Надо ли вести ребёнка к логопеду? И как научить его говорить правильно на дому. Логопедия

Какие могут быть поводы для волнения?

Нет повода для беспокойства, если:

Физическое развитие малыша соответствует возрасту;

У ребенка нет никаких неврологических заболеваний;- ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит;- ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.

Обратите внимание на развитие ребенка, если:

в 1,5 года

Простых слов, например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы, например «иди сюда», «сядь»;

в 2 года

Ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;

в 2,5 года

Активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поле зрения;

Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);

в 3-3,5 года

Ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

В его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

Он не повторяет за Вами слова;

Говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их;

Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

в 4 года

У ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов); - не может запомнить четверостишье;

Совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

в 5-6 лет

Все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

Ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке; - допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития речи «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.

Итак, сначала вам потребуется:

Диагностика для выявления причин патологии развития речи;- диагностика слуха (обследование у сурдолога);- для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии речи?

Чем раньше вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком, тем быстрее будет положительный результат.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

Логопеды — помогают "поставить" звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.

Когда обращаться к логопеду?

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов).

Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.

В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Какие нарушения речи исправляет логопед?

Нарушения фонетической стороны устной речи.

Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.

Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.

Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.

Нарушения чтения.

Нарушения письма.

Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше), в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.

Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

  • Специалист — логопед, детский психолог.
  • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
  • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
  • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Всех родителей умиляет детский лепет, но с возрастом ребенок говорит все четче, его словарный запас растет, развивается умение пересказывать сказки и даже самостоятельно сочинять истории. Перед школой малыш говорит практически так же четко, как и взрослые, способен грамотно выражать свои мысли, практически не путает окончания. Это в норме. А что, если родителям кажется, что речь их ребенка развивается слишком медленно и неправильно? В этой ситуации поможет логопед. Когда пора обращаться к специалисту, расскажет статья. Пройдемся по этапам взросления малыша от годика до шести лет.

1 годик

В самом раннем возрасте - до годика - малыш должен гулить, лепетать, пытаться произносить звуки, по-своему отвечать на обращение взрослых. В полтора годика ребенок должен уметь сказать, как делает собачка, кошечка, курочка и так далее, произносить короткие слова - "дай", "на", "да", "нет", "мама", "баба". Если подобного вы не наблюдаете, тогда нужно обязательно обратиться за индивидуальной консультацией к неврологу и логопеду. Не пугайтесь, может, это особенность вашего малыша, и уже через 6 месяцев он перегонит сверстников.

2 годика

В этом возрасте малыш может картавить или вообще говорить непонятно для окружающих - это не столь важно. А логопед нужен, если в 2 годика ребенок не умеет произносить короткие фразы (по-своему): "Дай кушать", "Идем гулять", "Дай цяцю", "Это кака" и так далее.

3 годика

Причин обратиться к логопеду в 3 годика может быть несколько:

  • малыш изъясняется только на своем языке и не хочет повторять слова за взрослыми;
  • не произносит больше половины букв алфавита;
  • малыш все понимает, но упрямо молчит.

Все это может быть последствиями моторных или сенсорных нарушений, коррекция которых лучше всего проходит в раннем возрасте.

4 годика

Если в возрасте 4 лет ваш сынок или дочурка разговаривает очень невнятно, "глотает" многие звуки, несколько раз повторяет начало фразы, прежде чем сказать ее целиком, не может связно пересказать самую простую сказку ("Репка", "Курочка Ряба" или "Колобок"), это серьезные поводы обратиться за консультацией к специалисту.

5 лет

В 5 лет ваш ребенок все еще сюсюкает, то есть говорит слишком мягко ("кися", "сябака", "сяпка", "лямпотька", "кетя и т. д.)? Этому могут быть разные причины, но основными педиатры называют такие:

  • дизартрия - исправить дефект поможет логопед;
  • неврология, то есть таким образом ребенок привлекает к себе внимание взрослых; с этим справится детский невролог.

6 лет

Время бежит быстро, и скоро ваш отпрыск пойдет в первый класс, а он еще не все звуки произносит четко, путает окончания, с трудом повествует, не может связно ответить на вопрос. К 6 годам фонетическая система ребенка полностью формируется, поэтому подобных проблем быть не должно.Если они все-таки наблюдаются, значит, родители должны срочно отвести ребенка к логопеду.

Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.


Речь - это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

Будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, - это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев - 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 - 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 - 2 года. Ребенок активно составляет 2 - 4-хсловные предложения.

2 - 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 - 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас - до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 - 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 - 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен .

Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 - 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Этот вопрос живот интересует практически всех родителей – и тех, чьи дети только-только начинают говорить, и тех, чьи дети уже хорошо говорят. И особенно это волнует тех, чьи дети совсем не разговаривают, либо речь их имеет слышимые даже непрофессионалу дефекты.

Но чтобы понять, нужно ли обращаться с проблемой именно к логопеду, или нужен другой специалист, нужно разобраться – что именно исправляет логопед и каким проблемами он занимается.

Что такое логопедия и кто такой логопед?

Логопедией называют отрасль дефектологии и педагогики, смежную с медициной и физиологией. Это отрасль науки о нарушениях речи детей и взрослых, разрабатывающая и внедряющая методы предупреждения нарушений, их диагностику и способы преодоления дефектов. Логопедия занимается изучением причин и механизмов развития речевых дефектов, их симптоматику и течение процессов во времени, а также структуру речевой деятельности и систему мер по коррекции выявляемых нарушений.

Логопед – это педагог, прошедший особую подготовку на отдельном факультете коррекции, он занимается устранением или исправлением речевых нарушений у детей или взрослых. В компетенцию логопеда входит постановка звуков, но кроме этого логопеды занимаются развитием внимания, слухового и зрительного восприятия, способности к узнаванию и различению, логопеды тренируют память и мышление, развивают общую и мелкую моторику. Без этих навыков невозможным будет полноценное формирование образовательного и речевого процесса. Задачей логопеда является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие плавности и связности речи, обучение грамоте и исправление в речи грамматических и прочих ошибок.

Также логопеды проходят обучение основам неврологии детского и взрослого возраста, по психопатологии и проблемам в строении и работе органов слуха и речевого аппарата.

Когда нужно обратиться?

Обычно логопеды говорят о том, что чем ранее выявлена проблема с речью, тем активнее и быстрее можно справиться с проблемой, главное – вовремя обратиться за консультацией и выявить проблему и ее истинные причины. Но когда же точно нужно вести ребенка на консультацию к специалисту и на какие характерные особенности речи необходимо обращать особо тщательное внимание, чтобы не пропустить формирование проблемы? Начинать следить за речью нужно, не поверите, с рождения. Есть определенные нормы развития, в том числе и речевого, которые ребенок должен выполнять в каждый из своих закономерных возрастных периодов.

Внимание к речи до трех лет.

Если ребенку уже четыре-пять лет, родители внимательно относятся к его речи и ее дефектам, которые отмечаются в произношении и темпе речи. Это время, когда можно объективно говорить о проблемах в произношении звуков или в построении фразовой речи. Но проблемы речи можно распознавать и корректировать еще задолго до этого возраста, выяснять проблемы речевого развития необходимо с самого раннего возраста – в это время выявляются самые серьезные и грубые из дефектов речевого развития, и проблемы которые могут потребовать корректировки с самого раннего возраста. Именно раннее вмешательство специалиста будет в таких случаях максимально результативной, но нужно найти грамотно специалиста-логопеда, который имеет специализацию по работе с малышами.

Но для того, чтобы оценить степень проблемы и понять, необходима ли именно вашему ребенку помощь логопеда, важно будет знать, какие из этапов развития речи должны соответствовать определенному возрасту ребенка. Обсудим примерные этапы в формировании пассивной и активной речи детей до трех лет.

Основы речевой активности начинаются еще в младенчестве. Примерно с трех месяцев в виде издавания различных звуков и затем трансформации их в процесс гуления. Если же ваш ребенок к возрасту трех-четырех месяцев не издает ни единого звука, это должно стать для вас очень тревожным сигналом, на который немедленно нужно обратить внимание педиатра, невролога и возможно. И других специалистов – возможно – ребенок глухой или глухонемой.

К возрасту примерно восьми-десяти месяцев ребенок делает первые попытки в копировании речи взрослых людей, может произносить свои первые слоги – это обычно па, ма, ба, да. Обычно в этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, которые ему адресуются, он хорошо знает свое имя и откликается на него. Если же родители стали замечать, что к окончанию первого года жизни ребенок никак не реагирует на обращенную к нему речь, не старается произносить первые простые слова-слоги, необходимо обращение как минимум к педиатру или неврологу для консультации и детального обследования. Также одним из тревожных симптомов является и формирование своеобразного мычания малыша в моменты, когда он вам пытается показать свои желания или стремления.

Примерно к полутора годам у ребенка начинает формироваться собственно речь – в этом возрасте ребенку уже вполне пора произносить первые слова из дух слогов – папа, мама, дай и т.д. В активном словаре годовалого ребенка содержится не более десяти слов, хотя ребенок уже вполне осознанно их может применять. В этот период жизни речь ребенка развивается очень активно и динамично, ежедневно пассивный и активный словарный запас ребенка пополняется новыми словами.

Примерно к двум годам ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь взрослых, а также уметь выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями. Если же примерно к двум с половиной годам ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания он может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить» словами, необходимо посещение с ребенком невролога и логопеда. Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте еще не столь важно, как ребенком произносятся трудные звуки в речи, в основном имеет значение общий характер речи и ее активности.

Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет.

Кабинет логопеда в возрасте трех-четырех лет посещать необходимо даже тем детям, в речевом развитии которых родители не отмечают совершенно никаких отклонений по срокам и по способности к воспроизведению звуков, слов и предложений. Если же в речи ребенка выявляются явные отклонения, которые требуют работы с речевыми навыками и речевым аппаратом, тогда помощь специалиста уже просто необходима. Но требования к речи детей сильно разнятся в зависимости от его возраста. В возрасте трех лет родителям важно убедиться в том, что с артикуляционным аппаратом ребенка все в порядке и он развивается правильно.

В этом возрасте малыш должен выполнять простые действия по просьбе родителей или педагога – высовывать язык, доставать им до верхнего неба или губы, сложить язык в трубочку или надувать щеки. Также в этом возрасте необходимо проверить, может ли ребенок воспроизвести самый простой ритм, хлопая в ладоши. Если эти навыки у ребенка отсутствуют – это должно быть поводом для беспокойства родителей.

В таких случаях логопеды обычно не только проводят необходимые меры по диагностике нарушений, но и помогают простыми упражнениями укреплять мышцы речевого аппарата и артикуляционный аппарат. Также, в возрасте трех-четырех лет ребенок уже не должен пропускать в словах слоги, переставлять слоги в словах местами или не должен проглатывать окончания слов. Обратите особое внимание на все эти особенности в речи ребенка, когда вы будет посещать консультацию специалиста. Но вот правильного произношения всех абсолютно звуков в возрасте трех-четырех лет может еще не быть, правильная речь практически на все звуки будет формироваться ближе к пяти-шести годам. Нет повода для посещения логопеда, если в три-четыре года ребенок пока еще не говорит шипящие - «ш», «щ», «р», «л», эти звуки речи самые сложные, они формируются в правильном произношении самыми последними. Но стоит все-таки понаблюдать за тем, как произносятся слова с этими звуками ребенком, если он пока пропускает эти звуки – это не опасно, а вот если вместо звука «л» произносится «в», если звук «р» произносится на французский манер, гортанно, стоит пройти консультацию у специалиста-логопеда, так как любое из дефектных произношений звуков нужно сразу же исправлять, пока это не закрепилось патологической привычкой в речи.

Возраст от четырех до пяти.

В возрасте четырех с половиной - пяти лет ребенку уже необходимо не только правильно произносить все звуки речи, но еще и уметь составлять связанные осмысленные предложения. Чтобы это проверить – попросите ребенка рассказать картинку или описать недавнее событие. Если в речи он не придерживается определенной последовательности повествования, составляет предложения не согласованные по смыслу и падежам, родам и числам, не может пользоваться в речи союзами, это является непосредственным отклонением от норм развития.

Начинайте активно разговаривать ребенка, вынуждайте его на диалоги и монологи, активно поправляйте его речь, и проследите, как ребенок реагирует на замечания и исправления, если у него не наблюдается прогресса в речи, необходима консультация со специалистом и разработка комплекса занятий по развитию речи.

Логопед при консультации с ним выявит все описанные выше отклонения в речи, составит подробный план занятий по развитию речи и исправлению дефектов, поможет вам в методике занятий с ребенком в центре речи или дома, подберет комплекс логопедических развивающих упражнений.

Стоит обратиться к логопеду, если в четыре года:

Ребенок не может ответить на простые вопросы – кто, что, где?

Если речь ребенка совершенно неграмотна, неправильно используются окончания, падежи, суффиксы и предлоги,

Если ребенок произносит неправильно многие слоги и звуки, смягчает твердые звуки, искажает межзубное произношение, смешивает звуки, меняет звук «ж» на «з».

Употребляет в предложениях меньше четырех слов.

Стоит обратиться к логопеду, если в пять лет:

Ребенок строит фразы неверно и произносит не все звуки речи,

У него нарушено произношение согласных звуков,

Есть пропуски согласных звуков в речи, которые стоят в слове рядом,

Если нарушено согласование родов и множественного числа.

Устная речь тесно связана в дальнейшем с письменной речью и грамотностью, если вовремя не исправлять речевые ошибки, письмо в дальнейшем будет неграмотным.