Карл Маркс — биография, основные идеи Марксизма, прибавочная стоимость. Основные положения марксизма

Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм как система философских, экономических и социально-политических взглядов возник в середине 19 века, его основоположниками являются немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Марксизм– это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”. Возникновение марксизма как целостной теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено всем ходом развития общества, предшествующим развитием капитализма.

Материальной предпосылкой формирования марксизма, является развитие производительных сил и дальнейшие изменения системы производственных отношений капитализма.

Промышленный переворот, произошедший в начале 19 века, сначала в Англии, а затем в других странах Западной Европы, привел к тому, что основой экономики становится машинное производство, быстрый рост фабрик, заводов, изменение старых форм производственных отношений, классовой структуры общества. Развитие машинного производства на ранних стадиях вызвало ухудшение положения рабочего класса и обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией, которое проявилось в восстании лионских ткачей в Германии (1844 г.)

Обострение социальных и экономических противоречий предопределило необходимость переосмысления ряда положений экономической теории, которые связывали с промышленным переворотом общественный прогресс и рост благосостояния народа. Углубление противоречий капитализма и неспособность старых буржуазных экономических теорий найти пути их разрешения являются также предпосылками формирования марксизма. Кроме того, на арену исторической борьбы вышел пролетариат, и его классовая борьба с буржуазией в наиболее развитых странах Европы выступила на первый план. Возникла потребность в теоретическом обосновании экономических и политических требований рабочего класса. Эти задачи и реализовал марксизм. Творческое наследие основоположников этого учения насчитывает несколько десятков томов, среди которых приоритет принадлежит четырехтомнику "Капитал” К. Маркса. Первый том "Капитала” вышел в свет в 1867 г. После смерти К. Маркса, Ф. Энгельс осуществил редакцию II и III томов, IV том был опубликован лидером германской социал-демократии К. Каутским в 1905-1910 годах и называется "Теория прибавочной стоимости”.

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической” школе экономической мысли, особенно А.Смита и Д.Рикардо. К классикам политической экономииотносится и К.Маркс, который довел науку о производстве богатства до совершенства.

Предметом политической экономии К. Маркс, как и все классики, считал историческое исследование проблем сферы производства. Только производственным отношениям людей по поводу производства он придает классовый характер и рассматривает их с позиции интересов пролетариата, обосновав его историческую миссию.

5.2. Методология К. Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и французского утопического социализма.

От других направлений и школ экономической теории, марксистская школа отличается, прежде всего, особенностью методологии. Одним из них является исторический подход к анализу изучаемых явлений и процессов.

Историзм Маркса заключается в выводе о неизбежной смене капитализма более прогрессивным общественным строем. Однако в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса критика не превратилась в полное отрицание достижений буржуазной науки. Напротив, сохранились и развивались научные элементы существующих теорий.

У представителей классической школы политической экономии были заимствованы и творчески развиты трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.

Критический анализ осуществлялся на основе метода материалистической диалектики.

Материализм, как направление философии был известен еще в древности и как метод познания исходит из первичности материального и вторичности духовного.

Диалектический подход, кроме принципа историзма предполагает, по мнению К. Маркса, выяснение причин возникновения, эволюции и исчезновения явлений, развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, при исследовании переход от конкретного к абстрактному, наличие в них противоречивых начал, какими представлялись классовые интересы пролетариата и буржуазии.

С именем К. Маркса связано широкое распространение метода абстракции, посредством которого выделяются наиболее типичные, устойчивые существенные черты явления, формируются категории и законы науки.

Метод абстракции предполагает при исследовании отвлечение от второстепенных явлений, выделение главного, существенного и анализ его. Так, при анализе структура классового общества при капитализме, К. Маркс выделял два основных класса этого общества – пролетариата и буржуазии, абстрагируясь на данном этапе исследования от остальных классов и социальных групп общества.

В теории К. Маркса проявляется такой элемент как системность анализа. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов познания. Данный набор методологических принципов анализа был использован К. Марксом при разработке его экономического учения.

К. Марксом был определен предмет экономической экономии как науки, изучающей производственные отношения людей и законы их развития. Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической школе” экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Предметом политической экономии, К.Маркс, как и все классики, считал приоритетное исследование производства. В частности по его словам политическая экономия, начиная с У. Петти, исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства.

Таким образом, политическая экономия по определению К. Маркса, в самом широком смысле есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных, жизненных благ в человеческом обществе. Предметом политической экономии являются производственные отношения, то есть определенные экономические связи между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

История Экономических учений: Марксизм. Экономические взгляды К. Маркса. Доказательство трудовой теории стоимости.

Одним из самых интересных направлений экономической мысли второй половины девятнадцатого века является марксизм, который можно рассматривать как своеобразное развитие классической политической экономии. Это относится и к проблемам, изучаемым марксистской теорией, и к методологии

Основоположником этого учения является Карл Маркс (1818-1883), немецкий экономист, журналист и философ. Взяв за отправную точку своих исследований утверждения Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченного на их производство, К. Маркс попытался создать стройную теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Тем не менее, Карл Маркс не сумел закончить свою теорию до своей смерти...

Свои идеи Маркс изложил в широко известном труде "Капитал", который он писал на протяжении 40 лет, причем только первый том вышел при жизни автора (1864 год), остальные тома вышли под редакцией друга и соратника Маркса Ф.Энгельса.

Скажем более подробно о методе экономических исследований К. Маркса и сделанных им предпосылках. Во-первых, основой метода Маркса была абстракция и упрощение; т.е., можно сказать, построение экономической модели. Другие представители классической школы также строили упрощенные модели, но Маркс для своих теоретических построений построил максимально упрощенную модель экономики. Во-вторых, Маркс анализировал полученную модель, с помощью дедукции строя положения своей теории. В-третьих, анализ Маркса носит в основном макроэкономический характер, причем в нем используется понятие равновесия в экономике. В некоторых местах К. Маркс применяет математический анализ своих моделей, но его математический метод не развит, в частности Маркс не использует предельный анализ экономики. В некоторых своих построениях Маркс использует исторический метод анализа экономики, т.е. рассматривает историю экономики в развитии. Это заставляет его иногда применять динамический анализ моделей.

Карл Маркс показал, как из простого товарного производства, целью которого является потребление, и где деньги являются лишь посредником в обмене, совершенно логично вытекает капиталистическое производство, где целью является возрастание денег, получение прибыли. Как и представители классической политической экономии, Маркс различает две стороны товара: потребительную стоимость и меновую стоимость . Под первой понимается способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, независимо от того, чем она вызвана "желудком или фантазией", под второй - способность вещи обмениваться в определенных пропорциях на другой товар. Маркс утверждает, что в основе пропорций обмена лежат затраты труда, которые и определяют стоимость товара.Но совершенно очевидно, что однородный товар производится различными товаропроизводителями и каждый из них затрачивает разное количество времени на производство единицы товара. Однако пропорция обмена этого товара на другие на рынке будет едина. Маркс отвечает, что стоимость товара будет определяться затратами той группы, которая производит подавляющую часть продукции. Для иллюстрации данного положения можно привести следующий пример. Предположим, имеются три группы товаропроизводителей, которые производят определенный товар с разными затратами:

1 группа - затраты на производство единицы товара - 4 часа,

2 группа - затраты на производство единицы товара - 6 часов,

3 группа - затраты на производство единицы товара - 10 часов.

Предположим, что группой, производящей подавляющую часть продукции является вторая группа товаропроизводителей, у которой затраты равны 6 часам, и именно их затраты будут определять пропорции обмена данного товара на иные товары. Что произойдет с первой и второй группой товаропроизводителей? Первая будет в обмене получать больше, чем они затратили, то есть обогащаться, вторые - меньше, то есть разоряться. Далее нам нужно обратиться к логике А.Смита, к его концепции своекорыстного интереса как главного двигателя экономического развития и условия процветания нации. Естественное стремление получать дополнительный доход будет толкать товаропроизводителей второй и третьей группы уменьшать затраты труда на производство товаров, то есть увеличивать производительность труда. Каким образом? Лучшей организацией труда, внедрением новых способов обработки и т.д. Предположим, что это удалось. Но каков итог? Подавляющая часть продукции будет производиться при затратах, равным 4 часам и именно они определят пропорции обмена. Это означает ни что иное, как удешевление данного товара относительно других. Может ли быть лучшая иллюстрация положению Смита о благотворности своекорыстного интереса. Ведь именно он заставляет людей совершенствовать производство, способствует развитию производительных сил общества. Но это лишь одна сторона медали. Оборотной стороной является расслоение товаропроизводителей. В нашем примере третья группа товаропроизводителей, чьи затраты превышают общественно необходимые - разоряются. На этот процесс обращали внимание критики капиталистического способа производства, в частности С.Сисмонди. Однако нельзя не отметить, что это неизбежная плата за технический прогресс. Именно Маркс первым четко сформулировал данное положение.

Заметим, что сам Маркс, констатировав разорение второй группы производителей, не вывел из этого, что произойдет уход этих производителей с рынка, что приведет к снижению производства и к росту цены товара. Вследствие этого окажется, что цена определяется предельным производителем, а не средним.

Указав, что стоимость товаров равна среднему количеству затраченного на производство труда, Маркс тем самым доказывает, что в производстве не требующем орудий или предмета труда стоимость равна количеству затраченногоживого труда. Т.е. прибыли здесь быть не может. После этого Маркс утверждает, что стоимость средств производства также равна количеству затраченного на них труда. И в процессе производства овеществленный в средствах производства труд переносится на продукт. Поскольку при таком переносе прибыль возникнуть не может, то и при капиталистическом способе производства прибыль возникать не должна (т.е. капитал не должен являться фактором производства).

Но откуда тогда берется прибыль? К. Маркс утверждает, что она продукт эксплуатации, т.е. ограбления класса рабочих классом капиталистов. Причиной возникновения эксплуатации у Маркса является отделение непосредственного производителя от средств производства. В результате этого непосредственный производитель, т.е. рабочий, вынужден продавать свою рабочую силу, стоимость которой ниже, чем стоимость, создаваемая рабочим в процессе труда. Стоимость рабочей силы ниже стоимости труда потому, что первая определяется стоимостью воспроизводства рабочего, а вторая определяется производительностью труда, которая, кстати, возрастает по мере роста капиталовооруженности труда. Т.е. возрастет при развитии капитализма.

Экономическая теория К. Маркса

Одним из крупнейших по своему влиянию на общественную мысль философов и экономистов XIX в. был Карл Маркс (1818-1883). Он был юристом по образованию, журналистом и профессиональным революционером по роду деятельности. Его ближайшим помощником и соавтором ряда его произведений был Фридрих Энгельс (1820-1895). Определенным рубежом в жизни Маркса были 1847-1848 гг. К этому времени была уже разработана его философская теория исторического материализма. В 1847 г. при участии Маркса и Энгельса был организован международный Союз коммунистов (предтеча I Интернационала), для которого Маркс и Энгельс написали программную работу «Манифест коммунистической партии» (1848). После европейской революции 1848 г. Маркс и Энгельс переселились в Англию, где жили до конца своих дней. Здесь Маркс окончательно принялся за разработку своей экономической теории. В конце 1850-х гг. он подготовил первый вариант своего основного труда «Капитал» и в 1859 г. опубликовал первый небольшой выпуск этой работы под названием «К критике политической экономии». Но затем Маркс прекратил публикацию, решив доработать рукопись. Было написано еще два черновых варианта «Капитала» пока наконец в 1867 г. не вышел первый том, единственный опубликованный при жизни Маркса. Второй и третий тома «Капитала» издал по черновикам Маркса Энгельс в 1885 и 1894гг. Предмет и метод Предметом изучения в экономической теории Маркса, как и у всех представителей классической политэкономии, была сфера производства. Маркс придавал ей настолько первостепенное значение, что все экономические отношения называл производственными. В основу метода была положена его философская теория исторического материализма. Материалистический подход Маркса к общественным отношениям заключался в следующем. Определенную совокупность общественных отношений Маркс называет «общественной формацией». «Базисом» этих общественных отношений он считает экономику, которая, в свою очередь, определяется уровнем развития техники («производительных сил»). Все общественные отношения, не относящиеся к экономическим (политические, культурные и т.д.), являются «надстройкой» над «базисом». Таким образом, техника («производительные силы») определяет характер экономики («производственных отношений»), а экономика - характер всех остальных общественных отношений. В то же время в отличие от других представителей классической политэкономии, считавших определенные общественные (и экономические) отношения «естественными» (капиталистические, мелкотоварные или социалистические), Маркс использовал исторический подход, доказывая, что общественные формации закономерно сменяют друг друга революционным путем. Правда, подспудно идея «естественности» у него все же присутствует, так как коммунистическая формация является в его схеме последней и окончательной. Свою теорию общественных формаций Маркс использовал для доказательства исторически преходящего характера капиталистической экономики, которая, по его мнению, должна будет неизбежно заменена социалистической экономикой. Основные теоретические положения Так же как и Милль, Маркс систематизировал теоретические положения, разработанные предшествующими представителями классической политэкономии. Структура «Капитала» была следующей. В первых двух томах Маркс рассматривал капиталистическую промышленность, причем в первом томе - проблемы производства, а во втором - проблемы обращения. В третьем томе к рассмотрению подключаются сферы торговли, кредита и сельского хозяйства. Кроме того, во всех разделах экономического исследования Маркса присутствует «сверхзадача» - показать «несправедливую», эксплуататорскую сущность капиталистической экономики как доказательство необходимости ее ликвидации. 1. Стоимость. В своем исследовании Маркс прибегает к особому методологическому приему - рассмотрению экономических категорий с разной степенью абстракции. В частности, в первых двух томах стоимость рассматривается в наиболее общем виде, как результат затрат труда рабочего. Маркс делит стоимость на три части: «постоянный капитал» (с), т.е. стоимость материальных издержек, «переменный капитал» (v), т.е. стоимость рабочей силы, и «прибавочную стоимость» (m). Деление капитала на постоянный и переменный было новым, до Маркса было только деление на основной и оборотный капитал. Присвоение капиталистом «прибавочной стоимости», созданной рабочими, Маркс называет «эксплуатацией». Отношение дохода капиталиста к доходу рабочих m/v он называет «нормой прибавочной стоимости» и показателем степени эксплуатации рабочих. В третьем томе Маркс вводит новое понятие - «цена производства», трактуя ее как превращенную форму стоимости. Она состоит из издержек на покупку средств производства и рабочей силы и средней для всех отраслей прибыли. Понятие «цена производства» вызвало дискуссию среди экономистов. Напомним, что после Смита теория трудовой стоимости и теория стоимости, определяемой издержками, противопоставлялись в рамках классической политэкономии. Поэтому после выхода третьего тома «Капитала» появилось утверждение о противоречии между первым и третьим томами «Капитала», так как там используются разные теории стоимости - трудовая теория и теория издержек. Марксисты (сам Маркс к моменту выхода третьего тома «Капитала» уже умер) в ответ повторяли, что одна категория есть превращенная форма другой; известный немецкий экономист В. Зомбарт утверждал, что трудовая стоимость - лишь логическая предпосылка к реальному понятию стоимости, определяемому издержками, но в целом дискуссия не имела большого размаха, поскольку классическая политэкономия уже сходила со сцены. Среди других экономических категорий «Капитала» современная экономическая наука считает наибольшим вкладом Маркса теорию общественного воспроизводства и теорию межотраслевой конкуренции и перелива капитала. 2. Общественное воспроизводство. В своей теории общественного воспроизводства Маркс вернул в научный оборот проблему перераспределения валового национального продукта, исследование которой было начато в «Экономической таблице» Ф. Кенэ и утрачено в связи с появлением «догмы Смита». В отличие от трех секторной модели Кенэ Маркс построил двухсекторную модель, поделив сферу производства на производство средств производства, т.е. элементов постоянного капитала, и производство предметов потребления для рабочих и капиталистов, и вывел формулу обмена между секторами той части продукта, который выходит за рамки внутрисекторного оборота. I(c + v + т) - стоимость продукта сектора I. II(с + v + т) - стоимость продукта сектора II. В натуральном выражении продукт сектора I предназначен для Iс и IIс, поэтому после восполнения Iс оставшийся продукт сектора I, равный по стоимости I(v + m), направляется в сектор II для восполнения Пс. В результате получается формула обмена I и II секторов: I(v + т) = IIс. Еще одним отличием теории Маркса от «таблицы» Кенэ было то, что у Кенэ рассматривалось только простое воспроизводство, а у Маркса представлено и простое, и расширенное. Схемы расширенного общественного воспроизводства Маркса, по сути, являются первой моделью экономического роста. 3. Межотраслевая конкуренция и перелив капитала. Маркс ввел понятие межотраслевой конкуренции, которая в отличие от внутриотраслевой представляет не конкуренцию за продажу однородных товаров, а конкуренцию за наиболее прибыльное вложение капиталов. Здесь (в третьем томе «Капитала») Маркс уже оперирует не понятием «прибавочная стоимость», а ее «превращенной формой» - «прибылью». Поскольку разные отрасли народного хозяйства имеют разную норму прибыли, т.е. отношение прибыли к авансированному капиталу (т/с + v), то начинается перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Это выражается в том, что в менее прибыльных отраслях предприятия закрываются, а в более прибыльных строятся новые. В результате в менее прибыльных отраслях предложение уменьшается, а цены и прибыль растут, а в более прибыльных отраслях происходит обратный процесс. В целом экономика стремится к формированию средней прибыли для всех отраслей.

Марксизм – теория, объяснявшая развитие общества и природы.

Идеи марксизма

В ней излагались такие идеи, как революция поддавшихся угнетению масс, всемирное принятие социализма и создание общества, основной идеологией которого стал бы коммунизм. Марксизм был наиболее распространен во второй половине XIX – XX веках.

Экономическая теория

Основоположником марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их теория является уникальным продолжением классической политической экономии. В частности, можно наблюдать эту связь в проблеме появления стоимости, так как марксизм выделяет стоимость из издержек, а если быть точным, на основе труда. Данная теория изложена в главном труде К. Маркса «Капитале», который он писал более 40 лет.

Методы исследования

В основу изучения легли абстракция и упрощение. Иными словами, Маркс строил своеобразную экономическую модель. Многие ученые классической школы использовали этот метод, однако особенностью Маркса стало максимальное упрощение экономической модели. Далее Маркс делал анализ своей модели, используя дедукцию. Таким образом, он выводил основные положения теории.

Стоит отметить, что большая часть труда Маркса применима исключительно к макроэкономике. В вышеупомянутом анализе применяется понятие об экономическом равновесии. Конечно, иногда Маркс прибегает к математическому анализу, но данный метод не получил особого развития. Также экономист не применяет предельный анализ экономики.

Периодически Маркс прибегает к рассмотрению исторического развития экономики, то есть, использует исторический метод анализа. Следовательно, он не может обойтись без динамического анализа.

Основные положения теории Маркса

Маркс выявил, что из примитивного производства товаров, нацеленного на их потребление, и где деньги – это всего лишь вещь, которая используется при обмене, вполне логично появляется производство в условиях капитализма. Основной целью становится получение прибыли. Исследования Марска начинаются с понимания сути производства товаров. У товара есть две стороны – потребительная и меновая стоимости.

Первая подразумевает возможность удовлетворения желания или потребность, неважно, является ли оно физическим, социальным или каким-либо еще. Второе понятие – возможность вещи быть замененной в определенных размерах на какой-нибудь иной товар. В основе пропорции обменного труда лежит количество затраченного труда, из чего и вытекает его собственность. Тем не менее, мы понимаем, что одинаковые товары производятся разными людьми, и каждый на производство тратит отличное от другого количество времени.

Решение данной проблемы Маркс видит в вычислении общественно нужных затрат труда на производство товара, учитывая средний уровень квалификации производителей и интенсивности труда, то есть затратами группы, производящей большую часть товаров. Почему теория Маркса не всегда верна? Конечно, в марксизме нет никаких противоречий, все складно, логично и целостно.

Тем не менее, теория не всегда может быть применена к реальной экономике, так как в основу исследования легли неверные предпосылки. Прежде всего, Маркс предполагает обязательное производственное использование капитала, другими словами, он должен не иметь принципиальной стоимости. Также Маркс не предусмотрел, что в экономике не всегда можно сохранять абсолютный баланс и неизменность. Без этого невозможно оправдать трудовую теорию стоимости.

Марксизм это диалектико -материалистическая философия , основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике . Если раньше философия пыталась только исследовать, понять и объяснить мир, то марксизм пытается сделать то же самое, но с единственной и главной целью – изменить мир.

Изменение мира понимается марксизмом как процесс политический, связанный с насильственными, принудительными действиями в социальной сфере. Таким образом, критерием истины в марксизме является не практика бытия, как в традиционной философии, а именно революционная практика, которая своими успехами в политических реалиях истории должна подтверждать теоретические выкладки марксизма .

Сама же эта революционная практика должна по марксизму осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом , интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели – изменения мира.

В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году , они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.

Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания . Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.

С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Вся человеческая история , исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историей борьбы классов . Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире .

Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.

Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.

Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.

В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революции в экономически развитых странах Европы.

Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философииуже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма , которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическо е понимани е истории в форме учения исторического материализма .

Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:

1.Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

2.Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений.

3.Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.

4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья?

5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил.

Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций :

первобытнообщинная ,

рабовладельческая ,

феодальная ,

капиталистическая ,

коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм).

При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественного прогресса .

Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего квысшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.

Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.

А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).

И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.

Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.

Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.

Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются: 1. Развитие науки и техники. 2. Темпы роста производства, производительности труда. 3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни. 4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства. 5. Уровень демократизации общественной жизни. 6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека. 7. Увеличение человеческого счастья и добра.

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Вконтакте

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

Основатели марксизма стали одиозными и политизированными фигурами, героями памфлетов и карикатур. Поэтому стоит вспомнить, что же они думали на самом деле, а не что им приписывают. Попробуем кратко описать основные идеи марксизма. Тем более что источников достаточно. Это зародилось не на пустом месте. На него повлияли теории Гегеля и Фейербаха, а также других представителей немецкой классической школы мышления.

Марксизм: основные идеи и концепции

Прежде всего, одной из главных теорий марксизма является признание существования общественного прогресса. его называется экономика. Основной характеристикой человека как существа признается наличие труда, практики. Последняя направлена на преобразование природы и общества. По сути, практика является основой истории, а также ее смыслом. Поскольку основные идеи марксизма состояли в распространении материализма на общественную жизнь, то и понимание истории в нем было соответствующим. Первичной в социуме является практика, она же выступает и в роли критерия правильности любой теории.

Основные идеи марксизма и материализм в истории

Не концепции и теории являются источником жизни. Они только отражают ее, иногда верно, а иногда и искаженно. Совокупность их называется идеологией, которая может как помогать так и тормозить его. Причиной процессов, происходящих в социуме, являются люди. Они вступают между собой в контакты, чтобы удовлетворить свои потребности. А поскольку первичными являются желания материальные: есть, спать и так далее - а потом уже философствовать, то основными отношениями между людьми считаются трудовые, производственные. Поэтому при изучении истории необходимо обращать внимание на основу общественной жизни. А это уровень способа производства, базис всего социума. являются основой любого государства. Им соответствует определенный уровень юридических, политических связей, а также состояния общественного сознания. Это Маркс назвал надстройкой. Все вместе представляет собой общественно-экономическую формацию, которая изменяется при переходе на новый способ производства. Он часто осуществляется революционным путем, если существует острый конфликт между группами людей, которые разнятся между собой по отношению к собственности, то есть классами.

Основные идеи марксизма и проблема человека

Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения - эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.