Русский изобретатель кулибин. Кулибин Иван Петрович: изобретения

Многие знают о выдающемся русском инженере Иване Петровиче Кулибине. А особо предприимчивым изобретателям не раз приходилось слышать в свой адрес его фамилию: «Ты как Кулибин!» Однако мало кому известно, что из десятка разработок И.П. Кулибин запатентовал лишь единицы. И мир знает нынче, что архитектор Таун построил сверхпрочную конструкцию моста, а вот что изобрел Кулибин ее - не знает.

Личность изобретателя

Иван Петрович родится в Нижнем Новгороде в 1735 году. К удивлению, в его семье не было ученых людей, в связи с чем способности механика-самоучки по праву можно назвать выдающимся талантом!

Семья Ивана существовала за счет мелкой торговли: отец был предпринимателем и старообрядцем, а мать занималась хозяйством и помогала вести бухгалтерию.

С раннего возраста мальчик испытывал большую симпатию к инженерным констукциям и разного рода изобретениям, которых в ту пору в деревнях было не так уж и много. Но пылкий к науке юноша не желал вести бухгалтерские книги и пошел в подмастерье к односельчанину, обучаться слесарному, токарному и часовому делу.

Поднабравшись опыта, Кулибин изготавливает свои первые часы, аналогов которым и по сей день в мире не найти. Крошечное изобретение выполняло функции часов с боем, а также музыкальной шкатулки и миниатюрного театра. Перед произведением искусства нижегородского мастера не смогла устоять сама Екатерина II - он подарил ей часы, а она пригласила Кулибина на работу.

В 1769 году Иван Петрович получает место в Академии Наук, и с этого дня служит верой и правдой во благо Российской науки.

Однако всего лишь немногие изобретения получили патент и по праву принадлежали мастеру. Большинство чертежей и макетов так и остались невоплотившимися мечтами инженера.

Рассмотрим несколько вещей, что изобрел Кулибин, но так и не запатентовал.

Лопастный водяной двигатель

В 18 веке наемный бурлацкий труд был одним из самых распространенных способов перемещения судов против течения рек, а также по мелководью.

Иван Петрович решил избавить людей от мучений и внедрить в пароходное дело инженерную новинку - лопастный двигатель. Принцип его работы основывался на технике передвижения кораблей с помощью якорей и канатов - к сброшенному далеко впереди якорю с помощью каната притягивали судно. И пока к одному грузу корабль «шел», другой бросали дальше - и так по-очереди.

Кулибин усовершенствовал систему. Теперь вместо наемных работников притягивать судно к канату должен был двигатель (он представлял собой 2 колеса с лопастями) с помощью энергии воды. Казалось бы, простая и надежная конструкция, которая сэкономит силы сотням бурлаков, а предпринимателям - сотни денег. Однако даже после успешных испытаний по перемещению корабля с 65-тью тоннами песка финансирование производства так и не было произведено.

К сожалению, это не единственное, что изобрел Кулибин Иван Петрович, но так и не смог наладить выпуск.

Лифт для императрицы

Стареющая Екатерина II с трудом перемещалась по апартаментам Зимнего Дворца. Поэтому Кулибину было дано важно поручение - придумать лифт для самой императрицы.

Лебедочный лифт не отвечал главному условию: крепить канаты к потолку Дворца было категорически запрещено. Находчивый ученый придумал иной механизм, сходный с работой офисного стула или закручиванием гайки: слуга крутил ручку, и саморез, вращаясь во втулке, поднимал и опускал кресло. К сожалению, механический лифт до наших дней не дожил. После смерти Екатерины II за ненадобностью он был заложен кирпичом, а право на авторство по его разработке Кулибину так и не досталось. Он стал еще одним предметом, что изобрел Кулибин, но считать своим детищем не мог.

Мост

Если бы дальновидность Екатерины II не подвела ее в тот раз, то она по праву считалась бы еще и основоположницей мостового дела в Петербурге.

В начале 19 века Иван Петрович разработал крайне устойчивую конструкцию однопролетного моста. Над своим изобретением он трудился целых 30 лет! Несмотря на отсутствие необходимых знаний по математике и физике, он, сам того не ведая, практическим путем открыл новые законы. Огромным преимуществом моста был тот факт, что под ним могли проходить корабли не спиливая своих матч.

Великий Эйлер, проверяя чертежи мастера, был удивлен отсутствием просчетов и ошибок в них. Сам Потемкин выделил денег на строительство модели моста, однако на этом спонсорство закончилось.

И спустя 30 лет знаменитым архитектором моста стал Таун, а не И. П. Кулибин, что изобрел этот мост.

«Дедушка» автомобиля

Среди прочего Иван Петрович изобрел самоходную коляску. По внешнему виду она очень походила на автомобиль, но принцип работы отличался. Коляску можно было смело назвать гибридом велосипеда и повозки, так как в действие ее приводил человек, нажимая на педали. Изобретение некоторое время служило игрушкой для знати, но спонсировать ее производство у нее желания так и не появилось. Чертежи "дедушки автомобиля" канули в Лету, не дойдя до наших дней.

Не стоит путать коляску, что изобрел Кулибин, и велоэкипаж Шамшуренкова. Его изобретение было намного больше и интереснее: места хватало на двоих, а в зимнее время велоэкипаж превращался в сани. Хочется заметить интересное сходство: производством разработки Леонтия Шамшуренкова также никто не занялся, и чертежи его изобретения затерялись.

Первый протез

В начале 19 века Кулибин представил для сотрудников Академии Наук "ноу-хау"! Протез, имитирующий нижние конечности. Первым испытателем конструкции стал Непейцын - он потерял ногу при штурме Очакова, и теперь его военная карьера шла под откос! Однако Иван Кулибин, что изобрел его новую ногу, дал старт и к его новым победам! В итоге Непейцын дослужился до генерал-майора и получил смешное прозвище Железная нога.

Прожектор, система спуска кораблей на воду, проект железного моста через Волгу - самый маленький список вещей, что изобрел Кулибин Иван Петрович.

Фото, а также чертежи многих из них, к большому сожалению, не дошли до наших дней. Однако слава и память о таком выдающемся человеке обязательно должна сохраниться в наших сердцах!

Иван Петрович Кулибин (1735-1818)

русский механик-самоучка, изобретатель

Иван Петрович родился в Нижнем Новгороде 21 апреля 1735 года, в семье небогатого торговца мукой.

Отец Кулибина не дал сыну школьного образования, он учил его торговать. Учёбой он занимался с дьячком, а в свободное время мастерил флюгера, шестерёнки. Всё, что касалось техники, сильно его волновало, особенно интересовали юношу мельницы и часовые механизмы.

Однажды отправили Кулибина в Москву, эта поездка дала ему возможность ознакомиться с часовым делом, приобрести инструменты. По возвращении из Москвы он открыл часовую мастерскую и стал преуспевать в часовом деле.
Решил Кулибин создать сложные часы.


Часы эти были величиной с гусиное яйцо. Они состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти.
Во время изобретения часов Кулибин был не только часовщиком, но одновременно слесарем, инструментальщиком, токарем по металлу и дереву, кроме того, конструктором и технологом. Он был даже композитором - часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов механик потратил больше 2-х лет.

20 мая 1767 года в Нижний Новгород приехала императрица Екатерина II. Кулибин представил царице часы, а также созданные им: электрическую машину, телескоп, микроскоп. Царица похвалила талант изобретателя.

В 1769 году Иван Петрович был вызван императрицей в Петербург и определен заведующим механической мастерской Академии наук со званием механика. А его изобретения попали в кунсткамеру - своеобразный музей, учреждённый Петром Первым.
В Петербурге он распоряжался мастерскими с многочисленными отделениями (инструментальным, токарным, столярным, барометрическим, оптическим), но он находил и время для разработки собственных изобретений.

Он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву.


Комиссия признала, что по проекту Кулибина можно построить. Екатерина II приказала наградить Кулибина деньгами и золотой медалью. А строить мост никто не собирался.

Кулибин изобрел также оригинальный светильник, который можно считать прототипом современного прожектора.

Для этого светильника он применил вогнутое зеркало, состоящее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стекол. В фокусе зеркала был помещен источник света, силу которого зеркало увеличивало в 500 раз. Он изобрел фонари разной величины и силы: одни были удобны для освещения коридоров, больших мастерских, кораблей, были незаменимы для моряков, а другие- меньших размеров- годились для карет.

Ещё одно изобретение - машинное водоходное судно. За построенное судно Кулибин был награжден пятью тысячами рублей, но в действие его судно так и не было введено.

Деньги Кулибин тратил на создание новых изобретений.
В 1791 году Кулибин создал самокатку- трехколесный экипаж.


В том же году Кулибин сконструировал механические ноги (протез). Военные хирурги признали изобретенный Кулибиным протез самым совершенным из всех тогда существовавших.

Кулибин разработал и телеграф оригинальной конструкции, и секретный телеграфный код. Но этой идеи не оценили.
Последней мечтой изобретателя был вечный двигатель.

Кулибин умер, окруженный чертежами, работая до последнего вздоха, Для того, чтобы похоронить его, пришлось продать стенные часы. В доме изобретателя не было ни копейки. Он жил и умер нищим.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. Рано освоив грамоту, Иван встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Тем не менее самым интересным для него было чтение книг и создание различных игрушек. Отец благосклонно принял увлечения сына и позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1758 году отец умер, и Иван открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.

В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь.

И уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку и удивительные часы размером с гусиное яйцо. Особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Они были самых различных размеров: от совсем маленьких «часов в перстне» до гигантских.

Кроме часов, Ивана Петровича интересовали и другие направления техники и механики.

В Петербурге по понятным причинам остро стояла проблема возведения мостов, и Кулибин занялся мостостроительством. В 70-е годы он спроектировал первый однопролетный деревянный мост через Неву, а уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели.

Без Ивана Кулибина не проходило ни одно оформление карнавалов, торжественных мероприятий, празднеств и балов. Именно он устраивал всевозможные аттракционы, оптические забавы, «световые шутихи». Изобретенный им фонарь-прожектор даже при слабом источнике света давал сильное освещение. Система зеркал, используемая мастером, смогла осветить самые темные переходы Царскосельского дворца.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь. В 1791 году появился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кулибин сделал первый ножной протез, который предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Первый лифт, или, как его называли в конце XVIII века, «подъемное кресло», тоже заслуга мастера. Эти изобретения можно перечислять долго. Среди них - оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяные колеса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы и даже фортепиано и многое-многое другое.

Екатерина II по достоинству оценила заслуги мастера и наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег - крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Такова славная биография выдающегося русского изобретателя Ивана Кулибина. Он ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде.

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, - собранных ими средств не хватило…

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», - в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки. Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков. Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, - предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван. Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, - жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше. А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом» , - самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), - все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код - систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера…

Лифт для императрицы

Лифт для императрицы (1769 г.), - прообраз современных, хорошо знакомых нам конструкций.

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.

Водоход

Водоход , - речное судно, которое могло передвигаться против течения.

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.


«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), - его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.


Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда» , - знаменитого пекинского стадиона. Его имя стало нарицательным, - сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет…