Создание представлений и мысленных ситуаций. Энциклопедия

Отношение - это способ бытия объектов (процессов, явлений) как взаимообусловленных и взаимосвязанных. Взаимосвязанность же или взаимосвязь - это отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов, при том, что события во второй группе объектов в свою очередь вызывают изменения в первой группе. Эта общая характеристика взаимосвязи конкретизируется посредством понятия «действие », выражающего формы взаимосвязи объектов, при которых изменения одних объектов направлены на изменение других. Результаты направленного и обратного (ответного) действия несимметричны (неодинаковы), на основе чего носитель направленного действия сохраняет свое качество в течение определенного периода и соответственно способность проявлять активность в виде направленных действий. Эта способность присуща всем живым системам и наиболее развита у людей.

Выделяют несколько основных типов отношения человека к окружающему его миру вещей, явлений, процессов, соответственно тому, на что направлена его активность и какой она имеет характер .

Практическое (практически-преобразовательное) - это отношение, в котором активность человека направлена на преобразование природного (естественного) вещества с целью придать ему форму, обеспечивающую возможность его непосредственного потребления, а также на изменение социальной реальности. Нередко данное отношение квалифицируют как потребительское или утилитарно-прагматическое . Это не вполне корректно, поскольку специфика последних не определяется направленностью на преобразование реальности. Определенную часть природного вещества люди потребляют и в естественном (непреобразованном или минимально преобразованном) виде: атмосферный воздух, питьевая вода, некоторые виды растений, их плоды и т. д.

Ценностное - это отношение, в котором активность человека направлена на формирование и поддержание понимания значимости предметов, явлений и процессов окружающей реальности для его жизнедеятельности. В частности, понимания природы как источника материальных благ и объекта, способного удовлетворять эстетическую (чувственную) потребность в прекрасном.

Охранительное - это отношение, в котором активность человека направлена на поддержание стабильности природных и социальных систем, а также ограничение негативных последствий природопользования. Оно представляет собой разновидность практического и одновременно ценностного отношения.

Познавательное - это отношение, в котором активность человека направлена на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний; в идеале - духовное воспроизведение природы такой, какой она существует независимо от человека и его познавательной деятельности, природы «в своих собственных характеристиках».

В реальной жизнедеятельности человека выделенные типы отношений осуществляются взаимосвязанно, дополняя и усиливая друг друга. Нет познавательных действий, так или иначе не связанных с практическими действиями. Понимание значимости объектов, процессов и явлений реальности для человека невозможно без определенных знаний о них и знаний о носителе ценностного отношения, т.е. о самом человеке. Тем не менее, цели, в соответствии с которыми выделяют основные типы отношений человека к миру, являются принципиально разнокачественными. Соответственно принципиальные отличия присущи и характеру его активных действий по отношению к объектам (процессам, явлениям) реальности. В частности, в рамках познавательного отношения к реальности практически-преобразовательные, оценочные, практически-охранительные цели и действия не имеют самодовлеющего значения и всецело подчинены доминирующей конечной цели - получить о ней достоверные знания. Своеобразие познавательного отношения к реальности можно иллюстрировать ссылкой на отмеченное еще Аристотелем «незаинтересованное» познание мира, несвязанное с практическими задачами.

Познавательное отношение реализуется в русле познавательной деятельности, понимаемой как совокупность (система) познавательных действий людей. Познавательное действие – это проявление активности человека, направленной на духовное воспроизведение действительности (объектов, явлений, процессов, их свойств и отношений) в форме знаний. По отношению к общему понятию «действие»* специфику понятия «познавательное действие» составляют признаки, характеризующие его направленность не на изменение, а на воспроизведение человеком других объектов, причем воспроизведение духовное, в форме знаний. Изменяется при этом не познаваемый объект, а совокупность представлений о нем, вырабатываемых в ходе осуществления предшествующих познавательных действий. Такого рода активность реализуется в разнообразных формах. В их совокупности выделяют несколько ключевых форм чувственного и рационального познания, общих не только для научного и вненаучного познания, но и присущих представителям высших биологических видов. Более того, по утверждению некоторых авторов, данные формы предпочтительнее квалифицировать как познавательные способности человека, поскольку давно обнаружено, что формы чувственного познания включают элементы рациональной природы, а формы рационального познания элементы чувственного характера. Одновременно предполагалось выделить формы абстрактного мышления как более специфические по сравнению с формами рационального познания за счет того, что они полностью лишены чувственного содержания, и соотносить именно их (а не формы рационального познания) с чувственным познанием. Тем не менее, пока доминирует прежнее представление, согласно которому самое общее структурирование всей совокупности познавательных действий осуществляется путем выделения форм чувственного и рационального познания по таким критериям как специфика онтологического коррелята, общая направленность, характер используемых познавательных средств и специфика результата.

Чувственное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Его онтологическим коррелятом выступает сфера конкретных явлений, предметов, процессов как фрагментов реальности. Он направлен на отражение их специфических характеристик, что определяет особенности результата как чувственного воспроизведения конкретных специфических характеристик фрагментов познаваемой реальности. Часто в философской литературе чувственное познание называют “живым созерцанием”. В обычном смысле “живое созерцание” – это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение – это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат этого процесса – воспроизведение человеком конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Каждое ощущение отражает какое-либо одно из свойств воспринимаемого объекта и существует только при наличии с ним непосредственного контакта человека.

Восприятие – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения – наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другую – в нем отражение отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. В восприятии ведущую роль играют те компоненты, которые обеспечивают постоянство (константность) образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия. В подавляющем большинстве познавательных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни, а также в контексте специализированных видов деятельности различные ощущения осуществляются одновременно и создают целостное восприятие предметов, хотя доля каждого из ощущений в общем объеме информации о предметах внешней реальности неодинакова (зрительные ощущения составляют свыше 80 %, 7-8 % -- слуховые, остальное приходится на долю осязания, обоняния и вкуса). Психические механизмы формирования восприятий обеспечивают взаимодействие в рамках этого процесса, с одной стороны, идущей от органов чувств оперативной информации, с другой стороны – информации, воспроизводящей опыт прежних актов восприятия и их интеллектуальной обработки. Поэтому восприятие называют “мыслящим живым созерцанием”.

Представление – это целостный образ непосредственно не воспринимаемых предметов. Оно сохраняет такую важную характеристику восприятия как целостность образа познаваемого предмета, но его воспроизведение осуществляется не путем непосредственного контакта, а “по памяти”. Представление поднимает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую более высокую ступень, освобождая его от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами. Каждый нормальный человек способен представить себе (воспроизвести в представлении) минувшие события, запомнившиеся предметы, контактировавших с ним людей и т.д. Однако на этом пути неизбежны и существенные информационные потери, обусловленные спецификой процессов запоминания и забывания, значительными различиями в объеме оперативной и долгосрочной памяти у отдельных людей.

Воображение – это форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, “опережающим отражением” человека. Прежде всего в этом плане характерны представления о будущих и прошлых событиях. Однако предметом воображения могут быть и реально существующие вещи, процессы, явления, отдельные параметры которых можно в познавательных целях представить в таком виде, в каком в действительности они никогда не существовали и не могут существовать. Например, вполне оправданно и естественно представлять детали создаваемых механических устройств в виде идеальных геометрических фигур, хотя в действительности здесь полное совпадение невозможно. Воображение поставляет такие важные в научном познании представления как идеальный газ, идеальная паровая машина и др., в техническом творчестве – представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля, в экономической науке – представления об обмене товаров строго по их стоимости и т.д.

Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов, процессов, явлений, в связи с чем можно утверждать, что в отличие от форм чувственного познания, характер их онтологического коррелята (общие, а не специфические характеристики фрагментов реальности) обеспечивает выход познания на более высокие сущностные уровни; во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (язык является материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мысли, которая отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Умозаключение – это форма мысли, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления относятся к основным, поскольку посредством их выражается содержание всего множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, задача, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а такжеформы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией чувственных форм по отношению, с одной стороны, к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания, с другой. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, идущей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). В итоге формы и чувственного и рационального познания, как правило, связывают элементы разнородного характера. Поэтому их отнесенность к чувственному или рациональному познанию определяется не рафинированной чистотой элементов, а, скорее, доминированием их определенного типа и характером связей всех элементов. Значимость последнего критерия отражена и на терминологическом уровне, поскольку форма – это совокупность связей и отношений элементов, образующих фрагмент реальности. В этом плане формы и чувственного, и рационального познания представляют собой динамическое единство разнородных элементов.

Наиболее ярким проявлением динамического единства чувственного и рационального в познании является интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. В определенном приближении оно может быть представлено как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения – движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д. Этот процесс совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией . Ее нельзя “включить” или “выключить” сознательным волевым усилием. Это неожиданное “озарение” (“инсайт” – внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления считались таинственными, неподвластными логическому анализу и изучению научными средствами. Однако их последующее исследование позволило, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфически познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную интуицию (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную интуицию , включающую ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке. Интуиция как специфический познавательный процесс и особая форма познания характеризуется посредством выделения основных этапов (периодов) данного процесса и описания механизмов поиска решения на каждом из этих этапов. Первый этап (подготовительный период) – это этап преимущественно сознательной логической работы, связанной с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) – подсознательный анализ и выбор решения – начинается практически одновременно с постановкой проблемы, осуществляется также после прекращения сознательной работы над решением проблемы и продолжается до момента интуитивного “озарения” сознания готовым результатом. Основным средством поиска решения на данном этапе является подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности, механизмы и доминанты, а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап – внезапное “озарение” сознания готовым решением, инсайт, т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в отмеченном выше узком смысле. Четвертый этап – это сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

К основным механизмам интуиции относятся: во-первых, наличие двух видов анализа проблемы (сознательного и подсознательного); во-вторых, неполнота сознательного анализа (если бы он охватил все содержание проблемы и возможные пути ее решения, то проблема была бы решена логическими средствами); в-третьих, параллельное прохождение сознательного и подсознательного анализа, их взаимное стимулирование друг друга (если строго придерживаться принципа психофизического параллелизма, то необходимо подчеркнуть, что подсознательный анализ начинается одновременно с сознательным); в-четвертых, стимулирующее воздействие эмоциональной сферы человека, его сознания и самосознания на процесс перехода результатов подсознательного анализа в сферу сознания, позволяющее быстрее преодолеть на этом пути “три порога” (эмоциональный порог, порог сознания и порог самосознания).

Таким образом, интуиция – это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания . Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества, зачастую экзотичных и даже забавных. Вместе с тем необходимо отметить, что интуиция имеет свои недостатки, из-за которых интуитивно полученные решения далеко не всегда включаются в существующую систему знаний. Во-первых, для нее характерны отсутствие доказательности и связь с консервативным здравым смыслом; во-вторых, она в силу первого обстоятельства сама по себе без дополнительных эмпирических и теоретических аргументов недостаточна для построения и оценки научных теорий. Поэтому в целом развитие познания (особенно научного) идет по пути освобождения от интуитивно принимаемых положений, сведения их к логически выводимым утверждениям, уточнения и подтверждения их на основе данных опыта и накопленного теоретического знания.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ВООБРАЖЕНИЕ НА ЭКСКУРСИЯХ

Важную роль в экскурсионном процессе играет воображение - способность экскурсантов мысленно представлять, например, то, о чем идет речь в рассказе экскурсовода. Многое при этом зависит от способности экскурсовода создавать мыслительные образы. В психологии воображение рассматривается как «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятия памяти, а также знаний, приобретенных в ходе речевого общения».

В экскурсионной практике воображение рассматривается как процесс создания представлений и мысленных ситуаций. Воображение позволяет экскурсантам комбинировать свои впечатления при наблюдении объектов, получая новые представления, отражать в своем сознании действительность.

Одно из требований к экскурсоводу – обладание развитым воображением и умение образно мыслить. Рассказывая об отсутствующем памятнике, расположенном в другом городе или утраченном в годы войны, экскурсовод описывает его так, что экскурсанты начинают «видеть объект». Так происходит потому, что экскурсовод на основе личных наблюдений этого объекта, знакомства с фотографиями и его реконструкцией заблаговременно создает в своем сознании внешний облик объекта и в нужный момент воспроизводит его.

Богатство воображения экскурсовода зависит от его умения наблюдать, воспринимать и сохранять в своей памяти образы предметов и явлений, которые в дальнейшем перерабатываются его сознанием.

Восприятие рассказа (и особенно показа) на экскурсии в значительной мере основано на воображении экскурсантов. Развитое воображение позволяет им образно представить то, о чем рассказывает экскурсовод. Слушая экскурсовода, который описывает внешний вид людей, их действия, экскурсанты видят перед собой действующих лиц. Основой воображения у экскурсовода и экскурсантов являются ранее приобретенные знания, впечатления. Они служат исходным материалом для создания четких мыслительных образов. Важно, чтобы картины, которые в ходе подготовки к экскурсии рисует воображение экскурсовода, были реальны, точны, исторически достоверны. В дальнейшем, проводя экскурсию, он воспроизводит эти картины так ярко и убедительно, что они зримо возникают перед мысленным взором экскурсантов и в таком виде запечатлеваются в их памяти.

Виды воображения. Подобно вниманию, воображение человека бывает произвольным и непроизвольным, воссоздающим (воспроизводящим) и творческим, активным и пассивным.

Воспроизводящее воображение основано на словесном описании предмета (рассказ), условном изображении предмета (схема, чертеж, карта), на демонстрации копии предмета (муляж, модель, реконструкция). Этот вид воображения характерен для экскурсий, где ставится задача помочь экскурсантам мысленно увидеть все словесно описанное, воссоздать внешний вид объекта, не находящегося перед ними в виде подлинника.

Воспроизводящее воображение имеет конструктивный характер. Этому виду воображения присуще точное воспроизведение объекта в сознании экскурсантов. Творческое воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы. В дополнение к объекту, увиденному в натуре, экскурсовод творчески домысливает определенные части объекта, зрительно восполняет недостающие детали.

С помощью творческого воображения могут быть воспроизведены события и явления: картины смерча, военного сражения (Ледового побоища), морского боя, наводнения в Санкт-Петербурге, а также образы конкретных героев. Хорошо развитое воображение позволяет экскурсоводу, опираясь на ранее приобретенные знания, жизненный опыт, отдельные наблюдения, создавать такие картины событий, такой облик людей, которые воспринимаются экскурсантами. Творческое воображение экскурсовода дает возможность экскурсантам представить себя участниками событий, которым посвящена экскурсия. Только ту экскурсию, которая воссоздает в воображении своих участников жизнь в движении и звуках, можно признать удавшейся.

Объекты наблюдения в экскурсии в большинстве случаев неподвижны. Но ведь тем же самым качеством обладают произведения живописи и скульптуры. На самом деле сани, которые «увозят» в глубь холста боярыню Морозову, все-таки неподвижны, как неподвижны и бурлаки, «двигающиеся» на зрителя! ««Медный всадник» взмыл в воздухе и замер на веки вечные. Неправдоподобно? Однако в нашем сознании запечатлелся не камень и не металл памятника, а дивный образ скачущего коня с царственным всадником». То же самое происходит при наблюдении исторических местностей, экскурсионных объектов под руководством квалифицированного экскурсовода. Здания, крепости, поля былых сражений заполняются участниками событий, происходивших в далекие годы, в них снова кипит давно исчезнувшая жизнь.

Эмоции на экскурсии. Большое значение для успеха экскурсии, усвоения и запоминания экскурсионного материала имеет эмоциональная сторона дела. Психология, рассматривающая психические процессы и состояния личности, важную роль отводит эмоциям и чувствам.

В экскурсии эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода, его содержание, хорошо подобранные примеры, пояснительный материал, правильный акцент в его изложении.

Активные эмоции у аудитории вызывает зрительный ряд – здания, сооружения, исторические места, связанные со знаменательными событиями, мемориальные доски, экспонаты в музеях. И в меньшей степени эмоциональность экскурсантов является следствием собственных эмоций экскурсовода. Важное значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности. В качестве примера может быть приведен показ произведений изобразительного искусства (живопись, графика), в ходе которого экскурсовод помогает экскурсантам увидеть изображенные в них предметы и явления окружающего нас мира глазами художника. Экскурсант как бы воспринимает отношение художника к тому, что он воспроизводит в своем произведении, его эмоции и чувства. Таким образом, можно сделать вывод, что при наблюдении экскурсионных объектов под руководством экскурсовода возникает сопереживание, которое представляет нечто общее в возникающих у экскурсантов эмоциях. Иными словами – эмоции экскурсионной группы приобретают характер сопереживания. Одна из задач экскурсовода – развить у экскурсантов способность к воспроизведению в своем воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ.

Для экскурсовода важно обладать комплексом знаний и умений, чтобы донести до аудитории творческий замысел авторов – создателей конкретных объектов. Эмоции экскурсантов, их уровень (удовлетворение, восхищение и др.) зависят от того, насколько они удовлетворены полученной информацией. При этом имеет значение и другое – насколько правильно и четко выражено отношение экскурсовода к объекту показа и содержанию рассказа. Показ и рассказ создают впечатление, вызывают определенные чувства экскурсантов (восторг, гордость, гнев, жалость и др.). Бывает и так, что экскурсовод ведет экскурсию эмоционально, увлеченно, но это не вызывает ожидаемых эмоций у экскурсантов, они остаются равнодушными. Так происходит потому, что экскурсионный материал далек от их интересов, что они не подготовлены к его восприятию.

Знание экскурсионными работниками основ психологии помогает им правильно строить экскурсионный процесс, умело преподносить информацию по теме, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, замечать отношение экскурсантов к рассказу и показу, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие).

Изучение психологии, знание ее элементов при подготовке и проведении экскурсий поможет экскурсоводу полнее уяснить технологию действия психологических механизмов усвоения личностью знаний. Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения – основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько экскурсовод владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью экскурсантов (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целом потоке экскурсантов, но и в границах одной экскурсионной группы люди по-разному воспринимают преподносимый им материал.

Контрольные вопросы:

1. Экскурсия как процесс. Роль психологии в экскурсионном процессе.

2. Ощущение, восприятие, представление.

3. Мышление. Основные виды мышления.

4. Понятие как форма мысли.

5. Ассоциации в экскурсиях.

6. Использование словесных, практических и наглядных методов.

7. Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях.

8. Память. Виды памяти.

9. Внимание на экскурсии.

10. Воображение.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воображение Воображение. – Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас является воспоминание. То, что является в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ЭКСКУРСИЯХ Показ объекта экскурсии должен быть построен так, чтобы постепенно раскрывались его особенности. Порядок наблюдения, его последовательность могут носить индуктивный или дедуктивный характер. Эти методы познания

Из книги Большая книга афоризмов автора

1.7. ЛОГИКА В ЭКСКУРСИЯХ Как бы ни были обширны знания экскурс овода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Опыт показывает, что многие экскурсоводы, практически не зная законов логики, мыслят и рассуждают правильно и

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Воображение См. также «Вымысел и фантазия» Воображение правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы - герои своих

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

ЛЮБОВЬ И ВООБРАЖЕНИЕ Любовь - это торжество воображения над интеллектом. Генри Луис Менкен Любовь обостряет все чувства, кроме чувства реальности. Жанна Голоногова Я всегда говорил, что женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Видения и воображение Самая большая ошибка заключается в том, что чаще всего с задачей запоминания текста пытаются справиться механически. В этом случае слова теряют сущность, смысл остается не в сознании, не в сердце того, кто их произносит, а лишь в мускулах речевого

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Воображение и разум С оригинальностью тесно связано воображение. Мы ценим свое воображение (хотя и вынуждены признать, что не можем оценить воображение других видов). Воображение – мощное орудие. Оно позволяет создать вымышленный полигон для разработки и проверки новых

Из книги Толковый словарь для современных родителей автора Шалаева Галина Петровна

Любовь и воображение Любовь – это торжество воображения над интеллектом.? Генри Луис Менкен, американский журналист, эссеист*Прежде чем полюбить сердцем, мы уже любим воображением.? Луиза Коле (XIX в.), хозяйка артистического салона в Париже, приятельница Гюстава

Из книги автора

Воображение Образная игра является важной частью жизни почти любого ребенка. Примерно в возрасте двух лет почти все дети включают в игру воображаемые предметы, пытаются взять руками продукты и игрушки, нарисованные на картинках в книжках. Позже они представляют себя

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Различают следующие виды представлений.

По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

    агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

    аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

    акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

    преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Воображение - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Одним из видов воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего. Если мечта конкретизирована, определена во времени и средствах достижения, то она становится целью.

Процесс творческого воображения состоит из нескольких этапов:

1 - возникновение творческой идеи;

2 - «вынашивание» замысла;

3 - реализация замысла.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образом он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.


С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого при саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение.

В творческих видах труда - науке, литературе, искусстве, инженерии и других - развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры.

Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают мозгом с доминированием правого полушария. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца.

Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодинамических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.