Гуцулы, лемки, бойки, подоляне, буковинцы. Лемки

— восточнославянское население Лемковщины (в горных районах на границе Украины, Польши и Словакии). Историческое самоназвание — руснаки, русины. В большинстве этнографических публикаций рассматриваются как субэтническая (этнографическая) группа украинцев. Региональной группой украинцев считает себя большинство лемков на территории Украины. В Польше лемки условно делятся на две группы: первые относят себя к части украинского народа, говорящей на лемковском диалекте украинского языка, вторые считают себя отдельной нацией (или частью русинского народа), а свой идиом — самостоятельным лемковским языком. В Словакии, как и в Польше, среди лемков проявляется дуализм самоидентификации, в частности, во время переписей населения часть лемков относит себя к украинцам, часть — к русинам, соответственно с родными украинским или русинским языками. По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года, численность лемков на территории Украины составляла 672 человека, в Польше во время переписи 2002 года к лемкам отнесли себя 5863 человека, во время переписи 2011 года — 10 тыс. человек, в Словакии переписью 2001 года зафиксированы 24 201 человек, относящих себя к русинам.

ЛЕМКИ (польск. Lemki) — часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками pp. Ропы и Сана, в числе 109000 человек, греко -католической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками. Речь Лемков значительно отличается от речи других карпато-руссов, главным образом вследствие того, что в неё входит много польских и словенских (словацких) слов; это объясняется соседством Лемков в Галиции — с поляками, в Венгрии — со словаками. У разных писателей, говорящих о карпато-руссах, Лемки называются ещё полещуками, куртаками, чугонцами.

Согласно одной из версий, лемки являются потомками белых хорватов, которые уже в VI-VII веках проживали по обоим склонам Карпат. В конце X века западные Карпаты соединились с Древнерусским государством, потом принадлежали к Галицкому и Галицко-Волынскому княжествам. По другой версии, лемки пришли на земли с уже имевшимся здесь с XIII века польским населением.
В 1340 году северную часть Прикарпатья захватила Польша, а южную часть — Венгрия.

Украинское население в это время достигало окраин Люблина, Ряшева, Кракова и Горлиц. Города оказались под воздействием польско-немецко-еврейской колонизации, а сёла переводились с русского на волошское право, в них вводилась барщина.

В 1772 году Галиция и территория Лемковщины была присоединена Австрией. В XIX веке на Лемковщине, наряду с историческим названием «русины», начали употреблять этноним «лемки». В литературе впервые это название употребил Иосиф Левицкий в предисловии к «Грамматике» (1831) от использования в их языке частицы «лем» — «только», в отличие от бойков, говоривших «бо є» («только») и «лишаков», говоривших «лише», «лишень». В дальнейшем это название распространили А. Торонский, В. Хиляк и другие, этнографическую территорию начали называть Лемковиной, или Лемковщиной.

В середине — второй половине XIX века в среде лемков развернулось национальное движение. Лемковская интеллигенция (в большей части — священники) осознали себя частью единого русского народа, простирающегося от реки Попрад (западная граница Лемковщины) до Камчатки. Лучшим писателем-лемком второй половины XIX века стал Владимир Хиляк, писавший зачастую под многочисленными псевдонимами, наиболее известный из которых — Иероним Аноним.

Первая мировая война принесла много страданий лемкам. Были полностью разорены отдельные села, много крестьян погибло на войне. За симпатии лемков к великорусскому народу австрийские власти в самом начале войны вывезли из Лемковщины свыше трех тысяч интеллигенции и крестьян в Талергофский концентрационный лагерь, где несколько сотен лемков погибло. Многие лемки были убиты в своих деревнях, как опасные «руссофилы». Эту кровавую расправу на время прекратила Русская армия, захватившая в конце 1914 года почти всю Лемковщину. Однако в мае 1915 г., после Горлицкого прорыва австро-германских войск, Русская армия была вынуждена отступить. С ней отступило вглубь России несколько десятков тысяч лемков, а многих оставшихся настигла по возвращении австрийской армии та же страшная участь. Всё это привело к тому, что к концу Первой мировой войны Лемковщина заметно обезлюдилась.

Распад Австро-Венгерской монархии в 1918 г. оказал содействие борьбе порабощенных народов за самоопределение. Такая борьба развернулась и на Лемковщине. В с. Команча под городом Санок было провозглашено создание Западнолемковской республики, которая провозгласила свое объединение с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР). В с. Флоринка возле города Новый Санч была провозглашена Восточнолемковская русская республика, которая выступала за солидарность с Россией. Обе эти республики были ликвидированы польскими войсками, и вся северная часть Лемковщины вошла в состав Польши.

В межвоенный период обострились противоречия в лемковской среде по национальному вопросу. Хотя часть лемков по-прежнему называла себя «русинами» и относился себя к «единому русскому народу», заметную популярность приобрело и другое национальное течение, проповедывавшее единство между лемками, галичанами и коренным населением Советской Украины, то есть украинское течение, проникшее на Лемковщину ещё перед Первой мировой войной, но не нашедшее в то время для себя много союзников. Среди лемков «русского» направления можно выделить учёного и богослова, декана Греко-католической семинарии во Львове Т. И. Мышковского, историка и священника И. Ф. Полянского; среди лемков «украинского» течения — поэта Б.-И. Антоныча, географа В. Кубиёвича. Оба движения имели свои организации и печатные органы: русское направление — газету «Лемко», украинское — газету «Наш лемко» и находились в заметной конфронтации друг с другом. Следует отметить, что оба направления также сильно притеснялись польским правительством.
В сравнительно лучших условиях проживали лемки в Чехословакии (включая современную Закарпатскую область, которая в составе Чехословакии называлась «Подкарпатская Русь»). Здесь существовали «русинские» школы, общества (наиболее известное — Русское культурно-просветительное общество имени А. В. Духновича), литературные объединения, образовательные и культурные центры.

Очередной удар лемкам нанесла Вторая мировая война. Нападение Германии на Польшу в сентябре 1939 года привело к оккупации всей Лемковщины. Были закрыты все русские культурные общества, тогда как украинское направление, поддерживающее Германию, напротив, несколько оживилось. В отличие от Восточной Галичины, в Лемковщине (как Северной, так и Южной) сформировалось мощное партизанское антигитлеровское движение. Многие лемковские герои-патриоты были заключены немцами в «лагеря смерти», иных просто казнили.

В отличие от Восточной Галичины, где заметная часть населения была настроена против Советского Союза, лемки с радостью восприняли освобождение Лемковщины Советской армией в конце 1944 года. Однако их надежды о выходе из состава Польши не оправдались: СССР признал территорию Лемковщины за Польшей. Более того, уже осенью 1944 г. временное правительство Польши заключило соглашение с правительством Советской Украины об обмене населением. По тому соглашению украинское население, которое проживало в границах послевоенной Польши, подлежало выселению на Украину в обмен на польское население, которое выселялось из Украины в Польшу. Невыносимую ситуацию создало националистическое польское подполье — постоянные запугивания, убийства, грабежи. Отказ от «добровольного» переселения привёл к фактически насильственному выселению, то есть к депортации в УССР.

Тем не менее, после переселения лемков на Украину их в Польше оставалось ещё около 140 тыс. Однако и эти лемки были насильно выдворены из Карпат в 1947 г. в соответствии с операцией «Висла» и рассеяны на землях, отошедших к Польше от Германии после Второй мировой войны (северо-запад Польши). Одной из причин операции «Висла» была деятельность в Лемковщине Украинской повстанческой армии, боровшейся с польскими вооружёнными силами.

Эти события значительно ослабили лемковское движение. Лемки, переселённые на северо-запад Польши, во многом ассимилировались поляками. Кроме того, Украина и Народная Польша считали всех лемков украинцами и не признавали для них иного национального самоопределения. Однако довоенные противоречия между «русским» и «украинским» движением, ещё более обострившиеся в период Второй мировой войны, не способствовали самоопределению значительной части лемков украинцами. Это привело к тому, что в конце 1980-х гг., при некоторой либерализации национального вопроса, часть лемков в Польше объявила себя особым народом лемков. Впоследствии это направление приобрело много сторонников. В настоящее время такую национальную самоидентификацию поддерживает организация «Стоваришення Лемков». Кодифицирован лемковский язык, открыты лемковские гимназии. К заметным деятелям данного направления можно отнести поэта П. Трохановского, исследовательницу Е. Дуц-Файфер. Вместе с тем часть лемков Польши считает себя украинцами и группируется вокруг организации «Объеднання лемков». Другая часть лемков считает себя русинами в новом понимании этого этнонима.














На Украине часть лемков стали обычными украинцами, а часть — сохранила свою лемковскую идентификацию, но, вместе с тем, считает себя частью украинского народа. Преимущественно эти лемки проживают в Галичине (куда они и были переслены в 1940-х годах). Их поддерживает Всеукраинское товарищество «Лемковщина» во Львове.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕМКИ

Андрей Савка (1619—1661)
Дмитрий Бортнянский (1751—1825) — певец, композитор и дирижер
Тома Полянский (1796—1869) — униатский епископ.
Иосиф Сембратович (1821—1900) униатский митрополит.
Клавдия Алексевич (1830—1916) — галицко-русский литератор, общественный деятель, основательница Общества русских дам.
Сильвестр Сембратович (1836—1898) — униатский митрополит
Владимир Хиляк (1843—1893) — галицко-русский писатель.
Юлиан Пелеш (1843—1896) — униатский епископ
Тит Мышковский (1861—1939) — профессор богословия Львовского университета и глава Галицко-русской матицы
Иосафат Коцыловский (1876—1947) — униатский епископ
Максим Сандович (1886—1914) — священномученик Польской автокефальной православной церкви.
Богдан-Игорь Антоныч (1909—1937) — поэт, прозаик, переводчик, литературовед.
Энди Уорхол (1928—1987) — художник и дизайнер
Пётр Мурянка (род. 1937) — поэт, культурный и общественный деятель

«Всяк должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? будь им: верь православно, служи Царице правно, люби братию нравно. Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте… Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою ».
Г.С. Сковорода

Блогер nightbomber_y2 осветил весьма любопытный вопрос о том, к какому народу принадлежат лемки.
И тут уместна была фраза:
«Нация, которая родилась незаконным образом и появилась на свет в течение 50 лет, наперекор всем историческим и логическим правилам натурального развития всех культурных народов, должна стыдиться своего происхождения, так же как стыдится каждый незаконнорожденный человек ».

О ком идет речь в приведенной цитате, догадаться нетрудно. Да, это об «украинцах». Возможно, ценность данного высказывания была бы не очень большой, будь оно написано сегодня. Возможно в ней даже обнаружились бы признаки 282 статьи УК РФ, будь это сказано нами. Но перед вами выдержка из крайне любопытного исторического документа – «Календаря «Лемка»», опубликованного в 1935 году в Перемышле.

Что же писали лемки об «украинцах»? Как видели историю своего края? Об этом и расскажем читателю в этой статье (ниже будет опубликована адаптация части календаря к современному русскому языку и представлены сканы оригинала).

Лемки – западные русские

Напомним, что лемками называют себя представители славянского народа, проживающего в горной местности (Карпаты) современной Украины, Польши, Словакии. Историческое самоназвание народности – русины, руснаки.

Современная украинская мифология однозначно записывает лемков в «украинский субэтнос». Вот, что говорит о них, к примеру, этот источник:

«Лемки - самые западные украинцы, которые издавна селились в Карпатах на склонах Низких Бескидов между реками Уж, Сан - на востоке и Попрад с Дунайцем - на западе ».

Не секрет, что многие из современных лемков, мягко говоря, не согласны с этой формулировкой, но посмотрим, что говорили они о себе в «Календаре… »:

«Лемковщина, которая является наиболее выступающей на запад частью русской земли, стояла смело и бодро на страже русскости . Во времена наисильнейшей украинофильской агитации в покойной Австрии, Лемковщина удачно выстояла, отбив все атаки вражеского наступления».

Как видно, лемки не только считали себя частью русского народа, но и открыто называли украинофилов – врагами .

Акценты

Прежде чем ознакомить читателя с характерным отрывком из «Календаря», хотим обратить внимание на ряд фактов, которые прослеживаются в тексте:

Текст в оригинале написан не на украинском языке (см. скрины).

Сами лемки считали себя русскими и не допускали каких-либо отклонений.

Лемки четко определяют «дату рождения украинцев» - за полвека до выхода «Календаря», т.е. конец XIX века в Австро-Венгрии, что прекрасно совпадает с данными других источников .

Отрывок из календаря

В качестве доказательств используем раздел «Календаря», цитатой из которого мы и начали данный материал, под названием:

«Украинская действительность»

«Нация, которая родилась незаконным образом и появилась на свет в течение 50 лет, наперекор всем историческим и логическим правилам натурального развития всех культурных народов, должна стыдиться своего происхождения, так же как стыдится каждый незаконнорожденный человек.

Для того и стараются наши украинцы сотворить себе историю, то есть прошлое, т.к. пятидесятилетняя традиция подходит для одного человека или для одной семьи, но не хватает для нации, которая упала как метеор в центр культурных народов восточной Европы.

Действительно, это единственный случай в Европе на протяжении последних столетий чтобы в течение нескольких десятков лет могла появиться некая отдельная, некая новая самостоятельная нация – нация без рода и племени.

Если уж кого-то и можно привести в пример, то только албанцев, о которых так же благодаря злопамятной Австрии узнала Европа лишь в последние предвоенные годы, и то [албанцы] все же имеют свое историческое прошлое, имею какие-то свои национальные ценности. А вот люди, которые отпали от своей народности и хотят сделать себе новую народность, похожи на сынка, который убежал от своих родителей голый и босый, и хочет сразу разбогатеть. Для таких одна дорога – украсть все, что им нужно.

Язык, доставшуюся от предков ценность, не нужно красть. Однако, чтобы он (язык) был не похож на языки других русских племен, наши украинцы начали его усердно переделывать.

Исторический образ они создали себе радикально. Недолго думая, сочинили себе свою историю, утверждающую, что украинский народ существует с незапамятных времен, что князь Владимир считал себя наисвидомийшим украинцем, что летописец Нестор – народный певец украинской старины, что Богдан Хмельницкий – украинский национальный герой, который только и думал об украинской самостоятельности, и что украинский народ только и ждал того момента, чтобы построить себе самостоятельную украинскую державу.

И этот момент нагрянул в 1914 году, а украинская нация возникла в пределах австрийской державы, совсем не оправдав надежд, которые возлагали на неё Берлин и венские протекторы. Кроме галицких «украинов» не было других, которые дали о себе как-то знать и которые сыграли особую роль во время и после окончания мировой войны.

А роль, которую отыграли галицкие украинцы, помнят все.

Проводники, цвет и гордость украинской нации – это платные и неплатные агенты австрийской полиции, которые еще задолго до войны работали в подвалах австрийских «чрезвычаек» и готовили списки тех русских людей, которых Австрия на случай войны должна была арестовать.

Краса и гордость украинской нации, украинские духовные и светские сановники, послы и вся «знать» украинская - это собранные австрийской военной прокуратурой заказные свидетели для политических процессов против ненавистных кацапов.

Наконец, часть этой интеллигенции попала в верификационные комиссии для того чтобы контролировать и квалифицировать опасных и не очень изменников австрийской державы, а от самих изменников, которые были арестованы, брала взятки за освобождение.

Из особо «ретивых», которые хотели служить в австрийской армии, Австрия сформировала «курень» сичевых стрельцов во главе с «атаманом» Грыцем Коссаком, который до войны учил детей в народной школе в Дрогобыче и сразу выскочил на главного атамана.

Когда большевистская революция развалила русский фронт и когда каждый кто хотел пошел на Украину, чтобы там пограбить, пошли туда и галицкие «сичевые стрельцы».

За этой победной армией в скором времени поехали в Брест-Литовский и австрийские делегаты на мирную конференцию, и в их числе наибольший шантажист и лгун, которого смогла вырастить в своей гнилой атмосфере злосчастная Австрия, председатель украинского парламентарного клуба посол Николай Василько.

Эти делегаты в Бресте Литовском заключили мир с Лейбом Троцким, представителем большевистской России, и сотворили украинскую державу во главе с гетманом. И эта самостоятельная украинская держава просуществовала так долго, как долго немецкие полки сидели в Киеве и охраняли того самого гетмана и его правительство.

Как только после капитуляции Германии, оставив Киев, немецкие полки ушли домой, рухнула и «самостоятельная» держава.

Интересно, что после того как большевики объявили, что все народы, которые хотят и имеют возможность создать собственные державы, могут отделиться от России, - словом когда большевики объявили конкурс на создание из земель русской державы новых держав и когда действительно оторвались от России такие малые народы как финны, эстонцы и латыши, и создали себе самостоятельные державы, то на Украине никто и не подумал об организации самостоятельной страны, а те, кто хотел такое государство построить при помощи нескольких банд галицких сичевых стрельцов, вынуждены были очень быстро убежать из Украины.

Большевики, завладев целым государством были, первым делом озадачены уничтожением русского национализма, т.к. всякий национализм был врагом большевизма, а собственно русский национализм был смертельным врагом большевиков, и поэтому большевики чтобы уничтожить русский дух и русский язык на Украине, начали Украину принудительным способом украинизировать.

Эта принудительная украинизация заключалась в издании законов о принудительном введении во всех школах вместо русского литературного языка полтавского наречия. Это же наречие введено во всех госучреждениях, для всех чиновников и на всех фабриках.

Неслыханное дело, чтобы кому-то в голову пришло ополячивать Польшу, онемечивать Германию, офранцуживать Францию, но факт остается фактом, большевики должны были Украину принудительно украинизировать».

Источники

Мы привели всего несколько строк одного раздела. В качестве дополнения выложим оригиналы этой части, а также еще несколько не менее интересных дополнений:







Громосяк и «украинцы»

Напомним, что это мнение народа, испокон веков соседствующего с галичанами, которые на глазах у лемков, по собственной инициативе за короткий срок превратились в «украинцев», отказавшись от своего русского естества.

«Календарь» - это еще и документ, свидетельствующий, что лемки не просто осуждали отступников от веры и рода, но и активно вели антимазепинскую пропаганду.

Одним из действующих лиц был старик Громосяк, который выжил в Талергофе. Рассказывая молодежи об этом концлагере для русских, Громосяк говорит следующее:

«Помните, что в Талергофе палачи замучили тысячи наших людей. А украинцы помогали им. Сколько наших Лемков, парней и священников повесили из-за предательства и лжи украинцев ».

Конечно, столько лет постоянной лжи сформировали некую общность, называющую себя украинцами. И среди них немало приличных, достойных людей, зачастую просто не знающих о своем русском происхождении. Однако все, что связано с политическими аспектами рождения «новой нации с тысячелетней историей» осталось неизменным. Её свидомые, идейные представители появились, как русофобы и предатели, такими они остаются и сейчас.

А лемки?.. А лемки - это пример стойкости, преданности и веры!

Одни ученые называют их этнографической группой украинцев. Другие убеждены, что это – совершенно отдельный народ. Так или иначе, их история и культура – неотъемлемая часть нашей общей, украинской истории и культуры. Маленькая община, разбросанная по всей Украине – лемки – герои очередного материала в серии «Тоже украинцы».

КТО ТАКИЕ? Происхождение лемков теряется где-то в раннем средневековье. Достоверно известно только одно: их предки обитали в Карпатах испокон веков. Правда, «лемками» они себя не называли. Предпочитали именоваться «русинами» или «руснаками». Слово «лемки» появилось только в начале ХІХ века.

Ученые так и не пришли к общему выводу, кто первый назвал карпатских горцев «лемками» – то ли чешский этнограф Ян Чаплович, то ли украинский филолог Иосиф Левицкий. А все потому, что «руснаки» часто употребляли слово «лем» («лишь», «только»), которого не знали соседи – бойки и гуцулы. Ну а уже в ХХ веке и сами обитатели Карпат начали называть себя «лемками».

СКОЛЬКО ИХ? В старину «страна лемков» располагалась на обоих склонах Восточных Бескидов. Сейчас это территория Украины, Польши и Словакии. В Украине, согласно переписи 2001 года, насчитывалось 672 представителя этой общины. За рубежом лемков больше. Например, в Польше во время переписи 2011 года почти 10 тысяч человек записались лемками. Несколько десятков тысяч лемков живут в Словакии.

Интересно, что большинство лемков, живущих в Украине, считают себя частью украинского народа. Зато в Польше лемки делятся на две большие группы. Первые относят себя к украинцам, вторые – считают себя совершенно отдельным народом.

ГДЕ ЖИВУТ? После Второй мировой войны лемки пережили несколько потрясений. Сначала около 90 тысяч лемков с территории Польши переселили в Советскую Украину. А тех, кто остался, польское правительство выселило из родных земель в западные и северные регионы Польши. Только немногим из них удалось вернуться на родину.

В Украине больше всего лемков живет в Тернопольской и Львовской областях. Есть лемки и на Закарпатье – в Великоберезнянском и Перечинском районах. Наконец, потомков переселенцев из Лемковщины можно встретить в Зеньковском районе Полтавской области и в некоторых районах Луганской области.

КАК РАЗГОВАРИВАЮТ? Лемковский говор легко отличить от других западноукраинских диалектов: лемки употребляют твердое «ы» в конце слов, а ударение в словах всегда падает на предпоследний слог. Кстати, в Украине лемковский говор считается диалектом украинского языка, а в Польше и Словакии – совершенно самостоятельным языком.

ВО ЧТО ВЕРЯТ? Среди верующих лемков встречаются как греко-католики, так и православные. Религиозные убеждения часто совпадают с национальным самоопределением. Те, кто считает себя украинцами, в основном ходят в греко-католические церкви, а те, кто признает лемков отдельным народом – в православные.

ЧТО ЕДЯТ? Традиционная лемковская кухня похожа одновременно на украинскую и польскую. Самые популярные блюда – вареники, свекольный борщ, пампушки, капустные пироги, а также мигдали (голубцы) и клюски (что-то вроде ленивых вареников).

А на Рождество лемки варят киселицу и пекут бобальки. Киселица – это суп из овсяной муки или крупы. А бобальки – сдобные маленькие булочки, которые сверху поливают медом и посыпают маком.

ЧТО ПРАЗДНУЮТ? Праздники лемков – традиционные христианские, но с ярко выраженным местным колоритом. Например, Сочельник лемки называют Вилия. Особое место в лемковском календаре занимает Кермеш. В старину это был праздник в честь святого, которому посвящена сельская церковь. Сегодня это скорее день памяти и воссоединения. На Кермеш в лемковские церкви нередко съезжаются люди из разных мест, чьи предки родились на Лемковщине.

КАК ОРГАНИЗОВАНЫ? Еще во времена перестройки в Украине появились первые лемковские общины и землячества. Сейчас общества лемков действуют во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Киевской, Полтавской и Черновицкой областях. В 2001 году они объединились во всеукраинское общество «Лемковщина». Кроме того, существуют лемковские организации в Польше, Словакии и даже Всемирная федерация лемков.

ГДЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КУЛЬТУРОЙ? Ежегодно в разных городах и селах Львовской и Тернопольской областей проходят фестивали лемковской культуры. А в селе Лютенские Будища на Полтавщине проводится межрегиональный фестиваль «Барви Лемківщини». Но самый масштабный лемковский фестиваль проходит в Польше, в селе Здыня и называется «Лемківська Ватра». На него приезжают лемки из разных уголков мира.

КСТАТИ, самыми известными в истории лемками были украинский поэт Богдан-Игорь Антоныч, американский художник Энди Уорхол и сержант морской пехоты США Майкл Стренк, запечатленный на известной фотографии Джо Розенталя «Поднятие флага над Иводзимой».

Лемки - самые западные украинцы, которые издавна селились в Карпатах на склонах Низких Бескидов между реками Уж, Сан - на востоке и Попрад с Дунайцем - на западе. Сейчас эта территория разделена границами трех государств - Украины, Польши и Словакии. Больше всего лемков проживают в Словакии - они называют себя «русинами» или «руснаками», как, впрочем, до Второй мировой называли всех украинцев на Галичине. Меньшая часть лемков - на украинской стороне, в Перечинском и Великоберезнянском районах Закарпатья. На долю польских лемков (как, впрочем, и словацких, но в Словакии эта операция не так напоминала «зачистку территорий») выпала нелегкая участь - лишение родины. Тех, кто не согласился переселиться сразу после войны в Украину, польские власти в 1947 году принудительно переселили на северо-западные земли страны. Опустевшие села были заселены поляками из Украины, но многие из них так и остались пустовать. После 1956 года лемкам, выселенным под западную польскую границу, разрешили вернуться. Процесс возвращения польских лемков в родные горы продолжается. Но невзирая на пережитую вместе трагедию, до сих пор остается выраженным деление Лемковщины на восточную и западную. На западных землях до войны проводилась политика самодостаточности этой народности с целью, может, не столько полонизации этого довольно-таки стойкого к внешним влияниям горного народа, сколько ради противопоставления этой части лемков «восточникам», где была сильна ориентация на Украину, где проукраински настроенная православная церковь имела устойчивые позиции.

Крыница, Горлице, Новый Сонч - эти небольшие польские города всегда задавали тон общественной и культурной жизни западных лемков. Именно в Горлице сотрудники Новосондецкого краевого музея познакомили меня с Павлом СТЕФАНИВСКИМ, владельцем частного музея лемковского ремесла, видным деятелем лемковского движения, этнографом и поэтом.

«РУСЬКА БУРСА»

Встреча проходила в двухэтажном здании бывшего неврологического диспансера. Слово «бывший» в этом случае не совсем уместно, потому что с самого начала это здание, ныне окрашенное в серый цвет, предназначалось для целей светлых: до войны его приобрели за свой счет местные лемки для обучения своих детей родному языку и назвали «Руською бурсою».

После операции «Висла» это здание, как, впрочем, и все земли и дома, которые оставляли уезжавшие лемки, перешло в собственность польского государства. Пока в этом здании было медицинское учреждение, его называли «бывшей «Руськой бурсой». Сейчас оно возвращено в «бесплатное и вечное пользование» лемкам и о нем опять говорят просто «Руська бурса». Здесь находятся три организации: «Стоварышеня «Руська бурса», филиал музея лемковских ремесел, который создал Павло Стефанивский в подгорлицком селе Билянка, и руководимая им же общественная организация Гражданский круг лемков. Имеют тут также свои помещения хор «Лемковина» и школа по изучению лемковского языка.

Экспозиция филиала музея - особая гордость пана Стефанивского - расположена в зале на втором этаже «Бурсы». Она небольшая, но показательная. По углам комнаты - манекены в лемковской праздничной одежде. Глаз сразу же выделяет бойкий колорит самой одежды, необычные для украинских нарядов мужское пальто из сукна - чуганю, белую женскую косынку, «силянку» - широкое узорчатое монисто. Справа от входа - стенд с образцами вышивки. «Вот это вышила моя мама, когда была незамужем», - показывает на великолепно сохранившуюся рубашку пан Павло. На полках - взлетающие деревянные орлы, которыми и сегодня торгуют потомки лемков на базарах Западной Украины. Чуть дальше - тарелки, оплетенные проволокой - примеры «дротярства», передвижного ремесла лемков. Деревянная утварь, украшенная резьбой. Здесь в «Бурсе» выставлена малая толика билянковского музея Стефанивского, экспонаты и архивы которого он собирал на протяжении более 45-ти лет.

Отсчет своего сознательного занятия лемковскими «старожитностями» пан Стефанивский ведет от познаньского восстания 1956 года. До того пан Павло служил политруком в артиллерии («Я был тогда убежденным коммунистом - и не стыжусь в этом признаться»,- говорит он). Он ушел из армии и, пытаясь заработать на жизнь, освоил профессию электрика, затем народные ремесла. Возвратился на малую родину в 1959 году в числе тех четырех тысяч лемков, которые, согласно тогдашней статистике, вернулись на Лемковщину из поселений на западе страны. Активное участие в движении лемков потребовало от него изучения права. Все эти жизненные приобретения помогли ему в создании нынешнего музея («общественного музея, но приватно созданного», - уточняет пан Cтефанивский): он отвоевал здание старой школы и шпихлир (строение, где хранили урожай), добился признания их памятниками архитектуры и своими силами провел ремонт.

Среди экспонатов горлицкого филиала музея - акварели по дереву работы Стефанивского, секрет нанесения краски на дерево автор сохраняет в тайне. Тут же на выставке - неоконченная икона работы его сына Стефана. Тот сейчас работает в далекой Америке программистом. Дочь - Лидия - в Варшавской академии наук, специализируется на украинской литературе, часто приезжает с лекциями в Украину. «Мало детей, - грустно резюмирует он.- Не на кого музей оставить...»

ПОЭЗИЯ И «ОДРУБНОСТЬ»

Пан Стефанивский исповедует философию национальной самодостаточности («одрубности») лемков. Она коренным образом отличается от традиционных взглядов украинской этнографии, которая трактует лемков как западных украинцев. У идеи «самостийности» лемков есть много сторонников, как в самой Польше, так и по другую сторону Бескидов - в Словакии, где, например, лемковский говор уже официально признан языком нацменшинства и является обязательным к изучению в районах компактного проживания русинов.

Среди доводов, которые приводят западные лемки в защиту своего подхода, - принятие христианства восточного обряда жителями нынешней южной части Польши за 120 лет до официального крещения Киевской Руси. Это событие они связывают с именами Кирилла и Мефодия, а также с князем Велико-Моравского государства Ростиславом. Тот факт, что эти земли входили в состав вначале Киевской Руси, а затем Галицко-Волынского княжества на протяжении почти четырех веков, они считают важным в становлении своего народа, но не более того. С 1341 года они были присоединены к Польше, и с того времени начался процесс отстаивания лемками своей самобытности перед постоянной угрозой полонизации. Лемки должны были сами себя спасать - и они спасали, создавая те великолепные образцы ремесла, которые хранит в своем музее пан Павло, и те легкие деревянные церкви, на фоне которых так любят фотографироваться туристы.

Деление на «русофилов» и «украинцев» в лемковской среде имеет свои исторические корни. Много раз эти тенденции использовались властью предержащими для проведения своей политики в этом регионе. Сегодня в Польше существует два разнонаправленных лемковских общества: «Объединение лемков» (проукраинское) и «Стоварышеня лемков» («лемки - отдельный народ»). Причем эти два направления уживаются, не мешая лемкам объединяться во время разных акций, фестивалей. Например, журнал «Загорода», издаваемый музеем лемковской культуры в Зиндрановой, размещает у себя материалы и на лемковском, и на украинском, и на польском языках. В то же время в лемковской среде очень сильна тенденция к ассимиляции, многие молодые лемки, особенно на западе Польши, считают себя поляками, игнорируя свои корни. «Сейчас в Польше демократия, - рассуждает пан Павло. - Она, по- моему, более опасна, потому что всегда была более опасной тихая ассимиляция, чем насилие. Так как насилие всегда вызывает сопротивление, тем самым творя движение.»

Павлу Стефанивскому привычно представлять культуру лемков в украинской среде. Его не однажды приглашали читать лекции в Чикаго, Нью- Йорке, недавно он получил приглашение и во Львовский университет. Поэзия пана Павла пронизана болью за свою малую отчизну, на долю которой выпало так много испытаний, и верой в нее и ее людей.

ЛЕСА

Именно леса мечтает вернуть «своим» лемкам пан Стефанивский. Ему лемки со всей Польши доверили выступать от их имени. Почему именно леса? Логика Гражданского круга лемков, который уже 11 лет занимается вопросами возврата собственности, понятна: когда лемки уезжали из этих мест, то все их земли и дома перешли в собственность новых поселенцев-поляков. А лемковские леса стали собственностью государственной казны. Никто сегодня не желает несправедливость исправлять несправедливостью - отбирать у поляков собственность: за дома и землю государство может выплатить компенсацию, а вот лес оно может вернуть. Правда, пока результатов мало. Пан Павло припомнил только недавний случай под Кросно, когда бывшему владельцу вернули 16 гектаров леса. Что же касается тех лемков, которые были вывезены за границы Польши, то тут дело обстоит сложнее. Пока на возврат имущества и компенсацию могут претендовать только граждане Польши: многое зависит от решения парламента, куда подано предложение вернуть гражданство тем, кто был, например, до 1945 года гражданином Польши. Гражданский круг лемков в 1989 году внес петицию в польский парламент с просьбой о возвращении всего недвижимого имущества лемкам, которые выехали за пределы Польши. По мнению П. Стефанивского, у этой организации есть все основания обращаться к международным организациям, но проблема в том, что эти дела просрочены и их Европейский суд в Страсбурге не будет рассматривать. Но в связи с тем, что польский парламент за одиннадцать лет не ответил на петиции о возвращении имущества ни «да», ни «нет», Гражданский круг имеет право внести жалобу в Страсбург на польский парламент.

ГРАММАТИКА ЛЕМКОВСКОГО ЯЗЫКА

Она издана, по ней уже учатся. В том числе и в «Руськой бурсе». Ее авторы - бывшая преподавательница русского языка, потом и украинского, по происхождению лемкиня Мирослава Хомьяк и профессор филологии Генрик Фонтанский. Собственный язык - это козырь в руках тех, кто говорит об «отдельности» лемков. Я держала в руках эту грамматику. В ней все не так, как в украинском языке, по крайней мере, на первый взгляд нефилолога. Хотя на слух разница невелика: изобилие в речи пана Стефанивского легко расшифровываемых архаизмов, непривычного для нашего уха твердого звучания «ы» и слова «лем» («только», «лишь») не мешало пониманию. Зелененькая книжечка в мягкой обложке, изданная небольшим тиражом, служит учебным пособием для маленьких лемков. По свидетельству Павла Стефанивского, в их крае изучение украинского языка за последние три года «занепало», тогда как полностью возродилось преподавание лемковского. На занятия, бывает, и поляки присылают своих детей. «Чем они при этом руководствуются, мне трудно сказать, наверное, соседством с лемками», - комментирует пан Павло. Изучение языка нацменьшинств, с одной стороны, создает проблемы для директоров польских школ: им нужно найти для этого «окно» в учебном расписании. Когда в Горлице нет такого времени, то дети приходят в «Руську бурсу». По селам же это требование выполняется. С другой стороны, уже три года с подачи комиссии по делам национальных меньшинств при Сейме министерство образования обеспечивает финансирование изучения украинского и лемковского языков. Так что дирекции школ даже заинтересованы получить дополнение к общему финансированию.

ЦЕРКВИ

Лемки ходят и в православную, и в греко-католическую. Не создает ли это каких-либо проблем между ними? Без сомнения, да, соглашается Стефанивский, но лемковская громада старается сделать так, чтобы конфликты не возникали. После войны в Польше, как и в Советском Союзе, запретили греко-католическую церковь. Когда в 50-х сюда начали возвращаться лемки, то они должны были открывать православные церкви, поэтому сейчас много церквей принадлежит православной конфессии. Позиция Круга лемков в этом вопросе, по словам пана Павла, - церковь является собственностью народа, а не определенной конфессии. Так, в родной Стефанивскому Билянке правят службу поочередно и греко-католический, и православный, и римо-католический (в селе живут и поляки) священники. Когда ремонтировали церковь, то помогали все жители.

НИКИФОР

Этот художник-примитивист с мировой славой из польского города-курорта Крыница - знаковая фигура для лемков. Для них было принципиальным доказать, что Никифор - лемок, так как официальное искусствоведение на этом долго не акцентировало внимания. Хотя в той же Крынице много лет действует государственный музей Никифора - филиал Новосондецкого краевого музея. «Я занимался и продолжаю заниматься Никифором, - рассказывает П. Стефанивский. - Его настоящее имя - Епифаний Дровняк. Это без сомнений, но не всех удалось убедить в этом. Но это не так важно. Я с ним встречался в 1957 году. Являюсь свидетелем, что он не был глухонемым, он разговаривал по-лемковски, просто у него были проблемы с произношением. Мы с ним подписали договор - я тогда жил в западной Польше, в Зеленой Горе - о том, что проведем там его выставку».

Весной в Крынице начнутся натурные съемки фильма о Никифоре. Режиссер картины - один из культовых польских режиссеров Кшиштоф Краузе («Золотой лев»-99 на фестивале в Гдыне). Интересно, что заглавную роль будет исполнять женщина - известная актриса Кристина Фельдман: режиссер находит ее сходство с Никифором удивительным. Проект курирует Анджей Вайда.

Недавно появилась идея поставить памятник художнику. Обычно Никифор рисовал на пятачке около места, где пьют воду отдыхающие. Именно здесь, около парапета, и должна была расположиться первая версия памятника, предложенная львовским скульптором: художник будто никуда и не уходил, продолжает рисовать свои, как он их называл, «образки». Пан Павло ничего не имеет против этой идеи, но, по его мнению, есть одно «но»: «Памятник Никифору должен быть таким, как его спроектировал сам художник. Он мне подарил рисунок своего памятника на постаменте, который называл «парадой». И с этим согласны все художники, кому бы я ни показывал. Когда он дал мне этот рисунок, я хотел заплатить, но он меня остановил: за такое не платят».

СКАНСЕНА

Музей пана Стефанивского не единственный, где представлена лемковская материальная и духовная культура. В далеком 30-м году в Саноке был основан региональный музей «Лемковщина», который после войны был ликвидирован, а его коллекция перешла к Саноцкому государственному музею. Кроме того, сегодня действует музей лемковской культуры в Зиндрановой под Кросно - под опекой местного Музейного общества.

Новосондецкий музей под открытым небом (в Польше, как и во всей Европе, такого типа музеи называют на скандинавский лад «скансеной») - один из более чем 50-ти в стране, и один из трех крупнейших. Тут представлены бытовая архитектура гуралей, цыган, ляхов, погужан. Лемковский угол в нем - самый большой. Медленно восстанавливаемая церковь из Чарного украшает скансену. Руководит реставрационными работами в ней архитектор Войцех Сливинский. Он по-настоящему влюблен в это сооружение, и возможность показать его экскурсантам доставляет ему почти детскую радость. На мой вопрос, почему окно криво срублено, пан архитектор машет на меня руками, мол, это святое, мы постарались избежать даже минимального вмешательства, ведь эта первоначальная неправильность подчеркивает, что церковь сделана без чертежей.

На лемковской территории скансены - и загорода (домашнее хозяйство) богатого мазяра (лемко, который специализировался на добыче «мази» для подвод и торговле ею), и бедная дымная хата, и шпихлир, и каменный крест, и кузня. Но - это уже подготовлено давно. Сегодня все живут церковью: ее экстерьер готов, интерьер с его восстановленной настенной живописью - барочной имитацией мрамора - уже ожил. В углу отдыхает «заплечная» доска с именами прихожан, внесшими пожертвования на ее построение в конце XVIII столетия. Но пока еще нет пола, в запасниках музея ждет переезда сюда роскошный иконостас. Планируется, что в этой церкви будет править греко-католический священник. Пан архитектор переживает, что окончательная сдача церкви опять откладывается из-за недостаточного финансирования. Может, лемки из-за рубежа чем-то помогут? - спрашивает он. Всего в музее, в систему которого входит и скансена, четверть коллекции - лемковская. Здесь сохраняется около 400 лемковских экспонатов, из них только икон - 200, остальные - резьба, хоругви, литургические книги, оклады, детали иконостаса. Все они попали в музей после вынужденной эмиграции лемков, и сама операция по их сбору носила, по словам директора п. Вацлава Кавьорского, спасательный характер. Директор краевого музея в Новом Сонче вспоминает, что на недавней всепольской встрече работников культуры шла речь о необходимости более объемного финансирования культуры, так как «перед лицом грядущей глобализации растет необходимость сохранения своей самобытности». К сожалению, пока польским музейщикам, как, впрочем, и нашим, приходится к своей основной профессии присоединять специальность «добытчика денег». В музее считают, что встреча на фестивале «Народное искусство Карпат на переломе веков», где ожидается участие Польши, Украины, Словакии, Венгрии, Румынии, поможет наладить связи между творческими людьми региона.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

Бойки

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих.

Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».

У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Гуцулы

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.

Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

Лемки

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.

Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.