Лирика включает в себя жанры. Драматические жанры литературы

В лирике особо четко различаются два типа жанров: один представляет собой жесткое единство жанрового содержания и жанровой формы, другой – довольно свободное сочетание художественного содержания и формы.

Жанры первого типа сложились в ранние эпохи художественного развития. Это такие лирические жанры, как элегия, ямб, эпиникий в древнегреческой лирике; канцона, пастораль, Альба – в средневековье; сонет в лирике Возрождения.

В лирике веков преобладают жанры со свободным единством формы и содержания. Чаще всего просто лирические стихотворения или лирические песни с очень разными художественным содержанием. Общая суть лирического содержания состоит в художественно – творческом освоении внутреннего мира человека от сложнейших размышлений, до тончайших переливов чувств. Поэтому по своему содержанию лирические жанры вбирают в себя в собственно – лирическом преломлении, самые разные типы художественного содержания со всем многообразием их внутренних разновидностей.

- Эпос как род литературы.

«Эпос» в переводе с греческого – «слово, речь, рассказ». Эпос – один из самых древних родов, связан с формированием национального самосознания. В 17-18 веке много мистификаций. Удачная – песни Оссиана, Шотландия, попытка поднять национальное самосознание. Они повлияли на развитие европейской литературы.

Эпос – изначальная форма – героическая поэма. Возникает при разломе патриархального общества. В русской литературе – былины, складывающиеся в циклы.

Эпос воспроизводит жизнь не как личную, а как объективную данность – извне. Цель любого эпоса – рассказать о событии. Содержательная доминанта – событие. Ранее – войны, позднее – частное событие, факты внутренней жизни. Познавательная направленность эпоса – объективное начало. Рассказ о событиях без оценки. «Повесть временных лет» - о всех кровавых событиях рассказывается бесстрастно и обыденно. Эпическая дистанция.

Предмет изображения в эпосе – мир как объективная данность. Жизни человека в ее органической связи с миром, судьба – также предмет изображения. Рассказ Бунина. Шолохов «Судьба человека». Важно понимание судьбы через призму культуры.

Формы словесного выражения в эпосе (тип речевой организации) – повествование. Функции слова – слово изображает предметный мир. Повествование – это способ/тип высказывания. Описание в эпосе. Речь героев, персонажей. Повествование – речь образа автора. Речь героев – полилоги, монологи, диалоги. В романтических произведениях обязательна исповедь главного героя. Внутренние монологи – это прямое включение слов героев. Непрямые формы – косвенная речь, несобственная прямая речь. Не вычленяется из речи автора.


Важная роль системы отражений в романе. Герой может наделяться качеством, которое не нравится автору. Пример: Сильвио. Любимые герои Пушкина многословны. Очень часто нам неясно, как автор относится к герою.

А) Рассказчик

1) Персонаж имеет свою судьбу. «Капитанская дочка», «Повести Белкина».

2) Условный рассказчик, в речевом плане безлик. Очень часто – мы. Речевая маска.

3) Сказ. Речевой колорит – говорит социум.

1) Объективный. «История государства российского» Карамзин, «Война и мир».

2) Субъективный – направленность к читателю, обращение.

Сказ – особая речевая манера, воспроизводит речь человека, как бы литературно не обработанную. Лесков «Левша».

Описания и списки. Важны для эпоса. Эпос, пожалуй, самый популярный род.

- Драма как род литературы.

Слияние субъективного и объективного. Событие показано как формирующееся, а не готовое. В эпосе автор дает много комментариев и деталей, в драме этого нет. Субъективное – происходящее дается через восприятие действующих лиц. Многие эпохи в развитии театра пытались разрушить преграду между публикой и актерами. Идея «театр в театре» - романтизм, бурно развивалось в начале 20 века. «Принцесса Турандот» - актеры спрашивают у зрителей. Этот же принцип у Гоголя в «Ревизоре». Стремление разрушить условность. Драма выходит из обрядов. Драматический текст в значительной степени лишен авторского присутствия. Показана речевая деятельность героев, актуальны монолог и диалог. Авторское присутствие: название (Островский любил пословицы), эпиграф (Гоголь «Ревизор» - тема зеркала), жанр (комедии Чехова – особенность восприятия), список действующих лиц (часто определяется традициями), говорящие имя, комментарии, ремарки – описание места действия. Характеристика речи героев, действий, внутреннего действия в драме. «Борис Годунов» Пушкин, «Маскарад» Лермонтова. Чехов – иное. Ранний театр – упражнения в монологах. Диалог чаще был вспомогательным средством для связи между монологами. Это меняет Грибоедов – диалог глухих, комический диалог. Чехов – тоже. Горький: «А ниточки-то гнилые».

Томас Манн: «Драма –искусство силуэта». Герцен: «Сцена всегда современна зрителю. Она всегда отражает ту сторону жизни, которую хочет видеть партер». Всегда видны отголоски современности.

- Лирика как род литературы.

Познавательная направленность лирики. Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения (тип речевой организации) – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Эмоционально окрашенное размышление – иногда внешняя безэмоциональность. Это лирическая медитация. Лермонтов «И скучно, и грустно…» Волевые импульсы, ораторские интонации в лирике декабристов. Впечатления – тоже может быть предметом лирического текста.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

Очень важен конец 18 – начало 19 века – период разрушения представления о лирике, разрушение жанрового мышления в лирике, новое мышление – стилевое. Связано с Гете. В 70-е годы 18 века Гете создает новую особенность лирического произведения, которая порывала с традициями. Была строгая иерархия жанров: четко распределено какие формы лирики когда использовались. Стихотворные формы очень разветвленные.

Ода – идеализация вышестоящего лица, поэтому определенная форма. Десятистишье, торжественное вступление, описательная часть, часть о процветании страны.

Гете разрушает связь между темой и формой. Его стихотворения начинаются как слепок с мгновенного переживания – изображение. Могли включаться и природные явления, но только не условные. Процесс стилевой индивидуализации. В 19 веке часто невозможно определить жанр.

С каждым поэтом связан определенный круг эмоций, особое отношение к миру. Жуковский, Маяковский, Гумилев.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме. Установка на неуклюжий стих – Некрасов.

- Деление литературы на роды и виды. Понятие литературного жанра.

Эпос, лирика и драма. Сократ (в изложении Платона): поэт может говорить от своего лица, преимущественно дифирамб. Поэт может строить произведение в виде обмена репликами, к которым могут примешиваться и слова автора. Поэт может соединять свои слова со словами чужими, которые принадлежат другим действующим лицам. «Поэтика» Аристотеля. Искусство есть подражание природе. «Подражать одному и тому же можно разными способами». 1) Рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер. 2) Рассказывать так, что подражающее остается самим собой, но изменять свое лицо – лирика. 3) Писатель представляет всех действующих лиц как действующих и деятельных.

Наука онтология. В разные эпохи человеку нужны разные литературные роды. Свобода и необходимость. Важна психология. Экспрессивность, апелляция.

Драма – это то, что развивается на наших глазах. Лирика – удивительный сплав времени. Одно время роман хотели объявить отдельным родом. Много переходных явлений.

Межродовые и внеродовые произведения. Межродовые – признаки разных родов. «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Фауст». Внеродовые: очерк, эссе и литература потока сознания. Диалектика души. «Анна Каренина». Джойс «Улисс». Виды – это не совсем жанры. Вид – конкретное историческое воплощение рода. Жанр – это группа произведений, обладающих комплексом устойчивых признаков. Важно: тематика, тема – жанровый объект. Художественное время – определенное. Особая композиция. Носитель речи. Элегия – разное понимание. Повесть.

Какие-то жанры универсальны: комедия, трагедия, ода. А какие-то локальны – челобитная, хождения. Есть мертвые жанры – сонет. Канонические и неканонические – устоявшиеся и неоформившиеся.

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...Скучно, грустно... Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Сонет


Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как шутя живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли замкнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

БОГО Ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах Божества,Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто все Собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы нарицаем - Бог!Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планет,Хотя и мог бы ум высокий,Тебе числа и меры нет!Не могут Духи просвещенны,От света Твоего рожденны,Исследовать судеб Твоих:Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,В Твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хао́са бытность довременнуИз бездн Ты вечности воззвал;А вечность, прежде век рожденну,В Себе Самом Ты основал.Себя Собою составляя,Собою из Себя сияя,Ты свет, откуда свет исте́к.Создавый все единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.Ты цепь существ в Себе вмещаешь,Ее содержишь и живишь;Конец с началом сопрягаешьИ смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся,Так солнцы от Тебя родятся.Как в мразный, ясный день зимойПылинки инея сверкают,Вратятся, зыблются, сияют,Так звезды в безднах под Тобой.Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой - как нощь пред днем.Как капля, в море опущенна,Вся твердь перед Тобой сия;Но что мной зримая вселенна,И что перед Тобою я? -В воздушном океане оном,Миры умножа миллиономСтократ других миров, и то,Когда дерзну сравнить с Тобою,Лишь будет точкою одною;А я перед Тобой - ничто.Ничто! - но Ты во мне сияешьВеличеством Твоих доброт;Во мне Себя изображаешь,Как солнце в малой капле вод.Ничто! - но жизнь я ощущаю,Несытым некаким летаюВсегда пареньем в высоты.Тебя душа моя быть чает,Вникает, мыслит, рассуждает:Я есмь - конечно, есь и Ты.Ты есь! - Природы чин вещает,Гласит мое мне сердце то,Меня мой разум уверяет;Ты есь - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,Поставлен, мнится мне, в почтеннойСредине естества я той,Где кончил тварей Ты телесных,Где начал Ты Духов небесныхИ цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!-Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? - Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие́;Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! в бессмертие Твое́.Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моейВоображении бессильныИ тени начертать Твоей.Но если славословить должно,То слабым смертным невозможноТебя ничем иным почтить,Как им к Тебе лишь возвышаться,В безмерной разности терятьсяИ благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,Завелись среди белого дня.Все, над чем я смеялся когда-то,Все теперь восхищает меня!Жил я шумно и весело - каюсь,Но жена все к рукам прибрала,Совершенно со мной не считаясь,Мне двух дочек она родила.Я был против. Начнутся пеленки...Для чего свою жизнь осложнять?Но залезли мне в сердце девчонки,Как котята в чужую кровать!И теперь с новым смыслом и цельюЯ, как птица, гнездо свое вьюИ порою над их колыбельюСам себе удивленно пою:-Доченьки, доченьки,Доченьки мои!Где ж вы, мои ноченьки,Где вы соловьи?..Много русского солнца и светаБудет в жизни дочурок моих,И что самое главное - этоТо, что Родина будет у них!Будет дом. Будет много игрушек.Мы на елку повесим звезду.Я каких-нибудь добрых старушекСпециально для них заведу.Чтобы песни им русские пелиЧтобы сказки ночами плели,Чтобы тихо года шелестели,Чтобы детства - забыть не могли!Правда, я постарею немного,Но душой буду юн, как они!И просить буду доброго Бога,Чтоб продлил мои грешные дни.Вырастут доченьки,Доченьки мои...Будут у них ноченьки, будут соловьи!А закроют доченьки оченьки мои,Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма


В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечиИ вдвоем с ко мне не пришедшимСорок первый встречаю год,Но Господняя сила с нами,В хрустале утонуло пламяИ вино, как отрава жжет...Это всплески жуткой беседы,Когда все воскресают бреды,А часы все еще не бьют...Нету меры моей тревоги,Я, как тень, стою на порогеСтерегу последний уют.И я слышу звонок протяжный,И я чувствую холод влажный.Холодею, стыну, горюИ, как будто припомнив что-то,Обернувшись в пол оборотаТихим голосом говорю:Вы ошиблись: Венеция дожейЭто рядом. Но маски в прихожейИ плащи, и жезлы, и венцыВам сегодня придется оставить.Вас я вздумала нынче прославить,Новогодние сорванцы.Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия


Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;Усталый селянин медлительной стопоюИдет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,В туманном сумраке окрестность исчезает...Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,Лишь слышится вдали рогов унылый звон.Лишь дикая сова, таясь под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.

Баллада


Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномСлушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Роман в стихах


Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ"Приятель, отчего присел?"-"Злодей корону на меня надел!" -"Что ж! я не вижу в этом зла!"-"Ох, тяжела!"Василий Жуковский

Лимерик


Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер. Главное, что его композиция подчинена строгим правилам. В первой строке называется персонаж, а также упоминается, откуда он родом. Во второй рассказывается, что он совершил, либо какая-то его особенность. Оставшиеся строчки посвящены последствиям этих действий или свойств героя.

Жил-был старичок из Гонконга,Танцевавший под музыку гонга.Но ему заявили:«Прекрати это - илиУбирайся совсем из Гонконга!»Эдвард Лир

Лирика – один из трех (наряду с эпосом и драмой) основных литературных родов, предмет отображения которого – внутренний мир, собственное "я" поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы – субъективна. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме субъективного, непосредственного переживания, т.е. целостного индивидуального проявления личности поэта, определенного состояния его характера. "Самовыражение" ("самораскрытие") поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Стихотворение А. С. Пушкина "...Вновь я посетил..." нс сводится к описанию сельской природы. В основе его лежит обобщенная художественная идея, глубокая философская мысль о непрерывном процессе обновления жизни, в котором новое приходит на смену ушедшему, продолжая его.

Каждое время вырабатывает свои поэтические формулы, конкретные общественно-исторические условия создают свои формы выражения лирического образа, и для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание той или иной эпохи, ее культурно-исторического своеобразия.

Различны формы выражения переживаний, мыслей лирического субъекта. Это может быть внутренний монолог, размышление наедине с собою ("Я помню чудное мгновенье..." А. С. Пушкина, "О доблестях, о подвигах, о славе..." А. А. Блока); монолог от лица введенного в текст персонажа ("Бородино" М. Ю. Лермонтова); обращение к определенному лицу (в различном стилевом оформлении), что позволяет создать впечатление непосредственного отклика на какое-то явление жизни ("Зимнее утро" А. С. Пушкина, "Прозаседавшиеся" В. В. Маяковского); обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы ("К морю" А. С. Пушкина, "Лес" А. В. Кольцова, "В саду" А. А. Фета). В лирических произведениях, в основе которых лежат острые конфликты, поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями и врагами, с самим собою ("Поэт и гражданин" Н. А. Некрасова). С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Большей частью лирические произведения многотемны, в одном переживании поэта могут отражаться различные мотивы: любви, дружбы, патриотические чувства и пр. ("Памяти Добролюбова" Н. А. Некрасова, "Письмо к женщине" С. А. Есенина, "Подкупленный" Р. И. Рождественского).

Разнообразны жанры лирических произведений. Преимущественная форма лирики XIX–XX вв. – стихотворение : написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющее воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях (иногда в литературе встречаются небольшие произведения лирического характера в прозе, в которых используются средства выразительности, свойственные стихотворной речи: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева). Послание – лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к определенному лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера ("К Чаадаеву", "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина, "Письмо матери" С. А. Есенина). Элегия – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия ("Признание" Е. А. Баратынского, "Редеет облаков летучая гряда..." А. С. Пушкина, "Элегия" Н. А. Некрасова, "Не жалею, не зову, не плачу..." С. А. Есенина). Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа – своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли ("Поэту", "Мадонна" А. С. Пушкина, сонеты А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. В. Северянина, О. Э. Мандельштама, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, С. Я. Маршака, А. А. Тарковского, Л. Н. Мартынова, М. А. Дудина, В. А. Солоухина, Н. Н. Матвеевой, Л. II. Вышеславского, Р. Г. Гамзатова). Эпиграмма – небольшое стихотворение, злобно высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление (эпиграммы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, С. А. Соболевского, С. Соловьева,

Д. Д. Минаева). В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В. В. Маяковский, Д. Бедный, А. Г. Архангельский, А. И. Безыменский, С. Я. Маршак, С. А. Васильев. Романс – лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Жанровые признаки (без строгого соблюдения): напевная интонация, синтаксическая простота, законченность предложения в пределах строфы (стихи А. С. Пушкина, Μ. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, С. А. Есенина). Эпитафия – надгробная надпись (обычно в стихах) похвального, пародийного или сатирического характера (эпитафии Р. Бернса в переводе С. Я. Маршака, эпитафии А. П. Сумарокова, Η. Ф. Щербины). Стансы небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного (углубленно размышляющего), чем любовного содержания. Жанровые признаки неопределенны. Например, "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Стансы" ("В надежде славы и добра...") А. С. Пушкина, "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") М. Ю. Лермонтова, "Стансы" ("Я о своем таланте много знаю") С. А. Есенина и др.

Эклога – лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающее бытовые сельские сценки на фоне природы (эклоги А. П. Сумарокова, В. И. Панаева).

Мадригал – небольшое по объему стихотворение-комплимент, чаще любовно-лирического содержания (встречается у Η. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).

Каждое лирическое произведение, которое всегда неповторимо, несет в себе целостное мировосприятие поэта, рассматривается не изолированно, а в контексте всего творчества художника. Лирическое произведение можно анализировать либо целостно – в единстве формы и содержания, – наблюдая за движением авторского переживания, лирических раздумий поэта от начала до конца стихотворения, либо объединить ряд произведений тематически, останавливаясь на стержневых идеях, переживаниях, раскрытых в них (любовная лирика А. С. Пушкина, тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, образ Родины в произведениях С. А. Есенина).

Следует отказаться от анализа стихотворения по частям и от так называемых вопросов по содержанию. Нельзя также сводить работу к формальному перечню изобразительных средств языка, вырванных из контекста. Необходимо проникнуть в сложную систему сцепления всех элементов стихотворного текста, попытаться раскрыть то основное чувство-переживание, которым проникнуто стихотворение, осмыслить функции языковых средств, идейно-эмоциональное богатство поэтической речи. Еще В. Г. Белинский в статье "Разделение поэзии на роды и виды" отмечал, что лирическое произведение "нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только что можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка".

Лирика – субъективный род художественной литературы, в отличие от эпоса и драмы. Поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни. И в то же время никакой другой род литературы не пробуждает такого ответного чувства, сопереживания у читателя – и современника, и в последующих поколениях. Если основой композиции эпического или драматического произведения является сюжет, который можно пересказать "своими словами", лирическое стихотворение пересказать невозможно, в нем все – "содержание": последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы.

Главное средство создания лирического образа – язык, поэтическое слово. Использование в стихотворении различных тропов (метафора, олицетворение, синекдоха, параллелизм, гипербола, эпитет) расширяет смысл лирического высказывания. Слово в стихе многозначно. В стихотворном контексте слово приобретает как бы добавочные смысловые и эмоциональные оттенки. Благодаря своим внутренним связям (ритмическим, синтаксическим, звуковым, интонационным) слово в стихотворной речи становится емким, уплотненным, эмоционально окрашенным, максимально выразительным. Оно имеет тенденцию к обобщению, символике. Выделение слова, особенно значительного в раскрытии образного содержания стихотворения, в поэтическом тексте осуществляется разными способами (инверсия, перенос, повторы, анафора, контраст). Например, в стихотворении "Я вас любил: любовь еще, быть может..." А. С. Пушкина лейтмотив произведения создается ключевыми словами "любил" (повторяется трижды), "любовь", "любимой".

Многие лирические высказывания тяготеют к афористичности, что делает их крылатыми подобно пословицам. Такие лирические фразы становятся ходячими, заучиваются наизусть, используются применительно к определенному настрою мыслей и душевному состоянию человека. В крылатых строках русской поэзии как бы сфокусированы наиболее острые, полемические проблемы нашей действительности на разных исторических этапах. Крылатая строка – один из первоэлементов истинной поэзии. Вот некоторые примеры: "Да только воз и ныне там!" (И. А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак"); "Послушай! ври, да знай же меру" (А. С. Грибоедов. "Горе от ума"); "Куда ж нам плыть?" (А. С. Пушкин. "Осень"); "Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской..." (Μ. Ю. Лермонтов); "Вот приедет барин – барин нас рассудит" (Н. А. Некрасов. "Забытая деревня"); "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" (Ф. И. Тютчев); "Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно" (Н. А. Некрасов. "Подражание Шиллеру"); "И вечный бой! Покой нам только снится" (А. А. Блок. "На поле Куликовом"); "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье" (С. А. Есенин. "Письмо к женщине"); "...Не ради славы, ради жизни на земле" (А. Т. Твардовский. "Василий Теркин").

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).

Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Л. И. Тимофеев отмечает, что "лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей" * .

* (Л. И. Тимофеев. Основы теории литературы, стр. 108. )

В отличие от всех других литературных родов лирика прежде всего и больше всего ориентируется на эмоциональное восприятие читателя. А это сближает ее с другой областью искусства - музыкой, которая также представляет собой образное выражение человеческих переживаний и воздействует именно на чувства человека. Даже само название литературного рода ("лира" - музыкальный инструмент в древней Греции) подчеркивает связь его с музыкой. Этот синтез слова и музыки сохранился до сих пор и обусловил выделение смежных родов, таких как лирико-вокальный и музыкально-драматический.

Генетическая связь поэзии с музыкой проявляется в ее подчиненности ритму и многим другим специфическим особенностям этого искусства (вплоть до развития лейтмотивов или композиционных форм типа рондо или баллады). Музыкальность поэзии признана и поэтами, и композиторами. Развитие лирики всегда в значительной мере было связано с развитием музыки.

Специфической особенностью лирики является субъективное отражение переживаний в образах.

Субъективное восприятие действительности проявляется в поэзии по-разному. Явным преувеличением выглядит попытка некоторых литературоведов свести содержание любого лирического произведения лишь к "самовыражению" поэта, лишь к раскрытию его "я", рассматриваемого к тому же в узко-биографическом плане. Даже в самых интимных стихотворениях, таких, например, как "Я вас любил" Пушкина, выражены не только чувства автора, но и то, что близко, что глубоко понятно и дорого читателям. Другими словами, через конкретное, неповторимо-индивидуальное переживание поэта передается общее, существенное, характерное, что и составляет специфику образного воспроизведения жизни.

Во многих лучших произведениях художник типизирует те переживания, которые являются либо концентрацией его эмоций, либо становятся как бы их проекцией для передачи вымышленному герою, который наделен качествами, поэту непосредственно не свойственными. В связи с этим и возникает важный вопрос о лирическом герое. Введение этого понятия в литературоведение оправдано стремлением теоретиков разграничить авторское "я" и типизированное "я" вымышленного героя, чувства и мысли которого выражаются в произведении от первого лица.

Еще Н. Г. Чернышевский в статье "Стихотворения графини Ростопчиной" утверждал, что "не следует предполагать, будто каждое "я", излагающее в лирической пьесе свои ощущения, по необходимости есть "я" самого автора, которым написана пьеса" * .

* (Н. Г. Чернышевский. Полл. собр. соч., т. 3, стр. 455-456. )

Рассматривая стихотворения, подобные "Черной шали" Пушкина, можно говорить лишь о лирическом герое, который создан творческим воображением автора и который своеобразно выражает чувства и мысли, его взволновавшие.

Понятие лирического героя нельзя также истолковывать слишком широко, ассоциируя его с образом повествователя в эпосе. Лирический герой является лишь одной из возможностей выражения а произведении личности поэта. Советский критик Л. Гинзбург справедливо утверждает, что "в лирике авторское сознание может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического героя до абстрактного образа поэта, включенного в классические жанры, и, с другой стороны, до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать" * .

* (Л. Гинзбург. О лирике. М.-Л., 1964, стр. 6. )

Эта "зашифрованность лирического субъекта" особенно характерна для эпиграмм и мадригалов, в которых изображаются конкретные персонажи, а субъективное отношение к ним автора проявляется именно в оценке определенных их качеств, преднамеренно утрированных, а главное односторонне подобранных и изолированных от других, характеризующих облик человека-прототипа.

В то же время надо признать условность разграничений образа лирического героя и образа поэта. Еще Н. В. Гоголь справедливо писал о том, что в любом произведении в большей или меньшей степени отражается личность самого автора. Однако в стихотворениях, подобных пушкинскому "Памятнику", поэт непосредственно выражает свои мысли, чувства, раздумья о поэтическом труде, о значении творчества, о связи литературы с жизнью. Поэтическая декларация, выраженная в произведении, полностью совпадает со взглядами самого автора. Перед нами встает образ поэта с его волнениями, тревогами, симпатиями, с его философскими раздумьями.

В других стихотворениях образ поэта сближается с образом повествователя. В некрасовском "Размышлении у парадного подъезда" все события передаются через восприятие автора, выступающего очевидцем зловещей несправедливости и жестокой бессердечности власть имущих, их пренебрежительного отношения к тяготам и нуждам народа. Образ поэта раскрывается через его эмоциональное отношение к изображенным событиям.

Во многих лирических стихотворениях образ поэта выступает наряду с центральными персонажами в реальной бытовой обстановке (например, в стихотворениях "Школьник" Некрасова или "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского).

В лирическом стихотворении могут быть воспроизведены и образы-персонажи, выступающие вполне объективно, независимо от автора. Таков, например, образ Катюши в одноименной песне Исаковского. Однако чувства этих образов-персонажей окрашены симпатиями и антипатиями самого поэта. В сатирических стихотворениях эти авторские эмоции выражаются в форме прямого осуждения художником отрицательных явлений действительности.

Проблема сюжета в лирике весьма сложна. Одни исследователи относят все или почти все лирические стихотворения к произведениям бессюжетным в связи с тем, что в них непосредственно не передается развитие событий. Другие рассматривают этот вопрос слишком широко, без учета специфики рода.

Безусловно, пейзажные стихотворения сюжета не имеют. Это относится и к тем лирическим произведениям, которые лишь описывают определенные эмоциональные состояния (эпитафии, мадригалы и т. д.).

О своеобразном, так называемом лирическом сюжете может идти речь применительно к произведениям, рисующим сложное развитие нарастания чувств. В этом смысле можно говорить, например, о стихотворении А. С. Пушкина "Я вас любил", раскрывающем историю отношений лирического героя с любимой.

Вполне определенно о сюжете можно говорить в связи с характеристикой тех стихотворений, в которых в форме воспоминаний или в виде отклика отражаются события из жизни героев, история их отношений, изменения их судеб.

В XIX в. начался тот процесс сближения лирической поэзии с эпической прозой, который определил широкое использование элементов эпического сюжета даже в таких традиционных лирических жанрах, как послание или элегия.

В одних стихотворениях композиция непосредственно обусловлена сюжетом, в других она подчинена развитию центрального образа. Этот образ, выступающий сначала непосредственно, может быть затем заменен метафорой, как, например, в стихотворении "Огонек" Исаковского.

Часто композиционная целостность произведения достигается с помощью кольца-повтора (порой измененного) первых строк (строфы) в начале его и в конце.

Классификация лирических произведений

Классификация лирических произведений по видам и разновидностям весьма сложна. Многообразие лирических стихотворений, выражающих самые различные оттенки чувств, настроений, переживаний; более определенная, чем в произведениях других родов, зависимость жанра от особенностей композиции и языка, а также от ритмики и строфики - все это затрудняет систематизацию, делает весьма трудным разграничение по какому-либо единому принципу.

Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль), другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).

В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.

Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.

Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского), социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного), историческую ("Бородино" Лермонтова), философскую ("Человек" Межелайтиса), интимную, ("Строки любви" Щипачева), пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).

Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.

Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.

Ода

В современном литературоведении ода обычно определяется как лирическое стихотворение, прославляющее важное историческое событие или выдающуюся историческую личность.

Истоки оды - в античной поэзии. Однако в древней Греции этим названием обозначали не только хвалебные песни, но и произведения различного содержания, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. На развитие этого жанра в дальнейшем особое воздействие оказали "эпиникии" (хвалебные оды) древнегреческого поэта Пиндара (518-442 гг. до н. э.), прославлявшие героев - победителей состязаний в торжественной, насыщенной изысканными тропами и фигурами форме. Оды Пиндара и Горация рассматривались как образцы классицистами, выработавшими основные критерии этого жанра. Уже в творчестве основоположника классицизма во Франции Ф. Малерба (1555-1628) ода выступила как "высший" жанр, наиболее точно и полно отражающий принципы этого литературного направления. Ода служила восхвалению абсолютной монархии и ее приверженцев, прославлению побед королей и полководцев. Торжественная возвышенность содержания определяла своеобразие композиции и особенности языка.

Поэты прибегали в одах к многочисленным тропам (особенно метафорам и перифразам) и риторическим фигурам. Слова из живого разговорного языка, а тем более просторечия и вульгаризмы, из од изгонялись как чуждые ее возвышенной природе. К обязательным требованиям, предъявляемым к оде, относились точность строфического построения (наиболее употребительной была десятистрочная строфа), чистота ритмического строя (недопустимость пиррихиев), звучность рифм, недопустимость переносов и т. д.

Теория и практика французских классицистов оказала сильное влияние на развитие этого жанра в литературах других европейских стран вплоть до конца XVIII в.

Оды предназначались для произнесения в торжественной, праздничной обстановке, что сближало их с выступлениями ораторов.

В русской поэзии торжественные оды создавались М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным и другими классицистами. Ставшая хрестоматийной "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" Ломоносова представляет собой классический образец произведений этого жанра. "Ода Ломоносова, - писал Ю. Тынянов - может быть названа ораторской не потому или не только потому, что она мыслится произносимой, но потому, главным образом, что ораторский момент стал определяющим, конструктивным для нее. Ораторские принципы наибольшего воздействия и словесного развития подчинили и преобразили все элементы слова...".

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, придерживаясь в своем "Рассуждении "О лирической поэзии или об оде" этих классицистических принципов, в творческой практике значительно расширил тесные рамки этого жанра. Так, в "Фелице" Державина наблюдаются недопустимые по законам жанра просторечия, изображение бытовых деталей, ирония и даже сатирический элемент.

В дальнейшем эволюционировали и содержание, и форма оды. В творчестве прогрессивных поэтов XIX в. критика тиранов сочеталась с прославлением свободы. Таковы ода "Вольность" Радищева, одноименное стихотворение Пушкина, ряд произведений поэтов-декабристов. К созданию од обращались особенно часто в годы подъема революционного движения. Однако этот во многом риторический, традиционный жанр не соответствовал основным принципам прогрессивного романтизма и критического реализма. Во второй половине XIX в. ода уступает место гимнам, кантатам, ораториям и другим видам лирико-вокального рода. В этом нельзя не заметить возвращения к истокам одической поэзии, органически связанной с музыкой на заре своего развития.

В советской поэзии "Оду революции" создал В. В. Маяковский. К созданию произведений этого жанра обращались и другие поэты. Серьезные изменения в специфике оды, происшедшие в этот период, выражаются в значительном сокращении объема, в обновлении лексики, в более ограниченном использовании тропов и фигур.

Элегия

Значительную эволюцию претерпела в истории мировой поэзии и элегия. Она ведет начало от античного вокального жанра - жалобной песни (сам термин произошел от названия древнегреческого инструмента, сопровождавшего эту песню).

Однако в дальнейшем термином "элегия" стали обозначать произведения различных областей искусства: в музыке - небольшие инструментальные произведения грустного, скорбного характера, в поэзии - небольшие лирические стихотворения, выражающие печаль. Широкое распространение этот жанр получил у сентименталистов. "Элегия, написанная на сельском кладбище" Грея оказала сильное воздействие не только на английскую поэзию, но и на творчество немецких, французских и русских поэтов, в частности на В. А. Жуковского.

К жанру элегии обращались И. Гете, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые наполняли эти стихотворения глубокими философскими раздумьями, искренними, взволнованными чувствами и переживаниями. Такова, например, элегия А. С. Пушкина "Безумных лет угасшее веселье..." (1830), проникнутая печалью минувших дней и тяжелыми предчувствиями.

К жанру элегии близки (некоторые произведения Н. А. Некрасова и др. Однако в поэзии критического реализма она постепенно утрачивает свои специфические видовые особенности. Содержание даже самых скорбных лирических стихотворений этих поэтов не исчерпывается лишь сожалением о личных утратах, в них отражаются социальные противоречия. Элегия приобретает и общественный характер. Таково, например, стихотворение "Памяти Добролюбова" Некрасова. В нем горечь о безвременной гибели молодого талантливого друга выливается в гражданскую скорбь поэта об утрате одного из лучших сыновей Родины.

В литературе социалистического реализма этот жанр в своем классическом виде почти не развивается. Очень близко по содержанию к элегии стихотворение В. В. Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Оно наполнено раздумьями о судьбе друга, погибшего в борьбе с врагами за Советскую власть, и вместе с тем (проникнуто оптимизмом, верой в бессмертие героев, отдавших жизнь народу. Все это резко противоречит той грустной эмоциональной настроенности, которая определяла специфику этого вида.

В эпоху Великой Отечественной войны в интимной лирике отчетливо проявлялись те особенности, которые позволяют многие из стихотворений отнести к элегиям ("С тобой и без тебя" Симонова, "Я убит подо Ржевом" Твардовского и др.). "Печаль, грусть, горечь утрат, сжимающее сердце чувство жалости - вот их эмоциональное содержание, - пишет современный исследователь Кузьмичев. - Но не только грусть или горькое чувство определяет их тон... Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества" * . Оптимизмом, нерасторжимой связью личного и общественного отличаются и близкие к элегии стихотворения Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, М. Светлова, написанные в послевоенные годы.

* (И. Кузьмичев. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962, стр. 166. )

Послание

Послание - это стихотворение, написанное в форме обращения чаще всего к известному, непосредственно названному собственным именем лицу. В нем поэты выражают свои мысли и чувства, вызванные событиями политической, научной, литературной борьбы. В соответствии с этим и различают основные разновидности посланий: политические ("К Чаадаеву" Пушкина), научные (послание Ломоносова к Шувалову "О пользе стекла"), литературные ("Эпистола о стихотворстве" Сумарокова). Распространены также очень близкие к эпиграммам и мадригалам, но более пространные, чем они, шутливые и сатирические послания. ("Послание к слугам моим" Фонвизина). Стихотворения этого жанра отличаются обычно задушевностью, остроумием.

Сама форма обращения предоставляет возможность непосредственного изложения взглядов, высказываемых близким друзьям, единомышленникам. При всей своей конкретной "привязанности" даже к определенным историческим личностям, каждое поэтическое послание обладает обобщающим характером. Многие из них настолько насыщены теоретическими положениями, полемикой по научным проблемам, что приближаются к трактатам. Это и обусловило отнесение послания некоторыми литературоведами к дидактической поэзии или к публицистике.

Возникновение стихотворного послания как самостоятельного вида лирики относят к тому времени, когда в римской поэзии с произведениями этого жанра выступили Гораций и Овидий. К нему охотно обращались и поэты позднейших литературных эпох (Вольтер, Руссо, Гете и др.).

Расцвет послания в русской поэзии связан с творчеством А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, придавших ему острую социально-политическую направленность, агитационно-пропагандистский характер и вместе с тем исключительную эмоциональную напряженность, простую и изящную форму. "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина и ответ декабриста А. И. Одоевского ("Струн вещих пламенные звуки...") принадлежат к шедеврам этого жанра.

Исследователи русской лирики отмечают падение интереса к посланию в литературе второй половины XIX в., считая, что в дальнейшем поэты пользуются им преимущественно в целях стилизации. Однако в советской поэзии этот жанр получил интенсивное развитие, приобретая отчетливую конкретность и публицистичность ("Послание пролетарским поэтам" Маяковского, "Открытое письмо" Симонова и др.).

Эпиграмма

По своему объему, а главное по содержанию, эпиграмма резко отличается от од, элегий и посланий. Так сейчас называют лаконичные сатирические или юмористические стихотворения, направленные против определенного лица или события. Эти произведения отличаются своеобразной композицией. Они состоят обычно из двух частей - посылки, сообщающей приметы того лица или события, о котором говорится в стихотворении, и краткой завершающей остроты (франц. point), которая своей неожиданностью, меткостью, афористичностью определяет смысл эпиграммы. Такова, например, известная эпиграмма А. С. Пушкина на графа М. С. Воронцова (1824):

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Эпиграмма имеет сложную многовековую историю. В древнегреческой поэзии так назывались надписи на памятниках умершим или на каких-либо предметах (само слово "эпиграмма" на древнегреческом языке означает "надпись").

Античные эпиграммы отличались особым ритмом: первая строка представляла собой гекзаметр, вторая - пентаметр. Впоследствии эпиграммами в античной поэзии стали называться любые стихотворения, соответствующие этой стихотворной форме (элегическому дистиху). От них ведут свое происхождение так называемые антологические эпиграммы, представляющие собой краткие стихотворения философского характера, написанные элегическим дистихом. Они создавались и в русской поэзии XIX в. Образцом антологической эпиграммы является стихотворение А. С. Пушкина, адресованное Н. И. Гнедичу - переводчику "Илиады" Гомера:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой * .

* (А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., т. 3, стр. 183. )

Более интенсивное развитие получила другая разновидность эпиграммы - сатирическая. Исследователи считают родоначальниками этого жанра римских поэтов Марциала и Катулла, создателей едких и остроумных стихотворений с неожиданными концовками. К этому жанру обращались многие французские и немецкие поэты XVIII-XIX вв., в том числе Ж. Лафонтен, И. Гете, Ф. Шиллер.

Расцвет этого жанра в русской поэзии относится к первой трети XIX в. Получившие распространение с конца XVII в. в нашей литературе разновидности эпиграммы - бытовая, политическая, литературная - в этот период становятся острым оружием в борьбе прогрессивных поэтов с реакционными явлениями русской действительности. Такова резко обличительная эпиграмма А. С. Пушкина на царя Александра I.

В середине и во второй половине XIX в. роль эпиграммы в литературной и политической борьбе в России начинает ослабевать в связи с возникновением и развитием тех сатирико-публицистических жанров (фельетонов, памфлетов и др.), которые позволяли более определенно и целенаправленно обличать врагов свободы. Однако и в этот период остроумные эпиграммы создают Н. А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Михайлов и другие представители революционной демократии. В последние десятилетия XIX в. происходит "измельчание" эпиграммы, которая откликается лишь на мелкие бытовые вопросы или малозначительные явления литературной жизни.

Возрождение эпиграммы в русской поэзии связано с творчеством поэтов социалистического реализма. Еще в дооктябрьские годы Д. Бедный удачно использовал этот жанр для обличения представителей самодержавно-буржуазной России. В советской поэзии успешно разрабатывали эпиграмму В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, М. Светлов. К этому жанру обращаются А. Безыменский, С. Смирнов, Э. Кроткий и другие сатирики.

В литературе последних лет наметилось тесное сближение эпиграммы с подписью к дружескому шаржу и с так называемой короткой басней.