Народы Украины: культура и традиции. Украинцы

Вопрос о происхождения украинской нации один из самых дискуссионных и противоречивых. Историки «самостийной» доказывают, что корни украинского этноса самые древние в Европе, ученые других стран пытаются их опровергнуть.

Сегодня в украинском сообществе все чаще и смелее высказываются гипотезы, согласно которым история украинского этноса должна вести свой отсчет едва ли не от первобытных племен. По крайней мере, всерьез рассматривается версия, согласно которой, именно украинский этнос стал основой для появления великорусского и белорусского народов.

Киевский журналист Олесь Бузина по поводу этой гипотезы иронизировал: «То есть, по логике ее последователей, некий питекантроп, выведясь из обезьяны в Африке, пришел на берега Днепра, и тут потихоньку переродился в украинца, от которого произошли русские, белорусы и прочие народы вплоть до индусов».

Украинские историки, пытающиеся удревнить свои корни, забывают, что на протяжении более чем тысячи лет земли от Дона до Карпат, подвергавшиеся нашествию сарматов, гуннов, готов, печенегов, половцев и татар, неоднократно меняли свой этнический облик.

Так, опустошительное монгольское завоевание второй четверти XIII века заметно сократило число жителей Приднепровья. «Большая часть людей Руссии перебита или уведена в плен», – писал посетивший эти земли францисканец Джованни дель Плано Карпини.

На долгое время бывшие территории Киевского княжества погрузились в социальную и политическую смуту. До 1300 года они находились в составе улуса Ногая, с XIV столетия попали под власть княжества Литовского, а через два столетия туда пришла Речь Посполитая. И крепкий элемент древнерусского этноса оказался основательно размыт.

В середине XVII столетия вспыхнули казацкие восстания против польского владычества, которые были первыми попытками восстановления национальной идентичности. Их итог – «Гетманщина», ставшая примером южнорусской автономия под казацким управлением.

До середины XVII столетия термин «украинец» в качестве этнического обозначения не употреблялся. Это признают даже самые идейные историки «незалежной». Зато в документах той поры встречаются другие слова – русские, русины, малороссы, и даже россияне.

В «Протестации» 1622 года киевского митрополита Иова Борецкого есть такие строки: «Каждому всходнего благочестия народу росийского человеку… всем благочестивым церкве восточная благопослушным великоменитого народу российского всякого стану духовного и свицкого достоинства побожным людем».


Запорожцы / Илья Репин

А вот фрагмент письма 1651 года гетмана Богдана Хмельницкого турецкому султану Мехмеду IV: «…и вся русь, которая здесь живёт, которая с греками одной веры и от них своё начало имеет…». К слову, в записанной от кобзаря с Черниговщины Андрея Шута думе произносится: «Що ж то в нас гетьман Хмельницький, русин».

Нежинский протопоп Симеон Адамович в письме царю Алексею Михайловичу более конкретен: «…и по тех моих трудех от милости вашей царской с Москвы отнюдь ехати не хотелось есмь, ведаючи непостоянство своей братии малороссийских жителей…». Словосочетание «Малая Русь», как название поднепровских земель, впервые зафиксировано в 1347 году в послании византийского императора Иоанна Кантакузина.

Термин «украина» впервые появился в 1213 году в летописном сообщении о возвращении князем Даниилом Галицким пограничных с Польшей русских городов. Там, в частности, сказано: «Даниил еха с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Столпье, Комов и всю украину». Такое раннее упоминание дискуссионного термина и пытаются часто использовать в качестве доказательства древности украинской нации.

Однако, в летописном контексте, собственно, как и в контексте той эпохи «украинами» именовали различные порубежные, окраинные земли в Московском царстве («сибирская украина») и Речи Посполитой («польска украйна»).

Писатель Владимир Анищенков говорит: «Наука этнология не отмечает такого народа как «украинец» вплоть до XIX века. Причём, сначала «украинцами» местных жителей стали называть поляки, затем австрийцы и германцы. В сознание малороссов это наименование внедрялось несколько веков. Начиная с века XV».

Впрочем, в сознании казачьих элит единый этнос, проживающий на территории Малороссии, стал обособляться и противопоставляться соседям уже во второй половине XVII столетия. Запорожский атаман Иван Брюховецкий в обращении к гетману Петру Дорошенко писал:

Взяв Бога на помощь, около своих неприятелей до московых, се есть москалей, болши дружбы с ними не имеючи… чтобы мы о таком московском и ляцком нам и Украине неприбылном намерении ведаючи, уготованное пагубы ожидати, а самих себя и весь народ украинский до ведомого упадку о себе не радеючи приводити имели.

К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего – в начале XX века. «Западенцы» себя традиционно называли русинами (в немецком варианте «рутены»). Любопытно, что гордость украинской нации поэт Тарас Шевченко ни в одном из своих произведений не употреблял этноним «украинец».

Зато в его послании к землякам есть такие строки: «Німець скаже: «Ви моголи». «Моголи! моголи!» Золотого Тамерлана онучата голі». В изданной в Берлине в 1925 году брошюре «Украинское движение» русский эмигрант и публицист Андрей Стороженко писал:

Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинского движения, начиная с 1875 года не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что «украинцы» - это именно особи, уклонившиеся от общерусского типа в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови.

А ведь один из самых популярных образов украинского фольклора «козак-лыцарь Мамай» – наглядное подтверждение подобного предположения. Откуда у персонажа народных картинок чисто татарское прозвище? Не является ли он олицетворением беклярбека Мамая, чьи потомки учувствовали в формировании казачества на Украине?

В переводе с тюркских языков «казак» – это «разбойник», «изгнанник». Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками».

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко (1651): оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства.

Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины. Этнографы утверждают, что печенеги, половцы и татары сыграли в формировании внешности «щирого» украинца не меньшую роль, чем русины, поляки или евреи. Генетика в целом подтверждает такие предположения.

Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) и митохондриальной ДНК (родословная женской линии). Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой – показали заметное различие между внутриукраинским и тремя кластерами – западным, центральным и восточным.

В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Оказалось, что 65-70% украинцев принадлежит гаплогруппе R1a, которая характерна для степных народов. К примеру, у киргизов она встречается в 70% случаев, у узбеков – в 60%, у башкир и казанских татар – в 50%. Для сравнения, в российских регионах северо-запада – Новгородской, Псковской, Архангельской, Вологодской областях группе R1a принадлежит 30-35% населения.

Другие гаплогруппы украинцев распределились так: три из них – R1b (западноевропейская), I2 (балканская), и N (финно-угорская) имеют примерно по 10% представителей, еще одна – E (Африка, Западная Азия) насчитывает приблизительно 5%. Что же касается коренных обитателей территории Украины, то генетика здесь бессильна. «Генотипы современных украинцев ничего не могут нам сказать о древней истории населения Украины», ­– признает американский генетик Питер Форстер.

Этот вопрос (довольно бесполезный, на мой взгляд) уж многие годы не дает покоя всем, кого волнуют современные российско-украинские взаимоотношения. В массовом сознании сплошь и рядом культивируются радикальные и совершенно неверные точки зрения. Начиная от «украинцев придумали в австро-венгерском генштабе! » - до «украинцы являются древнейшей нацией Восточной Европы! ». Мы же сейчас попробуем рассмотреть эту тему на более рациональном уровне. На основании известных научных фактов, с использованием исторических документов.

Сначала о взаимопонимании. Как говаривал Рене Декарт: «определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений ». Действительно, огромный процент совершенно бессмысленных споров, которые разгораются вокруг украинской проблематики, связан именно с отличающимся пониманием некоторых терминов. Чтобы не было разброда, давайте использовать универсальную научную терминологию.

Нация (не путать с «национальностью»!) - понятие политическое, а вовсе не этническое, как некоторым кажется. Нации - это «воображаемые сообщества» (Б.Андерсон), формируемые по гражданскому признаку. Они начинают активно формироваться во второй половине XVIII столетия, и повсеместно появляются в Европе лишь в XIX веке.

Этнос - общность людей, объединяемая единой историей, культурой, языком, самосознанием, и т. д. Крупные и неоднородные этносы («русские») иногда делят на субэтносы , имеющие какие-то отличия по культуре и/или территории проживания («поморы»). К сожалению, до сих пор не существует стопроцентных и общепризнанных критериев, позволяющих четко отделить субэтнос от полноценного этноса на любом конкретном этапе развития.

Ойконим/хороним - название местности или населенного пункта. Катойконим/этнохороним - имя жителя по названию места жительства. «Сибиряк» - катойконим. Если Сибирь отделится от РФ, то «сибиряк» со временем станет ещё и и нацией. Но лишь тогда, когда можно будет с уверенностью говорить о значительных языковых и культурных отличиях жителей Сибири от жителей европейской части России - «сибиряк» может стать еще и отдельным этносом.

Украина - современное восточнославянское государство. Еще раз, СОВРЕМЕННОЕ государство. Если бы вы в начале XVII века назвали бы «Украиной» территорию нынешней Одесской или Луцкой области - местные жители были бы весьма изумлены. «Украинами» тогда именовались различные порубежные районы в Московском царстве и Речи Посполитой. Происхождение и смысл этого хоронима - очевидны («окраина»), и ни одним серьезным исследователем под сомнение не ставятся.

Сегодня мы с вами поговорим про население вот этого региона:

Как минимум в XVII столетии население этой территории, безусловно, ощущало своё единство. Но универсального слова для обозначения данной территории у них не было. Политические границы скакали на сотни километров. Реальная власть над отдельными городами и местечками оказывалась то у Речи Посполитой, то у запорожских казаков, то у Российского государства, то у крымских татар. Не было некой цельной политической или географической Украины. Но явно была человеческая общность, проживающая на обозначенной территории.
Вот о ней-то мы и поговорим.


Сначала, маленький экскурс в общеизвестную историю.

Тысячу лет тому назад на огромной территории от Киева до Новгорода существовал единый древнерусский этнос. Он, безусловно, включал в себя какие-то субэтнические подгруппы, он то и дело дробился на противостоящие политические образования. Но его этническое единство - неоспоримый факт.
Затем нашествие кочевников, татарское иго, ослабление большинства древнерусских княжеств и последующее усиление Литвы/Польши/Речи Посполитой привели к радикальному уменьшению связей между Юго-Западным и Северным ареалами обитания древнерусского этноса. Киев и Львов оказались в одной стране. Новгород и Москва - в другой. Естественно, это наложило отпечаток на дальнейшее этническое развитие.

Четыреста-пятьсот лет тому назад мы можем наблюдать новую карту Восточной Европы. Бывший северный фрагмент древнерусской общности самостоятельно развивается в собственном государстве. Бывший юго-западный фрагмент развивается под влиянием Литвы, а затем и единого Польско-Литовского государства. Причем, если ранняя Литва - это сильно «русифицированное» государство (процент русского населения, в т. ч. в элитах - огромен), то Речь Посполитая - это государство, где русские быстро оказались во «второсортном», весьма тяжелом положении.

Все начало резко меняться в середине XVII столетия. Удачные казацкие восстания, годы нестабильности, частичное воссоединение двух разорванных фрагментов бывшего древнерусского этноса. А главное, впервые с момента упразднения древних княжеств, появляется робкая попытка создать реальную южнорусскую автономию под казацким управлением - «Гетманщину», и заявить о своих правах и желаниях от лица всей экс-«южно-древнерусской»общности.

Одним словом, это ключевой момент истории всего региона. Поэтому, мы сфокусируемся именно на нем. Тем более, что до XVII века слово «украинец» в качестве этнического обозначения совершенно точно не встречается в документах (это признают даже самые националистически настроенные исследователи). Только русские/русины.

Итак, три ключевых вопроса по «Гетманщине».
1. Как реально называли себя местные жители?
2. Отличались ли они от северных наследников древнерусского этноса?
3. Использовался ли ими термин «украинец» в качестве всеобщего этнонима?

Важный момент - нельзя забывать, что всеми дошедшими до нас «самоназваниями» занималась лишь грамотная элита (а отнюдь не крестьянские массы). Элита, в большинстве своём, была изрядно ополячена (даже многие православные епископы чаще писали на польском и на латыни, чем на русском). И к тому же, документы элит - это всегда политически ангажированный источник. В письме к одному монарху я буду писать одно, а в письме к другому монарху - уже совсем другое. Всё зависит от целей и от ситуации. Поэтому, доверять одному источнику - едва ли разумно. Надо сравнивать документы разных лиц и разной направленности.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, сразу начну с конкретных примеров:

- «Протестация» митрополита Иова Борецкого, 1622 год. Обращение: «каждому всходнего благочестия народу росийского человеку... всем благочестивым церкве восточная благопослушным великоменитого народу росийского всякого стану духовного и свицкого достоинства побожным людем ». (цит. по: Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1883. С.263.)

Письмо Богдана Хмельницкого султану Мухамеду,1651 год: «…tegoż i wsyzstka ruś co dzień życzy sobie, która jednej wiary z grekami będąc i od nich swój początek mając» («…и вся русь , которая здесь живёт, которая с греками одной веры и от них своё начало имеет…» ). (Сборник «Документы Богдана Хмельницкого», с. 233.)

Универсалы И. Выговского, 1660 год. Обращение: «Войску Запорожскому и всему народови роскому ». (РГАДА. Ф.79. Оп.1. 1660 г. №3. Л.65-68.)

Письмо к русскому царю от нежинского протопопа С. Адамовича, 1669 год: «…и по тех моих трудех от милости вашей царской с Москвы отнюдь ехати не хотелось есмь, ведаючи непостоянство своей братии малороссийских жителей …» . (АЮЗР. Т.8. С.9.)

Я мог бы привести ещё сотни подобных цитат из документов, но не вижу в этом особого смысла. Кто хочет видеть больше примеров - вперёд, к источникам! Если лениво учить скоропись и ходить по архивам, то рад вам сообщить, что уже давным-давно отсканированы и выложены на торренты печатные сборники: «Акты Южной и Западной России», «Архив ЮЗР», и прочие подобные. Изучайте!

«Русь», «русин», «российский народ», «росский народ», «малороссийский житель», «народ православный», «люди веры христианской» - 99% самоназваний, которые мы встречаем в документах, выглядит именно так (причем, религиозная самоидентификация встречается намного чаще этнической). В письмах правящей казацкой старшины встречается ещё характерное «мы, козаки», но у других социальных слоев (например, духовенства) такого уже не наблюдается. В любом случае, запорожское казачество - тема отдельная, ибо там речь уже о крайне разношерстной тусовке удалых вояк, понабравшихся из разных народов и воспринимающих свою общность довольно своеобразно.

В общем, что на Москве «царь русский, православный», что здесь «народ русский, православный». Самоидентификация практически та же самая, несмотря на предшествующее многовековое ослабление взаимных связей. То же можно сказать и про язык, который различался едва ли намного больше, чем язык помора отличается от языка рязанца.

Вот пример московского текста того времени (не буду мучить вас скорописью, приведу печатную расшифровку из книжки под рукой):

А вот пример киевского текста (в Москве его обычно называли "белорусским письмом"):

Как говорится, комментарии излишни.

А что же с «украинцами»? Был ли такой этноним в XVII веке? Да, был. Более того, можно с уверенностью предполагать, что он был сконструирован именно во второй половине этого столетия, когда ополяченная казацкая элита уже сполна насладилась фактической независимостью своей власти, и отдельные ее представители начали думать, что сложный выбор между единоверно-единокровной Москвой и привычной Варшавой - это не единственно возможный выбор. Что можно самим править огромной территорией. Но как ей править, если населяет эту территорию «русский народ», а рядом - «русский царь», к которому сами же так долго просились в подданство…

Остается лишь объявить себя каким-то иным народом и принять формальную власть какого-то чужого царя. Который, в силу своей чужеродности и слабого влияния на широкие массы населения, уж точно не будет сильно влезать в местные дела, отдав всю реальную власть на откуп местечковым князькам-гетманам (о, как тут чувствуется влияние польской государственной модели, с ее всесильными и неконтролируемыми магнатами!). Так и пошла кровавая череда гетманских измен. Жуткий период так называемой «Руины», унесший жизни тысяч невинных людей…

Первое раскопанное исследователями упоминание «украинского народ» - это конец 1650-х годов, переписка Выговского. Лично мне в архивных документах подобные примеры попадались где-то 3-4 раза. Капля в море иных самоназваний. А главное - эту «каплю» всегда привносили одни и те же персонажи. Несколько пропольских/протурецких представителей местной элиты, в моменты острого конфликта с Москвой.

Например, в универсале 1660-х годов, в котором Брюховецкий оправдывал свой переход к Дорошенко, было сказано: «Взяв Бога на помощь, около своих неприятелей до московых, се есть москалей, болши дружбы с ними не имеючи…чтобы мы о таком московском и ляцком нам и Украине неприбылном намерении ведаючи, уготованное пагубы ожидати, а самих себя и весь народ украинский до ведомого упадку о себе не радеючи приводити имел и» (АЮЗР. Т.7. С.39-40).

В общем, во второй половине XVII столетия фиксируется первая попытка некоторых представителей «иностранно-ориентированных» элит отделить «украинцев» от «москалей» по этно-территориальному признаку. Как мы знаем, попытка оказалась неудачной. Народные массы совершенно не вдохновились идеей вернуться под власть польских угнетателей. Не говоря уже о турецком господстве, которое пытался установить гетман Дорошенко. В итоге, левобережные гетманы надолго (вплоть до мазепинской измены) признали власть Москвы. А больше всех натворивший «профессиональный предатель» Дорошенко сдался московскому царю (как самому большому гуманисту во всей этой истории) и отправился в почетную ссылку.

Итого, если смотреть по самоназванию, языку, культуре, ориентации масс, то можно с уверенностью говорить, что в XVII веке отдельного украинского этноса еще не существовало. Были лишь первые и провальные попытки его сконструировать и придумать для него новое имя, по одному из популярных региональных ойконимов («украина» - «украинский народ»).

А что же тогда существовало? Русский этнос. Который вполне можно поделить на южно-русский и северно-русский субэтносы. Но не более того.

Как мы знаем, дальнейшее развитие южно-русского субэтноса проходило в условиях постоянной раздробленности на несколько государств. Естественно, что после событий XVII века Речь Посполитая каленым железом выжигала всякую «русскость». Естественно, что Российская Империя довольно грубо затыкала любое слишком сильное выпячивание субэтнических и местечковых особенностей. Все это накладывало определенный отпечаток на дальнейшие судьбы Южной Руси...

Затем в Европе наступило время активного формирования наций. Пошел бурный рост социального и этнического самосознания. Революции, республики, национально-освободительные движения… Мир становился всё больше похож на современный. Естественно, на общей волне начал появляться и малороссийский национализм. Поначалу милый и миролюбивый, преимущественно культурно-языкового толка. Но в конце XIX века понемногу начали развиваться уже и политико-сепаратистские идеи (поначалу в зарубежной Галиции, а затем и на территории Российской Империи). Соответственно, все чаще термин «украинец» стал попадаться в потоке привычного «русский»/«малороссиянин». Надо же националистическому публицисту как-то подчернуть свои отличия от крайне близкого собрата.

А потом наступил великий и страшный двадцатый век. И понеслось...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже было сказано выше, не существует стопроцентных и общепризнанных критериев, позволяющих четко отделить субэтнос в составе одного большого народа - от полностью самостоятельного этноса. Народы дробятся и сливаются постепенно, на протяжени длительного времени. Этот процесс можно описать лишь в форме некого , на одном краю которого будет явное отсутствие отдельного этноса, а на другом - его очевидное существование. А всё, что посередине - медленно изменяющееся промежуточное состояние.

Сейчас, в начале XXI века, отдельный украинский этнос очевидно существует. И безусловно составляет более половины от оставшегося населения страны-Украины. А вот в XVII столетии - его ещё точно не существовало. И невозможно назвать день, в который этот новый этнос «появился». Процесс постепенный, с сотнями влияющих факторов, с небольшими ускорениями и замедлениями... Важно, что сейчас он уже есть, и этот факт никак не отменить.

Если же говорить только об этнониме «украинец», то здесь все намного проще. Вторая половина XVII века - первое фиксируемое использование на письме. XIX век - набор популярности. Первая половина XX - окончательная победа «украинца» над «русином» и «малороссом».

Но проблема вовсе не в названии... Ведь среднестатистический украинец даже полувековой давности тронулся бы умом, если бы увидел, как его внуки прыгают на майдане под вопли «кто не скачет, тот москаль». Вне зависимости от актуальных самоназваний и языковых реформ, русские, украинцы и белорусы - это самые близкие славянские народы , которые еще совсем недавно были одним этносом. Плюс родственные связи. И, по большей части, общая религия и культура. Плюс единая инфраструктура. Плюс привычные и удобные экономические отношения. Да что там говорить, между крайней русской деревней и крайним украинским селом еще двадцать лет тому назад не было никакой границы, кроме искусственной политической.

Всё, что мы сейчас наблюдаем на Украине - это лишь продолжение того курса, который пыталась проложить прозападная элита второй половины XVII столетия. Однако тексты гетманских универсалов: «мы - украинцы, а москали нам чужие» - не смогли изменить массовое сознание. Современные же средства влияния на массы обладают несравнимо большей силой. И в итоге, народ, который три века тому назад был русским народом, а полвека назад - братским народом, теперь выглядит едва ли не главнейшим врагом.

То, что произошло - уже произошло. Мы не в силах изменить историю. И лично у меня вызывают недоумение (если не сказать - «презрение») все те, кто копаются в истории с чисто политической мотивацией - в поисках «отсутствия украинцев», или «древности украинской нации».

Но ещё большее недоумение вызывают у меня сограждане, которые наслаждаются постоянными издевками над страшной украинской катастрофой. Сограждане, которые своими ругательствами и хохмами ровняют под одну гребенку решительно всех: и прозападные элиты, и группировки радикальных националистов, и несчастный обманутый народ, оказавшийся под их властью. «Укрофашисты! Тупые хохлы!» - несётся абсолютно по каждому адресу, буквально из каждого обсуждения в интернете. И это вместо восстановления доверия и упрочнения связей! Поистине, если бы в XVII веке мы действовали бы аналогичным образом, то потеряли бы своих южных собратьев уже тогда...

Мы не в силах изменить историю.
Но мы можем изменить будущее.

Территория Украины является прародиной индоевропейских народов, откуда вышли предки народов, заселивших Европу, значительную часть Азии вплоть до Индии, Америку и некоторые другие земли. Со 2 тысячелетия до н. е. на территории Украины остались жить представители праславянского и индоиранское ветвей индоевропейской языковой семьи народов. Украинский историк Михаил Грушевский, а вслед за ним и вся украинская наука, пришли к выводу, что украинский народ появился во времена антов союза племен, который в IV-VII вв. н. е. охватывал большую часть территории Украины. Грушевский утверждал, что Украинцы как этнос образовались благодаря взаимодействию славян и сарматов в рамках этого союза племен.

Контакты праславян и индоиранцев продолжались более три тысячи лет (с С тысячелетия до н. Э. До I тысячелетия н. Э.). Эти контакты пришлись на самые ранние этапы развития древних славян на территории Украины, а потому зацепили сущностные стороны их происхождения.

Первый письменно зафиксирован этап мирного сосуществования праславян и североиранской народов произошел во время существования Великой Скифии (VII в. До н.э. - III в. До н.э.). Эта связь усилился за антов времен (IV-VII вв. Н.э.), с формированием славянами и сарматами постоянных союзнических отношений. Пик славяно-сарматской ассимиляции в середине - второй половине I тысячелетия н.э. означал образования базового украинского мегаетносу, состоящий из ряда славянских племен юго-восточного ареала славянства, объединенного общей историей в пределах Великой Скифии и антов союза племен. Это сожительство оставило большое количество взаимных заимствований.

С одной стороны, культурное наследие скифских, а также сарматских времен оказался крайне важным для формирования самобытной культуры Киевской Руси. С другой стороны, именно славяне ассимилировали, прежде всего в языковом смысле, представителей североиранской народностей - скифов и сарматов. Языковая ассимиляция скифов и сарматов в Украине состоялась благодаря тому, что славяне были моложе этносом, с меньшими различиями между языками отдельных групп, чем те, что существовали между языками иранских племен. Благодаря этому славяне образовали более однородной и, вследствие этого, более конкурентоспособный языковой массив. Значительная часть кочевых скифов и сарматов перешла к оседлой жизни, ассимилировались со славянами и стала составной создания украинского этноса.

Расположение основного массива поселений ранних славян в лесах Волыни и Полесья уберегло их от многочисленных потрясений, которые регулярно наносили вреда населению степной и лесостепной зон Украины. Увеличение доли славян в Лесостепи и Степи в начале и в середине I тысячелетия н. е. ускорило создание совместных антов (славяно-сарматских) союзов племен.

Именно резкое увеличение численности славян в середине I тысячелетия н. е. и их расселения на большей части территории Украины составили ключевую часть этнического основу создания Руси.

В истории известны многочисленные примеры, когда по смешиванию двух и более этносов рождался новый этнос. Так было в случае французов (смешивание кельтов-галлов и франков-германцев при численном доминировании первых, с участием в этногенезе французов латинян). Аналогичные процессы имели место и у англичан (которые возникают как результат этнической взаимодействия германцев (англосаксов) с кельтами (Брит), с количественным доминированием первых и более поздней участием норманнов). То же касается и славянских народов. Так, например, современные болгары появились как результат взаимодействия славян и тюрков (болгар), с количественным доминированием славян и с более ранним этническим основой фракийцев и греков. Чехи является результатом этнической взаимодействия количественно превосходящих славян с кельтами, при незначительном участии тюрков-аваров и тому подобное.

В то же время в организации государственной жизни Украины во времена Киевской Руси важное значение играли норманны (варяги). Влияние варягов всего проявился в создании правящей династии Рюриковичей.

Этнические привнесение в украинский этнос, которые имели место после завершения ассимиляции славянами сарматов, были менее существенными. Взаимодействие славян с тюрками, что происходило в XI-XII вв., Ограничивалась поселением нескольких союзных тюркских родов на южных окраинах Киевской Руси с целью их борьбы против половцев. Тюркские роды черных клобуков, торков, берендеев, узов и Кову, поселенных для защиты от половцев, насчитывали по несколько или несколько тысяч человек, является незначительным по сравнению с 3-4-миллионным населением Украины в XI-ХИ ст. Некоторые группы тюрков начали ассимилироваться Украинский еще в конце XII - XIII вв., А значительное количество тюрков вернулась из Украины назад в Азию после монголо-татарского нашествия 1239-1240 pp.

В более поздние времена никакие другие этнические группы массово не вливались к украинскому этносу, хотя единичные случаи имели место. В XX в. происходило НЕ столько вхождения иноэтнических представителей к украинскому этносу, сколько наоборот - отсоединение частей украинского народа в результате их присоединения к другим этносам.

Украинский этнос - это результат взаимодействия славянской и индоиранское (скифо-сарматской) групп населения, проходившей в древности. В течение не менее трех тысячелетий степная зона Украины была местом расселения индоиранских племен, лесная - праславянских. В лесостепной зоне происходила наиболее интенсивное взаимодействие праславян и ин доиранцив. Ни собственно праславяне на территории Украины до первой половины I тысячелетия н. е., ни скифы и сарматы ни были украинском в современном смысле. Однако и те, и другие были прямыми предками украинский.

Языком первоисточников:

"Говорит иудей Ибрагим Ибн Йакуб: земли славян тянутся от Сирийского (т.е. Средиземного) моря до океана на севере. Народы из внутренних (северных) областей овладели их часть и живут до сегодняшнего дня между ними. Они создают много различных племен. В прежние времена они были объединены королем, которого они называли Маха. Он был из племени, называемого Велинбаба, а до этого племени относятся в них с уважением. Затем среди них начался раздор, их объединение распалось; их племена образовали различные части, и в каждом племени к власти пришел свой король...

В общем, славяне смелые и воинственные, и если бы они не раскололись на множество разобщенных групп, то никакой народ на земле не устоит перед их натиском. Они населяют те страны, которые наиболее плодородные и наиболее богатые на еду. Они с большой тщательностью занимаются земледелием и приобретением пищи и превосходят в этом все народы севера. их товары идут по земле и морю в Русь и Константинополь. Большинство племен севере говорит по-славянски, потому что они смешались со славянами, как племена Ултршкин (Уличи), Анкл (ов), печенеги, Руси и хазары. Они носят свободную одежду, узкие только манжеты их рукавов...

Есть там странный птица, зеленый сверху и повторяет все звуки людей и животных, которые слышит. Иногда его ловят, устраивая на него охоту. По-славянски птица называется "СБА" (скворец). Там также дикая курица, называется по-славянски "тетра" (тетерев). В нее вкусное мясо, а ее звуки с верхушки деревьев слышно на фарсанг и даже дальше. Они имеют различные струнные и духовые инструменты. У них есть духовой инструмент, длина которого составляет более 2 локтей, и струнный инструмент с 8 струнами и внутренней стороной является плоская и несогнутый. их напитки и вина есть медом. Земли славян очень холодные; и холоднее всего в них тогда, когда ночи лунные и дни ясны. Тогда становится очень холодно, и мороз становится сильным, земля - ​​твердой как камень, все напитки замерзают, колодцы и ключи покрываются как гипсом, так что они становятся, впрочем, как каменные. Если, однако, ночь темная и день пасмурный, тогда лед тает, а холод ослабевает. В это время погибают корабли, и их пассажиры погибают, так как на них высвобождаются из льда год этих стран глыбы, подобные крепким горам. Иногда, однако, удается молодому и моторном мужчине ухватиться за такую ​​льдину и спастись на ней. Бань они не имеют. Они делают только деревянную будку и затыкают ее щели чем, что растет на их деревьях, похожим на водоросли, которыми обрастают корабли и который называется у них "мух" (мох) ".

Ибрагим Ибн Йакуб, "Рассказ о путешествии", X в.

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также католики. Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

На этот вопрос нет однозначного ответа. Определённо можно сказать только одно:
Каких-то 100 лет назад её не было. Очень коротко:
Отдельными народами украинцев и белорусов объявили только большевики. Именно тогда появилась концепция «трёх братских восточнославянских народов». И именно еврейские большевики создали Украинскую ССР, включив в её состав ряд исторических областей, имевших к Малороссии очень мало отношения. В 20-е и 30-е годы 20 века Советская власть проводила на всей территории УССР очень жёсткую политику украинизации. После разгрома троцкистов в 37 году Сталин эти глупости тихо прекратил.
В царской России украинофильство поддерживалось спецслужбами Австрии.
Состояли украинофильские кружки из польских интеллигентов. Массы малороссийских крестьян и мещан не поддерживали украинофилов и не знали об их существовании. И называли себя русскими. Люди, говорившие в быту по-украински, не считали унизительным получать образование на русском языке. И не требовали признать свой сельский диалект государственным языком. Напомним, кстати, ситуацию в Европе:
Диалекты немецкого или французского языков отличаются гораздо сильнее, чем украинский от русского.
Но государственными языками не являются.
Русский язык является родным для большинства граждан Украины. Все культурные и образованные украинцы - русскоязычны или двуязычны. Всё серьёзное интеллектуальное общение происходит на русском языке.
На бытовом уровне украинство безвредно. Реальный украинский язык, употребляемый в быту, звучит очень красиво. На нём хорошо песни петь. Что не запрещалось ни в СССР, ни в царской России. Как единственный язык государственного делопроизводства нам принудительно навязывают нечто другое, искусственно созданную «мову». Звучит она омерзительно, для выражения сложных мыслей непригодна. Перевод на «мову» приводит к полной деградации среднего и высшего образования.
Никаких отличающихся от общерусских, особых национальных интересов у Украины нет и не было. Вся история «борьбы украинского народа за независимость от москалей» полностью выдумана. И если об этом нашим детям рассказывают в школах - то только потому, что мы это терпим.
Что такое нация? Известный русский националист Севастьянов приводит определение Сталина, добавив к нему важный пункт - о происхождении:
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности происхождения, языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры.
Добавим также, что нация - это сообщество людей, обладающих национальным самосознанием. Нация существует, пока люди осознают себя её частью. И если какая-то часть нации противопоставляет себя другой - нация распадается. Как выяснилось, национальное сознание можно формировать искусственно. Сохранение или распад русской нации зависит от хода информационной войны. Находясь под информационным воздействием, украинцы делают свой выбор. Каждый украинец имеет право на общерусскую культуру. Пушкин принадлежит всей Руси. Можно гордиться реальной историей Малороссии и малороссов в Империи.
От екатерининского канцлера Безбородько и до советских маршалов. Можно гордиться полётом Гагарина и победой над Гитлером. А можно выбрать путь обиженных и считать «нациествориваючим» фактором голодомор 33 года. Можно отказаться от Пушкина, от созиданий и свершений, и ограничить себя шароварами, галушками и вечной обидой.
Рекомендую перечитать украинский гимн. Вставит.
Украина - не страна, а антирусский проект. Часть России, враждебная остальной России.
И существовать это псевдогосударство будет до тех пор, пока Россия не возродится или не погибнет. Независимая Украина дружественной по отношению к России быть не может в принципе.
Не для того создана.
Для оправдания своего существования Украина нуждается в антирусских мифах.
О голодоморе, русификации и так далее.
Население Украины очень неоднородно.
Крым - просто кусок Великороссии в чистом виде. (1)
Юго-Восток - это южная Россия. Жителей этого региона с 91 года упорно уговаривают, что они не русские, и кого-то вроде даже уговорили. При малейшем движении этот морок рассеется как дым.
Центр - собственно Малороссия.
Очень близкий, родственный субэтнос.
Запад - уже другой народ. Всех, кто называл себя русскими, замучили в концлагере Таллергоф ещё австрияки. Внуки уцелевших - нам чужие.
У них другие цели и ценности. Нам нужны рабочие места в нашей стране, а они хотят, чтобы их пустили чистить унитазы в Евросоюзе.
Правильной мы считаем двойную самоидентификацию:
"Все мы - Русские, но некоторые из нас - ещё и украинцы".
Малороссы, как и белорусы, являются субэтносами русского суперэтноса, немного более обособленными, чем сибиряки, поморы, или разные казачества.
На территории бывшей УССР уже живут миллионы людей, относящихся к особой, не существовавшей ранее украинской нации.
Это те, кто сами себя к ней относят.
И миллионы сторонников общерусского единства.
За кем пойдёт большинство - это и есть предмет информационной войны.