Терроризм и закон: как разные страны борются с экстремистами.

Методы борьбы с террористической угрозой, которые сейчас предлагаются в России и на Западе, являются, по сути, лишь попыткой бороться с симптомами. Борьба с причиной болезни требует от всех стран недостижимого пока уровня сознательности и политической воли.

Теракты во Франции уже породили бурные дискуссии на различные темы, начиная от отставки Олланда и заканчивая необходимостью пересмотра европейского подхода к правам человека. Но одна из основных - какие меры нужно принимать для того, чтобы аналогичная трагедия не повторилась в Париже или любом другом городе цивилизованного мира, войну которому объявила запрещенная в России террористическая группировка ИГ и ей подобные организации.

Множество российских политиков и экспертов рассматривают французский теракт либо как недоработку, либо как свидетельство слабости французских спецслужб. Говорят о том, что при Олланде французские контрразведчики резко сдали, что социалисты привили им беспечное отношение к существующим во Франции гетто. И, соответственно, рекомендации по предотвращению дальнейших терактов сводятся к усилению возможностей спецслужб по контролю за обществом, а также в повышении бдительности самих граждан и уровня их взаимодействия с органами правопорядка. Рекомендации, безусловно здравые и нужные, ведь любой стране нужны сильные и адекватные спецслужбы. Вот только они не решают проблему.

Спецслужбы не спасут

Возможности любых спецслужб предотвращать любые теракты наподобие парижских крайне ограничены. Говоря о этих трагических событиях, большинство экспертов и политиков сравнивают их с 11 сентября, причем не только с точки зрения эффекта, но и с точки зрения организации. А это глубокое заблуждение. Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году тщательно и скрупулезно готовились, к организации было привлечено значительное число людей, требовалось совершить крайне сложные мероприятия (наподобие подготовки летчиков). И, учитывая все это, спецслужбы могли на одном из этапов перехватить информацию (через агентуру, прослушку или электронную разведку) и предотвратить теракт. Парижские же события являются по сути новым типом терактов (аналогичным событиям в Мумбаи в 2008 году), для проработки которых нужна минимальная подготовка. Стоящие за терактами люди отказались от технически или организационно сложных мероприятий, например, закладки бомбы в концертном зале или же поиску мер по проникновению террориста-смертника непосредственно на трибуны Стад-де-Франс (взрыв на котором в присутствии президента Олланда имел бы колоссальный эффект). По сути организация теракта потребовала лишь нескольких смертников, набранных в культурных гетто Европы (например, в эмигрантских районах Брюсселя, жители которых живут в своем маленьком мирке, не интегрируются в бельгийское общество, и уязвимы перед радикальной пропагандой, говорящей о необходимости отомстить за страдающих от рук неверных братьев в Сирии и Ираке). Им дали в руки обычные автоматы, снарядили собранными на коленках поясами шахидов, после чего отправили убивать и умирать.

Предотвратить организацию такого рода терактов спецслужбы смогут только при тотальном контроле за обществом, включая наличие информаторов в каждой из эмигрантских группировок а также жесточайший контроль за оборотом стрелкового оружия в стране. Но оправданны ли такие меры? Сразу же встает вопрос о дилемме свобода/безопасность, а также менее известной дилемме безопасность/развитие? До каких пределов нужно усиливать возможности спецслужб по контролю за обществом в ущерб свободам граждан? До уровня «Патриотического акта»? Или же до уровня антиутопий и «Большого брата»? И до какой степени нужно чрезмерным контролем замораживать развитие и эволюцию общественной системы? Ведь чем больше контроля, тем меньше эволюции и тем выше шанс на то, что развитие этой системы пойдет не по эволюционному, а по революционному пути.

Нужна эволюция режимов

Безусловно, это не значит, что меры по контролю за безопасностью не надо усиливать - надо. В частности, реализовывать (естественно, без перегибов) предложение французского премьер-министра Мануэля Вальса по отлову, посадкам или депортации радикальных исламских имамов, проповедующих внутри этих гетто. Однако нужно четко отдавать себе отчет в том, что эти меры могут снизить частоту терактов, но не предотвратить их. Ведь они являются, по сути, борьбой с симптомами болезни, а не с причиной ее возникновения. А возникла эта болезнь из-за тупиковости социально-политического развития в большинстве мусульманских стран. Власти этих стран не могут предложить населению свободу, социальные лифты, право на развитие, нужный набор ценностей, модернизацию а зачастую и элементарный базовый уровень экономического благосостояния. Более того, они лишают людей даже надежды на то, что эти режимы со временем трансформируются. В результате люди не ощущают себя сопричастными со своими национально-государственными проектами, и ищут иные формы сопричастности, а также иные проекты, которые способны принести с их жизнь цель и справедливость. Зачастую этими проектами становятся наднациональные исламские террористические группировки, которые базируют свою идеологию на традиционалистских трактовках Корана. Именно так и возникла ИГ - как ответ исламского общества, как поиск им нового пути развития.

Поэтому по-настоящему бороться с терроризмом можно лишь через трансформацию этих режимов и стимулирование модернизации ислама в сторону более конформистских версий (своего рода исламскую реформацию). Но, естественно, трансформацию не путем военного вторжения или гуманитарных интервенций (как это делали американцы в Ираке, или сейчас делают в Сирии). И не свержением авторитарных режимов - нужно понимать тонкость момента, ведь способствующие притоку рекрутов к террористам авторитарные режимы являются одновременно и силами, сдерживающими приход этих исламистов к власти. Свержение авторитарных лидеров в Ираке и Ливии развязало руки исламистам, поэтому речь должна идти не о переворотах и шоковых демократизациях, а о последовательной, постепенной эволюции режимов в сторону более открытых и человечных форм правления.

Безусловно, задача выглядит как из категории утопичных. Как минимум потому, что для достижения такой тонкой и аккуратной эволюции нужны совместные последовательные действия всех центров силы современного мира. Нужны гарантии того, что эти центры поумерят свои региональные амбиции (например, по использованию террористов против своих противников) ради достижения общей цели. Очевидно, что коллективный Запад и прежде всего США не готовы на такое открытое сотрудничество с Россией, а тем более с Ираном. Поэтому и настоящая борьба с терроризмом откладывается на неопределенный срок, до которого страны могут лишь продолжать бороться с симптомами.

С другой стороны, Москва имеет все возможности для того, чтобы самостоятельно или с группой обеспокоенных товарищей бороться с причинами, но не во всем мире, а в отдельных его регионах. Не на Ближнем Востоке, но хотя бы в Средней Азии, где местные режимы своей политикой точно так же принуждают людей уходить в исламистское подполье. До сих пор Кремль фактически закрывал на это глаза, опасаясь вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государей. Например, молчал, когда таджикский президент Рахмон взял курс на пересмотр Московских соглашений (завершивших гражданскую войну в Таджикистане через политический компромисс между противоборствующими силами) и начал преследование умеренной Партии Исламского Возрождения Таджикистана, назвав ее чуть ли не филиалом ИГ.

В Кремле должны понять, что дестабилизация Средней Азии через какое-то время приведет к серьезным внешнеполитическим и даже внутриполитическим проблемам России (беженцам, разрыву экономических связей, нестабильности в южном подбрюшье и радикализации российских мусульман). И поскольку эти проблемы грозят не только Москве, но и Китаю, а также Ирану, эти страны могут попытаться решить проблемы возникновения терроризма в отдельно взятом, важном для них регионе. Одновременно, естественно, ведя диалог с Западом о совместной борьбе с причинами возникновения терроризма в глобальных масштабах. И надеясь на то, что со временем западные партнеры будут подходить к этому диалогу более ответственно.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития

Терроризм как явление имеет давнюю историю и глубокие корни. В первую очередь экономические и культурные. Также и политические (с террористами связывались многие, даже «респектабельные, государства, поскольку теракты, как бы цинично это ни звучало, вещь относительно дешевая для резонанса, который они производят). Поэтому бороться до искоренения с терроризмом бессмысленно – как и коммунизм, либо от него отказываются повсеместно, либо он продолжит существовать (с коммунизмом было наоборот, то специфика одна – в отдельно взятом государстве его не построишь/искоренишь).

Поэтому имеет смысл говорить о том, как снизить уровень угрозы. По данным отечественных спецслужб, в 2016 году было сорвано 16 попыток терактов в ряде городов России – от Москвы и Петербурга до Красноярска, Уфы и Екатеринбурга. 46 ячеек террористических организаций (в основном это запрещенное в России «Исламское государство») было ликвидировано. Подтверждением этому – аресты и громкие задержания потенциальных террористов, изъятия у них взрывчатки, оружия и т.п.

Еще в викторианской Англии, боровшейся с ирландскими бомбистами (фениями), как и в царской России, регулярно сотрясаемой от взрывов народовольцев или эсэров, было ясно, что без внедрения в террористические сети агентуры и провокаторов не обойтись. Это передний край борьбы с террором и наилучший способ получения быстрой информации о подготовке терактов. Однако и террористы, особенно современные, нашли контрмеры к этому. Это и работа через независимые ячейки (по методу приснопамятного нигилиста XIX века Нечаева), и «отдаленная» вербовка через соцсети людей, которые не посещают и не входят в сами террористические организации.

Для того, чтобы выбить почву из-под ног злоумышленников власти придумывали в разное время различные методы. В первую очередь, это повышение уровня жизни через снижение безработицы, создание новых рабочих мест, иные формы борьбы с бедностью. Так на Кавказе действовала советская власть (вкупе с иными, более жесткими методами).

В Англии для борьбы с теми же фениями власти поддерживали умеренный автономизм парламентских партий, представлявших интересы Ирландии. И когда после серии взрывов в Лондоне в 1880-х годах было сорвано голосование в парламенте королевства за предоставление этому острову статуса автономии, популярность ирландских террористов пошла на спад. Стоит также вспомнить примирение британских властей с «Ирландской республиканской армией» (ИРА), которое началось с политического урегулирования и расширения прав Северной Ирландии.

По подобному пути совмещения резких репрессивных мер с небольшими политическими уступками пошел и Китай в вопросе уйгурского терроризма и сепаратизма. Однако окончательно решить эту проблему КНР мешает жесткая система власти и негибкость партийной номенклатуры в вопросе прав национальных меньшинств. А это – такая же питательная среда для роста экстремизма, как и низкий уровень жизни или культурная безграмотность населения.

Таким образом, лавирование между репрессиями и уступками умеренным крылам радикалов приносило свои положительные плоды.

В качестве отрицательного примера можно привести Турцию, где создание и инкорпорирование в политическую жизнь умеренных партий курдов и их таких же умеренных лидеров (типа Демирташа), не помогло снизить активность «Рабочей партии Курдистана», хоть и резко уменьшило количество сторонников (по сравнению с концом XX века). Преодолеть тягу курдов к вооруженной борьбе за независимость и автономию можно будет, вероятно, только снизив жесткость репрессивных мер в отношении самих курдов. Турецкие военные и спецслужбы активно применяют практику коллективной ответственности для родственников террористов (уничтожение имущества и ограничения для членов семей экстремистов), а также целых военных операций в густонаселенных курдами районах Турции. Поэтому война не прекращается.

По похожему пути идет Израиль, власти которого также являются сторонниками того, что родня и близкие террориста должны отвечать за его поступки. Так, сносятся дома террористов, арестовываются их близкие. Одна в результате это приводит только в межнациональной вендетте и войне без конца. Для многонационального государства, коим является Россия, этот путь гораздо менее эффективен и более разрушителен, чем для моноэтнического государства-крепости Израиля.

В качестве антиподного метода можно привести в пример практику европейских государств, которая до недавнего времени давала свои плоды. Речь идет о системе воспитания гражданина, который считает своим долгом проинформировать специальные службы и правоохранительные органы о любом подозрительном соседе или предмете. В свое время это дало большой аргумент в борьбе с левыми и правыми экстремистами. Однако новые этнические общины в странах ЕС, составленные из выходцев из Ближнего Востока и Африки замкнуты по отношению к местному населению. То есть банально сложно понять, что творится внутри гетто. Чтобы решить проблему, нужно разбивать эти моноэтнические анклавы чисто географически, а также культурно. Иначе они так и останутся для полиции «терра инкогнита».

В случае с Россией очень бы помогла культура информирования, ошибочно понимаемая в массовом сознании как «стукачество». Такое реноме дает обратный эффект – люди не доверяют никому и не считают своим долгом что-то кому-то говорить по принципу «не мое это дело» или «и без меня все сделают специально обученные на то люди». Получается, что нет – не сделают. Однако, чтобы преодолеть этот массовый стереотип в сознании нужны годы подготовки со школьной скамьи.

Более «быстрыми» методами являются ставшие традиционными – работами в мечетях и с муллами, борьба с каналами финансирования террористов, мониторинг социальных сетей. Вместе с тем, возможно, пришло время задуматься о более тесной работе с представителями спецслужб стран Центральной Азии – именно этот регион в будущем может дать больше бомбистов и исламских экстремистов, чем Северный Кавказ и Закавказье вместе взятые. В то же самое время, центральноазиатские спецслужбы явно не справляются с потоком боевиков-«туристов» из Сирии, Афганистана и Пакистана. Они проигрывают борьбу, особенно учитывая уровень жизни в этих странах (в первую очередь в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане). И если последнюю проблему России не решить (не в краткосрочной перспективе, точно), то оказать содействие кадрами, техникой или организационными мерами – вполне возможно.

Это почти так же важно, как такая же актуальная задача, как и в Европе – препятствие действию национально-культурных анклавов, особенно, если они расположены компактно. В этом вопросе уместно проявить твердость, поскольку в будущем могут взойти неблагоприятные плоды в виде бесконтрольных районов, куда даже полиция боится зайти. Ни о какой профилактике терроризма там и речи быть не может.

Более мягким ответом на этот вызов могли бы стать программы культурно-языковой адаптации для приезжих из проблемных регионов, которые пока остаются только на бумаге. К этому стоит добавить меры по привлечению бизнеса к контролю и учету работников-гастарбайтеров из Центральной Азии. Поскольку чем меньше нелегалов и нелегальщины в целом, тем меньше способов для потенциальных террористов уйти от контроля.

  – политический обозреватель

Главная

Как бороться с терроризмом 25.05.2015

Как бороться с терроризмом.

Международный терроризм - это враг №1 мирового сообщества. Он коварен и жесток, силён и опасен. Никто не будет чувствовать себя в безопасности, пока терроризм не будет побеждён. Не зря его называют чумой двадцать первого века. Ведь он сравнялся в разрушительной силе с этой болезнью. По данным статистики, теракты происходят на нашей планете, один раз в два дня. В результате этого появляется огромное количество жертв, гибнут невинные люди. С каждым годом неуклонно увеличивается жестокость, число жертв, организованность и подготовленность террористов.

Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

Как победить терроризм?

Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

Как бороться с терроризмом?

Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

1. Силовые меры.

Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

2. Правовые меры.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

3. Внутренние меры.

Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

4.Внешние меры.

Включают в себя принятие специальных антитеррористических законов, при взаимодействии государств, борющихся с терроризмом. Оказывают экономическое давление на страны, оказывающие поддержку терроризму. К таким относят Иорданию, Сирию, Ливию, Ирак, Кубу, Ливан, Афганистан и Судан.

Наиболее эффективным в борьбе с террором является синтез силовых и правовых мер. Террористические группировки нужно уничтожать физически. Но нельзя забывать о регулировании правового законодательства. Параллельно с этими мерами, нужно устранять причины возникновения терроризма.

Сегодня я прерву серию фоторепортажей, что бы высказаться о наиболее актуальной на сегодня проблеме - о терроризме. Думаю, на фоне чудовищных терактов во Франции, эта тема сегодня более, чем актуальна. Но я не стану разбирать французскую трагедию, об этом и так много сказано и написано, я предлагаю поговорить о том, есть ли пути борьбы с терроризмом и каковы они.

Терроризм не зря называют «угрозой XXI века». Да, террор был и раньше, но после 11 сентября 2001 года мир изменился раз и навсегда. Если раньше терроризм был локальным явлением, то после атаки на башни-близнецы стало очевидно, что жертвы терактов могут быть сопоставимы с военными потерями. При этом жертвами становятся совершенно невинные гражданские люди. Чудовищно, подло, бесчеловечно… Но это реальность, с которой приходится иметь дело.

Недавние теракты во Франции вдруг напомнили миру, что терроризм за последние годы не стал менее опасным, и что отморозки, готовые убивать мирных граждан, никуда не исчезли. Можно сколько угодно бороться с террористическими организациям, устранять их лидеров, но проблема искоренения терроризма, как метода достижения целей, не решена. И это, возможно, является одним из основных вызовов современному обществу.

Но можно ли решить данную проблему? Ведь воевать на поле боя, армия против армии, это одно, а воевать против невидимого противника, который наносит удары по мирному населению и не обнаруживает себя до момента совершения теракта, это совсем другое. Известна истина, что самый опасный враг, этот тот, о котором не знаешь. К сожалению, террористы этим пользуются весьма активно и эффективно.

Безусловно, в ответ на террористические акты, должна быть активизирована работа разведок во всех странах. Безусловно, разведка, это первое звено борьбы с терроризмом. Англичане говорят - «то, что знают трое, знает и свинья». Понятно, что массовые теракты, которые способны унести жизни сотен и даже тысяч человек, планируются группой людей и для их осуществления привлекаются средства, требуются логистические услуги и т.д. Всё это означает, что разведка, в принципе, может отследить и предотвратить теракт. Но вот добиться 100% защиты таким образом, к сожалению, не возможно.

Кроме того, в ответ на активизацию разведки, террористы вполне могут перейти на тактику малых мобильных групп без единой координации. Два человека вполне способны организовать теракт, имея средства и информацию, а бороться с такими малыми группами разведке уже почти не под силу.

К сожалению, террористическая угроза поставила мир перед проблемой, решить которую привычными и понятными средствами практически невозможно. Террористы перешли все мыслимые и немыслимые грани человечности, это нелюди, и бороться с ними надо соответственно.

Надо понимать, что по своей сути, терроризм сродни партизанскому движению, с той лишь разницей, что партизаны на оккупированных территориях проводили диверсии против военных объектов, а целями террористов являются мирные граждане. А как боролись с партизанами те-же немцы в войну? Они расстреливали родственников тех, кто был замечен в партизанском движении. Да, методы жестокие и выходящие за рамки честной войны, но в поиске методов борьбы с нелюдями, стоит присмотреться и к данной возможности, только интерпретировать её под современные реалии.

Разведка не всегда располагает сведениями о конкретных организаторах терактов, но разведка почти всегда знает, в каких уголках земного шара поддерживают террористов. Думаю, что в ответ на террористические акты против мирного населения, необходимо наносить удары по тем населённым пунктам, где укрывается террористы или где терроризм поддерживает местное население.

Жестоко? Да, но при этой мере каждый террорист будет знать, что он убьёт 100 человек, а у него дома погибнет 1000. Думаю, это резко снизит число желающих становиться террористами. В конце концов, у нас на чаше весов здесь жизни мирных граждан цивилизованных стран, которые должны быть в приоритете. Любая власть любой страны должна, прежде всего, защищать своих граждан. И если для этой защиты нет иных средств, кроме уничтожения граждан другой страны, то долг властей пострадавших от терактов стран пойти на такие меры.

Я понимаю, что за данное предложение на меня сейчас накинуться с обвинениями в жёсткости, но я отвечу вопросом - есть ли иные способы борьбы с терроризмом? Я иных вариантов не вижу, хотя я буду рад ошибиться.

Когда большинство стран мира принимали концепцию не ведения переговоров с террористами, многим эта мера казалась жестокой, поскольку заложники становились, фактически, обречёнными на смерть. Однако именно эта мера привела к сокращению терактов со взятием заложников, что, в итоге, спасло множество жизней.

Сегодня у нас аналогичный вызов - нужно принять жёсткие меры, которые в перспективе помогут снизить террористическую угрозу. Если этого не сделать, то от рук террористов будут гибнуть мирные люди.

По сути, террористы ведь пытаются посеять панику, сделать так, что бы граждане стран, которые подвергаются терактам, повлияли на свои власти так, что бы те прекратили бороться с терроризмом. Так от чего не отплатить этим гадам той же монетой?

Правда, я не уверен, что современное изнеженное общество готов принять такие меры уже сегодня. Я предлагаю отвечать террористам по законам войны, а люди пока не осознали, что идёт война. Впрочем, сами террористы подталкивают людей к такому осознанию, и когда это случится, думаю, адекватный ответ на заставит себя долго ждать. Террористам, в случаи готовности цивилизованных стран давать адекватный ответ, нечего противопоставить. Они могут бороться только против безоружного мирного населения, но против армии они бессильны.

Методы борьбы с терроризмом в России и в мире уже не раз становились объектом политических диспутов, научных изысканий в области социологии. Как скорректировать наше общество, чтобы исключать элементы насилия? Когда останутся в прошлом пытки, убийства, мотивированные местью, защитой религии и другими факторами?

В настоящее время методы борьбы с терроризмом в России, как показывают некоторые события общественной жизни, далеки от действительно эффективных. Что ждет страну в будущем? Вероятно, уже сегодня нужно максимально ответственно задуматься над этим, применить на практике самые передовые способы предотвращения актов насилия, чтобы будущие поколения могли наконец существовать в мире, где все силы общества направлены на прогресс, а не уничтожение собратьев.

Теоретическая база

Формы и методы борьбы с терроризмом актуальны для человеческого социума довольно давно, но только в наши дни эта беда стала столь масштабной, а проявления - интенсивными. Кровь стынет в жилах от жестокостей, на которые готовы пойти некоторые индивиды, организации. Если говорить кратко, методы борьбы с терроризмом необходимы для обеспечения выживания человечества, ведь проблема приобрела глобальный размах.

Многих удивляет то, в какой степени стойким оказалось само явление терроризма. Опасности, связанные с ним, затрагивают мировое сообщество в целом - нет людей, который могли бы быть уверены в своей стопроцентной защите и непричастности. Стать жертвой может любой. Впрочем, важно не только это: так как показывают свою недостаточную эффективность методы борьбы с ним, современный терроризм подрывает ценностную систему, представляющую собой фундамент жизни человека в понимании наших современников.

Зачем?

По какой причине стали столь востребованы основные методы борьбы с терроризмом? Руководствуясь специфическими рассуждениями, определенные сообщества и индивидуумы пришли к выводу, что именно террористический путь - самый эффективный для решения широкого спектра проблем.

Некоторые считают, будто бы именно так можно решить сложности, связанные с политической структурой, принадлежностью к религиозным конфессиям, национальностям. Последствия такого решения в условиях недостаточной развитости методов борьбы с международным терроризмом (а также связанным с политикой, религией и другими аспектами) приводят к постоянно возрастающему списку преступлений. Пострадавшими в них являются многочисленные народные массы самых простых граждан, ни в чем не повинных.

Беда страшнее, чем кажется

Недостаточность применяемых в наши дни методов борьбы с политическим терроризмом, религиозным и другими типами стала причиной подрыва ценностей духовного характера, разрушения культуры, материального ущерба. Терроризм провоцирует вспышки ненависти, люди не могут доверять друг другу. Принято говорить, что террористическая активность - это такое преступление, которое очень часто приводит к жертвам из числа невинных. Одна из задач методов борьбы с терроризмом - предупредить вред лицам, не относящимся к конфликтной ситуации и никоим образом на нее не влияющим.

Террор - это не война

Методы борьбы с терроризмом - это не те способы, которые эффективны для предупреждения войны, потому что само явление очень сильно отличается по своей сути. Принято говорить, что гражданская война и межгосударственная - это исключительно разные категории, но терроризм не похож ни на одну из них. Обусловлено это тремя ключевыми факторами:

  • внезапность;
  • жестокость;
  • способность спровоцировать скандал, иногда - планетарного масштаба.

Войну зачастую можно предсказать, а действия ведутся по установленных, хотя и не оговорённым, правилам. Разработка методов борьбы с терроризмом должна учитывать следующий факт: террористы не приемлют никаких нормативов, одновременно стремятся сохранить анонимность. Все это существенно усложняет сопротивление разрушительному, жестокому явлению.

Требую внимания!

Удивительно, но не все понимают, насколько проблема актуальна, причем не только в пределах каждой отдельно взятой страны в целом, но и на международном уровне. Впрочем, передовые ученые пытаются донести до самых широких слоев общества сложность ситуации и необходимость проработки действительно результативных методов борьбы с терроризмом. Регулярно публикуются исследовательские работы, посвященные факторам, природе, специфике развития терроризма, дабы можно было обеспечить безопасность людей на основе полученных выводов.

Тематические работы не раз публиковались в России, в других странах, но так и не удалось прийти к некоторому единому решению, общепринятому подходу. Не получилось в настоящий момент даже выработать единого определения явления терроризма. Разные авторы придерживаются различных вариантов. Было подсчитано, что сегодня используются порядка сотни определений. При столь большом разнобое в подходах сложно добиться действительно эффективного результата в борьбе со страшным врагом общества.

Причины и последствия

Чтобы разработать наиболее эффективные методы борьбы с терроризмом, необходимо понимать суть явления. Принято говорить о шести типажах, непосредственно участвующих в террористических акциях. Не раз организовывались аналитические работы, посвященные вопросу выявления отличительных особенностей психологии потенциальных исполнителей с целью более простой идентификации опасных общественных элементов. В последнее время социологи, политологи сходятся во мнении, что шесть ключевых типов - это:

  • стремящиеся к славе;
  • фанаты религии, убеждённые в приближении конца света;
  • национальные группы, ненавидящие представителей других этносов;
  • не имеющие цели группы террористов;
  • выступающие от имени державы;
  • исполнители, мотивированные личными интересами.

Масштаб проблемы

В последние несколько десятилетий на территории России было совершено несколько крупных и жестоких террористических актов, и их даты вписаны в календарь памяти. Ежегодно проводятся акции сочувствия пострадавшим и их близким. Масштаб явления вынуждает искать новые подходы для предотвращения повторения ситуации.

Предполагается, что хорошую помощь могли бы оказать правовые нормативы, методики, но пока они не проработаны до того уровня, чтобы быть эффективными. Необходима техническая, материальная база, которая позволила бы предупреждать теракты. Без качественной профилактической системы предупреждения нарушений права невозможно применить с положительным результатом даже самый современный подход. Считается, что одно из препятствий для борьбы с жестокостью определенных групп лиц - правовой нигилизм.

Под влиянием перечисленного каждая личность находится в условиях все растущей опасности, равно как и общество в целом. Этот риск негативно влияет на государство. Насильственная преступность в последнее время становится все крупномасштабнее, а организованные группировки ведут себя по схожей с террористическими объединениями логике. Это требует разработанной на федеральном уровне программы, которая позволила бы дать отпор террористам.

Конструктивный подход

Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне. В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха.

В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

Современные практические подходы

Довольно эффективная программа противодействия террористическим актам в настоящий момент внедрена в Нидерландах. Власти этой страны приложили действительно немалые усилия для обеспечения безопасности граждан и гостей державы. В рамках борьбы с терактами предполагается внедрение специфических мер в международных и внутренних аэропортах. Для этого территории необходимо классифицировать как места повышенной опасности, что даст жандармам, полиции право обыскивать всех без исключения лиц, находящихся на площадках, с целью предотвращения ситуации насилия.

Дополнительная профилактическая мера - введение кодированной системы с использованием цветов. Это позволит быстро и информативно донести до всех присутствующих уровень террористической опасности. Аналогичные коды необходимо вводить и в железнодорожной инфраструктуре, на электрических станциях, специализированных предприятиях.

Правовые нормы предотвращения террористической активности, предложенные нидерландскими законотворцами, включают в себя не только расширение должностного разнообразия правоохранительных органов, но и предоставления судебным инстанциям права распускать объединения, за которыми выявлено нарушение закона. Если деятельность учреждения выглядит подозрительной, у налоговой появляется право проведения расследования. На местном уровне усложняется система получения разрешения на хозяйственные операции, субсидии.

Ты выглядишь опасным!

Если иностранный гражданин, по оценке специалиста, выглядит угрожающим, на государственном уровне ему могут присвоить статус нежелательной персоны. В такой ситуации невозможно получения визы.

Еще одна мера предотвращения опасности со стороны потенциального террориста - запрет на определенные виды деятельности. Это касается лиц, которые были оценены как опасные с высокой степенью вероятности. Им можно вынести постановление, запрещающее находиться поблизости от воздушных вокзалов, правительственных помещений и ряда иных значимых объектов. Такое ограничение в первую очередь распространяется на обучавшихся в экстремистских лагерях за пределами страны. Придется постоянно посещать полицию.

Россия: предложения по программе предупреждения террористических актов

Современный отечественный подход предполагает внедрение и соблюдение законодательных актов, конвенций, подписанных на межгосударственном уровне. Документация устанавливает общие положения борьбы с террористами, преступниками, организованным в группы. Необходимо постоянно уделять внимание проведению общих предупредительных мероприятий. Эксперты говорят, что хороший результат принес бы тотальный контроль за продажей оружия, иных средств, при помощи которых можно массово поражать человеческие цели.

Борьба с терроризмом в настоящее время - это широкий комплекс административных мероприятий, возможность введения специальных режимов. Сюда относится и определённая стратегия межнационального взаимодействия: страны работают совместно для устранения проблемы терроризма в пределах определенного сложного участка. Не менее актуальны специальные мероприятия, которые позволили бы предупредить террористический акт. Это операции, розыск, охрана и использование специализированной техники.

Реально или нет?

Разработка конкретных мероприятий в рамках указанной стратегии, принятие мер, контроль за их тщательным соблюдением, как утверждают некоторые специалисты, позволит значительно снизить террористическую опасность в пределах нашей державы. Многие сходятся во мнении, что работа такого направления должна стать для правоохранительных органов одним из главных направлений.

Не все лежит на власти

Общественность также имеет определенные инструменты, позволяющие регулировать уровень опасности касаемо террористической угрозы. Особенная ответственность лежит на СМИ, но важны и научные подходы, деятельность общественных партий, политиков, социальных движений, разнообразных организаций. Уже не первый год звучат воззвания отказаться от вооружения, любого насилия ради достижения поставленной цели. Такой подход, предваренный абсолютной зачисткой - ликвидацией всех вооружённых формирований, действующих незаконно и потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы, может дать хороший результат.