Тест 1. Односоставные предложения
1.
А. Не плачь ты попусту.
В. Тротуары заливают асфальтом.
Г. Свет луны во все концы.
2. Определи тип предложения:
А. Односоставное Б. Двусоставное.
А. Хорошо в зимнем лесу!
Б. Газеты приносят утром.
Г. Летом светает очень рано.
4.
А. В классе тепло.
Б. Наконец-то позвали меня.
В. Не бери в лес ружье.
Г. На двери повесили объявление о концерте.
5.
А. Брожу по набережной снова.
В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Г. Содержи тело в чистоте.
6. Определи тип предложения:
охапками.
А. Двусоставное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Обобщенно-личное.
Г. Безличное.
7.
В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].
8.
А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.
хрустальные колокольчики.
Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Тест 2 (1 вариант)
.
В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.
2. Найди среди данных предложений односоставные:
А. За дверью бегают.
Б. Моя сестра - врач.
В. Ночь темна.
Г. Мне не хватает нежности твоей.
3.
А. Его звали Григорием.
В. Осень – прекрасная пора.
Г. Четверть роты убило.
4. Найди безличные предложения:
А. Нет уз святее товарищества!
Б. Светло и чисто небо в мае.
В. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажи мне сказку.
5. Найди неопределенно-личные предложения:
Б. Детей учили рисованию.
Г. За окном громко кричали.
6. Найди определенно-личные предложения:
А. Будем вместе служить.
Б. Иду по улице нарядной.
В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.
А. Егорушке дали ложку.
Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
В. Что посеешь, то и пожнёшь.
Г. В книге ищут не буквы, а мысли.
8. Укажи назывные предложения:
А. Зимой темнеет рано.
Б. Поговори со мною, мама.
Г. Сегодня на море штиль.
9.
А. На нём - солдатская гимнастёрка.
Б. Оставайтесь дома.
В. Январь.
Г. Вам с лимоном или с вареньем?
Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.
Тест 2 (2 вариант)
1. Укажи неверное утверждение:
Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.
2. Найди среди данных предложений односоставные:
А. За дверью бегают.
Б. Вечер холодный.
В. Зима – волшебная пара.
Г. Мне не прожить без тебя.
3. Найди среди данных предложений двусоставное:
В. Запахло ландышами в лесу.
Г. Золотая осень прекрасна.
Г. Нам не видать таких сражений.
5. Найди неопределенно-личные предложения:
А. Выступающего внимательно слушали.
6. Найди определенно-личные предложения:
А. Еду на экскурсию в Москву!
Б. Будем знакомиться.
В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.
Г. В воздухе пахнет мятой.
7. Найди обобщённо-личные предложения:
А. Весной ландыши рвут охапками.
Б. Иванушке дали лопату.
В. Цыплят по осени считают.
Г. Траву косят рано утром.
8. Укажи назывные предложения:
А. Зимой светает поздно.
Б. На дворе ночь.
В. Сегодня на улице слякоть.
Г. Позвони мне, Андрей.
9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:
А. Гуляйте пока на улице.
Б. На ней – волшебное платье!
В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.
Г. Яркий фонарь.
10
Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.
Ответы на Тест 1. Односоставные предложения
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Тротуары заливают асфальтом.
Г. Свет луны во все концы.
2. Определи тип предложения: В середине декабря ночь как год.
А. Односоставное Б. Двусоставное.
3. Найди безличные предложения:
А. Хорошо в зимнем лесу!
Б. Газеты приносят утром.
В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Летом светает очень рано.
4. Найди неопределенно-личные предложения:
А. В классе тепло.
Б. Наконец-то позвали меня.
В. Не бери в лес ружье.
Г. На двери повесили объявление о концерте.
5. Найди определенно-личные предложения:
А. Брожу по набережной снова.
Б. В Сибири не любят горячку и спешку.
В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Г. Содержи тело в чистоте.
6. Определи тип предложения: Весной цветущую черемуху ломают
охапками.
А. Двусоставное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Обобщенно-личное.
Г. Безличное.
7. Какая схема соответствует предложению:
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
А. [двусоставное], и [двусоставное].
Б. [двусоставное], и [определенно-личное].
В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].
8. Укажи предложение, строение которого соответствует схеме:
[двусоставное], и [безличное].
А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.
В. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев.
Г. Вспыхнул костер, и все стали сушиться.
9. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
А. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Б. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели
хрустальные колокольчики.
В. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.
10. Из каких односоставных предложений состоит стихотворение А.А.Фета:
Шепот, робкое дыханье, трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, и заря, заря!..
(из назывных)
Ответы на Тест 2 (1)
Односоставные и неполные предложения .
1. Укажи неверное утверждение:
А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Б. Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее.
В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.
Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.
2. Найди среди данных предложений односоставные:
А. За дверью бегают.
Б. Моя сестра - врач.
В. Ночь темна.
Г. Мне не хватает нежности твоей.
3. Найди среди данных предложений двусоставное:
А. Его звали Григорием.
Б. Гармонист, сыграй нам на гармошке!
В. Осень – прекрасная пора.
Г. Четверть роты убило.
4. Найди безличное предложение:
А. Нет уз святее товарищества!
Б. Светло и чисто небо в мае.
В. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажи мне сказку.
5. Найди неопределенно-личные предложения:
А. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Детей учили рисованию.
В. Вдруг неожиданно всё зажглось солнечными лучами.
Г. За окном громко кричали.
6. Найди определенно-личные предложения:
А. Будем вместе служить .
Б. Иду по улице нарядной.
В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.
Г. В воздухе пахнет сосновой смолой.
7. Найди обобщённо-личные предложения:
А. Егорушке дали ложку.
Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
В. Что посеешь, то и пожнёшь.
Г. В книге ищут не буквы, а мысли.
8. Укажи назывные предложения:
А. Зимой темнеет рано.
Б. Поговори со мною, мама.
В. Зима.
Г. Сегодня на море штиль.
9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:
А. На нём - солдатская гимнастёрка .
Б. Оставайтесь дома.
В. Январь.
Г. Вам с лимоном или с вареньем?
10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
А. Летом светает рано, а зимой – поздно.
Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.
В. Не видно ничего, и решили идти наудачу.
Г. Позвоню маме, и на душе сразу теплее.
Ответы на Тест 2(2)
Односоставные и неполные предложения.
1. Укажи неверное утверждение:
А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.
В. Односоставные предложения могут быть распространёнными.
Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.
2. Найди среди данных предложений односоставные:
А. За дверью бегают.
Б. Вечер холодный.
В. Зима – волшебная пара.
Г. Мне не прожить без тебя.
3. Найди среди данных предложений двусоставное:
А. Папа, помоги мне решить задачу.
Б. Столицу златоглавой называют.
В. Запахло ландышами в лесу.
Г. Золотая осень прекрасна.
4. Найди безличное предложение:
А. Светло и чисто небо в мае.
Б. Слышу шум падающей листвы.
В. Расскажи мне, бабушка, сказку.
Г. Нам не видать таких сражений.
5. Найди неопределенно-личное предложение:
А. Выступающего внимательно слушали.
Б. Выберите себе книгу по вкусу.
В. Вдруг неожиданно всё закружилось вихрем.
Г. За лесом загремели взрывы.
6. Найди определенно-личные предложения:
А. Еду на экскурсию в Москву!
Б. Будем знакомиться.
В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.
Г. В воздухе пахнет мятой.
7. Найди обобщённо-личные предложения:
А. Весной ландыши рвут охапками.
Б. Иванушке дали лопату.
В. Цыплят по осени считают.
Г. Траву косят рано утром.
8. Укажи назывные предложения:
А. Зимой светает поздно.
Б. На дворе ночь.
В. Сегодня на улице слякоть.
Г. Позвони мне, Андрей.
9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:
А. Гуляйте пока на улице.
Б. На ней – волшебное платье!
В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.
Г. Яркий фонарь.
10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
А. На улице было темно, но гремело отовсюду.
Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.
В. Проведаю родителей, и на душе сразу теплее.
Г. Утром одуванчики распускаются, а к вечеру – закрываются.
(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой .
(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.
1) Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление.
2) Из предложения 2 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.
3) Из предложения 3 выпишите словосочетание, в котором используется связь согласование .
4) Из предложения 6 выпишите словосочетание в котором используется связь примыкание
5) Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.
6) Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью примыкание .
7) Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание .
8) Укажите тип связи слов в словосочетании двух культур (предложение 17).
9) Укажите тип связи слов в словосочетании совершается издавна (предложение 19).
10) Из предложения 18 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.
Опред. личн . |
||
Он, Она, Оно |
Прош. вр. |
|
Безличн . | Неопред.-личн. |
Зачёт № 8
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Типы односоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ |
|
1.1. Определённо-личные предложения |
|
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). | Люблю грозу в начале мая. Беги за мной! |
1.2. Неопределённо-личные предложения |
|
4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте. Тест № 2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их. 1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4 2. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы. 1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 3. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3 4. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4 5. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3 6. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4 |
Приложение №1 Самостоятельная работа №1
А1. Найдите среди предложений односоставное: 1. Не плачь ты попусту. 2. Часам к двум пополудни началась гроза. 3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 4. Тротуары заливают асфальтом.
А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
1. Двусоставное 2. Определенно-личное 3. Безличное 4. Неопределенно-личное.
А3. Найдите безличное предложение. 1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. 2. Газеты приносят утром. 3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. 4. Похолодало, светает поздно и темнеет рано.
А4. Найдите неопределенно-личное предложение. 1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. 2. В классе тепло. 3. Дарую тебе волю. 4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
А5. Найдите определенно-личное предложение. 1. Веет с поля ночная прохлада. 2. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 3. Дарую тебе волю. 4. Хорошо в зимнем лесу!
Самостоятельная работа №2
Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.
Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нем протекала размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане. Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана. В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном. Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. Следующие два часа посвящались отдыху.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
Тест I вариант
1 . Найдите среди данных предложений односоставное.
а)
Не плачь ты попусту. б) Часам к двум
пополудни началась гроза.
в) Уж не
будут листвою крылатой надо мною звенеть
тополя.
(С.Есенин)
г)
С утра морозит.
2. Определите тип предложения: Ночь как год а) односоставное б)двусоставное.
3 . Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это...
а) предложения,
в которых окончания сказуемых-глаголов
определенно указывают на лицо и число
местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные
предложения;
в) предложения,
употребляющиеся только в разговорной
речи.
4
.
Найдите
безличное предложение.
а)
Еще не успевшая остыть земля излучала
тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу! в) В
воскресенье старайся больше быть на
свежем воздухе.
г) Газеты приносят
утром.
5 . Определите тип предложения. Иду по зимнему поселку, и легко мне дыщится.
а).дв усоставное; б) определенно-личное и безличное; в) безличное, г)назывное
д) неопределенно-личное.
6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?
а) [двусоставное],
и [двусоставное];
б) [двусоставное], и
[определенно-личное];
в) [двусоставное],
и [неопределенно-личное].
7.
Укажите
предложения, строение которых соответствует
схеме
[двусоставное],
и [безличное]. (Знаки
препинания не проставлены.)
а)
Уже смеркалось и надо было возвращаться
домой.
б) Небо было темное и только
при вспышках молний можно было рассмотреть
тяжелые тучи.
в) Еще мгновение и лодка
вошла под темные своды деревьев. г) Еще
молчаливы леса и в небе звенеть еще
некому.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .
а)
Хорошо бегать по зеленому душистому
лугу и, набегавшись, полежать в траве
под березами.
б) Уже смеркалось, и в
комнате стало темно.
в) Прочитайте
Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г)
Пугачев подал знак, и меня тотчас
развязали и оставили. (А.Пушкин)
Приложение № 3 Задание: найти односоставные предложения, определить тип. Какова роль односоставных предложений в поэтической речи?
Александр Демченко п.Демянск
Ветер. Что ж ты, ветер, листья рвешь, И не утихаешь? Что ж к земле деревья гнешь, Ветки им ломаешь? Кто тебя так рассердил? Неужели тучи? Гонишь их что было сил, Ишь, какой могучий! Или, может быть, река, Чем – то провинилась? О крутые берега Волнами забилась! Если, правда, ты силен – Разгони печали, Прогони тревоги вон, Чтоб не замечали! (2012г) |
Облака. На зеленые просторы, На густой дремучий лес Облаков косматых горы Опустились вдруг с небес. Расползлись они туманом, И приблизились к холмам, Разметались по оврагам, По низинам и лугам. Разлеглись и отдыхают. Сколько можно им клубить? Надоело над землею В бесконечном небе плыть. Нужно им вздремнуть немножко, Вот досмотрят серый сон, И проявится дорожка, И к реке знакомый склон. (2012г) |
Приложение №4
Рефлексивный лист ________________________________
Учебный материал |
(не знаю) |
Интересно |
В чем ошибки |
|
Определения (задание «продолжи предложение») |
||||
Определенно –личные (теория) |
||||
Неопределенно-личные (теория) |
||||
Безличные (теория) |
||||
Обобщенно – личные (теория) |
||||
Назывные (теория) |
||||
Текст (проза, поэзия) |
||||
Применяю (составляю свой текст) |
||||
Творческое задание |
Односоставные В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. Двусоставные В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов.
Определённо-личные предложения Сказуемое может быть выражено: Одинокий к тебе прихожу… Предчувствую тебя… Не сердись и прости… (А.Блок) Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С.Пушкин) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев) Глаголом в форме 1-го или 2-го лица настоящего (будущего) времени изъявительного наклонения. Глаголом в форме повелительного наклонения
Алгоритм определения типов односоставных предложений 1. Находим грамматическую основу предложения. 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное. 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения. 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее. 5. Определяем, чем выражен главный член предложения. 6. Называем тип односоставного предложения.
Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. 1. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. 2. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 3. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. 4. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
8 класс
Знать : признаки всех типов односоставных предложений.
Уметь
:
1) отличать односоставные предложения от
двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их
значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных
предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных
предложениях, в состав которых входят
односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в
различных стилях речи.
Оборудование : таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест).
Тест взят из книги Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8-м классе» (М.: Просвещение, 1998. С. 80–82).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
II. Словарно-орфографическая работа.
Знать : значение и правописание слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94 учебника).
Уметь : использовать эти слова в речи, грамотно их писать.
Заранее подготовившийся ученик сообщает значение каждого слова.
Открываем запись на доске:
Прения – обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть прения по докладу.
Дебаты – прения, обсуждение вопроса. Парламентские дебаты.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия.
Задания
1:
1) спишите словосочетания со словами прения,
дебаты, дискуссия
, подчеркивая
«ошибкоопасные» места и запоминая правописание
данных слов (III вариант)
;
2) назовите выделенные слова одним словом,
продолжите ряд данных слов (II вариант)
;
3) придумайте и запишите предложения с
выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант)
.
III. Проверка домашнего задания.
1. Связный рассказ учащихся об
односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).
I вариант
1. Сообщение об орфографических
правилах, использованных при расстановке
пропущенных букв. Графическое обозначение
пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как
сахар
.
3. Разбор предложений 6–10.
II вариант
1. Графическое обозначение пропущенных
орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.
III вариант
Разбор предложений 6–10.
IV. Тренировочные упражнения (по вариантам).
I вариант
Конструирование предложений, одна из частей которых – односоставное предложение. Синтаксический разбор одного из придуманных предложений.
II вариант
Упражнение 217 (1-, 7-е предложения) учебника.
III вариант
Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.
Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.
V. Тест 2 .
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год .
а) односоставное;
б) двусоставное.
3.
а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .
а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.
6. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .
а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)
II вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное .
а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Земля как невеста :
а) односоставное;
б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.
4. Найдите неопределенно-личное предложение .
а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.
5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час :
а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.
6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой :
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].
7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
VI. Подведение итога урока. Запись домашнего задания.
Домашнее задание
: 1) напишите
сочинение-миниатюру по данному началу с
использованием односоставных предложений (I
вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает
он!..
2) выпишите из произведений художественной
литературы 5–6 односоставных предложений (II
вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).
1 III вариант – минимальный уровень, II вариант – общий уровень, I вариант – продвинутый уровень.
2 Традиционное деление класса на два варианта.