Пособие для изготовления домашних иконостасов своими руками. Где установить иконостас и отдельные иконы

В Православном храме иконостасом называется алтарная перегородка, стенка, с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Иконостас указывает место молитвы и отделяет его от Святая Святых, пространства, где происходит священнодействие. В древности алтарная перегородка называлась темплоном и была не такой высокой, как сейчас. Позже появился обычай помещать на нее иконы, вначале в один, а затем в несколько рядов. На Руси получили распространение четырёх- и пятиярусные иконостасы, украшенные большими иконами и глухие каменные алтарные преграды с фресковой росписью.

Под домашним иконостасом подразумевается особое пространство внутри дома, где расположены иконы, свечи и лампада. Домашний иконостас определяет место для молитвенного предстояния. В прошлом, на Руси, это место называли — красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Домострой учил: «В дому своем всякому христианину … святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… ». Принято было украшать иконостас живыми цветами, веточками вербы.

На Руси существовал обычай обрамлять большие, наиболее чтимые иконы, полотенцем. Происхождение его следующее. Согласно Священному Преданию, царь Авгарь, страдая от проказы, приказал своему слуге написать портрет Христа, слава о Котором в то время достигла Едессы. Слуга не смог выполнить приказ, тогда Христос умылся и отер лицо полотенцем, на котором запечатлелся Его Нерукотворный Образ. Царь выздоровел, а полотенце (убрус) затем много веков сохранялось христианами, как величайшая святыня прижизненного изображения Спасителя. В честь перенесения Нерукотворного Образа в Константинополь, христиане празднуют особый праздник, в народе именуемый «полотняным спасом». Освященные в этот праздник полотенца символизируют древний убрус и используются для украшения святых образов домашнего иконостаса.

Где в доме следует разместить иконостас? Любой Православный храм расположен так, что его алтарная часть всегда ориентирована на восток. Соответственно и иконостас в храме расположен на востоке. Для христианина эта часть света имеет особое значение. Согласно Священному Писанию, на востоке Господь посадил потерянный человеком рай «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (). Молясь в храме повернувшись к востоку, мы поворачиваемся лицом к раю.

Иконы в доме тоже желательно располагать на востоке, но в большинстве случаев выполнение такого предписания невозможно. В некоторых квартирах восточный угол попросту отсутствует, на месте, где требуется повесить иконы расположен дверной проем или окно. Но дом, это не храм Божий, призванный быть исключительно местом для молитвы и совершения Таинств. Дом является прежде всего семейным очагом, в котором возможна и необходима молитва келейная, правила которой не так строги. Поэтому домашний иконостас не обязательно оборудовать строго в восточной части своего жилища, можно выделить для него и другое место.

При выборе места для иконостаса важно соблюдать следующие правила:

* Рядом с иконами не должны находиться теле, аудио и бытовая техника.

* Недопустимо размещать иконы рядом с предметами декора, картинами, панно, плакатами с изображением кумиров и пр.

* Нельзя ставить иконы на полку с книгами, содержание которых не соответствует Православному вероучению.

* Домашний иконостас необходимо расположить в недоступном для животных месте.

* Перед иконостасом должно быть достаточно свободного места для молящихся членов семьи.

Многих интересует вопрос – возможно ли размещение икон в спальне, рядом с супружеским ложем? Церковь благословляет супружеский союз и не считает интимные отношения мужа и жены греховными. Поэтому, нет ничего предосудительного в расположении икон в спальне. Однако следует помнить, что благословление относится лишь к законным брачным отношениям, а не к блудному сожительству или незарегистрированному «гражданскому браку».

Отдельно следует обратить внимание на запрет женщинам в период месячных прикасаться к святыням. Женщина в эти дни, согласно церковным правилам, считается нечистой, она может осквернить святыню дотрагиваясь до нее. Такое отношение к женским кровотечениям было известно еще в Ветхом Завете, а затем подтверждено отцами Церкви. Правило Дионисия Александрийского гласит: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ». Женщинам стоит быть внимательными и стараться без крайней необходимости не прикасаться к святым образам в месячные.

Нужно помнить — иконостас, это место благоговейное, наполняют его святыни, для нас, грешников представляющие собой окно в мир иной, горний. Относиться к святыням надо по-особому, с благоговением. Перед ними нельзя курить, пить спиртные напитки, ругаться, кричать и использовать матерные слова.

Важным моментом составления домашнего иконостаса является выбор самих икон. Нет разницы между иконой писаной мастером иконописцем и репродукцией, напечатанной в типографии. Иногда бывает лучше поместить дома репродукцию, чем плохого качества или неканоничное писаное изображение святого. И уж совсем неприемлемо заменять иконы картинами. Ведь чем отличается икона от картины? Автор иконы, это вся Церковь, она творение соборное, самовыражение в иконописи отсутствует. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. Картина, напротив, выражает творческую фантазию художника, она создана для созерцания и является средством общения с художником, с его внутренним миром.

Иконы каких святых должны составлять домашний иконостас? Согласно Православной традиции в иконостасе в первую очередь должны присутствовать образы Спасителя и Пресвятой Девы Марии. Икону Иисуса Христа следует размещать справа, Богородицы слева от предстоящего перед ней. На Руси, особо почитавшей св. Николая Чудотворца, было принято иметь дома образ и этого святого. В домашний иконостас можно включить образы св. Георгия Победоносца, св. Пантелеймона Целителя, св. Апостолов Евангелистов, св. Иоанна Крестителя, св. Архангелов, иконы местночтимых святых и святых земли Русской, а также иконы праздников и иконы святых имена которых носят члены семьи. При размещении образов необходимо учитывать иерархический строй. Нельзя допускать, чтобы икона местночтимого святого располагалась на иконостасе над иконой Спасителя или Богородицы.

В домашний иконостас можно включить образы особо почитаемых семейных святых. Главное – не нужно превращать уголок с иконами в музейный стенд, содержащий в себе десятки привезенных из разных мест образов. В большинстве случаев перед такими иконами не молятся, они просто висят в доме, как напоминание о путешествиях по святым местам. Такое отношение к образам неприемлемо, следует помнить, икона — средство для общения с Богом и со святыми, посредник между нашим миром и миром грядущим, пока недоступным для нас. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. В догмате об иконопочитании сказано: «Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почтительное поклонение ».

В догмате об иконопочитании отражено учение Церкви об отношении к святыням, «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней ». Важно помнить, мы поклоняемся не иконе, как материи, а Христу, Богоматери и святым, на ней изображенным. Не сама икона является нашей защитницей и спасительницей в минуты скорбей, а Христос, лик Которого смотрит на нас. Поэтому нельзя использовать икону как талисман и надеяться, что самое ее наличие в доме поможет обрести благополучие и исцелит от болезней. Икона не защищает, защищает только Бог.

В Православной традиции принято зажигать перед иконами лампады (специальные сосуды с маслом) и свечи. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями …». Лампада, зажженная перед иконами, является символом непрестанной молитвы христианина к Богу. Свеча – малая жертва человека Спасителю. Лампада и свеча – символы нашего духовного союза с Богом, зажигая их, мы выражаем наше благоволение и любовь к Создателю.

В домашнем иконостасе, лампаду можно как поставить на полку, напротив иконы, так и подвесить к потолку или киоту иконы. Свечи ставятся в специальный подсвечник, в достаточном удалении от иконы, так как свеча может расплавиться, наклониться и поджечь образ. При выборе лампады необходимо помнить, что сосуды из красного стекла принято зажигать в праздники, а зеленые или синие в будние и постные дни. Масло для лампады используется вазелиновое или с примесью оливкового, но, обязательно, самого лучшего качества, ибо еще в Ветхом Завете Господь сказал Моисею: «прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник (…) на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ().

Дом, в котором горит свеча или лампада наполняется Божественной благодатью. Маслом от лампады с древних времен было принято крестообразно помазывать болящих, дабы те, с помощью Божией, поскорее поправились. Поэтому и отношение к святыням должно быть благоговейное. Старец св. Паисий Святогорец рассказывал: «Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину. Как-то я был в одном доме и увидел, как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» — спрашиваю я ее. «В канализацию», — отвечает она. «Понятно, — говорю, — ты что же это, то берешь из лампады маслице и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а то все масло из стаканчика льешь в канализацию? Какое же ты этому находишь оправдание? И как придет на твой дом благословение Божие?».

В заключении хочется сказать о самом главном. Домашний иконостас — место молитвенного предстояния человека перед Богом. Правильное его оформление и благоговейное отношение к святыням необходимы. Но без чистой, смиренной молитвы, иконостас превращается в элемент домашнего декора. Молитва есть живой опыт общения с Господом, обращение человека к Богу. «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения » св. Иоанн Кронштадтский. Молитва нужна не Богу, она необходима для спасения нам самим.

«Да испрáвится моли́тва моя́ я́ко кади́ло предъ тобóю: воздѣя́нiе рукý моéю, жéртва вечéрняя. Положи́, Гóсподи, хранéнiе устóмъ мои́мъ и двéрь ограждéнiя о устнáхъ мои́хъ. Не уклони́ сéрдце моé въ словесá лукáвствiя, непщевáти вины́ о грѣсѣ́хъ съ человѣ́ки дѣ́лающими беззакóнiе: и не сочтýся со избрáнными и́хъ » ().

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Как сделать иконостас своими руками?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

Наверняка нет такого дома, в котором бы не было иконки, свечки, веточки вербы. Где и как это все хранить? Соответствует ли их место хранения своему предназначению? Не позабыто ли, не позаброшено ли после того, как принесено из церкви? Далеко не в каждой семье есть домашний иконостас, в том числе и потому, что многие просто не знают, как его сделать. Возможно, наша информация окажется для вас полезной.

Красный угол в квартире – традиции и современность

В старину даже в самой скромной крестьянской избе можно было увидеть с почитанием обустроенный уголок с иконами. Красный («красивый») угол в доме размещался по диагонали от входной двери. Делалось это для того, чтобы входящий в комнату сразу видел образа, мог перекреститься и поклониться. Этому уголку в доме всегда отводилось особое место: здесь сохраняли особую чистоту, ставили цветы, свечи, украшали иконы как могли. Поближе к красному углу сажали за стол самых дорогих гостей.

Несмотря на то, что прошли столетия, «содержание» красного угла в доме не изменилось: здесь по-прежнему вешают или ставят образа. Иногда их по старинной традиции украшают так называемыми иконниками (божниками) — узкими длинными полотенцами. Красный угол в квартире или доме — это еще и место хранения свечей или любого освященного масла, которые положено держать возле икон. Что касается крещенской воды, то где ее держать - это зависит от хозяина, можно и не возле иконостаса. Главное — утром после молитвы для укрепления духовных и физических сил делать глоток натощак. Важный элемент – лампада для домашнего иконостаса, которую зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям, накануне праздников и в сами праздники. Здесь же держат пасхальные яйца, освященную вербу (ее размещают над или за иконой, на Вербное воскресенье меняют, старую сжигают). Принципиальный момент – все элементы, составляющие иконостас домашний, должны быть освящено в церкви. В связи с этим стоит упомянуть и еще один нюанс. Бывает, люди «в компанию» к образам ставят фотографии известных священников, праведников, старцев, монахов. С точки зрения церковных канонов это неправильно, поскольку фотография является отпечатком земной жизни того или иного человека. Разумеется, эти снимки имеют право на существование в доме верующего, но только не вместе с иконами.

Как оформить домашний иконостас? Чтобы придать этому месту особую эстетичность, здесь ставят цветы (предпочтительно живые), ветки вербы. Можно украсить красный угол в доме и красивыми комнатными растениями, только не кактусами и другими «колючками».

Где устроить домашний иконостас

Во внутреннем убранстве храма иконостас является центральной частью. Благодаря ему, сверкающему золотом и красками, в храме создается особая атмосфера приподнятости. Его предназначение состоит в том, чтобы разделять алтарь и остальную часть храма.

Мы знаем, что церковь обращена алтарной частью на восток. Соответственно, когда верующий человек приходит в церковь, его лицо также обращено на восток. И в устройстве домашнего иконостаса тоже надо придерживаться этого принципа. Если невозможно выбрать уголок, «смотрящий» именно на восток, пусть он будет хотя бы к нему максимально приближенным. Правда, на практике это условие трудно соблюсти в точности, поэтому оно является желательным, но не строго обязательным.

Как правило, иконам выделяют место в самой большой комнате. В любом случае важно, чтобы перед образами оставалось достаточно свободного места для нескольких молящихся одновременно человек. Плохо, когда домашний иконостас соседствует с телевизором, компьютером, другими приметами цивилизации. Желательно, чтобы это было достаточно автономный уголок.

Как правильно сделать иконостас дома

Некогда традиция приписывала хранить образа в особом шкафчике — киоте. Делают их и сегодня, поэтому можно домашний иконостас, например угловой, купить. Но это не всегда удобно, потому что можно рассчитывать лишь на стандартный вариант, не учитывающий особенности «набора» образов конкретной семьи. В таком случае можно заказать домашний иконостас, например, резной — тогда будут учтены все нюансы. Те, кто хочет, чтобы их настенный или напольный киот напоминал традиционный церковный и при этом готов сделать его своими руками, часто ищут чертежи домашнего иконостаса. Но, если говорить по большому счету, в этом нет особой необходимости. Для изготовления иконостаса для дома могут быть использованы любые материалы и конструкции, хотя в большинстве случаев идет речь об изделиях из дерева. В этом вопросе можно отталкиваться от собственных навыков и вкуса, а также от числа, размеров и прочих параметров имеющихся в доме икон.

Иконостас для дома может представлять собой одну горизонталь или же быть выполнен в двух или трех ярусах. Все изображения можно разместить вообще на одной цельной доске или на разных полочках, одноярусных или многоярусных. Полки для домашнего иконостаса могут быть самыми обычными – мебельными, книжными, одно- или двух-, трехярусными. Но есть нюанс, связанный со свечами и лампадами: они могут нагреть часть полки, заставить ее почернеть или и вовсе загореться. Поэтому, продумывая конструкцию иконостаса, нужно помнить о пожарной безопасности.

Считается, что иконы все же лучше ставить на что-либо, чем вешать на стенку. Что касается высоты красного угла, то он должен быть примерно на уровне глаз или чуть выше. Если иконы висят или стоят на полочке, то внизу удобно поставить столик. На нем можно разместить, опять же, образа, положить книги, хранить святую воду и т.п.

Иконы для домашнего красного угла

Намного важнее «формы» домашнего иконостаса его «содержание». Здесь традицию уже не обойти, хотя и в этом случае нет ничего сложного. По большому счету, иконостас может состоять всего лишь из двух икон — Спасителя и Божией матери, и два этих образа обязательно должны быть в любом доме. Из многочисленных образов Спасителя, как правило, отдают предпочтение поясным изображениям, а из икон, изображающих Богородицу, — образам разновидностей «Одигитрия» и «Умиление», которые, в свою очередь, представлены целым рядом разновидностей — верующий выбирает сам нравящиеся иконы для домашнего иконостаса.

Если есть желание и возможность разместить больше двух икон, то не обойтись без изображений Святой Троицы и известных святых. Издавна особое место в их когорте принадлежит Николаю Чудотворцу. Может здесь найтись место и изображениям других святых — именами которых названы члены семьи или просто ими особо почитаемых. Чтобы иконостас дома был полным и завершенным, можно поместить туда образа святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, первоверховных апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Также можно поставить или повесить иконы различных праздников. Очень хорошо иметь икону «Неопалимая Купина», которая ниспосылает помощь от пожаров.

Отправной точкой для домашнего иконостаса может стать святой образ, который передается из поколения в поколение, даже если он несколько утратил вид или не вполне соответствует строгим канонам. Его можно также поставить/положить на столик под божницей.

Даже если место позволяет, не стоит делать акцент на количестве икон. Пусть это будет лишь Спаситель и Богородица, но изображенные так, что при взгляде на них душа наполнялась благоговением и просила молитвы. Вовсе не количество освященных предметов в доме делает живущих здесь благочестивыми.

Расположение икон в домашнем иконостасе

В русской традиции иконостас представлен целыми пятью рядами. Здесь своя иерархия и нюансы, которые сложно учесть недостаточно компетентному человеку. Поэтому в обывательском исполнении божница обустраивается с опорой лишь на несколько правил. Итак, схема домашнего иконостаса.

  • Очень хорошо, если в самом верху, над иконами, будет находиться крест (разумеется, православный).
  • Центр красного угла в доме — это Спаситель (например, «Спас нерукотворный» или «Господь Вседержитель»). Над этой иконой уместно размещение лишь образа Святой Троицы или, как уже говорилось, распятия.
  • Справа от изображения Спасителя (а со стороны стоящего перед ним человека — слева) размещают икону Божьей Матери. Это основные иконы, которые должны находиться по центру. По бокам от них или ниже могут размещаться все остальные изображения.
  • Принцип иерархии должен соблюдаться и дома, например, изображение святого недопустимо вешать или ставить выше, чем образы не только Спасителя, Богородицы и Святой Троицы, но и апостолов.
  • Если есть желание или необходимость устроить домашний иконостас в «минималистском» стиле, то можно рядом с изображением Иисуса Христа разместить по левой стороне образ Иоанна Предтечи (по правой стороне, напоминаем, будет образ Богородицы). Место Иоанна Предтечи может занять Николай Чудотворец.

Обычно рекомендуется в домашнем иконостасе располагать иконы так, чтобы они были выдержаны в едином стиле, манере исполнения. На практике же это условие довольно трудно исполнить, ведь разными путями попадают в дом иконы. Какую-то, только увидев, сразу захотелось купить, какую-то подарили… Все это неспроста - это промысел Божий, и нужно всех их «пристроить» достойным образом. Но в любом случае нужно всему этому массиву придать симметричный, гармоничный, продуманный вид. Если невольно взгляд постоянно цепляется за несовершенство композиции, молящийся человек, испытывая эстетическую неудовлетворенность, будет отвлекаться от молитвы,.

Расположение остальных икон в доме

Помимо красного угла, иконы могут и даже должны находиться (хотя бы по одной) в каждой жилой комнате. На кухне , к примеру, будет весьма уместно изображение Спасителя, поскольку именно к нему обращаются в молитве до и после приема пищи. В обязательном порядке нужно повесить иконку в детской комнате , причем так, чтобы ее можно было видеть с кровати. Это может быть, например, образ ангела-хранителя или икона святого, чье имя носит ребенок. Когда-то в русских домах, в детских обязательно размещали образ Божьей Матери, подсвеченный мягким светом лампады.

В поисках ответа на вопрос, где в доме должны висеть иконы, многие особенно интересуются спальной комнатой. Существует стереотип, согласно которому в спальне вешать иконы нельзя: мол, под всевидящим оком небожителей стыдно заниматься срамными делами. Или же некоторые советуют на ночь прикрывать образа. Однако нужно помнить, что присутствующая в браке супружеская близость — это не грех, да и никакой шторкой от Бога не спрячешься. Поэтому можно без колебаний размещать иконы в спальне, тем более что часто в другой комнате соорудить красный угол не представляется возможным. Тем более что спальня как место интимное хорошо подходит для молитвенных обращений к высшим силам.

Икона Спасителя может быть размещена в прихожей : всякий раз, покидая дом, можно обратиться к Господу с просьбой о благословении и помощи. Над входом традиция предписывает вешать образ Покрова Пресвятой Богородицы, но на этом месте может быть любая другая икона или православный крест. К слову, крест или небольшие образа можно помещать над любой дверью в жилище.

Расположение икон в доме может быть любым, но, ставя их вне красного угла, нужно также позаботиться о достойном месте. Нельзя ставить образ на книжную полку рядом с книгами, если их содержание крайне далеко от принципов христианства. Не место иконам в непосредственной близости с другими «мирскими» изображениями наподобие календарей и плакатов, панно с не религиозными сюжетами.

В каком бы месте ни была повешена икона, нужно относиться к ней правильно. Можно устроить (купить, сделать своими руками) роскошный домашний иконостас, приобрести красивые, дорогие, «стильные» иконы и, не имея веры в Божью благодать, превратить это все в предмет интерьера. Домашний красный угол не просто красивый уголок в доме. Как мы потрудились над его созданием, так должны потрудиться и над обустройством места для Бога в своей душе. Любая икона вешается для того, чтобы перед ней молились и благодаря ей помнили, кто мы и для чего в этом мире.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Домашние иконостасы представляют собой своего рода маленькую церковь для верующего православного христианина. В жилище им должно отводиться особое место, где можно спокойно помолиться перед образами.

История красного угла

Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.

Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник - небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой - специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы. Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик. Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии - Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь. Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.

Что еще располагали на полке для образов?

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

Создаем свой красный угол

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) - чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Отличие икон от предметов живописи

Если у вас дома имеются репродукции картин, отражающие библейские сюжеты, их не стоит устанавливать на иконостас.

Главное отличие между святым образом и живописью - это то, что в первом случае посредством икон мы общаемся с Господом. А так как иконостас - священное место, предназначенное для уединения в молитвах, включение в него репродукций будет просто неуместным.

Иконы нельзя вешать на стену рядом с плакатами знаменитостей - этим мы оскорбляем святые образы, ставя их в один ряд с земными кумирами.

Домашние иконостасы лучше размещать в восточной части дома, так как эта часть света имеет особое значение в православии.

Например, из известно, что Господь создал рай для людей в восточной части Эдема. А в Евангелии говорится, что как молния исходит от востока до самого запада, так и Господь грядет с Небес. Церковный алтарь также находится в восточной части. Если же на эту сторону выходят окна, домашний иконостас, фото которого вы найдете в данной статье, устанавливают в любом другом подходящем для него месте.

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах. Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ. Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас - угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Какие иконы необходимы?

Прежде всего, в каждом доме должны быть образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. Из всех икон Господа Нашего для домашней молитвы наиболее предпочтителен поясной Образ Вседержителя. На такой держит в левой руке раскрытую книгу, в которой написано «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Правой рукой Господь крестит молящегося.

Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери. Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Дополнительные образы

Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона - врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.

В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской. Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь. Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.

Домашний иконостас. Как расположить иконы

Очень важным является правильное размещение образов на отведенном для них пространстве. Над иконостасом располагают Распятие. Его можно приобрести в церковной лавке или самостоятельно изготовить из дерева. На следующем ярусе располагают На нижней полке должны располагаться образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. При этом образ Господа должен находиться посредине, одесную (справа)- Дева Мария, а ошую (слева) - Николай Угодник.

Чуть ниже ставят иконы чтимых семьей святых. На последний ярус можно поставить бутылку со святой водой, свечи и Евангелие.

Делаем угол красным

Украсить иконостас домашнийможно живыми цветами, веточками вербы после двунадесятого праздника - Вхождения Господа в Иерусалим. А в день Сошествия Святого Духа полочки с образами обрамляют веточками березы, как символа благодати силы Божьей.

На полочку для икон можно также устанавливать репродукции образов. Предварительно их необходимо освятить и затем добавлять в домашний иконостас. Бисером вышейте для них киот (рамочку), и тогда они будут гармонично смотреться с другими иконами.

Изготавливаем полочку

Если у вас нет возможности приобрести подставку для образов, или все те модели, которые вы встречали, вам не понравились или не подходят (например, малое количество ярусов, ограниченное пространство и др.), то иконостас домашний своими руками, фото которых представлены в статье, можно изготовить самостоятельно. Для стандартного трехъярусного иконостаса вам понадобятся деревянные доски, дрель и шурупы. Для того чтобы его собрать, необходимо создать чертежи домашнего иконостаса.По ним вы сможете легко высчитать размеры деревянных панелей, которые будут зависеть от количества располагаемых на иконостасе икон.

Несложный процесс

Самую элементарную подставку для святых образов можно сделать из фанеры. Предварительно необходимо прикрепить на нее иконы при помощи шурупов в соответствии с небесной иерархией. После этого следует сделать ризу для икон - это специальный оклад, который обрамляет образы. Ее можно создать из вышитой ткани или из бисера и бусин. Это придаст полочке для икон праздничный и торжественный вид. Вот так можно сделать иконостас домашний своими руками. Фото подобных работ в данной статье помогут вам в его оформлении.

Таким образом, создание малой церкви дома - это не столько обязательное условие жизни православного христианина, сколько его душевный порыв и желание. Ведь тот, кто верует и любит Господа, всегда хочет обращаться к нему в молитвах и во время литургии, и на домашней службе. Неважно, будет ли ваш иконостас изготовлен из дорогих материалов и уставлен позолоченными образами, или же вы сами вручную создавали его, собирая святые образы. Главная ценность - это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.