Физиологическая сущность эмоции. Физиологические основы эмоций

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновения эмоций начинаются с изменений, происходящих во внешнем мире. И уже эти изменения ведут к переменам к процессах, происходящих внутри человека: повышению или понижению жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других и т. п. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. . Таким образом, переживания чувств и эмоций являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания эмоций. Возникающая вследствие этого серьезная перестройка системы временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание эмоций и чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, дежело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В современной физиологии и психологии то, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большей силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается при повышении и понижении импульсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса); при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные эмоциональные положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились, эти участки получили названия «центров удовольствия». Когда же электродом раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы по этому «центрами страдания». Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В тоже время в центре, специализировавшиеся на продукционировании положительных эмоций, менее связанные друг с другом, что выступает основанием большого разнообразия, более дифференцированной картины положительных эмоций.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое- с отрицательными эмоциями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие-неудовольствие, наслаждение-страдание, приятное - неприятное и т.д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.

Первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К. Ланге. Они сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. У. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций -- любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса--Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем -- как их следствие -- возникает сама эмоция.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям; а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория Джемса Ланге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относиться к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеме и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса--Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре -- таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э = П (И н - И с),

Э -- эмоция, ее сила и качество;

П -- величина и специфика актуальной потребности;

И н -- информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

И с -- существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция ие возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Результаты экспериментальных исследований позволяют утверждать, что ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И. П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т. д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д.

О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств -- интеллектуальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны -- это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Можно утверждать что эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Мы также можем предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме, затрагивающими деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.
Системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц, так как сахар - один из главнейших источников мышечной энергии.
Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе, при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезки) всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.
Ведущую роль в протекании эмоций выполняет кора больших полушарий. И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения.
Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой эмоций, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний подкорковых структур - таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания.
Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Ретикулярная формация способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга.
Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое - отрицательных.
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических.

Эмоции, как и все психические процессы, являются результатом деятельности мозга, сложной комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Физиологическая основа эмоций - синтез и секреция многих биологически активных веществ, которые воздействуют на чувствительные к ним нервные элементы, возбуждая их активность. Ведущую роль при этом выполняет кора и определенную – подкорка. Отражаемые в сознании предметы и явления вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и в подкорку. В подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, изменениями в деятельности скелетных мышц.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние проявления чувств. Сдерживание чувств исчезает, если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения под воздействием сильных раздражителей.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методический комплекс по дисциплине основы общей психологии

Федеральное агентство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учебно-методический комплекс
Для студентов, обучающихся по специальности 031300 «Социальная педагогика», по специальности 050706 «Педагогика и психология» Горно-Алтайск РИО Г

Квалификационная характеристика специалиста
Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социаль

Набор компетенций, которые формируются у студентов при изучении курса
В результате изучения курса «Основы общей психологии» студент должен знать: - теоретические, методологические основания различных подходов к пониманию психики человека; - основные

Рабочая программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел 1.1 В системе профессиональной подготовки педагогов-психологов в ВУЗах отводится серьезная роль психологическому образованию. Психология станов

Технологическая карта учебного курса
«Основы общей психологии» Факультет психолого-педагогический Кафедра психологии Семестр 1.2 и 3.4 Распределение часов курса по формам и видам работ ДО 1 курс

Предмет и задачи психологии
1.1.Общее понятие о психологии и психике Слово «психология», образованное из греческих слов «psyche” (душа) и “logos” (сло

Становление психологии как науки
Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но короткую историю». Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в

Выдающиеся деятели российской психологии
Психоанализ – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда

Задачи и место психологии в системе наук
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология с

Отрасли психологии
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей. Различают фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практически

Основы методологии
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли т

Принципы психологии
Современная научная психология, с одной стороны, решает теоретические вопросы, с другой – практические задачи в области образования, труда, медицины и т.д. Отдельные отрасли психологии отделяются,

Методы психологии
Начало систематической разработки проблемы «метода» познания в истории западной мысли связано с именем Р. Декарта. Научные методы призваны обеспечивать как достоверность получаемых с их помощью дан

Эмпирические методы исследования
Одним из основных методов исследования психологии является наблюдение. Оно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Существуют различные ви

Проективные методы исследования
Проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. Принцип проекции, лежащий

Организация психологического исследования
Научные знания в психологии могут быть получены разнообразными способами: обзорно-аналитическим исследованием, теоретическим, эмпирическим, методическим, экспериментальным. Эффектив

Понятие психики и ее функции
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Существует два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическо

Специфика психического отражения
Психическое отражение окружающей действительности в ряде научных теорий рассматривается как базовая и отличительная характеристика психики. Характер отражения зависит от уровня орга

Отличие психики животных и психики человека
А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека: 1. Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что

Сознание как высшая ступень психики
Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновен

Бессознательное
Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, ко

Мозг - орган психики
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в с

Основные блоки мозга
Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их выполнением, всегда работает как единое целое. В голов

Физиологические механизмы функционирования мозга
Как известно, все, даже наиболее сложные формы работы мозга, лежащие в основе психической деятельности, построены по типу рефлексов. Существуют две большие группы рефлексов: безусло

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний личности
Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с работой всей центральной системы. Ощущения возникают в результате переработки ЦНС

Понятие деятельности
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрыт

Структура деятельности
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение или движение речевого аппарата. По физиологической основе все движения человека мог

Структурные элементы и виды деятельности
В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующ

Понятие личности
Личность – одна из самых сложных категорий в психологии. Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и харак

Психологическая структура личности
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологическая структура личности – эт

Природа личности
Понимание природы личности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В определении сущности этого вопроса – о соотношении биологического и со

Активность личности
Наряду с биологическими и социальными факторами принципиальное значение имеет активность самой личности. Она обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружаю

Самооценка и уровень притязаний
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я». Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адеква

Понятие общения
Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называет

Структура общения
Общение – сложный процесс, имеющий свою структуру. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Коммуникативная сторона общения, или коммуникац

Виды общения
Общение – это сложный процесс межличностного взаимодействия. Поэтому существует множество его классификаций. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольк

Вербальная и невербальная коммуникация
Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В основном различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация это внешн

Механизмы восприятия человека человеком
Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлек

Понятие и виды групп
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объед

Лидерство и власть
В любой группе ее члены проявляют разный уровень активности – кто-то занимает лидерские позиции в группе, а кто-то становится ведомым. Управление группой, ее самоуправление, воздейс

Межличностные отношения в группах и коллективе
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они в свою очередь делятся на официальные и неофициальные, отношения руков

Понятие темперамента
Каждый человек индивидуален и неповторим. Его неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композици

Физиологические основы темперамента
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими особенностями организма. Гиппократ (V в. до н.э.) основатель гум

Психологическая характеристика типов темперамента
Для сангвиника характерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Это человек н

Понятие характера
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер в переводе с гречес

Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы (тип ВНД), с другой – система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Тип ВН

Структура характера
Характер формируется и проявляется в процессе всей жизни человека. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется из

Акцентуации характера
Как считает немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 – 50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипны

Формирование характера
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки х

Понятие способностей
Особую подструктуру личности образуют способности. Б.М. Теплов выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности. 1. Под способностями понимаются и

Двойственная психологическая природа способностей
В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие

Виды способностей
Важным фактором развития способностей человека являются устойчивые специальные интересы – т.е. интересы к содержанию какой-то области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность про

Формирование способностей
Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Ов

Определение внимания, особенности внимания
Внимание – это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Оно не является самостоятельным психическим процессом и не отн

Свойства внимания
Внимание характеризуется следующими свойствами: распределением, объемом, сосредоточенностью, устойчивостью и переключаемостью. Распределение внимания – организация психической деятельности

Виды внимания
По активности человека в организации внимания выделяются три основных уровня, или вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание (по некото

Понятие об ощущениях и их функции
Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии

Физиологическая основа ощущений
Любое ощущение представляет собой реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервн

Виды ощущений
Ощущения классифицируются по многим основаниям. Самая ранняя и простая систематизация предполагает группирование ощущений в зависимости от модальности или вида раздражителя (обоняни

Основные свойства и закономерности ощущений
Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локали

Понятие восприятия
Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – это психический процесс формирования целостных образов объектов, н

Физиологические основы восприятия
Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Как показал И.П. Павлов, в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больш

Определение памяти
В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его во

Виды памяти
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При э

Процессы памяти
Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. К процессам памяти относят: запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализация, возобновление, сохранение и забывание материала.

Индивидуальные различия и типы памяти
Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, в особенностях содержания, в уровне произвольности и продуктивности памяти. Эти различия могут быть обусловлены врожден

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности
Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, эти знания не могут быть получены посредст

Формы мышления
В психологии основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные или отличительные признаки предметов

Виды мышления
Выделяют по различным основаниям несколько видов мышления. По форме и по содержанию знаний: наглядно (конкретно) – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое мышление. Наглядно – дейс

Качества мышления
К индивидуальным особенностям мышления относятся следующие качества: 1) самостоятельность мышления – проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своим

Понятие языка и речи
Язык – это средство речевого общения. Речь – общечеловеческое явление, и в то же время она в каждом конкретном случае индивидуальна. Она присуща каждому, но каждый человек в процессе речи по-своему

Физиологические механизмы речи
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие - ведущее в речевой деятельности. Правое полушарие влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д. Речевая деятель

Виды речи
Различают внутреннюю речь и внешнюю. Внутренняя речь – это процесс оформления мыслей до оформления их в устной или письменной форме. Она отрывочна, фрагментарна, сокращена. В ней со

Понятие о воображении
Воображение относится к универсальным психическим процессам. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое в настоящее

Виды воображения
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. В пассивном воображении система образов происходит непроизвольно. Оно делится на произволь

Приемы воображения
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. 1. Агглютинация – наиболее элементарная форма синтезирования образов – предполагает соединение разли

Понятие об эмоциях
К эмоциями относятся следующие состояния: страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость. Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себ

Функции эмоций
Эмоции выполняют множество функций в жизни человека. 1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека, т.е. на одно и тоже

Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, аффект, настроение,

Понятие воли
Воля – это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и к

Физиологические механизмы воли
Значительный вклад в изучение физиологических механизмов воли внесли И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Они обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали их услов

Волевые качества
Воля находит свое отражение в следующих личностных свойствах, качествах человека: 1. Первичные (базовые) волевые качества: а) сила воли – это качество личности, ко

Структура волевого действия
Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых выражаются все основные признаки и качества воли. Волевые действия подразделяют на: простые и сложные.

Конспектировать
1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психо­логии. - М.: Просвещение, 1977, С. 84-90 2. Леонтьев, А.Н. Понятие отражения и его значение для психолог

Конспектировать
1. Бассин, Ф.В. Проблема бессознательного / Ф.В. Бассин // Хрестоматия по психоло­гии. - М.: Просвещение, 1977, С.62-74, или 1987, С. 56-62 2. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л

Конспектировать
1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. С. 391- 403 2. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Прос

Конспектировать
1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989, С. 83-84 2. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента / В,С. Мерли

Конспектировать
1. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 269-275 2. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. п

Конспектировать
1. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001, С. 203-224 2. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: АПН РСФСР, 1981. С. 425- 514

Конспектировать
1. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М. Просвещение, 1977, с. 131 -144 2. Грегори, Р. Разумный глаз / Р. Грегори. - М.: Мир, 1972. С. 166-179, 188-193 3. Популярная

Конспектировать
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение. 1991. С. 3-32 2. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р.Г. Натадзе. // Хрест

Конспектировать
1. Вундт В. Психология душевных волнений / В.Вундт. // Психология эмоций: Тексты. М., 1984, С. 49-50 2. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. // Хрестоматия по пси

Методические указания к самостоятельной работе
План организации самостоятельной работы 1 курс ППФ (031300) № Тема Количество часов Форма отчетности Сроки

Подготовка к экзаменам
Подготовка к экзамену должна осуществляться в тече­ние семестра, в ходе регулярной работы на лекциях (внимательное прослушивание и запись материала лектора), на семинарах и практических занятиях (

Требования к ответу на экзамене
1. Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал с максимальной подробностью, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания мат

Темы рефератов
1. Место психологии в системе наук о человеке. Специфика психики. 2. Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология; научная психология;

Психологическая наука в течение длительного времени не могла решить вопрос с природой эмоций.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. И. Ф. Гербарт считал, например, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Например, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Другой известный психолог девятнадцатого века В. Вундт придерживался сходной позиции. По его мнению, эмоции - прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Как видно, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Однако в 1872 г. великий естествоиспытатель Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций. Было показано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных (а на самом деле и то, и другое рассматривается как часть биологического). Дарвин показал, что в манерах поведения животного и человека много общего.

Наблюдая за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (мимика, иные движения) есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Мимика удивления, включающая в себя приоткрытый рот, полезна и сейчас: тем самым выравнивается давление в среднем ухе по сравнению с окружающим воздухом, что способствует лучшему восприятию звуковой информации.

Если раньше господствовала теория, согласно которой эмоции - следствие интеллектуальных переживаний, то в конце девятнадцатого века "маятник качнулся в другую сторону". В 1884 г. появляется статья У. Джемса "Что такое эмоция?". Джемс (и независимо от него Г. Ланге ) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

Широко известна фраза Джемса, что "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". То есть теперь именно органические изменения стали рассматриваться первопричиной эмоций (так называемая теория Джемса-Ланге). Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, телесное порождает эмоциональное переживание соответствующей модальности. Периферические органические изменения, которые ранее рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

Появление теории Джемса-Ланге привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Ранее считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. По новой теории, надо было в первую очередь снять органические проявления горя или гнева (например перестать ходить из угла в угол).

Несколько иную точку зрения высказал У. Кэннон . Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, как оказалось, представляют собой довольно малочувствительные и малодинамичные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Кэннон даже провел эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Подытоживая свои изыскания, Кэннон сформулировал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.

Позднее П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.

В опытах на животных X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

В целом представления о роли органического в формировании эмоций Джемса, Ланге, Кэннона, Барда стали называть психорганической теорией эмоций. В дальнейшем эта теория развивалась и развивается в основном с помощью электрофизиологических исследований мозга.

Так возникла еще одна, активационная теория Линдсея-Хебба, согласно которой эмоциональное состояние определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма и отдельных участков головного мозга. А эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня и структуры активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость. А эмоция - в отличие от эмоционального состояния - это нарушение или восстановление равновесия в структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Были подходы к исследованию эмоций несколько с иной стороны. Эмоции можно рассматривать не как результат каких-то изменений, а как причину тех или иных изменений в организме, поведении. Эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения.

Это был несколько неожиданный и вместе с тем очень важный результат. Оказалось, что для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнаружено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Этот оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека (например силы нервной системы), который ее выполняет, и от многого другого.

Эмоции рассматриваются и через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Л. Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса показал, что есть такое эмоциональное состояние диссонанс, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Возникающее позитивное эмоциональное состояние называется консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Когнитивный диссонанс как негативное эмоциональное состояние вызывает общий дискомфорт, человек стремится избавиться от этого дискомфорта. Для этого у него есть два пути: или изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.

Слишком часто в современной психологии теория когнитивного диссонанса используется в качестве универсальной концепции для объяснения поступков человека и его действий в самых различных ситуациях. В детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания. Часто забывают про то, что когнитивный диссонанс - это всего лишь одна из множества других эмоций, у нее есть собственные механизмы развития, и эти механизмы не надо распространять на все эмоции.

Все без исключения психические процессы так или иначе причастны к возникновению и развитию эмоций. С. Шехтера показал роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах (когнитивно-физиологическая теория). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.

Во множестве опытов было показана роль словесных инструкций на способ восприятия ситуации и - как следствие - на формирование эмоций. Помимо словесных инструкций во время эксперимента большое значение имеет дополнительная информация, получаемая испытуемым. Во многих случаях экспериментаторам удавалось просто обмануть испытуемых. Тем давались таблетки, и сообщалось, что эти таблетки вызовут состояние эйфории. Состояние легкой эйфории на самом деле наступало, но таблетки были на самом деле пустышками (плацебо).

Отечественный психофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку же этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. По этой теории, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Симонов предложил формулу:

Э = П x (Ин - Ис),

Э - сила эмоции,

П - величина актуальной потребности,

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности,

Ис - существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных, им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетво­рении потребностей организма.

Эмоция - особая форма психической деятельности, которая в виде непо­средственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют связующую функцию между действительностью и потребностями.

Слово «эмоция» (лат. emovere - возбуждать, волновать) начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желания, боли и т. д.) в отличие от мыслей. -И. П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического сте­реотипа. Взгляды И. П. Павлова на механизм эмоций получили развитие в биоло­гической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970).

Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной по­требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетво­рения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта»*.

Согласно этой теории, правило возникновения эмоций выражается следую­щей структурной формулой:

Э=/{Л(йн-Ис)Ь где Э - эмоция, ее степень и знак; П - сила и качество актуальной потребности; Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности;


* Симонов В. П. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 63.


Ис - информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект; Ин - Ис - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потреб­ности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Положительные эмоции возникают при избытке имеющейся информации (Ис) по сравнению с необходимым (Ин) и ранее существующим прогнозом или при воз­растании вероятности достижения цели. Естественно, что отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации: Ис < Ин.

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, отрицательные эмо­ции возникают тогда, когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата, а положительные - в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функ­циональной системе.

Структура функциональной системы сложна, она включает:

■ афферентный синтез;

■ принятие решения;

" акцептор результатов действия;

■ эфферентный синтез (или программу действия);

■ формирование самого действия и оценку достигнутого результата (рис. 6.1).

Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования сис­темы, является потребность, или мотивация.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбужде­ние, пусковую (временную) и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального механизма, который обеспечивает необхо­димый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния,


НЕРВНЫЙ ЦЕНТР


исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выра­жением активации в ЦНС, создаваемой специальным механизмом, являются ори­ентировочно-исследовательские реакции и поисковая активность человека.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в ста­дию принятия решения, в которой определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт - фор­мирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программи­рующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и ин­дивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объек­тов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов дей­ствия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответст­вующих раздражителей.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программи­руются цель и способы поведения, организм может сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией.

Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сиг­нализация о совершенном действии полностью соответствует информации, со­держащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение заверша­ется: соответствующая потребность удовлетворяется. Если же реальный и ожида­емый результаты не совпадают, то появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Афферентный синтез перестраивается, принимается новое реше­ние, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут со­ответствовать параметрам нового акцептора результатов действия. И тогда пове­денческий акт завершается последней стадией - удовлетворением потребности.

Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности ор­ганизма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребности (мотивационного возбуждения и эталона, сформи­рованного в акцепторе результатов действия), то возникает положительная эмо­ция, если меньше - отрицательная. Если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта.

Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и в некоторых древ­них отделах больших полушарий - лимбической системе.

Наиболее тесно связаны с эмоциональным поведением гипоталамус и пояс ная извилина. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав лимби­ческой системы, также сильно влияют на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры го­ловного мозга.

Миндалина расположена в коре, в основании височной доли. Доказано отно­шение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрес­сивные реакции исчезают. Эмоциональные функции миндалины реализуются на

Сравнительно поздних этапах поведения, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Мин­далина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими по­требностями, и тем самым определяет выбор поведения.

В регуляции эмоций большое значение имеет кора больших полушарий. По­ражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание эмоций и влечений. При этом в первую очередь на­рушаются эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отно­шениями, творчеством. Билатеральное (двустороннее) удаление у обезьян ви сочных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмо­циональные интонации, выразительность речи у человека. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь человека становится монотонной.

Поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми струк­турами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия и др.), а также с различны­ми областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга, так как она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций.

Таким образом, можно выделить две группы центров регуляции эмоций. Пер­вая группа - подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и от­ветственные главным образом за биологические эмоции. Вторая группа - корко­вые центры, участвующие в проявлении социальных эмоций. Изучение функций левого и правого полушарий обнаружило существование эмоциональной асим­метрии мозга. Левое полушарие ответственно за положительные эмоции, а пра­вое - за отрицательные. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого - с тревожностью и озабоченностью. Возника­ющие под влиянием алкоголя эмоциональные состояния благодушия, безответст­венности, беспечности связаны с его воздействием на правое полушарие мозга.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полу­шария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмо­циональной интонации речи. При выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию и, следовательно, эмоционально отрицательной. При выключении пра­вого полушария ситуация кажется простой, ясной, понятной, что вызывает пре­обладание положительных эмоций.

У людей с поражением правого полушария плохое чувство юмора. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. У людей с левосторонним поражением чувст­во юмора почти не нарушено.

Большое значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная ин­формация: сенсорное голодание вызывает эмоциональные расстройства. Прояв-


дение эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

Функции эмоций

Выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждаю­щую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обоб­щение всех видов деятельности организма заключается в определении локализа­ции вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, полу­чившего травму конечности: ориентируясь на бояь, он немедленно находит такое положение для ноги, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопережи­ваний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства.

Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлет­ворению потребности. Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуа­лизация любой потребности побуждает к овладений предметом, способным удов­летворить данную потребность. Таким образом, появление потребности - причи­на любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отно­шение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс, так как у него будет отсутствовать потребность в пище, являющейся подкреплением. Реальным подкреплением при выработке пи­щевого условного рефлекса является награда (поощрение). Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.

Переключательная функция эмоций обеспечивает способность переключать­ся с одних действий на другие. Особенно ярко она проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Противоречие выражается в форме борьбы меж­ду страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побужде­ний, личностных установок.

Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои пере­живания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объ­ектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыс­лей, сколько эмоций.

Известно, что существуют полярные (противоположные) эмоции. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать ин­формацию о намерениях или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Например, испуганное лицо сигнализирует об опасности.

Основные эмоции человека

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция, вызывается но­визной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расши­рить опыт посредством включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно такое оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удов­летворения и радости.

Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. От­сутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тка­ней мозга.

Интерес - одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения.

Радость - эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает всякий раз, когда человек получает приятную для него информацию.

Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции заключается в облегчении и усилении социальных связей. Радость предполагает освобождение от отрицатель­ных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более при­ятными: розы краснее, небо голубее и т. д.

Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная до сих пор неизвестная информа­ция и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока. В момент удивления возникает состояние неопределенности.

Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным со­бытиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности. Боль­шинство людей оценивают удивление как положительное переживание. Способ­ность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем разви­тия познавательных способностей и интеллекта.

Горе, страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверх­сильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неуда­ча, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением


условий, при которых оно может возникнуть. Горе - обычно это реакция на по­терю или расставание с любимыми людьми.

Отчуждение от других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощу­щать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать не­удача, как реальная, так и воображаемая.

Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчает­
ся. В повседневной жизни страдание нередко сопровождается другими эмоциями.
Страдание, переживаемое со страхом, ведет к рост^-"тревожности. Когда ребенка
ругают за плач, может возникнуть связь страданиями стыда, что приводит к разви­
тию болезненной застенчивости. г-,.;...

Гнев может проявляться не только чувством "физического или психического
препятствия чему-либо, что мы хотим сделать, но и личным оскорблением, пре
рыванием ситуации интереса или радости, обманом, принуждением сделать что-
то против желания. ■-■;"

Разгневанный,человек ощущает себя сильным И энергичным, чувствует по­требность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энер­гии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своимидгействиями и это впоследст­вии приводит к чувству вины или страдания.

В процессе антропогенеза гнев имел большое значение для выживания, по­скольку он позволял быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. С развитием цивилизации значе­ние защитной функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев мо­жет быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедли­вый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызы­вают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвра­щение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек Хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него.

при преодолении препятствия, которое создает угрозу жизни и здоровья человека. Отрицательное значение агрессия приобретает тогда, когда она связана с чувством безысходности и отчаяния. Задача родителей - не подавлять агрессию ребенка, а научить его различать конфликтные ситуации, предварительно дав возможность эмоционально отреагировать на замещающий объект (например, ударить стул).

Страх как эмоция имеет природные врожденные факторы. Страх одиночест­ва, высоты, боли, неизвестности является естественным, и это чувство остается с человеком на протяжении всей жизни.

Люди по-разному переживают чувство страха. Все зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой.

Страх - очень сильная эмоция, которая ограничивает и замедляет воспри­ятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несво­бодным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать - от неприятного пред­чувствия до ужаса.

Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при на­рушении социальных и моральных норм.

Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окру­жающих. Стыд является одним из регуляторов социального поведения человека в обществе, способствует развитию его навыков и умений.

Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индиви­дуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта.

Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувст­во неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят.

Вина - эмоциональное переживание, которое является следствием социали­зации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины разви­вается при условии принятия человеком определенных моральных ценностей, ус­воения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям, а также достаточной способности к самокритике.

Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувству­ет личную ответственность за свои «неправильные» поступки.

Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение че­ловека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.


Похожая информация.