Храм св. Георгия Победоносца в Старых Лучниках

Вконтакте

В 1393 году икона была принесена с Афона в Россию преподобным Арсением Коневским, основателем Коневского Рождество-Богородичного монастыря.

Икона была получена Арсением в дар от игумена Иоанна Зидона, благословившего его на возвращение в Россию и постройку монастыря в честь Богородицы.

неизвестен , Public Domain

В новом монастыре икону поместили в собор Рождества Пресвятой Богородицы где она хранилась до 1610 года, когда по причине нашествия шведов её перенесли в Новгородский Деревяницкий монастырь.

неизвестен , Public Domain

В 1798 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) икона вернулась в родной монастырь, а в Деревяницком монастыре оставили её список в серебряном окладе.

неизвестен , Public Domain

Коневская икона относится к иконописному типу Одигитрия, но вместо традиционного свитка Христос держит в левой руке двух птенцов. На обороте иконы помещён образ Спаса Нерукотворного.

Чтимые списки Коневской иконы находились в Благовещенской церкви на Бережках в Москве и в Воскресенской церкви Торжка.

Фотогалерея


Названия

  • Коне́вская икона Божией Матери
  • также Афонская Акафистная
  • Святогорская
  • Голубицкая

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Коневской

О, Всемилостивая Госпожа, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие влаг земных: Да сотворит нам дни влаги и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко влаг Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Предание

Первоначальная история Коневского образа Пресвятой Богородицы связана со Святой Афонской горой, откуда ее привез по благословению игумена Иоанна Зидона преподобный Арсений, постриженник Новгородского Лисогорского монастыря. Эта икона именовалась на Афоне «Акафистная» и уже прославилась как чудотворная, хотя сказание о чудесах от образа погибло во время пожара в Хиландарской обители в XVIII столетии.

В 1393 году, прибыв в Новгород, преподобный Арсений испросил благословения владыки на основание в Новгородских пределах обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Архиепископ с радостью благословил Арсения на благое дело, и преподобный отправился по реке Волхов на Ладожское озеро, где, как повествует сказание, «Божиим смотрением… водоходных судов крилами, яко горлица пустыннолюбная возлете на остров Коневский».

Сразу после поселения преподобного на острове открылась чудотворная сила привезенной им иконы Богоматери. Обнесением образа Царицы Небесной вокруг Коня-камня, известного приносившимися ему жертвами, преподобный Арсений изгнал находившихся в этом месте бесов. Злые духи, по преданию, в виде воронов полетели на Выборгский берег большого залива, получивший тогда название «Чертовой Лахты» (в переводе с финского). Святой Арсений водрузил на острове деревянный крест, построил келью и вскоре воздвиг храм Рождества Пресвятой Богородицы, положивший начало Коневской обители.

Во время второго путешествия Арсения на Афон монастырь вновь испытал на себе чудесную помощь Богоматери. Братия, возроптавшая из-за длительного отсутствия преподобного, была ободрена подвизавшимся на Коневце старцем Иоакимом, которому явилась Сама Царица Небесная. На следующий же день после этого события приплыл святой Арсений, везя на двух больших лодках все необходимое для пропитания.

После преставления основателя обители в 1444 г. на Коневце под Небесным покровительством Пресвятой Богородицы еще более столетия мирно текла иноческая жизнь, однако близость Коневской обители к шведским берегам, где распространялась иная вера, вела к печальным последствиям. В 1577 году шведы, насильственно насаждавшие лютеранство в Карельских землях, хотели разорить и Коневский монастырь, оплот Православия, но, по молитвам братии к Небесной Заступнице, поднялся сильный ветер и сломал лед вокруг обители, не позволив врагам переправиться на остров. В это трудное время ради утешения иноков случилось чудесное явление от Коневской иконы, в память о котором установлено ежегодное празднование 10/23 июля, но в чем именно оно состояло, по давности времени, уже неизвестно.

В 1610 году Коневец вместе с другими землями северо-запада Руси подпал под власть шведов. Братия Коневской обители вынуждена была перейти в Новгородский Деревяницкий монастырь. Чудотворную икону иноки взяли с собой, и она осталась в Деревяницах до 1799 года, хотя еще в начале века по повелению Петра I, одолевшего шведов, Коневская обитель была возобновлена.

В Петербурге, усердием благотворителей, на святую икону была устроена богатая серебряная вызолоченная риза и, когда она была окончена, коневский строитель игумен Варфоломей привез икону в обитель. Торжественная встреча образа братией произошла 3 сентября 1799 года. Этот день ежегодно отмечался на Коневце как день возвращения чудотворной иконы Божией Матери, и в память об этом 3/16 сентября в обители совершалось праздничное всенощное бдение.

После постройки нового собора икона была перенесена в нижний соборный храм во имя Сретения Господня и помещена в великолепный резной киот с пьедесталом из орехового дерева. Оклад иконы был усыпан многими десятками бриллиантов, яхонтов, топазов, изумрудов и жемчугов. К венцу на Нерукотворном образе Спасителя, написанного на задней стороне иконы, был подвешен ковчежец с частью святой ризы Господней.

После октябрьских событий 1917 года Коневский монастырь оказался на территории Финляндии и вошел в состав Финской православной церкви. Чудотворный образ Коневской Божией Матери находился в родной обители до Советско-Финской войны 1939-1940 годов, во время которой братия была эвакуирована с острова финскими властями. Вместе с собой иноки взяли и чудотворную икону. В июне 1940 года переселенцы обосновались в купленной ими усадьбе Хиекка, на берегу озера Нилаккаярви, в 16 км. от села Кейтеле, которую они преобразовали в монастырь. Эта обитель просуществовала недолго, так как в 1956 году, когда в усадьбе осталось всего 6 монахов и 3 послушника, насельники переселились в Ново-Валаамский монастырь, основанный братией Валаама в местности Хейнявеси. В 70-е годы в Ново-Валаамской обители был выстроен Преображенский собор с примыкавшей к нему с северной стороны часовней, устроенной специально для чудотворного Коневского образа. В этой часовне святая икона пребывает и по сей день.

Чудотворный образ Коневской Божией Матери за свою многовековую историю особенно прославился исцелениями бесноватых, расслабленных и людей, страдающих глазными болезнями.

Иконография

Коневская икона Пресвятой Богородицы известна на Руси также под именем Голубицкой, так как изображает Божию Матерь с Богомладенцем Иисусом на руках, держащим в своей руке привязанного на веревочке голубиного птенца. Сюжет, отображенный на иконе, был занесен в греческую иконопись из итальянской живописи. В XIV столетии среди флорентийских изображений Мадонн особенно распространился образ Богоматери с Младенцем, держащим в руках щегленка. Эта райски окрашенная певчая птичка считалась оберегом от детских болезней, а также являлась символом Христа. В Православной Церкви, где Божественным символом издревле был голубь, иконописцы стали изображать его в руках Младенца вместо щегла, причем на более древних Богородичных иконах, получивших впоследствии название «Коневских», Младенец изображен с одним птенцом, а на более поздних образах с двумя. Эти два варианта изображения не меняют духовного понимания сюжета, который основан на словах Евангелия: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всяческий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 22-24). Этот отрывок, относящийся к службе Сретения, символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов, а также означает, что Иисус Христос, Сам будучи Творцом закона, исполнил закон о первенцах и об очищении Своей Матери (Лк. 2:22-24). Таким образом, изображение одного или двух птенцов имеют один и тот же смысл - символ Спасителя.

Другие детали иконы служат усилению ее основного смысла. Так, веревочка, привязанная к лапке птенца, и само его пребывание «в руце Господа» означают совершенное подчинение Сына воле Отца, а поворот головы Богомладенца с в сторону от Богоматери и Его взор, устремленный на жертвенного птенца, подчеркивают сосредоточенность Христа на Своем Крестном Служении.

Списки с иконы

Почитание монастырской Коневской иконы Божией Матери распространилось и на ее список, хранившийся в часовне во имя Коневской Пресвятой Богородицы на Загородном проспекте в Петербурге, также прославившийся чудотворениями. В 1862 году эта икона спасла от страшного пожара ту часть города, которая находилась рядом с подворьем.

Еще несколько чудотворных списков с Коневской иконы до революции пребывали в новгородском Деревяницком монастыре, где святыня хранилась до ее возвращения на Коневец, в церкви Благовещения на Бережках в Москве и в Вознесенской церкви города Торжка.

В настоящее время чтимый мироточивый образ Коневской Божией Матери находится на новом монастырском подворье в поселке Саперном.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное / от востока в велелепии, Твоя, Владычице, Икона, / озаряющи чудес сиянием преславно, и всех, / выну приходящих к ней с верою и любовию, / и молящихся усердно / Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе величию. / Слава Богу, Арсением сию давшему нам, / слава возвратившему от Новаграда, // слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь, / созывает к песнопению нас Своего Образа пришествием от Новаграда, / и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: // радуйся, Невесто неневестная.

Молитва

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит нам дни благи и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко благ Господь, долготерпелив и многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.


© Все права защищены

23 июля состоялась служба Голубицкой (Коневской) иконы Божией Матери, почитаемой в нашем храме.
Список современной иконы написан по точным размерам дореволюционной иконы и находится в южном приделе нашего храма, который посвящен святым преподобным Нилу Столобенскому и Феодору Сикеоту.

От этой иконы у нас было маленькое чудо — работница нашего храма читала ей акафист и молилась о даровании супруга своей дочери. Именно в этот день молодые и познакомились, а через год сыграли свадьбу. Сейчас у них уже двое деток подрастает.

История чудотворной иконы Божией Матери «Голубицкая» (Коневская)» связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре, по благословению архиепископа Новгородского Иоанна, отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро.

Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями.

Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами - покровителями острова жертва принята. «И доселе, - говорил рыбак, - духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божией Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Чтимый список (копия) иконы XVII века находится в московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.






Эта икона была принесена со Святого Афона преподобным Арсением Коневским (+ 1447), в 1393 году. Преподобный Арсений провел три года на Афоне, достойно подвизаясь в подвигах поста и молитвы. По истечении этого срока он решил возвратиться в родной Новгород, чтобы возродить там древние традиции афонского иночества. Игумен одного из афонских монастырей преподобный Иоанн Зидон, напутствуя своего любимого ученика, благословил преподобного Арсения в дорогу чудотворной иконой Божией Матери (на Афоне икона называлась Акафистной) и предсказал ему, что он будет игуменом новоявленной обители.

Возвратившись на Русь, преподобный Арсений пришел в Новгород Великий к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну и просил у него разрешения на устроение монастыря. Жизнеописатель преподобного Арсения свидетельствует об этом событии: "Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро (Ладожское) в Коневский остров, и вселился ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель".

С самого начала своих иноческих подвигов на Коневском острове преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы. Свидетельством этому является следующее событие. Языческое население этого острова суеверно поклонялось огромному каменному идолу - "конь-камню". Преподобный Арсений с чудотворным образом Богоматери совершил крестный ход вокруг этого камня и, сотворив усердную молитву, изгнал целое скопище бесов, которые, приняв вид воронов, улетели на Выборгский берег. С тех пор "конь-камень" стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской .

После блаженной кончины преподобного Арсения в 12 июня 1447 года Матерь Божия продолжала благоволить к Своей обители, являя многие знамения Своей помощи. Так, например, в 1573 году Коневская обитель невидимым предстательством Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Опустошая Карелию, шведы хотели разграбить Коневский монастырь, но неожиданно разразилась сильная буря, которая взломала лед вокруг Коневского острова, так что шведы не могли пройти по нему, и обитель осталась невредимой.

В 1577 году началась длительная война России со Швецией. Неподготовленность России к войне вскоре привела к потере всех ее северо-западных земель. Опасаясь нападения шведов, братия Коневского монастыря вместе со святой иконой в 1581 году переселилась на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. В 1595 году, когда опасность миновала, иноки вернулись в обитель. В 1610 году в результате активизации военных действий со стороны шведов иноки Коневской обители вновь вынуждены были укрываться в Деревяницком монастыре, а затем - в Тихвинской обители. Только в 1766 году, после окончательной победы над Швецией, Коневский монастырь был восстановлен. Но чудотворная икона Божией Матери оставалась в Новгороде до 1799 года. Новгородцы установили Ей ежегодное празднование 10 июля. 3 сентября 1799 года, по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (1775-1800), при игумене Коневской обители Варфоломее афонская святыня была возвращена в Коневскую обитель и поставлена в храме во имя святителя Никона.

Начало XIX века - время процветания Коневской обители. В 1802 году над могилой преподобного Арсения был построен храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Туда перенесли и Коневскую святыню. Несколько позже над этим храмом построили новый - в честь Рождества Божией Матери. В алтаре нового храма поместили список с Коневской иконы. С древней греческой иконы были сделаны и другие списки; один из них находился в Благовещенском храме Московского Кремля, а другой - в Воскресенском храме города Торжка. От этих списков, как и от самой иконы, совершались чудесные исцеления всех, с верою притекающих к покрову и заступлению Божией Матери.

В начале XIX века игуменом Иларионом была написана служба Коневской иконе Божией Матери. Указом Святейшего Синода праздники в честь преподобного Арсения и Коневской иконы Божией Матери, 12 июня и 10 июля, были внесены в церковный календарь 1819 года. В1893 году для чудотворной Коневской иконы был изготовлен киот и чеканная серебряная риза.

После первой мировой войны территория, на которой находился Коневский монастырь, отошла к Финляндии, а в 1918 году Финская Православная Церковь стала автономной. Эти события оказали огромное влияние на жизнь монастыря. Коневская святыня находилась в Введенском храме [по данным пользователя Феликса Хмельковского - в Сретенском храме] обители до 1940 года, когда в связи с военными событиями монастырь эвакуировался, братия Коневского монастыря поселилась на ферме Хиекка в местечке Кейтеле. Сюда же привезли и икону Божией Матери. На поклонение иконе приходили сотни православных финнов. В 1956 году несколько оставшихся в живых монахов Коневского монастыря переехали в Хейнявеси, в монастырь Новый Валаам. В 1963 году Коневский монастырь был расформирован, Коневскую святыню отправили в Хельсинки, а в 1969 году - в Москву на реставрацию. Через год икона вернулась в Новый Валаам, где находится и ныне.

Чудотворная икона Коневской Божией Матери (первообраз)

Цельбоносная икона Коневской Божьей Матери

Коневская икона Божией Матери была принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским в XIV веке и находилась в основанном им монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородицы на острове Коневец Ладожского озера. Ныне чудотворная икона, прославившаяся знамениями и чудесами, пребывает в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

В марте 1991 года Коневский монастырь был возвращен Церкви, и 12/25 июня 1993 года, в день памяти преподобного Арсения, торжественно отметил свое 600-летие.

В 1994 году на Карельском перешейке в Приозерском районе (к которому относится и остров Коневец) решили построить церковь во имя Коневской иконы. При духовной поддержке Коневского монастыря силами жителей окрестных селений у кладбища поселка Саперное была поставлена небольшая деревянная церковь, богослужения в которой начались 23 июля 1995 года. Спустя год в ней совершилось чудо.

22 июля 1996 года, в канун престольного праздника, перед всенощной освятили аналойную Коневскую икону Божией Матери, написанную для храма Юрием Т. После праздничной службы настоятель о. Сергий Бельков протер киот со стеклом, закрывавшим икону, и, прикладываясь к образу, увидел прозрачные капли на ликах Богоматери и Богомладенца. Священник спросил иконописца, чем вызвано подобное явление: может, выступила олифа или смола? Но Юрий ответил, что деревянная доска выдержана много лет и совершенно сухая, темперные краски также не могут выделить подобную влагу.

Отец Сергий вынул икону из киота и промокнул капли бумажной салфеткой - почувствовалось благоухание, напоминающее запах мира, используемого в таинстве крещения, но более тонкое. Икону вытерли, и присутствующие увидели, как капли влаги на ликах выступили вновь. Тогда все, кто был в храме, пропели перед иконой тропарь, и священник отнес ее на престол.

На следующий день на праздничной Литургии икону вновь вынесли на аналой. Миро еще оставалось на ней, однако его было меньше, чем накануне. Отец Сергий объявил о происшедшем чуде в храме, а затем сообщил благочинному Приозерского округа протоиерею Николаю Тетерятникову и подал письменный рапорт митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. К рапорту он приложил в качестве дара копию Коневской иконы, написанную тоже Юрием.

Мироточение сопровождалось исцелениями болящих. Иконописец Юрий, торопясь на праздничную службу, упал и так ударился спиной, что еле дошел до храма и с трудом выстоял всенощную. Собранным на салфетку миром о. Сергий помазал ушибленное место. На следующий день боль в позвоночнике исчезла - остались лишь ссадины и гематомы. Во время мироточения в храме находился юноша Ярослав, страдавший вирусным увеитом. Из-за этого серьезного заболевания зрение в больном глазу резко упало. Молодой человек говорил, что когда о. Сергий помазал глаз миром, то его словно что-то сжало. Вскоре врач осмотрел больного и был чрезвычайно удивлен: зрение восстановилось до нормального, что бывает при таком заболевании крайне редко, а в глазу заметно лишь легкое помутнение. Примечательно, что от чудотворной Коневской иконы засвидетельствовано много случаев исцелений именно глазных болезней и слепоты.

О чуде мироточения о. Сергий говорит: "Я думаю, это милость Божия. Разные бытуют мнения, некоторые считают, что вот, будут какие-то события и т. п. Но мне кажется, это просто явление благодати Божией, милость Богоматери. Ведь наш храм строился буквально чудом, помогали всем миром. Неожиданно находились благотворители, жертвователи. Бывало, совсем нечем расплачиваться с рабочими, но в последний момент откуда-то появлялись деньги: хоть и не в полном объеме, но зарплату рабочим все-таки выдавали. Лес собирался из разных мест буквально по бревнышку. Чувствовалось, что Сама Матерь Божия помогает нам во всем".

При начале сооружения храма произошел случай, который о. Сергий не дерзает сам объяснить, но соглашается, что поведать о нем необходимо.

В 1994 году на место строительства церкви (у кладбища, вблизи шоссейной дороги) завезли пожертвованные материалы. Доски начали потихоньку растаскивать, и пришлось поставить там вагончик для охраны. Прихожанка Лидия, радеющая о будущем храме, попросила мужа Василия Андреевича посторожить ночью. Василий, тогда малоцерковный человек, дежурил несколько ночей, но однажды решил уйти домой, посчитав, что убытку не будет. Около трех часов ночи он собрался будить внука, спавшего в вагончике. Вдруг к нему приближается некая женщина в темном одеянии. "Не из местных", - отметил про себя Василий. "Не уходи отсюда, - остановила она его. - Трудись, потом награду получишь!" Слегка испуганный (глухая ночь, рядом - кладбище), Василий все-таки пошел в вагончик, не меняя своего намерения. Женщина явилась вновь. "Не уходи, - повелела она. - Лучше доски сложи". Василий в сильном волнении до утра складывал наваленные кучей доски в штабеля. Обо всем рассказал о. Сергию, который потом отметил, что сооружение храма после этого случая стало продвигаться быстрее.

Как тут не вспомнить слова преподобного Арсения Коневского:

"Аще пребудете в законе Господни, то не оскудеет обитель сия и Матерь Божия Покровительницею ея будет".

(Акафист Коневской иконе Божией Матери)

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва

О, Всемилостивая Госпожа, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие влаг земных: Да сотворит нам дни влаги и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко влаг Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ, КОНЕВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений.

Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители.

Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие».

Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

Особое усердие проявил святитель Евфимий II (1434-1458). В 1446 году он посетил обитель и кроме щедрых пожертвований подарил преподобному Арсению свой клобук. Так, «евангельски подвизаясь», святой Арсений 12 июня 1447 года «возшел к горнему торжеству» на руках любящей братии и был погребен в монастырском храме.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей, рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке Коневским игуменом Варлаамом. В 1850 году житие было издано вместе со службой и похвальным словом.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

День памяти преподобного Арсения в Коневском Рождество-Богородичном монастыре

Мульткалендарь. 25 июня 2016 г.

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению - человеку!

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл в Афонской обители, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская»

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.

Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы - изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности - слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Коневская икона Божией Матери