Стимул, что это такое и как найти его в жизни? Стимул для работы – какой выбрать.

Отличным стимулом к выступает деловая мотивация. Выделяют несколько разновидностей такой мотивации: во-первых, по источнику возникновения:

  • внешнюю (исходящую от другого лица, из условий среды);
  • внутреннюю (личную);

во-вторых, по объекту, механизму воздействия:

  • материальную;
  • моральную (социальную);
  • административную (организационную).

Сегодня деловая мотивациявключает обычно две категории:

  • стимулирование, считающееся положительной мотивацией;
  • санкции, относимые к негативной мотивации или профилактическим (предупреждающим) мерам.

Среди деловых мотивов решающее значение остается в большинстве случаев за стимулами, связанными с заинтересован­ностью. Они чаще всего влияют на выбор места работы, профессии, определяют отношение к труду. Материальная деловая мотивация реализуется посредством ряда кана­лов:

  • оплату труда,
  • дифференцированный учет видов, результативности труда,
  • реализацию полученных средств (развитие сферы распределения полученных трудовых доходов).

Дополнительным стимулированием, также соотносимым с материальной основой, является:

  • субсидии на питание,
  • оплата за счет работодателя транспортных расходов,
  • оплачиваемые за счет организации медицинские обследования,
  • помощь в покрытии расходов на образование,
  • поездки туристического характера (во время отпуска, в выходные дни),
  • страхование от несчастных случаев,
  • расходы на страхование жизни работников, их иждивенцев.

Базируются на нравственных ценностях, осознании своего труда как общественного, гражданского долга, понимании практической значимости, полезности труда. Сюда относят и побудительные мо­тивы, связанные с содержательностью труда, творческой насыщенностью, относительно благоприятными рабочими условиями, взаимоотноше­ниями в коллективе, отношениями между сотрудниками и руководителем, возможностью квалификационно­-профессионального роста, самосовершенствования, самовыражения. Административная (организационная) деловая мотивация основана на закрепленном законом праве работодателя, администрации компании требовать от сотрудников соблюдения правил трудовой деятельности. Так, работник должен:

  • соблюдать трудовую дисциплину,
  • добросовестно выполнять трудовые функции, обя­занности,
  • бережно относиться к корпоративному имуществу, выполнять нормы труда.

Поэтому основой такого вида мотивации является также дисциплина труда, а ее результатом - дисциплинарная ответственность, предусматриваю­щая воздействующие меры за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками. К конкретным мерам дисциплинарной от­ветственности относятся: строгий выговор, выговор, замечание, временный перевод (смещение) на нижеоплачиваемую работу, за систе­матическое невыполнение трудовых обя­занностей без уважительных причин, прогул – увольнение. Административная деловая может включать и меры поощрения. За образцовое исполнение трудовых обя­занностей, улучшение каче­ства продукции, повышение продуктивности, производительности труда, новаторство в труде, продолжительную, безупречную работу. За такие профессиональные достижения применяются разнообразные поощрения: выдача премии, объявление благодарности, награж­дение почетной грамотой, ценным подарком, занесение на специальную Доску почета или в Книгу почета. Все это примеры внешней мотивации. Личная деловая мотивация основана на индивидуальных потребностей, внутренних стимулах, которые обеспечивают возможности достижения определенных целей, благ.


Владельцы крупных и не очень крупных компаний знают, как важно поддерживать интерес собственных сотрудников к работе. Для этого нужен стимул. Стимул – это подталкивание, побуждение к действиям, предложенное извне. В основе стимула может быть материальный интерес, моральный или этический, личный или общественный.

Методы стимулирования труда можно использовать самые разные. Все зависит от того, насколько продумана и как организована система управления персоналом и от того, как в принципе функционирует компания.

Стимулированием труда называется сам процесс применения всех или некоторых стимулов. Стимулирование труда применяется как важная составляющая заинтересованности сотрудников в работе компании. Такое стимулирование и есть составная часть мотивации. И в этом принципиальное различие двух понятий – стимулирование и мотивирование.

Но и мотивация, и стимулирование сотрудников равнозначно оказывают действие на успешное привитие им таких жизненно важных качеств, как хорошая работа или качественное выполнение своих обязанностей, нацеленность на результат, усердие, усидчивость, настойчивость и настырность, добросовестность, трудовая дисциплина и даже стрессоустойчивость.

Стимулы в работе могут быть самые разные. Современные методы стимулирования:

Деньги;
уважение;
самореализация;
чувство плеча, ощущение себя частью команды;
похвала от руководства;
положительная рабочая атмосфера;
гибкий график работы;
возможность высказать собственное мнение, внести идею или предложение;
возможность совершенствоваться, учиться чему-то новому;
карьерный рост;
дружеские отношения в коллективе;
признание заслуг и достижений;
вознаграждения за старание;
возможность удаленной работы;
независимость;
премиальные;
творческая атмосфера;
благодарность от руководства за проделанную работу или за сверхурочные;
чувство удовлетворенности от работы;
чувство уверенности в правильном выборе профессии и должности;
сотрудничество и постоянное общение;
отлаженная работа;
доверие со стороны руководства компании.

На трудовое поведение сотрудников можно воздействовать стимулированием опосредованно через мотивацию. Стимулирование как бы дает компенсацию за потраченное время и силы, приложенные к работе. Стимулы делятся в этой связи на «материальные» и «нематериальные» , то есть «моральные» . При этом разделение такое условное, так как одно тесно связано с другим, вытекает одно из другого. Даже банальная премия в виде прибавки к заработной платы может выступать и как акт признания заслуг сотрудника перед коллективом, и как оценка его стараний, а не только лишь как благодарность за достигнутый результат. Далеко не всегда денежные компенсации ставятся сотрудниками на первое место. Все чаще во главу угла встают общение с руководством, с определенным кругом лиц, вхожесть в этот круг.

Современные методы стимулирования труда работников делятся, как мы уже отметили на материальные и нематериальные.

Материальные методы стимулирования труда

Материальные методы стимулирования труда – это, прежде всего, рациональный подход. Рыночные отношения диктуют свои правила, особенно в деле стимулирования труда. Правильный выбор системы оплаты труда дает возможность создавать не только материальную базу предприятия, но и человеческую, кадровую. Системы доплат и премий могут помочь более рационально использовать рабочую силу и управлять персоналом намного эффективнее. При этом не важно к какой категории относится персонал, к рабочим слоям или к руководящим. Одинаково эффективными должны быть и те, и другие. Важную роль в деле привлечения рудовых резервов и ресурсов для работы, в деле сохранения ценных кадров играет мотивация финансовая, вознаграждение за труд и потраченное время.

Социальные стимулы – это прежде всего потребность человека в самореализации, самоутверждении. Человеку свойственно стремление занять какую-то определенную нишу в обществе. Власть – это то, к чему стремятся, если не все, то многие. Такие стимулы могут помочь сотрудникам приобщиться к руководству компанией, стать частью ее движущей силы. Коллектив может вполне принимать участие в принятии важных решений. Делегирование ответственности – важный этап мотивации.

Моральные стимулы обеспечивают человеку потребность к признанию. Уважение коллег дает моральное удовлетворение, а признание со стороны начальства позволяет еще и самоутвердиться. Кстати, к моральным стимулам относятся не только лишь похвала, но и критика.

Социально-психологические стимулы – важная часть его жизни, поскольку обеспечивают ему возможность общения. Нормальному человеку свойственно тянуться к общению. С помощью коммуникации человек способен самореализовываться.

Таким образом, материальные методы мотивирования сотрудников – далеко не все, что нужно правильному руководителю для успеха компании. Одной только зарплатой не удастся удержать по-настоящему квалифицированные кадры. Деньги сегодня решают далеко не все.

Любой работающий человек хотел бы получать больше от работы, как в финансовом, так и в материальном плане. Работая более эффективно, можно успеть сделать гораздо больше и получить тоже. Осознание того, что время не проходит даром и использовано максимально продуктивно, придает сил и уверенности. Помимо этого, видя, как у человека все хорошо и оперативно получается, начальство может заинтересоваться именно его кандидатурой, в случае возникновения вакансии должностью выше. Соответственно, получать от работы этот человек будет гораздо больше, чем, если бы он с пренебрежением относился к своим обязанностям. Как же найти подходящий стимул?

Если проанализировать честно свой рабочий день, многие придут к неутешительному выводы, что на работу за день было потрачено от силы часа два, а все остальное время ушло на обеды, перекуры, обсуждения малозначительных тем с коллегами, просмотр почты и социальных сетей. Если зарплата и должность вас устраивает, можно и дальше продолжать так "работать", откладывая важные дела и жизнь на потом. А ведь можно успевать делать не только рабочие дела, но и находить время на себя, свое саморазвитие или хобби.

На самом деле в древности стимулом называли остроконечную палку, которой толкали ослов, когда те не хотели идти вперед. То есть, чтобы найти стимул, надо найти еще и погонщика, либо стать таким погонщиком для самого себя.

Как и в любом другом деле, будь то похудение или изучение иностранного языка, стимулы должны быть разными.

В первую очередь, надо определиться с приоритетами. Что действительно важно именно для вас? То, ради чего вы готовы и день, и ночь без устали трудиться, и вам это будет в радость. Например, кому-то важен уровень дохода. Таким можно посоветовать сделать журнал, в котором будет записана стоимость часа рабочего времени и на что этот час потрачен. Такой журнал можно делать перед началом или по окончанию работы. Чтобы не затрачивать на него много времени, можно делать обобщение, разбивки не по часам, а по дням. Если человек за день заработал определенную сумму, при этом успел выполнить свои обязанности и нашел время на себя – это может быть лишним поводом для гордости. Если же он потратил день впустую, то мог попасть в черный список для руководителя и рискует быть уволенным или лишенным премии.

Также стимулом может быть возможное повышение по карьерной лестнице. Возьмем другую ситуацию: женщина работает в страховом офисе, однако направление деятельности фирмы ей не близко. Более того, ей бы хотелось открыть свой магазин по продаже свадебных аксессуаров, но для этого нужно заработать стартовый капитал. Если она каждый день будет себе напоминать, что работает здесь ради реализации своей заветной мечты, то дело пойдет значительно лучше. Говоря другими словами, надо постараться найти в работе что-то интересное именно для себя: не важно накопление денег, получение высокой должности или что-то еще. Если это так и не удалось, значит стоит найти занятие себе по душе в другой компании или профессиональной области.

Помимо того, что человек придумает для себя мотивацию работать более усердно, он должен еще организовать свой день эффективно. Распределить по времени решение сложных и более легких задач, по возможности перепоручить другим несложные вопросы, которые могут быть решены без его участия и т.д. Впрочем, как эффективно распланировать свой день и работу – тема отдельной статьи.

Чтобы найти стимул, нужно всего лишь определиться со своими целями в жизни, в работе. Если у вас есть конкретная цель, и она действительно вас вдохновляет, то вопроса о поиске мотивации возникать уже не будет.

- (иноск.) быть побуждением (поощрением к чему нибудь) Ср. Если верно, что душа источник и стимул, верно и то, что она есть принадлежность всего живущего на земле... Д.В. Григорович. Горькая доля. Ср. Es ist ein Sporn (Stachel) für ihn. Это ему… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

СТИМУЛОМ, ОГРАНИЧЕННЫЙ - 1. Вообще – характеристика ситуаций, в которых то, что воспринимается, фактически полностью определяется физическими свойствами стимула. Как указано в обсуждении в статье восприятие, это не так. 2. В исследованиях личности – характеристика людей … Толковый словарь по психологии

Прил., кол во синонимов: 4 дававший стимул (4) культивировавший (14) поощрявший … Словарь синонимов

Поощрять, стимулировать, культивировать, давать стимул Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Ограниченный стимулом - – ригидная личность, реагирующая на внешние стимулы больше, чем на рефлексию и интерпретацию ситуации. Ср. ригидность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

- (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… … Энциклопедия культурологии

Классическое формирование условных рефлексов - Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, экспериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса научения, при котором один стимул или… … Большая психологическая энциклопедия

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …

Психофизический закон, определяющий отношение между двумя объектами в психическом пространстве человека. Сформулирован Л. Л. Терстоуном. Содержание 1 Основные положения 2 В … Википедия

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами, Н. является… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Покидая пределы этничности. Постсоветская эмиграция в Германии , Попков В.Д.. Стимулом для написания этой монографии послужил проект, поддержанный Фондом имени Александра Гумбольдта в 2005-2007, 2008 и 2011 годах. В основе представленной работы лежит аналитика серий…
  • Рисование фигуры человека. Полное руководство , Чиварди Джованни. О книгеОбязательное пособие для всех, кто хочет научиться рисовать фигуру человека. В этой всеобъемлющей энциклопедии ведущий преподаватель по рисованию в мире Джованни Чиварди делится…

сти мул , стимула, муж. (лат. stimulus, букв. заостренная палка).

1. Причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего-нибудь. У пролетариата в капиталистических странах нет никаких стимулов к повышению производительности труда. Распределение доходов по трудодням - важный стимул для роста производительности труда в колхозах.

2. Раздражитель, вызывающий реакцию (псих. ).

Словарь Ефремовой

м.
Заинтересованность в совершении чего-л. как побуждение к действию,
побудительная причина.

Словарь медицинских терминов

раздражитель, вызывающий изменение (обычно усиление) деятельности организма, его отдельной системы, органа или ткани.

(от лат. stimulus, буквально ≈ остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема «С. ≈ реакция» (классическая психофизика и особенно бихевиоризм, см. также необихевиоризм). Термин «С.» сохраняется также в некоторых психологических концепциях, которые по существу преодолевают схему «С. ≈ реакция». Так, например, в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или «сознание цели». Термин «С.» при этом имеет скорее уже метафорический характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин «С.» в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где проводится функциональное различие между «С.-объектами», на которые направляется действие, и «С.-средствами», с помощью которых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки.

В социально-психологических исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. «Человек и его работа». [Сб.], 1967, с. 38≈39).