Правописание прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.




Написали слитно: Рыболовецкого – ловец рыбыРыболовецкого – ловец рыбы Седобородый – седая бородаСедобородый – седая борода Водонепроницаемом – вода не проницаетВодонепроницаемом – вода не проницает Трёхмачтовый – три мачтыТрёхмачтовый – три мачты Носорожью – носорогНосорожью – носорог


Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные:Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).


Написали через дефис: Сине-зелёные (синие и зелёные)Сине-зелёные (синие и зелёные) Тёмно-сером (оттенок цвета)Тёмно-сером (оттенок цвета) Бело-розовые (белые и розовые, оттенок цвета)Бело-розовые (белые и розовые, оттенок цвета) Юго-западный (от юго-запад)Юго-западный (от юго-запад)


Через дефис пишутся прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и:прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый). Внимание! Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: изжёлта-красный.Внимание! Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: изжёлта-красный.


Правописание сложных имён прилагательных Слитно Через дефис 1.Образовано из словосочетания: седобородый, рыболовецкий 2.Образовано от сложного существительного, которое пишется слитно: носорожья (от носорог) 1.Можно поставить союз И: сине-зелёный, тёмно-серый, бело- розовый 2.Образовано от сложного существительного, которое пишется через дефис: юго-западный (от юго-запад)

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Тема:

Правописание сложных имён прилагательных.

Цель:

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.

Задачи:

  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

Оснащение урока:

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  • Карточки-задания

Ход урока:

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Послушайте текст:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

О каких людях шла речь в тексте?

Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – (курносый)
  • Голубые глаза – (голубоглазый)
  • Широкие плечи – (широкоплечий)
  • Красные щеки – (краснощекий)
  • Радуется жизни – (жизнерадостный)
  • Любит себя – (самолюбивый)

Что объединяет все эти слова? (способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

Д.Дидро

Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Комментарии обучающихся.

Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Проверяем (ответы групп)

(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)

Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут.

  1. Работа в группах по изучению материала урока

1 группа

  1. Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
  2. Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:

Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).

2 группа

Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный
паровозный

  1. из сочетаний слов :

железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием :

высокообразованный
быстротечный

Примеры

Раздельно

  1. качество с дополн. оттенком :

кисло-сладкий
горько-соленый

  1. оттенки цвета :

иссиня-черный
молочно-белый
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только) :

англо-русский
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на - ико :

физико-математический

3 группа

  1. Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Сложные прилагательные *** пишутся слитно: белокаменный от белый камень ; вагоноремонтный от ремонт вагонов ;

Сложные прилагательные *** пишутся через дефис:

бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый .

Сложные прилагательные, обозначающие *** пишутся через дефис.

головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
семилетний
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
черноволосый
черноглазый

безнадёжно-печальный
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
дворцово-парковый
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький

блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

  1. Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент, интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы.

Проверим, что у вас получилось в ходе работы.

1 группа - связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно, демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.

  1. Организация самооценивания, обобщение изученного

Практическое применение учебного материала

На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете в команде (игра «Знатоки» ).

Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды (можно воспользоваться словарём).

Высоко-: высоковитаминный;

Глубоко-: глубокоуважаемый;

Мелко-: мелкозернистый;

Узко-: узкоспециальный;

Много-: многоотраслевой;

Толсто-: толстоногий;

Густо-: густонаселённый;

Крупно-: крупнопанельный;

Круто-: крутоизогнутый;

Остро-: остродефицитный;

Чисто-: чистошерстяной;

Выше-: вышеуказанный;

Ниже-: нижеподписавшийся.

Задание № 2 группе. Тест.

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

D) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

С) Вечнозелёное растение

D) Труд землекопа

Е) Семимиллионный житель

Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотистосерых, с нежными белыми краями.

Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...

Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто-серых, лёгких, бледно-лиловый, земледелец.

Подведение итога работы.

Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных прилагательных, о которых узнал и на уроке.

Объявление результатов.

  1. Домашнее задание

Выучить материал сегодняшнего урока.

По выбору :

Составить словарный диктант (20 слов).

Подготовить презентацию к теме урока.

Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.


  • сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, например: летописный (летопись), краеведческий (краеведение) ;
  • сложные прилагательные, образованные из таких сочетаний слов, в которых одно слово по смыслу подчинено по смыслу другому (связано способом согласования, управления или примыкания), например: широкоэкранный (широкий экран), чугунолитейный (литье чугуна), скороспелый (который скоро спеет) .

Примечания

  1. Сложные прилагательные, первая часть которых образована от наречий, следует отличать от обычных словосочетаний, состоящих из наречия и прилагательного (или причастия), пишущихся РАЗДЕЛЬНО, например: диаметрально противоположный, чисто русский, плохо скрываемый, отчетливо выраженный . В предложении первая часть сочетаний выступает в качестве отдельного члена предложения (отвечает на вопросы как? в какой степени? каким образом? ).

    В качестве первой части подобных словосочетаний выступают наречия абсолютно (абсолютно спокойный), безукоризненно (безукоризненно честный), жизненно (жизненно необходимый), исконно (исконно русский), истинно (истинно революционный), подлинно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смертельно (смертельно ядовитый, смертельно бледный), строго (строго логический) и др.

    РАЗДЕЛЬНО пишутся словосочетания, включающие наречия на -ски , например: исторически важный .

  2. Ряд сложных прилагательных, первая часть которых образована от наречий, пишется СЛИТНО . Такие прилагательные имеют книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие, например: высокоидейный (спектакль), высококвалифицированный (специалист), вышеуказанный (пример), легкорастворимый (материал), малозначащий (факт), многообещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), слабовидящий (человек), труднодоступный (подъем). Если при таких прилагательных употребляются зависимые слова, то наречие и прилагательное пишутся обычно раздельно (т. е. становятся словосочетанием). Сравните: многообещающий студент (= весьма талантливый, перспективный) — студент, много обещающий , но не выполняющий своих обязательств ; труднодоступная (= почти недоступная) вершина трудно доступная даже для опытных альпинистов вершина .

С дефисом пишутся:

  • сложные прилагательные, образованные от имен , например: северо-восточный (северо-восток), орехово-зуевский (Орехово-Зуево) ;
  • сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, которые равноправны по смыслу, независимы друг от друга (связаны по способу сочинения), например: беспроцентно-выигрышные вклады (беспроцентные, но выигрышные), научно-технический прогресс (научный и технический), прядильно-ткацкая фабрика (прядильная и ткацкая), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, из которых образовано сложное прилагательное, можно вставить союз и или но );
  • сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: ярко-синий, серебристо-серый, лимонно-желтый, темно-коричневый, изжелта-красный ;
  • сложные прилагательные, первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико , например: химико-технологический, физико-математический, механико-математический (но: великорусский, великосветский ).

Примечания

  1. С дефисом пишутся сложные прилагательные обозначающие качество с дополнительным оттенком, например: горько-соленый (соленый и с горечью), почтительно-вежливый (вежливый и выражающий почтительность).
  2. С дефисом пишется ряд сложных прилагательных, части которых обозначают неоднородные признаки, например: военно-революционный комитет (военный революционный), массово-политическая работа (массовая политическая), научно-популярный журнал (научный популярный).Следует иметь ввиду, что среди сложных прилагательных много традиционных написаний, например: всемирно-исторический (но: всемирно известный ), народно-освободительный (но: народнохозяйственный ). Поэтому при сомнениях в написании следует обращаться к орфографическому словарю.

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.