Что такое икона спас нерукотворный. Икона Спас Нерукотворный — значение и в чем помогает

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск. Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион. Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

До сих пор образ Спаса Нерукотворного помогает избавиться от захватчиков и любых посягательств недругов, используется в военном деле.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,

Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,

Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.

История иконы

По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.

Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.

Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.

Описание иконы

На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.

Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.

Молитвы нерукотворному образу Спасителя

«Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».

«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».

Эта короткая молитва способна придать сил и помочь принять верное решение.

Как выглядит икона

Этот образ Иисуса — единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. На этой иконе Господь не ведет за собой, не указывает, не наставляет и не просвещает. Он просто присутствует, оставаясь наедине с каждым, пришедшим к Нему.

Спаситель изображается с прямым взглядом, направленным в глаза каждому, представшему перед Ним. Его волосы и борода изображаются мокрыми, передавая историю появления чудотворной иконы.

День памяти и почитания иконы «Спас Нерукотворный» — 29 августа по новому стилю. В это время молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу. Мы желаем вам мира в душе и веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

26.05.2017 06:01

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, ...

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Значение образа Спасителя

Более 1000 лет назад, в 988 году, Русь, приняв Крещение, впервые увидела лик Христа. К этому времени в Византии – ее духовной наставнице – уже в течение нескольких веков существовала обширная иконография православного искусства, уходящая корнями в первые века христианства. Эту иконографию унаследовала Русь, приняв ее как неиссякаемый источник идей и образов. Образы Спаса Нерукотворного появляются в Древней Руси с XII века, вначале в росписях церквей (Спасо-Мирожского собора (1156 г.) и Спаса на Нередице (1199 г.)), позднее как самостоятельные изображения.

С течением времени русские мастера вносили свой вклад в развитие иконописи. В их работах XIII – XV веков образ Христа утрачивает суровую одухотворенность византийских прототипов, в нем проступают черты добросердечия, милостивого участия и благоволения к человеку. Примером этому является древнейшая русская икона ярославских мастеров Спас Нерукотворный XIII века из Успенского собора Московского Кремля, которая в настоящий момент хранится в Государственной Третьяковской галерее. Лик Иисуса Христа на иконах русских мастеров лишен суровости и напряжения. В нем – доброжелательный призыв к человеку, духовная требовательность и поддержка одновременно.

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный иконописца Юрия Кузнецова поддерживает традиции древнерусских мастеров. От иконы исходит ободряющее доверие, родственная человеку духовная сила, позволяющая ему почувствовать свою причастность к божественному совершенству. К ней хочется отнести слова Н.С. Лескова: «Типическое русское изображение Господа: взгляд прям и прост… в лике есть выражение, но нет страстей» (Лесков Н.С. На краю света. Соч. в 3 т. М., 1973. С. 221).

Образ Христа сразу занял центральное место в искусстве Древней Руси. На Руси образ Христа изначально был синонимом Спасения, Благодати и Истины, высшим источником помощи и утешения человеку в его земных страданиях. Система ценностей древнерусской культуры, объединяющий ее религиозный смысл, образ мира, человеческий идеал, представления о добре и красоте неразрывно связаны с образом Спасителя Иисуса Христа. Образ Христа освещал весь жизненный путь человека Древней Руси от рождения и до последнего вздоха. В образе Христа он видел главный смысл и оправдание своей жизни, воплощая свой Символ веры в образах высоких и ясных, как слова молитвы.

С образом Спаса Нерукотворного связывали надежды на помощь и защиту от врагов. Его помещали над воротами городов и крепостей, на воинских знамениях. Нерукотворный образ Христа служил защитой русским войскам. Так, войска Дмитрия Донского бились на поле Куликовом под княжеским стягом с изображением Святого лика. Такой же стяг был и у Ивана Грозного, когда он брал в 1552 году город Казань.

К Спасителю Иисусу Христу перед его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.

Значение Нерукотворного образа

В раннехристианский (доиконоборческий) период было широко распространено символическое изображение Иисуса Христа. Как известно, Евангелия не содержат каких-либо сведений об облике Христа. В живописи катакомб и усыпальниц, рельефах саркофагов, мозаиках храмов Христос предстает в ветхозаветных формах и образах: Доброго Пастыря, Орфея или Отрока Эммануила (Ис. 7, 14). Большое значение для формирования «исторического» образа Христа имеет Его Нерукотворный образ. Возможно, Нерукотворный образ, известный уже с IV века, с перенесением его в 994 году в Константинополь, стал «непреложным образцом для иконописи», как полагал Н.П. Кондаков (Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, СПб., 1905. С. 14).

Молчание евангелистов о внешности Иисуса Христа можно объяснить их заботой о духовном перерождении человечества, направлением взгляда от жизни земной к жизни небесной, от материальной к духовной. Таким образом, умалчивая об исторических чертах лика Спасителя, они обращают наше внимание на познание личности Спасителя. «Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его божественную, ни Его человеческую природу, а Его личность, в которой обе эти природы непостижимо сочетаются», – говорит Леонид Успенский, выдающийся русский иконописец, богослов (Успенский Л.А. Смысл и язык икон // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 6. С. 63).

В евангельский рассказ также не вошло повествование о Нерукотворном образе Христа, это можно объяснить словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

В период иконоборчества Нерукотворный образ Христа приводился как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания (Седьмой Вселенский собор (787 г.)).

Нерукотворный образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной Церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным - Бог Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.

Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр. 1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Как был явлен Нерукотворный образ

Икона Спас Нерукотворный известна в двух вариантах – «Спас на убрусе» (плате), где лик Христа помещен на изображении плата светлого тона и «Спас на Чрепии» (глиняной доске или черепице), как правило, на более темном фоне (по сравнению с «Убрусом»).

Распространены два варианта предания о происхождении иконы Спас Нерукотворный. Мы приведем восточную версию предания о Нерукотворном образе Иисуса Христа по книге духовного писателя, церковного историка Леонида Денисова «История подлинного Нерукотворного образа Спасителя на основании свидетельства византийских писателей» (М., 1894. С. 3–37).

В годы земной жизни Иисуса Христа в Осроене (столицей этого миниатюрного царства был город Эдесса) царствовал Авгарь V Черный. Семь лет невыносимо страдал он от «черной проказы», самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме необыкновенного человека, совершающего чудеса, распространился далеко за пределы Палестины, и скоро дошел до Авгаря. Вельможи Эдесского царя, побывавшие в Иерусалиме, передали Авгарю свое восторженное впечатление о поразительных чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти исцелить его от болезни.

Долго и безуспешно ходил Анания в Иерусалиме за Спасителем. Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании исполнить поручение Авгаря. Однажды, утомившись ожиданием, и, быть может, отчаявшись в том, что ему удастся выполнить поручение своего государя, Анания встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

Наконец, Милосердный Господь повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Тот еще не успел ничего сказать, как Спаситель назвал его по имени, спросив написанное Ему письмо Авгаря. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омывши пресвятое лице Свое, отерся поданным ему убрусом, то есть четвероконечным платком. Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно отпечатлелось изображение божественного лика Спасителя.

Получив убрус и послание, Анания возвратился в Эдессу. Авгарь повергся ниц перед образом и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

Авгарь, почитая убрус с нерукотворным изображением лица Спасителя, свергнул с городских ворот статую языческого божества, намереваясь поместить там Нерукотворный образ на благословение и охранение города. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой образ был установлен в нее. Вокруг образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет».

Около ста лет Нерукотворный образ защищал жителей Эдессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но таинственно извещенный Богом в видении епископ Эдесский пришел ночью к городским воротам, по лестнице достиг ниши, поставил перед образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.

Прошло четыре с лишним столетия…

Место, где находился Нерукотворный образ, никому уже не было известно. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Эдесса, воевал с царем персидским, Хозроем I. Эдесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Эдессы, чтобы потом засыпать пространство между ними и таким образом создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху бросать стрелы на защитников города. Хозрой привел свой план в исполнение, жители Эдессы решились провести к насыпи подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь бревна, удерживающие насыпь. Огонь был разведен, но не имел выхода, где бы, выбравшись на воздух, мог охватить бревна.

Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу, в эту же ночь епископу Эдесскому, Евлалию, было видение, в котором ему дали указание на место, где, невидимо для всех, пребывал Нерукотворный образ Христа. Разобрав кирпичи и отняв керамиду, Евлалий обрел пресвятой образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажженная 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие лица Спасителя, как на убрусе.

Жители Эдессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили ее водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешел на бревна возведенной Хозроем стены. Епископ вынес образ на городскую стену и совершил литию (моление вне храма), держа образ по направлению персидского лагеря. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.

Несмотря на то что Эдесса была в 610 году взята персами, а позднее мусульманами, Нерукотворный образ все время пребывал у эдесских христиан. С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный образ стал предметом особого благоговейного почитания. Византийские императоры мечтали приобрести этот образ, но им не удавалось привести свою мечту в исполнение до второй половины X века.

Роман I Лекапен (919–944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его лика. Император отправил послов с изложением своего требования к эмиру, так как Персия в это время была покорена мусульманами. Мусульмане того времени всячески притесняли порабощенные страны, но зачастую дозволяли коренному населению мирно исповедовать свою религию. Эмир, из внимания к петиции эдесских христиан, грозивших возмущением, ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Эдессы. Страшась разорения, эдесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан образ Христов.

С дозволения Багдатского халифа эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие эдессяне вернулись в город, а шествие с образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. В Константинополе ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой образ в Фаросском храме.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного образа Спасителя.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном варианте пишется в терновом венце.

Какие иконы наиболее известны

Древнейшая (из сохранившихся) икона Спаса Нерукотворного относится ко второй половине XII века и в настоящий момент находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта икона, написанная новгородским мастером, была установлена в Успенском соборе Московского Кремля. Новгородская икона Спас Нерукотворный настолько соответствует византийским канонам, что вполне могла быть написана человеком, видевшим заветный убрус, или же под его руководством.

Церковным историком Л. Денисовым упоминается одна из древнейших икон Спаса Нерукотворного (XIV века). Икона была привезена в Москву святым митрополитом Алексием из Константинополя и с 1360 года стояла в иконостасе соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет берега. День пришелся на празднование Спасу Нерукотворному, в честь него митрополит и возвел монастырь. Посещая повторно Константинополь в 1356 году, Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного.

Летописи и монастырские описи на протяжении веков отмечали присутствие в обители константинопольской иконы. В 1812 году ее эвакуировали из Москвы и затем благополучно вернули. По сообщению «Независимой газеты» от 15.06.2000 года «… в 1918 году эта икона пропала из Андроникова монастыря и была обнаружена в одном из московских хранилищ только в 1999 году. Живопись этой иконы неоднократно переписывалась, но всегда по старому рисунку. Небольшой размер и редкая иконография ставят ее в ряд немногих точных повторений константинопольской реликвии». Дальнейшую судьбу этой иконы нам не удалось отследить.

Широко известен Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда в городе Вятке на паперти Вознесенского собора. Образ прославился многочисленными исцелениями, свершавшимися перед ним. Первое чудо случилось в 1645 году (об этом свидетельствует рукопись, хранящаяся в московском Новоспасском монастыре) – произошло исцеление одного из жителей города. Петр Палкин, будучи уже три года слепым, после усердной молитвы перед Нерукотворным образом, прозрел. Весть об этом широко распространилась, и многие стали приходить к образу с молитвами и прошениями об исцелении. Эту икону перевез в Москву царствующий тогда государь Алексей Михайлович. 14 января 1647 года чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до этого времени Фроловскими, стали именовать Спасскими.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре, 19 сентября 1647 года икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом. Нерукотворный образ снискал большую любовь и почитание у жителей столицы, к помощи иконы прибегали в случаях пожаров и эпидемий. В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение святого образа неизвестно.

В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он установлен в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора – там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Икона была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы, с ней он был и при закладке Петербурга. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю.

Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Значение иконы и чудеса от нее

Почитание образа началось на Руси еще в XI – XII веках и получило распространение с XIV века, когда московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Нерукотворного образа. В государстве стали строиться церкви и храмы в честь него. Икона «Спас Ярое око», также восходящая по типу к изначальному Нерукотворному образу, была на хоругвях Дмитрия Донского, ученика митрополита Алексия, в битве на Куликовом поле с Мамаем. Она располагалась над входом новых храмов и церквей, независимо от того, были они возведены в честь Господа или других святых имен и событий, как главная их оберегающая защита.

Дальнейшая история всероссийского прославления и перенесения чудотворной иконы в Москву начинается в XVII веке. Двенадцатого июля 1645 года в городе Хлынове, ныне это город Вятка, случилось чудо прозрения жителя города Петра Палкина, который обрел способность видеть после молитвы перед иконой Спасителя в церкви Всемилостивого Спаса. До этого он был три года слеп. После этого события, зафиксированного в церковных документах, чудеса исцеления начали совершаться чаще и чаще, известность иконы расширилась до пределов столицы, куда она и была перенесена в XVII веке: см. раздел «В каких храмах находится икона».

В Хлынов (Вятку) за чудотворным образом направилось посольство, главой которого назначен был игумен Московского Богоявленского монастыря Пафнутий.

В день 14 января 1647 года к Яузским воротам столицы навстречу Нерукотворному образу Спасителя вышли чуть ли не все горожане. Как только собравшиеся увидели икону, все опустились на колени на стылую зимнюю мостовую, а со всех московских колоколен раздался праздничный перезвон к началу благодарственного молебна. Когда молебен был окончен, чудотворная икона была внесена в Московский Кремль и помещена в Успенском соборе. Вносили икону через Фроловские ворота, которые теперь называются Спасскими, как и Спасская башня, что высится над ними, – теперь многие, приходя на Красную площадь Кремля, знают происхождение названия этого священного для каждого русского человека места. В то время за перенесением образа последовал царский указ о том, чтобы каждый из людей мужского пола, кто проходит или проезжает через Спасские ворота, снимал шапку.

Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря тогда находился в стадии переустройства, после его завершения, 19 сентября того же года крестным ходом образ был торжественно перенесен на то место, где теперь находится список с него.

История образа изобилует многими свидетельствами об активном участии Господа в судьбах России. В 1670 году икона была дана князю Юрию для помощи в подавлении бунта Степана Разина на Дону. После прекращения Смуты спасительный образ был помещен в позолоченный оклад, богато украшенный алмазами, изумрудами и жемчугами.

В середине августа 1834 года в Москве случился сильнейший пожар, который распространялся с невероятной скоростью. По просьбе москвичей икону вынесли из обители и стали с ней против полыхающего места, и все видели, как огонь не мог перейти черту, по которой несли чудотворный образ, будто спотыкаясь о незримую стену. Ветер скоро утих, и пожар свернулся. Тогда образ Спаса Нерукотворного стали выносить для совершения молебнов на дому, а когда в 1848 году в Москве вспыхнула эпидемия холеры, многие получили от иконы исцеление.

В 1812 году, когда в Москву вошли войска Наполеона, французы, которые мародерствовали в опустевшей столице, сорвали с чудесного образа ризу XVII века. В 1830 году он снова был заключен в серебряный оклад с позолотой, украшен драгоценными камнями. Летом икона находилась в Спасо-Преображенском соборе, а зимой ее переносили в Покровский храм. Также точные копии с чудотворного образа были и в Никольском, и Екатерининском храмах обители.

Спас Нерукотворный, по мнению некоторых историков Русской Православной Церкви, стал главной частью христианской традиции наряду с Распятием. Он включен в верхний ряд домашнего иконостаса, его вместе с образом Богородицы как венчальную пару выносили для благословения молодых на счастливую и устроенную совместную жизнь. На праздник 6/19 августа Преображения Господня, благословляя снятый урожай, праздновали Спас яблочный, в первый день Успенского поста 14/29 августа праздновали Спас медовый – считалось, что в этот день пчелы уже не берут взяток с цветов.

После революции 1917 года некоторое время икона находилась в монастыре, но теперь Нерукотворный образ Спаса утрачен, а в Новоспасском монастыре сохранился список с той, ранней иконы. Но образ этот любим и почитаем по сей день, и, как было сказано на VI Вселенском соборе: «Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого».

(3 голоса : 5 из 5 )
  • свт.

Убру́с - 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус - Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика .

Сохранился ли Святой Убрус до наших дней?

Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой .

Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о , совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище.

Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны.

Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата.

Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный . После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу.

Авгарь принял Нерукотворнный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.

Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.

Убрус был наложен на доску и утверждён в нише, располагавшейся в крепостной стене над городскими воротами. Все входившие в город через ворота должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.

Когда, спустя годы, один из потомков Авгаря стал насаждать в Едессе веру, местный епископ, получив , пришёл ночью к воротам, зажёг перед Образом лампаду и замуровал вмещавшую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хранения иконы уже ничем не выделялось на общем фоне стены. Со временем о местонахождении Образа забыли.

Прошли столетия, прежде чем Нерукотворный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда персидский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и готовился им овладеть, епископу Евлавию было видение: Жена, явившаяся ему в Небесном величии, указала на место хранения Нерукотворного Образа и повелела взять этот Святой.

Подчиняясь Божественной воле, Евлавий вскрыл замурованную нишу и обнаружил утраченный было Святой Убрус. Образ оказался неповрежденным. Более того, на закрывавшей его каменной (керамической) плите он обнаружил ещё один образ Спасителя, чудесно отобразивший тот, который был запечатлен на Убрусе.

После того как перед Нерукотворным Образом было совершено моление, а затем, с крестным ходом он был пронесен по городским стенам, враг отступил.

Когда в VII веке арабы овладели Едессой, христианам было дозволено поклоняться Образу как святыне. Слава об этой нерукотворной иконе распространилась по всему Востоку.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и Роман I Лакапин, движимые ревностью о Господе, договорились с властями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправлено 12000 сребреников и 200 пленных сарацин. Вместе с тем было им было дано обещание, что отныне город не будет подвергаться нападениям со стороны императорских войск.

Горожане, конечно же, не хотели расставаться со своей святыней. Однако правителю удалось склонить их к согласию: кого увещеваниями, кого силой и принуждением, кого угрозами смерти.

15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда - в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа.

Со временем Святой Убрус был утрачен.

Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму.

Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным.

Что такое Плат Вероники?

Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце.

Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь (). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица.
В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.

Также на статус Плата Вероники претендуют три реликвии, находящиеся: в соборе апостола Петра в Риме, в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо, в монастыре испанского города Аликанте.