Судьба слагаются. «Вначале было Слово…»

Что же такое судьба, из чего она складывается? Можно сказать, что судьба человека складывается в зависимости от всей суммы его прошлых поступков и желаний. Все эти поступки и желания формируют дорогу нашей судьбы, состоящую из испытаний и поощрений. Вся судьба - это учеба, в результате которой мы должны обрести мудрость и с её помощью стать счастливыми.

Идя этой дорогой, мы добровольно или насильно учимся быть счастливыми. Другими словами, судьба складывается из всего того, что нас окружает на нашем пути. Например, мы отправились в кино, и по дороге встретили человека, с которым давно не виделись. Это не случайно. Если кто-то испортил нам настроение, то и это не случайно. В жизни не происходит ничего случайного.

Каков же тонкий механизм, связанный с проявлением судьбы человека, осуществлением закона справедливости (закона кармы)? Попробуем углубиться в эту тему. Если человек совершает поступок или взращивает в себе какое-то желание, то при этом он сажает семя этого поступка или желания в тонкое тело своего ума. Тонкий, невидимый по природе, ум накапливает все наши поступки и события, ничего не забывая. Семя, посаженное в ум, подразумевает, что со временем из него что-то должно вырасти. Так своими поступками и желаниями мы растим свою судьбу в глубине тонкого тела ума.

Каждый наш шаг, каждое слово или взгляд фиксируется внутри нас, в тонком теле ума. Ничто не проходит бесследно. Мы сажаем семена поступков, и со временем они взрастут. Когда семя поступка вырастет в дерево судьбы, и оно в свою очередь принесёт плоды, тогда мы вкусим то, что заслужили. К сожалению, это происходит не сразу после того или иного поступка, поэтому нам кажется, что, совершая его, мы поступаем правильно. Меня никто не наказывает, значит, я поступаю правильно; а если и неправильно, тогда наказания, по-видимому, просто не существует. Так судьба испытывает нас на честность.

Поскольку поступок отделен от страдания достаточно большим промежутком времени, то, как правило, мы не можем связать одно с другим. Кажется, что страдания наши приходят незаслуженно. Особенно трудно понять, что происходит, если поступок совершен в прошлой жизни, а расхлебывать последствия приходится в этой. Связать это воедино мы зачастую не можем, и полагаем, что всё в этом мире происходит несправедливо.

Нам кажется, что связи между поступком и его следствием нет. Однако она существует, иначе этот мир превратился бы в хаос. Впрочем некоторых людей хаос вполне устраивает, так как позволяет, по их мнению, делать всё, что захочется. Хочешь – убивай, занимайся развратом или денежными махинациями; ведь один раз живем. Такое мировоззрение возникло не на пустом месте. Оказывается, плохие поступки порождают не только будущие страдания, но и неправильное понимание счастья в настоящем. Поэтому наблюдательный человек замечает, что плохое поведение сказывается на его судьбе немедленно. Интересно, как же это происходит?

Совершив дурной поступок, человек так или иначе пересматривает свое понимание счастья. Так, юная, нетронутая девушка думает, что она будет верна своему будущему мужу и ни в коем случае не станет заниматься любовью с кем-либо ещё. Интуитивно, благодаря своей нетронутости и чистоте, она понимает закон кармы и сознаёт, что только верность мужу принесёт ей счастье. Так оно и есть. Однако, чтобы оставаться чистым в этом мире, необходимо обладать знанием и иметь правильное общение. Если у молодой девушки ни того, ни другого нет, то ей не миновать проблем.

Так, волей судьбы она может попасть в пьяную компанию. Молодость и невинность очень соблазнительны для мужчин, а женская психика не способна долго бороться с настойчивостью обольстителя. Поэтому девушке в пьяной компании придется распрощаться со своей чистотой и невинностью. Отдавшись случайному встречному, она не только потеряет свою чистоту, но и может по закону кармы встать на очень опасный путь. Если она не раскается и не попытается найти защиту своей уже оскверненной чистоте, то появится большая вероятность того, что ей придётся похоронить свои прежние взгляды на семейное счастье.

Как же происходит перемена во взглядах на жизнь? Почему после своего нового отрицательного опыта она будет совсем по-другому думать о своём будущем счастье? Взгляды в подобных случаях меняются следующим образом. Сначала греховный поступок вызовет у неё сильную психическую боль, которая явится ничем иным, как голосом совести – защитником нашего счастья. Прислушаться к нему и изменить своё поведение – значит победить свой плохой поступок. На это способен только тот, кто знает, зачем это нужно. Признание закона справедливости (закона кармы) поможет, даже тому, кто упал, подняться и продолжить свой путь к счастью.

В большинстве люди не видят смысла в этих угрызениях совести. Поэтому в сложившейся ситуации девушка естественным образом создаст для себя новое, заведомо ложное представление о счастье, которое приведёт её к дальнейшим страданиям. Теперь этой "заблудившейся", неразумной девушке будет казаться, что семейное счастье только возрастает от её "гулянок", что теперь вот она "пожила и знает, как быть счастливой". Все эти представления о семейной жизни уже сейчас начнут разрушать её не возникшую пока семью. Так греховный поступок удивительным образом вводит человека в иллюзорное представление о его будущем счастье. Это касается не только молодых девушек и мужчин, попавших в плохую компанию. Дурное общение является причиной деградации любого человека, и такое общение в наш электронный век имеет место не только при прямом контакте. Зачастую мы получаем его по телевизору от просмотра циничных боевиков, развратных развлекательных фильмов и телесериалов, показывающих надуманное, мифическое счастье.

Реальность такова, что от дурного общения мы неминуемо начинаем жить и поступать неправильно. Поступая неправильно, мы рубим сук, на котором сидим. Каков же результат? Болезненное падение с дерева судьбы. Вернёмся к разобранному примеру: по закону кармы гуляка чаще всего и в семье остаётся гулякой. А развратная жизнь всегда приводит к разводу. Поэтому нам следует учиться дорожить тем, что имеем. Веды подробно разъясняют взаимные обязанности супругов как непременное условие для сохранения семьи. Только знание правильного поведения может защитить человека от несчастных поворотов судьбы.

В большинстве люди не верят в существование закона справедливости, и этим навлекают на себя беду. Ещё пример, показывающий, как человек может оправдывать своё плохое поведение. Так, если в результате своей плохой кармы человек что-то украдёт, то, идя на поводу у загрязняющего его сознание греха, он начнёт думать, возможно, так: "Ну не поймали же меня; значит, всё обошлось". Но на самом деле возмездие уже зреет. Если у кого-то воруют принадлежавшую ему вещь, с которой тонкое тело его ума связано вполне реальными материальными связями, он обнаруживает пропажу, прежде всего, на подсознательном уровне, а затем и на уровне привязанности к утраченной вещи.

Что произойдет дальше? Вор будет найден тонким телом ума пострадавшего, и все страдания того, у кого украли, будут переадресованы, тому, кто украл эту вещь. Достаточно одной мысли потерпевшего, что вор должен быть наказан, и наказание, по закону кармы, неминуемо придет. При этом пострадавший, возможно, даже не будет знать о том, кто его обокрал, возмездие тем не менее всё равно придет.

Тонкие тела людей взаимодействуют друг с другом, подчиняясь закону справедливости, хотя чаще всего мы и не осознаем этого. Однако, как потерпевший пострадал из-за своих прошлых греховных поступков, так и вор совершил дурной поступок в результате своих прошлых желаний. Возмездие приходит не только путём контакта тонких тел. Помимо взаимодействия тонких тел существуют ещё и другие механизмы возмездия: под влиянием времени, планет, природы, а также страдания на низших планетах после того, как человек оставит тело. Все эти способы возмездия подчинены законам Вселенной и работают как единый отлаженный механизм. Поэтому, несмотря на то, что мы совершаем свой проступок "тайно", наказание всё равно остаётся неизбежным. Во Вселенной тайных поступков не бывает – вот условие, согласно которому действует закон справедливости.

Между умом человека и окружающими его событиями, людьми, предметами возникают невидимые связи. Связь ума с принадлежащим нам предметом иногда бывает довольно сильной, а в некоторых случаях достигает такой силы, что мало чем отличается от связи ума с телом. Принадлежащий нам предмет мы порой даже отождествляем с собой. Например, водители часто спрашивают друг друга "Ты куда повернул?". Однако, если разобраться, то повернула машина.

Отождествление себя с предметом, который нам принадлежит, происходит на подсознательном уровне, и зачастую служит орудием в осуществлении нашей плохой кармы. Лишившись дорогого предмета, мы неизбежно страдаем. Например, бывает так, что при небольшой поломке машины у водителя случается инфаркт. Разве жизнь машины стоит дороже собственной жизни? Но независимо от нашего желания разрыв с любимой вещью немедленно запечатлевается у нас в уме. Однако, если человек способен не привязываться к тому или иному предмету, то плохая карма лишь задевает его сознание, но не проникает в сердце и не вызывает страдания.

Не привязанность к окружающим вещам - это не бесхозяйственность, а глубокое понимание сути вещей. Действительно, что из окружающих нас материальных предметов по-настоящему принадлежит нам в этом мире? Ничего. Мы рождаемся голенькими и голенькими умираем. Когда и что судьба отнимет у нас по закону кармы, мы не знаем. Тогда, спрашивается, ради чего жить? Ответ таков: ради духовного прогресса, который всегда остаётся с нами. Какие бы духовные богатства мы ни накопили, они всегда будут с нами.

Однако, кто же накажет нашего обидчика? Возвратимся к примеру с кражей. В тонком теле ума вора после совершённой им кражи будут происходить неподвластные никому кармические изменения. Сколько раз хозяин украденной вещи будет вспоминать о ней, столько раз это будет испытывать вор в своём тонком теле ума. Более того, если пострадавший даже простит обидчика, то всё равно законы природы сами накажут нарушителя по всей полноте. Так что нет смысла на кого-либо обижаться. В то же время человек, который считает себя вершителем наказания, сам обречен на неизбежные страдания.

Как же возникают эти злополучные привязанности, из-за которых плохая карма воздействует на нас? После любого нашего приобретения у нас устанавливаются нежелательные связи ума с вновь приобретенными вещами, которые, кстати сказать, со временем стареют, ломаются или портятся и, наконец, теряются. Поэтому Веды не рекомендуют особенно радоваться материальным приобретениям: страдания после них неизбежны. Почему? Потому что всё материальное находится под влиянием непобедимого времени и поэтому склонно постепенно разрушаться. Мы же, имея духовную природу, хотим любимой вещью наслаждаться вечно.

Это утверждение о необходимости быть осторожным по отношению к объектам окружающего мира, в равной степени относится и к успеху, славе, красоте, удаче, хорошему положению в обществе. Всё это – те же материальные приобретения, но имеющие тонкую, а не грубую материальную природу. Все они по закону кармы сначала приносят счастье, а затем – страдания. Что же теперь: ничего не приобретать и ни к чему не стремиться? Нет, это не так. Если человек приобретает какой-то предмет с одной лишь целью – совершать с его помощью бескорыстную деятельность, то этот предмет не принесёт ему страданий. Больше того, если какая-то корысть всё-таки присутствовала, то при подобном настрое она тоже будет удовлетворена.

По этому поводу в Бхагавад-гите, основополагающем ведическом трактате говорится что, заполнив большой водоём, можно удовлетворить потребности всех маленьких резервуаров воды в округе. Точно также, когда человек действует бескорыстно, ставя перед собой возвышенные духовные цели, все его маленькие желания будут удовлетворяться сами собой. Это знание является большой тайной для обычных людей, живущих по закону своей нелегкой кармы Надеюсь, этот вопрос о необходимости стремиться не к материальным, а духовным приобретениям более-менее ясен, хотя понять его на самом деле очень и очень сложно.

Вернемся к механизму того, как закон кармы проявляется в нашей жизни. Мы уже говорили о том, что поступок рождает в тонком теле ума семя греха или семя благочестия. Если поступок хороший, то в уме будет посажено семя благочестия, несущее в себе материальное процветание и благословение заниматься самосовершенствованием. Если поступок плохой, то в уме будет посажено семя греха, которое приведет к усилению страданий и деградации человека. Итак, все проблемы нашей жизни начинаются с незнания того, как следует поступать. Дальше из этого незнания неизбежно появляется семя греха. Семя греха стимулирует нас к греховной деятельности двумя способами:

Возникает желание изменить своё понимание счастья так, чтобы оправдать греховный поступок. Возникает сначала желание, а затем и привычка поступать греховно. Далее, в результате греховных поступков семя греха прорастает и дает росток греха. Этот росток закладывает привычку поступать греховно. Привычка ещё больше поливает росток греха плохими поступками, и он постепенно превращается в дерево греха. У этого дерева есть ветки – это новые направления плохих мыслей и греховной деятельности. У этого дерева есть листья – это сильные желания жить греховными поступками. Через некоторое время появляются цветы как чувство удовлетворенности такой жизнью. Затем из цветов появляются горькие плоды – многочисленные страдания.

Как говорим – так и живем. Энергия слов имеет более мощную энергию, чем мысли, и формирует материю образов нашего будущего – намного быстрее вместе с мыслью…


Энергия слов формирует материю намного быстрее энергии мыслей

Являясь носителем языка, каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования. В буквальном смысле: как говорим – так и живем. Что заявляем, то и имеем. Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю.

Это открытие сделал немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан, он первый обнаружил (а потом научился обезвреживать) слова, программирующие болезни тела. Со временем Пезешкиан убедительно доказал, что эти разрушительные слова присутствуют в лексиконе всех людей.

Нет ни одного человека, кто бы уберегся от слов, которые: программируют болезни, материализуют их в теле, ни в какую не позволяют их исцелить.

Эти слова доктор Пезешкиан объединил в название органическая речь. Конечно, по-русски это название звучит несколько кособоко, но суть отражает вполне: органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.

Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить.

Вот смотрите:

лопнуло мое терпение,

я уже голову сломал,

что-то меня гложет,

всю плешь мне проели,

сидит у меня в почках (что-то, кто-то),

мне перекрыли кислород,

не перевариваю (что-то или кого-то),

все соки из меня выжали,

много крови мне попортили,

чихать я хотел,

надоело до тошноты,

просто ножом по сердцу,

меня уже колотит (трясет),

всю шею отсидели,

сыт по горло,

с души воротит,

загоняли меня до смерти,

побывай в моей шкуре,

давят на меня,

найти бы отдушину.

Примечание. Нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни.

Предлагаем вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать».

Будьте, пожалуйста, деликатны: людей, и особенно близких, ранят поучения и наставления. Просто поделитесь информацией. Например, дайте почитать эту или другие статьи по этой теме: предоставьте вашим близким возможность сделать самостоятельные выводы. И принять самостоятельные решения. И помните: индивидуальная речь – это то, во что категорически нельзя грубо вмешиваться!

Теперь вы знаете слова-разрушители в лицо, и это означает, что они обезоружены. Теперь, если эти слова и станут проскакивать в вашей речи, то вы мгновенно это заметите и замените «вредителя» на нейтральный (или даже продуктивный) синоним. И очень поможете своему здоровью. Вот так все просто: маски сняты и речь очищается: разоблаченные слова-разрушители из нее постепенно уходят.

То же самое стоит сделать еще с одним набором слов. Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее. К большому счастью, слов-кандалов не так уж и много, и не потребуется особых усилий, чтобы очистить от них свою речь. Достаточно просто знать, что сообщество кандальных слов состоит из 4-х основных «кланов» (или семей - так их принято называть).

Вот смотрите: клан кандальных слов «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ».

Эти слова отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда маячит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный».

«У меня не получится» в буквальном смысле заставляют стоять на месте – и заживо загнивать (уж простите за прямоту) …И все бы ничего, но за мнимой безобидностью этих слов мы даже не замечаем их коварства и НЕ осознаем, что они заставляют нас совершать смертный грех: ведь сомневаясь в себе, мы проявляем такое высокомерие, что мыслим себя чем-то отдельным от Того, Кто нас создал. И делаем вид, что мы сами по себе, а Бог – сам по себе (и никакого отношения к тому, какие мы вообще есть, Он не имеет); и что набор уникальных способностей, которым мы все наделены от рождения, ни к чему нас не обязывает; и что послание, обращенное к каждому, кто человек: «Ты наделен талантами и несешь за них ответственность» - это вовсе и не к нам. Посмотрите, вот они, эти слова, за которыми очень удобно спрятаться, притаиться и НЕ выполнить свою уникальную жизненную миссию:

не могу,

не умею,

не уверен (-а),

не получится,

это выше моих возможностей (сил),

не могу обещать,

от меня не зависит,

не возьму на себя такую ответственность.

А самое коварное слово клана «У меня не получится» - это ювелирно замаскированное «постараюсь». Снимите с этого слова фальшивую веру в результат, уберите с него полумертвый энтузиазм – и непременно увидите его истинное лицо. И поймёте, что на самом деле транслирует это слово. Увидели? Все правильно, вот это: «я в себя не верю».

Клан кандальных слов «Я НЕ ДОСТОИН (-на)».

Вглядитесь в слова клана «Я не достоин (-на)» - и вы все поймете:

Еще не время,

Хотелось бы, но…

Мало ли чего я хочу!

Хотеть не вредно,

Кто я такой/-ая, чтобы…

А еще обратите внимание вот на эти «шедевры» - они настолько легко проникают в речь, что им даже маскироваться не надо:

Я не могу себе позволить,

ничего себе! (а уж сколько синонимов у этого восклицания – полуцензурных и из откровенного вульгарного арго – просто богатейшее устное творчество), понятно, что кандальной эта фраза является только в контексте самоограничения.

А вот когда мы, к примеру, говорим: «не могу себе позволить пренебрегать своим здоровьем» - это, как говорят дети, «не счетово».

Клан кандальных слов «НЕ ХОЧУ, НО ЗАСТАВЛЯЮТ». О, ну это наши любимые слова! И судя по частоте их применения, мы их не просто любим, а упоенно обожаем:

надо,

нужно (не в контексте потребности, а в значении «обязан»),

должен (должна),

требуется,

проблемы (очень коварное слово, и оно отлично замаскировано: ведь оно не обозначает имеющиеся проблемы (как может показаться), оно их формирует).

Сколько раз в день мы говорим (и слышим от своего окружения) эти слова? Да не сосчитать! А ведь мы не просто говорим – мы отчетливо (и без всяких разночтений) заявляем самим себе и друг другу: «моя жизнь – беспросветная кабала».

И что примечательно: мы так сроднились с этими кандалами, что даже и не пытаемся их хотя бы временно снимать, употребляем их даже тогда, когда говорим о своих личных потребностях, не имеющих ничего общего с обязательствами перед другими людьми (или перед обстоятельствами). Прислушавшись, легко заметите, что слова «мне надо сделать» и «я должен/должна сделать» мы употребляем в дело и не в дело, и тем самым строим громадные кордоны, через которые так не просто пробиться радости. Вот и ходим с озабоченными лицами - и напрочь забываем, что мы и пришли-то сюда исключительно для того, чтобы жизнью наслаждаться.

Ну и заключительная группа семейства слов-кандалов – это клан кандальных слов «НЕВОЗМОЖНО».

Их употребление просто-напросто забирает кислород у всего, что мы называем мечтой. …К счастью, стремительно уходят времена, когда слово «мечта» (и его производные) сопровождались снисходительной гримасой (мол, отрыв от реальности). Теперь уже никого не надо убеждать, что именно мечтателям мы обязаны всем, чем с таким удовольствием пользуемся: электричеством, телефонией, телевидением, интернетом, самолетами, машинами… продолжите список. В общем, что называется, благословенны Небеса, что они посылают нам мечтателей, чтобы донести до нас и не дать нам забыть, что возможно всё. Всё (абсолютно!), что мы распознаем как внутренний запрос (мол, хочу) – это прямое указание на возможность. И на то, конечно, что у всех возможностей есть мощный потенциал воплощения, иначе бы запросы попросту не возникали.

Вот эти слова:

Невозможно,

Маловероятно,

Никогда,

Не может быть,

Если вдруг (отказ от возможности),

Если что (и это тоже отказ от возможности: мол, хочу-то я хочу, но вряд ли получу),

Может случиться так… (планирование препятствий. Эта фраза - самый надежный способ, чтобы не только НЕ получить то, к чему стремишься, а гарантированно обеспечить себя тем, чего ни в какую не хочешь), А вдруг (та же песня),

Не дай бог (из той же оперы).

И самое убойное:

нет выбора.

Знайте: кандальные слова (равно как и слова из разряда «органическая речь») значительно уменьшают скорость настройки продуктивной доминанты. А это, понятно, снижает скорость вашего движения к цели. Как, спросите, избавить свою речь от кандальных слов?

Множество людей убеждены, что в их жизни ничего случайного нет, и не было: все встречи вели к каким-то результатам, все знакомства порождали какие-то действия, все решения приводили к каким-то поворотам, и что самое главное, все идет так, как должно быть, а поменять ничего нельзя. Так это или нет? Вряд ли кто-то может ответить на этот вопрос авторитетно. Нет, безусловно, ответить может каждый, но согласятся ли с этой точкой зрения все или хотя бы большинство? Тут много сомнений, ведь, сколько людей, столько и мнений.

Что такое судьба

Это не что иное, как сложенные вместе все события, а также обстоятельства, которые происходили в жизни человека. Они имеют огромное влияние на всё бытие человека. То есть каждый шаг, каждое действие тянуло за собой другое, что впоследствии и создало цепочку событий под названием жизнь конкретного человека . И она получилась такой, какой она есть сейчас. Кроме того, судьбой называют некую предопределенность, то есть заранее известный или же решенный исход событий. Люди часто употребляют при слове «судьба» некие ее синонимы: «фатум», высшие силы, рок. Но в действительно это не одинаковые понятия.

Судьба и история

Судьба человека может предполагаться как в природе, так и в Божестве. Например, как всем, известно, во многих религиях подразумевается, что именно Бог является творцом судьбы человека. Именно ему известны все его поступки, и именно он ведёт всю линию жизни или судьбы каждого жителя Земли и в любую минуту может ее перерезать. Очень распространены такие верования в мусульманстве и христианстве. Но, если брать более ранние проявления веры в судьбу, то древние греки также верили в божественное начало, которое предопределяет и напрямую влияет на человеческую жизнь. Например, в Греции люди верили во многих богов: урожая, войны, семьи и так далее, и если человек был несчастен в какой-то сфере жизни, то он молился и приносил жертвы Богам. С одной стороны, можно подумать, что в этот момент именно Боги меняли судьбу человека, но, по сути, виднеется другое: греки верили, что они вправе решать, менять судьбу или нет. Ведь человек может и не молится, не так ли? А это уже что-то на пути к самопознанию.

Очень часто употребляется слово «фатум» - это, в какой-то мере олицетворение судьбы. Начало его положено на латыни, древними римлянами. Кроме того, этим словом было принято называть божества. Фатум являлся чем-то непонятным, процессом или понятием, которым определяли, какая будет судьба у человека и делалось это с самого рождения. Стоики же и вовсе считали, что фатум управляет миром. А римляне верили в Юпитера как в главного вершителя судьбы. Кроме того, интересным фактом является и то, что фатумом, только во множественном числе называли провидцев, точнее то, что они предсказывали, а предсказывали они не что иное, как божью волю. А это, безусловно, означало, что провидец рассказывает тебе судьбу - фатум.

Также, хотелось бы уделить внимание индийской религии и философии, на которых был основан и другой термин близкий к судьбе - карма. Она не является индийской «судьбой», это более отдаленное понятие, напоминающее её лишь чертами. Все дело в том, что судьба не подразумевает никаких действий, чтобы получить какой-то результат. Человек проживет свою жизнь так, потому, что такая судьба, или потому, что доля распорядилась иначе. То есть в нашей культуре, судьба - по сути, лотерея, ты не угадаешь, какую жизнь проживешь и не можешь никак повлиять на выбор. Карма же это совершенно противоположное явление, которое подразумевает такую связь: причина, следствие и воздание. Таким образом, на каждое действие есть реакция, и само деяние влияет на то, как человек будет проживать следующую жизнь. Все плохие и хорошие действия откладываются в карме как в неком сундучке или может на весах. Если плохие деяния перевешивают хорошие, это значит, что человек жил не по законам буддизма и он понесет наказание. И так как буддисты верят в реинкарнацию души, то следующую жизнь, он проведет, например, в облике камня. Если же человек был честен, никогда не делал плохих вещей и не желал плохого людям, то он может надеяться прожить лучшую жизнь. В любом случае, осознание того, что карма существует и то, как ты живешь, что ты думаешь и делаешь прямо влияет на твою следующую жизнь, ведет к тому, что буддисты очень дисциплинированы. Эти люди добры и жизнерадостны, всегда с хорошим настроением, они не позволяют себе огорчатся, если живут в бедности, как к слову, наши соотечественники могут с горечью всплакнуть при малейшей жизненной неудаче и перевести стрелки на плохой фатум.

Самое интересное, что изучая понятие судьбы, понимаешь, что главное не само ее значение, как определения. То есть, вы видите, что в разных культурах, временных периодах появились свои названия, которые в большей степени образовывают одно целое понятие. Важным является то, что люди извлекают из этих знаний. Принимают ли они их жизненный путь таким, каким он является без лишних телодвижений или же пытаются что-то изменить. Огорчаются ли при небольших неприятностях, считая, что это хитрости судьбы, создают ли другим неприятности, решая, таким образом, судьбу другого человека? Наверное, верования буддизма и кармы, в частности, тут соберут наибольшее количество поклонников.

Как влиять на судьбу

Если посмотреть на индусов, в каких бы условиях они не жили, в их сердцах всегда горит несгораемый огонек, глаза светятся от радости и сознания того, что жизнь хорошая штука, и живут они по правильным принципам. Если каждый из нас принимал жизненные неудачи, таким образом, в мире было бы намного меньше негатива, а люди были счастливее и всегда с хорошим настроением. Итак, главный тэг буддизма - человек сам творец своего счастья, исключительно от его действия и мыслей зависит то, как он будет жить, будет ли у него гармония. Если бы каждый из нас думал о том, что все его действия взвешиваются и впоследствии предопределят судьбу, то, наверняка, многие поменяли бы свой образ жизни.

Хотелось бы еще несколько слов уделить такому интересному и своеобразному феномену, как принцип или же эффект бабочки. Наверное, каждый смотрел знаменитый фильм с одноименным названием, но в действительности, этому явлению есть место в современной науке, культуре и нашем сознании. Можете себе представить, что взмах крыльев бабочки способен создать цунами на другом конце света. Как? Пускай этими вопросами занимаются специалисты. А мы из этого можем вынести только одно обстоятельство, более приближенное к жизненным реалиям: любой человеческий жест, действие, сказанное в сердцах слово, или, же не сказанное, может существенно изменить его жизнь и жизнь других людей.

Если бы человек мог перемещаться во времени, совершенно невероятным было бы узнать, как повернулась бы судьба человека, если в одной ситуации он бы поступил по-другому. Но, пока таких возможностей у нас нет, остается догадываться, но то, что эффект бабочки существует и влияет на нашу жизнь - это бесспорно.

Творите свою судьбу сами. И помните, что все мысли, поступки и действия имеют большое значение для достижения гармонии с самим собой и для Вашего хорошего настроения!

Б ольшинство людей уверены в том, что судьба существует и что обмануть ее невозможно. Но на самом деле вопрос заключается в том, как человек понимает это в целом. Может ли человек своей судьбой управлять? Некоторые отвечают на этот вопрос утвердительно, утверждая, что человек не зависит от судьбы, что судьба зависит от решений и выбора самого человека. Не все с этим согласятся, и на, то есть причины.

Судьба – это своего рода линия, которую каждый человек выбирает для себя. Если бы это было не так, и судьба заранее была бы предначертана, то все устремления человека к достижению поставленных целей были бы бесполезны. Многие, правда, пытаются оправдать собственные неудачи и промахи тем, что такова судьба. Но это неверно, ведь судьба складывается на протяжении всей жизни. Никто не ожжет догадываться о своей судьбе и уж тем более не может знать этого наверняка.

Существует множество фактов, которые доказывают все, сказанное выше. Многие пытались изменить собственную судьбу и добиться в жизни чего-то, и тем, кто действительно стремился к этому, все удавалось. Так, к примеру, многим хорошо известна писательница Дж.Роллинг, автор персонажа Гарри Поттера. Но мало кому известно, насколько трудно приходилось женщине. Она была простой учительницей французского языка, и первые литературные опыты ее были неудачными. Более того, множество раз ей отказывали в публикации того же Гарри Поттера, но Джоан не сдавалась, перерабатывала и дорабатывала свою книгу. Трудно сказать, чтобы это была судьба. Ведь, если бы женщина не выбрала столь сложный путь, ее книга вряд ли когда-нибудь увидела бы мир. Джоан сама решила стать писательницей и упорно шла к этой цели.

Можно взять пример из жизни. Так, человек решил приобрести ради веселья или ради интереса лотерейный билет, вовсе не надеясь на выигрыш. Но выиграл значительную сумму денег. Это не судьба, это выбор, хоть и совсем незначительный.

Подобных примеров можно привести великое множество. Но все они дают понять, что упрекать во всем судьбу неправильно.

Если представить судьбу в виде дерева, то получается, что при принятии какого-то решения ветвь дерева разветвляется и идет далее. Если бы человек принял другое решение, то и дерево выглядело бы по-иному. В данном случае – дерево является человеческой жизнью, судьбой.

Пожалуй, сказать определенно о том, какая судьба у человека можно только после его смерти. Только тогда можно рассмотреть и проанализировать все его поступки, плохие и хорошие. И уже на основании этого анализа делать выводы о личности человека и о его судьбе.

Некоторые исследователи паранормальных явлений, впрочем, придерживаются абсолютно противоположной точки зрения. Так, в частности, по словам Лазаря Моделя, жизнь у всех людей складывается совершенно по-разному, у одних каждый день праздник, другие мучаются от самого рождения и до последних минут жизни, одни трудолюбивы и талантливы, другие – бедные и безызвестны. А все потому, что у каждого человека есть своя судьба, которая дается ему от рождения. В качестве доказательства своей правоты Модель говорит о пророчествах и предсказаниях. Будущее существует в пространстве и времени задолго до своего наступления.

История знает немало случаев, когда люди видели свое будущее во сне. Так, к примеру, президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн несколько ночей перед собственной смертью видел во сне похороны в Белом Доме. На вопрос «Кого хоронят?» ему отвечали «Президента». И действительно, в скором времени Линкольн был убит. Сон оказался пророческим.

По словам историков Плутарха и Арриана, незадолго до смерти Александра Македонского предсказатель Пифагор (который являлся тезкой знаменитого математика) предсказал скорую его смерть. Когда Македонский приехал в Вавилон, навстречу ему вышли прорицатели, которые уговаривали императора не входить в город.

По словам историков античности, в частности, Тацита и Светония, большинство римских императоров были хорошо осведомлены обо всех подробностях своей смерти, но как ни старались некоторые из них обмануть судьбу, сделать это так никому и не удалось.

Известная писательница современности Дарья Донцова также получила предсказание от арабской прорицательницы. Еще будучи никому неизвестной переводчицей, женщина попала в автомобильную катастрофу. После этого ясновидящая предсказала, что в скором времени Дарья будет зарабатывать большие деньги, водя рукой справа налево. Донцова не сразу поняла, что это значит, и лишь, когда начала писать книги, осознала, что именно справа налево в арабских странах пишут.

Самыми распространенными способами предсказания будущего являются гадание на кофейной гуще и картах, ясновидение, астрология. Большой популярностью пользуется древнейшее искусство гадания по руке – хиромантия. Эта оккультная наука была хорошо известна еще в Древнем Египте. Увлекались ее многие известные мыслители, в том числе, и Пифагор. Первый, дошедший до нашего времени, трактат по гаданию по руке, был написан Аристотелем еще в 350 году до н.э.

Существует, по словам некоторых специалистов, немало других примеров, которые подтверждают, что у каждого человека есть своя судьба. К таковым, в частности, можно отнести случаи чудесного спасения.

Как отмечает Лазарь Модель, существует целый ряд так называемых оккультных наук, которые пришли к нам из глубокой древности, и которые занимаются именно предсказанием судьбы. Но, отмечает исследователь, дело это далеко не безопасное. Если человеку, к примеру, предсказали, что он проживет до 75 лет, то попасть в кораблекрушение в пятидесятилетнем возрасте совсем не страшно, ведь человек верит в то, что останется жив. Но, вместе с тем, узнав свою судьбу, каждый человек как бы подписывает себе смертный приговор с отсрочкой. Человек теряет ощущение бессмертия, и стрелки его смертного часа начинают отсчет.

Но ведь прорицатели не всегда оказываются правы? Даже Ванга иногда ошибалась. А между тем предсказание ложится на подсознание человека мертвым грузом, проецируя неправильную программу для жизни и делая установку на смерть. В древности недаром хорошо известен был анекдот об астрологе Людовика XI. Король решил казнить его за плохие пророчества, однако перед казнью решил спросить, знает ли тот день собственной смерти. Астролог оказался очень неплохим психологом и ответил, что умрет за три дня до смерти самого короля. Людовик казнь его так и не решился…

В то же время Лазарь Модель уверен в том, что судьбу можно изменить. А йоги вообще уверены в том, что судьбу, данную при рождении, можно поменять на другую. Но даже если сделать это не удастся, в рамках одной судьбы существует определенная свобода выбора, оставленная за человеком.

По словам Моделя, астрологи разделяют судьбу человека на три вектора: гороскопическая карма, структура кармы и вектор воли. Таким образом, судьбу человека на треть определяют звезды, на треть – карма и еще на треть – сам человек.

Гороскопическую карму можно вычислить по многочисленным предсказательным системам, в частности, по системе Таро. Благодаря этим вычислениям многие выдающиеся личности сумели предотвратить фатальные повороты судьбы. Так, к примеру, величайший адепт Франции Луи Констан смог предотвратить смерть своего маленького ребенка.

Аналогичных взглядов придерживаются и индийские хироманты, которые уверены в том, что судьба подобна нити, один конец которой находится в руках Божьих, а второй – в руках человека. Тот конец нити, который находится в руках Бога, непостижим для человека, это тайна, поэтому человек должен сосредоточиться на том, что зависит непосредственно от него. Человек должен развивать свой ум, стремиться к совершенству, соблюдая при этом нравственные нормы. Только там можно влиять на судьбу.

Таким образом, мнения специалистов относительно существования судьбы, правдивости всевозможных пророчеств и возможности свою судьбу изменить, разошлись. Каждый человек должен сам решить, что для него значит судьба. Но как бы там ни было, жить нравственно, честно и поступать по совести и справедливости, должен каждый, несмотря ни на что…

Биография и судьба

Все человеческие судьбы слагаются случайно,
в зависимости от судеб, их окружающих...
Так сложилась и судьба моей юности,
определившей и всю мою судьбу.

И.А.Бунин

Рассмотрев постоянство личности с точки зрения сохранения или изменения отдельных ее черт, попробуем теперь подойти к проблеме с другого конца – выявить общие принципы периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания. Здесь существует три подхода.

В биологии и психофизиологии речь идет о критических, или сензитивных, периодах , когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак), чему нередко сопутствуют особые социальные ритуалы, обряды перехода .

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то психологической перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных жизненных кризисов , которое подчеркивает, что, какой бы болезненной ни казалась эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна, статистически нормальна. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно (в среднем) предсказать, в каком возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.

Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография конкретной личности , таких объективных данных недостаточно.

Жизнь отдельной личности, как и история человечества, есть, с одной стороны, естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная, единственная в своем роде, драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально неповторимых характеров и обстоятельств. Всякая жизненная ситуация конкретна, многокомпонентна и изменчива, а слово "событие" обозначает однократное происшествие. Недаром логико-методологическая специфика исторической науки связана именно с проблемой объяснения событий , а не законов или тенденций развития.

Разумеется, жизненные (биографические) события, как и исторические, поддаются классификации и могут быть описаны в процессуальных или структурных терминах .

В зависимости от того, к какой сфере жизни они относятся, говорят о физических, биологических, социальных и психологических событиях. В зависимости от того, происходят ли они вокруг индивида, с ним самим или внутри него, различают внешние (средовые), поведенческие (поступки) и внутренние (духовные) события. События, происходящие в собственной жизни индивида, называют индивидуальными, а те, в которых он выступает как объект исторических обстоятельств, – социокультурными. По степени их массовости, повторяемости и предсказуемости различают обычные (нормативные) и случайные (исключительные) события.

Кроме общей типологизации жизненных событий ученые выделяют их структурные свойства:

Время совершения события – насколько оно соответствует нормативным социальным ожиданиям и является своевременным или несвоевременным для данного отрезка жизненного пути. Первый брак в 16 лет сегодня кажется преждевременным, в 18 – ранним, в 40 – поздним,

Длительность события, которое может быть растянутым во времени (половое созревание, приобретение профессии, становление гражданственности) или почти одномоментным, дискретным происшествием (авиационная катастрофа).

Последовательность – место данного события в ряду других жизненных событий. Трудовая жизнь может начинаться после завершения общего образования, параллельно ему или раньше; интимная близость в одних случаях следует за вступлением в брак, в других предшествует ему. Не зная реальной и нормативно-ожидаемой последовательности жизненных событий, невозможно понять структуру жизненного пути, а следовательно, и особенности конкретной биографии.

Когортные особенности – каковы типичные структурные свойства (длительность, последовательность) и т.д. жизненных событий у представителей данного поколения, в отличие от других.

Контекстуальная чистота события – насколько тесно и как именно оно связано с другими жизненными событиями. Большинство жизненных событий не являются "чистыми" и не допускают одноплановых объяснений. Так, подростки начинают влюбляться не столько в соответствии с биологическим половым созреванием, сколько под влиянием нормативных установок сверстников и окружающих.

Вероятность осуществления события, его статистическая типичность – происходит ли нечто подобное со всеми, с некоторыми или только с отдельными людьми. Это зависит не только от обычности или исключительности события, но и от особенностей данного индивида, его профессии, групповой принадлежности и т.п. (профессиональные ученые делают научные открытия неизмеримо чаще, нежели самоучки).

Оценивая степень "судьбоносности" разных жизненных событий, их влияние на личность, обыденное сознание склонно обращать внимание прежде всего на яркость, драматизм события, его хронологическую близость к моменту предполагаемого изменения личности, крупномасштабность (слово "событие" подразумевает нечто значительное, из ряда вон выходящее) и относительное единство, благодаря которому оно выглядит однократным. Однако глубокие личностные изменения не всегда порождаются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями, Очень часто они результат накопления множества мелких событий в течение определенного времени, причем существует потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в "образе Я" подростка нужно учитывать не только изменения в его телесном облике и психогормональные процессы, но и такое, казалось бы, внешнее событие, как переход в новую школу, вызывающее необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей.

"Событийный" подход к формированию личности видит в ней не завершенную и замкнутую в себе систему элементов и последовательность стадий развития, а живую историю , драму обновления, достижения и преодоления.

Реконструируя течение собственной жизни, мы периодизируем его не по безличным психофизиологическим циклам и социальным переходам, а по критическим ситуациям, возникающим в точках пересечения "внешнего" и "внутреннего" планов бытия, нарушающих его размеренное течение и переживаемых как стрессы, фрустрации, конфликты и кризисы. Но так обстоит дело у всех людей. Обобщить все это призван помочь биографический метод .

Это понятие многогранно. В исторической науке XIX в. "биографической историей" называли самый примитивный нетеоретический вид исторического повествования, сводивший сущность исторического процесса к биографическим особенностям его участников. В социологии первой четверти XX в. биографический метод, то есть изучение личных документов (переписки, дневников и т.д.), использовался для прояснения субъективной стороны социальных процессов, того смысла, который придавали этим процессам их участники (У.Томас, Ф.Знанецкий). В психологии 20-х годов биографический метод превратился в дневниковый: главным источником реконструкции жизненного мира личности стали дневники и автобиографии (Ш.Бюлер). В психиатрии "история жизни" сливается с клиническим исследованием, нацеленным на обнаружение источника заболевания, исходной "психической травмы".

Хотя биография как распространенный познавательный вид (жанр) истории литературы, искусства, политики и науки не отличалась теоретичностью, в начале XX в. в ней оформляются два отчетливых полюса – герменевтика и психоанализ .

Герменевтика как метод исторического понимания, интерпретации и расшифровки скрытого внутреннего смысла человеческой деятельности и ее продуктов считала биографию высшей и самой поучительной формой гуманитарного исследования. Но В.Дильтей и Г.Миш практически сводят биографию к расширительно трактуемой автобиографии, истории духовного становления субъекта, рассматриваемой с его собственной точки зрения. Добиваясь максимальной идентификации со своим героем, глядя на мир его глазами, биограф-герменевтик старался избегать какой бы то ни было критики его действий, взгляда со стороны. При этом дело "выглядит так, как если бы задача самореализации, совпадения с самим собой, во все времена и эпохи была основным содержанием человеческой жизни, а конкретно-исторические усилия людей – всего лишь формой , в которой это содержание осознавалось и выполнялось". В результате герои разных биографий оказываются похожими друг на друга. "Жизнеописания, каждое из которых акцентирует тему движения к себе самому, в совокупности создают картину каких – то ничейных, безличных, из века в век повторяющихся мытарств" .

Нечто похожее происходит и в психоанализе, хотя его исходные посылки противоположны герменевтическим. "Если в герменевтике, – пишет Э.Ю.Соловьев, – отношение к чужому самоистолкованию определяется презумпцией благоговения, то в психоанализе – презумпцией подозрительности . В искренних исповедях он видит не истину, исключающую всякую критику, а как раз высшую форму самообмана, такую степень развития "иллюзий на свой собственный счет", когда пациент уже не может выпутаться из них, но именно поэтому позволяет врачу распознать вытесненные психологические энергии, силы, комплексы, травмы. Типы и виды чужеродных психических сил психоаналитик всегда уже знает заранее. Проводимая им расшифровка исповедального материала носит поэтому характер сведения индивидуального к общераспространенному, странного – к известному, уникального – к типологическому" . Бесконечное многообразие исторических индивидуальностей втискивается в таблицу, где по горизонтали проставлены психические травмы и аномалии, а по вертикали – типичные способы реакции на них.

Эти недостатки в сочетании с трудностями научной интерпретации интроспективных данных и ненадежностью ретроспективных отчетов сделали "биографический метод" по меньшей мере неубедительным в глазах обществоведов и психологов.

Сейчас положение изменилось. Биография не только является одним из любимейших жанров массовой литературы, но и заняла прочное место во всех науках о человеке и обществе. Во-первых, когортный анализ и историческая социология жизненного пути позволяют выяснить типичную структуру и последовательность этапов развития и социальных переходов не "человека вообще", а "личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения" . Во-вторых, изучение индивидуального развития на протяжении всей жизни человека позволяет глубже понять механизм внутриличностного взаимодействия психических структур и индивидуально-типологические варианты процесса развития. В-третьих, в самой биографической литературе крепнет понимание того, что индивидуальность личного становления может быть раскрыта лишь в связи с конкретной социальной и культурной ситуацией, ибо "только по отношению к последней описываемая жизнь приобретает значение истории, особой смысло-временной целостности, к которой применимы понятия уникальности, событийности, развития, самоосуществления" .

Естественноисторический процесс и драма не теряют в результате этого своих различий, а индивидуальная биография не сливается ни с социологией жизненного пути, ни с психологией развития, но осознается их взаимозависимость и дополнительность по отношению друг к другу.

Говорят, что предметом биографии является не просто жизнеописание, а судьба . Понятие судьбы в метафизическом смысле обозначает неразумную и непостижимую предопределенность человеческой жизни. Но судьба трактуется нередко и как внутренняя определенность индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и смысл. В первом случае подчеркивается несвобода внешней детерминации, во втором – окончательность, необратимость собственного выбора.

Психофизиологическая индивидуальность личности и особенности общества, в котором она живет, не зависят от ее воли и ставят определенные границы ее жизнедеятельности. В гитлеровской Германии А.Эйнштейн не смог бы стать великим физиком: и он сам, и стиль его теоретического мышления были "несозвучны эпохе". Но в пределах этой двойной психофизиологической и социальной – детерминации индивид имеет возможность выбора. Человеческая жизнь – не спонтанное саморазвитие, а длинный ряд следующих друг за другом встреч, событий и решений, которые в момент своего осуществления зависят от нашей воли и лишь затем, благодаря своим последствиям и ретроспективному осмыслению, обретают характер необходимости и воспринимаются как таковые.

Биографическое исследование кажется вышколенному естественнонаучному интеллекту сомнительным. Биограф интересуется не общим, а индивидуальным: вместо того чтобы высчитывать статистические корреляции, он погружается в изучение личных документов, смысл которых всегда проблематичен, пытается понять скрытые мотивы давно умерших людей и постоянно вынужден прибегать к статистически ненадежному ретроспективному анализу. Но эти упреки можно отнести ко всякому историческому познанию. Биографический жанр, где объяснение соседствует с пониманием, не случайно называют научно-художественным. Советский литературовед Б.И.Бурсов даже назвал свой фундаментальный труд о Ф.М.Достоевском "роман-исследование".

Методологическая специфика биографии состоит именно в том, что, в отличие от экспериментально-психологического исследования, она прослеживает развитие не объекта и его свойств, а самосознательного субъекта , личности. Биографа интересует не только что и по каким причинам сталось с его героем, но и что и ради чего он сделал из себя. И хотя из этой "повести" невозможно вывести закона, обязательного для других жизней, она дает поучительный пример : так можно или так бывает.

Б.Пастернак писал, что жизнь поэта – не в фактах его биографии, а в его творчестве. "Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей... Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает" . В какой-то степени это верно и относительно любого человека, который, сам того не ведая, накладывает свой, большой или малый, отпечаток на многих других людей.

Отсюда и методологическая сложность изучения жизненного пути личности.

Просмотров: 1188
Категория: »