Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Человеческие жертвоприношения у ацтеков Кровь для богов

Эндрю Маккинли

:::

Статьи и материалы

Статьи и материалы

:::

Жертвоприношения – это составные элементы духовных и религиозных верований в Месо- и Южной Америке, поскольку являются базовой идеей создания жизни и её бесконечного существования. В этой связи народы Месоамерики – майя и ацтеки – ценили жертвоприношения выше всего остального, а инки, считая их не менее важными, всё же придали им резко отличную форму в сравнении с рассматриваемыми двумя месоамериканскими сообществами. Жертвоприношение было важной формой благодарности и оплаты долга божествам, которым поклонялись в данных сообществах. У ацтеков и майя был схожий набор божеств с некоторыми примечательными персонажами, например, как мешикский бог войны Уицилопочтли. У инков был совершено другой набор богов, с которыми они взаимодействовали отличными от ацтекских и майяских способов, однако жертвоприношения также совершались.

Что такое жертвоприношение?

Жертвоприношение – это комплексная и важная, различная по форме практика, имеющая ценность для каждого из трёх рассматриваемых сообществ. Считается, что ацтеки и майя переняли практики жертвоприношения, соответственно, от тольтеков и ольмеков. Поскольку и тольтеки для ацтеков и ольмеки для майя обладали некоей полубожественностью, то нетрудно понять, почему они ассоциировали практики жертвоприношений как нечто, переданное им богами, и это стало для них основным способом показа своего религиозного рвения. Чаще всего жертвоприношения принимали 2 отличительные формы – ацтеки и майя приносили в жертву других людей. Они наносили увечья другим людям, а также умертвляли их быстро или же с использованием некоего ритуала. Второй формой жертвоприношения было самопожертвование. Наносились либо частичные увечья своему телу, либо даже удаления частей тела: удлинение мочки уха, губ или уплощение лба. Самым ярким и часто изображаемым способом самопожертвования было пускание своей крови. Жертвоприношения для инков, как и много другое в их империи, было делом государственным. В инкском государстве в честь богов приносили в жертву как людей, так и животных. Этим отмечались религиозные праздники и запечатлевали особые события жизни Сапа Инки (Besom, 2009). Самопожертвование в инкском сообществе не практиковалось, однако люди часто совершали подношения своим богам и предкам пищей и какими-либо предметами. Вполне обычным делом для членов сообщества или семьи было совершение подношения душам тех знакомых им людей, кого государство принесло в жертву во время какого-либо из многочисленных праздников.

Кровь для богов

Кровопускание было формой самопожертвования, при котором отрезался кусочек тела или же совершался прокол тела с целью появления кровотечения. В этом случае обычно кровь собирали в какую-нибудь ёмкость. Кровопускание было не летальной формой жертвоприношения. Кровопусканием можно было заниматься индивидуально, как одним из способов благодарения богов или же оно было частью более массовой церемонии или празднества. Оно могло быть частью обязательной церемонии для некоторых людей особой важности, которые так умиротворяли того или иного бога. У майя кровопускание совершалось путём порезов или прокалывания, но чаще, в отличие от ацтеков, всё же, порезов и раздирания. Майя для этого использовали разнообразный набор инструментов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Для них кровопускание было чрезвычайно важным событием, поэтому его часто можно встретить в их иконографии. Так, типичным иконографическим образом совершающего самопожертвование путём кровопускания у классических майя было изображение человека, прокалывающего себе язык или пенис (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). А у доклассических майя в иконографии чаще фигурирует прокалывание ушей и пенисов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Среди используемых для этого инструментов были костяные шила и шипы скатов для прокалывания, а также обсидиановые и кремневые лезвия для порезов (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Нередко с одним или несколькими упомянутыми выше инструментами использовалась верёвка. Одним из самых известных изображений акта кровопускания является панель, где показана пускающая себе кровь госпожа К’аб’аль-Шоок, жена Щит-Ягуара Великого . Она продевает через отверстие в языке верёвку с двух сторон утыканную шипами ската. У классических майя это была популярная церемония и было найдено много изображений К’аб’аль-Шоок. Для сбора крови использовались ланцеты и чаши с керамическими горшочками. Чаще, однако, это были стилизованные ритуальные чаши из камня или керамики. Диего Ланда (Munson, Amati, Collard, Macri 2014 Pg. 2) писал о кровопускании следующее: «Они совершали пожертвования своей кровью, порой совершая разрезы на кусочки и так оставляя в качестве отметин. В другое время они прокалывали свои щёки, а ещё свои нижние губы. Порой они наносили шрамы на определённые части своих тел, а ещё они прокалывали свои языки по диагонали, пропуская через них соломинки и испытывая жуткую боль, в других случаях они делали длинный узкий разрез крайней плоти, как это они проделывали со своими ушами». У ацтеков самопожертвование тоже было распространено, но уже не было таким ярким. Они практиковали кровопускание своей крови, но предпочитали кровь других людей и практиковали это на более серьёзном уровне в сравнении с майя.

Жертвоприношения у майя

У майя жертвоприношения были частью жизни. Майя видели мир, как смесь физической материи и духовной энергии (Munson, Amati, Collard, Macri 2014). Это нашло отражение в религии и политике, которые в майяском обществе были соединены между собой. Жертвоприношения были важным средством демонстрации веры. Если государство могло приносить в жертву других людей, то это свидетельствовало о его силе, а в случае захвата врагов жертвоприношение было также средством поглощения их силы и влияния (Willey 1990). Когда майя совершали человеческие жертвоприношения, то часто проводили ритуальную церемонию, кульминацией которой становилось обезглавливание жертвы. В некоторых случаях вместо обезглавливания требовалось провести более церемониальное жертвоприношение и тогда в основном извлекались сердца из тел жертв. Очень часто именно эта практика приковывает к себе внимание СМИ и кинематографию, поскольку она чрезвычайно драматична. Для майя извлечение сердец из грудной клетки не было типичным, возможно потому, что это было довольно сложно. В отличие от фильмов, где показано, как жрец якобы разрезает грудную клетку и вырывает наружу сердце, для его эффективного извлечения необходимо делать надрез под грудной клеткой возле желудка, а затем уже внутри добираться до сердца и таким способом вырвать его наружу. Либо использовать для этого какие-либо инструменты в качестве рычага для того, чтобы раздвинуть рёбра и, ломая их, добраться до сердца. При этом жертва будет живой и необходимо принимать в расчёт её тряску, что значительно затрудняет процесс. Таким образом, всё указывает на то, что обезглавливание является лучшим способом жертвоприношения. Помимо доверия, правители майя считались потомками богов, что запечатлено в их титулах, когда перед именем использовалось обращение «Священный владыка». Священным владыкам полагалось пускать себе кровь и наносить увечья ради процветания тех, кем они правили, поскольку их кровь питала божественную вселенную и была тем элементом, который делал их правящим классом (Bower 1986). Самопожертвование делалось для обретения удачи во время военных кампаний и было средством связи с богами для получения от них совета. Прежде чем начинать военную кампанию, Священные владыки прокалывали свой пенис шипом ската, либо иглой из жадеита или обсидиана. Предполагается, что в некоторых случаях обильное кровоизлияние приводило к галлюцинациям, благодаря которым Священные владыки могли разговаривать с богами и узнавать правду (Bower 1986). Жертвоприношения совершались в храмах в честь духов и божеств, но помимо религиозных и политических аспектов, оно было также частью спортивных событий. Спортивные события проводились на площадке для игры в мяч, а сама игра, достойная отдельного исследования, имела религиозное значение и была формой развлечения, а также обладала символизмом, связывающим её с мифологическими событиями (Lloyd 2004). В отличие от наших спортивных игр, игра в мяч у майя, по домыслам некоторых людей, заканчивалась для проигравшей команды либо смертью на жертвенном одре всех игроков, либо только капитана (Zaccagnini 2003). Играть могли на самом деле, но могли и имитировать игру, включая её в церемонии с жертвоприношениями (Lloyd 2004). Схваченные чужеземные цари были высокоценимыми игроками в таких инсценировочных версиях игр – люди могли наблюдать, как их собственный царь побеждает чужого правителя и ритуально присваивает себе его власть и влияние (Zaccagnini 2003). Жертвоприношения у майя были неотъемлемой частью их жизни, определяя социальную, политическую и религиозную сферу общества.

Жертвоприношения у ацтеков

Практика жертвоприношений у ацтеков была связана с войной. И это, несомненно, произошло по желанию мешиков, которые были доминирующей силой в Тройственном союзе. Фактические императоры, правители мешиков имели возможность насильно насаждать на контролируемых ими территориях своих военизированных богов. Мешикский бог войны Уицилопочтли был ярким примером данной милитаризации богов и лично ему было необходимо совершать отдельные жертвоприношения. Уицилопочтли был богом-покровителем мешиков. У ацтеков было неплохо регламентировано то, как необходимо было умиротворять богов – каждый бог требовал определённого вида жертвоприношений и для этого нужно было принести в жертву или увечить определённое количество жертв. Ацтеки использовали жертвоприношения в качестве инструмента для демонстрации политической власти и делалось это посредством кровавого террора, если называть все вещи своими именами. Посещающие [ацтеков] высокостатусные сановники без сомнения видели принесённых в жертву ужасающим способом на вершине храма Темпло Майор. Ведь ацтеки практиковали жертвоприношение посредством извлечения сердца (Smith 2012). Человеческие жертвоприношения в Ацтекской империи играли бОльшую роль нежели у майя. Жертв сначала церемониально омывали, а затем приводили к храму на пирамиде, где хранился жертвенный нож (Smith 2012). Здесь жертву держали четыре жреца, пока пятый с помощью жертвенного ножа извлекал сердце (Smith 2012). Вынутое сердце посвящали солнцу. Тело затем сбрасывали вниз по лестнице, оставляя на ней кровавые следы, а голову отрезали, чтобы вставить в специальную раму для черепов (Smith 2012). Посвящение жертвы и крови солнцу было обычной практикой у ацтеков, а её корни уходят в их мифологию. В ацтекской мифологии два бога заживо сгорели, чтобы превратиться в двух солнц. Одно было истинным солнцем, а второе было луной, и когда они впервые взошли на небосклон, то замерли, принося страдания всем на земле. И тогда все боги принесли в жертву свою кровь, чтобы два солнца начали движение по небу. И лишь когда боги пролили всю свою кровь, только тогда солнца начали двигаться. Только кровавое жертвоприношение богов позволило миру, в котором мы живём, существовать и лишь постоянные жертвоприношения позволят в дальнейшем нашему миру не прекращать своё существование. Существует две версии этого мифа. По одной версии боги сами пожертвовали свою кровь, по другой всех богов убил Кецалькоатль, и благодаря принесённой в жертву крови солнца начали движение. Я считаю, что две версии этого мифа говорят нам о двух вариациях жертвоприношений. Жертвоприношения богов Кецалькоатлем, богом ветра, легло в основу жертвоприношений людей посредством вырывания их сердец (Amlin 2013). С другой стороны самопожертвование богов говорит о необходимости и самопожертвовании у людей. Вне зависимости было ли пожертвование крови богов добровольным или нет, ацтеки считали, что человечество в бесконечном долгу перед ними и обязано оплачивать его. Идея о кровавом долге легла в основу самопожертвований и человеческих жертвоприношений. Именно идея о кровавом долге заставила верить ацтеков, что принесённая ими в жертву собственная кровь и кровь других людей заставляет солнце двигаться в буквальном смысле. Ацтекским жрецам надлежало каждую ночь совершать церемонии кровопускания для того, чтобы быть уверенным в том, что завтра взойдёт солнце (Smith 2012). Для кровопускания ацтеки использовали шипы магея. Обычно прокалывали мочки и верхнюю часть ушей, но нередко для этого использовали языки, бёдра, руку от локтя и до плеча, грудь и гениталии (Smith 2012). Ключевой отличительной характеристикой ацтекской формы жертвоприношений была концепция ишиптлы. Ишиптлой было нечто, что воздействовало на имперсонатора божества, представителя бога (Smith 2012). Такие жертвы готовили задолго заранее, порой за год до жертвоприношения, и во время подготовки с ними обращались, как с богом (Smith 2012). Имперсонаторы были высоко чтимы, их с честью сопровождали до самой смерти (Smith 2012). Многие из них были отобраны из пленных воинов и именно такой смерти жаждал каждый воин. Весьма похожими на этот способ жертвоприношения были устраиваемые ацтеками потешные бои, которые являлись демонстрацией военных аспектов общества. Подобный вид жертвоприношения был необходим для умиротворения Шипе-Тотека и его можно сравнить с гладиаторскими боями в Риме. Правда у гладиаторов в Риме был шанс выжить в бою, а тем, кто был приготовлен для жертвоприношения Шипе-Тотеку, давали мечи с лезвиями из перьев, а их самих привязывали длинной веревкой к камню и выпускали на них полностью экипированных оружием и доспехами мешикских воинов. Такая смерть, как и Ишиптла, считалась почётной и была желаемой (Smith 2012). Жертвами в подобных потешных боях часто были вражеские воины и, принеся их в жертву подобным образом, тот, кто их пленил, мог поднять свой престиж (Smith 2012). Шипе-Тотеку следовало приносить и другого рода жертвоприношения. Жрецы Шипе-Тотека сдирали кожу с жертв таким способом, чтобы затем можно было сшить из неё одежду, которую они носили (Smith 2012).

Жертвоприношения у инков

Инки приносили жертвоприношения, чтобы отпраздновать религиозные праздники, отметить какие-либо события из жизни Сапа Инки, а также для целей гадания и целительства. Инки подносили в качестве жертвы богам и духам предков пищу и изделия из драгоценных металлов. У инкских богов, как и у ацтекских, жертвоприношения были регламентированы, как это было и у каждого Вак’а . Животные, в частности лама и куй , часто приносили в жертву перед человеческим жертвоприношением. Жертвами инков могли быть мужчины того возраста, когда можно стать воином, либо же сами пленные воины (Besom, 2010). Самыми распространёнными жертвами у инков были капак хуча. Капак хуча – это дети в возрасте от 4 до 10 лет, отобранные среди всего населения империи за их превосходные физические характеристики (Besom, 2009). У капак хуча не должно было быть физических дефектов, родинок или шрамов, даже веснушек (Besom, 2009). Ещё одним немаловажным требованием к капак хуча была их девственность. Вероятно, поэтому их отбирали в таком раннем возрасте – чем моложе человек, тем он чище и тем лучше будут умиротворены боги. Помимо этого жрецы, которым следовало совершить жертвоприношения, должны были поститься, мыться и воздерживаться от сексуальной активности до начала ритуала (Besom, 2009). Девочек капак хуча до жертвоприношений часто растили мамакона , а мальчики обычно сразу направлялись в Куско (Besom, 2009). Когда капак хуча входили в Куско, население города сразу оказывало им почтение и уважение. Многих приносили в жертву прямо в Куско, но значительное количество отправляли к Вак’ам, расположенным по всей империи (Besom, 2009). Капак хуча и их свите не дозволялось путешествовать по имперским дорогам – их вынуждали идти по пересечённой местности по, насколько это возможно, прямой. Все, кто их встречал на пути следования, должны были пасть ниц в знак уважения к капак хуча и оставаться в таком положении пока процессия не пройдёт мимо (Besom, 2009). По прибытии в Куско капак хуча демонстрировали Сапа Инке, а затем жрецы их распределяли вокруг Кориканчи . Среди способов умерщвления обычно было удушение, в т.ч. верёвкой, удар по темени или по шее сзади, а также вырывание сердец, перерезывание глоток и утопление (Besom, 2010). Жертвоприношения должны были умиротворять богов и защитить от неудач и катастроф. Ещё одним способом жертвоприношения было погребение заживо. По всей видимости, это был довольно обычный способ жертвоприношения – яму выкапывали, используя только лишь острые палки, затем в неё усаживали капак хуча и вокруг жертвы раскладывали подношения, после чего яму засыпали (Besom, 2010). Предполагалось, что все жертвы, вне зависимости от способов умерщвления, должны были подойти к моменту смерти счастливыми и удовлетворёнными – до последнего капак хуча сытно кормили, заставляли пить кукурузное пиво и жевать листья коки, и смерть свою они встречали сильно одурманенными и опьянёнными (Besom, 2010). Вероятно, потому что сильно одурманенных людей жрецам легче было приносить в жертву. Принесённых в жертву у инков сразу после смерти часто обожествляли и затем их почитали на ежегодных церемониях. Порой до места совершения жертвоприношения капак хуча сопровождали родственники, ребёнка сюда могла принести его мать и это не было чем-то необычным (Besom, 2009). Смерть детей могла принести пользу их семьям не только метафизически, так, известен случай, когда младшего брата капак хуча, девочки по имени Танта Каруа, сделали жрецом культа сестры и он должен был отвечать на вопросы, адресованные духу девочки (Besom, 2009). Кровь у инков не играла такой существенной роли в жертвоприношениях, как это было в обществах майя и ацтеков, но нельзя сказать, что она была совсем ничего незначащей. Кровь капак хуча использовали в качестве краски для нанесения полоски на лице идола, которую чертили от уха до уха (Besom, 2009). Среди других причин зачем инки совершали жертвоприношения выделяются следующие: целительство, гадание и почитание земли. На вершинах особенно высоких гор находят естественным образом сформировавшиеся мумии людей, которых сюда приносили в качестве специальных подношений. Сапа Инка часто совершал жертвоприношения младенцев, чтобы оракулы сообщали ему важную информацию о государстве (Besom, 2010). Существовало ещё одно поверье о жертвенном обмене. При подобном жертвоприношении одна жизнь менялась на другую. Когда Сапа Инка заболевал, в жертву приносили несколько капак хуча, чтобы они своей смертью обеспечили тому выздоровление (Besom, 2010). Для инков жертвоприношения были решением многих проблем, будь то болезни, катастрофы или чьи-то козни, многие жертвоприношения совершались в том числе в качестве превентивных мер.

Выводы и сравнение

Различия между жертвоприношениями у майя и ацтеков были контекстуальными. Как майя, так и ацтеки использовали жертвоприношения в религиозных, политических и социальных целях – в обоих обществах это помогало консолидировать власть правящего класса. Однако у ацтеков жертвоприношения в честь каждого бога были строго регламентированы, для их проведения требовался определённый ритуал и точное количество жертв. У майя таких строгих правил не было и часто одна форма жертвоприношений могла быть заменена другой. Масштабные человеческие жертвоприношения были характерны для ацтеков, в то время, как для майя было более характерно самопожертвование путём нанесения себе увечий и кровопускания. Различались и инструменты, которые использовались для этого – ацтеки пользовались шипами магея, а майя – шипами ската и костяными иглами. В отличие от майя, у ацтеков из-за их приверженности к человеческим жертвоприношениям появилось множество способов принесения в жертву (в т.ч. использовалось сдирание кожи и проводились обряды ритуального каннибализма). Лучше всего объясняет разницу между ними следующая фраза – майя жили, чтобы проливать кровь, а ацтеки проливали кровь, чтобы жить. В случае с инками, здесь перед нами совершенно иная история, поскольку они не были зациклены на крови или кровавом долге, вместо этого они полагали, что смерть умиротворяет богов и служит гарантией от неудач. Кровопускание, как форму самопожертвования, инки не практиковали. Инки единственные, кто уделял внимание чистоте жертвы до жертвоприношения. В Империи ацтеков существовал подготовительный процесс и соблюдение поста, но физическая чистота не была обязательным элементом жертвоприношений. Ещё одной главной отличительной чертой инкских жертвоприношений была ориентация на детские жертвы капак хуча. И это их выделяло среди других. Они также были единственными из трех сообществ, кто обожествлял и поклонялся принесённым в жертву. В Империи ацтеков существовало до некоторой степени обожествление будущих жертв вплоть до момента их смерти, однако после к ним не относились так, как у инков, когда те становились буквально полубожественными сущностями, по крайней мере некоторые из них. Методы умерщвления жертв у инков были разнообразнее в сравнении с двумя другими сообществами. Живыми жертв закапывали только у инков и ни у ацтеков, ни у майя не выделялся так ярко такой способ умерщвления, как утопление . Способов жертвоприношения у инков было настолько больше, насколько обширней была их империя. Интересным сходством трёх сообществ является практика извлечения сердец. Хотя инки и майя не настолько увлекались этим способом в сравнении с ацтеками, в то же время в их ритуальной практике он встречается. Практика человеческих жертвоприношений объединяет эти сообщества, и хотя средства и мотивы у ацтеков, инков и майя значительно различались, все они совершали человеческие жертвоприношения для того, чтобы умиротворить своих богов и защитить свой народ от непредсказуемого будущего. Жертвоприношения были существенной и составной частью религиозной и социальной жизни Месо- и Южной Америки. В одной инкской молитве произносятся следующие слова: «О, милостивый создатель! Ты, кто на краю мира» - в них мы видим, как одновременно почитали и боялись богов (D’Altroy, 2015). Страх и уважение – вот, что преобладало в этих сообществах и эти чувства привели к практике жертвоприношений, как способа выражения благодарности за сотворение и как средство предотвращения гибели человечества.

Используемые материалы

2013, The Five Suns, A Sacred History of Mexico, Online Youtube Video, (https://www.youtube.com/watch?v=ITstgdnmp6Y)

2009, Of Summits and Sacrifice: An Ethnohistoric Study of Inka Religious Practices University of Texas Press, Austin.

2010, Inka Sacrifice and the Mummy of Salinas Grandes, Latin American Antiquity, Vol. 21, No. 4, pg. 399-422, New York.

1986, Blood and Sacrifice, Society for Science and the Public, Washington DC.

D’Altroy Terence N.

2015, The Incas, Blackwell Publishing, West Sussex, UK.

1984, Human Sacrifice at Tenochtitlan,

2013, Ancient Inca, Cambridge University Press, New York.

2004, Saving a Mayan Game of Sacrifice, Online Publication.

Munson Jessica, Viviana Amati, Mark Collard, Martha J. Macri

2014 Classic Maya Bloodletting and the Cultural Evolution of Religious Rituals: Quantifying Patterns of Variation in Hieroglyphic Texts, Plos One, Online Publication.

Smith Michael E.

2012, The Aztecs, Wiley-Blackwell, West Sussex, United Kingdom.

1989, Maya Bloodletting and the Number Three, Trustees of Indiana University, Indiana.

Willey Gordon R.

1990, Ancient Maya Politics, American Philosophical Society, Philadelphia. Куй – кечуанское название морской свинки.

Мамакона – жрицы-девственницы у инков.

Кориканча – «Золотой храм» на кечуа, главный храм Империи инков.

Ацтеки практиковали утопление детей в засушливые периоды. Перед принесением в жертву детей заставляли плакать – ацтеки считали, что это поможет вызвать дождь.

Просматривая в Сети станички по запросу "жертвоприношения у ацтеков", я обнаружил одно очень интересное предложение: "Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией... ". Внёс это предложение в поисовик Google и обнаружил, что оно повторяется в десятках, если не сотнях, разных сайтов. Поискал, кто же автор сего "шедевра", и обнаружил , что авторами являются Галина Железняк и Андрей Козка, харьковские "исследователи-аномалисты". Ну, посмотрел я начало их книги "Тайны исчезнувших цивилизаций", и увидел сказки про Лемурию, Эдуарда Шюре, Елену Блаватскую, Рудольфа Штейнера и его "Хроники Акашик" (хорошо хоть не "какашек") и прочую эзотерическую дребедень. Кстати, и сама эта книга представлена на сайте в жанре "Эзотерика".

Вот на основе таких эзотерических "опусов" дети в школах составлют презентации, студенты пишут рефераты...

Однако, разберём одну главу этого "опуса", где как раз говорится о человеческих жертвоприношениях у ацтеков.

Авторы пишут, что "в 1428 году к власти приходит Итцкоатль (1428-1440). Император Итцкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель, он же советник императора, впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с Солнцем, они обязали народ периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу ".

Так, и что мы тут видим? Практика жертвоприношений, оказывается, была узаконена лишь накануне вторжения испанцев. А до этого самыми почитаемыми в Мексиканской долине были религиозные представления, восходившие к тольтекам и основанные на культе бога и культурного героя Кетсалькоатля, не требовавшего кровавых жертв.

"Итцкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом ".

Значит, все старые рукописи ацтеков были уничтожены самими ацтеками, а не испанцами? Что-то не верится.

"Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла — человеческая кровь питает Солнце, вызывает дожди и обеспечивает земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце ".

Вот здесь уже не лезет ни в какие ворота. Где это, в какой культуре человеческие жертвоприношения составляли важнейшую часть религиозных обрядов? Этого нигде никогда не было. Важнейшей частью религиозных обрядов являются посвятительные практики (инициации); да, они иногда бывают связаны с причинением боли, но никогда - с убийством. Другой важнейшей частью обрядов являются приёмы достижения изменённых состояний сознания, необходимые для экстатического общения с божеством (или духом). С этими приёмами тесно связаны целительные и пророческие практики.

В общем, сразу видно, что авторы ничего не смыслят ни в традиционном язычестве, ни - вообще - в религии. Высосанное ими из пальца объяснение, на самом деле, ничего не объясняет. Что это вообще за "боги", которых надо "снабжать энергией"? У них там, что - двигатели внутреннего сгорания?"

Авторы пишут, что "у ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце принесенного в жертву поедали жрецы, а туловище — члены аристократических родов во время торжественных пиршеств. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно ".

Однако Википедия с статье "Ацтеки " сообщает, что "не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить".

Там же Википедия сообщает о несоответствии между реальностью и тем, что говорится в мексикано-испанских кодексах.

"Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 20 000 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Не сохранилось летописных изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты , хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей . Однако существуют подобные изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах жертвоприношений, хотя они, как и археологические свидетельства, не подтверждают такого числа принесённых в жертву, как 80 или 100 тысяч.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения".

Практика жертвоприношения высшим силам была известна многим древним культурам — от вавилонян до греков: помимо закланных животных их алтари орошала и кровь человека. Однако нигде подобные жестокие ритуалы не достигали такого размаха, как у индейцев Мексики. Первыми свидетелями их кровавых действ стали испанцы-конкистадоры, с ужасом живописавшие местные обычаи. Начатую в испанских хрониках тему развили авторы приключенческих романов, создавшие образы «кровожадных индейцев», которые по природной злобности с радостью приносили в жертву как соседей, так и невинных белых чужестранцев. Можно, конечно, усомниться в правдивости таких описаний — слишком уж они были на руку завоевателям: раз индейцы — дикари и людоеды, то их, конечно, следует истребить или цивилизовать, в награду за старания присвоив себе их богатства. Однако многое из рассказов испанцев подтверждается этнографами, а найденные свидетельства заставляют неподготовленного современного европейца содрогнуться.
Ч то же стоит за массовыми человеческими жертвоприношениями ацтеков и майя?

Верховный жрец поднялся на великую пирамиду. Его четверо помощников уже крепко держали девушку, лежащую на высоком помосте. Держали не для того, чтобы она не вырывалась, напротив, посланница к богам была горда своей миссией, а для того, чтобы на момент вскрытия грудины ее тело не дернулось от острого зазубренного ножа жреца. Сердце следовало изъять быстро, хирургически точно и поднести к статуе божества еще живым, пока «не отлетела душа», иначе боги отвергнут послание. Еще секунда — и жрец поднимает к небесам пульсирующий источник человеческой жизни. А бездыханное тело посланницы катится вниз по ступеням пирамиды. Здесь служители привычным движением сдирают с него почти всю кожу, оставив нетронутыми лишь кисти рук и ступни. Скинув ритуальные одеяния, жрец натягивает на себя кожу девушки, чтобы возглавить танец, в котором его движениям вторят старухи в специальных нарядах. Еще одна жертва принесена. Боги вновь примут посланника, который расскажет им о нуждах ацтеков.

В древней Мексике люди искренне верили в то, что душа умершего отправлялась к высшим покровителям. А значит, могла передать им просьбы людей. Иными словами, среди древних племен жертвоприношение являлось своего рода письмом, направляемым в «небесную канцелярию». Посланники могли быть как «регулярными» (их посылали по обычным календарным праздникам), так и «чрезвычайными» — для их отправки к богам требовался какой-то особый повод: неурожай, засуха, бедствие, эпидемия, война и т. д. Согласно описаниям францисканского миссионера Диего де Ланды (XVI век) в первом случае в качестве «регулярных» посланников индейцы майя подносили богам животных. А в «случае несчастья или опасности» они шли на человеческие жертвоприношения. Обычно для ритуала выбирали девственных юношей и девушек. Истово религиозные родители добровольно готовили своих чад к священному акту: не просто оберегали, но и всячески ублажали их, дабы у тех не возникло соблазна убежать или «оскверниться плотским грехом». Чуть повзрослев, дети передавались в обучение жрецам и помогали им в обрядах. Накануне жертвоприношения в сопровождении специальных процессий их торжественно возили по селениям. Человек, отправлявшийся к богам, считался не страдальцем, а героем, способным отказаться от личного счастья ради общественного блага.

Душа, початок, мяч

Одним из самых архаичных способов принесения жертвы на территории всей Мезоамерики было отрезание головы. Возникло оно еще задолго до появления майя или ацтеков и всегда носило особый, символический смысл. Иероглифический знак, указывающий на глаз (на языке майя читавшийся ич), обозначал еще и понятия «голова», «душа», «плод», которые становились как бы тождественными. Поэтому на древних мексиканских изображениях часто можно увидеть голову отделенной от туловища — например, произрастающей из початка маиса или лежащей на сложенной книге. В этих случаях речь идет не о жертвоприношении, а лишь о представлениях бесконечного возрождения души, воплощаемой в изображенной голове.

А вот если на картинке — поле для игры в мяч, а посреди него лежит голова, то за ней и впрямь стоит ритуальное жертвоприношение. Тем более что часто вблизи таких — вполне реальных! — полей археологи порой обнаруживают ритуальные захоронения голов. Более поздние ацтеки попросту устанавливали возле своих стадионов цомпантли — подставки для голов, напоминавшие страшные счеты, где на жердях вместо косточек были нанизаны черепа. Правда, иногда ограничивались и архитектурными аналогами цомпантли: небольшими каменными платформами, в которых черепа присутствовали разве что в виде антропологического рельефа.

Веревка, спущенная с Луны

В 1561 году в Мани (полуостров Юкатан) индейцы майя неожиданно для властей совершили коллективное самоубийство через повешение. В самых экстремальных ситуациях, в поисках спасения своего народа, майя не довольствовались отправлением достойного посланника, а устраивали «саможертвоприношения» (принесение себя в жертву путем суицида). Самым коротким путем к богам в этих случаях считалось самоповешение: таким способом умерший прямиком попадал к богине радуги — Иш-Чель, одной из более поздних ипостасей древней богини Луны, связанной со смертью и рождением. Богиня восседала на Мировом древе — сейбе, с ветвей которого спускались волокна-веревки для душ умерших. Кроме того, веревка отождествлялась с Млечным Путем и пуповиной. Справедливости ради, надо заметить, что насильственное повешение, столь популярное в современной им Европе, индейцами не практиковалось и считалось запретным. В данном случае это была лишь попытка решить традиционным путем сложные социальные проблемы: индейцы стремились привлечь помощь богов, чтобы спастись от испанцев.

Солнце требует жертвы
8 ноября 1519 года в ацтекскую столицу Теночтитлан прибыл испанский отряд во главе с Эрнаном Кортесом. Гостей приветствовала местная знать, расположившаяся на подступах к месту под названием Малькуитлапилько, что означает «конец вереницы пленников». В 1487 году, когда ацтеки освящали великий храм в Теночтитлане, вереница людей, предназначенных для жертвенного алтаря, доходила до этой точки. Шеренга достигала четырех километров, тянулась до великого храма, и пленные стояли в ней в четыре ряда.

Массовые жертвоприношения представляли собой достаточно позднюю традицию. Она сформировалась в Центральной Мексике под влиянием новой идеологии, пришедшей вместе с нашествием северных племен, среди которых были тольтеки и ацтеки. Особенно этим ритуалом прославились ацтеки, которые даже вели специальные войны для захвата пленников с целью принесения их в жертву.

Имперская стратегия политического единства, впервые в регионе достигнутая ацтеками, требовала общегосударственного порядка и в области идеологии. Однако официальная религия неизбежно продолжала представлять собой смесь локальных верований и культов при полном теологическом хаосе. Совсем не случайно правитель Тескоко Несауалькойотль (1402—1472), выражая свое отношение к этой религиозной неразберихе, приказал воздвигнуть храм в виде высокой башни, где не оказалось ни одной статуи или изображения. Этот храм он посвятил «Неизвестному Богу, Творцу всего сущего». Божество без образа и без объясняющего мифа было названо Ипальнемоуани — «Тот, из-за кого мы живем». При этом Несауалькойотль даже не рассчитывал на понимание современников.

В претендовавшем на всеобщую гегемонию Теночтитлане при Мотекусоме I Старшем (1440—1469 годы) теологами была предпринята попытка систематизировать религиозное учение, придав ему некую рациональную логику и структуру. Основой этой идеологии стали жертвоприношения, превращавшиеся в самоцель. Новая религиозная концепция служила обоснованием так называемой «военно-мистической» идеи, согласно которой Солнце являлось верховным божеством ацтеков, а они, будучи его союзниками, должны были поддерживать светило (а, следовательно, весь мир) кровью принесенных в жертву пленников.

Так человеческое жертвоприношение превратилось из эксклюзивного средства коммуникации с богами в основу религиозной практики ацтеков: оно стало считаться прямым способом доставить божеству его пищу, умилостивить или отблагодарить его за помощь.

Купание в воде мироздания

Для того чтобы доставить послание к вершителям их судеб, посланники могли отправляться не только «наверх», но и «вниз»: в священный колодец — например, в «Колодец жертв» в Чичен-Ице. Этот способ практиковался на территории полуострова Юкатан. Его местность представляет собой известняковую платформу с множеством круглых карстовых провалов, заполненных водой. Вода, скапливающаяся в этих карстовых колодцах (сеноте), считалась священной водой мироздания. Дело в том, что древние астрономы майя представляли созвездие Большой Медведицы в виде богини-старухи, льющей девственную воду из перевернутого кувшина. Две звезды ковша Медведицы указывали на полярную Звезду — то есть на север, а город Чичен-Ица, согласно сакральной географии майя, оказывался в самой северной точке земной проекции Млечного Пути («Небесной Веревки»). Так что местные колодцы вполне подходили на роль вместилищ священной воды. Враждующие племена даже заключали договоры о праве прохода к территории колодца для жертвоприношений. Правда, последние находки археологов, спустившихся на дно «сеноте», свидетельствуют о том, что в жертву отнюдь не всегда приносились люди: человеческих останков в колодце было найдено немного.

Восхождение в мерзлоту

Вот хорошо сложенный мальчик с правильными чертами лица в сопровождении жрецов совершает «восхождение в небесную мерзлоту». Путь тяжел и, несмотря на множество шерстяных одежд на ребенке, у него по дороге обмораживаются пальцы. Достигнув высокогорного святилища, пришедшие совершают подготовительные обряды, а потом оставляют жертву в вечном холоде. На этот раз его не убивают ударом в затылок, как часто поступают с другими, а помещают в склеп живым, пока он еще находится под воздействием наркотических средств. Он умрет от холода, еще не успев очнуться от дурмана, естественным образом свернувшись для тепла в позу эмбриона, столь характерную для перуанских мумий.

В данном случае действие происходит в Андах. О том, что инки также практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют различные изображения обнаженных жертв со связанными за спиной руками и фигур с ножом в одной руке и отрезанной головой в другой. Чаще всего в жертву приносили пленников, захваченных во время войн и набегов. Однако особо доверенными посланниками к богам-предкам могли стать лишь специально отобранные, красивые дети — лишенные физических недостатков и не достигшие половой зрелости. Вышеописанная практика — оставлять жертву в святилищах высокогорных районов на высоте около 6 тысяч метров — имела общеимперское значение и приурочивалась к декабрьскому солнцестоянию. Но порой таких детей отправляли и в дар Инке (правителю), для проведения ритуала капак хуча (великое жертвоприношение) в царском святилище. Если Инка хотел отблагодарить отправителя, он посылал ребенка обратно к родителям, чтобы его принесли в жертву в родном селении.

Один из вождей инкского селения неподалеку от Аякучо, построивший сложный оросительный канал, послал в Куско для жертвоприношения солнцу свою дочь. Посланницу приняли с огромными почестями и в награду за успехи отца отправили назад. Польщенные вниманием Инки обитатели селения вырыли на вершине горы склеп, поместили туда девочку живой и замуровали вход. Из погребальной камеры выходила медная трубочка, через которую избранницу солнца символически поили водой. Вскоре она стала считаться местным божеством. Счастливый отец получил повышение по службе, а братья жертвы и даже их дети, заняв должности оракулов, передавали тоненьким голосом указания от лица девочки.

Ацтекская хирургия
Предметы, с помощью которых совершался обряд кровопускания, были минимальными: изготовленная из коры бумага, сосуд для сбора крови и веревка. Бумага, лежащая в специальном блюде, впитывала проливающуюся кровь. По всей видимости, затем она сжигалась, и в виде дыма душа-кровь попадала к богам, «щипля им глаза». Известно несколько типов инструментов для извлечения крови: рыбьи кости (ската-хвостокола), кремневые и обсидиановые ножи, проколки из нефрита, шипы и листья растений, срезы морских раковин. Надо сказать, что зубчатые ритуальные ножи для извлечения крови выполнялись исключительно изящно и представляли собой настоящие произведения искусства. По своей форме они напоминали тех самых «змеев сновидений», которые являлись в видениях практикующим кровопускание. Вместе с тем по форме и размеру они вполне сопоставимы с хирургическими инструментами. Жрецы, осуществлявшие жертвоприношения, были, между прочим, прекрасными знатоками анатомии. Так, в задачу вырывающего сердце входило: точно и исключительно быстро вскрыть грудную клетку, ловко вынуть еще трепещущее сердце, снять самый тонкий слой кожи, не нарушив ее целостности, отделить голову, кисти рук и ступни, а также нижнюю челюсть от черепа, вынуть из скелета берцовые кости. Торжественный ход ритуала при этом не должен был прерваться.

Обрядовый каннибализм

В тех случаях, когда принесенный в жертву обожествлялся, обряд (в том числе описанное в начале вырывание сердца) мог дополняться ритуальным каннибализмом. Если же в подобном случае в жертву приносился пленник, то он должен был отличаться исключительной отвагой и мужеством — считалось, что качества «поедаемого» могли передаваться через его плоть. Участия в ритуале с обеих сторон были достойны только избранные. Из головы умерщвленного пленника вынимались кости черепа, затем ее высушивали, после чего сильно уменьшившуюся голову врага подвешивали к поясу победителя. От пленников оставляли челюсти и берцовые кости, которые покрывали победными надписями с целью «извлечения их во время танцев как трофея в знак победы».

Случаи каннибализма подтверждают и находки антропологов. Самые крупные из них были сделаны в центральном районе Мексики — городах Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко, где подобные пиршества проходили задолго до начала нашей эры. Несколько лет назад мексиканские археологи раскопали посреди горной долины поселение Х века, находившееся неподалеку от церемониального центра. Здесь были обнаружены человеческие кости вперемешку с большим количеством битой керамики, костей животных (в основном кроликов), угля и пепла. Поврежденные и целые кости были уложены без всякого анатомического порядка. Среди них оказалось мало позвонков, ребер, ступней, и вообще отсутствовали кисти рук, зато сохранилось несколько черепов и челюстей. Антропологи с трудом могли составить представление об общем количестве скелетов. На 90% всех обнаруженных костей присутствовали следы намеренного воздействия (удары, порезы и переломы). Анализ их повреждений показал, что до захоронения тело расчленялось. Сначала срезалась и отделялась мышечная масса, а затем подрезались связки с целью расчленения скелета. Тип переломов, полученный в результате скручивания, свидетельствует, что кости были еще свежими, не сухими. По всей видимости, такие переломы осуществлялись для извлечения костного мозга. Следы на черепах позволили реконструировать картину снятия кожи и волосяного покрова. Кроме того, очевидный характер термического воздействия свидетельствует не о прямом нахождении тела в огне, а, скорее всего, о его варке. Образ индейцев, совершающих ритуальную пляску вокруг костра, вовсе не так нелеп, как может показаться…

Сохранились также описания ритуального каннибализма у индейцев Анд. В них принимали участие представители знати. Достойного избранника своего рода или же пленника благородного происхождения обнаженным привязывали к столбу. Потом «каменными кинжалами и ножами разрезали его на куски, не расчленяя его, а срезая мясо с тех мест, где его больше всего: с икр, бедер, ягодиц и мясистой части рук, орошая себя кровью; мужчины, женщины и дети с большой поспешностью все вместе съедали мясо… глотая его кусками. В результате чего несчастный страдалец видел, как его живого поедали другие, хороня его самого в своих утробах». Какими бы ни были прижизненные заслуги поедаемого, сами по себе они не гарантировали ему вечной памяти. Ему еще предстояло пройти последнее испытание: не выказать во время ритуала своих страданий, лишь тогда его кости помещали в расщелинах, на вершинах гор и в дуплах деревьев, чтобы поклоняться им как святыне. Если же у несчастного «вырывался стон или вздох», то кости его с презрением ломали и выбрасывали.

Кровь дымящаяся

Вот к столбу привязан человек, которому наносят раны копьем или стрелами. Дымясь, струится из тела очередного посланника кровь. Этот способ обращения к богу относился к разряду кровопусканий. Для того чтобы избавить жертву от физических мук, использовались наркотическое питье и даже гипноз, а сам обряд, сопровождавшийся специальными песнопениями и ритмичными танцами, производил на всех участников завораживающее (фасцинирующее) воздействие. Испанцы, появившиеся в Америке в XVI веке, запретили эту практику как «варварскую». Под давлением католической церкви обряд постепенно преобразовался в некое ритуальное действо, получившее у майя название «танец с початками», где меткие лучники стреляли уже не в человека, а в подбрасываемый початок кукурузы.

Любопытно, однако, что при испанцах любимым святым индейцев стал Себастьян, изображаемый истыканным стрелами и залитым кровью. Раскусив этот «языческий» подтекст, католические цензоры запретили привлекать индейских мастеров для художественного создания канонических христианских образов.

Кровопускание не обязательно предполагало смерть жертвы. Самым экзотическим вариантом несмертельного кровопускания у индейцев майя был ритуал «нанизывания». Обряд заключался в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, протыкали острым шипом «мужские члены поперек и сбоку», затем сквозь отверстия протаскивали длинный шнур и таким образом оказывались «нанизанными» на пропитанную общей кровью единую веревку — символ пуповины всеобщей матери, а также Млечного Пути. Первые изображения таких веревок появляются на ольмекских алтарях в I тыс. до н. э., обозначая связь правителей со своими божественными предками. Индейцы майя, пришедшие на историческую арену в первые века нашей эры, не только сохранили древние представления о веревке-пуповине, но и оставили немало изображений и текстов с обрядами кровопускания. Любопытно, что в классическом периоде майя (VI—IX века) обряд практиковался преимущественно женщинами: правительницы майя пропускали довольно ворсистый шнур через язык, предварительно проткнув его толстым шипом.

Мужской обряд «нанизывания» был настолько важен для сохранения единства рода, что долго практиковался даже при испанцах, поскольку воплощал постоянную родственную связь внутри рода между живыми мужчинами и далекими предками. Как писал хронист, «тот, кто сделал это большее количество раз, считался наиболее мужественным. Их сыновья с детства начинали заниматься этим, но ужаснее всего то, что они испытывали к этому склонность».

Отчасти массовое пристрастие к странному развлечению объясняется возможностью войти в измененное состояние сознания. При потере крови в ходе ритуала мозг вырабатывает вещества, стимулирующие появление галлюцинаторных видений. Древние мексиканские шаманы — «видящие» — достигали этого эффекта намеренно.

Жертвоприношения в практиках народов мира

Древний Вавилон (III—II тысячелетия до н. э.): раз в год в царские одежды рядили преступника и предавали смерти. Псевдоцарь пил и ел за царским столом, сожительствовал с царскими наложницами. Через пять дней его сажали на кол или вешали.

Древний Египет (IV тысячелетие до н. э. — до начала н.э.): начиная с 17 дня месяца атира проводили четырехдневные поминки жертвенно умерщвленного и расчлененного Осириса (ныне конец октября — начало ноября). Обычай расчленять тело правителя или жреца и хоронить в разных частях страны для обеспечения урожайности и плодовитости был распространен повсеместно.

Древняя Индия (II—I тысячелетия до н. э.): в инструкции по проведению жертвоприношений «Яджурведе» — «Книге жертвенных изречений» разъяснялось: «Боги живут тем, что жертвуется им здесь, внизу». Чтобы обрести могущество, надо было поднести богам жертву из одиннадцати человек и одиннадцати коров. Чтобы разбогатеть, надо было отправить богам табун лошадей в сопровождении пастуха. В Южной Индии (Малабар) по истечении срока службы правителю отрубали голову и подбрасывали над толпой, поймавший ее человек правил следующие пять лет.

Древняя Греция (II—I тысячелетия до н. э.): во время мистерий Диониса в жертву приносили младенца, сваренную плоть которого съедали. Позже ребенка заменили козленком.

Древний Рим (VIII—II века до н. э.): финикийского происхождения «ритуал Адониса» пришел в Рим из Греции. В начале персонификацией бога был приносимый в жертву человек, позже в первый день весеннего равноденствия срубали сосну и привязывали к ней куклу, а в третий, «кровавый», день под ритмическую музыку первосвященник-архигалл вскрывал вены на руке и входил в измененное состояние сознания. Остальные жрецы в экстазе наносили себе раны и оскопляли себя, разбрасывая отрезанные детородные органы.

Таиланд (XIII—XIV века): при закладке города выбирали первых четырех пешеходов и захоранивали живыми под столбами ворот с каждой стороны света.

Восточная Пруссия (до XIII века): состарившийся правитель племени совершал обряд самосожжения. Иногда власть принимал человек, убивший правителя.

Западная Африка (IV—V века): в день равноденствия человека забивали мотыгами, а его тело зарывали на свежевспаханном поле. В Гвинее и Бенине сажали на кол молодую девушку. Кельтский мир (до IV века): друиды убивали с помощью стрел, сажали на кол или сжигали живьем военнопленных или преступников, которых помещали в чучело из веток и соломы.

Древние славяне (до X века): приносили человеческие жертвы у подножия священных дубов, посвященных Перуну. Еще в 980 году князь Владимир велел поставить в Киеве деревянного идола громовержца Перуна с серебряной головой и золотыми усами и учредил принесение в его честь человеческих жертв. Практика продержалась всего восемь лет — пока Владимир не принял христианство.

Цомпантли из папье-маше

Поистине неизгладимое впечатление на испанцев произвела и традиция ритуального очищения и выставления костей. Она появилась в Центральной Мексике с приходом неких племен с севера, где эти практики существовали в период до нашей эры и в первые века нашей. Затем, в конце классического периода, эта традиция распространилась по всей Центральной Мексике и уже в постклассическом приобрела исключительный размах в большей части региона.

К концу первого тысячелетия в Мексике человеческие черепа и берцовые кости даже специально выставлялись в храмах. Но своей кульминации подобная практика достигла чуть позже в горных районах в виде коллективных захоронений расчлененных скелетов и в выставлении костей в храмах. Эти инсталляции и получили название уже упоминавшихся цомпантли.

Казалось бы, благодаря усилиям миссионеров мрачная практика должна была уйти в прошлое. Однако этого не произошло. И поныне в Мексике самым масштабным общенародным праздником остается День умерших (2 ноября), в который перетекает предшествующий ему христианский праздник День всех святых. Восходит он к древнему индейскому празднику выхода душ умерших из преисподней. В начале ноября повсюду: в магазинах, ресторанах, государственных учреждениях, в домах выставляются человеческие черепа. Правда, это уже не подлинные черепа умерших, а всего лишь их копии из папье-маше, керамики, теста или сахара. Каждая семья устраивает собственный алтарь с черепами и зажженными свечами. А заглянув накануне в офис какой-нибудь крупной фирмы, можно увидеть, как секретарша украшает подобную конструкцию цветами и гирляндами из горящих лампочек и тонких бумажных кружев цветов национального флага. Все обязательно подносят умершим предкам дары — маисовые лепешки, сладости, конфеты, сигареты, деньги и даже стопочку текилы. И дата эта традиционно отмечается как день всеобщей радости.

Кровавая статистика
Подсчитать количество принесенных в жертву людей невозможно. В древней Мексике никто не вел такой статистики, а археологические раскопки не позволяют оценивать эти данные. По сводкам мексиканского археолога А. Руса, из всех погребений 72 городищ майя на территории Мексики и Гватемалы только в 14 обнаружены останки людей, принесенных в жертву.

На полихромной керамике майя встречается более полусотни изображений только актов ритуального обезглавливания, не реже встречаются сцены вырывания сердца. О кидании в колодец известно лишь из текстов — изображений не осталось. Словари языков майя XVI века сохранили семь названий разных типов жертвоприношений, некоторые из них сопровождены комментарием: «Не поддается описанию, но нечто совершенно ужасное». Можно сказать, что количество людей, приносимых в жертву с начала новой эры вплоть до появления испанцев, динамично возрастало, что прежде всего связано с наплывом традиций северных варваров — тольтеков и других науаязычных племен. При испанцах жертвоприношения были запрещены.

Вместилище души

Древняя традиция ритуальных жертвоприношений появилась в Мезоамерике еще на рубеже нашей эры, затем, в середине II тысячелетия новой эры, она приобрела исключительный размах, составив саму суть религиозного культа ацтеков и оплодотворив всю дальнейшую мексиканскую культуру. Этнографы хорошо знают, что приношения живой кровью, убиваемыми животными и обильной едой практиковались на протяжении истории фактически всеми народами, однако ацтеки сделали идею жертвоприношения ключевой в своем культе. За всеми обрядовыми действиями кроются очень древние и универсальные представления о том, что главными вместилищами души человека являлись кровь и дыхание. Тело было смертно, а душа — нет. Новорожденный обретал ее вместе с дыханием. Пока душа находилась в пульсирующей по телу крови или же теплом дыхании, человек считался живым. Жизнь покидала раненого вместе с кровью, при этом рана «дымилась» — «душа улетала», покидала свое временное пристанище. И, будучи бессмертной, отправлялась к остальным душам, обитавшим в вечном мире божественных предков и богов. Если же кровь сворачивалась, душа умершего оказывалась взаперти. Отсюда следовал естественный вывод: высвобожденная, она может служить связником между людьми и богами. Индейцы представляли ее в виде порхающей бабочки. А ту, которая только что покинула умершего, — большой зеленой мухой, называемой «глазами мертвых». И напротив, для возрождения в младенце душа возвращалась с небес в образе падающей звезды. Поэтому индианки, ожидая ребенка, поднимались во время метеоритных дождей на пирамиды и «ловили» звезды…

Галина Ершова, доктор исторических наук

Если бы люди прошлого знали, что настанет время, когда основные религии станут монолитными, они, вероятно, не видели бы необходимости в бессмысленных человеческих жертвоприношениях. Тем не менее, человеческие жертвоприношения были распространены по всему миру, и были разными по своим масштабам. А манера, в которой их проводили, приводит в ужас.

1. Головорезы из Индии


Бандитов в Индии обычно называют словом «туги», это слово является синонимом индийского слова «мошенник». Эта группа была распространена по всей Индии, и по количеству варьировалась от нескольких человек до сотен. Головорезы, как правило, изображали из себя туристов, и предлагали путешественникам компанию и защиту. Затем они тщательно следили за своими жертвами в течение нескольких дней или даже недель, ожидая момента, когда жертва - окажется уязвима для удара.

Они выполняли свои жертвоприношения по последней «ритуальной моде». Они считали, что кровь не должна быть пролита, поэтому своих жертв они либо душили, либо травили. От рук индийских головорезов по разным оценкам погибло свыше миллиона человек, между 1740 и 1840 годами, также было обнаружено несколько массовых захоронений, в которых, как полагают, «туги» приносили ритуальные жертвы своей богине Кали.

2. Жертвы «Плетёного человека»

Этот тип ритуальных жертвоприношений был изобретён кельтами, как считал Юлий Цезарь, и заключался он в массовом сжигании людей и животных в сооружении, которое имело форму гигантского человека. Жертвы кельты приносили своим языческим богам для того, чтобы гарантировать, что год будет плодородным, или чтобы обеспечить победу в войне, или в каких-то иных начинаниях.

Первым делом кельты помещали в «плетёного человека» животных. Если не было достаточного количества животных, они помещали туда пленных врагов, или даже невинных людей, обкладывали всё сооружение древесиной и соломой, и поджигали.

Некоторые люди считают, что «плетёный человек» был выдуман Цезарем для того, чтобы изобразить его врагов полными варварами, и обрести политическую поддержку. Но в любом случае, «плетёный человек» был, и остаётся невероятно пугающей формой жертвоприношения.

3. Жертвоприношения майя в карстовых воронках


© National Geographic

Майя хорошо известны всевозможными ритуальными жертвоприношениями. Предлагать богам живых людей было важной частью их религиозной практики. Одной из таких практик было жертвоприношение людей в карстовых воронках, куда прыгали майя. Майя верили, что такие воронки являются вратами в преисподнюю, и что предлагая жертвы местным духам, они смогут их умилостивить. Они полагали, что если духи умерших не успокоятся, то они могут принести майя несчастья, такие, как засуха, а также болезни или войны. По этим причинам они часто заставляли людей прыгать в карстовые воронки, а некоторые из них делали это по доброй воле. Исследователи обнаружили в Южной Америке множество карстовых воронок, буквально заваленных человеческими костями, что явно свидетельствовало о масштабах, в которых майя практиковали религиозные человеческие жертвы.

4. Жертвы в строениях


Одна из самых ужасных практик человечества - это обычай хоронить людей в фундаментах зданий с целью их укрепления. Такая практика была принята в некоторых частях Азии, Европы, а также Северной и Южной Америки. Предполагалось, что чем больше дом, тем больше должно быть жертв. Эти жертвы варьировались от мелких животных до сотен людей. К примеру, наследный принц Цай в Китае был принесен в жертву для того, чтобы надёжнее укрепить дамбу.

5. Человеческие жертвоприношения ацтеков


Ацтеки считали, что человеческие жертвы необходимы для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Это означает, что тысячи людей приносились в жертву ежегодно. У ацтеков имелись огромные пирамидальные сооружения, со ступенями, ведущими к вершине, на которой находился жертвенный стол. Там людей убивали, а их сердца вырывали из груди, и поднимали к Солнцу. Тела людей затем сбрасывали вниз по ступеням, к восторженной толпе. Многие тела скармливались животным, другие развешивались на деревьях, также были известны случаи каннибализма. Помимо жертвоприношений на пирамидах, ацтеки также жгли людей, расстреливали их из луков, или заставляли их убивать друг друга, так, как это делали гладиаторы.

6. Жертвоприношения африканских альбиносов


Самым страшным в жертвоприношениях африканских альбиносов является то, что они широко практикуются в Африке и сегодня. Некоторые африканцы по-прежнему верят в то, что части тела альбиноса являются мощными оккультными предметами, которые могут быть полезны в колдовстве. Они охотятся за разными частями тел, их собирают из-за их высокой оккультной стоимости. К примеру, считается, что руки альбиноса могут принести финансовый успех, язык, как полагают, приносит удачу, а гениталии могут вылечить импотенцию. Вера в магический потенциал частей тел альбиносов привела к убийству тысяч людей, как взрослых, так и детей. Многие альбиносы вынуждены скрываться, поскольку опасаются за свою жизнь.

7. Детские жертвоприношения инков


Инки были племенем в Южной Америке. Их культура находилась под сильным влиянием их религиозных обрядов, в которых активно использовались человеческие жертвоприношения. В отличие от других племен и культур, в которых допускалось принесение в жертву рабов, пленных или врагов, инки считали, что жертвы должны быть ценными. По этой причине инки приносили в жертву детей высокопоставленных лиц, детей жрецов, вождей, знахарей. Детей начинали готовить заранее, за несколько месяцев. Их откармливали, ежедневно мыли, им предоставлялись работники, которые были обязаны выполнять все их прихоти и желания. Когда дети были готовы, они направлялись в Анды. На вершине горы был храм, где детей обезглавливали, и приносили в жертву.

8. Племя лафкенчей


В 1960 году сильнейшее за всю историю землетрясение ударило по Чили. В результате этого у чилийского побережья возникло разрушительное цунами, убившее тысячи людей, и уничтожившее огромное количество домов и имущества. Сегодня это известно как Великое чилийское землетрясение. Оно стало причиной широкого распространения страха и различных спекуляций среди чилийского народа. Чилийцы пришли к выводу, что бог моря разгневался на них, и потому они решили принести ему жертву. Они выбрали пятилетнего ребёнка, и убили его ужаснейшим образом: они отрезали ему руки и ноги, и выставили всё это на шестах, на пляже, с видом на море, для того, чтобы бог моря успокоился.

9. Детские жертвоприношения в Карфагене


Принесение в жертву детей было очень популярно в древних культурах, вероятно потому, что люди верили в то, что дети обладают невинными душами, а следовательно, являются наиболее приемлемыми жертвами для богов. У карфагенян была жертвенная яма с огнем, в которую они бросали детей и их родителей. Эта практика возмутила родителей Карфагена, которые устали от убийств своих детей. В результате они решили покупать детей из соседних племён. Во время больших бедствий, таких, как засуха, голод или война, жрецы требовали, чтобы даже молодежь была принесена в жертву. В такие времена случалось, что в жертву приносили до 500 человек. Ритуал проводился в лунную ночь, жертвы убивались быстро, а их тела сбрасывали в огненную яму, и всё это - сопровождалось громким пением и танцами.

10. Джошуа Мильтон Блайи: голый либерийский полевой командир-каннибал


Либерия является страной в Африке, пережившей десятилетия гражданских войн. Гражданская война в стране началась в силу ряда политических причин, и мы стали свидетелями появления нескольких групп повстанцев, борющихся за свои интересы. Очень часто их партизанскую борьбу окружали суеверия и колдовство.

Один интересный случай произошел с Джошуа Мильтоном Блайи, полевым командиром, который верил, что борьба в голом виде каким-то образом может сделать его неуязвимым для пуль.

Не этом его безумие не закончилось.

Он практиковал множество форм человеческих жертвоприношений. Он был хорошо известен как каннибал, и ел военнопленных, медленно поджарив их на открытом огне, или сварив их мясо. Более того, он полагал, что употребление в пищу детских сердец сделает его более храбрым бойцом, поэтому когда его армия совершала набеги на деревни, он крал оттуда детей для того, чтобы собрать «урожай» из их сердец.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню

10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции

За сто лет до своего падения империя ацтеков пережила невероятные изменения. Сын императора, Тлакаэлель, объявил о том, что бог войны, Уицилопочтли, должен считаться наивысшим из всех богов.

С тех пор ацтеки начали поклоняться богу войны. Человеческие жертвоприношения стали широко распространённым явлением в жизни ацтекского общества. Ежегодно во славу богов они убивали сотни тысяч человек.

1. Войны устраивались только для того, чтобы получить пленных для принесения в жертву

Чтобы утолить ненасытные аппетиты богов, ацтеки все свои религиозные ритуалы сопровождали многочисленными человеческими жертвоприношениями. Как правило, в качестве жертв ацтеки использовали захваченных на войне врагов. Многие войны развязывались с одной единственной целью – повоевать и получить как можно больше пленных. Ацтекам было нужно очень много жертв.

Ацтеки достигли соглашения с соседним городом-государством Тласкала о том, что они будут воевать друг с другом только для того, чтобы получить людей для принесения в жертву богам.

Это делалось по взаимному согласию обеих сторон. Проигравшая армия не молила о пощаде, а её воины не жаловались на свою судьбу. Они понимали, что это часть сделки, и покорно шли на смерть.

2. Некоторые люди добровольно позволяли принести себя в жертву

Быть принесённым в жертву богам считалось честью. На самом деле, когда испанцы попытались освободить ацтекских заключённых, некоторые из них пришли в ярость от того, что их лишили возможности умереть достойной смертью.

Под церемониальный нож попадали не только солдаты противника. Преступники и должники также отправлялись на алтарь. Были и добровольцы, которые считали для себя честью умереть во имя своих богов. Согласно традиции, целые группы проституток охотно соглашались на принесение себя в жертву богине любви.

Во время засухи некоторые ацтеки продавали своих детей в рабство за 400 початков кукурузы. Если дети плохо работали, их могли перепродать. И если раб был продан два раза, то его приносили в жертву богам.

3. Праздник Токскатл

Когда наступал месяц Токскатл, ацтеки выбирали одного из мужчин и в течение года почитали его как бога. При выборе они ориентировались на внешность кандидата – он должен был иметь гладкую, тонкую кожу и длинные, прямые волосы.

Избранного мужчину одевали как бога Тецкатлипока. Его кожу окрашивали в чёрный цвет. На голове у него красовался венок из цветов, а на теле – нагрудник из морских ракушек и множество украшений.

Мужчине давали четырёх прекрасных жён, с которыми он мог делать всё, что хотел. Его обязанностью было ходить по городу, играя на флейте и благоухая цветами, чтобы люди могли воздавать ему честь.

По истечении двенадцати месяцев избранник восходил по ступенькам на вершину пирамиды, продолжая играть на своей флейте. Восторженная толпа наблюдала за тем, как священнослужитель помогал ему лечь на длинный каменный алтарь. Затем он вырывал из его тела сердце.

После этого ацтеки находили нового Тецкатлипока, и всё начиналось сначала.

4. Ритуал жертвоприношения

Как правило, церемонии жертвоприношения проводились на вершине большой пирамиды, на жертвенном камне. Жрец вставал над лежащей жертвой, держа в руке нож с лезвием из вулканического стекла. Затем это лезвие опускалось на грудь жертвы и вспарывало ей грудную клетку. После этого жрец выдирал из тела бьющееся сердце.

Рука с сердцем поднималась так, чтобы её могли все видеть. Затем жрец рвал орган на куски, которые выкладывал на жертвенный камень. Безжизненное тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды, у подножия которой его уже ждали палачи. Тело расчленяли. Череп отделяли и насаживали на копьё, а из плоти готовили блюда для знати.

5. Поедание тел

Тела жертв часто запекали с кукурузой и угощали этим блюдом священнослужителей. Иногда убитых было столько, что из них готовили угощение для всех жителей города, и каждый из присутствовавших принимал участие в акте совместного ритуального каннибализма. Кости шли на изготовление орудий труда, музыкальных инструментов и оружия.

По крайней мере, одно из церемониальных блюд существует и сегодня: это суп позоле. Во времена ацтеков его готовили из бедра пленника, принесённого в жертву, и подавали императору.

Сегодня это блюдо делают из свинины, а не человеческой плоти, однако вкус его в значительной степени остался прежним. Когда христиане вынудили ацтеков перейти на мясо свиней, те сообщили, что оно на вкус было такое же, как и человечина.

6. Торжественное открытие Великой Пирамиды

Не все жертвоприношения совершались одинаково. Были исключительные случаи, когда обряд проводился абсолютно по-другому. Иногда он отличался способом убийства, а иногда – количеством жертв.

Наиболее массовое жертвоприношение произошло во время открытия Великой пирамиды Теночтитлана. Ацтеки потратили много лет на строительство храма в своей столице, и когда в 1487 году Великая пирамида, наконец, была завершена, они устроили массовый праздник. В честь открытия своего величайшего храма ацтеки убили невероятное количество людей.

Ацтеки утверждали, что в течение четырёх дней они принесли в жертву 84000 человек. Всего во время правления ацтеков, по оценкам специалистов, за год по всей Мексике убивали в среднем около 250000 человек.

7. Праздник сдирания кожи с людей

Один из самых значительных ацтекских праздников назывался Тлакаксипехуалицтли («Праздник сдирания кожи с людей»). Это была церемония, посвящённая ацтекскому богу Ксипе Тотек, чьё имя означает «Тот, с которого содрали кожу».

За сорок дней до праздника один из мужчин удостаивался чести одеться так, как будто бы с него содрали кожу. Его тело покрывали красными перьями и украшали золотыми драгоценностями, после чего он в течение сорока дней почитался как бог. В день праздника его и восемь других исполнителей роли богов доставляли на вершину храма и убивали.

Жрецы сдирали с убитых мужчин кожу, что символизировало сбрасывание шелухи спелыми плодами. Затем её окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золото. Одни «золотые шкуры» отдавали священникам, устраивавшим в них пляски, другие – молодым мужчинам, которые в течение следующих двадцати дней занимались попрошайничеством, обёрнутые в гниющую человеческую плоть.

8. Жертвоприношения в виде гладиаторских боёв

Во время Праздника сдирания кожи некоторые мужчины получали возможность защищать себя. Но чтобы выжить, они должны были победить самых великих ацтекских воинов в вооружённом бою, на что у них не было ни малейшего шанса.

Предназначенные в жертву воины вставали на каменный круг, называемый «темалакатлом». Им разрешалось обороняться деревянным оружием, которое немногим отличалось от игрушечного. Вооружённые палкой в форме меча, эти люди беспомощно наблюдали за тем, как к ним приближаются вооружённые до зубов самые лучшие ацтекские воины.

Согласно ацтекской легенде, выжить в таком неравном бою удалось лишь одному человеку – его звали Тлахуиколом. Не имея ничего, кроме деревянного меча, он в одиночку убил восемь до зубов вооружённых воинов-ацтеков. Ацтеки были в восторге от его способностей и предложили ему возглавить их армию.

Тлахуикол ответил им, что это предложение оскорбительно, поскольку его ждёт более великая судьба – быть принесённым в жертву богам.

9. Смерть близнецов

Ацтеки имели странные и во многом противоречивые представления о близнецах. В их мифах часто встречаются близнецы, которые, как правило, рассматриваются как божества и достойны поклонения. Близнецы в их легендах бывают как жестокими убийцами, так и героями, и даже создателями мира.

Но к настоящим близнецам ацтеки относились с полным презрением. У детей с физическими недостатками и близнецов был единый бог-покровитель, Шолотль, потому что ацтеки считали близнецов уродцами.

Они думали, что близнецы несут смертельную угрозу для своих родителей. Если вы позволите им жить, то это будет означать конец вашей жизни. По этой причине большинство родителей выбирали одного из близнецов и отправляли его обратно к богам.

10. Жертвоприношения детей

В центре столицы ацтеков, Теночтитлане, располагались спаренные храмы. На вершине одного из них, посвящённого богу Тлалоку, ацтеки совершали свой самый страшный и гнусный ритуал.

Тлалок был богом дождя и молний, и он требовал приносить ему в жертву детей. В конце зимнего месяца под названием Атлкахуало ацтеки приводили детей в храм Тлалока и заставляли их подниматься по лестнице. Дети не были готовы к добровольной смерти, они рыдали горькими слезами, когда поднимались наверх. Если дети плакали, ацтеки считали, что Тлалок благословит их дождём. Поэтому, если дети не плакали сами, взрослые принуждали их к этому.

После жертвоприношения тела детей помещали в яму за пределами города. Там их выкладывали в форме круга и оставляли под открытым небом, чтобы дождь, который они помогли вызвать, омочил их тела.