Вид предложения ночь как год. Ночь как год это двусоставное предложение? Рефлексивный лист ________________________________

Тест 1. Односоставные предложения

1.

А. Не плачь ты попусту.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения:

А. Односоставное Б. Двусоставное.

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

Г. Летом светает очень рано.

4.

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5.

А. Брожу по набережной снова.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения:

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7.

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8.

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

хрустальные колокольчики.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Тест 2 (1 вариант)

.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3.

А. Его звали Григорием.

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличные предложения:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

Б. Детей учили рисованию.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить.

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

Г. Сегодня на море штиль.

9.

А. На нём - солдатская гимнастёрка.

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

Тест 2 (2 вариант)

1. Укажи неверное утверждение:

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выступающего внимательно слушали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

Ответы на Тест 1. Односоставные предложения

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения: В середине декабря ночь как год.

А. Односоставное Б. Двусоставное.

3. Найди безличные предложения:

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Летом светает очень рано.

4. Найди неопределенно-личные предложения:

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5. Найди определенно-личные предложения:

А. Брожу по набережной снова.

Б. В Сибири не любят горячку и спешку.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения: Весной цветущую черемуху ломают

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7. Какая схема соответствует предложению:

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. [двусоставное], и [двусоставное].

Б. [двусоставное], и [определенно-личное].

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8. Укажи предложение, строение которого соответствует схеме:

[двусоставное], и [безличное].

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.

В. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев.

Г. Вспыхнул костер, и все стали сушиться.

9. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Б. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели

хрустальные колокольчики.

В. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

10. Из каких односоставных предложений состоит стихотворение А.А.Фета:

Шепот, робкое дыханье, трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!..

(из назывных)

Ответы на Тест 2 (1)

Односоставные и неполные предложения .

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Его звали Григорием.

Б. Гармонист, сыграй нам на гармошке!

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличное предложение:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Детей учили рисованию.

В. Вдруг неожиданно всё зажглось солнечными лучами.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить .

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

Г. В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Зима.

Г. Сегодня на море штиль.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. На нём - солдатская гимнастёрка .

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. Летом светает рано, а зимой – поздно.

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

В. Не видно ничего, и решили идти наудачу.

Г. Позвоню маме, и на душе сразу теплее.

Ответы на Тест 2(2)

Односоставные и неполные предложения.

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

В. Односоставные предложения могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Папа, помоги мне решить задачу.

Б. Столицу златоглавой называют.

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

4. Найди безличное предложение:

А. Светло и чисто небо в мае.

Б. Слышу шум падающей листвы.

В. Расскажи мне, бабушка, сказку.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личное предложение:

А. Выступающего внимательно слушали.

Б. Выберите себе книгу по вкусу.

В. Вдруг неожиданно всё закружилось вихрем.

Г. За лесом загремели взрывы.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. На улице было темно, но гремело отовсюду.

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

В. Проведаю родителей, и на душе сразу теплее.

Г. Утром одуванчики распускаются, а к вечеру – закрываются.

(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой .

(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

1) Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление.

2) Из предложения 2 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

3) Из предложения 3 выпишите словосочетание, в котором используется связь согласование .

4) Из предложения 6 выпишите словосочетание в котором используется связь примыкание


5) Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.

6) Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью примыкание .

7) Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание .

8) Укажите тип связи слов в словосочетании двух культур (предложение 17).

9) Укажите тип связи слов в словосочетании совершается издавна (предложение 19).

10) Из предложения 18 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

Опред. личн .

Он, Она, Оно

Прош. вр.

Безличн .

Неопред.-личн.

Зачёт № 8

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Типы односоставных предложений

1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.

Беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

Тест № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

2. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

3. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3

4. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

5. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

6. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

Приложение №1 Самостоятельная работа №1

А1. Найдите среди предложений односоставное: 1. Не плачь ты попусту. 2. Часам к двум пополудни началась гроза. 3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 4. Тротуары заливают асфальтом.

А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное 2. Определенно-личное 3. Безличное 4. Неопределенно-личное.

А3. Найдите безличное предложение. 1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. 2. Газеты приносят утром. 3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. 4. Похолодало, светает поздно и темнеет рано.

А4. Найдите неопределенно-личное предложение. 1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. 2. В классе тепло. 3. Дарую тебе волю. 4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

А5. Найдите определенно-личное предложение. 1. Веет с поля ночная прохлада. 2. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 3. Дарую тебе волю. 4. Хорошо в зимнем лесу!

Самостоятельная работа №2

Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.

Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нем протекала размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане. Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана. В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном. Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. Следующие два часа посвящались отдыху.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Тест I вариант

1 . Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин) г) С утра морозит.

2. Определите тип предложения: Ночь как год а) односоставное б)двусоставное.

3 . Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4 . Найдите безличное предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5 . Определите тип предложения. Иду по зимнему поселку, и легко мне дыщится.

а).дв усоставное; б) определенно-личное и безличное; в) безличное, г)назывное

д) неопределенно-личное.

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
б) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
в) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. г) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

Приложение № 3 Задание: найти односоставные предложения, определить тип. Какова роль односоставных предложений в поэтической речи?

Александр Демченко п.Демянск

Ветер.

Что ж ты, ветер, листья рвешь,

И не утихаешь?

Что ж к земле деревья гнешь,

Ветки им ломаешь?

Кто тебя так рассердил?

Неужели тучи?

Гонишь их что было сил,

Ишь, какой могучий!

Или, может быть, река,

Чем – то провинилась?

О крутые берега

Волнами забилась!

Если, правда, ты силен –

Разгони печали,

Прогони тревоги вон,

Чтоб не замечали! (2012г)

Облака.

На зеленые просторы,

На густой дремучий лес

Облаков косматых горы

Опустились вдруг с небес.

Расползлись они туманом,

И приблизились к холмам,

Разметались по оврагам,

По низинам и лугам.

Разлеглись и отдыхают.

Сколько можно им клубить?

Надоело над землею

В бесконечном небе плыть.

Нужно им вздремнуть немножко,

Вот досмотрят серый сон,

И проявится дорожка,

И к реке знакомый склон. (2012г)

Приложение №4

Рефлексивный лист ________________________________

Учебный материал

(не знаю)

Интересно

В чем ошибки

Определения (задание «продолжи предложение»)

Определенно –личные (теория)

Неопределенно-личные (теория)

Безличные (теория)

Обобщенно – личные (теория)

Назывные (теория)

Текст (проза, поэзия)

Применяю (составляю свой текст)

Творческое задание










Односоставные В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. Двусоставные В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов.










Определённо-личные предложения Сказуемое может быть выражено: Одинокий к тебе прихожу… Предчувствую тебя… Не сердись и прости… (А.Блок) Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С.Пушкин) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев) Глаголом в форме 1-го или 2-го лица настоящего (будущего) времени изъявительного наклонения. Глаголом в форме повелительного наклонения






Алгоритм определения типов односоставных предложений 1. Находим грамматическую основу предложения. 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное. 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения. 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее. 5. Определяем, чем выражен главный член предложения. 6. Называем тип односоставного предложения.











Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. 1. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. 2. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 3. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. 4. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

8 класс

Знать : признаки всех типов односоставных предложений.

Уметь :
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в различных стилях речи.

Оборудование : таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест).

Тест взят из книги Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8-м классе» (М.: Просвещение, 1998. С. 80–82).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Знать : значение и правописание слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94 учебника).

Уметь : использовать эти слова в речи, грамотно их писать.

Заранее подготовившийся ученик сообщает значение каждого слова.

Открываем запись на доске:

    Прения – обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть прения по докладу.

    Дебаты – прения, обсуждение вопроса. Парламентские дебаты.

    Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия.

Задания 1: 1) спишите словосочетания со словами прения, дебаты, дискуссия , подчеркивая «ошибкоопасные» места и запоминая правописание данных слов (III вариант) ;
2) назовите выделенные слова одним словом, продолжите ряд данных слов (II вариант) ;
3) придумайте и запишите предложения с выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант) .

III. Проверка домашнего задания.

1. Связный рассказ учащихся об односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).

I вариант

1. Сообщение об орфографических правилах, использованных при расстановке пропущенных букв. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как сахар .
3. Разбор предложений 6–10.

II вариант

1. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.

III вариант

Разбор предложений 6–10.

IV. Тренировочные упражнения (по вариантам).

I вариант

Конструирование предложений, одна из частей которых – односоставное предложение. Синтаксический разбор одного из придуманных предложений.

II вариант

Упражнение 217 (1-, 7-е предложения) учебника.

III вариант

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.

V. Тест 2 .

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год .

а) односоставное;
б) двусоставное.

3.

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.

6. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?


б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное .

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Земля как невеста :

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение .

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час :

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой :

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

VI. Подведение итога урока. Запись домашнего задания.

Домашнее задание : 1) напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений (I вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..
2) выпишите из произведений художественной литературы 5–6 односоставных предложений (II вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).

1 III вариант – минимальный уровень, II вариант – общий уровень, I вариант – продвинутый уровень.

2 Традиционное деление класса на два варианта.