Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога. Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Святой Горе Афон, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).

— Священство в монашестве не является почестью. Это вид служения, так же, как и должность игумена. В монашестве не существует различий и разграничений между игуменом и последним послушником, но равенство. Для того, чтобы стать монахом, человек должен этого сильно желать и просить об этом у Бога. В то время как для достижения священства прилагать свою волю нельзя.

— Должен ли монах стремиться к священству? А бегать от рукоположения?

— Настойчивые притязания и выпрашивание послушником рукоположения у Старца (духовного отца братии и кандидата в священство – ред.) составляют препятствие для хиротонии. Безусловно, монах может почитать священство, но он не должен об этом просить и давить на геронду, чтобы стать иереем. Старец решает, какой монах и когда может быть рукоположен. Это высокое служение никогда не должно быть приобретаемо «по своей воле».

— Если монах на протяжении многих лет не становится священником, считается ли, что он неудачник?

— Естественно, он не неудачник. Цель монаха в его личном освящении и обόжении. В этом направлении должны быть сориентированы все его силы и действия, все его желание и воля. Он должен познать, полюбить Бога и соединиться с Ним насколько это возможно. В этом заключается успех монаха – в опытном переживании своего освящения, а не в стяжании почестей, пусть даже и церковных.

— Какие существуют предусловия для принятия сана монахом?

— Кроме канонических препятствий для принятия священства, которых у него, конечно же, быть не должно, он не должен прилагать своей воли для получения сана. Старец решает, кто из монахов пригоден для принятия священства. И не отсутствие канонических препятствий при этом является важнейшим критерием для решения геронды, но то, насколько монах способен на это служение. Выбирает старец тех, кто до законоположного священства успел стяжать благодатное. Тех, которые обладают чистотой и непорочностью не только телесной, но и душевной, которые могут стать посредниками между Богом и людьми, которые любят ближнего и жертвуют собой ради него, которые молятся о спасении мира.

— Все ли священники на Святой Горе являются духовниками? Если нет, то почему?

— Не все иеромонахи на Афоне – духовники. Чтобы стать духовником, иеромонах должен приобрести соответствующий опыт. Должен иметь дар рассуждения духов. Он должен уметь различать какие помыслы происходят от Бога, какие от диавола, а какие от самого человека.

— Может ли не священник давать духовные советы?

— Конечно же, монах, обладающий духовным опытом, может давать советы. Кроме того, многие великие Отцы нашей Церкви были простыми монахами и совершили большое пастырское дело, такие как прп. Антоний Великий, прп. Пахомий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Афанасий Афонский, современные нам Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и многие другие.

— А может ли давать советы священник, не имеющий духовного опыта?

— Если священник занимается самопознанием и осознает, что ему не хватает соответствующего опыта, добро будет, чтобы не советовал. Если же хочет посоветовать, добро будет, чтобы не настаивал на собственном мнении и предоставил исповедующемуся возможность взять совет у более рассудительных духовников и старцев.

— Что сложнее – быть простым монахом или иеромонахом?

— На Святой Горе известен один афоризм, родившийся из опыта Отцов. «Лучше монах, да в раю, чем в епитрахили, да в аду».

— Как рукополагают священников на Афоне?

— Когда старец выберет монаха для рукоположения, он объявляет об этом на Духовном Соборе Обители (Совете старцев), который утверждает выбор. Затем решение сообщается выбранному монаху, которому необходимо послушаться. В некоторых случаях, однако, монах может отказаться от тяжести священства, и этот благословенный отказ может быть принят старцем. Из «Отечника» нам известны случаи, когда отцы, для того, чтобы не рукополагаться, отрезали себе нос, ухо или просто сбегали и прятались. Помню, как примерно тридцать лет назад, когда Старец (имеется в виду старец Иосиф Ватопедский, духовный отец и учитель игумена Ефрема – ред.) сказал, что мне предстоит стать священником, я поначалу вознегодовал, испугался тяжести служения. Но Геронда поведал мне аналогичный случай со святителем Василием Великим. Во время посещения одного общежительного монастыря Василий Великий спросил Старца той Обители: «Есть ли у тебя кто из спасающихся?». Рассудительный геронда понял вопрос святителя и привел к нему послушника. Василий Великий попросил его подать воды умыться. Затем святитель сказал послушнику сесть и сам подал ему воды, чтобы умылся монах. Послушник, умертвивший себя всякому личному желанию, не выказал возражения и на это повеление святителя Василия. Тогда Василий Великий попросил старца обители отдать ему этого монаха, чтобы рукоположить его и сделать протосингелом (первым лицом в митрополии после архиерея – ред.) в своей митрополии, за его совершенное послушание.

— Епископ приезжает на Афон для рукоположения, или ставленник едет к епископу?

— Монастырь приглашает епископа прибыть на Святую Гору и совершить хиротонию.

— Существует ли на Афоне особая ставленническая исповедь?

— Особых исповедей не происходит, поскольку монах, избранный для принятия сана и его старец знают друг друга уже достаточно времени, и эта связь их объединяет. Кроме того, когда кто-то приходит стать монахом, ему необходимо совершить общую, подробную исповедь старцу и тогда он причисляется к братии. Стало быть, такая особая исповедь уже произошла и связь между послушником и герондой развилась. Также существует так называемое письменное свидетельство, которое старец должен предоставить об избранном монахе.

— Существуют ли какие-нибудь святогорские традиции, связанные с хиротонией? Например, в России новопоставленный священник 40 дней подряд служит литургию.

— Да, такая традиция существует и на Святой Горе, что каждый ново-рукоположенный иеромонах должен отслужить 40 литургий.

Старец Иосиф Ватопедский о священстве:

«Священство есть таинство, посланничество, сверхъестественное служение, небесная «повинность», «носитель» откровения и средство связи преходящего и падшего земного мира с Богом. Имея людей своими служителями и само служа людям, оно, тем не менее, имеет небесное происхождение. Оно действует на земле и поэтому его облик выглядит земным и смиренным, однако результаты его восходят на небеса. Священство по своей высоте есть дело ангельское и больше подходило бы ангелам, если бы непостижимое домостроительство Божие не предназначило людям быть его служителями. Одним словом, священство есть служение Благодати, посредством которой Бог Творец через Свои нетварные энергии передает Себя Своим созданиям и делает их соучастниками Своей жизни. Будучи таковым, священство не входит в число придуманных людьми профессий. Господь определил так, чтобы через священство пришло к своему окончательному завершению Его спасительное домостроительство, чтобы возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1:10).» (из книги «Слова утешения. Беседы о духовной жизни и монашестве»)

Подготовил Кирилл Миловидов
Журнал «Нескучный сад»

Просмотрено (214) раз

Раздел сайта:

«Поминайте мои узы»
(Послание святого Апостола Павла к Колоссянам, глава 4, стих 18).

В начале идут публикации новостей и далее раскрытие темы.

Греческий Ареопаг (Верховный суд) отменил постановление апелляционного суда Фракии, приговорившего 1 марта 2012 года архимандрита Ефрема и монаха Арсения Ватопедских и председателя суда первой инстанции Марию Псалти к наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы с отсрочкой на 3 года. Все указанные лица оправданы от обвинений в задержке обнародования решения суда об обмене монастырской собственности на озере Вистонида. Ареопаг постановил, что Мария Псалти не нарушала служебный долг, а игумен Ефрем и монах Арсений не подстрекали ее к этому действию.

Последние фотографии архимандрита Ефрема >>>

Греческие власти не станут заниматься вопросом ранее Крещения Господня. Работники тюрьмы очень хорошо обращаются с герондой, который уже начал исповедовать охранников и заключенных.

В Санкт-Петербурге провели митинг перед генконсульством Греции. Около двух десятков активистов держали в руках плакаты с надписями: "Россия православных не бросает", "Освободите игумена Ефрема", "Архимандрит Ефрем, православная Россия с тобой".

В Исландии помолились за настоятеля Ватопеда
В Рейкьявике в обновленном после ремонта домовом храме в честь святителя Николая богослужение совершил настоятель прихода Московского патриархата священник Тимофей Золотуский, который вознес молитвы о "в узах сущем" архимандрите Ефреме и "об умножении любви и искоренении всякой злобы".
Послание Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу

В Москве создан международный общественный комитет «Защитим Афон!».

Решение об этом было принято в международном Фонде славянской письменности и культуры, где прошло заседание инициативной группы по защите от уголовного преследования арестованного архимандрита Ефрема.

В состав комитета вошел ряд общественных организаций, в том числе упомянутый фонд, Совет православных общественных организаций, фонд ветеранов боевых действий «Вера и доблесть», РОО ветеранов боевых действий «Отвага», общественное движение «Марш против коррупции», российский мотоклуб «Ночные волки», Союз православных братств.

В ближайшее время решено принять ряд мер, с тем, чтобы привлечь внимание общественности к действиям греческих властей по притеснению афонских монахов и преследованию отца Ефрема.

Хакеры атаковали сайт греческого агентства церковных новостей - Romfea.gr
В течении нескольких часов зафиксирована недоступность сайта из всех стран мира на host-tracker.com

Дело монастыря Ватопед (историческая справка).

Согласно греческому закону, предварительное заключение обвиняемого может продолжаться до 18 месяцев. По просьбе архимандрита Ефрема тюремное руководство поселило его в одиночную камеру, чтобы иметь возможность для уединения и молитвы.

Игумен Ефрем собирается нести монашеское послушание в тюрьме и исполнять священнические обязанности. "Сегодня в тюрьму принесли ризы, и в воскресенье он сможет служить в тюремном храме".

"В тюрьме с ним обращаются очень хорошо. То, что ему необходимо, ему предоставляют".

Отцу Ефрему разрешили специальное питание в связи с тем, что у него диабет. На здоровье арестованный не жалуется, хотя недавно перенес вирусную инфекцию.

Игумен Ефрем не оспаривает свой арест и не комментирует ход дела, предоставив это адвокатам. В заключении Ефрема уже посетили два иерарха Элладской православной церкви - митрополит Месогеи и Лавреотики Николай и митрополит Глифады Павел.

Митинг на Кипре в Левкосии напротив греческого посольства.

Враждебный выпад против афонского монашества и Православия в целом.

Оценку действиям греческих властей в кратком интервью "Интерфакс-Религия" дал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион .

Владыка, стало известно об аресте греческими властями игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема, который недавно сопровождал пояс Богородицы в России. Как бы Вы прокомментировали произошедшее?

Мы не знаем, да и не можем знать всех обстоятельств, связанных с выдвигаемыми против отца Ефрема и еще целого ряда лиц обвинениями по поводу имущественных сделок, заключенных в прошлом Ватопедской обителью. Определение их законности - дело греческого правосудия, в осуществление которого мы не можем вмешиваться. Однако совершенно очевидно, что применение предварительного тюремного заключения к не представляющему никакой опасности человеку, каковым является архимандрит Ефрем, без рассмотрения дела по существу и до вынесения по нему судебного решения, - это чрезвычайное событие, вызывающее глубокое недоумение. Единственный из всех обвиняемых по этому делу, кого сочли необходимым поместить в тюрьму, - пожилой и обремененный болезнями священнослужитель. Такое решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность, оно настораживает ее иерархов и заставляет задумываться о подлинных его причинах.

Озабоченность Русской Церкви по поводу сложившейся вокруг отца Ефрема ситуации на днях разделил Священный Кинот, подтвердив авторитет уважаемого старца...

Мы знаем, что монастырь Ватопед, который некогда находился в довольно запущенном состоянии, с приходом игумена Ефрема возродился во всех отношениях. У отца Ефрема большие заслуги перед святогорским монашеством, что и было подчеркнуто той солидарностью, которую проявил в нынешних обстоятельствах Священный Кинот Афона. Архимандрит Ефрем известен и намного шире - не только в Греции, но и во всем православном мире как духовный руководитель, ревнитель устроения монашеской жизни сообразно с многовековой традицией. Всякий побывавший в Ватопедском монастыре на себе испытал дух гостеприимства, царящий в обители и распространяющийся на всех без исключения паломников.

Для многих чад Русской Православной Церкви отец Ефрем стал особенно дорог после того, как в течение месяца он сопровождал при принесении в Россию великую святыню - пояс Пресвятой Богородицы, которому смогли поклониться миллионы верующих россиян. Решение, принятое в отношении архимандрита Ефрема, является враждебным выпадом против святогорского монашества и Православной Церкви в целом.

Пикет возле посольства Греции в России
Сегодня православные Москвы провели пикет вблизи посольства Греции в знак протеста против ареста отца Ефрема.
Участники акции стоят вблизи греческой дипмиссии с портретами игумена афонского монастыря и плакатами «Отец Ефрем, за тебя молится вся Россия!», «Греция, без Афона ты погибнешь!»

Один из организаторов пикета, председатель фонда «Общество друзей Ватопедского монастыря имени Максима Грека» Сергей Рудов подчеркнул, что православная общественность возмущена мерой пресечения. «Мы пришли к посольству Греции, чтобы выразить свою поддержку отцу Ефрему, — сказал он. — Я несколько дней назад вернулся из Греции и знаю, что 90 проц греков поддерживают отца Ефрема. Мы солидарны с нашими братьями и надеемся, что справедливость и здравый смысл восторжествуют». По словам Сергея Рудова, пока это не столь многочисленная акция, но сейчас ведутся переговоры о получении разрешения на более массовый протест.

Геронда Ефрем переведен в тюрьму Коридаллос в пригороде Афин в камеру № 2.
В этом корпусе размещаются обвиняемые в экономических преступлениях. Отцу Ефрему оставили личные вещи, в том числе - книги и мобильный телефон.
Предварительный арест продлится до следующего суда, дата которого еще не определена.

Обращение братии Священной Великой Обители Ватопед: "Мы хотим, чтобы ответственные чиновники знали, что в лице нашего игумена, духовного отца старца Ефрема они бросают за решетку всю братию Священной Обители Ватопед, которую составляют 120 монахов. "

Греция просит РФ не указывать ей в вопросе о задержании игумена Ефрема.
Греция не принимает указаний в вопросе о задержании игумена Ватопедского монастыря на Афоне Ефрема, заявил в среду официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас, комментируя высказывания российских дипломатов.

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.

"Греция - правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний", - сказал представитель МИД Греции, комментируя слова Лукашевича. "Мы привержены постоянному укреплению и углублению греко-российских связей", - добавил Делавекурас.

При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.

27 декабря - понедельник
Вечером у здания суда встреча игумена Ефрема.

Архимандрит Ефрем прибыл в апелляционный суд Афин.

У здания суда его встречала толпа — мирян, монахов, священников — с зажженными факелами, скандировавшая «Аксиос!» в апелляционный суд о. Ефрем доставлен для выполнения ордера на арест.

После апелляционного суда старец Ефрем будет направлен в тюрьму и будет содержаться вместе с обвиняемыми в экономических преступлениях.

14:00

В 13.00 в соборном храме монастыря Ватопед был отслужен молебен с каноном Божией Матери. Сразу из храма игумен, братия и паломники направились к монастырским вратам под звон всех колоколов.

У входа в монастырь игумен благословил братию и паломников и сел в машину, которая отвезла его на монастырскую пристань, откуда катером он проследует в приафонский городок Иериссо и далее для исполнения предписания суда о предварительном заключении.

Среди провожающих было много духовных чад старца, люди плакали, пели тропари Пресвятой Богородице. На пристани архимандрит еще раз благословил всех. Был спокоен, улыбался. Братия пропели тропарь «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю, яви тя стаду твоему, яже вещей истина…».

Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем арестован и вывезен с территории Афонской горы.

Из монастыря Ватопеда полиция сопровождает игумена Ефрема на катере на Иериссос.

Конечный пункт назначения Салоники.

Архимандрит сдался властям по собственной инициативе и не хотел идти в больницу, несмотря на рекомендации врачей.

Отец Ефрем отказался от условий медицинских предписаний, а это нарушение полицией международных договоров и Конституции Греции, которая закреплена в Уставе Афона.

В пятницу 23 декабря постановлением Совета членов апелляционного суда в Афинах игумен Ватопедского монастыря Ефрем, хорошо известный в России благодаря недавно состоявшемуся принесению в нашу страну со Святой Горы Афон Пояса Пресвятой Богородицы, был приговорен к предварительному заключению.

Об этом сообщили греческие агентства Romfea и Amen.

Решение суда связано с так называемым «ватопедским делом», возбужденным в связи с обменом части монастырских владений (недвижимостью между монастырем и государством), что было квалифицировано как нарушение закона.

Игумен - один из главных обвиняемых по Ватопедскому делу (читайте подробнее все до конца, чтобы лучше понять об этом гнусном и порочащем и дискретитирующем Церковь заговоре) делу о неравноценном обмене недвижимостью между монастырем и государством. По версии следствия, монахи получили здание в дорогом районе Афин, которое потом продали через частные фирмы, и 800 гектаров земель, имеющих туристическую ценность. Взамен государство получило леса, что нанесло казне ущерб в 100 миллионов евро.

На днях в апелляционном суде состоялись слушания по делу озера Вистониды, в ходе которых был совершен многочасовой допрос священноигумена и была выслушана его апология. Прокурор Панагиотис Мадзунис рассудил, что вместо предварительного заключения достаточно будет применить некоторые ограничительные меры, такие как запрет выезда из страны, обязательная явка в полицейский участок два раза в месяц и внесение залога в размере 200 000 (двухсот тысяч) евро. Следователь Ирина Калу, однако, настаивала на более строгих мерах.

23 декабря Совет афинского апелляционного суда принял решение удовлетворить требования следователя и препроводить духовного отца ватопедской братии в тюрьму.

Вердикт Судебного Совета об аресте был принят на основании необоснованного подозрения игумена в попытке скрыться от правосудия. Решением, «не имеющим абсолютно никакого ни морального ни законного основания» назвал это постановление Совета выступивший в защиту архимандрита адвокат Иоаннис Мандзуранис.

Чрезвычайно возмутительным выглядит предварительный арест архимандрита Ефрема на фоне того факта, что некоторые политики, замешанные в других делах и признавшиеся в даче взяток остаются на свободе.

Заключение под стражу за несколько дней до одного из важнейших церковных праздников Рождества Христова священнослужителя, совершающего по общему признанию благотворительную и духовную деятельность в международных масштабах, является ужасающей демонстрацией политического и морального гниения страны, за которое никто не несет ответственности, никто не обвиняется и никто не арестовывается.

Вместо того чтобы заниматься привлечением к ответственности настоящих преступников, правосудие и политическая система ищут «козла отпущения» в лице монаха, которого сами же вот уже долгое время держат заложником своих политических игр, при абсолютном отсутствии каких-либо объективных данных о его причастности к какому-либо уголовному делу.

Сам Геронда Ефрем отнесся к неожиданной новости с христианской любовью и верой в божественной промысел и выразил полную готовность подчиниться любым требованиям исполнительных органов, вплоть до проследования в тюрьму. К братии монастыря Ватопед духовный отец обратился с воззванием духовно посмотреть на случившееся, не осуждать его осудивших и продолжать нести свой монашеский подвиг в единстве, любви и согласии.

Представители прокуратуры и полиции направились в субботу на полуостров Афон на севере Греции, чтобы арестовать настоятеля монастыря Ватопед игумена Ефрема, который заболел и не может сам явиться в полицию.

Прокурор из Салоник Антонис Папаматфеу и начальник полиции округа Халкидики Константинос Папуцис направились на Афон, чтобы привести в исполнение ордер на арест игумена Ефрема.

Гражданский управляющий Афона Аристос Касмироглу заявил, что настоятель монастыря заболел и лежит в монастыре в постели с высокой температурой, у него также повысился уровень сахара в крови.

В поселке Кария, административном центре Афона, в субботу собрались настоятели и братия ряда афонских монастырей, чтобы выразить поддержку Ефрему.

Единственным основанием для тюремного заключения является опасение, что отец Ефрем может вновь покинуть Афон, как это было в дни принесения Пояса Пресвятой Богородицы в Россию. По возвращении с поясом, отец Ефрем был допрошен и освобожден под большой залог.

Также есть сведения, что в случае ареста архимандрит Ефрем будет находиться не в индивидуальной камере, а в общей — с 15-20 преступниками.

Сам архимандрит Ефрем принимает все новости спокойно, приветлив, улыбается и просит братию молиться.

Пока неясно, будет ли игумен Ефрем находиться под домашним арестом в Ватопедском монастыре или будет помещен в камеру предварительного заключения за пределами Афона.

Ордер на арест игумена Ефрема истекает в понедельник во второй половине дня, и пока не известно, будет ли он продлен в связи с болезнью настоятеля. В понедельник ситуацию с задержанием Ефрема обсудит Священный кинот, в который входят по одному представителю 20 православных афонских монастырей. Святая гора Афон не подчинена Элладской православной церкви, а находится с 1312 года в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха.

Видео - Новости 1 канал ОРТ

Российский Фонд Андрея Первозванного (ФАП), возглавляемый другом Владимира Путина премьер-министра РФ, главой ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, призвал православных Патриархов и общественность поддержать архимандрита Ефрема.

"Мы обращаемся со словами поддержки к Священному Киноту, мы обращаемся к Вселенскому патриарху Варфоломею, Святейшему патриарху Кириллу, ко всем предстоятелям поместных православных церквей и всем православным людям с предложением выступить в защиту старца Ефрема, подвергающегося гонениям, несоизмеримым с формальным поводом для организации процесса".

"Указанные действия судебных властей страны, которая по конституции является православной, мы рассматриваем как недопустимую политизированность судебного решения. Считаем, что такие судебные решения могут быть объяснены только политической ангажированностью определенных кругов греческого истеблишмента, которые таким образом хотят продемонстрировать Западу готовность пойти на отказ от принципов организации духовной жизни, закрепленных в греческой конституции ", - подчеркивается в заявлении ФАП.

Согласно документу, "действия суда обращены против духовного наставника, одного из наиболее уважаемых лиц Афона, пожилого и болеющего многими недугами человека" и обеспокоенность его судьбой "разделяют миллионы православных верующих".

ФАП призвал греческие власти и общественность "проявить солидарность и пресечь неоправданное и немотивированное решение о заключении под стражу человека, который в силу своей миссии и своих духовных принципов никогда не избегал греческого правосудия, будучи абсолютно уверенным в правоте своей позиции".

"Требуем не допустить попрания принципов честного, объективного и демократического судопроизводства", - говорится в заявлении.

"Призываем, чтобы народ Греции проявил единство перед лицом невзгод и не допустил размывания духовных основ жизни общества", - заключили авторы заявления.

Необоснованно жестким является решение суда об аресте настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема, возможно, имеет под собой политическую подоплеку, связанную с его «триумфальным возвращением из России» с поясом Богоматери, заявил в субботу секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

«Это беспрецедентное событие, и, естественно, мы испытываем озабоченность. Даже если допускать, что отец Ефрем в чем-то виноват, арест настоятеля монастыря, монаха является чрезмерной санкцией».

«Многим верующим в Греции это испортит праздник», — считает священник.

Его удивляет, что «новый виток этого дела начался после триумфального возвращения отца Ефрема с поясом Божьей Матери из России». «Может быть, это случайное совпадение, но многие люди видят тут какую-то связь, некую политическую подоплеку».

Следствие пока что не установило коррупционную составляющую в данном деле. По делу проходят в общей сложности 32 подозреваемых, но ни один пока не был арестован.

Приближенные друзья монастыря Ватопед сделали следующее заявление:
"Любой серьезный человек, особенно тет, кто имеет дело с церковными вопросами, хорошо знает, что такие преследования имеют одинаковые мотивы, которые используются против праведных людей на протяжении веков", сообщает London Daily News.

Особенно прискорбно это событие для братии Ватопедского монастыря в преддверии Рождества Христова.

Обвиняя архимандрита Ефрема, греческие чиновники хотят скрыть свои ошибки.

В Беларуси призывают оказать поддержку архимандриту Ефрему , игумену Священной обители Ватопед. На земле Белой Руси афонского старца встречали в ноябре, в те дни, когда в Россию был доставлен Пояс Пресвятой Богородицы. И сейчас вести о домашнем аресте отца Ефрема, о попытках государственных чиновников и ряда СМИ Греции оклеветать игумена Ватопеда верующие Беларуси встретили с тревогой.

На земле Белой Руси остался дар афонской братии - точная копия иконы Пресвятой «Отрада и Утешение». Многие в Беларуси получили духовное утешение и от старца Ефрема. Епископ Борисовский Вениамин, сопровождавший делегацию афонитов в их паломническом путешествии по Беларуси заявил, что сейчас настала пора и нам высказать свою благодарность как в виде молитвы за отца Ефрема, так и через ходатайство перед властями Греции.

Волна клеветы против старца Ефрема поднялась после того как в Греции узнали о мощном духовном подъеме в России, который был вызван принесением Пояса Пресвятой Богородицы. В греческих СМИ началась очередная грязная кампания по дискредитации Церкви и афонских монастырей. Во многом это попытка переложить проблемы с больной головы на здоровую, отвлечь внимание народа от ошибок своего правительства, которые привели Грецию к затяжному кризису. А причина этого кризиса одна, неоднократно отвечал отец Ефрем вопрошающим в Беларуси и России: в забвении многовековой духовной традиции и в увлечении секулярными идеями Запада. Это привело к тому, что власть имущие перестали заботиться о народе - говорил отец Ефрем белорусским парламентариям. Без Бога в голове думают прежде всего о своем благополучии в ущерб государственным делам, и вот итог. «Не могут пройти по улице, потому что у нас сметану бросают и яйца», рассказывал в Минске отец Ефрем.

Ватопедское дело появилось в конце 2008 года , когда в греческих СМИ были опубликованы подробности сделки между государством и монастырем.

Как и всякая византийская обитель, Ватопед обладает хранящимися у него грамотами византийских императоров и турецких султанов на собственность. Подобные документы до сих пор признаются греческим государством, которое, однако, само пока не создало собственного земельного кадастра.

Обладая древним правом на землю, Ватопедский монастырь на протяжении ряда лет судился с государством за обширный участок леса и озеро на севере страны, и в конце концов суд признал древнюю грамоту подлинной, а вытекающие из нее права — подлежащими реализации.

После этого Ватопед заключил договор с государством: только что полученные по суду земли были обменены на здания в центре Афин и туристическую недвижимость неподалеку от Афона, которую можно было бы сдавать в аренду.

Пять министров и их заместителей расписались на необходимых для совершения сделки документах, а жена одного из министров, нотариус по профессии, эти сделки завизировала. Тем не менее, потребовались визиты игумена монастыря Ефрема в греческие учреждения, просьбы о помощи, большой труд.

Эта сделка оказалась невыгодной для государства. Поэтому начался судебный процесс. Тут уже эскперты Евросоюза начали давать различные оценки, которые, как известно, не часто объективны. Мало кто знает, что все подобные экспертные комиссии финансируются Евросоюзом.

Далее СМИ Евросоюза развернули настоящую войну против Ватопеда, хотя прицел был на весь Афон и на Церковь. По оценкам СМИ Евросоюза, ущерб государству оценивался в €100 млн. Возникла необходимость парламентского расследования. Счета монастыря были заморожены, потому что на них, якобы, обнаружено около €1 млрд.

Но даже это далеко не повод для заморозки счета. Для сравнения, на счету Кикского монастыря о. Кипр официально находится около €3 млрд. Ведь монастыри в Греции - крупнейшие землевладельцы.

Развал правительства Греции

«Разоблачение Ватопеда» через евро-СМИ привело быстрому падению популярности правительства Караманлиса, несмотря на отставки замешанных в сделку министров. Сперва было начато одно расследование, после смены власти — другое, но никаких сведений о возможных взятках найти не удалось...

Оставалось предположить, что огромные выгоды монастыря чиновники выгадали для монахов только «ради Бога». Вот этого-то ни евро-СМИ - ни евро-Правительство, режиссер этого спектакля, понять не могли и не хотели.

Исторические параллели

Этот спектакль был создан евро-Правительством лишь как часть боьшой программы по развалу православной Греции. Две кости в горле у известных кругов: православные Россия и Греция.

Россия - великая держава, чтобы ее уничтожить нужны столетия. А Греция - с ноготок, без промышленности, без углеродов, почти пустое место. И вот, поскольку это страна с мощными древними православными традициями, то решено было ее уничтожить именно через опорочивание Церкви.

Сначала с помощью специальных образовательных программ был создан слой люмпенов среди молодежи. Это была молодежь, которая получала за учебу очень высокую стипендию - выше, чем заработок обычных рабочих. Эти юноши уже не хотели работать, а после одного института - поступали в другой. И вели расслабленный образ жизни... Все как в России перед революцией!

Затем - дискредитация Церкви в глазах народа через ватопедское дело, и наконец, через люмпенов - смена власти на проевропейский кабинет.

Тот же прием был применен в России перед 1917 годом, появление личности Распутина (или создание его двойника - неважно), а затем - масштабная дискредитация Церкви в глазах народа. Это была тщательно спланированная акция. А что было дальше? - Обвал целой Империи, убийство царя, море крови...

Точно также сделали и в Греции. Опорочили Афон, Православие, а дальше? - Обвал страны...

«Расцерковление» и развал Греции

Так в 2006-2008 году происходит «расцерковление» Греции - мы нисколько не приувеличиваем. На волне шумихи, поднятой СМИ, большая часть населения уходит из Церкви. Народ в большинстве настраивается против своих же традиций - Православия.

И вот, в 2009 году премьер Греции Костас Караманлис объявил и проиграл досрочные выборы на волне имущественного скандала вокруг сделок государства с монастырем.

Произошла смена правительства. Какое - на какое, вы уже догадались?!

Правительство Караманлиса, покровительствующее Церкви и вековым традициям Греции, сменилось на про-европейский кабинет.

Смена правительства имела, как мы теперь знаем, трагические последствия для всей Греции. Новое "хорошее" правительство сразу выяснило, что старое "плохое" правительство Греции массово фальсифицировало экономическую статистику, и показатели бюджетного дефицита пришлось пересмотреть с 3,6% ВВП до почти 16%.

Страна потеряла доверие рынков и возможность обслуживать гигантский госдолг, стала «слабым звеном» еврозоны, а попытки ЕС погасить греческий пожар стабилизационными кредитами и программой сокращения расходов не принесли успеха.

Как уверяют СМИ, кризис суверенного долга распространяется на другие страны, грозя миру рецессией, а единой европейской валюте — гибелью. Но эта информация рассчитана на полных идиотов. Потому что единой европейской валюте - точно пока ничего не грозит. А выход Греции из Евросоюза невозможен просто потому, что это приведет к обвалу евро, чего пока никто не допустит. Рано еще...

Зато появилось кое-что интересное: вот, в русских СМИ начали появляться ругательные статьи нерусских журналистов о Ватопеде, монахах, и шире, - о Православии. Но нам-то русским это хорошо знакомо. Еще жива память о наших православных дедах, точно также уничтоженных банкирами за их веру во Христа, бесстрашие и свободу.

Византийские традиции

Ватопед - византийская обитель, обладающая большими земельными владениями и историческими ценностями. В Византии противостояние императоров и церкви было всегда, потому что государство пыталось «поделить» владения Церкви.

Реформы императора Никифора Фоки, которые, по сути, были правильными, но до сих пор служат камнем преткновения для историков. Вопрос противостояния Церкви и государства в Византии решался почти 1500 лет, но так и не был решен, потому что однозначно решить его невозможно.

Важно понять, что Церковь владеет имуществом и землею не потому, что нуждается в этом. Если люди жертвуют для Бога, думая деньгами получить какие-то гарантии, и ТАК ВЕРЯТ, то Церковь по икономии снисходит к их слабости. И Бог принимает всех с той верой, какая у них есть.

Один приносит Богу целомудрие и нестяжание - и так верит, а другой - украденные деньги, и тоже так верит, что это ему поможет. Если Бог принимает даже лепту вдовицы, что по европейским понятиям - неправильно, то кто в Церкви возьмет на себя право решать этот вопрос иначе? Поэтому в вопросе денег каждый решает и отвечает сам за себя - какова его вера.

Да и в самой Церкви всегда были разногласия в вопросе о владении имуществом. И этот вопрос до сих пор не решен и не будет решен никогда, потому что это вопрос личной веры человека.

Так решают вопрос о владении имуществом люди с сильной и глубокой верой:

Не дело монаха служить миру от труда рук своих. Это дело мирских. Мирской человек мало молится, а монах постоянно. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом — польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.

И что может сделать монах руками? Заработает он за день какой-нибудь рубль; что это для Бога? В то же время одна мысль, угодная Богу, творит чудеса. Мы видим это из Писаний.

(старец Силуан Афонский)

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела.

Братия на входе в соборный храм

Гордость

Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, - стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, - просит отец N. - Преступник. Я - преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит?

Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей - полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу.

Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны - как молиться, как действуют страсти, - рассказывает один из монахов. - Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то - и будут слезы, делай то-то - и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко - и будет масло».

Когда единогласно избранный духовник монастыря оказался в тюрьме, его духовные дети все так же два раза в неделю собирались в зале: читали его послания или же включали видеозапись прошлых собраний. «Многие замечали, что сила его слова оставалась тойже, что и при живом общении, - рассказывает монах Адриан, руководитель издательского отдела монастыря. - И это не человеческое достижение, а благодать Божия, которая по молитвам геронды восполняла его отсутствие. Геронда в тюрьме проходил крестные испытания и молился о нас, поэтому пластиковые слова на пленке наполнялись силой живого слова». Что чувствовалимонахи, когда им читали письма духовника из тюрьмы? «Многие бы ответили, что внутренне они плакали, - говорит отец Адриан. - Но это не слезы. Это чувство, которое святые отцы называли радостопечалием. Оно рождалось потому, что происходившее было крестом в том числе и для братии. А любой крест вместе с болью и страданиями всегда содержит внутри себя и радость.»


Богослужение в соборном храме. Центральный неф разделен на три «комнаты», через которые от входа до алтаря идет коридор

Гнев

Монахи даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Потому что, по словам отца Адриана, «если начать рассуждать логически, обязательно впадешь в отчаяние от абсурдности происходящего». Действительно, если познакомиться с ватопедской версией, возникает впечатление, что греческое государство ведет себя по отношению к Церкви примерно как Советы в 1917-м. Нынешняя партия власти попала в парламент на волне «ватопедского скандала», и оправдание архимандрита Ефрема может выбить у них из-под ног политическую опору. Поэтому они стараются не допустить опровержения обвинения, которое последние три года всячески смакует греческая пресса, - обвинения «алчного игумена» в том, что он обманул правительство.

Монахи избегают выступать с публичными заявлениями в свою защиту. Причем в первую очередь они опасаются не за себя, а за больного диабетом отца Ефрема, у которого за время пребывания в тюрьме подскочил уровень сахара в крови и, как следствие, резко ухудшилось состояние здоровья. При этом отец Ефрем каждый день служил литургию в тюремной церкви и принимал исповедь.

До его ареста на службу в тюрьме приходило человек десять, с его появлением количество прихожан резко увеличилось. Кроме того, на исповедь бесконечной вереницей потянулись женщины, которые не могли получить от него духовного совета, пока он находился на Святой горе. В прессе начали появляться гневные статьи, в которых начальника тюрьмы критиковали за то, что он превратил государственное учреждение в исповедальню. «Если бы геронду оставили в тюрьме, он, наверное, стал бы святым. Но что было бы с нами?» - сетует один из монахов.


В комнатах вдоль стен в стасидиях располагаются монахи. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, но при этом не создается суеты и шума

Лень

Пять дней я прожил в Ватопеде на правах паломника. Жизнь монастыря подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Подъем в 3.30 утра, богослужение - в 4.00. После соборного богослужения братия расходится служить литургию по маленьким храмам. В общей сложности богослужения занимают у монахов около восьми часов в сутки плюс келейное монашеское правило, которое состоит из Иисусовой молитвы и земных поклонов - их количество определяется для каждого индивидуально. Во время послушаний братия также творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, издательский отдел или программисты.

После повечерия (в 19.30) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит «колокол молчания», после его удара разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», - замечает один из насельников. По его словам, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить». Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется, - врач. Телефоны, радио и телевизор, тем более интернет также запрещены. Исключение делается для некоторых послушаний, например издательского отдела. За пределы монастыря без благословения никто не выходит. Для монахов, которые не имеют возможности без ущерба для дела оставить свое послушание, существует внутренняя радиосеть, по которой транслируется богослужение из храма. Треб в монастыре не совершают. Правда, иногда, в исключительных случаях, крестят в море. Исповедоваться братия может так часто, как пожелает. Игумен благословил всех приходить к нему не реже чем раз в полторы недели. Не обязательно для исповеди, можно просто для беседы. Пока геронда находился под стражей, исповедь принимали несколько иеромонахов.


Паникадило в ближайшей к алтарю части храма. Во время службы паникадило раскачивают длинным шестом. Зачем раскачивать? «Во время службы по храму летают херувимы, и задевают крылами за паникадило, поэтому оно раскачивается», - объясняет один из монахов

Чревоугодие

Причащаются отцы четыре раза в неделю после постных дней. Великим постом - каждый день, а первые два с половиной дня полностью воздерживаются от пищи и питья. Постятся на Афоне обычно в понедельник, среду и пятницу. В эти дни на столах отсутствует даже оливковое масло. В обычные дни на столах есть сухое вино, листья салата, иногда рыба, овощи и фрукты. Большая часть продуктов выращивается на окрестных землях, которые заняты садами, виноградниками и масличными рощами. Чтобы разнообразить белковый рацион, монахи разводят улиток. Готовят их просто - маринуют и запекают в печи. Ходят слухи, что некоторые монастыри Афона промышляют подводной охотой, но в Ватопеде своих охотников пока нет. Молочные продукты на столах, за исключением сыра с материка, отсутствуют. На десерт монахи готовят пирожные на манер тирамису, которые заворачивают в золотую фольгу и кладут на столы братии и паломников. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. В келье и на послушании можно пить чай, но на это надо взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.


После общего богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых на территории монастыря более 25. Этот конкретный храм находится в келии старца Иосифа Ватопедского

Скупость

Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как туалетная бумага или зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Для записи текущих нужд у каждого есть небольшой блокнот, куда и записывается все необходимое. Затем листок вырывают из блокнота и отдают на подпись игумену. Если отец игумен его подписывает, перечисленное можно получить на складе. Единственное, что выдается без благословения, - сами блокнотики, они есть у всех, и у всех одинаковые. Один из монахов рассказал, что в шутку называет свой блокнот «универсальной монастырской чековой книжкой». «Сюда можно написать все что угодно - от шампуня до шкафа. И если подпись стоит, то считай, что у тебя это есть», - говорит он.

В то же время без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в месяц устраивают ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. «Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главного», - объясняет один из монахов.

Икон в келье можно иметь не больше пяти-шести, примерно столько же книг. Лампад и свечей в кельях нет вовсе. Про некоторых подвижников известно, что они спят на полу на подстилке.


Комната, в которой жил почивший в 2009 году Иосиф Ватопедский

Зависть

Как-то слабо верится, что при такой строгости к себе и одновременно удивительно теплом отношении к паломникам монахи могут стремиться к личному обогащению. Но, может быть, архимандрит Ефрем зарабатывал деньги для монастыря? С таким вопросом я отправился к эконому монастыря монаху Арсению, который вместе с отцом Ефремом является обвиняемым по «ватопедскому делу». Монастырская версия событий несколько отличается от той, что представлена в греческих СМИ и российских блогах. «Люди слабо информированы, многие просто негативно настроены, но не могут объяснить, почему», - говорит отец Арсений. Вкратце его рассказ сводится к тому, что монастырь всегда шел навстречу государству и каждый раз был им обманут. Во время греческой войны за независимость от Османской империи монастырь поддержал восставших, и за это турки отобрали у него озеро Вистонида. После победы греческое правительство отказалось возвращать озеро монастырю. Ватопед принял во внимание тяжелое положение новообразованной страны и предложил за озеро два обширных земельных участка. Государство согласилось на обмен, забрало участки - и оставило озеро себе. После этого государство вынудило Ватопед отказаться от всех прав на озеро и взамен предложило долю от доходов с рыбного производства на озере. На эти деньги Ватопед содержал Афониаду - первый и на тот момент единственный вуз Греции. Когда в Ватопед пришла молодая братия, она смогла отсудить у государства права на озеро. Государству снова это не понравилось, и оно предложило обменять озеро на объекты олимпийской недвижимости, к тому моменту заброшенные. Монастырь опять согласился, и... был обвинен в махинациях. Ради сохранения мира Ватопед предложил вернуть государству недвижимость, но государство отказалось. Сначала Ватопед хотел открыть в полученных двух домах больницу, но, увидев, что здания построены некачественно и не выдержат предполагаемой нагрузки, решили их продать. Сделка по продаже, несмотря на соблюдение всех возможных процедур, была объявлена незаконной, архимандрит Ефрем арестован, а сам монастырь подвергся полной финансовой блокаде: все счета, в том числе не относящиеся к продаже, заблокированы. (Монастырские счета - не роскошь, а необходимость: по греческим законам каждый проект, будь то реставрация часовни или покупка топлива для электростанции, требует открытия отдельного счета.) Будучи отрезанным от всех своих денег, Ватопед сейчас испытывает затруднения с приемом паломников. Когда скандал только набирал силу, монастырь неоднократно предлагал греческим СМИ опубликовать документы по сделке, но везде получал отказ. «Как правило - и вам, русским, это знакомо как никому, - именно государство отнимает имущество у церкви, но никак не наоборот», - резюмирует отец Арсений.


Палочки, которыми Иосиф Ватопедский стегал себя, если начинал засыпать на службе

Мошенничество

А как быть с кипрскими офшорами, которые якобы есть у монастыря? В ответ на это подкованный в финансовых вопросах отец Арсений устроил мне краткий ликбез. По его словам, четкого определения термина «офшор» не существует. Офшором (буквально «вне берега») можно назвать компанию, зарегистрированную на неизвестное лицо в малодосягаемой экзотической стране, на территории которой не действуют нормы международного права. По словам отца Арсения, с подобными компаниями монастырь не связан. «Этот термин используют специально, чтобы создать ощущение, что мы действуем тайно и хитрыми способами», - говорит он. - Вообще, геронда Ефрем всегда придерживался принципа полной законности во всех финансовых делах и был в этом вопросе подчеркнуто аккуратен».

При этом Ватопеду действительно нужны значительные средства. Этот древний монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшое государство. Общая площадь построек - около 100 тыс. кввадратных метров, из них 80 тыс. - древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий - святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Их содержание требует особых условий, а реставрация - денег. Кроме того, монастырь должен поддерживать в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории - сады, сельское хозяйство, лес. Порт и залив также нуждаются в постоянном уходе. В год монастырь принимает около 40 тысяч паломников, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.

Для управления финансами монастыря на Кипре были созданы две компании, которые возглавляют доверенные лица из числа духовных чад архимандрита Ефрема. По всем крупным решениям они советуются с ним и советом старцев монастыря. Кипр - часть экономического и правового пространства ЕС. Компании доступны для аудита, платят налоги, и государство знает, кому они принадлежат. «Таким образом, употребление слова «офшор» по отношению к ним - ложь», - объясняет отец Арсений. Доверять управление монастырскими средствами мирянам - давняя традиция Святой горы, которая позволяет не обременять монахов попечением о деньгах. Так поступают практически все афонские монастыри.

Некоторые офшорные схемы могут быть использованы для уклонения от налогов. В этом случае производство находится в одной стране, а фирма зарегистрирована в другой с более низкими налогами. По словам отца Арсения, с точки зрения нравственности такая схема является сомнительной, поэтому монастырь ее никогда не применял. Греческие СМИ обвинили монастырь в том, что он переоформил недвижимость на кипрскую компанию, а та продала ее другой кипрской компании. Таким образом, сделка была совершена за пределами страны, и налог с продажи миновал греческий бюджет. «Это обвинение также не соответствует действительности», - говорит отец Арсений. Монастырь продал объекты напрямую без посредников, с одобрения правящего органа Святой горы, через который должны проходиь все продажи Афонской собственности. Все полагающиеся налоги были уплачены.

Если в монастыре говорят правду, приходится признать, что одна из старейших, мощнейших и наиболее уважаемых православных обителей в мире стала жертвой клеветы. Как реагировать на подобную критику простым верующим? «Когда человек в своей критике руководствуется благими намерениями, то и критика получается справедливой, - считает руководитель издательского отдела Ватопеда монах Адриан. - Но иногда основной причиной критики становится зависть. Иоанн Златоуст писал, что зависть борет даже совершенных, поэтому для верующего человека важно придерживаться святоотеческого принципа «не принимай, но и не отвергай». Не нужно слепо принимать критику на веру. Но не стоит и полностью отвергать ее, потому что это может быть правдой. Такую позицию следует сохранять до того момента, пока свое слово не скажет Сам Господь. Со временем всегда становится ясно, кто был святой, а кто -- клеветник.

Смотрите также наш фоторепортаж и Святой Великой обители Ватопед

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) - подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем - духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

24.12.11г . 24 декабря прокурор из Салоник А. Папаматеу и шеф полиции Халкидики К. Папуцис вместе с 30 полицейскими и предписанием об аресте игумена прибыли в Ватопедский монастырь.

Но после осмотра настоятеля монастыря врачами, которые прибыли с полицейскими, было принято решение по состоянию здоровья оставить архимандрита в монастыре. У архимандрита Ефрема было сильное недомогание и стресс, вызванные диабетом и высоким содержанием холестирина в крови. Сначала рассматривался вопрос о его переводе в тюремный госпиталь. Однако по состоянию здоровья игумен Ефрем не мог покинуть монастырь. Было принято временное решение, что до выздоровления игумена Ефрема Ватопедский монастырь будет находиться под охраной отряда полиции.

Сообщение о том, что Ватопедский игумен Ефрем будет взят под стражу всколыхнуло греческую общественность. Многие иерархи Элладской Православной Церкви выступили со специальными обращениями, поддерживая афонского игумена и осуждая намерения полиции арестовать его накануне Рождества. Для моральной поддержки игумена Ефрема в Ватопед прибыли игумены большинства афонских монастырей. Они рассматривают происходящее как одно из проявлений антицерковной политики. По словам митрополита Лимасольского Афанасия, архимандрит Ефрем спокоен и сказал, что всецело предает себя в руки Божии.

27.12.11г. Игумен Ефрем арестован и доставлен в тюрьму в пригороде Афин.

27 декабря игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем всё же был арестован и на катере вывезен с территории Афонской горы. Эскортом полицейких машин он был доставлен в наиболее охраняемую тюрьму в Коридаллосе (пригород Афин), где он будет дожидаться суда.

Архимандрит Ефрем был помещен в камеру № 2. В этом корпусе размещаются обвиняемые в экономических преступлениях. Отцу Ефрему оставили личные вещи, в том числе - книги и мобильный телефон. Игумен отказался от медицинского осмотра. Своей вины он не признает.

28.12.11г. После прибытия в Афины отец Ефрем не стал ссылаться на тяжелое состояние своего здоровья, чтобы на этом основании быть помещенным в какую-либо больницу. У ворот тюрьмы верующими был организован митинг в поддержку отца Ефрема. Адвокаты игумена собираются обратиться к прокурору Ареопага, который имеет полномочия отменить решение об аресте афонского старца.

Некоторые журналисты (например, репортер Дора Боядзаки с телеканала АНТ-1) объявили болезнь о. Ефрема (он страдает от обострения сахарного диабета) симуляцией и уловкой, придуманной якобы для того, чтобы оттянуть время до заключения в тюрьму и иметь возможность мобилизовать могущественных друзей, в том числе - в России.

Заявление братства святой обители Ватопед

В связи с арестом игумена афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрем, братией обители было принято специальное заявление, в котором говорится:

"Несправедливый арест нашего старца Ефрема потряс сердца наших братьев, Святую гору Афон, Церковь и всякого духовного и думающего человека.
Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы?
Кто бы мог подумать, что носителя божественной благодати, работника и учителя добродетели могут обливать грязью, сажать в тюрьму только потому, что люди думают таким образом послужить законам правосудия?
Наше братство принимает, одобряет и поддерживает все действия старца.
Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест.
Нам придает силы всеобщая поддержка Святой Горы, всех епископов Православной Церкви и народа, и всех их бы благодарим за это от всего сердца.
Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов".
(Афон, 28 декабря 2011г)

ВМоскве озабочены арестом в Греции настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема

МИД России выразил озабоченность в связи с арестом в Греции архимандрита Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед на горе Афон. Согласно сообщению российского дипломатического ведомства, решение греческого суда вызывает озабоченность с учетом "заявленной архимандритом Ефремом готовности сотрудничать со следственными органами и состояния его здоровья".

Греция просит РФ не вмешиваться в ситуацию с задержанием старца Ефрема

Об этом заявил официальный представитель греческого МИДа. Именно так он прокомментировал выступление российских дипломатов. По его словам, Афины не принимают указаний по вопросам юстиции, так как страна имеет долгие демократические традиции уважения к правам человека.

29.12.11г. Греческий суд счел архимандрита Ефрема опасным для общества. Греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен монастыря Ватопед Ефрем опасен для общества, а потому не должен находиться на свободе до суда, это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого публикует Афинское агентство новостей.

Также суд счел, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. «Если обвиняемый будет отпущен на свободу, то очень возможно, что он совершит и другие преступления, пока продолжается конфликт с государством относительно спорных участков» , — говорится в постановлении.

Патриарх Кирилл направил Президенту Греции обращение с просьбой освободить архимандрита Ефрема

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу в связи с заключением под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Его Превосходительству господину Каролосу Папульясу, Президенту Греческой Республики

Ваше Превосходительство!

С чувством глубокой озабоченности воспринимаю поступающие известия о заключении под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря. Вместе с тем, испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием. Особое беспокойство вызывают сообщения о неблагополучном состоянии здоровья архимандрита Ефрема, которое не было принято во внимание при взятии его под стражу.

Господин Президент! В России, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, в других странах, народы которых духовно окормляются Русской Православной Церковью, миллионы верующих испытывают тревогу в связи с полицейскими мерами, предпринятыми по отношению к известному во всем православном мире игумену прославленной святогорской обители в те самые дни, когда православная Греция празднует Рождество Христово.

Считаю своим долгом донести эту нашу общую боль до Главы греческого государства и просить освободить из под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой горе Афон.

С глубоким уважением,

Патриарх Московский и всея Руси

29 декабря 2011 года

30.12.11г. Греческое правительство не принимает указаний в вопросе о задержании о. Ефрема и считает его опасным для общества

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.

«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.

При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.

Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.

«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.

Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом .

31.12.11г. Архимандрит Ефрем будет служить Литургию в тюрьме

Арестованный игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем чувствует себя хорошо, на условия содержания в тюрьме не жалуется и даже собирается провести там литургию.

По греческому закону, предварительное заключение обвиняемого может продолжаться до полутора лет.


Ранее игумен попросил поселить его в одиночную камеру, чтобы иметь возможность для уединения и молитвы. Тюремное руководство выполнило эту просьбу.


Игумен Ефрем собирается нести монашеское послушание в тюрьме и исполнять обязанности священника. Сегодня в тюрьму принесли ризы, и в воскресенье он сможет служить в тюремном храме.


В тюрьме с ним обращаются очень хорошо. То, что ему необходимо, ему предоставляют. Архимандриту Ефрему разрешили специальное питание в связи с тем, что у него диабет. На здоровье арестованный не жалуется, хотя недавно перенес вирусную инфекцию.


Ефрем не оспаривает свой арест и не комментирует ход дела, предоставив это адвокатам. В заключении Ефрема уже посетили два иерарха Элладской православной церкви — митрополит Месогеи и Лавреотики Николай и митрополит Глифады Павел.

Греческое правительство и считает о.Ефрема опасным для общества

Греция не принимает указаний в вопросе о задержании игумена Ватопедского монастыряна Афоне Ефрема. Об этом заявил в среду официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас, комментируя высказывания российских дипломатов.


Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.


«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.


При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.


Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.


«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.
Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом.

02.01.2012. Официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей на арест Ватопедского игумена Ефрема до сих пор нет.

АФИНЫ. На Новый год Ватопедского игумена Ефрема, находящегося в афинской тюрьме Коридаллос, навестили митрополиты Иаков Арголидский и Иосиф Приконисский. 2 января о. Ефрема посетил прилетевший с Кипра митрополит Афанасий Лимасольский, подвизавшийся в молодости в Ватопедском монастыре под руководством старца.

Несмотря на то, что в последнюю неделю десятки иерархов в прессе и по телевидению осудили арест игумена Ефрема, до сих пор не последовало официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей, если не считать неофициального комментария Архиепископа Афинского Иеронима II, опубликованного агентством «Ромфея». Предстоятель Элладской Церкви заявил, что он не в курсе всех деталей этого дела, но в любом случае обеспокоен тем, что арест приурочен к Рождественским праздникам.

2 января министр иностранных дел С. Димос, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что события, связанные с Ватопедом и игуменом Ефремом, не входят в компетенцию МИДа Греции.

0 6.01.2012. Арест Архимандрита Ефрема является незаконным.


В этом кратком комментарии высказывается мнение о том, что арест старца Ефрема является незаконным и что соответствующие государственные органы должны немедленно устранить эти незаконные действия в отношении старца Ефрема и наказать виновных. Для полноты анализа, этот комментарий кратко информирует и о правовом статусе Святой Горы Афон и о безосновательности и немотивированном законом характере постановления Совета Апелляционного Суда Афин, на основании которого было вынесено решение о временном заключении старца Ефрема под стражу до суда (с максимальным сроком 18 месяцев).


Для того, чтобы лучше понять всю незаконность проведённого ареста, необходимо сначала объяснить, что Афон обладает статусом самоуправления, в то время как государство располагает [лишь] определенными административными полномочиями, в духовной же, и только, области Святая Гора находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата.


В частности, Конституция предусматривает, что Святая Гора Афон: «… в соответствии с её древним привилегированным статусом, является самоуправляемой частью Греческого государства, чей суверенитет остаётся без изменений. С духовной точки зрения Святая Гора Афон находится под прямой юрисдикцией Вселенского Патриархата » (статья №105, пар. №1 Конституции).

«Администрация осуществляется представителями монастырей, которые составляют Священный Кинот » (статья №105, пар. №2).

«Подробное определение статуса Святой Горы и порядок управления изложен в Уставе Святой Горы Афон» (статья №105, пар. №3).


«Точное соблюдение святогорских законных устоев исполняется в духовной сфере под высшим наблюдением Вселенского Патриархата, а в административной плоскости под наблюдением государства, которому также принадлежит исключительное право охраны общественного порядка и безопасности» (статья №105, пар №4).

«Вышеописанные полномочия осуществляются Управляющим, чьи права и обязанности установлены законом» (статья №105, пар №5).

Почему же арест Старца Ефрема является незаконным? Потому что прокурор и полицейские силы самоуправно вторглись и насильственно перекрыли все дороги Святой Горы Афон без предварительного оповещения и сопровождения представителей Священной Эпистасии в нарушение Уставной Грамоты [Святой Горы] и защищаемых Конституцией прав самоуправления Афона.


Конкретнее: метод проведения ареста является прямым нарушением статьи №8 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая предусматривает, что «вынесенные судебные решения выполняются по личному приказу Управляющего Святой Горы, посредством его сил управления и в присутствии одного из эпистатов. Протепистат освобождается от присутствия при проведении ареста».


Также нарушена статья №35 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая гласит следующее: «судебные органы государства, приступая к делу преследования административных правонарушений или уголовных преступлений на территории Святой Горы Афон, присылают следователя, который обязан без промедления обратиться к Священной Епистасии, чтобы она, по обычаю, послала одного из эпистатов, в присутствии и с помощью которого должны проводиться следственные действия».
Статья же №7, ссылаясь на статью №8, предусматривает, что «… В отношении нарушений общего уголовного законодательства, исключая мелкие нарушения, компетенцией обладает уголовный суд города Салоники», что в свою очередь поднимает вопрос об отсутствии компетенции Совета Апелляционного Суда Афин в произведении суда над Святогорским Монахом. Тот факт, что Управляющий Святой Горы Афон выразил своё сожаление о способе осуществления задержания старца Ефрема, является косвенным признанием незаконности действий совершённых судебными органами Греческого государства, что вызвало обоснованную реакцию единоверной России.

Для полноты анализа следует, наконец, отметить, что прокурор Верховного Суда (Ареопага), как единственный [из чиновников], кто может обжаловать это необоснованное и немотивированное постановление Совета Апелляционного Суда, просто обязан отозвать этот указ, во имя спасения чести Греческого Правосудия и его работников.

Согласно постановлению Совета Апелляционного Суда Афин, приказ о временном содержании под стражей был дан во избежание совершения обвиняемым новых преступлений. В качестве оснований для вынесенного решения упоминаются следующие особые характерные черты действий, совершённых Старцем Ефремом в течение его жизни: а) использование своего статуса Игумена Афонского монастыря мирового масштаба для влияния на политических деятелей и государственных лиц, б) неоднократное совершение действий, противоречащих монашеской жизни и его духовной миссии, и в) нанесение ущерба государственной собственности в особо больших размерах.


Но как раз эти факты и не оправдывают такую крайнюю меру, как предварительное заключение. Наоборот, принятие решения об аресте на том основании, что обвиняемый будет и впредь совершать другие преступления, является необоснованным, потому как не было доказано в суде, что старец совершал какие-либо противоправные действия.
В частности, влияние на политических деятелей не является уголовно наказуемым деянием и до тех пор пока не будет вынесено официальное решение суда, судебный совет не имеет законного основания нарушать презумпцию невиновности и считать само собой разумеющимся то, что игумен Ефрем уже совершил влияние на политических деятелей и государственных служащих, и достиг таким образом незаконного результата. Более того, никакой судебный совет и уголовный суд не имеет права судить Святогорского Монаха за нарушение монашеского уклада и его духовной миссии. Этот духовный контроль является прерогативой правящего епископа Святой Горы, то есть Вселенского Патриарха.
И, наконец, уклон дела в то, что старец Ефрем причинил ущерб государственной собственности в особо крупных размерах, также является незаконным, поскольку это нарушает презумпцию невиновности обвиняемого. Суть судебного разбирательства, которой является доказательство причастности к ущербу государственной собственности, должна быть доказана в ходе суда и не может быть основанием решения о предварительном заключении.


Из вышесказанного становится ясным то, что государство совершило преступление, нарушив Устав Святой Горы Афон, Конституцию Греции и международные договоры.


Основной принцип государственного правосудия и гарантированные Конституцией и международными договорами право свободы человека, и принцип, согласно которому человек не может быть лишён свободы без адекватно мотивированного решения компетентного суда, были нарушены.
Компетентные органы государства должны незамедлительно восстановить легитимность во избежание внутригосударственного самоуправства, привлечения Страны к международной отвественности перед иностранными государствами и, таким образом, потери международного авторитета Страны за рубежом.

Митрополит Дрийнупольский Андреас: «Дело старца Ефрема направлено против Церкви»

Высокопреосвященный митрополит Дрийнупольский кир Андреас, в связи с решением о предварительном заключении Игумена Священной Обители Ватопед Архимандрита Ефрема, сделал следующие заявления:

«Я был ошеломлен, узнав из средств массовой информации о решении заключить в тюрьму Иеромонаха Ефрема, Игумена Священной Обители Ватопед Святой Горы Афон, по поводу известного и громкого дела.


Не знаю, из каких соображений было принято это решение. Однако считаю, что в преддверии Рождества и, в целом, праздников Двенадцати дней, препровождение в тюрьму Игумена как простого преступника является актом, направленным в основном против Церкви и, конечно же, против Святой Горы, на радость Церквеборцам.


В то время, когда множество жуликов, ворующих государственные деньги, аморальных, развращенных, крупных наркодилеров, воров и грабителей свободно перемещаются в обществе, продолжая почти безпрепятственно своё пагубное дело, наше правосудие расходует свои силы на монаха?
И даже если допустить, в конце концов, что этот монах совершил какие-либо сделки с государственными чиновниками, то это произошло - как это всем известно - в поисках ресурсов для материальной поддержки большого монастыря Ватопед с многочисленной братией (более 120 насельников) и паломниками, которые в буквальном смысле слова наводняют Монастырь, где получают не только духовную помощь, но также питание и гостеприимство на ежедневной основе.


Пусть больше внимает своим действиям Государство, чтобы не задевать религиозные чувства Народа.


Людям хватает бедности и несчастий, принесенных неразумными и неспособными политиками. Времена сейчас тяжёлые и лукавые. Нация нуждается прежде всего в единстве и единодушии, которые не могут быть достигнуты такими методами. Станем добре!»