Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

Анализ стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 8 классе




Евгений Александрович Евтушенко (1933 г.) Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширное признание Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он известен также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Евгений Александрович Евтушенко один из самых популярных и хорошо известных поэтов вв.


Евгений Евтушенко лирический, поэт, пишущий от собственного лица. Он общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам даже самых замкнутых людей. Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодёжи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.


Награды и признание поэта 1969 Орден «Знак Почёта» 1983 Орден Трудового Красного Знамени 1984 Государственная премия СССР за поэму «Мама и нейтронная бомба» 1993 Орден Дружбы Народов Евтушенко отказался его получать в знак протеста против войны в Чечне 1993 Медаль «Защитнику свободной России» 2003 Царскосельская художественная премия 2006 Почётный гражданин города Петрозаводска 2004 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 2007 Почётный доктор Петрозаводского государственного университета 2009 Командор чилийского ордена Бернардо ОХиггинса 2010 Государственная премия России. Почётный член Российской академии художеств 2011 награждён «Златой цепью Содружества» высшей наградой РОО «Русскоязычное содружество творческих деятелей» В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года


Людей неинтересных в мире нет. Их судьбыкак истории планет. У каждой всё особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей. У каждогосвой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно. Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего. Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать... «Людей неинтересных в мире нет»


К какому типу лирики принадлежит стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»? Философская лирика Жизнь и смерть – извечные темы философских размышлений. Лирический герой страстно пытается разобраться в окружающей его жизни и в самом себе. «Человек это...живая загадка», утверждал русский философ С.Н.Булгаков. В этом убеждает читателя и Е.А.Евтушенко в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет...»


Какова тема этого стихотворения? Неповторимость личности человека, индивидуальность мира самого простого, обычного человека Судьба каждого человека сугубо индивидуальна и неповторима. Она так же таинственна и интересна, как история самой далекой и загадочной планеты. Об этом говорит в своем стихотворении Евгений Евтушенко. Он утверждает, что удивительна личность любого, даже, на первый взгляд, самого незаметного человека. Будничных судеб, считает поэт, нет, в каждой жизни есть мгновения счастья и трагические потрясения, скрытые от других людей. У каждого свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас.


Какие чувства испытывает лирический герой? лирический герой внимательно относится к человеку, размышляет о его внутреннем мире, судьбе. Ему интересен самый простой, обычный житель земли. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбыкак истории планет. У каждой всё особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей.


Какие чувства испытывает лирический герой? Стихотворение передает грусть поэта и одновременно его восторг перед многогранностью, необъятностью человека как личности. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно.


Со смертью человека уходит всё самое сокровенное в его жизни: «и первый поцелуй, и первый бой». Бесследно уходит даже частица тех, кто оставляет после себя на земле «памятники нерукотворные». Исчезает человек исчезает целый мир. Поэт подчеркивает, что человек от природы трагически одинок. Он живет среди людей, но когда умирает, оказывается, что даже самые близкие люди, в сущности, ничего о нём не знали. О каком «законе безжалостной игры» размышляет лирический герой?


Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Лексические повторы, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое восклицание, многоточия помогают почувствовать глубокую задумчивость автора и всю остроту поднятой им проблемы, возбуждают соучастие в грустном авторском размышлении. Приведите примеры


Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Лексические повторы: А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег… Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего.


Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Синтаксический параллелизм: Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час… Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей?


Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Риторический вопрос: Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?


Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Многоточия: Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать... И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой...


1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет..»: neinteresnyx-v-mire-net/ Использованный материал:

Один из популярнейших и широко известных современных поэтов - родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

В стихах Евтушенко - творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко - повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».

Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

Все же радость задарма,

Вы всегда плюете, люди,

В тех, кто хочет вам добра!

Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

Он может исследовать судьбу одинокой женщины:

Она сказала: - Он уже уснул, -

Задернув полог над кроваткой сына,

И верхний свет неловко погасила,

И, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили о любви...

Или целую эпоху:

Как во стольной во Москве, белокаменной,

Вор по улице бежит с булкой маковой,

Не страшит его сегодня самосуд:

Не до булок - Стеньку Разина везут!

Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:

Прет купец, треша с гороха,

Мчатся вскачь два скомороха,

Семенит ярыжка-плут -

Стеньку Разина везут!

Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:

Мы женщину сместили,

Унизили до равенства с мужчиной!

Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:

И ты - стреляешь. И такое чувство,

Когда стреляешь, будто это чудо

Так нас кидает бешеная тяга

И к вам, холсты и глина, и бумага:

Рисуем, лепим или воспеваем...

Порою мы природу убиваем,

И от потуг бессильных мы в поту.

В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!

Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему - не стану.

А говорить, что к худшему - боюсь.


Евтушенко Евгений Александрович

Годы жизни: родился в 1933 году.

Маленький Евгений, будущий поэт, родился в семье, где оба родителя были геологами, на станции, под странным названием - Зима, что находится в Иркутской области 1933 года в июле месяце 18 числа. Чуть позже, мать писателя стала певицей. Рос Евтушенко в городе Москва, и с 49 года стал печатать стихи.

В период с 51-ого по 57-ой год он учился в Литературном институте имени Максима Горького, из которого его исключили за то, что он поддержал роман «не хлебом единым» Дудинцева Владимира Дмитриевича. В 52-году Евтушенко стал членом Союза писателей СССР, где был самым молодым из всех поэтов и писателей. Свою творческую стезю он начал с того, что решил подразить пафосно – политизированную поэзию Владимира Маяковского:

Сборник «Разведчики грядущего», напечатанный в 1952 году;

И сборник, напечатанный в 1955 году, который назывался «Третий снег».

Немного позже Евгений Александрович свой собственный стиль молодого поэта, который до сих пор отличается неподражаемой оригинальностью.

Его стиль включает в себя и ораторскую публицистику, и органическую бытовую лексику, и лиризм, и патетику. Не говоря уже о том, что его творения носили в себе сюжетность, медитацию, ритмическую гибкость. Евтушенко владел высоким мастерством версификатора, он также уверенно себя чувствовал в любом стихотворном «поле», начиная от велибра и заканчивая ямбом.

Глубокие размышления поэта о вечном, его острую злободневность, пафос гражданственности и интимную камерность можно наблюдать в его сборниках:

56-ой год, «Шоссе энтузиастов»;

- «Обещание», 1957 год;

- «Яблоко», 1960 год;

В 62-ом году, вышел в свет сборник «Взмах руки»;

В этом же году, тоже в 62-ом выходит ещё один сборник под названием - «Нежность»;

66-ой год, «Катер связи»;

1972-ой год, «Дорога номер один»;

Тот же год, сборник - «Поющая дамба»;

- «Интимная лирика», 1973 год;

75-ый год, «Отцовский слух»;

- «Утренний народ», 1978 год;

В 82-ом году, «Две пары лыж »;

И уже в 1989 году, вышел с печати сборник - «Граждане, послушайте меня».

Евгений Александрович Евтушенко – поэт великой России, широко известный во всём мире.

Его творения до сих пор печатаются и переводятся более чем на 70 языков мира. Евтушенко является почётным членом Американской академии искусств. Он так же является действительным членом Европейской академии искусств и наук. Не говоря уже о том, что хоть вокруг его имени и не умолкают споры, а всё – равно он претендует на право быть первым выразителем умонастроений своей эпохи, своего народа. Евгений Александрович с успехом выступал и как чтец стихов собственного сочинения, стихов Маяковского, Блока, Гумилёва.

Наверное, мало кто знает, что Евтушенко пробовал себя и как актёр, режиссёр и сценарист. К примеру, в кинофильме «Взлёт» С. Кулиша, в 1979 году Евтушенко сыграл главную роль, самого К. Циолковского. Он также сыграл в кинофильмах:

- «Детский сад» в 1983 году;

- «Похороны Сталина» в 1990 году.

И, кстати, в обоих лентах, Евтушенко не только актёр главных, он же и режиссёр, и и сценарист.

И на этом его увлечения не заканчиваются! Евтушенко пробовал себя в роли фотохудожника, о чём говорит его персональная выставка, которая называлась – «Невидимые нити».

Он является сопредседателем, наряду с такими общественными деятелями, как А. Адамович, А, Сахаров, Ю. Афанасьев, первого массового движения демократов России – общества «Мемориал».

Евгений Александрович Евтушенко – является народным депутатом СССР последнего созыва.

Период с 1954 по 1964 годы в истории СССР условно называется периодом «оттепели». Он ознаменовался такими событиями, как ХХ (1956г.) и XXII (1961г.) съезды КПСС, на которых подверглись критике и осуждение, во-первых, сам культ личности Сталина, во-вторых, репрессивная политика Сталина, а также частичный отказ от сталинской тоталитарной политики и смягчение ограничений как цензурных, так и идеологических. Последнее значительно способствовало подъему литературы:
; разрешается публикация ранее запрещённых авторов,
; возникают новые литературные объединения,
; появляются новые поэтические школы,
; в некотором смысле появляется свобода творчества,
; происходит гуманизация литературы: интерес поэтов и писателей от «ОНИ» и «МЫ» возвращается к личности человека; для литературы периода «оттепели» характерен интерес к внутреннему миру человека, а также обращение к вечным вопросам и проблемам человеческого бытия,
; наблюдается развитие и драматургии, и поэзии («тихая», «громкая»), и прозы («деревенская», «городская»);
; возникает поколение «шестидесятников» и «эстрадная поэзия» (лирика становится своеобразным голосов всей эпохи).
Ярким явлением периода «оттепели» являются поэты «шестидесятники» и их «эстрадная» («громкая») поэзия. К их числу принадлежат Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, которые выступали в Политехническом музее и Лужниках с чтением стихов, собирая немалые стадионы, благодаря чему их поэзию назвали «эстрадной». «Шестидесятники», хоть и подчеркивали независимость и неофициальность своего творчества, стремление вырвать личность человека из паутины тоталитаризма, по утверждению Булата Окуджава, своей основной целью они видели «очеловечить» коммунистический режим. Именно в этом и заключается историческая заслуга «эстрадной поэзии»: именно «шестидесятники» впервые в советской истории заговорили о личности человека и о ценностях ее свободы, о праве на то, чтобы быть искренним, быть собой, и о праве личности на себя.
Пожалуй, самым «громким» лириком плеяды «шестидесятников» считается Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился 18.07.1932г. в Сибири. Отец, Александр Рудольфович Гангнус, увлекался поэзией, а мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, по профессии была геологом, но нашла себя как актриса, была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Именно она и сменила «неудачную» фамилию сына на свою девичью.
Евгений Александрович сравнительно рано начал свой поэтический путь: первое стихотворение "Два спорта" было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 г., а в 1952г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего», который поэт позже назвал «незрелым». Учеба в Литературном институте не заладилась, так как Евтушенко к тому времени начал открыто выражать свои политические взгляды, которые, впрочем, шли в разрез с советской идеологией, и в 1957г. его отчислили, указав официальной причиной отчисления «дисциплинарные взыскания». Не секрет, что он был в числе тех немногих, кто публично заступился за опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына.
Пик популярности творчества поэта пришелся на 50-80-е годы. В тот период Евтушенко активно гастролировал по Советскому Союзу, собирая полные стадионы и концертные залы. Именно в эти годы у поэта выходят несколько сборников, которые были тепло приняты публикой: «Третий снег», «Обещание», «Нежность», «Взмах руки».
Стоит отметить, что Евтушенко – довольно противоречивая и загадочная личность, вокруг которой прогремело не мало громких скандалов. Многие современники отзывались о нем далеко не лестно, даже тот же Иосиф Александрович Бродский, за которого Евтушенко в своё время заступался, однажды назвал поэта «стукачом». Впрочем, это нисколько не меняет тот факт, что поэзия Евтушенко, как утверждал критик Е. Сидоров, - «кардиограмма времени», и она всегда искренняя, честная».
Поэзия Евтушенко – синтез простоты, доступности, богатства образных деталей, широчайшей гаммы настроений и разнообразия тем. В его поэзии нашли отражение и любовь к женщине, и человеколюбие, и патриотический пафос, и протест против войн, и размышления об исторической судьбе России, и философские размышления о смысле бытия и т.д.
Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». Стихотворение написано в 1961 году и посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, советскому журналисту, публицисту и ответственному редактору известного литературно-художественного журнала «Юность». Собственно, благодаря ему в 1965г. и вышла в печать заменимая поэма Евтушенко «Братская ГЭС».
«Людей неинтересных в мире нет…» - яркий образец философской лирики поэта. Евтушенко выдвигает на передний план размышления о жизни и о смерти, об уникальности, неповторимости каждого человека и о смысле его пребывании на земле. Язык поэта и прост, и понятен, но в тоже самое время насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, лексическими повторами, анафорами, антитезами, окказионализмами, рядами однородных членов, которые придут речи выразительность и убедительность, а пятистопный ямб и смежная рифмовка делают стихотворение динамичным. В основу стихотворения положено сравнение человека и его жизни с планетами и их историями. Это сравнение задается уже в первой строфе:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее».

Поэт смело заявляет, что каждый человек – это целая планета, огромный мир, вселенная, похожих на которых не было, нет и не будет, потому что у каждого «особенное, свое». Обилие местоимений «свое», «свой», «кто-то», «он», «мы», «мне» и др. делает стихотворение очень личным, позволяя позиционировать под «кто-то», «он» себя, своих знакомых, друзей, родных, и, таким образом, позволяет поэту быть ближе к своему читателю.
Провозглашая факт неповторимости каждого человека, даже самого типичного, заурядного, непримечательного, путем обыгрывания однокоренных слов «незаметно» - «незаметностью»; «интересен» - «неинтересностью», Евтушенко заявляет, что даже своей «неинтересностью» человек уже уникален: такой заурядности более не будет на земле:
«…он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей».

По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает. А анафора, которая используется поэтом во второй строфе:

«Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час…»

Вместе с антитезами (антонимами) «лучший» - «страшный», «миг» - «час», еще раз подчеркивает, что «внутренний» мир человека остается в нем, и никто не способен так же прочувствовать и обиды, и радости, испытываемые человеком.
Для поэта смерть человека эквивалентна погибели целой планеты: ведь вместе с собой он забирает свой «первый снег», свой «первый поцелуй», свой «первый бой». Поэт не может смериться с этой трагедий, он не хочет принимать то, что умирает целая планета.
Ему трудно смириться с тем, что их, людей, «не возвратить», их «тайные миры» не возродить. От этой несправедливости лирическому герою «хочется кричать». Он отмечает, что от людей что-то да останется, а затем с грустью добавляет, что «что-то» все равно безвозвратно уходит:
«Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!»

Из этого поэт выводит «закон безжалостной игры» - «Не люди умирают, а миры!» И печальнее всего Евтушенко находит то, что о них мы «зная все, не знаем ничего»: ни «про братьев», ни «про друзей», ни «о единственной своей», ни «про отца родного своего». Они все уходят и «их не возвратить» …
Трудно не согласиться с Евтушенко: действительно, каждый человек – это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями…Бог создал каждого человека уникальным как внешне, так и внутренне. Пускай, все мы имеем глаза, нос, губы, руки, ноги, но ведь нет на свете других таких глаз, никто другой не умеет улыбаться так, такого носа тоже нет, пусть он и с горбинкой, пусть он и сломан, пусть он и большой, да какая разница, если нет на свете такого другого? К сожалению, XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, к которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евтушенко.
Трагичнее всего, что подражанию подвергается не только внешность, но и внутреннее содержание человека. Обязательно требуется походить на других людей. Ведь это так «страшно»: быть собой, а не играть кого-то. Человечество придумывает себе ложные идеалы, стремясь достичь которые теряет самое главное – себя.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
Таким образом, действительно, лирика Евтушенко – удивительное явление в русской литературе: она способна проникнуть в сердце практически любого человека и, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности.