Правописание прилагательных. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .

Значительную часть русской орфографии занимают правила дефисного, раздельного и слитного написания словоформ. Сложные прилагательные, примеры правописания которых будут приведены в статье, иллюстрируют правила орфографии русского языка.

Сложное слово - что это?

В лексическом арсенале русского языка есть простые слова, состоящие из одного корня, одной основы (синий, юный, красный, осенни й). Если слово состоит из нескольких основ или частей основ, то оно считается сложным. Сложные прилагательные, примеры которых даны ниже в таблицах, состоят из двух корней.

Сложное слово: способы образования

Образуются тремя основными способами: сложение, сращение, аббревиация.

Сложные слова: способы образования
Способ Описание Сложные существительные и сложные прилагательные: примеры
Сложение Морфологический при котором сложное слово образуется путем слияния основ с помощью гласной (соединительная гласная О следует за твердыми согласными, гласная Е - за мягкими). шерстоткацкий, плотоядный, кровеносный, дальнеструйный
Сращение Лексико-синтаксический способ: в сложное сливается целое сочетание слов без соединительных гласных. двухэтажный (из двух этажей), сорокадневный (из сорока дней), сумасшедший (с ума сошедший)
Аббревиация Условно-фонетический способ: сложное слово (существительное) образуется из сочетаний слов, но, в отличие от сращения, соединяются лишь части основ: слоги, буквы. универмаг, зарплата, КамАЗ, НАТО, ЕГЭ

Сложные прилагательные: слитное написание

Правописание сложных прилагательных подчиняется ряду правил орфографии, иллюстрируют их сложные примеры которых даны в таблицах ниже.

При этом сложные прилагательные могут писаться через дефис и слитно или являться частью словосочетания, где прилагательное не часть сложного слова.

Правописание сложных имен прилагательных
Правило Сложные прилагательные: примеры
Слитно
1 При образовании сложного от сложного которое пишется слитно. нефтепровод - нефтепроводный, пароход - пароходный
2 При образовании сложного прилагательного из подчинительного сочетания слов, в том числе из словосочетаний "существительное +прилагательное", называющих географические объекты. горнолыжный - горные лыжи, естественнонаучный - естественные науки, среднесуточный - средний за сутки; лысогорский - ягоднополянский - Ягодная Поляна
3 Если имя прилагательное обозначает научный термин или является специальным словом. чешуйчатокрылые, живородящие, млекопитающие, молочноконсервный, хлебопекарный, геологоразведочный
4 Если первая часть сложного слова следующая: высоко-, выше-, глубоко-, густо-, круто-, крупно-, легко-, мало-, мелко-, много-, низко-, ниже-, остро-, плоско-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, трудно-, тяжело-, узко-, широко- . Если при таких элементах есть пояснительные слова, то написание раздельное. малоизученный (но: мало изученные студентами), трудновыводимый (но: трудно выводимые из организма), широкоизвестный (широко известный за границей)
5 обще-, верхне-, средне-, нижне-, древне-, ранне-, поздне-. общепринятый, среднерусский, нижневолжский, древнеанглийский, раннеспелый, позднескифский

Сложные прилагательные: написание через дефис

Множество пишутся полуслитно. Правила постановки дефиса и сложные слова-прилагательные (примеры) даны в таблице ниже.

Правило Сложные прилагательные через дефис: примеры
Через дефис
1 При образовании сложного имени прилагательного от сложного имени существительного, которое пишется через дефис. северо-западный - северо-запад, социал-демократический - социал-демократия, иссык-кульский - Иссык-Куль (но: заиссыккульский, так как есть приставка)
2 Если прилагательное образовано от двух имен собственных, например, от двух фамилий или имени и фамилии. Исключением являются восточные фамилии. пушкино-гоголевский, лев-толстовский, жюль-верновский (но: джекичанская, хошиминский)
3 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных слов (между ними можно поставить союз и или но ). выпукло-вогнутый, яблочно-сливовый, русско-китайский, экспрессивно-эмоциональный
4 Если прилагательное образовано путем слияния нескольких равноправных, но неоднородных слов. официально-деловой, электронно-вычислительный, сравнительно-исторический
5 Если первая часть сложного слова - это военно-, народно-, массово-, учебно-, научно-. военно-юридический, народно-освободительный, массово-спортивный, учебно-методический, научно-технический
6 Если прилагательное отражает оттенок цвета. серо-зеленый, желто-синий, глубоко-черный
7 Сложные прилагательные-топонимы. Западно-Корейский, Северо-Осетинский, Южно-Уральский

Словосочетание "наречие+прилагательное"

Сложные слова - прилагательные, примеры которых даны выше, бывает трудно отличить от схожих словосочетаний.

Так, морально-этическое - это прилагательное, а морально во спитанный - словосочетание, где к наречию можно задать вопрос: "В каком отношении?"

Правописание сложных прилагательных: примеры из литературы

В произведениях художественной литературы широко используются сложные прилагательные.

Они позволяют точно описать объект, выделить его из окружения; они вносят в текст уникальность. Например, в рассказах И. А. Бунина множество индивидуальных эпитетов - сложных прилагательных: дымчато-лиловая даль, мутно-молочный туман, матово-бледная листва, сизокрылые орлы, нахально-красивая женщина, светло-золотые клены, худощаво-широкоплечий доктор, металлически-звонкие крики и другие.

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко-красный ; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянъ-шаньский (Тянь-Шань) ; 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и : горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный - железная дорога, легкоатлетический - лёгкая атлетика .

Жёлто-синий (цвет). Юго-западный (юго-запад). Алма-атинский (Алма-Ата). Горько-солёный (горький и солёный). Железнодорожный (железная дорога).

Применяя данное правило, рассуждайте так: (вагоно) ремонтный - это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (ремонт вагонов) . Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый - это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый и вогнутый , между ними можно вставить союз и . Значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый.

330 . Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй - те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древне-ру..кий, ру..ко-француз..ий, нефтеналивной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западноевропейский, чугунолитейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.

общественно-политический

общественно полезный

331 . Слитно или через дефис? Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке). К какому разряду относятся эти прилагательные?

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско) английский, (стале) литейный, (средне) вековый, (туго)плавкий, (зеленовато) серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

332 . Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

333 . Запишите сложные прилагательные, образованные из данных слов.

Образец: бледный, розовый, лицо - бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зефир.

334 . I. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, которые пишутся слитно, а в другую - прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

II. В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов - судоремонтный завод .

Бумага, чувствительная к свету ; дело первой очереди ; здание в двенадцать этажей ; многоугольник с равными сторонами ; собрание сочинений в пяти томах ; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна ; женщина с седыми волосами ; мужчина с широкими плечами ; требования санитарные и гигиенические ; производство писчей бумаги ; девушка в семнадцать лет .

335 . Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

336 . Прочитайте два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Буль6а». По вашему мнению, из текста какого типа выписаны эти предложения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов.

1. Со..це выгл..нуло давно на расчищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем ст..новилась прекраснее. Вся поверхность земли пр..дставлялась (зелёно)золотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.

2. Вечером вся степь совершенно перемен..лась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со..ца и постепенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она ст..новилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благ..вонием. По небу, (изголуба)тёмному, как будто исп..линскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов.. золота; изредка белели клоками лё..кие и пр..зрачные обл..ка.

Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).

Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном - -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном - -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .

После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).

После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения - суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).

    Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).

В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.

Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .

В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .

    Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).

В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .

    Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .

В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .

В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .

    Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).

    Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).

    Примечание 3 . Существительные на -ник --ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый - коноплян ик, песчан ый - песчан ик, юн ый - юн ость .

    Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник -ница от существительных с основой на н: дружин а - дружинн ик-дружинн ица, мошн а - мошенн ик-мошенн ица .

Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь - вещь ценн а .

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село - сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).

В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь - конск ий, богатырь - богатырск ий .

Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий - низок, узк ий - узок), а с суффиксом -ск- - относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).

    Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак - казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .

Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный - достоин .

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).

Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).

    Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Тема:

Правописание сложных имён прилагательных.

Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.

Задачи:

  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

Оснащение урока:

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  • Карточки-задания

Ход урока:

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

О каких людях шла речь в тексте?

Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)
  • Голубые глаза – (голубоглазый)
  • Широкие плечи – (широкоплечий)
  • Красные щеки – (краснощекий)
  • Радуется жизни – (жизнерадостный)
  • Любит себя – (самолюбивый)

Что объединяет все эти слова? (способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Комментарии обучающихся.

Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.

  1. Работа в группах по изучению материала урока

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:

Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).

2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный
паровозный

  1. из сочетаний слов :

железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием :

высокообразованный
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком :

кисло-сладкий
горько-соленый

  1. оттенки цвета :

иссиня-черный
молочно-белый
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только) :

англо-русский
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на - ико :

физико-математический

3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый .

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.

Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки» ).

Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).

Высоко-: высоковитаминный;

Глубоко-: глубокоуважаемый;

Мелко-: мелкозернистый;

Узко-: узкоспециальный;

Много-: многоотраслевой;

Толсто-: толстоногий;

Густо-: густонаселённый;

Крупно-: крупнопанельный;

Круто-: крутоизогнутый;

Остро-: остродефицитный;

Чисто-: чистошерстяной;

Выше-: вышеуказанный;

Ниже-: нижеподписавшийся.

Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель

Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.

Подведение итога работы.

Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных прилагательных, о которых узнал и на уроке.

Объявление результатов.

  1. Домашнее задание

Выучить материал сегодняшнего урока.

По выбору :

Составить словарный диктант (20 слов).

Подготовить презентацию к теме урока.

Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.