Гештальт психология и терапия. Что такое гештальт, или почему официант сразу забывает выполненный заказ

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Гештальт-подход и гештальт-консультирование – развивающиеся области практической психологии. Понятие, легшее в основу названия этого подхода, пришло из немецкого – gestalt (гештальт), что дословно переводится как «образ» или «форма». В психологии фигурирует в смысле целостного восприятия ситуации или образа.

Теория гештальтов родилась в результате экспериментов. Целостность – главная характеристика образов восприятия. Обычно то, что мы воспринимаем, предстает как элементы, связанные в некую общую картину – образ объекта, или гештальт. Комбинация нот – это мелодия, которой нет ни в одной из отдельно взятых нот, вот пример гештальта.

Целостный образ

Построение гештальтов происходит по определенным правилам. Эти правила описывают, как происходит организация элементов в группы. Можно выделить основные принципы гештальта:

1. Сходство. Гештальт формируется из сходных объектов. В пример можно привести рисунок, на котором кривые линии образуют форму.

2. Непрерывность. Тенденция следовать взглядом в том направлении, которое связывает объекты.

3. Замкнутость. Если нам даны элементы, расположенные в определенной последовательности так, что мы угадываем очертания некой знакомой фигуры, мы дополняем существующие элементы и видим саму фигуру, хотя фактически её нет.

4. Близость. Расположенные близко элементы воспринимаются как группа. Например, приставленные друг к другу кубики будут казаться квадратом или прямоугольником, тогда как разбросанные в хаотичном порядке будут восприниматься просто как отдельные объекты.

5. Фигура и фон. Объекты воспринимаются либо как фигуры, либо как фон, в зависимости от того, как они размещены, есть ли на них акцент и т.д. Фигура более заметна.

6. Простота. Особенность восприятия, благодаря которой объекты искажаются до идеала – симметрии, до самой простой формы. Этот закон гештальта получил еще одно название – прегнантная форма. Она характеризуется неизменностью и невозможностью упростить или больше упорядочить образ объекта.

Эти законы гештальта, проверенные экспериментально, позволяют утверждать, что образ – это не сумма его частей, а нечто большее. Широко известной является картинка девушки-старухи, которая представлена на рисунке «а».

На рисунке «б» легче увидеть девушку, так как прорисованы ресницы, сережка, обозначено прерывистой линией ожерелье, виднеются нос и плечо. На рисунке «в» – старуха. А вот на первом рисунке все это перемешано: вроде бы продолжение плеча есть, но сережки, ресниц, ожерелья нет, хотя есть намек на нос. Когда испытуемым показывали сначала изображение «б», то на рисунке «а» они видели девушку, если же испытуемым предъявляли изображение под буквой «в», то они чаще видели на «а» – старуху. Таким образом было доказано влияние прошлого опыта на последующий.

История и основные понятия

В самом начале ХХ века в Германии зародилась гештальтпсихология. Общая характеристика гештальтпсихологии – представление психики как поля, состоящего из целостных структур-гештальтов.

Психология гештальт рассматривала как целостный образ, упорядочивающий элементы и не сводимый к ним. Восприятие же – процесс организации опыта в гештальты. Гештальтисты проводили множество экспериментов с целью анализа процессов восприятия, мышления и воображения. Теория родилась как ответ на вундтовское представление, в котором образы сводились к своим частям.

Гештальтпсихология возникла в виде направления в результате опыта, подтвердившего гештальт. Психолог Вертхеймер провел эксперимент с восприятием иллюзии движения луча света, что и послужило отправной точкой.

Две прорези в приборе, через которые пропускался свет. Одна вертикальная, другая на 30 градусов отклонена от вертикали. Сначала свет пускали в первую щель, потом – по вторую. Если между этими действиями было около 60 мс, то луч воспринимался движущимся туда-сюда. Если больше 200 мс, то было просто два луча в разное время.

Если принимать во внимание роль исследований гештальтистов, становится яснее, что такое гештальтпсихология, а именно передовое в свое время направление, которое, сойдя на нет под влиянием школы бихевиористов, возродилось отчасти в когнитивной психологии. Последняя в свою очередь, является одной из наиболее многообещающих дисциплин в XXI веке.

По мысли гештальтистов, познание – это процесс изменения гештальтов. А сами гештальты определяют затем поведение человека и восприятие среды. Основные положения:

1. Психическое поле

Аналог поля физического. Гештальты располагаются в нем и могут меняться, лучше подходя к внешним условиям. Само поле может реконструироваться – элементы меняют расположение, что свидетельствует об осознании и новом решении или инсайте.

2. Изоморфизм

(С греческого isos – «одинаковый», morphe – «форма»). Внешнее изоморфно внутреннему – гештальты происходящего соответствуют процессам головного мозга, которые совершаются в момент переживания. Таким образом, инсайта можно добиться путем построения внешней схемы задачи – перенесения внутреннего во внешнее и работой с этим.

3. Феноменология

Простыми словами, это отрешение от прошлого опыта, очищение от всего наносного – традиций, догм, правил. Пребывание в «здесь и сейчас».

Гештальттерапия возникла в 40-х годах как ответ на ограниченность психоанализа, восприняв идеи гештальтпсихологии и восточных практик, распространив их на все миропонимание в целом. Она предполагает то, что образы ситуаций, явлений, пережитого представляют собой гештальты.

И, в частности, то, что было пережито, но не завершено, стремится к своему завершению. Гештальт-терапия – это построенная на теории гештальта психотерапия, то есть специфический подход к решению психологических проблем.

Её основоположник – Фредерик Перлз. Основатель гештальт-терапии отошел от психоанализа и воспринял одно из важных утверждений гештальтпсихологии, а именно то, что сознание неотделимо от тела и реальность для человека складывается как последствие состояния его организма. Так, голодный человек будет возвращаться к мыслям о еде и выделять в мире именно те объекты, которые с ней связаны, а сытый – вряд ли.

Психическая реальность есть создание целостных образов (гештальтов), а психопатологии – не что иное, как последствия нарушений создания образов. Создание образов происходит на стыке человека и среды, в действии (контакте), в котором проявляются желания, стремления и потребности человека.

Тот рубеж, где организм стыкуется со средой, терапевты назвали границей контакта. Гештальт-терапия постулирует, что характер – это такое соединение гештальтов, которые повторялись в прошлом, были относительно постоянны и являлись в то время здоровой реакцией на окружающую среду.

Если потребность не удовлетворена и с её удовлетворением есть трудности, то ситуация может выродиться в психопатологию. Именно трудности становятся фокусом терапии, образуя понятие «незавершенный гештальт».

Суть и методы

Для ответа на вопрос, что такое гештальт-терапия, стоит углубиться в её основы. Человек не изолирован, поэтому понимать его нужно в связи со средой (огромным полем). Он выступает частью большого поля и сам является полем, взаимодействие (контакт) его с малыми и большими полями служит отражением того, что вообще собой представляет личность. Таким образом, можно создать психологический портрет и выявить затруднения человека в контакте, используя техники раскрытия его гештальтов.

Центральным понятием гештальт-терапии является «незакрытый гештальт». Это понятие означает незавершенные, не доведенные до конца действия. Яркий пример эффекта незавершенного гештальта описан психологом Б. Зейгарник. В результате экспериментов она выяснила, что люди вспоминают чаще (в два раза!) именно незавершенные задания, чем те, которые были доведены до логического конца. Человек помнит именно о том, что является его неудовлетворенной потребностью, незавершенным гештальтом.

Ф. Перлз придавал большое значение желанию завершить незаконченное, чтобы добиться целостности. Прожитый, завершенный опыт дает спокойствие и расслабленность, хотя может включать и такие переживания, как печаль, досада, потеря.

Незаконченный гештальт образуется от неудовлетворенной в контакте потребности. С ростом неудовлетворенности человек все больше наполняется напряжением. Человек возвращается к гештальту, но не проживает его до конца, так как боится собственных чувств и эмоций, а это усугубляет состояние отсутствия целостности.

Гештальт-терапевт помогает человеку завершить ситуации и избавиться от их давления, которое создается эмоциями, переживаниями и чувствами, что не были завершены или выражены в прошлом. Для этого человеку необходимо осознать настоящее, присутствовать в нем, взять на себя ответственность за свою жизнь и то, кто он есть, обрести себя. Закрыть гештальт могут помочь:

  • Прощание.
  • Прощение.
  • Благодарность.

Закрывать гештальт не так-то просто. Он, аллегорически, предстает вампиром, притягивающим внимание постоянно и от этого получающим силы. Он насыщается, разрастается и становится всепоглощающим. Пути завершения:

  • Возвращение к старым действиям.
  • Обращение к аналогичным ситуациям в реальном времени.
  • Фантазирование прошлого.
  • Принятие настоящего положения вещей.

В терапии используются различные техники, которые делятся на принципы или игры. Главный принцип – включенность в настоящее или «сейчас». Кроме этого, принципы открытости и непосредственности контакта, высказывание от первого лица и концентрация на потоке переживаний.

Игры разворачиваются для наиболее плодотворного процесса проработки внутреннего опыта и открытия себя. В ходе игр человек достигает завершения гештальта. Некоторые наиболее известные игровые техники:

1. Диалог разных частей личности.

2. Усиление переживания, доведение его до абсурда.

3. Пустой стул. Высказывание эмоций и мыслей пустому стулу.

4. Разыгрывание ролей, противоположных тем, в которых находится обычно человек.

Методы гештальт терапии разнообразны и пополняются, зависят от предпочтений терапевта и проблемы клиента. Общим моментом в них является ориентация на сознательное переживание настоящего.

Лайфхак от Зейгарник

Многие исследователи подтверждали эффект Зейгарник. Аткинсон присовокупил к результатам исследования Зейгарник важность мотивации. Чем более мотивирован человек на решение задачи, тем сложнее он забывает незавершенные задачи. Где это может работать?

1. Быстрое запоминание. Можно попробовать запоминать что-то не целиком, а только частями. Достаточно прерываться периодически при выполнении задачи, и в памяти осядет больше.

3. Сложные дела. Стоит только начать делать какое-то дело, как оно само потом будет притягивать внимание, если будет незавершенным.

4. Создание интриги. Если закончить сообщение на действии, у которого отсутствует логический конец, то слушатели будут ждать продолжения, так как действие не завершено. Так работают сериалы, к примеру.

Когда нам удается начать, мы склонны завершить. Промедление же только портит настроение и нагнетает обстановку. Вы столкнулись с масштабной задачей? Избегаете первого шага? Да, кажется, что неизвестно, как начать и с чего, но каждый раз вспоминайте об эффекте Зейгарник!

Если есть некоторый уровень мотивации и вера в возможность осуществления этого дела, то вы его сделаете. Стоит только начать, чуть-чуть, хотя бы с чего-то, с самых легких частей задачи, а дальше все пойдет как по маслу! И дробите дела на детали – как правило, люди, думающие больше о деталях, а не об общей картине, меньше откладывают выполнение дел. Автор: Екатерина Волкова

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

При эмоциональной нестабильности терапевтом может быть назначена гештальт-терапия, теория и принципы которой направлены на изменение привычного поведения человека, устранение его внутренних конфликтов. Методика была основана много лет назад, но по-прежнему работает в нынешнее время. Систематически выполняя упражнения в гештальт-терапии, можно окончательно избавиться от ряда психологических проблем, вернуть себе эмоциональное равновесие.

Что такое гештальт-терапия

Интересуясь многочисленными направлениями психотерапии, многие современные психологи за основу своей практики берут гештальт-терапию. Ее основателем является немецкий психоаналитик Фредерик Перлз, который в середине прошлого века официально запатентовал инновационную в те времена методику. Она тут же нашла свое распространение в массах, поскольку отличается высокой эффективностью, разнообразием методов, которые подбираются клиентам в сугубо индивидуальном порядке.

Суть гештальт-терапии

Самый главный гештальтист создал самостоятельное направление психотерапии, которое включает основы биоэнергетики, психодрамы, психоанализа. Основная ценность такой терапии заключается в гуманистическом, экзистенциальном подходе к личности пациента, который страдает психическими расстройствами. Главной целью лечения является желание, стремление изменить особенности поведения клиента, найти компромисс со своим внутренним я, достичь гармонии с самим собой.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики

Гештальт-терапия помогает пациенту вылечить неврозы, избавиться от внутренних страхов, перебороть панические атаки и, казалось бы, привычную неуверенность в себе, собственных силах. Чтобы достичь положительных результатов в заданном направлении, первым делом психотерапевт пытается найти причину психологических проблем, оценить, аргументировать собственное поведение. Только после этого прийти к процессу осознания, мерам терапевтического взаимодействия. Основные задачи гештальт-терапии таковы:

  1. Работа с эмоциями. Оптимально работать с групповой психотерапией, чтобы открываться общению, научиться осознавать подлинные чувства, демонстрировать их окружающим.
  2. Умение отличить прошлое от настоящего. Понимая значение каждого жизненного обстоятельства, важно индивидуально с ним работать.
  3. Анализ. Для собственного сознания необходимо отделять и полностью отпускать негативные эмоции, работать над выяснением причин их возникновения.
  4. Внимание к телу. Клиент представляет собственные проблемы, приравнивает их к своим внутренним ощущениям. В результате ухудшается общее самочувствие, нужен анализ.

Кому подходит гештальт-терапия

Для завершения терапии важно полностью осознать ее задачи, принципы и направления. Поскольку в основе лежит большее женское начало, грубой силой проблему психологического характера не решить. В качестве духовного материала клиента используются его эмоции, переживания, умение признать и принять ситуацию, изменить к ней собственное отношение для ощущения внутренней гармонии.

Женщины более чувствительны, и их основные потребности заключаются в огласке проблемы, ее осознании и обсуждении, поиске верного пути, эмоционального равновесия. Мужчины более скрытные и имеют четкие границы контакта, поэтому им сложение пройти консультирование, познакомиться с собственной личностью. В целом, гештальт-терапия подходит всем, кто не зацикливается на собственных проблемах, а готовы решать их сначала на духовном уровне, затем на практике.

Принципы

Прежде чем изучать техники гештальт-терапии, важно понять, на каких принципах они основаны. Подход биологический, то есть учитывается взаимодействие человека и окружающей его среды. Если что-то мешает жить, эти обстоятельства должны подлежать корректировке. Основные принципы гештальт-терапии таковы:

  1. Жизнью управляет не разум, а эмоции, как основная потребность организма.
  2. Цели достижимы, если они свои, а не навязаны обществом.
  3. Человек должен стремиться к эмоциональному равновесию, духовному балансу.
  4. Тело, разум и эмоции должны быть тесно с вязаны между собой.
  5. Человек самостоятельно выбирает себе окружение, в котором ему комфортно.

Принцип «Здесь и сейчас»

В результате взаимодействия организма и разума человек может прийти к ощущению внутренней гармонии, справиться с преобладающими психическими нарушениями и страхами. Принцип «Здесь и сейчас» рассматривают, как основополагающий, поскольку при своей предельной доступности он обеспечивает очевидный результат, радикальные перемены в сознании и мировосприятии.

Гештальт-терапевт настаивает, чтобы пациент жил реальностью, как самым важным периодом собственной жизни. Прошлое и воспоминания о нем – это уже пройденный и невозвратный этап, тогда как будущее и реализация грядущих планов могут и вовсе не наступить. Получается, что все самое важное и судьбоносное в судьбе человека происходит «Здесь и сейчас». Поэтому важно с предельной ответственностью отнестись к собственному положению в нынешнем времени.

Методы

В современной психологии практика гештальт-терапии является новым этапом развития личности, предоставляет возможность кропотливой работы с внутренними способностями, желаниями, убеждениями. Так, уже существующие границы нарушаются, и индивид на интуитивном уровне либо методом внутреннего анализа должен определить свое отношение ко всему происходящему без повышенного давления со стороны. Выбирая практику психоанализа, требуется рассмотреть самые рейтинговые методы гештальт-терапии.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Гештальт-терапия – это общеизвестная форма психотерапии, реализованная в процессе взаимодействия эмоция и разума. Важно научиться понимать себя, озвучивать собственные проблемы. Методика «горячий и пустой стул» особенно интересует гештальт-терапевтов из Московского гештальт-института, а уместна к реализации в групповых сообществах. Основные принципы указанной методики представлены ниже:

Это поиск «золотой середины». Человек привык реагировать на ситуации в своих крайних эмоциональных состояниях. Это плохо сказывается на психике, душевном состоянии, мировосприятии. Необходимо научиться жить в гармонии с самим собой, причем реализовывать такие стремления не только в теории, но и на практике. Принцип «Золотой середины» - это умение варьировать в любой ситуации, при этом не загонять себя в крайности.

Работа со сновидениями

В гештальт-терапии особое внимание уделяется ночным сновидениям, которые являются подсказками человеческого сознания. Если после пробуждения вспомнить, о чем был сон, можно лучше понять себя, найти компромисс со своим внутренним я. Главное – отнестись к этому методу серьезно, а для расшифровки использовать нее только проверенные источники, но и собственную интуицию.

Упражнения

Такая классическая методика успешно работает уже не первое десятилетие, а основная задача пациента психотерапевта – подобрать эффективные, доступные упражнения, чтобы обеспечить эмоциональное спокойствие, эффективное лечение неврозов, панических атак. Итак:

  1. «Сейчас я осознаю…». Это основа упражнения, которое помогает по-новому оценить реальность. Важно по-другому посмотреть на происходящую кризисную ситуацию, удивить себя, проанализировав ее с нескольких точек зрения.
  2. Обратная связь. Психотерапевт выполняет роль так называемого «зеркала», чтобы пациент, озвучивая проблему, смог посмотреть на себя как бы со стороны. Это поможет ему переосмыслить ситуацию, найти решение эмоциональной нестабильности.
  3. «У меня все в порядке». С этой фразы необходимо начинать предстоящий анализ, тогда оптимистические мысли помогут посмотреть на жизнь по-другому, исключить панические атаки, внутренние страхи.

Видео