С чего начался развал ссср. Последствия в краткосрочной перспективе

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

Прежде чем рассматривать, в каком году распался СССР, давайте коротко охарактеризуем причины развала этого могучего государства. Была ли его "смерть" планомерной или она явилась результатом скрытого несовершенства внутренней и внешней политики? Большинство территорий Страны Советов досталось ей в наследство от царской России. Царизм вел захватническую политику по отношению к своим соседям. В его составе были покоренные территории - Польша, Финляндия, Прибалтийские страны. Позже Финляндии и Польше удалось отделиться, но в 1939—1946 годах присоединил под лозунгом "чаяний трудящихся братских народов" к своим территориям земли Западной Украины и Белоруссии, Прибалтику, Тувинскую Народную Республику, Бессарабию и Северную Буковину.

Можно предположить, что не все "трудящиеся братских народов" горели желанием ощутить на своей шкуре прелести коллективизации, а потому внутри многонационального котла, называемого советским народом, существовали всегда. Но в каком году распался СССР, и почему именно тогда, а не, к примеру, на 20 лет раньше или позже? Скорее всего, долгое время скрепляющим "раствором", удерживающим воедино одну шестую суши, был экономический фактор. Особый его расцвет приходился на послевоенный период. Тогда государство располагало гигантской территорией в Евразии, имело доступ к океанам и природным ресурсам, а также полностью или частично контролировало экономику стран "соцлагеря". Можно с осторожностью сказать, что 50-60-е годы были "золотым веком" СССР.

Однако положение изменилось в 1970-х. Разбушевавшийся мировой кризис и падение цен на нефть пошатнули дотоле стабильную экономику страны и выявили скрытые дефекты в социальной и экономической политике, которые позже и вызвали Дата официального развала страны - 26 декабря 1991 года - таким образом, явилась лишь следствием давно вызревавшей болезни. Управление государством было глобально, чудовищно централизованным. Все утверждалось "в Кремле", на пленумах Такой моноцентризм в принятии решений приводил к недовольству властей союзных республик, которых, кстати, также назначали в Москве.

Экономика страны была прискорбно экстенсивной. Мало того, что материалы для изготовления продукции преодолевали тысячи километров (хлопок выращивали в Узбекистане, обрабатывали в Сибири, ткали в Иванове, а одежду шили в Прибалтике), еще и показателем эффективности работы был план. Эти планы принимались и утверждались далекими от знакомства с реалиями производства политиками. Работа на выполнение пятилетки приводила к росту производства дешевых и некачественных товаров, а государственное управление ценами на продукцию неминуемо вело к дефициту. Поэтому, безотносительно того, в каком году распался СССР, недовольство жизнью при неуклонно росло.

Ряд политологов утверждает, что могущественное государство распалось на куски исключительно по вине и из-за козней капиталистического Запада, прежде всего, США. Возможно, доля правды в этом есть и козни имели место. Но представьте себе дружную семью, где царит мир да любовь. Возможно ли вызвать развод супругов тем, что рассказать одному из них, что, к примеру, в другой семье люди живут лучше? Жесткая цензура, железный занавес, суровое подавление инакомыслия только усиливало центробежные силы в обществе. Страна запускала в космос ракеты и посылала в Африку и на Кубу, а в то же время голодные граждане великой страны не могли приобрести пачку масла. И неважно, в каком году распался СССР окончательно, важно, что он начал разрушаться с конца 70-х.

Война в Афганистане, трусливая политика властей, пытавшихся скрыть аварию на ЧАЭС, только довершила процесс. Колосс на глиняных ногах рухнул. Перестройка началась слишком поздно и уже не могла препятствовать этому падению. На самом деле, в декабре 1991 года, когда распался СССР, единой страны уже не было, а существовало 15 регионов, раздираемых собственными противоречиями и проблемами.

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

Слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

Не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и ;

Отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

Война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Причины и последствия привлекли к тому, что того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

Моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

Произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

Разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.

Экономические и другие причины распада СССР должны научить другие страны вести правильную политику

Советский Союз – государство, юридически оформившееся в 1922 году и просуществовавшее чуть менее 70 лет. В декабре 1991 года оно было официально ликвидировано денонсацией союзного договора. То, как происходил распад СССР, причины и последствия этого процесса актуальны и для нашего времени.

Как все начиналось?

Чтобы понять, почему распался СССР, нужно обратиться к истории его возникновения. Он появился в результате победы красных коммунистических сил в гражданской войне, которая, в свою очередь, потребовала возрождения полноценного государственного образования, построенного не на большевистском лозунге мировой революции, а на необходимости сохранения сделанных завоеваний. Нужно было возрождать и развивать промышленность, сельское хозяйство, образование, управленческие структуры, налаживать нормальную мирную жизнь для граждан.

Это требовало объединения ресурсов всех тех территорий, которые ранее входили в Российскую империю (за исключением части польских земель и Финляндии) и уже имели опыт совместного сосуществования. Тем самым также обеспечивалось решение сложных внешнеполитических задач для страны «победившего социализма», которая в тот момент находилась в дипломатической изоляции, испытывала военное давление со стороны бывших союзников и для обеспечения своего развития могла рассчитывать только на собственные силы.

Советский Союз юридически был создан как федеративное государственное образование с декларируемым суверенитетом вошедших в него республик, дававшим им право на выход из этого общего государства. Однако фактически он представлял собой унитарную модель с жесткой вертикалью власти, опиравшейся на марксистскую идеологию.

Экономические причины распада СССР

При обсуждении вопроса о том, каковы основные причины распада СССР, чаще всего перечисляют те острые экономические проблемы, которые он испытывал.

  • Главной из них считается так называемая «ресурсная ловушка»: наличие значительных запасов сырья, прежде всего нефти и газа, востребованных на внешнем рынке привели к преобладанию экстенсивного типа экономического развития страны, ее технологическому отставанию и зависимости от цен на энергоресурсы на мировом рынке. Экономический кризис второй половины 1980-х привел к резкому снижению энергопотребления и спровоцировал турбулентность советской социально-экономической системы, более половины доходов которой формировалось за счет экспорта нефти и газа. Тем самым возник дефицит ресурсов и появились сложности с выполнением государством взятых на себя обязательств.

  • Поскольку Советский Союз являлся одной из двух сверхдержав в биполярной системе международных отношений, то он нес очень существенную нагрузку, связанную с поддержанием жизнеспособности так называемой мировой системы социализма и части развивающихся стран третьего мира. Это требовало очень больших ресурсов, которые к концу 1980-х годов оказались исчерпанными.
  • Основной отраслью советской экономики был так называемый ВПК – военно-промышленный комплекс, обеспечивавший обороноспособность не только СССР, но и стран Варшавского договора. В условиях холодной войны и гонки вооружений это привело к диспропорциональности хозяйственной системы, которая была ориентирована на первоочередное развитие военной промышленности в ущерб иным отраслям экономики. К концу своего существования СССР уже фактически не имел ресурсов для того, чтобы обеспечивать паритет с США в военно-технической области, особенно с учетом развертывавшейся в то время программы СОИ.
  • Построенная в СССР плановая экономика не смогла в полной мере решить вопрос со снабжением населения необходимыми в повседневной жизни товарами. Перманентный дефицит того, что требуется человеку каждый день, включая продукты питания, их низкое качество, очереди за самым необходимым порождали, с одной стороны, возникновение теневой экономики и черного рынка, с другой, утрату доверия к власти, неспособной эти проблемы решить. Отставание в уровне и качестве жизни от европейских стран, самоизоляция от внешнего мира вызывали законное недовольство большинства населения.

Вероятно, что все эти проблемы, рассматриваемые сейчас как социально-экономические причины распада СССР, могли быть решены. Однако перестройка, начатая М.С. Горбачевым в 1985 году, не содержала в себе адекватных способов развития национального производства и улучшения жизни населения страны.

Видео о причинах распада СССР

Комплекс других причин распада СССР

К концу своего существования Советский Союз накопил серьезные проблемы, не исчерпывавшиеся только экономическими трудностями, которые и стали движущей силой распада этой государственной модели.

  • Партократическое консервативное управление страной, сложившееся в брежневскую эпоху, обладавшее стереотипным мышлением, неспособное оценить вызовы современности и, как следствие, отвергавшее возможность модернизации советской системы. Перестройка была попыткой преодоления накопленных трудностей, но поскольку она не являлась точно выверенной стратегией национального развития, то в итоге лишь еще более дестабилизировала ситуацию.
  • В качестве причины распада СССР называется резкий рост бюрократической системы, приведший, в конечном итоге, к утрате ее эффективности. В конце брежневской эпохи количество центральных министерств достигло 70. К ним следует прибавить 24 государственных комитета и не менее громоздкий аппарат в каждой из республик. С приходом к власти Горбачева управленческий аппарат был сокращен вдвое. В результате возникла серьезная институциональная проблема: если при Брежневе управление было неповоротливо из-за излишней бюрократизации, то при Горбачеве возник функциональный кризис, когда часть важных направлений фактически осталась без управления.
  • Моноидеология марксизма, возведенного в догму, цензура в СМИ и отказ от восприятия иных мировоззренческих концептов привели в брежневскую эпоху к самоизоляции. «Новое мышление», предложенное Горбачевым, не означало отказа от марксизма как ведущей идеологической системы, но требовало большей открытости по отношению к миру. Фактически оно вылилось в резкую критику прошлого страны, отказ от гордости за ее достижения и некритическое восприятие Запада, который, как тогда казалось, готов к равноправному сотрудничеству с СССР.

  • Накопившиеся национальные проблемы, выразившиеся в центробежных стремлениях союзных республик (парад суверенитетов) и возникновении серии национальных конфликтов (Нагорный Карабах, грузино-абхазский конфликт). Неудача с подписанием нового союзного договора и ГКЧП привели к окончательному распаду Советского Союза.

Последствия распада СССР

Последствия распада СССР носят системный характер и затрагивают как внутренние, так и международные аспекты.

В результате Беловежских соглашений 1991 года на мировой карте появилось 15 новых суверенных государств, но правопреемницей СССР стала только Российская Федерация . Произошел распад единого экономического пространства, рублевой зоны, вооруженных сил, что негативно сказалось на всех новых государственных образованиях. Имела место также гуманитарная катастрофа, связанная с разрывом семейных и родственных связей, потоком беженцев из тех республик, где местные элиты начали войну за власть, перешедшую в гражданское противостояние.

Российская Федерация провозгласила курс на рыночную экономику и демократизацию политической системы. Реформы, запущенные под руководством президента Б. Ельцина, осуществлялись на основе рекомендаций западных партнеров РФ в форме так называемой «шоковой терапии». Они привели к разрушению национального производства, внешней экономической зависимости и фактической утрате экономического суверенитета. Резкое обнищание население породило острое социальное противостояние, которое вылилось в конфликт 1993 года.

Видео о причинах и последствиях распада СССР

Не были решены национальные проблемы, и на повестке дня находился вопрос о возможном распаде РФ. Претензии на предоставление государственного суверенитета заявили Татарстан и Чечня. Это вылилось в долговременный вооруженный конфликт – первую и вторую чеченские войны.

РФ утратила позиции сверхдержавы в международных делах и стала выстраивать свою внешнеполитическую линию в полном согласии с мнением США. Разрушение биполярной системы спровоцировало усиление международной напряженности и активизировало военные конфликты, которые впервые после 1945 года затронули Европу (Югославия).

Распад СССР и образование СНГ фактически подтвердил идею прусского «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, который полагал, что Россия не может быть ликвидирована в результате военного захвата, поскольку обладает уникальной способностью к сплачиванию и самовосстановлению. Бисмарк считал, что она может быть только саморазрушена в результате дегенеративных процессов, происходящих внутри страны. Это утверждение в полной мере подтвердил Советский Союз.

А как Вы считаете, почему распался СССР, и каковы последствия этого события? Поделитесь своим мнением в

ГКЧП

СССР достиг глубочайшего кризиса во всех сферах жизни. С целью сохранения Союза и вывода его из этого положения был сформирован Госкомитет по чрезвычайному положению. Этот орган просуществовал с 18 по 21 августа 1991 года. В ГКЧП вошли должностные и государственные лица правительства, выступавшие против реформ Перестройки, проводимых действовавшим президентом Союза. Члены комитета противились преобразованию страны в новую конфедерацию. Силы, руководителем которых был Борис Николаевич Ельцин, отказались подчиняться сформированному органу, называя их деятельность антиконституционной. Задачей ГКЧП было отстранение Горбачева от президентства, сохранение целостности СССР, недопущение суверенитета республик. События, произошедшие в эти дни, именуются "августовским путчем". В результате деятельность ГКЧП была подавлена, а его члены арестованы.

Заключение

В процессе распада СССР сначала отрицались, а потом были резко признаны проблемы советского общества. Распространились до катастрофического масштаба алкоголизм, наркомания, проституция. Общество стало резко криминализированным, резко возросла теневая экономика. Этот период также ознаменовался рядом техногенных катастроф (чернобыльская авария, и другие). На внешнеполитической арене также существовали проблемы. Отказ от участия во внутренних делах других государств привел к массовому падению просоветских коммунистических систем в Восточной Европе в 1989-м г. Так, в Польше власть принимает Лех Валенса (бывший руководитель профсоюза "Солидарность"), в Чехословакии - Вацлав Гавел (бывший диссидент). В Румынии смещение коммунистов происходило с использованием силы. По приговору трибунала, президент Чаушеску вместе с женой был расстрелян. В результате имел место коллапс советской системы, сложившейся после Второй мировой.