Почему нельзя делать детей в пост. Зачатие и рождение ребенка в православный пост

Протоиерей Димитрий Смирнов:

…Применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности… Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому Таинству Брака – этому Божественному, таинственному установлению, потрясающему по своему значению. В браке два человека соединяются в любви – и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков…

Противозачаточные средства – это средства противоестественные… Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить как извращение человеческой природы, созданной Богом… Причем ведь известно, насколько вредны все до одного противозачаточные средства. То есть когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье – им вредно рожать. А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно ему вредят. Значит, дело не в здоровье, а в страсти.

Если супруга не желает быть матерью или муж, именуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей, то совесть властно запрещает даже приступать к супружескому ложу.

Действительно, как печально, что многие родители воспринимают «незапланированное» зачатие малыша как досадную случайность! А ведь, по утверждению врачей, действие всех противозачаточных средств – абортивное. Зачатие все-таки происходит, но оплодотворенная яйцеклетка убивается в первые дни после зачатия ребенка. Умирает человеческая душа, вложенная Богом в эту клеточку, – уже настоящий ребенок! Можно ли будет надеяться, что рожденные впоследствии дети будут здоровы и счастливы, когда множество их братьев и сестер было убито таким прикрытым способом?

То, что грехи родителей отражаются на детях, не «плод фантазии церковников». Это подтверждается самой жизнью.

Протоиерей Артемий Владимиров:

Наши дети страдают еще до своего зачатия, а точнее сказать, те страдания, которые причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над собственным естеством, отражаются на телесном и душевном состоянии их будущих детей.

Церковь предписывает верующим родителям воздерживаться от супружеских отношений в среду, пятницу, воскресенье (начиная с вечера предыдущего дня до вечера текущего).

Три выделенных дня – особые: в среду Господь наш Иисус Христос был предан Иудой, в пятницу – претерпел крестные муки и смерть, а в воскресенье – воскрес из мертвых. Точно так же великие и особо чтимые христианские праздники и, конечно, время четырех постов – Рождественского, Великого, Петрова, Успенского – и первую Пасхальную неделю – Светлую Седмицу – человеку надлежит проводить в воздержании, в молитве, обращать особое внимание на духовную жизнь. Запрещение супружеской жизни в это время носит не искусственный характер: многолетние наблюдения показывают, что дети, зачатые в такие дни, довольно часто рождаются больными.

Протоиерей Артемий Владимиров:

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец в священный час зачатия… Если люди по своему духовному невежеству отдаются сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже подтачивают творческие силы своего ребенка.

И, конечно же, не может быть речи о зачатии малыша «под винными парами», когда ребенок не только физически, но и духовно может стать жертвой родительской страсти к алкоголю.

Дети, зачатые в Великий пост

Если верить статистике, то дети, зачатые в Великий пост, рождаются с неустойчивой психикой, а те, кто родился после, физически крепкие и интеллектуально развитые. Одни это объясняют тем, что Солнечная система за эти семь недель претерпевает массу изменений, переходя из одного сезона – холодного, снежного или дождливого, в более теплый и солнечный, другие же – якобы правилами Православной Церкви, считающей, что в этот период лучше воздержаться от супружеского общения в среду, пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. К тому существует факт, что Иида Искариот был зачат именно в Великий пост, и все верующие знают, что впоследствии вышло.

Как же быть, отказаться от близости с супругом или нет. И если ответ отрицательный, то стоит ли волноваться о судьбе ребенка, зачатого в пост? Ответ однозначный. Нет и еще раз нет, так как даже священники говорят, что не следует отклоняться от супружеского долга в эти дни, чтобы не было в доме ссор и недомолвок, а также измен и свершения других грехов. К тому же существует даже описание, что уготовано судьбой малышу, которого зачали во время Великого поста.

Первая неделя. Дети, зачатые в эти дни, будут счастливчиками. Обладать прекрасным характером, легкими в общении и отличными ораторами. Им судьба приготовила сюрприз – они смогут добиться желаемого, если будут много и долго трудиться, а ведь многие люди, даже прикладывая усилия, так и остаются на старте либо прорываются вперед, но ненамного, возвращаясь в скором времени на начало своего жизненного пути. Не стоит волноваться и о здоровье этого человека – он будет крепок духом и силен телом.

Вторая неделя. Дети, зачатые в эти дни, оптимисты по жизни, по крайней мере, внешне, они никогда не признаются в том, что на душе тоскливо, так как маска счастливчика – их второе лицо. Они обожают большие компании, поэтому в их доме всегда много малышей, да и животные частые гости. Один недостаток у них – это их упертость, если они что-то решили – переубедить невозможно! Даже приводя доводы и аргументы. Среди мальчиков много маменькиных сыночков, а девочки тянутся к папам – играют в футбол и хоккей, пилят дрова и т.п.

Третья неделя. Дети, зачатые в эти дни, никогда не сидят на месте, поэтому родителям приходится всегда держать ситуацию под контролем, иначе могут возникнуть большие неприятности – поломанные руки, ноги, свернутые шеи, а также выяснение отношений с мамами и папами малышей, которых обидел их детеныш. Эти дети отходчивые – только он ударил соседа по парте, тут же угощает его конфетами и печеньем.

Среди этих малышей много будущих аферистов и обманщиков, тем не менее друзей у них также немало.

Четвертая неделя. Дети, зачатые в эти дни, тяжелые на подъем, как в прямом смысле – утром их не разбудишь, так и в переносном – их невозможно заставить оторваться от чего-то и переключиться на другой вид деятельности. Однако благодаря этому качеству они достигают больших успехов в учебе, так как тщательно и кропотливо относятся к выполнению уроков. Встав взрослыми, эти люди тяжело сходятся с людьми, поэтому находят вторую половинку в зрелом возрасте, зато живут с ней долго и счастливо.

Пятая неделя. Дети, зачатые в эти дни, обладают высоким Q, уже с раннего возраста хорошо читают, логически размышляют и выполняют умственные задания не по возрасту. За это их ценят и любят воспитатели и учителя. Правда, они очень занудны, поэтому возникают конфликты с друзьями, которым они пытаются что-то доказать и до чего-то докопаться. Им тяжело приходится и в новом коллективе, так как обычно они не сразу сходятся с детьми, приглядываясь и оценивая их.

Шестая неделя. Дети, зачатые в эти дни, эгоистичны и высокомерны, из-за чего у них бывают ссоры, как с родителями, так и с одногодками. Но эти детки всегда первые пойдут на примирение, так как уже с детских лет понимают, что лицемерие и умение манипулировать людьми помогает в жизни. Кстати, благодаря этому качеству они многого добиваются в жизни как в на профессиональном поприще, так и на любовном фронте.

Седьмая неделя. Дети, зачатые в эти дни, обидчивые. Им кажется, что их постоянно хотят унизить и оскорбить. Они плаксивы и самокритичны, поэтому родителям постоянно приходится поддерживать их эго, иначе их ждет постоянный стон и плач по любому поводу. Детки тоже не любят таких ребят, поэтому друзей у них мало, что тоже является еще одной причиной недовольство собой и обидой на весь мир! Кстати, эти качества не исчезнуть с возрастом, только они научатся их скрывать, делая вид, что все хорошо, но потом, один на один плакать, в подушку.

Есть женщины, которые все-таки переживают, что зачатие произошло в время Великого Поста, думая, что это грех. В этом случае им лучше покаяться на исповеди перед батюшкой. Они получат прощения, если сделают это искренне и от души.

Наверняка, многие женщины изучили достаточно много материалов, связанных, например, с вопросом, как быстро забеременеть. Однако сегодня многие из представительниц слабого пола зачастую задумываются: а можно ли беременеть в пост? Эта тема является очень серьезной и требует особых пояснений, причем именно с точки зрения самой Церкви. Что же она говорит по этому поводу, мы и попытаемся выяснить.

Можно ли беременеть в Великий пост

Другое дело – посмотреть на эту проблему в более широком понимании: являются ли интимные отношения между супругами в период Великого поста грехом или нет. В принципе, служители Церкви рекомендуют воздержание, хотя, опять же, каким-то строгим каноном это и не является.

Если уж супруги и решили произвести зачатие именно в это время, все-таки лучше дождаться окончания поста, отслужить молебен и испросить благословения на такое богоугодное дело. Впрочем, как известно, это всего лишь рекомендация, и не догма, так что, проблема, можно ли беременеть в пост, решается достаточно просто. К тому же не все и не всегда могут соблюсти все те правила и ограничения, которые накладываются постом. Поэтому Церковь к таким вещам относится не слишком строго.

И конечно, отдельно стоит отметить, что сегодня можно встретить очень много заблуждений по этому поводу. К примеру, некоторые считают, что дитя, зачатое в пост, всю жизнь будет несчастным.

Сказать честно? Полная ересь. Многие наверняка сталкивались и с ситуациями, когда бабульки в церквях начинают кричать на девушек и женщин, забеременевших в этот период, рассказывая, что они совершили великий грех. Ничего подобного! Это уже личные домыслы, не имеющие абсолютно ничего общего с тем, что говорит нам по этому поводу Церковь. К тому же, известно даже достаточно много случаев, когда именно в пост женщины нормально беременели, хотя до этого у них были проблемы со здоровьем, и даже наблюдалось бесплодие. Как видим, в самом вопросе, можно ли беременеть в пост, ограничения имеются достаточно условные, и нет ничего страшного в том, что супруги зачнут ребенка именно в это время.

Любое использование материалов материала без активной ссылки на http://expirience.ru категорически запрещено!

>Самые интересные новости:

Полезные материалы

«Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу, что сидит здесь безвинно. - Как же так? - спросил он. - Почему Господь попустил такое? - Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! - резко сказал Владыка. - Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду. - Дедушка, - спросил сверху другой сокамерник из уголовников. - А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь?

Другие не столько крадут, а на свободе… - Ты был зачат в Страстную пятницу - ответил епископ. - Ты и умрешь в тюрьме». — Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. - М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36. Благословение на книгу имеется.) Митрополите Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости. Его подвижническую деятельность в семинариях изучают…)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». — «Сретение», выпуск №2 - февраль 2009.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». — Интерфакс-Религия — Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». — «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» — Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник // М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. — О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке - значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко. Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это. Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации. Священник Михаил Немнонов


Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.
Основное правило: СРЕДА и ПЯТНИЦА в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
1) Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
3) Успенский — двухнедельный пост с 14 по 27 августа.
4) Рождественский сорокадневный пост с 28 ноября по 6 января.
Кроме того, строго постными считаются:
день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
Рождественский сочельник (6 января)

и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?


Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Православные молодые люди, стремящиеся жить в соответствии с заветами церкви, нередко интересуются, насколько согласуется зачатие ребенка в пост с дисциплиной воцерковленного прихожанина. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Православные посты и зачатие

В православии в году существуют четыре длительных поста, постные среда и пятница в течение всего года и три однодневных. Длительный пост держится православными христианами весной (Великий пост 40 дней), летом (Петров с конца июня примерно до середины июля), далее Успенский (вторая половина августа) и Рождественский, который начинается за месяц до Нового года и заканчивается в ночь 6 января. Эти периоды вместе с одиночными днями складываются почти в половину года. Есть мнение, распространенное в обществе, что во время поста нельзя есть определенные продукты и заниматься сексом. Мол, это отвлекает верующего от сосредоточения на молитве, на душе. А уж зачатие в пост – вовсе грех.

Получается, что длительное время дисциплинированным православным предписывается целибат. Таково общественное мнение. Но так ли строго на самом деле обстоит дело? В священных текстах отражено единственное каноническое требование – воздерживаться от близости за сутки до причастия. А аналогичное поведение в постные дни – лишь рекомендация, совет, запрета нет.

Практически на каждом православном сайте приведены комментарии священника на этот счет. Служители церкви терпеливо разъясняют прихожанам тонкости поведения, образа жизни в особые для православных периоды. На вопрос «можно ли зачать ребенка в пост», ответы священника содержат ссылки на Библию, другие канонические тексты и выражают позицию РПЦ. Она касается, в первую очередь, духовной жизни христианина, его стремления к очищению мыслей, к общению с Богом.

Главная цель христианина в пост – искренняя молитва, возможность погрузиться в себя, привести мысли и будущие поступки в соответствие с заповедями. Определенные ограничения в еде, утехах плоти – не главное условие, а лишь рекомендации. Это не должно переключать внимание с духовного на мирское, мешать сосредоточению.

Если же в постный период был зачат ребенок – на все воля божья, считает Церковь. Это дар Бога, результат любви, к которой обращается православие как первооснове жизни. Поэтому нарушения, будь то даже зачатие ребенка в Рождественский пост или любой другой, не должны вызывать мысли о серьезном грехе.

Что делать верующим, если наступила беременность

Многие лояльные к человеческим слабостям священники поясняют, что решение воздержаться от близости должны принимать оба супруга. Желание отказаться на время в пользу возвышения духа должно быть одинаково сильным, тогда и проблем в семье не возникнет. Для церкви согласие в семье, мирная атмосфера гораздо важнее соблюдения рекомендации о воздержании от скоромного и близости в пост.

Если же один супруг недостаточно готов к ограничениям, противиться не стоит. Тем более, когда зачатие в период поста состоялось, никаких иных мыслей, кроме любви к будущему младенцу, возникать не должно. Соображениям о грехе, вине, аборте нет места. Ребенок – душа, посланная Богом, поэтому в любой день года забеременеть – значит получить подарок.

Если все-таки не очень комфортно будущим родителям, укоряют себя или друг друга за слабость, стоит поговорить с близким духовником. Его задача – успокоить супругов и настроить на позитивный лад, ожидание пополнения семьи.

Правда ли, что ребенок родится больным

Издревле тянется верование, страх забеременеть во время поста. Корни — в приучении первых православных к правилам, традициям церкви. Такие процессы установления нового порядка никогда не проходят легко. В общественном сознании страхи предков хранятся долгие века, передаются по наследству потомкам. И даже в наше время фобия остается довольно отчетливой. Люди, не слишком хорошо знакомые с мнениями современных священников, пугают пороками развития ребенка, зачатого в пост, будущими проблемами со здоровьем.

Но многие служители церкви относятся к прихожанам с любовью и терпимостью к их слабостям. Приведем мнение священников.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма Святого Благоверного царевича Димитрия (Москва):

— Кто может, тот так и поступает. Священные тексты не настаивают на непременном соблюдении воздержания в пост. Это возможно при условии обоюдной позиции супругов: понимают важность и нет внутреннего протеста. Интимная жизнь – не единственная, для Бога важнее духовная, потребность делать добро окружающим, быть в согласии. «Страшилки» о рождении больного ребенка не имеют отношения к церкви, это домыслы. Новая жизнь – в любом случае дар от Бога. Конечно, немыслим аборт по причине зачатия в пост.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново (Москва):

— Само по себе зачатие никак грехом быть не может. Не всякий может в пост воздерживаться, это надо понимать. Важно взаимное согласие для сознательного уклонения от телесного общения. Если один хочет воздерживаться, а другой нет, он сеет в себе блудные мысли. Это уже грех, так зачем доводить. Не может пара – так и не надо. Диета и воздержание – только помощь в пост, но вовсе не требование.

На протяжении года православные верующие проживают четыре поста, дающие возможность с помощью духовного и телесного воздержания приблизиться к Богу. ? Как правило, питание верующие осуществляют по церковному календарю. Кроме соблюдения ограничений в пище, советуется воздержание от вступления в церковный брак, а также от плотских радостей и утех. А ведь этот момент актуален для многих семейных пар. Так можно ли заниматься сексом во время поста? Понятно, что рождение ребенка в пост или в любое другое время не всегда получается предугадать. Однако церковь прописывает вполне определенные правила о зачатии в Великий Пост, а также во время других постов.

Зачатие ребенка в Великий Пост - можно или нет?

Издавна наши предки занимались планированием рождения потомства. Согласно древним верованиям, дети зачатые в пост, обладали крепким здоровьем, острым умом. В те времена считалось, что у такого ребенка всю жизнь будет сильный ангел хранитель. Ведь во время поста организм наполнялся особой энергией и жизненной силой, которые способствовали зачатию ребенка. Правда, для этого зачатие должно было состояться не ночью, а ранним утром.

Перед тем, как зачать ребенка, наши предки готовились к этому событию заранее. Они очищали тело и мысли, придерживались ежедневного поста и совершали молитвы. Кроме того, в старину верили, что в новорожденных переселяется душа их умерших родственников.

Сегодня церковные каноны гласят, что верующие во время поста должны воздерживаться от секса и, соответственно, от зачатия ребенка. В православных семьях супруги должны поддерживать друг друга в это время, поскольку отказ от плотских отношений считается жертвой Богу и возвышает душу человека.

Ребенок, зачатый в пост - как быть?

Конечно, пути Господа неисповедимы и зачатие может наступить в любой день - хоть и в Страстную пятницу Великого Поста. Церковь не считает таких детей более склонными к грехам, болезням или проблемному характеру. Наоборот, такие опасения по поводу зачатия в пост считаются суеверными, которым православные христиане не должны поддаваться.

Ведь истинной целью такого телесного воздержания является возможность для супругов раскрыть свою любовь на более высоком, духовном уровне. Так что решение о временном отказе от секса в браке должно приниматься мужем и женой добровольно, по взаимному согласию.

Зачатие или рождение ребенка в пост - не повод для беспокойства, а причина для радости. Ведь бывает, что супруги долго не могли зачать малыша, а тут долгожданное событие произошло в пост. А если ребенок родился, к примеру, в Великий Пост? Значит, Богу было так угодно. Да и в пост можно прекрасно отметить легко подобрать из полезных и вкусных блюд. Задачей родителей в любом случае является воспитание ребенка в истинной вере и любви к Господу.

О зачатии ребенка в Великий Пост