Индийские племена. Индейские племена

Индейцы - это коренные жители территории Америки, проживающие до прихода европейцев и после них. Первооткрыватель данных земель Христофор Колумб в конце XV века, сделал ошибочное представление об индейцах, возомнив их, обитателями Индии. Переселение американоидной расы началось 70 тыс. лет назад до н.э. из северо-восточных земель Азии. Северная часть Америки начисляла 400 тыс видов индейцев.
Каждое племя имело свой язык речи и у некоторых видов народа он состоял из произношения жестов, и сигналов. Письменность представляла из себя вид пиктограмм - информация, нанесённая на объектах в виде рисунков и символов.
Главным атрибутом индейцев служил вампум - цилиндрическое украшение, надетое на обвязанные шнуры. Такой необычный объект одновременно служил в качестве украшения, денежной единицы и источника информации. Для донесения важной информации, посыльный доставлял на большие расстояния вампум, на котором наносились символы в виде пиктограмм. Их могли хорошо расшифровывать мудрые вожди и старцы.
Одежда индейцев представляла из себя невообразимо красивые наряды из ярко-пёстрой одежды и украшений. Изящные перья служили главным отличием и коренной американский народ, нельзя было спутать ни с кем с другим. Многочисленное количество таких переплетённых между собой разноцветно-белых полосок, имели право носить, только мудрые вожди и старцы. На боевые вылазки и охоту, воины раскрашивали свои лица красно-белой краской. В сочетании с головными уборами и необычными причёсками, индейский народ приобретал уникально впечатляющий, внешний вид.
Основным занятием индейцев являлась охота, земледелие, сельское хозяйство и собирательство. Благодаря коренным американцам, у европейцев зародились ценные для приготовления в пищу культуры картофеля, кукурузы и прочих зернистых, кабачковых и бобовых растений.
Главным оружием индейцев являлся лук и томагавк. После прихода европейцев на новые земли, в арсенале индейцев появилось огнестрельное оружие и лошади. Это значительно облегчало и ускоряло охоту за добычей, особенно на бизонов.
Девушки занимались вышивкой различной материи с невообразимо изящными узорами и риcунками. Мужчины мастерили различные приспособления и фигуры из дерева. Глядя на такое искусство, можно было бесконечно восхищаться творимым ремеслом.
Cамым распространённым блюдом был пеммикан, который представлял из себя вид каши. Его умели готовить только женщины и в нём имелось очень много полезных для организма веществ.
Религия у индейцев была связана с духами. В качестве священников служили шаманы. Они могли подолгу плясать с бубнами вокруг костров, отгоняя зло и прочий отрицательный негатив.

Курительная трубка индейцев


Истории курительной трубки насчитывается около 3000 лет . Её основателями являются индейцы Америки . Её жители глубоко обосновали культуру выращивания табака и изготовление трубок. Материалом изготовления служила глина, камень, а позднее и дерево. Конструкция и форма трубок - это целое произведение искусства, где выделяется их изящное ремесло изготовления. В древности они выделывались длинной формы, что требовало от мастера ещё более сложной инженерии. Дизайн рукоделия, мог выполняться в различных формах фигур людей, животных и фантастических существ. Конструкция трубок могла дополняться разнообразными украшениями, в которые входили воск, красители и красный камень под названием катлинит .

Ирокезы


Ирокезы - это индейские племена Северной Америки и Канады, которые проживали в средние века и Новое время. Данные племена были враждебными ко всем остальным и больше вели независимый образ жизни. Проживающие рядом схожие соседи, такие как: кайюга , мохоки , онайда , онондага и сенека , cвоим сплочённым объединением образовали Лигу (Конфедерацию) Ирокезов в 1570 году .
Жилища представляли из себя большие, вытянутые в ширину дома, похожие на переплетённые длинными ветками здания. Они изготавливались из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. Поселения надёжно ограждались защитными преградами в виде палисадов и частоколов в длину 4,5 метра .
Главными занятиями ирокезов являлось рыболовство , охота и земледелие . На плодородных полях высаживали кукурузу , маис , бобы и тыкву . Индейские жители были искусными мастерами по дереву. Талантливые умельцы конструировали различные деревянные атрибуты и плели корзины.
Одежда ирокезов изготавливалась из оленьих шкур и дублёных кож. Толстый материал прекрасно согревал в холодную погоду меняющегося климата. На ногах носили собственно изготовленную обувь под названием мокасины . После контактов с европейцами одежда незначительно стала меняться на западноевропейскую. Её завозили купцы и торговцы, которые успешно производили обмен с индейскими племенами. В скором времени в состав одежды входил сукно и ситец, а позднее шёлк и бархат. Последние два материала использовали в качестве украшений и одевались чаще всего в праздники.
Арсенал вооружения ирокезов состоял из луков , дротиков , cтрел , ножей , томагавков и металлических топоров . Рукоятки украшались резьбой и другими расписными узорами. В ранний исторический период племена одевали деревянные доспехи и щиты . Необходимость таких доспехов отпала, когда появилось огнестрельное оружие. Ирокезы первыми из всех американских племён поняли преимущество мушкетных ружей и пушек. Поэтому они успешно восприняли в свой состав вооружения данное пополнение этих грозных орудий.
Племена ирокезов были хорошими танцорами. На торжественных церемониях, для плясок, собиралось огромное количество людей. Для музыкального ритма использовали различные инструменты. Ими служили погремушки, палки, флажолеты, трубки, свистки и барабаны. Все они изготавливались из панцирей, копыт и перьев животных, а также из различных фруктов растений.
Невероятным отличием ирокезов служила их причёска. Собранный пучок волос в центре головы взъерошивали и украшали различными яркими перьями. Характерный имидж в более поздний период мог измениться и длинными волосами.
Первыми европейцами, вошедшие в контакт с ирокезами являлись англичане и французы в XVI веке, которые проводили исследования земель. Но самые хорошие торговые отношения у племён сложились с голландцами в XVII веке. Бобровые шкуры пользовались огромным спросом в Европе, тем самым наставляя ирокезов на войну с другими территориями для пополнения запасов данной добычи. Голландцы снабдили ирокезов хорошим огнестрельным вооружением, благодаря которому они приобрели мощную силу в составе содружества.

Ирокезы очень хорошо ориентировались в лесных местностях, могли хорошо маскироваться и бесшумно передвигаться. В любой стычке с врагом, где был лес, они выигрывали. Тихое отступление и внезапное нападение, являлось самым распространённой тактикой для боя. Многие историки описывают ирокезов как самых злобных и агрессивных воинов, незнающих пощады к своим врагам.

В VIII столетии эти индейские племена вытеснили французов с Нового Света, переняв сторону англичан. Это одна из причин проигрыша Франции в борьбе за колонии в Северной Америке. В войне за независимость ирокезы также были на стороне Англии, но проиграли её, уступив место новой нации бледнолицых американцев.


Гуроны

Племена гуронов проживали в средние века на территории Северной Америки . Их отличительной особенностью, представлял облик взъерошенного хохолка волос в задней части головы. Первоначальная численность составляла 40 тысяч человек до той поры, пока индейское племя не охватили войны и эпидемии болезней. Значительное количество жителей было сокращено в результате ожесточённых войн против ирокезов. В конечном итоге данное племя было так истреблено, что к концу XIX века их численность составляла всего лишь 240 человек .
Основным занятием гуронов являлось скотоводство, охота, земледелие, рыболовство, изготовление кожаных изделий. Данное племя участвовало в успешной торговле с другими недалёкими поселенцами.
Жилища гуронов представляли из себя достаточно просторные здания шириной 12 метров и высотой 8 м . В состав постройки входил материал хвойных деревьев, коры вяза и ясеня. Cтены строений были переплетены горизонтальными и вертикальными перегородками, соединяющие концы различного материала, входившими в состав архитектуры. Форма была в виде аркообразных фигур. Внутри было просторно и уютно. На каждую семью предоставлялась 1 комната с общим коридором. В зданиях могли располагаться отдельные отсеки для хранения запасов полезных ресурсов. Ими могли служить зерно и дрова. В поселении могло находиться самое основное здание большого размера. В нём располагался совет вождей, в котором решались важные вопросы урегулирования различных обстановок.
В ходе уменьшения численности в XIX веке , племена гуронов начали переселяться из Северной Америки в русскую Сибирь, а позднее и в Беларусь. Поэтому у некоторых народов этой нации, имеются корни сего индейского племени.

Могикане

Могикане являлись одни из самых крупных племён, входившие в состав конфедерации под названием алгонкины . Племена населяли большие деревни на местах современного Нью-Йорка.
Могикане занимались охотой , земледелием , рыболовством и собирательством . Это были единственные племена с демократической формой правления. Управление осуществлялось вождями, которое передавалось в наследие следующему поколению. Иногда старцев назначал специальный, всеобщий совет.
В первой половине XVII века могикане, как и многие индейские племена, были втянуты в бобровые войны с мохоками. Это сподвигло значительное оттеснение племён в начале 1600-х гг ., но позднее могикане вновь вернулись на свои прежние земли. Долговременные войны и болезнь оспы унесла жизни множества индейцев. Поэтому численность могикан значительно сократилось и привела к упадку.
Во время колониальных войн могикане были на стороне французов и англичан, но во время противоборства за независимость Америки, встали на сторону последних. Выдающийся вождь Хендрик Опомут наставил индейский народ воевать на стороне бледнолицых повстанцев. Но после завершения войны белые американцы в большом количестве заселили земли, принадлежавшие могиканам. Поэтому краснокожему народу пришлось переселиться на северные земли штата Висконсин, куда их пригласили дружественные ирокезы онайда .

Ботокудо

Ботокудо - это племена индейцев Южной Америки , которые проживали в восточной части Бразилии. Их главной отличительной особенностью являются большие кольца, вдетые в губы и уши. Огромный диск сооружали из специального растения под названием "Хорисия Вентрикоса ". Такой достаточно жуткий вид ботокудо, значительно пугал европейцев. К тому же их уровень жизни был воспринят португальцами ужасающим и неадекватным. Они для них больше напоминали звериных обезьян, чем культурного человека. Это способствовало значительному уничтожению и вытеснению Южноамериканских племён в глубь Бразилии.
Ботокудо имели развитую мускулатуру, широкие и плоские лица и маленький нос с широкими ноздрями. Внешность этих индейцев больше походит на монголоидную расу. К тому же сами жители этих племён, считают некоторых китайцев своей родственной расой.
Культура ботокудо не насыщенна богатой культурой. Они не носили практически никакой одежды и занимались кочевым образом жизни. Главным занятием была охота и собирательство. Оружие представляло из себя вид тонких копий, которые изготовлялись из тонких веток деревьев. Как и у многих племён имелся лук со стрелами.
Жилища представляли из себя вид шалашей, собранных из ветвей и древесины. Их высота была существенно низкой и не впечатляющей. Размер не превышал 1,5 метра .
У ботокудо имелся музыкальный инструмент в виде бамбуковой флейты. По их обычаям, игра на ней, отпугивала злых духов. Поклонялись южные индейцы Солнцу, которое по их размышлениям приносило добро. Луна же, представлялась источником негатива и зла. Во время затмений и ураганов, племена ботокудов стреляли из луков в небо, из собственных соображений таким образом отпугнуть тьму.

Инну


Инну представляли из себя индейцев, жившие в средние века на территории полуострова Лабрадор в канадских землях. Cеверное обитание позволило этому народу проявлять закалённую стойкость к холоду. Местность проживания находилась среди сосновых и еловых лесов, каменистых равнин, рек и озёр. Такое стратегическое положение, позволяло инну, сохранять свою безопасность от захватчиков и агрессоров.

Народы инну были успешными охотниками и рыболовами . Шесть зимних месяцев они усердно охотились и вели кочевой образ жизни, а при наступлении лета, разворачивали свои лагеря, где наступал оседлый покой. Они заботились о запасе продовольствия на будущее время. Добыча обрабатывалась и отправлялась на хранение. Охота на множество видов пушных зверей, позволяло инну, изготавливать очень красивые меховые и кожаные изделия с одеждой.

Cобирательство , тоже было достаточно разнообразным. Множество видов фруктов и ягод (черники, малины, земляники, вишни, дикого винограда и яблок) входило в состав рациона питания. Племя также добывало кленовый сок из многочисленных канадских деревьев.

Инну были хорошими торговцами пушного материала. Охота на большое количество видов зверей на территории Канадских земель, приносила данному индейскому племени отличную прибыль.

Жилищем инну служили конусообразные вигвамы. Они накрывались оленьими шкурами либо берестой. Всё зависело от погодных условий проживания той или другой местности. Их высота могла достигать 4 c лишним метра . Пол покрывался еловым покрытием из лапника и иногда мог дополняться ещё одним настилом из медвежьих шкур. Нижняя часть пола располагалась таким образом, что ноги отдыхающего человека были приподняты к центру очага, для ещё более удобного комфорта. Внутри вигвама было очень тепло даже при сильных морозах. В нём могло помещаться и проживать до 20 человек племени.

Оленья шкура была универсальным материалом. С помощью неё изготавливалось много полезных атрибутов для хозяйства. Из неё инну делали даже корзины, сумки и рубашки.

Посуду и сосуды для жидкостей изготавливали из берёзы и ели. Индейцы были большими любителями курительных трубок. Материалом для изготовления являлся сланец, песчаник и ель. Иногда трубка могла покрываться украшением из бисера.

Основным средством передвижения у инну являлось каноэ и деревянные плоты из брёвен. Но помимо этих двух видов транспорта, у северного народа ещё имелись снегоступы (лыжи) и тобогганы (санки). C их помощью, инну беспрепятственно могли преодолевать снежную преграду.

Религия индейцев представляла из себя верования в духов, которые по верованиям инну, повелевали над животными. Тем самым, жители выражали огромное уважение к своему владыке за добытую пищу и урожай.

Тлинкиты

Тлинкиты являлись обитателями Канады и юго-восточной Аляски . Эти индейцы отличали себя от других племён, относив себя к северо-западной культуре. Их численность в средние века составляла 10000 человек .
Главными занятиями тлинкитов была рыбалка и охота . Для рыболовства у племён было множество сооружений, включая разнообразную оснастку, такую как: сачки , крючки , гарпуны , остроги , дубинки и ловушки для рыб. Во время таких занятий индейцы делали временные жилища в виде шалашей. Земледелие до прихода европейцев отсутствовало. Зато тлинкиты умели изготовлять железо и были отличными умельцами по дереву. Из древесины индейцы вырезали красивые столбы, украшения, посуду, циновки, выделывали мебель, сооружали корзины. Была также развита торговля одеждой, мехами и шкурами.
Одежда у тлинкитов была изящной и разнообразной. Она подразделялась на летнюю и зимнюю. Даже летом индейцы надевали меховые накидки, а в холода к ним добавлялись штаны и мокасины. Самым ценным материалом являлась шкура бобра, сурка и волка. Куницу имели право носить только вожди и старцы. Одежда украшалась расписным орнаментом, как и маски с головами зверей, которые очень любили надевать тлинкиты. Такие маски могли быть надеты в случае боевых схваток и противостояний с врагами, и неприятелями. Эти головные накидки, служили пожалуй, главной отличительной особенностью внешнего вида юго-восточных индейцев.
Пищевой рацион тлинкитов был богатым и насыщенным. В него входили очень полезные питательные вещества жира, мяса диких животных, моллюсков, водорослей и различной рыбы.
Тлинкиты были воинственными и смелыми. Нередко на многочисленных каноэ они отправлялись в военные походы. В арсенале вооружения имелись луки со стрелами , кинжалы и палицы . Их тела защищались деревянными доспехами и шлемами. Поначалу племена были враждебно настроены на прибывших европейских колонизаторов, включая русских. Позднее, отношения с белыми людьми улучшились и даже началась торговля.
Религия тлинкитов была загадочной, таинственной и мистической. Cреди индейского народа было множество магов и шаманов. Самым магическим числом была 4, поскольку эта цифра ассоциировалась с 4-мя сезонами и 4-мя сторонами света.


Одшибве

Одшибве - это индейский народ, заселивший просторы Cеверо-Восточной Америки в средние века. Население племён вело осёдлый образ жизни и проживали отдельными группами до 50 человек . Одшибве состояли в союзе "Трёх огней ", в которые входили племена потаватоми и оттава. Данное триединство воевало с ирокезами и сиу. Одшибве являлись самыми сильными индейскими племенами. Они долгое время контролировали свои владения и могли cамостоятельно завоёвывать новые земли. Позднее пришли французы и примкнули к одшибве в качестве союзников. Cнабдив и показав им новое огнестрельное оружие, французы значительно помогли племенам окончательно изгнать сиу из своих владений.
Одшибве занимались охотой , рыболовством , собирательством и земледелием . Сбор урожая кукурузы, риса и овощей были самыми основными занятиями племени. В XVII веке была развита торговля пушниной с европейцами. Жилищами служили конусообразные вигвамы. Их строили из древесины берёзы, вербы и можжевельника. Племена одшибве были хорошими художниками и дизайнерами. Cвои жилища они украшали расписными символиками математических, астрономических и прочих геометрических знаков. Такие высеченные зарисовки можно было встретить даже на камнях.
У племён одшибве был развит шаманизм и верование в духов. Шаманы успешно приобретали навыки лечения различных заболеваний, обучаясь друг у друга.
Захоронения людей происходили в специально построенных маленьких домиках, которые обозначались специальной символикой.

Население племени были отличными земледельцами, искусными мастерами по дереву, обработки кожи, выделыванию ковров. Оттава могли изготавливать различные медицинские препараты. Важным источником выделок являлась берёзовая кора, с помощью которой сооружались вигвамы и водные каноэ. Обработке земли отводилась большая роль. Оттава выращивали подсолнечник, тыкву, бобы, маис. На водных реках рос дикий рис, который собирали на коноэ и употребляли в пищу. После земледелия индейцы занимались охотой и рыболовством.

Индейцы Сиу проживали на территории Северной Америки в районах рек Миссисипи и Скалистых гор . Основными занятиями были охота , рыболовство , собирательство , земледелие , строительство , торговля и рукоделие . После освоения лошади, охота на бизонов значительно улучшилась. Это крупное животное было огромным по своим размерам и приносило cолидную добычу мяса. Как и у других индейских племён, у сиу была хорошо развита торговля пушниной. Они могли хорошо сооружать морские виды передвижения, такие как плоты и кожаные лодки. На коже опытные умельцы наносили живописные орнаменты и шили бисером.
Сиу умели хорошо воевать, война была их основным увлечением. В силу этого, в арсенале холодного и стрелкового вооружения, находилась богатая разновидность атрибутики. Помимо лука, стрел, ножей и копий, в состав арсенала входили томагавки с различным видом наконечников для ближних атак врага.
Cиу носили всем известные кожаные ленты на голове. Перья в них могли втыкать только те воины, которые совершили великий подвиг. Их раскрашивали чёрными и красными оттенками. Вожди носили целый сгусток многочисленных перьев, пронизывающийся по всей длине затылка и спины тела. На шее индейцы носили разнообразные амулеты и украшения. Они в каком-то роде служили защитой и лекарством от различного негатива. Одежда индейцев представляла из себя рубахи и штаны, украшенные бахромой из многочисленных висячих полосок.
Жилища у народов сиу были самыми разнообразными и заманчивыми. К ним относились круглые глиняные постройки, землянки, шалаши, жилища покрытые из коры деревьев. В середине жилища всегда отводилось место для костра,а наверху сооружался дымоход.
Как и у других индейских племён, у сиу был развит шаманизм и верование в духов. Часто ритуалы сопровождались жёсткими самоистязаниями, но без человеческих жертвоприношений. В праздники, проводились глобальные пляски, в которых могли приглашаться гости. В центр ставилась символика в виде солнца, с хороводом вокруг неё.

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...

А также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

История

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки , только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики , среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы , 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.

Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.

В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .


Племена Южной Америки (индейцы)

К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.

1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.

Племя Аймара

2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.

Племя Кечуа

3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.

Племя Гуарани

4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.

Племя Мапуче (арауканы)

5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.

Племя Шипибо-конибо

6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.

Племя Варао

7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.

Племя Ботокудо

Видео: племена Южной Америки (индейцы).

Задолго до того как нога выходца из Европы ступила на американский континент, на этой земле жили люди. Дикие племена индейцев господствовали в степях и лесах обширного края. Их было довольно много – некоторые остались только в летописях, потомки других до сих пор живут на земле своих предков. Кто же населял огромные материки до того, как они были открыты?

Фото: Tribalpictures.org

Одно из самых многочисленных племен, проживающих на североамериканском континенте. Среди чероки бытует легенда, что когда-то они жили в прекрасном месте в Долине Озер, но были изгнаны оттуда воинственными соседями – ирокезами. Последние отрицают данный факт – в их истории таких преданий не существует.

Тем не менее когда европейцы проникли на континент, чероки жили в горах. Сначала два народа воевали между собой, но позже индейцы заключили мир с колонизаторами и даже переняли их веру и некоторые традиции.


Фото: Community.adlandpro.com

Самый известный представитель чероки – вождь Секвойя, который разработал собственную разновидность письма, что послужило толчком к стремительному развитию племени. В его честь названо одно из растений, внешне напоминающее кипарис.

В настоящее время численность потомков индейцев чероки, которые раньше населяли склоны Аппалачей, достигает 310 тысяч человек. Современные краснокожие – довольно крупные бизнесмены, они являются владельцами шести больших игорных домов, и с каждым годом умножают свое состояние.

Предпринимательская жилка имелась у представителей данной народности всегда. В 19 веке некоторые представители племени владели собственными плантациями и даже являлись крупнейшими рабовладельцами. Свое богатство они получили довольно интересным способом – чероки продали часть земель, принадлежавших племени, правительству США.


Фото: Invasionealiena.com

Вплоть до середины 19 века отношения между коренным населением и эмигрантами из Старого Света были довольно ровными. Но богатые земли, принадлежащие индейцам, становились все более привлекательными для новых властей. В конце концов, правительство США приняло решение выселить чероки с их земель и отправить их жить на Великие Равнины.

Поход до места назначения был долог и труден, по официальным данным при переходе погибло примерно 6-15 тысяч представителей племени. Путь, по которому проходили чероки, получил говорящее название «Дорога слез».


Фото: Awesome-b4.space

Кочевое племя, постоянно ведущее войну с соседями – именно так можно охарактеризовать индейцев Апачи. Искусные и мужественные воины, использующие чаще всего обычное костяное или деревянное оружие (металл для его изготовления они стали применять только после появления европейцев), наводили страх на соседние племена.

Особенно жестоко относились Апачи к пленникам – в пытках принимали участие все члены племени, от мала до велика, в том числе женщины. Лучше умереть на поле боя, чем попасть в плен – так считали все их противники. Убежать или скрыться от воинов данного племени было невозможно: если ты их не видишь, это вовсе не означает, что они не видят тебя.


Фото: Resimarama.net

Самым известным вождем племени стал Джеронимо, наводивший ужас на европейских колонизаторов. При его приближении люди кричали его имя и стремились убежать как можно дальше, иногда даже выпрыгивая из окон домов. У солдат десантных войск США до сих пор существует традиция выкрикивать «Джеронимо!» перед прыжком с парашютом.

В войнах с испанскими конкистадорами практически все Апачи были истреблены. Выжить удалось лишь единицам – их немногочисленные потомки сейчас проживают в Нью-Йорке.


Фото: magesquotes-consciousness.rhcloud.com

«Те, кто всегда готов сражаться со мной» - так выглядит примерный перевод названия данного племени индейцев. И немудрено: команчи действительно считались воинственным народом, причем боролись они как с прибывшими на континент европейцами, так и с представителями соседних народностей.

Соседние племена называли их «змеями». Из-за чего появилось столь странное наименование доподлинно неизвестно, однако, существует несколько легенд. Самая известная гласит, что при миграции путь индейцам, принадлежащим к данному племени, преградила гора, и вместо того, чтобы доблестно преодолеть препятствие, войны малодушно повернули назад. За что подверглись критике со стороны своего вождя, который отметил, что они похожи на «змей, ползущих по своему следу».


Фото: Wlp.ninja

Но подобное малодушие команчи проявляли очень редко. Наоборот, в бою подобным войнам не было равных, особенно после того, как они научились ездить верхом. Команчи были настоящим бедствием для соседних народов, да и европейцы побаивались приближаться к их территории. В плен индейцы брали только женщин и детей, причем если последние были совсем маленькими, их могли принять в племя и воспитать в соответствии с традициями.

Жестоки были команчи и к соплеменникам, нарушавшим законы племени. Уличенную в измене женщину убивали на месте, в редких случаях она оставалась жива, но при этом ей отрезали нос.


Фото: Stoplusjednicka.cz

Ирокезы - это не одно конкретное племя, а союз нескольких, получивший название «Лига пяти наций». Основным занятием была война - за счет богатых трофеев индейцы кормили свои семьи. Другое их занятие - торговля мехом бобров также приносила существенную прибыль.

Внутри каждого племени, входящего в союз, выделялось несколько родов. Примечателен тот факт, что возглавляли их обычно женщины. Мужчины были воинами и советниками, но решающий голос принадлежал именно представительницам прекрасного пола.
Фото: Whatculture.com

Представители народа, давшего название знаменитой прическе, на самом деле редко использовали подобный способ укладки волос. Более того, практически все индейцы брились на лысо, оставляя только небольшую прядь на макушке – «скальповую», которая говорила врагам о том, что воины абсолютно их не боятся и даже дают преимущество в битве. Если сможешь ухватить за прядь – то победишь воина-ирокеза. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Чтобы защититься от различных напастей – в первую очередь от болезней, индейцы носили специальные маски, на которых самым примечательным элементом был нос, загнутый крючком. Как знать - может, подобное приспособление действительно предотвращало распространение инфекций. Численность индейцев, по крайней мере, сократилась не из-за эпидемии – в этом виноваты войны, которые постоянно вели ирокезы.


Фото: Meetup.com

Самым заклятым врагом ирокезов являлись гуроны – индейское племя, численность которого в период расцвета достигала 40 тысяч человек. Большинство из них погибло в ходе кровопролитных войн, однако нескольким тысячам все же удалось уцелеть. Хотя язык гуронов был утерян навсегда и теперь считается мертвым.

Особое место в жизни индейцев занимали обряды. Помимо поклонения животным и стихиям, большое почтение гуроны оказывали духам предков. Проводили они и различные ритуалы: самым популярным считалась ритуальная пытка плененных людей. Заканчивалась подобная церемония не самым лицеприятным действием – поскольку гуроны были каннибалами, измученных пленников убивали и съедали.


Фото: Lacasamorett.com

Племя, которое навсегда исчезло с лица Земли и чьи потомки растворились среди других индейцев - печальная участь для народности, некогда считавшейся одной из самых великих цивилизаций своего времени. Земли данным племенем были утеряны в 18 веке. Это и стало началом конца – постепенно могикане растворились среди других индейцев, их язык и культурные достижения были забыты навсегда.

Немаловажную роль в исчезновении, как ни странно, сыграла быстрая адаптация могикан к новым условиям жизни. Мирное племя, принявшее веру колонизаторов и их культурные обычаи, быстро стало частью Нового света и окончательно утратило самобытность. Прямых потомков могикан на сегодняшнее время практически не осталось – к ним можно отнести всего 150 человек, проживающих в Коннектикуте.


Фото: Artchive.com

Ацтеки – далеко не племя. Это целая империя, оставившая после себя богатое архитектурное наследие и отлично структурированную мифологию. На месте главного города ацтеков Теночтитлана сейчас находится столица одной из самых развитых стран Южной Америки – Мексики.


Фото: Ruri-subs.info

Индейцы оставили множество загадок. Среди них наиболее известными стали:

  • Камень солнца - странный монолит, похожий на календарь. Он олицетворяет все представления ацтеков о мировом устройстве, прошлом и будущем человечества. Некоторые исследователи предполагают, что данный камень использовался также при проведении жертвоприношений;
  • Пирамиды Теотиуакана. В самом старинном городе, который удалось обнаружить ученым на территории Западного полушария, выстроены загадочные объекты – каменные пирамиды. Они сориентированы по одной стороне света, а их расположение полностью копирует устройство Солнечной системы. Причем расстояние между объектами такое же, как и между планетами, если, конечно пропорционально увеличить его в 100 млн раз;
  • Обсидиановые инструменты. Металл ацтеки практически не использовали – его заменял обсидиан. Из данного материала изготавливалось оружие, а также высокоточные хирургические инструменты, позволяющие проводить сложные операции. Уникальные свойства обсидиана позволяли не опасаться заражений – он является природным антисептиком. Другой вопрос, как именно индейцы изготавливали инструменты – сейчас подобное орудие можно выточить, только используя алмазные резцы.

Несмотря на всю загадочность, ацтеки оставили в наследство одну вещь, которая понятна и любима современными людьми – шоколад.


Фото: Photographyblogger.net

Легендарные сокровища инков вот уже несколько столетий толкают отчаянных кладоискателей на поиски. Но не только золотом прославилось данное племя - куда большего внимания заслуживают их культурные достижения.

Первое, чем знаменита территория, на которой жили инки – это прекрасные дороги. Индейцы строили не только широкие магистрали прекрасного качества, но и навесные мосты, настолько крепкие, что могли выдержать всадника в тяжелых доспехах. И немудрено – империя инков по большей части находилась в гористой местности, где протекали бурные реки, которые во время половодья могли легко сломать непрочное сооружение. Чтобы не проводить строительные работы заново, приходилось строить на века.


Фото: Hanshendriksen.net

Инки были одним из немногих индейских племен, имевших собственную письменность и писавших летопись народа. К сожалению, до наших дней она не дошла – холсты сожгли испанцы, захватившие города инков, являющиеся культурными центрами.

Оставили индейцы после себя немало тайн, наиболее известной является сказочно прекрасный горный городок Мачу-Пикчу, жители которого, казалось, просто исчезли.


Фото: Turkcealtyazi.org

Высокоразвитая цивилизация, сделавшая великие открытия в области астрономии, математики и медицины задолго до того, как европейцы выстроили первый крупный город. Величественные пирамиды и храмы, один из самых точных календарей, уникальная система счета – это лишь немногие достижения империи индейцев майя.

Но в один прекрасный момент жители покинули города и отправились…куда? Неизвестно. Но когда европейцы достигли мест обитания майя, их взору предстали немногочисленные племена, которым было явно не под силу построить все обнаруженные в джунглях величественные сооружения.


Фото: Stockfresh.com

Версий, объясняющих исчезновение одной из самых развитых цивилизаций множество: эпидемия, междоусобные войны, засуха. Некоторые ученые предполагают, что майя просто выродились и деградировали.

Однако эта загадка до сих пор не разгадана, как и те многочисленные тайны, которые оставила после себя великая цивилизация.

На этом у нас все . Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

Присоединяйтесь к нашей