Церковь и астрология. Религия и астрология

Что такое гороскоп? С точки зрения естественных наук, астрология является лженаукой, а с точки зрения христианского вероучения - оккультной практикой.

Как построить индивидуальный гороскоп? Как правильно истолковать гороскоп?

Гороскоп учитывает положение планет в зависимости от знаков Зодиака и так называемых «домов гороскопа» (особым образом выделенных секторов небесного свода - считается, что каждый «дом» влияет на ту или иную сферу жизни человека). Индивидуальный гороскоп строится на основании даты или даже момента рождения человека (а в идеале и места), однако под моментом рождения астрологи различных школ и направлений понимают разные вещи: дату зачатия, начало родов у матери, момент первого вздоха. Уже одно это подрывает доверие к гороскопам.

Толкование гороскопа, как утверждают астрологи, процедура творческая, основанная на интуиции. Это также доказывает, что астрология наукой не является, так как сам ее метод далек от объективности.

Отцы Церкви разных эпох уверены, что звезды не могут повлиять на человека. Святитель Николай Сербский пишет: «Человек выше звезд». Преподобный Иоанн Дамаскин уточняет: по звездам можно предсказывать погоду, но никак не действия и не судьбу человека - свободного существа.

Как узнать будущее по гороскопу?

Церковь вообще категорически запрещает заниматься предсказаниями будущего. Еще в Ветхом завете прорицание называется «мерзостью перед Господом» (Втор.18:14), а именно прорицанием занимается астрология.

Иоанн Златоуст призывает не доверять предсказаниям о «счастливых» и «несчастливых» днях, которыми полны современные гороскопы, в особенности опубликованные на страницах популярных глянцевых журналов: «Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. … Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».

Григорий Богослов также считает, что будущее по гороскопу узнать невозможно - все зависит не от «звезд», а от личного выбора и естественным образом сложившихся обстоятельств: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина».

Точный астрологический прогноз

Впрочем, в некоторых случаях астрологические прогнозы соответствуют действительности. Объяснений этому несколько:
– случайное совпадение;
– внушение (астролог предсказал «удачный день для покупки недвижимости», человек купил квартиру и считает, что это произошло по предсказанию; напротив, астролог предсказал неудачный день для бизнеса, человек все равно решил осуществить сделку, сильно нервничал и в результате был обманут - неудачу он приписал не своему психологическому настрою, а точности предсказания астролога);
– влияние темных сил.

Здесь остановимся подробнее. Блаженный Августин обращает внимание на то, что «от насмешек и обманов злых духов … суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями». Однако в дальнейшем, смутив и запутав человека, злые духи бросают его в пучину неудач - и это в лучшем случае! В худшем случае, последствия скажутся на духовной жизни: человек утратит веру в Бога, доверие к Церкви и погибнет. Это напоминает методику «наперсточников» и других уличных шарлатанов: человеку «позволяется» немного выиграть, чтобы затем отнять у него огромную сумму.

В опровержение астрологии можно привести множество различных фактов - в частности, еще в конце 1960-х годов провел исследование бывший астролог М. Гоквелин. Он сопоставил более пяти тысяч гороскопов и пришел к выводу, что предсказания по ним неточны и недостоверны. Так что доверяя гороскопам, вы рискуете серьезно просчитаться.

Астрология – это не просто учение о влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов – в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно увлекшись «звездной мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению космических глыб.

Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз социалистических республик не развалится , что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем , что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра , что президентом США станет Хиллари Клинтон , а на Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда . Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологии стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения относительно зодиакальных созвездий. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста говорят, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды , то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну – см.: Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. – И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23: 44–45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством» .

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению, «лампе Чижевского», в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходившим через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные процессы, начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях на организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.

Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки – порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, “смех несказанный воздвигли” (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)» .

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым человек способен скатиться.

В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка – так «на роду написано» и всё. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей» .

Замечена одна удивительная особенность – многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.

Блаженный Августин в толковании на книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие [по дальнейшей жизни] между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений» .

Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг» .

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?

Татиан. Речь против эллинов / Сочинения древних христианских апологетов. – М.: «Благовест» - Спб.: «Алетейя», 1999. С. 17.

Там же. С. 18 – 19.

Августин, блж. О книге Бытия / Творения. – М.: «Паломник», 1997. С. 201.

Там же. С. 201 – 202.

Астрология это не просто гороскопы. Она представляет собой религиозно-философское учение, основывающееся на том, что звезды и планеты оказывают влияние на человеческую личность. Имеются в виду предрасположженности людей, разность их характеров, а также судьба.


Христианская Церковь никогда не относилась к учению астрологии о сути бытия мира положительно. Это, прежде всего, связано с тем, что в астрологическом учении серьезно принижается человеческой личности и нарушается свобода человека. Господь сотворил людей независящими от расположения звезд и планет, и он сам имел отношение к спасению человека.


По учению Церкви, именно люди являются венцом творения Бога, они - . Судьба человека определяется его личным поведением и свободой выбора, а не спецификой даты или расположения звезд и планет. Конечно, есть факторы, влияющие на человека извне, но, по учению Церкви, они находятся в ведении Бога, а не расположении небесных светил.


Негативное отношение Церкви к астрологии имеет древние корни. Еще во времена до нашей эры многие астрологи параллельно занимались колдоством и волхованием, что не могло восприниматься положительно со стороны веры в единого Бога.


В астрологическом учении могут просматриваться черты мистицизма, неопределенности сути бытия человека. В этом учении нет ничего, говорящего о Боге в христианском понимании, а потому православный человек не может принимать такой взгляд на мир.


Астрология не является наукой в прямом смысле этого (в этом ее значительное от астрономии). Астрологическое учение псевдонаучно и взывает к области человеческого мировоззрения, в которой вместо Бога звезды и планеты, влияющие на человеческую жизнь.


Христианство предупреждает верующих людей о том, что необходимо понимать суть величия человеческой личности. Господь Иисус Христос принимает на себя человеческую плоть, которая подвергается обожению. Человек возвеличен до высочайшей степени единства с Богом. Поэтому учение, говорящее о воздействии неодушевленного творения на личность, не может быть применимо, ведь, согласно , весь мир зависит от человека, а не наоборот.


Видео по теме

В богослужении божественной литургии до сих пор сохранилось упоминание об людях, которым в определенный момент нужно было выходить их храма. Такая практика имело место в первых веках христианства. являлись особой категорией людей, которые желали стать христианами, но до принятия крещения ими не являлись.

В христианской Церкви первых веков специальные институты оглашения, в которых читались циклы лекций об основах вероучения и нравоучения Церкви. Главными преподавателями были священнослужители, а слушателями - оглашенные. В древности нельзя было единично прийти в храм и сразу принять таинство крещения. Сначала человек готовился к этому великому событию в своей жизни. Он оглашался основными истинами . Именно поэтому Церковь и именует этих людей оглашенными.


Оглашенные могли несколько лет беседы и поучения перед принятием таинства крещения. Им разрешалось, даже вменялось в обязанность, посещение воскресного богослужения. Оглашенные присутствовали на вечернем богослужении и литургии. Правда, на литургии только первая часть богослужения была доступна оглашенным. Потом они выходили из храма. Кроме этого, готовящиеся к святому крещению (оглашенные) уже должны были вести благочестивую жизнь, стремится к нравственной чистоте.


По окончании курсов оглашения, люди, готовящиеся принять крещение, могли сдавать соответствующие экзамены на знание основ христианской веры. Только если священнослужитель видел искреннее желание сочетаться Богу в святом таинстве и осознанность подхода к этому, крещение совершалось. После этого человек именовался уже верным.

Это наука, которая может предсказывать будущее и, что благую и совершенную волю Божию можно, заплатив определенную мзду, узнать от астрологов. Современная академическая наука не считает астрологию наукой, однако астрологи претендуют именно на научную договоренность своих предсказаний. Если авторитета современной науки недостаточно для того, чтобы убедить сторонников астрологии в ложности их самооценки, ясно, что речь идет не о науке, а о вере. О вере не спорят, веру выбирают. Астрология – это не предмет спора, а предмет веры. Термин «астрология» появился в средние века. В древности астрологи назывались волхвами или магами, а астрология в современном смысле являлась элементом магических знаний. На вопрос, исполняются ли предсказания астрологов, мы должны дать утвердительный ответ, да, исполняются. Так, евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).

Таким образом, евангельский рассказ о поклонении волхвов свидетельствует о ограниченных возможностях астрологии: некоторые предсказания исполняются в точности, но не все. Встает другой вопрос: какова цена этих предсказаний?

Блаженный Августин тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы нечто предсказывают правильно, отвечал: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество». Словам Блаженного Августина соответствует, основанная на историческом предании трагедия У. Шекспира «Макбет». Все предсказания, данные Макбету ведьмами исполнились полностью, он стал королем, но из доблестного воина он превратился в кровавого убийцу, нашедшего свою , как ему и было предсказано, от не рожденного женщиной человека, а извлеченного из утробы, умершей в родах, матери. В классической литературе образ астролога обязан гению А.С. Пушкина, описавшего нам «звездочета (астролога) и скопца». Предсказание также обернулось дорогой ценой: смерть царевичей, царя и самого «звездочета и скопца».

Священное Писание предупреждает нас: «Какая польза человеку, если он мир весь преобрящет, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16. 26,27). Один из столпов Церкви, святитель Василий Великий, решительно выступал против астрологии: «А в минуту рождения, как они говорят, весьма великую имеет силу - быть в виду у благотворной или у злотворной звезды. Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель - творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры!

Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения, то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать, и чего убегать, напрасно есть и судии, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновны в преступлении, ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды, и семян не бросая в землю, и не точа косы, а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучи денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет ни какого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия. (БЕСЕДЫ НА ШЕСТОДНЕВ. Источник: Текст первых девяти бесед приводится по изданию: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4.1. -Москва, 1891. - С. 5-149. Беседы 10 и 11 по «Журналу Московской Патриархии», 1972, №1.) О том же говорит в «Основах православной веры» св. Иоанн Дамаскин: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире - ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего».

Обличает астрологию и свт. Иоанн Златоуст: «сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование?» Святитель Григорий Богослов пишет, что астрология оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Современная жизнь свидетельствует о пагубности и крайнем неразумии тех, может быть несчастных людей, которые обращаются к оккультному знанию.

Несколько лет назад мне пришлось причащать и соборовать женщину, смертельно больную раком. Перед тем, как обратиться к Церкви, она воспользовалась услугами хилеров - филиппинских врачей, которые оперируют без ножа. На Филиппинах ей вручили памятку на русском языке, отрывок из которой мы приводим, сохраняя орфографию оригинала: Как освящать свои талисманы, ожерелья, амулеты, платки, волшебные травы и книги, чтобы они сохраняли свою волшебную силу.
Исходя из наших последних исследований, каждый талисман должен быть освящен Вами лично, чтобы его действие было более эффективным. Единственно правильный способ освящения нашего Талисмана для сохранения его Мистической Силы заключается в следующем:
1) Это должно быть выполнено строго в первую пятницу любого месяца.
2) Освящение должно происходить утром между 7:00 -9:00 час. Или днем с 3:00 до 6:00.
3) Лучше не каяться в грехах за три дня до освящения.

Дальнейший текст инструкции по “освящению талисманов” мы не приводим, так как он включает в себя перевод на русский язык хорошо известных каждому православному человеку молитв, искаженных, вероятно, сознательно. А чуть ниже – предупреждение:
1. Не позволяйте никому прикасаться к Вашему талисману и никому его не одалживайте.
2. Если вы женаты (замужем), убирайте талисман прежде, чем лечь спать.
3. Не носите талисман в ночные клубы, сауны, мотели и публичные дома.

Очевидно, что памятка составлена человеком, не просто далеким от Православия, но враждебным ему. Она рассчитана на неверующих, малоцерковных, а правильнее сказать, суеверных людей. Почему «освящать» талисман необходимо именно в пятницу? Церковный человек не может не знать того, что пятница – это тот день, когда был распят Спаситель, как не может не обратить внимания на то, что ему советуют «не каяться в грехах за три дня до «освящения». Несчастная русская женщина, которой и в голову не могло прийти посетить мотель или ночной клуб, только потому, что далека от Церкви заплатила три тысячи долларов за сомнительное разрешение посещать увеселительные заведения…

Христианство учит, что жизнь – это дар Божий. Жить по воле Божией…..

«Дар напрасный, дар случайный»…. Для человека жизнь-случайность, но не для Бога. Какая случайная возможность реализуется ведают только Бог и астрологи, которые утверждают Разумеется, христианин стремится построить свою жизнь по воле Божией.

Зададим вопрос - в чем смысл и цель христианской жизни? В том ли он, чтобы стараться любыми средствами узнать свое будущее?

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3,4).

Св. Максим Грек пишет большой труд против астрологии, называя его «низлагающим убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное».
Преподобный Ефрем Сирин: Когда приступаешь к добродетели, помни скудость ума своего и не уклоняйся от благодати Божией. Собственно, попытка узнать детали своего будущего противоречит самой свободе человека. Бог сотворил человека свободным и дал ему заповеди. Господь хочет, чтобы человек наследовал жизнь вечную. Это и есть воля Божия о человеке и Господь дал человеку все знание необходимое для спасения. Несомненны факты прозорливости некоторых святых, однако это тоже происходит по воле Божией и вследствие горячей молитвы, искреннего обращения к Богу и высокой духовной жизни подвижников, а не из-за гадания по небесным телам.
Поэтому для полноценной христианской жизни астрологические предсказания являются ненужными и, исходя из свидетельства Церкви, греховными. А быть со Христом или быть со звездами – каждый человек выбирает сам. Более того, астрология ограничивает и свободу Божию спасать человека, указывая ему спасительный путь. Если считать, в соответствии с астрологией, что воля Божия открывается в соответствии с их предсказаниями, то как быть, если рядом нет астролога, или если решение необходимо принимать немедленно?
Главное - наследовать Царствие Небесное. Святые Отцы оставили много указаний, как этого достичь. Среди этих указаний нет рекомендаций пользоваться астрологией.

Проповедь Евангелия началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Бога нельзя рассмотреть ни в микроскоп, ни в телескоп. Герой не тот, кто берет приступом города, а тот, кто победил самого себя.

«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли их перед всеми. (Деян. 19.19).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5. 19-21).
«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12.2).
«Заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин. 12. 50).
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5. 16-18).
«Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих, к Тебе прибегаю» (Пс. 142. 8,9).
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3. 12, 13).
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6. 3-6).
«И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11. 32-34).
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12. 1-8).

Святые - это те удивительные люди, подвигом жизни своей угодившие Богу, вере которых мы должны подражать. Апостол Павел, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Николай, прп. Серафим Саровский. Новые святые - сколько мучеников за Христа принес 20-й век – это те люди, которые жили рядом с каждым из нас. Люди с сиянием вечной жизни в глазах. Священное Писание призывает нас именно к этому: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». (Евр. 13, 7-9) Вот на них мы должны ориентироваться. Но святые активно выступали против астрологии. Библейские истины открываются великим подвижникам Православия, и часто из событий их жизни мы узнаем, о том, как наказывается грех. Вот отрывок из жизнеописания Макария Египетского, описанный в житиях святых Димитрия Ростовского.

Однажды «преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежащий на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: - Кто ты такой?
- Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.
- Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне?
- Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением.
Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал:
- Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.
И снова он спросил череп:
- Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?
- Внизу, на много глубже под нами, находятся многие другие, - отвечал тот.- Кто же находится среди тех лютейших мучений? - спросил Макарий.
- Мы, незнавшие Бога, - ответил череп, - хотя и немного, еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями.
После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда.

“Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители” (Откр. 22; 14-15).
Мы живем в сложное время. Многие из нас не имели возможности получить никакого духовного воспитания и образования и поэтому с не представляют, сколько опасностей может преподнести человеку духовный мир. Современные люди в большинстве своем лишены духовного иммунитета, а потому так часто становятся легкой добычей лукавого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), - сказал апостол Петр. Апостол говорит нам об опасности, но не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы, приняв его слова в свое сердце, мы всегда, каждую минуту были готовы отразить вражеское нападение. Господь каждому человеку желает только спасения. Он послал в мир Спасителя, чтобы открыть людям истину о будущей жизни, о покаянии, о вечных ценностях.

«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад» (Исаия 1. 2,4).
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв, - ибо то значит имя его, - противился им, старался отвратить проконсула от веры. Но Савл, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних! И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Гоподню» (Деян. 13. 2-12).
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16. 16-18).
«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился н а них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19. 13-19).
«Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня, Той же, яко Милосерд, даст ти ум знати волю Свою» (Покаянный канон. песнь 6-я).

На основании Священного Писания, опыта святых людей, классической литературы можно утверждать, что астрология не только не способствуют, а прямо препятствует достижению главной цели - наследованию Царствия Небесного.

Таким образом, в жизни христианина нет места астрологии, но звездам место есть: «Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его» (Пс. 8. 4,5).

Православные священники говорят, что заниматься астрологией - это грех.

М. Б. Левин.

Сейчас некоторые священники запрещают своим прихожанам обращаться к астрологу. Бывают случаи, когда священник не допускает из-за этого к причастию. Но такое поведение священника ещё не говорит о том, что христианское учение не приемлет астрологию. Иногда священник своей волей выходит за пределы своей компетенции. Приходилось читать и слышать о том, как священник требовал от прихожанки развестись с некрещёным мужем, отказывался крестить ребёнка, если у него некрещёные родители и тому подобные вещи. Всё это категорически противоречит не только духу, но и букве христианства. Достаточно почитать послания апостолов. А чего стоит утверждение, которое приходится слышать на каждом шагу, что нельзя молиться за иноверцев, нельзя подавать за упокой души умерших близких, если они не были христианами. И это говорят последователи учения, Основатель которого сказал: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 44). Значит, точка зрения того или иного священника не обязательно является абсолютной истиной.

В разных культурах отношения астрологии и религии складываются по-разному. В Индии, Китае и Японии никогда не было конфликта между традиционными конфессиями и астрологами. Уважительное отношение к астрологии в этих странах сохранилось до нашего времени. При этом астролог занимается не только вопросами повседневной жизни. Во многих буддийских монастырях астрологи помогают начинающему монаху выбрать свой путь. Такое же почётное место астрология занимала в Древнем Египте и в Вавилоне. Астрологи были жрецами и советниками правителей.

Конечно, можно сказать, что все эти религии - языческие, поэтому не следует принимать во внимание их отношение к астрологии. Тогда обратимся к иудаизму. Иудаизм - первая монотеистическая религия, на почве иудаизма возникли христианство и мусульманство. Священные книги иудаизма почитаются последователями обеих этих религий, важнейшие из этих книг под названием Ветхого Завета вошли в христианский канон. Как же относится Ветхий Завет к астрологии? В ветхозаветных текстах мы не найдём запретов на астрологию, хотя не найдём и прямых указаний, что надо заниматься астрологией. Но есть много косвенных свидетельств того, что астрология была вполне нормальным занятием во времена пророков. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Всевышний говорил с пророками напрямую, а с остальными - через пророков или через знамения. И одним из важнейших знамений были знамения астрологические.

Первое указание на это мы находим в самом начале Библии, в первой главе книги Бытие. В этой главе говорится о сотворении мира, и в четырнадцатом стихе мы читаем: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов…". Значит, язык светил дан Творцом, чтобы люди могли читать в их расположении небесные знамения.

И в других книгах Ветхого Завета мы часто встречаем астрологические и алхимические термины. В 38-й главе книги Иова Господь, обращаясь к Иову, спрашивает его: "Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас (Большую Медведицу) с её детьми?" (стихи 31 - 32). Здесь речь идёт о том, как действуют эти созвездия. И дальше: "Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?" (стих 33). Мы видим, что знание астрологии (уставов неба) не считается в Священном Писании грехом.

Можно привести и другие места в Ветхом завете, где используется астрологическая и алхимическая символика. Например, Исайя - один из самых почитаемых пророков, на его книгу обильно ссылается и Новый Завет. В 25-м стихе 1-й главы книги Исайи мы читаем: "И обращу на тебя руку Мою, и как в щёлочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое". Свинец - алхимический термин, родственный астрологическому Сатурну, и речь здесь идёт об очищении от жёсткости и эгоизма. Таких примеров можно привести множество. Конечно, мы не найдём в Библии прямых астрологических текстов, но Библия - не учебник астрологии. Однако люди, читавшие библейские книги в то время, понимали астрологические термины. В нашем веке в одной из пещер вблизи арабского селения Кумран в Палестине было обнаружено большое количество древних рукописей, принадлежавших религиозной общине ессеев. Ессеи - одно из течений в иудейской религии во 2-м веке до нашей эры - 1-м веке нашей эры. Они очень строго следовали закону и исполняли все предписанные законом обряды. Любое нарушение религиозных предписаний сурово наказывалось. Тем не менее, среди текстов Ветхого Завета археологи обнаружили и чисто астрологические тексты. А это означает, что занятия астрологией даже в столь ортодоксальной общине считались вполне дозволенными с религиозной точки зрения. И в современном иудаизме астрология не является запретным занятием.

Если мы обратимся к другой монотеистической религии - исламу, мы увидим, что астрология занимает в нём почётное место. В средние века астрологией занимались в религиозных школах - медресе. Среди астрологов было много выдающихся религиозных деятелей. Мы встречаем такие имена, как Ибн-Сина (Авиценна), и Омар Хайям, Аль-Бируни и Навои. Астрологи были советниками правителей и духовными наставниками верующих. Именно в исламе астрология получила новое дыхание и оттуда пришла в средневековую Европу. И сегодня в странах ортодоксального ислама астрология не утратила своего статуса, хотя её влияние там слабее, чем в Индии.

И в раннем христианстве астрология была одним из уважаемых занятий. В Новом Завете рассказывается о трёх восточных мудрецах - астрологах, пришедших поклониться новорожденному Иисусу. Они определили его рождение по звезде, и принесли ему свои дары. В этом рассказе (Евангелие от Матфея, глава 2) мы видим астрологов среди последователей Христа. Астрологическая символика встречается и в Посланиях, и особенно много её в Откровении Иоанна. Так что и апостолы - ближайшие ученики Христа - не враждовали с астрологией.

Ситуация меняется после падения Западной Римской Империи. В Западной Европе в средние века было очень мало образованных людей. Даже в монастырях было много монахов, которые из-за неграмотности не могли читать Священное Писание. Астрологией заниматься было почти некому. И только после крестовых походов крестоносцы вновь принесли астрологию в Европу, научившись ей у арабов. Но и тогда астрология не была под запретом, ей даже занимались некоторые из римских пап. Только в ХХ-м веке в ортодоксальном католичестве меняется отношение к астрологии. Её начинают считать чем-то вроде ереси. Сегодня католические священники относятся к астрологии крайне отрицательно. Хотя это на словах, а на деле бывает, что при необходимости и они обращаются к астрологам. Мне довелось как-то консультировать одного католического священника.

В Россию астрология пришла с Запада. Первым из астрологов у нас был Сильвестр Медведев. Но более основательно с астрологией на Руси познакомились во время петровских реформ. Среди сподвижников Петра были и астрологи, такие как Яков Брюс. Однако церковь не вела борьбу с астрологией вплоть до самого последнего времени. И только около десяти лет назад астрологию объявили греховным занятием. В этом отношении православная церковь солидаризовалась с католической.

В чём же причина негативного отношения к астрологии? По-видимому, это результат недоразумения. Против занятий астрологией приводят различные аргументы, но все они не выдерживают критики. Рассмотрим самые главные из них.

Аргумент первый: христианину запрещено предвидеть будущее. Но это вовсе не так. В Евангелии от Матфея, в 16-й главе Иисус даже упрекает фарисеев в том, что они не умеют различать знамений времени: "И приступили фарисеи и саддукеи, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: "будет вёдро, потому что небо красно"; и поутру: "сегодня ненастье, потому что небо багрово". Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?" (стихи 1 - 3).

Библия насквозь пронизана пророчествами и предсказаниями. И обращаться с вопросом о будущем совсем не запретно. Вопрос - к кому обращаться. Читая Библию, мы видим, что запрещено вызывать мёртвых, запрещено обращаться к иным богам, к пророкам иных религий. Через пророков говорили духи, поэтому так строго Священное Писание относится к этому. Но само обращение к духам не запрещается, нельзя обращаться только к ложным духам. В 1-м послании Иоанн пишет: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (глава 4, стих 1). Это понятно - ложный дух может увести человека с истинного пути. Вместе с тем, обращение к знамениям для библейских персонажей - вполне естественное дело перед любым серьёзным начинанием.

Аргумент второй: нельзя избегать испытаний, которые Бог тебе посылает. Но такое может сказать только человек, у которого очень мало веры. Кому по силам избежать того, что послано Богом? История пророка Ионы показывает всю безнадёжность таких попыток. Призванный Богом проповедовать в Ниневии, он пытался "… бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию и нашёл корабль, отправляющийся в Фарсис…. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер…" (книга пророка Ионы, глава 1, стихи 2 - 4). После тяжёлых испытаний Иона всё-таки вынужден был отправиться в Ниневию. Но далеко не все испытания посланы напрямую Богом. Есть и такие, которые являются следствиями законов природы. Эти законы тоже, конечно, установлены Творцом, но они не являются Божьей карой, посланной нам за грехи, и нам даны силы и возможности избежать их. В жизни мы сталкиваемся с этим на каждом шагу. Зимой даже священники надевают пальто, и никому не приходит в голову говорить, что это грешно. Зимний холод - испытание, но он - следствие космического ритма, а не Божья кара, и мы это понимаем. Есть и другие космические ритмы, и мы вправе заранее принимать соответствующие меры. Греха в этом не больше, чем в покупке зимней одежды.

Вообще вся наша жизнь пронизана предсказаниями будущего. Мы слушаем прогноз погоды, планируем нашу работу, прикидываем бюджет на месяц вперёд, а то и на год, читаем прогнозы экономистов и т.д. В науке же способность предсказывать - один из основных критериев истины. Врач предсказывает течение и исход болезни, а химик - ход реакции. И никто не отказывает в причастии астроному за то, что он умеет предвидеть движение небесных тел.

И астрологию тоже не следует ставить в один ряд с магией и волшебством. Астролог, делая прогноз, не обращается к духам или потусторонним силам. Его предсказание основано на знании "уставов неба" - космических законов, а это такие же законы природы, как и физические, биологические или психологические. Для современного человека астрология выглядит чем-то таинственным и магическим, но на самом деле - это наука, хотя и необычная. Это - наука будущего. Человек средневековья тоже мог посчитать магией те методы, которыми пользуется современная медицина, скажем, рентген или ультразвуковая диагностика. Но нам не стоит путать знание с колдовством.

Аргумент третий состоит в том, что запрещается поклоняться небесным светилам, что за помощью надо обращаться к Творцу, а не к небесным силам - его созданиям. А тот, кто поклоняется светилам - язычник.

Да, действительно, тот, кто поклоняется светилам - язычник. Но астролог поклоняется светилам не больше, чем врач вирусам, или физик - электронам. Небесные тела для астролога то же, что градусник и рентгеновский снимок для врача, или тесты для психолога - это средство, чтобы понять состояние человека и описать дальнейший ход событий. Единственное отличие в том, что этот инструмент создан Творцом, а не руками человека, поэтому и работает иначе. Конечно, астрология возникла в языческое время, как, впрочем, и геометрия. И в тот период многие религии включали в себя и астральные культы, то есть культы поклонения звездам и планетам (от латинского слова астра - звезда). Но я уверен, что астрологи того времени светилам не поклонялись. Не может астролог строго и скрупулезно вычисляющий по таблицам положение планет на зодиаке, или выводящий заключение на основании правил истолкования, поклоняться этим же планетам. Астролог очень хорошо видит, что планеты подчиняются единым законам.

Аргумент четвёртый: астрология отрицает свободу воли. Этот аргумент приводят очень часто. Причём, высказывают его и религиозные люди, и светские. Всё это очень наивно. Во-первых, астрология не идеологическое учение, а наука. Можно ставить под сомнение результаты научных исследований, оспаривать методику работы и т. д. Но вряд ли стоит ругать науку за то, что её результаты не согласуются с какой-то идеологией. Всё это мы уже проходили много раз. И Галилея судили, и генетиков с кибернетиками сажали. Если в результате научных исследований мы приходим к выводу, что жизнь человека предопределена, значит так устроен мир, в котором мы живём, и надо не ругать науку, а думать, что с этим делать. Но! Во-вторых, если человек говорит, что астрология отрицает свободу воли, значит, он ни одного учебника астрологии не прочёл, и знает об астрологии понаслышке. Ни один серьёзный астролог не скажет, что астрология отрицает свободу воли. Есть моменты и ситуации, когда предсказание принципиально невозможно, пока не произошли какие-то события. В подавляющем большинстве астрологических прогнозов остаётся достаточно пространства для свободной воли, зачастую даже больше, чем человек может использовать. Как свободная воля совмещается с законами физики, так же она совместима и с астрологическими законами.

На этом пока всё. Если у вас есть вопросы или возражения, можно продолжить тему позже.

Свои вопросы, возражения, мнения, отзывы на статью Левина присылайте на наш e-mail: [email protected] Мы обязательно разместим их на нашем сайте или напишите свой отзыв в гостевую книгу.