Электронные публикации. Пахомий Серб (Логофет) Пахомий серб

Последующий период, как мы уже указывали, принадлежит в русском песнотворчестве трудам Пахомия Серба (Пахомия Логофета). Наследию этого песнотворца посвящены труды как историков Русского государства, так и историков Церкви. В своем солидном исследовании Ф.Г. Спасский посвящает творчеству Пахомия Логофета отдельную главу.

В труде по истории русской духовной литературы преосвященный Филарет пишет, что Пахомий Логофет приходит к великому князю Василию Васильевичу «от сербския земли» и пишет житие и канон святителю Алексию, а также другие произведения. В.О. Ключевский указывает, что Пахомий Логофет вначале появляется в Новгороде около 1460 года, а в 1470 году он трудится в Троице-Сергиевой Лавре. Труды песнописца Логофета прослеживаются и в обители Кирилло-Белоезерского монастыря, где он по благословению преосвященного Филофея (1472–1501) пишет канон святителю Стефану Пермскому, а также описывает жизнь преподобного Кирилла Белоезерского.

Наиболее полный перечень трудов Пахомия Логофета (по сравнению с таковым преосвященного Филарета) дает Ф.Г. Спасский в своем цитированном выше труде, причем указывает и дату составления того или иного гимнографического произведения иеромонаха Пахомия. Самым ранним трудом признается его Служба преподобному Варлааму Хутынскому – в 1438 году (согласно Филарету, архиепископу Черниговскому, Пахомий исправил имевшийся ранее канон святому), самым поздним – преподобному Кириллу Белоезерскому – в 1474 году (по преосвященному Филарету – в 1501 году). Всех церковно-богослужебных произведений Пахомия Логофета Ф.Г. Спасский насчитывает 13, допуская, что, кроме указанных, канон пророку Илии может быть приписан Пахомию Логофету, «что не невозможно».

У Ф.Г. Спасского, внимательного исследователя русской духовной литературы, мы не находим положительной оценки деятельности иеромонаха Пахомия, хотя он и признает его большое влияние на русскую гимнографию: «наше творчество... в нем [Пахомии] закоченевает».

В.О. Ключевский в своем труде о житиях святых как исторических источниках, столкнувшись с деятельностью Пахомия Логофета, не нашел в ней положительных черт. «Он [Логофет] нигде не обнаружил значительного литературного таланта, – пишет В.О. Ключевский, – мысль его менее гибка и изобретательна, чем у Епифания; но он прочно установил постоянные однообразные приемы для жизнеописания святого и для его прославления в Церкви и дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности». Мнение В.О. Ключевского об «искусственной агиобиографии» принимают, как мы видим, и позднейшие исследователи. В последние годы ряд ученых был склонен пересмотреть эти выводы своего выдающегося предшественника.


Стиль богослужебных произведений Пахомия Логофета довольно однообразен, но наряду с известной стереотипностью выражений мы можем отметить и отдельные удачные образы, свидетельствующие о внутренней духовной жизни их автора. Так, нужно указать на отдельные выражения стихир и тропарей в каноне Службы иконе Божией Матери «Знамение», приписываемом иеромонаху Пахомию. Храм Тя Божий, Владычице, ведущи, во святем храме Твоем руки наша возносим на молитву: виждь озлобление наше, и подаждь нам помощь . Душевным чувством исполнены строки и другого Богородична: Ныне помощи прииде время, ныне пременения потреба, Чистая: молися Сыну Твоему и Богу, яко да ущедрит согрешившия и належащаго гнева избавит .

В хорошо известных службах, составленных иеромонахом Пахомием, часто бывает трудно найти оригинальные высказывания и мысли; в них заметны и выраженное подражание византийским образцам, и установившаяся привычность, стереотипность оборотов. Элементы литургического богословия разработаны у иеромонаха Пахомия довольно слабо. Обычно в его трудах построение Богородичных канонов, в которых дается догмат вочеловечения Христова, не отличается большим внутренним горением. В отдельных канонах имеются ссылки на учение о Святой Троице, однако большой глубины и серьезной разработки эти идеи у Пахомия не получают.

В каноне пророку Илии, который приписывается творчеству иеромонаха Пахомия, есть тропарь, содержащий глубокий богословский смысл. Интересно, что на этот тропарь канона в разное время обращали внимание люди большого духовного подвига, старцы, живущие в монастыре. Это – второй тропарь 9-й песни второго канона пророку. На земли тя Ангела познахом, Божественный пророче , – таким обращением начинается этот тропарь, – и на небеси отнюд человека Божия, якоже и Сам Господь рече: понеже Илиа человек жесток ecи, согрешающу Израилю терпети не можеши, взыди ты ко Мне, да Аз доле сниду . Какое откровение тайны любви Божественной, какая глубина и одновременно образность выражения Жертвы Христовой!

Приведенное нами небольшое число примеров из творений иеромонаха Пахомия убеждает нас, что при однообразии структуры и монотонных приемах в значительном количестве его писаний он в отдельных частях своих песнотворческих трудов проявляет глубокую мысль богослова-литургиста. Последнее обстоятельство может явиться поводом для более углубленного изучения его наследия.

Пахомий Логофет

Писатель XV века. Почти не сохранилось никаких сведений о жизни этого замечательного деятеля русской литературы XV века; дошедшие известия отрывочны, неясны, нередко противоречивы. Несомненно только, что он был родом серб ("сербин", как называется он в наших рукописях), жил сначала на Афоне, и, по-видимому, еще в молодых годах пришел в Россию. Последнее случилось в царствование великого князя Василия Васильевича (1425-1462 гг.), и, нужно думать, значительно раньше 1440 г., около которого уже появляется первый литературный труд Пахомия в России - "Житие преподобного Сергия". Большую часть жизни в России Пахомий провел в Москве и Троицко-Сергиевой лавре, отчасти в Новгороде (1458-1462 гг.). Где и когда скончался, неизвестно; во всяком случае, не ранее 1484 г., - не ранее этого года могло быть составлено Пахомием приписываемое ему в рукописях "Житие Новгородского архиепископа Моисея".

Сношения древней Руси с православным Востоком, особенно Константинополем и Афоном, вообще были не редки. Афон и Константинополь, вместе с Болгарией и Сербией, были для древнерусской письменности источниками неистощимых книжных богатств. В течение всего древнего периода отсюда шли к нам в славянских переводах библейские и богослужебные книги, творения отцов церкви, кормчие, патерики, жития святых, сборники, наконец, вся южнославянская литература "похвальных слов". В XIV- XV вв. влияние Афона на русскую письменность делается особенно сильным. На Афоне образовывается в это время целое общество иноков, главное занятие которых - перевод отеческих творений на славянский язык и списывание книг; то и другое быстро делается достоянием русской книжности. И сами русские иноки в Афонских и Константинопольских монастырях списывают книги, делают переводы с греческого, сличают славянский текст св. писания с подлинником, переводят книги богослужебные, составляют сборники. Здесь для русских иноков - как бы школа книжного труда, центр высшего духовного образования. Ввиду сказанного, появление на Руси "сербина" Пахомия не представляло ничего странного.

Наиболее ранним литературным трудом Пахомия, как мы заметили, было "Житие преподобного Сергия Радонежского" (ум. 1391 г.), составленное около 1440 г.: оно читается уже в сборнике, писанном в 1432-1443 гг., и рассказывает о чудесах преподобного, совершившихся в 1438 г. Труд этот представляет переделку жития, написанного ранее Епифанием, с дополнением к нему рассказа о чудесах и сделан с целью приноровить излишне обширное житие к чтению в церкви, а отчасти, может быть, и с целью дать ему большую распространенность в среде читателей; труд Пахомия, действительно, по-видимому, устранил собой Епифаниевский, который почти совершенно не встречается в рукописях. Вторым сочинением Пахомия считают "Житие митрополита Алексея" (ум. 1377 г.) с каноном, написанное Пахомием по воле "великого князя, митрополита и определению всего собора". Труд относится к 1450-1459 гг. и состоит в переделке, притом с немалыми ошибками и путаницей, жития, написанного Питиримом (ум. 1445 г.), с присоединением повествования о чудесах, и сделян опять с целью чтения его в церкви. В период пребывания в Новгороде, где Пахомий застал еще архиепископа Евфимия (ум. 1458 г.), им были составлены по поручению преемника Евфимия, Ионы: "Сказание о чуде преподобного Варлаама Хутынского" (ум. 1192 г.), "Житие" его с похвальным ему словом и каноном, "Жития" княгини Ольги, преподобного Саввы Вишерского (ум. 1460 г.) и упомянутого Евфимия, с канонами им, и служба преподобному Онуфрию. За исключением "Жития Евеимия", написанного Пахомием отчасти в качестве очевидца и потому менее страдающего общими местами, все остальные крайне скудны и бедны содержанием. "Житие Саввы Вишерского" в этом отношении особенно характерно: оно не обнаруживает в авторе никаких сведений ни о самом святом, ни о его монастыре, хотя святой происходил из довольно известного рода Бороздиных, и Тверской Саввин монастырь, где он сначала подвизался, также хорошо был известен в то время. Автор, очевидно, и не искал исторических фактов и не нуждался в них, а считал вполне возможным удовлетвориться общими местами в рассказе; притом и в занесенных фактах он делает ошибки и неточности. Это характеризует степень его исторических интересов. К этому же времени относится составление Пахомием после смерти митрополита Ионы (ум. 1461 г.) службы ему, написанной по просьбе Новгородского владыки. Вернувшись из Новгорода в "Московские страны", Пахомий работал над "Житием преподобного Кирилла Белозерского" (ум. 1427 г.), для. чего предварительно, по повелению великого князя и нового митрополита, ездил на Белоозеро. Порученный Пахомию труд вызывался насущной потребностью. В продолжение более 80 лет по кончине чудотворца в его монастыре не только не было составлено жития основателя, но не имелось и никаких предварительных записок о его жизни. Среди самой братии, очевидно, не было способных к тому людей. Отсутствие всякого повествования о жизни такого подвижника, как преподобный Кирилл Белозерский, живо чувствовалось не только в самой обители, но и среди всего круга грамотных мирян; Кирилло-Белозерский игумен и с своей стороны просил Пахомия написать "хоть что-нибудь о святом". Новый труд Пахомия является лучшим его произведением. Пахомий застал в Кирилловом монастыре многих очевидцев и учеников преподобного, и житие, им написанное, составленное на основании современных свидетельств, передает много живых подробностей, характеризующих и время, и людей. В самом изложении нередко чувствуется влияние устного живого рассказа. В 1472 г. по случаю открытия и перенесения мощей митрополита Петра Пахомию поручено было "великим князем и митрополитом" написать в память этого события "похвальное слово" и службу. Около того же времени "повелением" Пермского епископа Филофея (1472-1501 гг.), Пахомий пишет канон Стефану Пермскому (ум. 1396 г.). Последним трудом Пахомия, вероятно, было "Житие Новгородского архиепископа Моисея" (ум. 1362 г.). Житие отличается общностью изложения и легендарностью рассказа и черпает содержание свое преимущественно из цикла Новгородских легенд; судя по одному эпизоду, оно написано не ранее 1484 г.

Кроме перечисленных, Пахомию в наших рукописях приписываются: "Житие Новгородского архиепископа Иоанна" (ум. 1185 г.), "Повесть о страдании Черниговского князя Михаила и боярина его Феодора" (ум. 1244 г.), с службой им; "Похвальное слово на Покров Богородицы", "Похвальное слово Знамению Богородицы" (чудо 1169 г.) и каноны в службах Знамению и святым мученикам Борису и Глебу. "Житие Иоанна содержанием своим представляет ряд легенд, почерпнутых из того же цикла Новгородских сказаний, которым пользуются "жития" Варлаама и Моисея. Многие из этих сказаний, вероятно, впервые собирались и заносились в нашу письменность Пахомием. "Повесть о князе Михаиле" - стилистическая переделка более древнего повествования о том же событии, местами украшенная риторическими распространениями, местами новыми фактами, но сомнительного качества.

Уже сказанным определяется характер литературной деятельности Пахомия. Не считая написанных им "канонов" (около 18), 3-х или 4-х "похвальных слов", до шести различных "сказаний", - из 10 "житий", им составленных, только 2-3 могут считаться его оригинальными произведениями; остальные - или новые редакции, или переделки прежде существовавших. Перед нами, таким образом, не столько автор в строгом смысле, сколько компилятор и редактор. Он свободно пользуется чужими трудами или прямо сырыми материалами и придает им ту или другую, удобную для практического употребления, литературную форму. "Запас русских черновых воспоминаний, накопившийся к половине XV в., - замечает исследователь, - надобно было ввести в церковную практику и в состав душеполезного чтения, обращавшегося в ограниченном кругу грамотного русского общества. Для этого надобно было облечь эти воспоминания в форму церковной службы, слова или жития, - в те формы, в каких только и могли они привлечь внимание читающего общества, когда последнее еще не видело в них предмета не только для научного знания, но и для простого исторического любопытства. В этой стилистической переработке русского материала и состоит все литературное значение Пахомия"... Его литературные переделки и компиляции удовлетворяли насущной потребности, живо чувствовавшейся и в церковной критике, и в читающем обществе. Заслуга была тем важнее, что других сил не было. В ХIV-XV вв. в Московской Руси мы видим крайнюю бедность литературного развития. Иногда в целом монастыре не было не только никого, сколько-нибудь способного к литературной работе, но даже ни одного грамотного монаха. Даже в таких монастырях, как Кирилло-Белозерский, не всегда можно было, как мы видели, найти человека, способного к литературной работе. При таком недостатке сил даже незначительный литературный талант мог дать писателю быстрый и широкий успех. И это мы видим на судьбе Пахомия. Как писатель, он вовсе не может быть поставлен высоко; он беден мыслями, не имеет литературной гибкости и изобретательности, не разнообразен, часто повторяет себя, - не отличается даже широтой познаний. И при всей этой посредственности вызывает в ряду наших грамотеев удивление к себе, смешанное с благоговением, является в их глазах мужем, "от юности совершенным в божественном писании и во всяком наказании книжном и в философском истинном учении, еже знаменает по степенем граматикию и прочии философии, яко превзыти ему мудростию и разумом всех книгчий"... Он, по-видимому, едва успевает удовлетворять всем обращающимся к нему заказам, а иногда, как видим из одного свидетельства современника, принужден даже отказываться, несмотря на все убеждения и награды. Его труды быстро создают ему положение официального писателя. С литературными поручениями к нему обращаются: сам великий князь, митрополит "со всем собором святителей", епархиальные архиереи. Все это показывает, как сильна была нужда в подобной деятельности, - какой насущной потребности она удовлетворяла. Этим и определялось важное значение Пахомия, как писателя, и его заслуга. Обширной массе письменного материала, давно накапливавшегося и остававшегося сырым или плохо обработанным, он дал литературную жизнь и возможность служить потребностям возникавшего круга древнерусских читателей.

Что касается собственно литературной стороны трудов Пахомия, - роль его в этом отношении в истории нашей агиографии исключительно стилистическая. Пахомий окончательно и надолго упрочил литературные приемы с колебаниями вводившиеся впервые Киприаном и Епифанием, и вкус к которым давно уже получили наши читатели под влиянием нахлынувшей к нам юго-славянской письменности. Пахомий заботится не о факте, а лишь о более красивой его передаче; он не изучает исторических материалов, чаще всего прибегая к помощи общих мест. Факт сам по себе не имеет для автора значения, и он не занят ни его собиранием, ни его критической проверкой; цели, которые ставятся труду, исключительно моральные, назидательные. Для автора важно не описать события, а их подбором очертить морально-аскетический идеал. Пахомий поэтому без сожаления опускает фактические подробности, может быть, драгоценные для историка, но неудобные для церковного чтения, или переиначивает самый факт ввиду стилистических соображений. Общие места - любимый его прием, и в этом отношении Пахомий, со своей стороны, еще более способствует обезличению нашей агиографии, этой отличительной ее особенности. Под его пером, например, исчезают черты живой действительности, занесенные в Епифаньевское "житие Сергия". Уходя в пустыню, преподобный Сергий у Епифания оставляет имущество своему младшему брату, у Пахомия раздает бедным; Епифаний просто говорит, что в лесу, где поселился Сергий, было много зверей и всякого гаду, у Пахомия в зверей и гадов преображаются бесы, смущающие подвижника, и т. п. По взгляду Пахомия, так выходило красивее в "житии", назидательнее. Общие места совершенно устраняют личные взгляды автора, и за исключением двух-трех фактов, мы почти не видим в его сочинениях его собственной личности и его симпатий.

Любовь Пахомия Логофета к общим местам и его авторская безличность не являются, впрочем, его отличительными чертами; в этом отношении Пахомий - типический представитель взглядов, искони господствовавших в нашей агиографии, а отчасти и во всей древнерусской письменности. На задачи и цели "жития" Пахомий смотрит так же, как смотрели на это все наши писатели "житий" вплоть до XVII века, а равно и все читавшее древнерусское общество. В представлении и тех, и других "житие" было неразрывно с святостью жизни описываемого лица, и только такая святая жизнь имела право быть предметом "жития".

Литературная история древнерусского жития вообще исчерпывается исключительно историей его стиля, и в развитии последнего Пахомию Логофету принадлежит весьма видное место. Его творения послужили образцами для последующих русских агиографов, создали новую литературную школу, последователи которой скоро даже обогнали своего основателя. "Рассказ Киприана и Пахомия Логофета, замечает исследователь, кажется сухим и сжатым сравнительно с изложением их русских подражателей XV-XVI вв. В Макарьевское время Пахомиева биография Никона Радонежского кажется уже неудовлетворительной в литературном отношении и переделывается в еще более украшенном стиле. "Плетение словес" пришлось по вкусу...

В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник". Москва, 1871 г., стр. 113-167; Ив. Некрасов, Пахомий-серб, писатель ХV в. - "Записки Новороссийского университета", т. VI. Одесса, 1871 г.; преосв. Макарий, "История русс. церкви", т. VII. СПб., 1874 г., стр. 144-170.

А. Архангельский.

{Половцов}

Пахомий Логофет

Известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 г.; около 20 лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг. Эти занятия составили ему славу выдающегося стилиста, и около 1470 г. он был вызван в Новгород архиепископом Ионой для составления житий новгородских святых. В короткое время им там составлены жития Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Евфимия Новгородского, Моисея и Иоанна архиепископов. Большинство житий составлено П. по заказу; это побуждало его довольно свободно относиться к историческим фактам и ради поучительности жития не стесняться собственными прибавлениями. Историческое значение большинства житий, составленных П., ничтожно. Житие преподобного Сергия есть сокращение более раннего труда Епифания с добавдением чудес по открытии мощей Сергия. Житие митрополита Алексия основано на труде Питирима. Жития, составленные им в Новгороде, проникнуты новгородским патриотизмом; совершенно обратное замечается в житиях московских святых. Сравнительно большую историческую ценность имеют жития Кирилла Белозерского и архиепископа Евфимия Новгородского. Первое из них составлено 34 года спустя после смерти Кирилла и основано на обильных рассказах современников святого и документах. И в этом труде, однако, П. оставляет без внимания любопытные факты из первоначальной истории монастыря и дает недостаточно связный рассказ о жизни святого. См. В. Ключевский, "Древнерусские жития святых" (Москва, 1871); И. Некрасов, "Пахомий; серб. писатель XV в." (Одесса, 1871).

А. Л-нко.

{Брокгауз}

Пахомий Логофет

Иеромонах, родом Сербянин, пришедший в Россию из Афонской Горы в Новгород во время Ионы, Архиепископа Новгородского, то есть около 1460 года. Он по приказанию сего Архиепископа сочинил много Канонов Церковных и Житий Российских Святых, как-то: Похвальное Слово и Канон Преподобному Варлааму Хутынскому (который поправили после Греки Лихуды) два Канона Икон Знамения Пресв. Богородицы ; два Канона -Препод. Сергию Радонежскому и Божией Матери , на 25 Сентября ; Канон Никону Радонежскому , Великой Княгине Ольге ; Житие и Службу Преподобному Савве Вишерскому , Новгородскому Архиепископу Св. Евфимию , Св. Ионе Митрополиту Московскому ; Св. Онуфрию Великому для пения в Отенском Монастыре , где есть Храм во имя сего святого. В Каноне Митрополиту Ионе он в Тропарях поставил и краегранесие с означением, что сочинен оный повелением Ионы Архиепископа. После кончины сего покровителя, он переехал из Новгорода в Троицкий Сергиев Монастырь; и когда были открыты Мощи Св. Петра Митрополита и уставлено ему празднество, то Пахомию поручено было сочинить Службу на обретение Мощей его, и он написал два Канона. Еще описал он Житие Св. Алексия Митрополита , помещенное в больших Макарьевских Четьих Минеях подлинником. Живя в Сергиевском Монастыре, услышал он от некоего Монаха Мартиниана сказание о Богоугодных подвигах Преподобного Кирилла Белозерского и ездил на Белоозеро для собирания Записок о жизни его, которую и описал. Когда и где он скончался, неизвестно.

ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ

Пахомий Логофет - известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 года; около 20 лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг. Эти занятия составили ему славу выдающегося стилиста, и около 1470 года он был вызван в Новгород архиепископом Ионою для составления житий новгородских святых. В короткое время им там составлены жития Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Евфимия Новгородского, Моисея и Иоанна, архиепископов. Большинство житий составлено П. по заказу, это побуждало его довольно свободно относиться к историческим фактам и, ради поучительности жития, не стесняться собственными прибавлениями. Историческое значение большинства житий, составленных П., ничтожно. Житие преподобного Сергия есть сокращение более раннего труда Епифания с добавлением чудес по открытии мощей Сергия. Житие митрополита Алексия основано на труде Питирима. Жития, составленные им в Новгороде, проникнуты новгородским патриотизмом; совершенно обратное замечается в житиях московских святых. Сравнительно большую историческую ценность имеют жития Кирилла Белозерского и арх. Евфимия Новгородского. Первое из них составлено 34 года спустя после смерти Кирилла и основано на обильных рассказах современников святого и документах. И в этом труде, однако, П. оставляет без внимания любопытные факты из первоначальной истории монастыря и дает недостаточно связный рассказ о жизни святого. См. В. Ключевский "Древнерусские жития святых" (Москва, 1871); И. Некрасов "Пахомий, серб, писатель XV века" (Одесса, 1871). А. Л-нко.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ
    Логофет, Пахомий Серб (гг. рождения и смерти неизвестны), учёный монах, писатель-агиограф 15 в. Серб по происхождению. Прибыл с Афона на …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.) русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля "плетения …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ
    известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 г.; около 20 лет провел в Троицкой лавре, …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ
    ? известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 г.; около 20 лет провел в Троицкой …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.), русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля «плетения …
  • ЛОГОФЕТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - чиновник в византийском государственном аппарате. с vII в. - руководитель государственного ведомства (казны, почты и …
  • ЛОГОФЕТ в Большом юридическом словаре:
    - чиновник в византийском государственном аппарате. С VII в. - руководитель государственного ведомства (казны, почты и …
  • ЛОГОФЕТ в Словаре экономических терминов:
    - чиновник в византийском государственном аппарате. С VII в. Л. именовались руководители государственных ведомств (казны, почты и др.) …
  • ЛОГОФЕТ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Логофет — название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Это …
  • ПАХОМИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pachomios) [около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет,- 14.5.347, Пабау (Фебоу), там же], основатель киновитства (общежительной формы монашества) . Сын …
  • ЛОГОФЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Это был хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей …
  • ЛОГОФЕТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш., ист. В Византии: высшая государственная должность а также лицо, занимавшее эту должность и ведав-шее императорской казной, сбором …
  • ПАХОМИЙ
    ПАХ́ОМИЙ ЛОГОФЕТ (Пахомий Серб) (?- 1480-е гг.), рус. писатель-агиограф, монах. Выходец из Сербии. Жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя …
  • ПАХОМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАХ́ОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 290-346), христ. святой, монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне. Впервые основал монастырь на началах общежития …
  • ЛОГОФЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОГОФ́ЕТ ВЕЛИКИЙ, 1) в визант. гос. аппарате с кон. 12 в. чиновник, под контролем к-рого находилось всё гражд. управление. Великий …
  • ЛОГОФЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? название одной из церковных должностей в средневековой Византии и вообще в восточных церквах. Это был хранитель патриаршей печати, заведовавший …
  • ЛОГОФЕТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    логофе"т, логофе"ты, логофе"та, логофе"тов, логофе"ту, логофе"там, логофе"та, логофе"тов, логофе"том, логофе"тами, логофе"те, …
  • ЛОГОФЕТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Византийский казначей, сборщик …
  • ЛОГОФЕТ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. logothetes) в Византии - название нек-рых высших государственных должностей (логофеты ведали императорской казной, сбором налогов и т. п.); …
  • ЛОГОФЕТ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. logothetes] в византии - название нек-рых высших государственных должностей (логофеты ведали императорской казной, сбором налогов и т. п.); в …
  • ПАХОМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЛОГОФЕТ в словаре Синонимов русского языка:
    канцлер, хранитель, …
  • ЛОГОФЕТ в Словаре русского языка Лопатина:
    логоф`ет, …
  • ПАХОМИЙ
    Пахомий, (Пахомиевич, Пахомиевна и Пахомьевич, …
  • ЛОГОФЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    логофет, …
  • ЛОГОФЕТ в Орфографическом словаре:
    логоф`ет, …
  • ПАХОМИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Кенский (ум. ок. 1515), преподобный, ученик преподобного Александра Ошевенского, основатель и первый игумен Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни (упразднена в 1764). …
  • ПАХОМИЙ РУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Русский, Афонский (+ 1730 ), преподобномученик. Память 7 мая в день кончины В …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Нерехтский (+ 1384), преподобный. Память 21 марта, 15 мая. Преподобный Пахомий …
  • ПАХОМИЙ КЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Кенский (+ ок. 1515), игумен, преподобный. Память в первую субботу после Крещения …
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Великий (+ 348), преподобный, ученик преп. Паламона Фиваидского, наряду с Антонием Великим …
  • ПАХОМИЙ ВАЛААМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Валаамский (+ 1578), послушник, преподобномученик. Память 20 февраля. Мученически пострадал 20 …
  • ПАХОМИЙ (ШПАКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Шпаковский) (1672 - 1723), митрополит Воронежский и Елецкий. Родился в первых числах …
  • ПАХОМИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Туркевич) (1864 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Туркевич Павел Акимович. …
  • ПАХОМИЙ (СИМАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Симанский) (+ 1789), епископ Устюжский и Тотемский. С 1753 г. - архимандрит Волоколамского …
  • ПАХОМИЙ (ГАЧИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Гачич) (род. 1952), епископ Враньский. В миру Томислав Гачич, родился 17 октября 1952 …
  • ВЕЛИКИЙ ЛОГОФЕТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. логофет ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ
    Пахомий Нерехтский (в миру Иаков) - преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVII века. С 1638 по 1641 г. был игуменом Хутынского новгородского монастыря, потом архиепископом астраханским; умер в …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVI ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVI века, монах. Известен как составитель повести о ярославских князьях Василии и Константине Всеволодовичах (XIII век) и …
  • СИМЕОН ЛОГОФЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Логофет (Symeon Logothetes), византийский хронист 10 в. Автор хроники, охватывающей время от 842 до 948 (завершена между 948 и 963). …
  • РОССИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I — от первых …
  • ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Освященный (ок. 316 - 368), преподобный. Ученик преподобного Пахомия Великого. Назван «освященным» …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • ПАТРИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патриарх (πατριάρχηζ - родоначальник) - титул главы поместной Церкви в некоторых православных Церквах. Патриарх избирается поместным …
  • НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон Радонежский (+ 1426), игумен, преподобный. Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского …

«Житие» преподобного Сергия Радонежского дошло до нас в сотнях списков в разных редакциях текста. Исследователи до сих пор ведут научную полемику о числе и соотношении редакций этого памятника древнерусской литературы. Чтобы определить место, которое занимает автограф Пахомия Логофета в рукописной традиции, кратко напомним историю текста «Жития».

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября 1391/1392 г. Через 26 лет (в 1417–1418 г.) ученик Сергия, инок, а впоследствии духовник Троицкого монастыря Епифаний Премудрый написал его «Житие». Материалом послужили собственные воспоминания автора об учителе, а также рассказы других современников преподобного.

Епифаний Премудрый известен как древнерусский писатель, в творчестве которого достиг наивысшего развития распространенный в то время стиль «плетения словес» . Словесную ткань произведения составляли хитроумные переплетения цитат из Священного Писания и святоотеческой литературы с собственной речью автора, текст изобиловал искусно примененными литературными приемами, заимствованными у писателей Тырновской школы . Несмотря на панегирический характер, Епифаниево «Житие» содержало много фактических сведений о преподобном. Завершалось оно рассказом о кончине Сергия Радонежского и не упоминало об обретении его мощей, которое произошло в 1422 г.

Труд Епифания в своем первоначальном виде в рукописной традиции не сохранился и дошел до нас в переработках, в «пересмотрах», выполненных другим известным писателем – Пахомием Логофетом.

Пахомий Логофет, родом серб, принявший монашеский постриг на Афоне, пришел на Русь в 30-х XV в. и продолжительное время прожил в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он переписывал книги и составлял жития, большей частью основываясь на трудах предшественников. В 70-х гг. он жил в Великом Новгороде, где работал над составлением житий новгородских святых (Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Евфимия Новгородского и др.). Пахомий написал также Житие Кирилла Белозерского , несколько месяцев пробыв в Кирилловом монастыре и оставив еще один свой автограф в знаменитом сборнике книжника-энциклопедиста Ефросина .

Пахомий прославился как искусный стилист – его произведения настолько соответствовали агиографическому канону, что именно в его редакции многие жития русских святых вошли в Великие Минеи Четьи , составленные в XIV в. митрополитом Макарием , и переписывались в многочисленных четьих сборниках.

Как уже отмечалось, в 1422 г. были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского, что предшествовало канонизации святого. Вероятно, работа Пахомия Логофета по редактированию Епифаниевского «Жития» Сергия была связана с необходимостью приспособить текст для церковной службы: Пахомий сокращает написанное Епифанием произведение, опускает многие биографические детали, заменяя их общими, соответствующими агиографическому канону местами и библейскими цитатами, придающими повествованию парадный характер. Кроме того, на завершающем этапе своей работы Пахомий дополнил текст рассказом об обретении мощей преподобного Сергия и последующих его чудесах.

Ранняя рукописная традиция «Жития» Сергия Радонежского позволяет сделать вывод о том, что Пахомий, старательно совершенствуя текст, создал несколько редакций «Жития» Сергия Радонежского. Обобщая итоги текстологической работы многих исследователей, можно с уверенностью говорить по крайней мере о трех Пахомиевых редакциях. Все они сохранились в том или ином числе списков, однако среди этих списков не было известно ни одного авторского. Это определяет исключительное значение автографа Пахомия Логофета, который обнаружен в фондах Российской национальной библиотеки и представлен настоящим ресурсом.

Какое же место занимает этот памятник в истории текста «Жития»?

Исследование текста Пахомиева автографа показывает, что он имеет важные отличительные особенности. Безусловно, автограф относится к третьему этапу работы Пахомия над «Житием» Сергия, так как текст завершает повествование об обретении мощей преподобного и его чудесах, – первые две редакции, этих дополнений еще не имеют. Очевидно, эти редакции, дошедшие в небольшом числе списков (наиболее ранний из них датируется серединой XV в.: в сборнике РГБ, собрание Троице-Сергиевой лавры, № 746), были подготовительными. Именно в третьей редакции Пахомий реализовал свои замыслы относительно совершенствования текста, которые и выразил в своем авторском послесловии. Сравнение текстов трех Пахомиевых редакций позволяет увидеть, как автор оттачивал свое произведение: в третьей редакции он компонует предложения из фрагментов фраз то первой, то второй редакций, «соединяя» чтения, делая текст максимально стройным и логичным. С этой целью Пахомий отказывается от многих конкретных биографических деталей, которыми был насыщено жизнеописание, составленное предшественником – Епифанием Премудрым. Пахомий иногда даже переставляет эпизоды местами, пренебрегая хронологией событий. Все подчинено главной идее – дать неопровержимые свидетельства святости преподобного Сергия.

Третья Пахомиева редакция «Жития» Сергия представлена в рукописной традиции множеством списков – к настоящему времени их выявлено более сотни. Но и от них автограф отличается рядом характерных черт. Эти отличия позволяют предположить, что представленный автограф является наиболее ранним (по крайней мере, из сохранившихся) списком третьей редакции. Приведем очевидные примеры.

В автографе Пахомия многие киноварные подзаголовки написаны на полях – во всех последующих списках они уже внесены в текст. Переписывая текст набело, Пахомий все же вносил в него некоторую правку – в последующих списках находим вариант, соответствующий не первоначальному чтению, но авторской правке. В автографе Пахомия текст «Жития» не содержит точных дат смерти Сергия Радонежского, митрополита Алексея и др. – они появляются только на следующем этапе совершенствования текста: в наиболее раннем троицком списке третьей редакции (РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 116) даты поставлены на полях, а в последующих списках (РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, №136 и № 778) эти сведения внесены в текст.

Таким образом, авторский список «Жития» Сергия Радонежского – это, с одной стороны, итог продолжительной, отразившейся в двух ранних редакциях, работы Пахомия Логофета над жизнеописанием Сергия, а с другой стороны, – это только первый вариант Пахомиевой третьей редакции . Такое «промежуточное» положение авторского списка открывает достаточно редкую для памятников древнерусской письменности возможность проследить в существенных деталях развитие замысла писателя, проникнуть в творческую лабораторию одного из самых плодовитых агиографов Древней Руси.

ПАХОМИЙ СЕРБ (Логофет) (ум. после 1484) - составитель и редактор ряда житий, похвальных “слов”, служб и канонов, переводчик и писец. Между 1429 и 1438 гг. в звании иеромонаха он прибыл с Афона в Новгород, в начале 40-х гг. переехал в Троице-Сергиеву лавру и жил после этого главным образом там, хотя неоднократно в Новгород возвращался. И в Новгороде, и в Москве он выполнял как писатель-профессионал литературные заказы архиепископов и великих князей и оказался одним из плодовитейших писателей Древней Руси. Всего им написано десять или одиннадцать житий (Варлаама Хутынского , CЕРГИЯ и НИКОНА Радонежских, митрополита Алексея, Кирилла Белозерского, Михаила Черниговского и боярина Феодора, Саввы Вишерского, новгородских архиепископов Евфимия II, Моисея и, возможно, Иоанна и Ионы, причем некоторые из них не в одной редакции), ряд похвальных “слов” и сказаний (на обретение мощей митрополита Алексея, на перенесение мощей митрополита Петра, на Покров Богородицы, к празднику Знамения Богородицы в Новгороде, Варлааму Хутынскому, Сергию Радонежскому, Клименту Римскому, о гибели Батыя), четырнадцать служб и двадцать один канон (в основном тем же лицам и праздникам). П. С. преследовал как писатель главным образом практические церковно-служебные цели. Он хорошо владел стилем славянской богослужебной литературы и не видел ничего предосудительного в заимствованиях из чужих произведений, в повторениях самого себя (особенно во вступлениях к ряду житий), в создании своих редакций - путем небольшой переработки текста, мозаичного соединения и просто дополнения предисловием и послесловием чужих произведений. Но при этом он пользовался и устными источниками, и некоторые его жития созданы почти исключительно на основании слышанных им рассказов современников-очевидцев.

Прозаические произведения П. С. строятся обычно по четкой схеме: предисловие, основная часть, заключение. В предисловиях говорится о важности прославления праздников или святых. В риторических вступлениях, отступлениях, похвалах и т. п. язык П. С. искусственно усложнен, витиеват и приближается к стилю стихир, канонов и акафистов (с акафистами, в частности, его роднят многочисленные хайретизмы, т. е. обращения к прославляемым лицам, начинающиеся словом “радуйся”).

Повествование в житиях начинается, как правило, рассказом о родителях святого, затем следует описание его жизни и подвигов, постоянно прерываемое диалогами и размышлениями действующих лиц, наставительными авторскими замечаниями и похвальными речами, иногда довольно пространными, а завершается цепочкой рассказов о чудесах. В сюжетном повествовании язык П. С. прост и деловит.

Эти жития, основанные на устных преданиях или других письменных источниках и документах, богаты историко-литературным и собственно историческим материалом.

В первый период своего пребывания в Новгороде П. С. по поручению архиепископа Евфимия II создал комплекс произведений, посвященных Варлааму Хутынскому: новую редакцию жития (см. Житие Варлаама Хутынского), похвальное “слово” и службу, а также похвальное “слово” и службу празднику Знамения Богородицы в Новгороде. Кроме того, возможно, в это время он записал Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим.

В 40-50-х гг. XV в. П. С. работал в Троице-Сергиевой лавре над житиями Сергия и Никона Радонежских, митрополита Алексея, а также над похвальными “словами” и службами этим святым.

В 1459-1461 гг. второй раз был в Новгороде и по заказу архиепископа Ионы дополнял старые произведения и писал новые, в частности житие прежнего своего заказчика, новгородского архиепископа Евфимия II похвальное “слово” на Покров Богородицы, Службу Антонию Печерскому.

В конце 1461 или в нач. 1462 г. по поручению великого князя Василия II Васильевича и митрополита Феодосия П. С. отправился- в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для заказанного ими жития основателя этого монастыря. Заказ объясняется благодарностью великого князя инокам этого монастыря за поддержку в момент, когда он был сослан Дмитрием Шемякой в Вологду.

Житие Кирилла Белозерского, состоящее из более чем 40 рассказов, представляет собой самое большое из произведений П. С. и самое насыщенное конкретными историческими сведениями и именами.

В 1463 г. П. С., по-видимому, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, но между 1464 и 1470 гг. вновь должен был побывать в Новгороде, где по поручению архиепископа Ионы написал или отредактировал Житие Саввы Вишерского и создал службу св. Онуфрию. В 1472 г. после перестройки Успенского собора были перенесены мощи митрополита Петра. Великий князь Иван III и митрополит Филипп в связи с этим поручили П. С. написать “слово” и два канона. Так как в 1474 г. новый Успенский собор рухнул, в 1479 г., при следующей его перестройке, по поводу нового перенесения мощей Петра были написаны, возможно, тоже П. С. новые похвальные “слова”.

Не позже 1473 г. П. С. создал свою редакцию Жития князя Михаила Черниговского и боярина Феодора. В 1473 г. по просьбе пермского епископа Филофея составил канон Стефану Пермскому. После этого, по крайней мере еще раз, он побывал в Новгороде и написал там жития новгородских архиепископов Иоанна (хотя в данном случае есть сомнения в его авторстве) и Моисея (не ранее 1484 г.).

Сохранились рукописи, в которых есть основания видеть автографы П. С.

Изд.: Жития Моисея Новгородского, Евфимия Новгородского, Ионы Новгородского // Пам. стар. рус. лит.- Вып. 4.- С. 10-35; Жития Варлаама Хутынского, Иоанна Новгородского, Михаила и Федора Черниговских, Слово на Покров // ВМЧ. Сентябрь, дни 1-13.- СПб., 1868.- С. 327-347; Сентябрь, дни 14-24.- СПб., 1869.- С. 1298-1308; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. - СПб., 1870.- С. 17-23, 26-38; ВМЧ. Ноябрь, дни 1-12.- СПб., 1897.- С. 198-222; Житие Варлаама Хутынского в двух списках.- СПб., 1877-1878; Житие митрополита всея Руси святаго Алексия, составленное Пахомием Логофетом.- СПб., 1877-1878.- Вып. 1-2; Леонид, архимандрит. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке.- СПб., 1885; Яблонский В. Пахомнй Серб и его агиографические писания.- СПб., 1908; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: Старшая редакция жития митрополита Алексея // Источники и историография славянского средневековья.- М., 1967.- С. 242- 257; Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе / Подг. текста, перевод и примеч. Л. А. Дмитриева // Изборник (1969).- С. 404-413, 751-752; То же: ПЛДР: XIV - середина XV века.- С. 454-463, 584; Житие Сергия Радонежского / Подг. текста и комм. Д. М. Буланина; Перевод М. Ф. Антоновой, Д. М. Буланина // ПЛДР: XIV-середина XV века.- М., 1981.- С. 256-429, 570-579; Повесть о Ионе, архиепископе Новгородском / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: Вторая половина XV века.- М., 1982.- С. 350-375, 623-626.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития.- С. 113-167; Некрасов И. Пахомий Серб, писатель XV века.- Одесса, 1871; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых.- Варшава, 1902; Дмитриев Л. А. 1) Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII-XV в. // Истоки русской беллетристики.- С. 209-232; 2) Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.- Л., 1973.- С. 13-184; Прохоров Г. М. Пахомий Серб // Словарь книжников.- Вып. 2, ч. 2.- С. 167-177.

Прохоров Г. М. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.