основном), поэтому следует поручить роль бабки-повитухи на какую-нибудь родственницу или очень уважаемую гостью. Это решение принимают родители крещаемого.

Можно ли до обряда крещения давать младенцу имя?

Можно. Малышу имя дают родители и регистрируют его в сертификате о рождении. У церкви нет никакого права влиять на то, чтобы имя было изменено. Естественно, что при крещении ребенку можно дать церковное имя, которое не всегда будет совпадать с зарегистрированном в сертификате о рождении именем. Зарегистрированное имя будет использоваться в повседневной жизни, а церковное - при церковных обрядах.

Роль крестных родителей

К выбору крестных родителей нужно относиться очень серьезно, ведь если с родителями ребенка что-нибудь случится (болезнь или смерть), то именно на крестных родителей падет ответственность за воспитание малыша. По этой причине стараются их выбирать среди друзей семьи, родственников или же близких людей. Крестными могут быть лишь христиане.

Кроме этого крестные родители ребенка должны быть для своего крестника духовными восприемниками. В кумовья запрещено брать неверующих людей, иноверующих и некрещеных. Также крестными родителями нельзя брать членов культовых организаций, разных сект, к примеру, гадалки, рериховцы. Запрещено брать крестными родителями и грешников (наркоманов, алкоголиков и так далее).

За нормами Церковного права восприемниками не могут стать: психически больные люди, малолетние, монахини и монахи, родители для своих детей, жених и невеста, люди, которые состоят в браке (так как супружеская жизнь между особами, которые состоят в духовном родстве, является недопустимой).

В процессе крещения ребенка, в храме к кресту его держат крестные родители. Это также может быть и один человек, девочку может держать крестная мать, а мальчика - крестный отец. Если человека крестят во взрослом возрасте, то для него необязательным правилом являются крестные родители, так как он может отвечать на заданные вопросы самостоятельно. Биологические родители ребенка могут находиться в храме во время проведения крещения, но они не должны держать ребенка к кресту.

Очень многих интересует такой вопрос, можно ли брать за куму беременную женщину, может ли она быть крестной матерью для ребенка? Конечно можно, для этого нет никаких преград, так как церковь очень уважительно и трепетно относится к беременным женщинам.

Если у вас возникают какие-либо вопросы, связанные с крещением ребенка, то лучше всего искать ответ не у соседки или же в Интернете, а лучше всего спросить священника.

Для проведения процесса крещения крестному отцу следует купить нательный крестик, этот крестик ребенок должен носить под одеждой до конца своей жизни. Крестной матери нужно купить крестильную рубашечку и крыжму (белая вышитая ткань в форме пеленочки). В крыжме ребенка держат к кресту. Крестильный наряд и крыжма есть символами того, что из купели малыш вышел без грехов. На протяжении всей жизни ребенка крыжму сохраняют. Если в дальнейшем ребенок будет болеть, то его накрывают крыжмой, так как верят, что с ее помощью наступит быстрое выздоровление. В день крестин ребенок должен предстать к кресту чистым, в нарядной и чистой одежде и искупанным.

Когда лучше всего крестить малыша?

Церковь рекомендует крестить ребенка в раннем возрасте. Таким образом, с ребенка снимают первородный грех, в после этого он становится членом церкви. У Иисуса Христа было особое отношение. Своим апостолам он говорил «Пускайте детей приходить ко мне и никогда не запрещайте им делать это, ибо их есть Божье Царство» . Так что родителям не нужно медлить с крещением своего чада, чтобы на ребенка еще в раннем возрасте сошла Божья благодать. Сразу же после обряда крещения на ребенка сходит Святой Дух, когда происходит миропомазанье.

Католики и православные стараются крестить детей на первых месяцах их жизни, иногда даже в первые дни от рождения. Протестанты проводят крещение лишь во взрослом возрасте. Они утверждают, что в маленьком возрасте ребенок не способен понимать Таинства Крещения, но ведь его душа способна воспринять благодать Святого Духа. Бывает и такое, что случается ранняя смерть ребенка, поэтому затягивать с крещением не стоит, так как есть риск оставить малыша без Божьего покровительства и ему будет отрезан путь к спасению.

В основном все родители заботятся о своем ребенке, хотят, чтобы их ребенок был телесно здоровым и не болел, делают ему всяческие прививки, так что же мешает им подумать о бессмертии души их ребенка?

Можно проводить крещение и во взрослом возрасте, если оно не было по каким-либо причинам проведено в младенческом возрасте. В таком случае человек должен пройти катехизацию. После этого будет снят и первородный грех взрослого человека, и все остальные грехи.

Как правильно проводить крещение: погружать ребенка в воду или обливать его водой?

В Святом Письме не сказано о том, какое количество воды необходимо для проведения крещения. Вода является символом жизни и таинством крещения.

Просто обливать или полностью погружать в воду при крещении - это традиции церкви.

Существуют такие храмы, которые имеют специальные крестильные, в них крестят детей и туда даже взрослый человек может полностью войти в воду.

Что нужно приобрести для проведения крещения

Если крестят не первого ребенка, то для того, чтобы братики и сестрички сильно любили друг друга и были очень дружны, последующих деток крестят в рубашке, в которой был крещен первенец.

Несмотря на то, что существует очень много различных религий, все они имеют практически одинаковую Церемонию Крещения. В основном для ребенку приобретают крестильную крыжму или крестильный набор. В некоторых случаях приобретают и специальный мешочек, в котором будут в дальнейшем храниться состриженные волосы ребенка, сатиновый браслетик или бутоньерку, библию в атласной обложке.

Христианские обязанности крестных родителей

Крестные родители должны:

  • Быть примером для подражания;
  • Регулярно молится за свою крестницу или крестника;
  • Учить свою крестницу или крестника бороться со злом и верить во Христа;
  • Помогать ей или ему расти с верой в сердце в Отца Бога, Сына и Святого Духа.

Если крестные родители живут далеко от своего крестика и видят его очень редко, то нужно каким-либо образом поддерживать связь - созваниваться, писать письма. Ребенок обязательно должен чувствовать заботу крестных родителей, также он должен понимать, что в его жизни они являются очень важными людьми. Желательно чтобы при первом причастии ребенка крестные родители присутствовали.

Крестная мать и отец и в обряде крещения, и в жизни ребенка являются очень важными людьми.

Еще в дохристианской Руси был обряд кумовства, ребенка купали в озере, речке или в деревянном корыте. Ребенка купали в водоеме, пеленали его и давали имя. Параллельно с этим проводились религиозные обряды. Кумовьев бывало и двое, и трое, и четверо. Они в случае болезни или смерти родителей брали на себя ответственность за воспитание ребенка.

Крестильный наряд, крестильная рубаха, крестильное платье

Самый важный элемент в процессе крещения - это крестильный наряд, рубаха или платье. Его в основном заранее выбирает крестная мать малыша. При выборе нужно ориентироваться на то, чтобы наряд был приятным на ощупь и мягким, тогда малыш будет себя в церкви вести хорошо.

Крыжма. Крыжма является реликвией, которая сохраняется долгие годы. Крыжма - ажурная пеленочка белого цвета, которая ни разу не бывала в стирке, при крещении в крыжму принимают малыша из купели. При крещении крыжма должна присутствовать обязательно, она является главным атрибутом крестин. Очень часто на угле крыжмы вышивают дату крещения малыша и его имя. Крыжму также должны покупать крестная мать ребенка. Крыжма наделена чудодейственными силами исцеления малыша, если он вдруг заболеет.

Как выбирать крестильный наряд

Это второй наряд в жизни матери, к выбору которого она относится с таким трепетом и любовью. Первым таким нарядом являлось, скорее всего, свадебное платье матери. Так или иначе, мы хотим вам помочь в выборе качественного крестильного наряда, который будет передаваться из поколения в поколение.

Найти крестильный наряд не составляет никакого труда, ведь на сегодняшний день рынок предлагает нам огромный выбор этого атрибута крещения. Проблема в том, что немного трудно найти именно такой крестильный наряд, который будет подходить вашему малышу, будет нравиться вам, сделает обряд крещения изысканным, стоимость которого будет укладываться в рамки вашего бюджета.

Поэтому при выборе крестильного наряда стоит учесть следующее:

  1. Современное или традиционное? Немалую роль имеет стиль крестильного наряда. Важно определиться, хотите ли вы купить для своего ребенка что-нибудь современное, или же хотите крестить его в собственном наряде, который долгие годы хранили ваши родители. Стоит ответить себе некоторые вопросы. Что вы хотите, чтобы вашего малыша крестили в традиционной крестильной рубашке, или же чтобы это было современное атласный костюм? Хотите что-то эксклюзивное? Хотите наряд в национальном стиле?

    Какой бы стиль вы не выбрали, вы должны убедиться в том, что вашему чаду в нем очень комфортно, а вам удобно наряжать ребенка. Нужно обращать должное внимание на ткань, из которой изготовлен крестильный наряд. Ткань должны быть только натуральной, чтобы ребенку было комфортно и его тело могло дышать. Отличным выбором будут такие ткани как 100% шелк, сатин, лен, атлас (хлопок). Именно эти ткани всегда используют для новорожденных, поэтому это не должно быть исключением и для крестильного наряда.

    Крестильный наряд должен быть комфортный, мягкий, изготовлен из ткани высокого качества, также наряд дожжен быть нежным и радовать глаз.

  1. Размер. Для того, чтобы малышу было комфортно в крестильной одежде, то нужно обратить внимание на то, чтобы крестильная рубаха булла достаточно просторной. Очень важно, чтобы наряд не давил кожу малыша и не тер ее при движении. При выборе наряда стоит обратиться к таблице размеров, она обычно без всяких припусков дает размеры по телу малыша.
  2. Детали. Не должны остаться без внимания я такие детали как пуговицы. Они должны быть пришиты очень крепко, подходить по цвету к наряду. Также стоит обратить внимание на то, насколько длинные ленты на наряде, не тяжело ли расстегиваются кнопки на наряде, как пришита подкладка: швами к телу малыша или швами во внутрь?
  3. Цвет. Среди крестильных нарядов самыми популярными считаются наряды белого цвета. Но не обязательно останавливать свой выбор именно на этом цвете. Вы можете подобрать для своего малыша наряд другого цвета. Это должно зависеть от того, что вы желаете, чтобы он для малыша символизировал. Следует учесть то, что белый цвет является символом молодости и чистоты.
  4. Время года. Выбирая крестильный наряд нужно учесть и время года. Если на улице солнечно и тепло, лето или весна, то естественно, нужно выбирать наряд с коротким рукавом. Если крестины ребенка запланированы на холодное время года, то нужно выбирать теплую шапочку, теплую шубку или свитер, крыжму на подкладке из хлопка.
  5. Аксессуары. В мире детских аксессуаров можно растеряться, такой большой выбор там всего. Чтобы не покупать ничего лишнего, то следует знать, что же вам понадобиться по минимуму: слюнявчик, пинетки и головной убор. Если ребенка планируете крестить в холодное время года, то также понадобиться крыжма на подкладке, шубка или теплый свитер.

Что лучше всего подарить на крестины?

Практично или традиционно: большинство традиционных подарков, которые принято дарить на крестины, не практичны. Обычным традиционным подарком для крестной матери является крестинная рубашка или крыжма - белая ажурная пеленка. Традиционно крестный отец на крестины должен подарить серебряную ложечку. Если вам предстоит быть крестными родителями ребенка, то стоит задуматься о том, что ваш подарок для малыша должен иметь особенный смысл. Можно подумать и о таком подарке, который пригодится ребенку, когда он станет взрослым. Это может быть набор серебряной посуды, вы можете открыть для него небольшой накопительный счет в банке. Обычные гости на крестины могут подарить одежду, книжки, игрушки.

Серебро - если вы гость и думаете подарить ребенку на крестины какое-либо украшение, то лучше всего остановить свой выбор на изделиях из серебра, так как именно серебро является традицией подарков на крестины.

Серебряная ложка . Будет очень хорошо, если вы подарите набор из 12 серебряных ложечек, так как они символизируют 12 апостолов. Если же ваш бюджет вам не может позволить сделать такой подарок, то можно остановить свой выбор и на 4 серебряных ложках или даже одной. На ложечке можно выгравировать имя святого, в день которого родился малыша или в честь которого он был назван. Серебряная ложечка является символом достатка.

Серебряная кружка . Иисус Христос на последнем ужине пил из серебряной чаши. Как подарок чаша символизирует, что душа младенца пуста и что она ждет, когда же ее наполнят чистотой и святым духом. У католиков серебряная кружка является обязательным подарком на крестины крестного отца, так как именно из этой кружки малыша поливают водой.

Популярным подарком на крестины является Библия или же набор книжек с религиозной тематикой. Можно подарить что-нибудь личное, к примеру, вышить на одежде ребенка его имя, или же выгравировать инициалы малыша на серебряном или золотом украшении.

Подарки, которые чаще всего дарят на крестины:

  • Деньги;
  • Серебро;
  • Ленточка или цепочка для крестика;
  • Фотоальбом с именем малыша;
  • Серебряный или золотой браслет с выгравированным именем;
  • Сережки;
  • Крестик;
  • Одежда;
  • Библия;
  • Книги на религиозную тематику;
  • Набор книжек для будущего;
  • Сказки;
  • Мягкие игрушки или простые игрушки.

Сертификат о крещении

Перед обрядом крещения уточните в церкви, имеется ли у них сертификат о крещении, ведь его можно длительные годы хранить для приятных воспоминаний. Если же в церкви нет таких сертификатов, то не стоит расстраиваться, так как их можно приобрести самостоятельно.

Такие сертификаты можно приобрести и для крещаемого, и для крестных родителей, с описанием их обязанностей. Во многих храмах к вашим услугам будут предоставлены фотографы, которые смогут запечатлеть это незабываемое событие за некоторую плату.

От крещения к свадьбе

Для мальчика бутоньерка . Бутоньерка - небольшой красивый букетик для мальчика, изготовлен из белоснежных цветов, который через время становится частью свадебного букета, что цепляется на свадебный костюм жениха.

Для девочки браслет . Эта традиция распространена в Европе. Для девочки выбирают красивый браслет из жемчужин белого цвета, одевают на ручку девочки и хранят до того момента, пока девушка не будет выходить замуж. В день свадьбы такой браслетик становится частью украшений на свадебном наряде невесты.

Когда отмечать праздник Крещение 2018 года, немного истории и традиции этого празднования, об этом мы и поговорим прямо сейчас. В церковном году – это один из наиболее важных и ожидаемых событий. Древнейший, почитаемый всеми православными верующими праздник, который следует за новогодними каникулами.

Господне Крещение — святки, в народе часто называют Богоявлением (явление Бога на землю), ежегодно отмечают – девятнадцатого января. К нерабочим дням в России эти святки не причисляют, однако данное событие чтут и празднуют на официальном уровне.

Празднуются и соблюдаются, еще .

У верующих существуют свои приметы относительно празднования Богоявления.

— Считается плохим знаком разбавлять набранную священную воду другой водой или чем-то еще. Это может привести к слезам.

— Нельзя ругаться и ссориться, кричать, произносить плохие слова, желать кому-то зла, держа в руках святую воду.

— Ни в коем случае, начиная с момента Сочельника и до 20 января, не следует давать взаймы деньги, а так же что-то выносить из дома и давать в пользование другим людям. Считается, что в этом случае вы можете обеднеть или начать испытывать недостаток в деньгах.

— Нельзя в Сочельник убирать дом, стирать, что-то зашивать и гладить, эти дни следует воспринимать как великий праздник, тогда в вашей жизни будет больше радости и счастья, больше приятных дней, а в организме больше силы и здоровья.

— Хорошо решать какие-то серьезные дела и заключать контракты в этот день. Считается, что в этот день обычно заканчивается успехом любая договоренность.

— Хорошим действием будет предложение руки и сердца в день Крещения 2018, такое предложение обязательно закончится свадьбой и счастливой семейной жизнью.

— Отличным знаком на Руси считалось в праздник на двери нарисовать крест. Это позволяет, убеждены верующие, сберечь дом и семейный очаг от всякой нечисти.

Природные приметы на Крещение

— Крещенскую ночью слышен сильный лай собак – это говорит о том, что следует ждать хороших вестей.

— Если в период Сочельника на небе появится полная луна, следует весной ждать обильных паводков.

Ну и напоследок хотел бы добавить, верьте в Бога, чтите церковные праздники и каноны, старайтесь соблюдать устоявшиеся традиции своего народа, своих предков, не грубите близким людям, живите в мире и гармонии и вы обязательно будете счастливым человеком!

С праздником всех — Крещение 2018!

Удачи и Всех Благ!

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.