Как лучше всего изучать историю. Уловки для быстрого запоминания

Мы зачастую сталкиваемся с нехваткой знаний по определённому предмету. И это может связано не столько с подготовками к экзаменам в учебном заведении, но с другими жизненными ситуациями, встречающимися как на службе, так и при неформальном общении в компании друзей. Особенно остро это касается знаний в области такой обширной науки, как история. Информации по этому предмету очень много и знания, вынесенные со школьных уроков, как правило, оказываются недостаточными даже для того, чтобы подержать беседу, не говоря уж о профессиональные делах.

Простые помощники

Для того чтобы выучить историю быстро, необходимо запастись вспомогательными материалами , которые удобнее держать в руках, нежели просматривать на компьютере. Пролистывая страницы по нескольку раз и перечитывая непонятные строчки, вы быстрее запомните информацию, нежели переходя по бесконечным гиперссылкам и выхватывая разрозненную информацию из разных источников.

Как запомнит даты по истории? Проще всего пользоваться таблицей дат, на которой структурировано распределены даты в хронологическом порядке. Изучая ту или иную тему, вы легко сориентируетесь в годах и определите её место. Чем чаще вы будете обращаться к таблице, тем прочнее даты освоятся в вашей памяти. А ведь даты – это один из важнейших моментов в запоминании истории.

Если сражения, которые очень часто происходили в нашем мире и сыграли большую роль в историческом развитии событий, имеют первостепенное значение для вас и влияют на достижения цели изучения, то вам потребуются также исторические карты , на которых доступно изображены все движения в военном процессе. Кроме того, исторические карты отображают разделение земли в разные периоды.

В качестве источника информации для поверхностного изучения истории лучше всего взять школьный учебник. Каждый параграф в нём связан с определённым событием в истории и даёт его характеристику и основные даты. Выучив параграф и выделив из него основные тезисы, вы сможете начать запоминать более конкретные события определённого периода.

Для того чтобы легко и быстро запоминать исторические даты и события, вы можете пользоваться некоторыми нашими советами, которые вы найдете ниже. Обратите особое внимание на то, что память разных людей имеет разный объём и «пропускную способность», поэтому не злитесь на себя, если поначалу получаться запоминать у вас будет хуже, чем хотелось бы.

  1. Разделите параграф на блоки. Любой текст имеет логическое строение, которое подразумевает несколько частей. Их можно легко разделить, назвав каждый в соответствии с главным тезисом – идеей, и выучить по-отдельности.
  2. Не зубрите. Чтобы запоминать тексты, не нужно заучивать их слово в слово. Важно понимать то, о чём вы читаете вплоть до каждого слова. Часто бывает так, что один непонятый термин может нарушить всю систему.
  3. Стимулируйте себя. В душе каждый из нас – ребёнок. И как любому ребёнку нам необходимо поощрение за хорошо проделанную работу. Придумайте для себя систему поощрений и наказаний, чтобы быстро и с интересом выучить историю.
  4. Выучите даты. Очень хорошо, если в процессе изучении истории, таблица дат, которой вы начнёте пользоваться, фотографической памятью сохраниться в вашей голове. Это поможет вам обращаться к подсказке, не беря её в руки.

Исторические заметки

Очень полезно для того чтобы быстро запомнить большое количество информации, завести тетрадь и заносить в неё краткие конспекты того, что вам уже удалось выучить. Важно, что эту тетрадь проверять у вас не будут, как в школе, поэтому для того чтобы запомнить какой-то факт, вы можете даже зарисовать его.

Очень помогают запомнить даты по истории рукописные схемы : от одного события вы стрелочками отводите связанные с ним факты, между следующими также формируются определённые связи, и так далее. Любая визуальная информация очень хорошо откладывается в нашей памяти. Такие графические заметки позволяют предельно сократить крупные тексты и запомнить их вследствие постоянного обращения к тетради.

Запоминать за один день огромное количество прочитанной информации очень сложно, поэтому не забывайте, что перегрузка мозга может привести к разочарованию и даже некоторому нервному срыву. Помните о правильном режиме для и здоровом питании. Это поможет вашему организму легче справиться с «запоминательным» марафоном.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Как выучить историю

История – достаточно сложный предмет для многих, особенно, если вы не гуманитарий. Для многих вопрос, как выучить историю, так и остается без ответа, так как сложно выучить то, к чему совершенно не лежит душа. Впрочем, есть различные способы изучения этого нелегкого предмета.

В зависимости от того, что именно вам нужно выучить и какой срок на это есть, учить предмет можно по-разному.

Параграф

Проще выучить параграф из учебника, так как обычно параграфы имеют относительно небольшой объем. Кроме того, в них собрана однотипная информация, которая относится к определенному событию или периоду в истории, поэтому задача существенно упрощается.

Перед тем, как выучить параграф по истории, придумайте для себя небольшую награду за сделанное дело. Например, это может быть что-то вкусное или возможность поиграть на компьютере полчаса.

Для начала перечитайте параграф и попытайтесь понять его общую мысль. Например, если это параграф о определенной битве, определите, кто против кого бился и кто победил. Выпишите отдельно все важные даты из него, добавляя к ним краткие описания. Таким образом вы сможете составить своеобразный план параграфа с хронологией событий.

Постарайтесь выучить эти даты. Когда вы сделаете это, попробуйте добавить к каждой дате немного важный подробностей из параграфа и снова заучите их. Делать это нужно до тех пор, пока у вас весь параграф не будет распределенным по датам.

Как выучить даты

Самый большой вопрос для многих – как выучить даты по истории, так как это часто непосильная задача.

Есть различные методы выполнения этого задания.

К примеру, вы можете разделить лист бумаги на две колонки и записать в него даты таким образом, чтобы в левой колонке была дата, а в правой – события. Теперь вам нужно несколько раз перечитать даты и попытаться воспроизвести их. Вначале вы закрываете плотным листком бумаги правую колонку и пытаетесь вспомнить, какой дате какое событие соответствует. Затем то же самое необходимо проделать, закрыв левую колонку.

Другой способ: разрежьте листок бумаги на небольшие кусочки. На одной стороне маленького листика напишите дату, на другой – соответствующее ей событие. Далее нужно разложить перед собой все листочки датой кверху. Возьмите любой листок, прочитайте дату вслух и назовите событие. Переверните листок и проверьте, правильно ли вы его назвали. Если вы не помните событие, просто прочитайте его. Делайте это, пока все листочки не окажутся перевернутыми. После этого проделайте то же в обратном порядке.

Учим быстро

Перед контрольной или экзаменом наиболее популярный вопрос – как выучить историю быстро. Чтобы сделать это, разделите весь материал на определенные смысловые блоки, например, по столетиям либо правителям. Изучая каждый новый блок, старайтесь выделять для себя его отличие от предыдущего, характерные особенности. Старайтесь представлять те события, о которых вы читаете, чтобы у вас возникали определенные ассоциации.

Если перед вами стоит такая задача, как выучить историю России, постарайтесь ассоциировать события с городами, в которых вы были, а имена исторических персон – с вашими знакомыми.

КАК ВЫУЧИТЬ ИСТОРИЮ

Введение

Историей я никогда особо не интересовался и поэтому долгое время знал ее очень плохо. Настолько плохо, что, помню, иногда задавался вопросами типа «а кто жил раньше: древние египтяне или древние греки?» Да, все было настолько ужасно. Но с другой стороны, откуда мне было знать историю? В школе изучение этого предмета сводилось к зубрежке и потом пересказу параграфа у доски. В голове после такой учебы оставалось очень мало. В итоге я всегда чувствовал, что в моем образовании есть огромный пробел.

Уже учась в университете, я начал всерьез задумываться над этой проблемой и понял, что это неправильно – не знать историю. Это не просто неправильно, это позорно. «Как вообще можно считать себя полноценным человеком, - думал я, - если тебе не интересно узнать, откуда все взялось и почему мир вокруг тебя именно такой, какой он есть». Конечно, точно такие же рассуждения можно применить в отношении не только истории, но и любой другой науки, и прийти к тому, что позорно не знать химию, позорно не разбираться в классической музыке и т.д. Но по какой-то причине другие подобные пробелы в моем образовании меня не волновали так, как незнание истории.

И вот я засел за изучение истории. Это было уже через несколько лет после окончания школы, на курсе этак четвертом. Я начал с учебника истории за 5-й класс. Начал читать, но вскоре забросил: просто было неинтересно. Мозгом я понимал, что историю надо знать, и что она должна быть мне интересна, но мне было неинтересно! И только где-то через год, когда я учился уже на пятом курсе, я нашел-таки способ.

Способ оказался на удивление простым. Он заключался в чтении Википедии по полчаса в день. И все? – спросите вы. - В этом и состоит вся методика? Да, методика состоит в этом, но если бы все было так просто, то я бы прямо на этом и закончил свою мини-книгу, ведь так? Конечно же, все не так просто и мне есть еще, что вам рассказать. Ниже я расскажу о пяти правилах изучения истории, которые я для себя вывел. Надеюсь, они помогут и вам.

Зубрежка не работает никогда

Когда я учился в школе, я делил предметы на «умные» и «тупые». Например, математика, - думал я, - это «умный» предмет. Ее можно даже почти не учить, но в нужный момент додумать мозгом то, что не выучил. А вот английский язык – это, - думал я, - «тупой» предмет. Его надо тупо зубрить. Историю я тоже относил к «тупым» предметам.

Но уже намного позже я понял, что такая классификация предметов в корне не верна. Нет таких предметов, которые надо было бы зубрить. Надо лишь понять основные принципы работы мозга и можно навсегда забыть о зубрежке. Хотели бы вы научиться изучать историю, да и не только историю, совершенно не применяя зубрежку? Если да, то давайте рассмотрим, как работает наш мозг.

Мозг использует один и тот же способ для изучения чего угодно. Я не буду здесь вдаваться в подробности о том, почему это так, но это так. Просто поверьте мне. Представьте себе, что любой предмет мозг осваивает точно так же, как он осваивает языки.

Все, что есть в мозгу, это «языки»: язык тела, язык музыки, язык математики, язык логики и т.д. Мы знаем, что обычные языки (т.е. языки, на которых мы говорим) могут состоять друг с другом в близком или далеком родстве. Например, русский и украинский язык близки друг другу, в то время как китайский язык очень далек от этих двух языков. Именно поэтому китайцу труднее выучить любой из этих двух языков, чем русскому выучить украинский язык или украинцу выучить русский язык. Так вот, точно такая же картина наблюдается и со всеми остальными «языками», которые находятся в нашей голове. Какие-то из этих «языков» близки друг другу, другие - далеки друг от друга.

«Языки» близкие к тем, которые мы уже знаем, нам легче выучить. Например, если у человека все в порядке с логикой, ему будет легко освоить математику. Если он хорошо умеет рисовать, ему легче дается геометрия. Если у человека все хорошо с литературой, скорее всего, он и с историей дружит.

Далекие же «языки» даются нам труднее. Например, поэт может плохо понимать математику или физик может плохо разбираться в истории.

«Языки» не обязательно содержатся только в голове в виде конкретных знаний. Бывают и телесные «языки». Это разные навыки владения своим телом. К ним можно отнести танцы, боевые искусства, да и вообще любой вид спорта. И там тоже можно найти как примеры «языков» близких друг другу, так и примеры «языков» далеких друг от друга. Рассмотрим футбол и баскетбол. Эти два «языка» во многом близки друг к другу. Вам может показаться, что футбол и баскетбол - очень разные виды спорта. Но в плане необходимых для игры навыков в них есть и много общего. И там и там надо бегать. И там и там надо хорошо владеть своим телом. И там и там надо уметь играть в команде и т.д. Футболисту легче будет научиться играть в баскетбол, чем какому-нибудь штангисту, который никаким спортом, кроме поднятия тяжестей, никогда не занимался. А какому-нибудь неспортивному математику освоить футбол или баскетбол будет еще сложнее.

В общем, думаю, моя мысль понятна: нам легче учить более близкие к нам «языки». Более далекие от нас «языки» даются нам труднее.

Теперь давайте вернемся к школьным предметам, которые я подразделял на «умные» и «тупые». Так вот, получается, что в моей школьной классификации предметов я, по сути, называл «тупыми» те предметы, которые мне не давались, т.е. предметы, далекие от меня . Такая классификация не была универсальна, потому что она была целиком завязана на мне. Другой человек, мог бы разделить предметы на «умные» и «тупые» совершенно по-другому.

Что если бы подобную классификацию проводил, скажем, Пушкин? Вполне возможно, что он назвал бы литературу и историю «умными» предметами, а математику – «тупым» предметом. Всем известно, что Пушкин вообще не понимал математику. Так вот, он мог бы сказать про математику, что это «тупой» предмет, потому что в нем якобы ничего нельзя понять умом, а можно только вызубрить.

То есть, он мог бы сказать про математику то же самое, что я когда-то говорил про английский язык или историю! А ведь любой человек, понимающий математику, согласится, что зубрить ее - извращение. Математику надо понимать. Так вот, со временем я пришел к тому, что понимать надо не только «умные» предметы, но и те предметы, которые кажутся «тупыми». Даже языки надо понимать, а не зубрить. Зубрежка языков – такое же извращение, как и зубрежка математики.

И тут я хочу подвести вас к мысли, что нет «умных» и «тупых» предметов. Есть предметы, которые мы хорошо понимаем, и есть предметы, которые мы плохо понимаем или вообще не понимаем. Те, что мы не понимаем, мы зубрим. Такие предметы кажутся нам «тупыми». Но на самом деле нет ничего тупого ни в английском языке, ни в истории, ни в химии. Проблема в нас. Мы зубрим, потому что не понимаем, а не потому что предмет «тупой».

Но как понять предмет, если он реально непонятен? Что если он действительно кажется вам «тупым» и никакого другого способа его изучения кроме зубрежки вы для себя не видите?

Для начала надо перестать зубрить. Я знаю, о чем говорю, потому что самостоятельно выучил несколько языков, полностью отказавшись от зубрежки. Я исключил зубрежку там, где раньше она мне казалась единственным возможным путем. Потом я точно так же разобрался в истории, опять же, не прибегая к зубрежке.

Правило номер один: никогда, никогда, никогда не зубрите . Если поймали себя за зубрежкой, немедленно прекратите. Пусть зубрежка будет для вас сигналом о том, что вы идете неправильным путем. Ведь вы хотите понять предмет, а зубрежка – это первый признак непонимания.

Вот вам аналогия. Представьте себе, что вы засунули ключ в замок, но открыть не можете: ключ не поворачивается. Самое глупое, что вы можете сделать в этой ситуации, это пытаться прокрутить его при помощи грубой силы. Грубая сила тут - аналог зубрежки. Согласитесь, что если ключ не поворачивается, надо сначала проверить, тот ли это ключ и правильно ли вы им пользуетесь. Точно так же, если вам приходится зубрить, вы просто делаете что-то не так. Перестаньте это делать и подумайте, что можно изменить в своем подходе.

Перед тем как перейти к следующему правилу, давайте немного уточним первое правило. Давайте подумаем, что вообще такое зубрежка? Это попытка запомнить. Не пытайтесь запоминать! Мозг устроен таким образом, что он запоминает всё сам, автоматически и без малейших усилий. Но только при условии, что ему интересно! Если ему не интересно, он ничего не запомнит. И никакая зубрежка тут не поможет. Сознательные попытки что-то запомнить приводят только к кратковременному запоминанию. Поэтому, если вы изучаете историю не для сдачи экзамена, а для себя, что называется для души, то просто никогда не пытайтесь ничего запоминать.

ПРАВИЛО №1

Никогда не пытайтесь запоминать.

Как было сказано выше, попытки запомнить что-либо, к настоящему запоминанию не приводят. Но как же тогда учить историю? – спросите вы. Очень просто. Во-первых, поймите, что запоминание – это не ваша забота. Запоминать будет ваш мозг автоматически . Ваше сознательное участие в этом процессе не нужно и только вредит делу. Единственная задача, которая в действительности стоит перед вами, - сделать так, чтобы вашему мозгу было интересно.

Для этого вам надо научиться идти по интересному пути . Что такое интересный путь? Это путь во времени, а не в пространстве. Представьте, что, пока вам интересно, вы как бы идете по некому интересному пути. Если вам стало неинтересно, значит, вы сошли с интересного пути. Например, вы читаете учебник по истории и вам интересно – вы на интересном пути. Вдруг вас что-то отвлекло, интерес пропал. Вы начинаете заставлять себя читать учебник. Но теперь от чтения нет толка: ваш мозг перестал запоминать, потому что вы сошли с интересного пути.

По части умения не сходить с интересного пути нам стоит поучиться у детей. Они профессионалы в этом вопросе. Наблюдая за детьми, мы обнаружим, что они всегда идут по интересному пути. Дети всегда делают то, что им интересно. Попробуйте заставить маленького ребенка делать то, что ему неинтересно! Еще одна важная особенность детей состоит в том, что они не парятся. Им все равно, что вы о них думаете. Им без разницы, правильно ли они делают что-то или нет.

Например, взрослый человек, изучая иностранный язык, может стесняться начать на этом языке говорить. Почему? А вдруг получится как-то не так? Вдруг он не сможет говорить с идеальным произношением? Вдруг он в грамматике запутается? Что подумают люди, которые услышат, как плохо он говорит на иностранном языке?

Дети же начинают говорить, еще не умея говорить. Они игнорируют половину звуков, сами выдумывают слова, которых нет в природе, и т.д. Им не важно, правильно ли они говорят или нет. Все это так, - скажете вы, - но как это применить к изучению истории?

Дело в том, что подход, при помощи которого мне долгое время не удавалось выучить историю, заключался в том, что я пытался прочитать учебник по порядку, от корки до корки. То есть, я пытался сделать все «правильно». Мне казалось, что если уж учить историю, то с самого начала и потом идти по порядку, ничего не пропуская. Но проблема такого подхода заключалась в том, что путь изучения истории по порядку не совпадал с интересным путем. Любой заранее проложенный маршрут не совпадет с интересным путем. Он может совпасть на каком-то участке, но потом пути обязательно разойдутся, потому что интересный путь непредсказуем.

Каково же решение? Решение очевидно: не делайте «правильно», а делайте интересно. Не читайте учебник по порядку. Читайте только самое интересное. Всегда идите по интересному пути.

Как было в моем случае? Я просто плюнул на учебники и стал читать Википедию. В ней нет оглавления, нигде там не сказано, в каком порядке читать статьи. И я читал те статьи, которые мне были интересны.

Например, помню, решил я узнать о Хатшепсут. Это фараонша такая. Заметьте, я ничего толком не знал про Древний Египет. Я не знал про периодизацию его истории, про Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Я не знал, какие вообще фараоны были в Египте и в каком порядке они правили. Я не знал никаких исторических событий из истории Египта. Я не знал, когда какие у Египта были войны и с кем. То есть, я не знал ничего, но мне было интересно узнать что-нибудь про Хатшепсут. Почему про Хатшепсут? Да просто в голову взбрело! Прикольное имя – Хатшепсут. Читая статью про нее, я узнал, что у нее был сын Тутмос III, которого историки называют Наполеоном древнего мира: много он воевал и всех побеждал. Мне стало интересно узнать о нем больше, и я прочитал соответствующую статью. Читая статью про Тутмоса III, у меня появились новые вопросы, ответы на которые я уже искал в других статьях. Я переходил от одной интересной мне статьи к другой. Я не пытался ничего запоминать. Впервые я читал историю, просто потому что мне было интересно, а не потому что «историю надо знать».

Заметьте, я не учил историю «правильно». Я не начал с первобытных времен. Я пропустил зарождение цивилизации. Я пропустил строительство пирамид. Я начал с того, что мне было интересно.

Вы можете подумать, что, читая историю не по порядку, я хуже ее понимал. Я мог, к примеру, неправильно понять роль и место Хатшепсут в истории, потому что я, по сути, проигнорировал всю предшествующую, да и современную ей историю. Да, это так. Не зная историю, я действительно рассматривал Хатшепсут как бы в вакууме. И, тем не менее, порядок освоения истории не важен. Изучение истории, да и вообще чего угодно, похоже на собирание большого паззла. Нет никакой разницы, с какой стороны начать его собирать. Ведь, в конце концов, если не останавливать обучение, этот паззл все равно будет собран и всё станет на свои места.

Да, читая первые статьи, я, наверное, многое из них не понимал. Но по мере того как картина истории собиралась у меня в голове, я мог возвращаться к ранее прочитанным статьям и перечитывать их снова, понимая все больше и больше. То есть, я учился так же, как учатся дети: сначала я делал «неправильно», но интересно, а потом уже исправлял недочеты. Главное – идти интересным путем , иначе ничего не выучишь.

Примечательно, что задолго до этого, еще когда я учился на первых курсах, я неосознанно применял похожий подход к другим предметам. Например, к физике. Правда, я применял его в масштабах параграфов в учебнике, а не всего курса обучения. К примеру, в параграфе разбирается какая-то отдельная тема по физике. Если заглянуть в конец параграфа, становится понятно, что же автор пытается объяснить, и к чему все эти долгие и малопонятные рассуждения. Я видел, к примеру, что вот оно то самое уравнение, которое автор пытается вывести. После этого я мог вернуться к началу и уже читать по порядку, имея теперь представление о том, зачем я читаю этот параграф.

Это очень простой подход, но очень неочевидный. Нам почему-то кажется, что надо обязательно читать по порядку. Не надо! Никогда не читайте по порядку. Сначала читайте самое интересное, потом - все остальное. «Все остальное», кстати, станет вам интересно, после того как вы прочтете то, что заинтересовало вас в первую очередь.

Этот же подход я применял при изучении языков. Интересный путь работает всегда и везде.

ПРАВИЛО №2

Не идите «правильным» путем, идите интересным путем.

Вопросы – признак интереса

Теперь давайте разберем, как же нам всегда идти по интересному пути, и никогда с него не сходить. Если вы хотите научиться этому умению, то запомните простую фразу: вопросы – признак интереса .

Как узнать, будет ли интересно прочитать ту или иную статью в Википедии? Очень просто. Спросите себя, зачем вам ее читать? Затем что «так надо»? Или потому что у вас есть какой-то вопрос, ответ на который содержится в этой статье? У вас всегда должен быть вопрос! Если есть вопрос, значит вам интересно, т.е. вы находитесь на интересном пути. Если же у вас нет никаких вопросов, то даже не читайте эту статью.

Где брать вопросы? Если вы только начинаете учить историю, возьмите вопрос из своей головы. Это может быть, что угодно. Например, вам может быть интересно, кто стал править в России сразу после Петра I, или когда жил Александр Македонский, или кто такие гугеноты, и т.д.

Затем, когда вы уже начнете регулярно читать историю, вопросы будут приходить сами. Вы будете что-то узнавать, и тут же у вас будут появляться новые вопросы. Часто интересный путь вел меня по различным царским династиям. Например, прочитал про Саргона – стало интересно узнать о его сыновьях, Римуше и Маништушу. Прочитал о них – стало интересно узнать про Нарам-Суэна.

Выше я говорил о том, что интересный путь – это путь во времени. Мол, пока вам интересно, вы на интересном пути. Но интересный путь можно еще представить как серию мысленных «прыжков» по различным фрагментам осваиваемого материала. Нагляднее всего это видно на примере «прыжков» по статьям Википедии. Представьте, что перед каждым таким прыжком вы должны выбрать, куда вам прыгать. Если промахнетесь, то сойдете с интересного пути. Можете даже представить себя в роли Индианы Джонса, который прыгает по буквам секретного слова. Наступил не на ту букву – провалился.

А выбирать статьи для прочтения очень просто. В этом вам помогут вопросы. Если вам кажется, что статью прочитать «надо», но она вам не интересна, т.е. у вас к ней нет никаких вопросов, то просто не читайте ее. Если же у вас есть какой-то вопрос, найдите статью, которая даст вам ответ на ваш вопрос, и прочитайте ее. Любому вашему чтению должен предшествовать вопрос.

ПРАВИЛО №3

Всегда имейте вопросы.

Порядок не важен

Здесь мне придется снова обратиться к примеру с паззлом. Представьте себе, что вы собираете большой паззл. Как вы это делаете? С чего вы начинаете? Берете ли вы первый же попавшийся фрагмент и пытаетесь, во что бы то ни стало, найти другой фрагмент, который подойдет именно к этому первому фрагменту? Конечно же нет! Вы ищете среди всей кучи фрагментов любые два фрагмента, которые подойдут друг к другу. Вы не сидите с одним фрагментом в руках, методично перебирая остальные в поисках подходящего к нему фрагмента.

Но именно так почему-то большинство людей пытается освоить историю, да и любой другой предмет. Когда вы чего-то не понимаете, вы как бы сидите с одним фрагментом в руках и тратите время на то, чтобы понять, куда его пристроить. Отбросьте его в сторону. Перейдите к более понятным вещам. Собирайте паззл в других местах. Ведь, в конечном счете, паззл все равно будет собран, и все фрагменты окажутся на своих местах. Поэтому, если вы чего-то не понимаете, смело пропускайте это. Не пытайтесь понять всё.

Особенно много непонимания будет в самом начале. И оно будет вызвано в основном отсутствием общей картины. Вы все равно не избавитесь от этого непонимания, пытаясь решить ту маленькую, проблему, которая не дает вам покоя в данный момент. Поэтому пропускайте непонятные вещи. Не тратьте на них время. Лучше вернитесь к ним позже, когда у вас в голове будет собрана более полная картина истории.

И опять же данное правило я тоже когда-то до этого неосознанно применял, изучая физику. Порой это происходило вынужденно. В физике я долго не мог понять некоторые вещи. Например, в школе я мучился, пытаясь понять, почему же F=ma. Этот вопрос долго не давал мне покоя. Я избавился от него, только после того как плюнул на него и продолжил изучение физики, несмотря на ощущение непонимания чего-то важного. И только в университете, когда я проводил эксперимент, доказывающий это уравнение, до меня, наконец, дошло, что сам Исаак Ньютон не знал, почему F=ma.

В университете, помню, я бился над корпускулярно-волновым дуализмом. Я не мог понять, каким образом частица может в каком-то случае оказаться и не частицей вовсе, а волной, или наоборот, волна - частицей. Все мои одногруппники спокойно прошли этот вопрос и учились дальше, делали домашние задания. Я же впал в ступор. Я несколько месяцев (!) не мог перелистнуть страницу и продолжить чтение, не поняв этот несчастный корпускулярно-волновой дуализм. Мне казалось чем-то недостойным просто принять на веру какой-то постулат и пойти дальше. Но когда дело уже запахло сессией, мне все-таки пришлось переступить через свои принципы и продолжить чтение. И - о чудо! - вскоре я обнаружил, что, оказывается, вообще никто в мире не понимает корпускулярно-волновой дуализм. Его существование следует из опытов, но объяснить его никто не может.

Надеюсь, эти примеры убедили вас в том, что не стоит зацикливаться на непонятных вещах.

ПРАВИЛО №4

Если непонятно, пропускайте.

30 минут в день

И последнее, но не менее важное правило. Ваши занятия должны быть регулярными. Как это было у меня? Я просто поставил себе за правило читать историю по 30 минут в день. Я следовал этому правилу несколько месяцев, пока у меня не начало появляться впечатление, что в принципе я в истории уже более-менее ориентируюсь. Потом я перестал заниматься регулярно, о чем жалею.

Уже долгое время я собираюсь возобновить регулярные чтения истории, но постоянно откладываю на завтра. Не знаю, как решить эту проблему и стоит ли ее вообще решать. Видимо, на самом деле я не так уж и сильно интересуюсь историей. Однако это уже вопрос личной мотивации. В этой книге я лишь даю вам некоторые фишки, которые помогли мне в изучении истории. Рассказывать же о том, зачем нужно знать историю и как себя мотивировать на ее изучение, я не буду. Если не хотите учить историю, не учите. Но если же вы все-таки решили ее выучить, то постарайтесь сделать ее изучение регулярным.

ПРАВИЛО №5

Учите историю регулярно.

Подведем итоги

Вот, в принципе, и вся методика. Давайте подведем итоги. Перечислим все пять правил.

Итак, правила изучения истории от Карена Хистори:

1. Никогда не пытайтесь запоминать (не зубрите)
2. Не идите «правильным» путем, идите интересным путем
3. Всегда имейте вопросы
4. Если непонятно, пропускайте
5. Учите историю регулярно

Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.

Классифицируйте

Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.

Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.

1. По правителям

Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.

2. По историческим периодам

Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.

Наклейте везде стикеры

Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.

Ассоциируйте

Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.

Используйте интерактивные карты

Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.

Используйте интервальный метод повторения

Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.

Примерный график повторов ↓

Пользуйтесь хронологическими таблицами

Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.

Gumer.info

Начитывайте даты на диктофон

Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.

Находите параллели

Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.

Используйте карточки

Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.

Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.

Чтобы запомнить даты, надо

    Выписать даты на листы А4

    Наклеить везде стикеры

    Находить ассоциации

    Использовать интерактивные карты

    Учить даты с интервалами

    Использовать хронологические таблицы

    Наговаривать даты на диктофон

    Искать параллели

    Использовать карточки

Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным…

Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.

«Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.»

Подробный ответ одного из форумчан:

Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение»:

Все советы данные выше — неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.

На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее:).

Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. — Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.

Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.

Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)

В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.

Этапов четыре всего:

Этап I. Элементарный.

Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.

1) Отечественная история:

Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.

Н. Борисов , А. Левандовский . История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов , С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)

2) Всемирная история:

Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.

Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс .
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂

Этап II. Продвинутый

«Всемирная история. В 6 т .». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂

Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен.

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред.Б.Н. Флори
Федоров В.А. (ред.) История России XIX — начала XX в.
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

2) Всемирная история, из требуемых периодов:

Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время . В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов — 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.

Вариант IV. Импортный

Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.

Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)

Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3

После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.

Я не сторонник запретов, но мозг человека устроен так что если туда первой попала какая-то х..я, то потом она оттуда вылезать упорно не хочет. Легче на на персоне поставить крест (и пристрелить ) чем пытаться вернуть его в сознание. Поэтому я напишу кого и чего лучше избегать (надеюсь, до глупости типа чтения публицистики Пучкова(Гоблина) и прочих Прилепиных, Вы догадаетесь не опускаться):

Черный список

1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»
12. Любые книги на тему «антинорманнизма»
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о…»
14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂

Серый список

1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны — у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина «Историю Российского Государства». Этот уважаемый мною человек — не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать «синих учебников» по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг

Белый список

1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.
4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер

Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.

P.S. Я крайне надеюсь что этот пост, прочитает более одного человека, он не пропадет и хотя бы несколько человек, следуя мои рекомендациям, станут образованее, а страна, как следствие, чуть умнее