Поэзия военных лет (вместо заключения). Поэзия военных лет

Лирика. Огромное горе войны. Обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Муса Джалиль. Юлия Друнина. Иосиф Уткин. Битюгов Василий Иванович. Богачёв Николай Осипович. Константин Симонов. Алексей Сурков. Шапошников Виктор Сергеевич. Поэзия, опалённая войной. Без ноги вернулся я. Страна огромная. Ради жизни на Земле.

«Поэзия военных лет» - Предчувствие весны. Письмо. Тихий голос. Родился. Работает санитаркой в глазном госпитале. Поэты. Ожиданием своим ты спасла меня. Стихи. Миллионы сердец. Жди меня, и я вернусь. Давид Самуилович Самойлов. Старшинов был призван в армию. Фронтовые будни. Поэты-фронтовики. Дух патриотизма. В землянке. Первый день. Поэтическое самоощущение. Ракет зелёные огни. Не желай добра. Друг Константина Симонова.

«Стихи военных лет» - Отдых после боя. Варварство. Оборона Севостопаля. Окраина Москвы. Аркадий Александрович Пластов. Александр Александрович Дейнека. Зинка. Покуда сердца стучатся. Муса Мустафович Джалиль. Огонь. Дороги Смоленщины. Юрий Георгиевич Разумовский. Сенокос. Шар земной. Сгоревшая деревня. Отрывок из поэмы. Ольга Фёдоровна Берггольц. Фашист пролетел. Враги сожгли родную хату. Тяжкий бой. Сергей Сергеевич Орлов.

«Военная поэзия» - Иосиф Уткин. Поэты Юхотского края о войне. Муса Джалиль. Обзор поэзии. Алексей Сурков. Поэты писали о самой войне. Фронтовые страницы русской поэзии. Великая Отечественная война. Поэзия, опалённая войной. Страна огромная. Наша литература. Юлия Друнина. Слово поэтам - фронтовикам. Огромное горе войны. Вспомним всех поименно. Без ноги вернулся я. Константин Симонов. Бьётся в тесной печурке огонь. Груздев Владимир Николаевич.

«Симонов о войне» - Военная лирика К.Симонова. К.Симонов. «Живые и мертвые» К.Симонова – эпос войны. «Дни и ночи». Военная проза К.Симонова. Рассказ «Пехотинцы». К.Симонов разнообразит и обогащает способы ее изображения. Война до последнего своего дня была трагедией. Тема становления личности и воинского подвига. Стихотворение «Письмо другу». Особенности изображения Великой Отечественной войны в произведениях. Тема любви.

«Тема войны в поэзии» - Стихотворения. Консультация. Ученик. Великая песня Великой войны. Образовательные результаты программы. Поэзия, ставшая подвигом. Оценка. Уровень развития литературоведческих навыков. Пушки. Творческая биография Маргариты Алигер. Формы организации учебных занятий. Виды деятельности учителя и учащихся. Развитие исследовательских и творческих способностей личности. Запись основных положений в тетрадь.

Поэзия военного времени явилась своеобразной художествен­ной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств - от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой! -

до итогового напутствия пережившим войну хранить Отчизну

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Стихи военных лет помогут заново пережить и богатейший ди­апазон чувств, рожденных этим временем, и их небывалую силу и остроту, помогут избежать ошибочного, одностороннего представ­ления о войне-победе, с развернутыми знаменами, оркестрами, орденами, всеобщим ликованием, или о войне-поражении, с не­удачами, смертями, кровью, слезами, стоящими в горле. В 1941 г. семнадцатилетняя Юлия Друнина добровольцем ушла на фронт и воевала до победы:

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно.

Тот ничего не знает о войне.

Понятно ее желание нарисовать объективную картину, расска­зать последующим поколениям правду о незабываемых днях: «Ос­вободительная война - это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа - бескорыстия, самоотверженности, героизма».

В час великих испытаний распахнулись человеческие души, рас­крылись нравственные силы народа, и. поэзия отразила это. Поэты военного времени не наблюдали события со стороны - они жили ими. Разной, естественно, была мера их личного участия в воине. Одни прошли ее рядовыми и офицерами Советской армии, дру­гие - военными корреспондентами, третьи оказались участника­ми каких-то отдельных событий. Бесстрастная история многое расставила по своим местам, мно­гое переоценила, кое-что объяснила. Но только искусству под силу выразить и сохранить состояние души современника тех лет.

В дни сплочения народа перед лицом смертельной опасности, в дни тяжелых и горьких утрат, страданий и лишений поэзия была агитатором и трибуном, сердечным собеседником и близким дру­гом. Она страстно говорила о подвиге и бессмертии, о ненависти и любви, о преданности и предательстве, о ликовании и скорби. «Никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой пря­мой, близкий, сердечный контакт между пишущими и читающи­ми, как в дни Отечественной войны», - свидетельствует ее учас­тник, поэт А.Сурков. Из фронтового письма он узнал, что в кар­мане убитого бойца обнаружили клочок бумаги с его строчками, залитыми кровью:

Осинник зябкий, да речушка узкая,

Да синий бор, да желтые поля.



Ты всех милее, всех дороже, русская,

Суглинистая, жесткая земля.

Поэт М. Исаковский тоже получил письмо с фронта. Его написал рядовой боен: «Поверьте, что никакое другое слово не может так поднять в атаку на врага, как Ваши слова, т. Исаковский».

«...Во время осады и голода Ленинград жил напряженно-духовной жизнью, - вспоминал Н.Чуковский. - В осажденном Ленинграде удивительно много читали. Читали классиков, читали поэтов; читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерз­ших в лед кораблях; охапками брали книга у умирающих биб­лиотекарш и в бесчисленных промерзлых квартирах, лежа при свете коптилок, читали, читали. И очень много писали стихов. Тут повторялось то, что уже было однажды в девятнадцатом и двадцатом годах, - стихи вдруг приобрели необычайную важ­ность, и писали их даже те, кому в обычное время никогда не приходило в голову предаваться такому занятию. По-видимому, таково уж свойство русского человека: он испытывает особую по­требность в стихах во время бедствий - в разрухе, в осаде, в конц­лагере».

Признаки поэзии как рода литературы способствовали тому, что в военное время она заняла главенствующее положение: «Стих получил особое преимущество, - свидетельствовал Н.Тихонов, - писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение».

Поэзия военных лет - это поэзия необыкновенной интенсив­ности. В годы войны активизировались многие ее жанры - и те агитационные, что вели свое начало от времени революции и граж­данской войны, и лирические, за которыми стояла многовековая традиция.

Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию че­ловеческие привязанности, подчеркнула высокую ценность люб­ви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лири­ческая поэзия военного времени полно отразила эту жажду чело­вечности. Суровые испытания не ожесточили людей.



Не было человека в стране, который не знал бы стихотворения К.Симонова «Жди меня, и я вернусь...» (1941). Его печатали в фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах с фронта и на фронт. Так после долгого перерыва ожил в те годы и получил ши­рокое признание полузабытый жанр стихотворного послания, столь распространенный в поэзии пушкинского времени.

Убедительным доказательством расцвета лирической поэзии военного времени являются ее успехи в песенном жанре. Подлин­но всенародными стали «Песня смелых» и «Огонек», «Ой, туманы мои» и «Бьется в тесной печурке огонь», «Эх, дороги» и «В лесу прифронтовом» и др. Их пели в окопах и в залах, в землянках и в городах. Выразив свое время, эти песни стали его символом, его позывными.

В гражданскую войну были широко известны «Окна РОСТа», агитационные плакаты, которые рисовал и подписывал В.Мая­ковский со своими товарищами. Его опыт был использован во вре­мя Великой Отечественной войны в «Окнах ТАСС».

Но и движение философской лирики в годы войны не приоста­новилось. По-прежнему волнуют поэтов вечные вопросы бытия, смысла жизни, сущности искусства, смерти и бессмертия.

В те дни исчез, отхлынул быт,

В права свои вступило бытие, -

писала О. Берггольц, находившаяся в блокадном Ленинграде.

В годы Великой Отечественной войны до высокого гражданско­го пафоса возвысился голос А.Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет...

Создавались также произведения крупных жанров - баллады и поэмы.

Скорбным, но и жизнеутверждающим гимном во славу Ленин­града, выдержавшего беспримерную блокаду, звучат страницы поэм О. Берггольц «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская по­эма» (1942).

В то время работа над многими поэтическими произведениями начиналась именно так - с глубоких жизненных потрясений. Поэтическая фантазия, вымысел лишь помогали осмыслить, углубить, развернуть, изобразить факты, события, судьбы людей.

Младший лейтенант В.Антокольский пал смертью храбрых на полях сражений 6 июля 1942 г. В глубоко трагической поэме-эпитафии «Сын» (1943) его гибель оплакал отец- известный поэт П.Антокольский. Он построил свое произведение в форме монолога – исповеди. Как реквием не только о сыне, но обо всех погибших на войне звучат заключительные строки поэмы:

Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.

Прощай, моя молодость, милый сыночек.

Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолеты туда не летают.

Прощай. Никакого не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Совершенно особое место в поэзии военных лет занимает «Ва­силий Теркин» (1941 - 1945) А.Т.Твардовского. «Книга про бойца», как назвал автор свою поэму, рассказывает о судьбе рядового солдата Великой Отечественной.

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Талант поэта совершил чудо. В обыкновенном парне Васе Теркине раскрылись характерные черты народа-воина: горячая любовь к Родине, воля, мужество, стойкость, оптимизм, - народа, осознавшего свою высокую миссию спасителя цивилизации от «коричневой чумы»:

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле!

Василия Теркина характеризует чувство высокой личной ответственности за судьбу Родины:

Грянул год, пришел черед.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

В самых трудных ситуациях герой Твардовского сохраняет само­обладание. С честью выходить из трудных положений ему помогает и великолепное чувство юмора:

Балагуру смотрят в рот.

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

Поэт любит своего героя, с теплотой, сочувствием рассказыва­ет о нем. Эту любовь разделили с ним миллионы читателей, для которых Теркин стал другом, верным спутником в суровых буднях войны.

«Почему нашего Василия Теркина ранило? - спрашивали Твар­довского в одном из коллективных писем с фронта. - Как он по­пал в госпиталь? Ведь он так удачно сшиб фашистский самолет и ранен не был. Что он - простудился и с насморком попал в госпи­таль? Так наш Теркин не таковский парень. Так нехорошо, не пи­шите так про Теркина. Теркин должен быть всегда с нами на передовой, веселым, находчивым, смелым и решительным ма­лым... С приветом! Ждем скорее из госпиталя Теркина».

Другая группа фронтовиков обратилась к автору поэмы с таким письмом: «Каждый боец, командир, политработник, где бы он ни был: в госпитале, на отдыхе, в бою, с большим удовольствием и подъ­емом духа читает поэму "Василий Теркин...". Ее читают в любых условиях: в окопе, в траншее, на марше, при наступлении...»

Одна из причин удивительного успеха указана читателями, ког­да война еще продолжалась: «Нужно долго пробыть на фронте, на передовой вместе с бойцами, побывать под пулями, бомбеж­кой, артогнем, чтобы так всесторонне воспринять и передать в стихах быт солдата, оборот солдатской речи как в бою, так и в походах, и на отдыхе». Читатели-фронтовики подтвердили слова поэта: «Парень в этом роде | В каждой роте есть всегда, | Да и в каждом взводе».

С Теркиным произошел редкий в мировой литературе случай. Окончилась война - окончилась поэма. Но читатели не желали расставаться с полюбившимся героем. В письмах Твардовскому они предлагали различные сюжеты. Вот Теркин с фронта вернулся в родной колхоз и стал председателем. Вот Теркин остался в армии - учит молодых бойцов. Вот он работает на строительстве Волго-Дон­ского канала - и т.д. Когда поэт отказался от предложенных вариантов, читатели стали писать о Теркине сами! В статье «Как был написан "Василий Теркин"» (1957-1962) А.Т.Твардовский процитировал несколь­ко таких «читательских продолжений».

Василий Теркин но праву стал всенародным героем, воплотившим лучшие качества русского человека, а «книга про бойца» остается среди вершинных произведений поэзии. Ее заметил и высоко оценил И.Бунин.

Поэты старшего поколения встретили войну, вооруженные жизненным и литературным опытом. Естественно, что у них отношение к происходящему было более зрелым, чем у молодых, попавших на фронт прямо со школьной скамьи.

Не случайно, конечно, что именно «старики» (Твардовскому в 1941 г. было тридцать лет) создали крупные лироэпические произ­ведения, в которых война осмыслена как звено исторического про­цесса. Опыт позволил им проникнуть в самую суть происходяще­го, точнее установить ценностные ориентиры и понять мотивы поведения человека на войне.

Молодые больше находились во власти отдельных сильных сию­минутных впечатлений, их творчество носило другой характер. К. Ваншенкин вспоминает: «...Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры. Мы находились в том возрас­те, когда человек особенно пригоден для окончательного оформ­ления, если он попадет в надежные и умелые руки. Мы были под­готовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, пе­решедшими к нам от старших».

Для молодых война совпала с тем временем, на которое обыч­но приходится начало сознательной жизни, работы, любви... Их судьба сложилась иначе:

Семафор на пути отправленье маячит.

(После поймем - в окруженье прямо!)

А мама задумалась...

Что ты, мама?....

На вторую войну уходишь, мальчик!

Естественно, что войну молодые воспринимали острее, резче. Увидеть войну в семнадцать лет - это потрясение навсегда.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели.

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

(С. Гудзенко)

Конфликты в стихах молодых отличаются особенной остротой:

В этом зареве ветровом

Выбор был небольшой, -

Но лучше прийти с пустым рукавом.

Чем с пустой душой.

(М.Луконин)

Сила, непосредственность чувства надолго оставили в строю стихи молодых поэтов, не пришедших с войны, - П.Когана, М.Кульчицкого, Н.Майорова и др. Над подлинным искусством время не властно.

М.В.Исаковский(1900- 1973). В конце творческого пути Ми­хаил Васильевич Исаковский написал автобиографическую книгу «На ельнинской земле» (1969). В ней рассказано об основных этапах его творческого пути.

Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье на Смо­ленщине. Обстоятельства его жизни складывались так, что если бы не революция, ему не удалось бы получить образование и зародив­шаяся еще в детстве мечта стать писателем, поэтом так и осталась бы неосуществленной.

Литературная деятельность Исаковского началась в газете не­большого городка Ельня недалеко от Смоленска. Началом поэти­ческого творчества сам он считает 1924 год, хотя стихи писать на­чал очень рано. Первый сборник Исаковского «Провода в соломе» вышел в 1927 г. и был замечен М. Горьким: «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью».

В русской поэзии Исаковский - один из прямых и последова­тельных продолжателей традиций Н. Некрасова. Причем дело здесь не только в том, что оба много писали о деревне. Как и Некрасов, Исаковский - поэт не крестьянский, а народный.

Как известно, творческое наследие русского классика очень бога­то в жанровом отношении: он писал поэмы, песни, элегии, сатиры и т.д. Исаковский тоже работал во многих жанрах, но особенного успеха добился в песне. Поистине всемирна, легендарна слава его «Катюши» ! Кто не знает его песни «Прощание», «Огонек», «Летят перелетные птицы», «Лучше нету того цвету» и многие другие!

Важное замечание по поводу песен Исаковского сделал его зем­ляк А. Твардовский: «Слова песен Исаковского - это, за немноги­ми исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы пред­полагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и суще­ствовать вместе. Исаковский - не "автор текстов" и не "поэт-пе­сенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из важных черт русской лирики».

Секрет широчайшей популярности песен и стихов Исаковско­го отчасти открывается при знакомстве с его творческой лабора­торией. Он считал, что нужно «уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными слонами и фразами - обыкно­венными, но в то же время емкими, точными, красочными, по­этически убедительными». Но главная причина всеобщей любви к его творчеству - в полном слиянии мыслей и чувств поэта и наро­да. В этом отношении особенно характерны стихи Исаковского пе­риода Великой Отечественной войны:

И я, как знамя, поднял это слово.

Живое слова сердца моего,

И я зову, чтоб в дни борьбы суровой

Никто из нас не забывал его.

И действительно, в то время буквально каждое слово поэта находило отклик в сердцах людей - вспомним «В лесу прифронтовом», «Русской женщине», «Ой, туманы мои...» и многое др.

В послевоенные годы активизировалась деятельность Исаков­ского-переводчика. Чаше других он переводил белорусских и украинских поэтов - Я. Коласа, Я. Кутталу, Т. Шевченко, Л. Украинку.

К.М.Симонов (1915 - 1979). Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, - редкий случай в поэзии. Их знали все - кал фронте и в тылу. Их печатали в газетах, особенно охотно во фронтовых, их читали по радио и с эстрады. Не было человека в те годы, который не знал бы «Жди меня, и я вернусь...», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете...», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

Но после войны Симонова начал заниматься больше другими видами литературы - поэзия отошла в сторону. И уже в конце творческого пути он даже сомневался: «У меня, честно говоря, нет ощущения, что есть поэзия Симонова. Есть некоторые более или менее популярные стихи. И есть стихи, которые я сам люблю. И есть несколько стихотворений, которые совмещают и то и другое...»

Рожденные войной, несущие ее конкретные приметы, стихи Симонова обращены к общечеловеческим ценностям и проблемам. Поэт справедливо считает, что те грозные годы дали надежные и нестареющие нравственные критерии:

Не чтобы ославить кого-то,

А чтобы изведать до дна,

Зима сорок первого года

Нам верною меркой дана.

Пожалуй, и нынче полезно,

Не выпустив память из рук,

Той меркой, прямой и железной

Проверить кого-нибудь вдруг!

Симонов утверждал, что суть поэзии в силе чувства. В его соб­ственных стихах эта сила, соединенная с исповедальной искрен­ностью и обращенная к болевым точкам времени, создает непов­торимый поэтический стиль.

Сегодня с именем Симонова-поэта по праву соперничает имя Симонова-прозаика. Его книги «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» не затерялись среди других произведений о войне. В последние годы жизни К.Симонов работал над мемуарами «Глазами человека моего поколения» . Долгие годы писатель на­ходился в самой гуще важнейших событий, и его рассказ «о времени и о себе» представляет особенный интерес, имеет боль­шую ценность.

МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»

Методическая разработка урока

литературы по теме:

«Поэзия военных лет»

Класс 12 А

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Кильдюшева Е.Ю.

Альметьевск 2014

Урок по литературе в 12 А классе

Поэзия военных лет

Цели урока:

    Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;

    Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

    Воспитывать у учащихся умения сопереживать лирическому герою;

    Развивать чувство долга и уважения к памяти о погибших в годы ВОВ

Оборудование урока: записи песен военных лет и авторского исполнения стихотворения К. Симонова «Жди меня», поэтические сборники, презентация.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок- обзор

Ход урока

Эпиграф к уроку: /слайд № 3/

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

    Организация класса.

    Слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать литературу периода ВОВ. /слайд № 4/

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.

Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день черным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.

Это было 22 июня. Сорок первый год… Война… И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

С краткими речами выступили А. Фадеев, А Жаров, Лебедев-Кумач.

«Писатели знают свое место,- заявил А.Фадеев,- в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

«Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,- говорил А.Сурков.

940 писателей ушли на фронт, 417 не вернулись.

Литература периода ВОВ- «блистательной и трагической эпохи», как назвал её поэт Н.Тихонов, является важнейшим этапом в развитии русского искусства.

Правда мысли, правда чувства- стали важнейшим критерием литературы военных лет.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Стихи многих известных поэтов, таких, как М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, Лебедев-Кумач и другие, были положены на музыку и стали популярными песнями, которые мы все хорошо знаем: «Катюша», «В землянке», «Священная война» и многие другие.

(прослушивание фрагмента песни «Священная война» на фоне слайдов, иллюстрирующих события ВОВ) /слайд №5/

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Поэтому цель нашего урока не только дать обзор поэзии времен ВОВ, но и показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

    Обзор поэзии времен ВОВ.

1.Объявление темы урока с записью в тетрадь.

2.- У поэтессы Ю.Друниной есть стихотворение, состоящее из одного четверостишия (зачитывается эпиграф к уроку)

Сегодня на уроке, читая стихи военных лет, мы узнаем больше о войне и подтвердим или опровергнем слова Ю. Друниной.

3. Организация работы учащихся в парах

Перед вами на столах тексты стихотворений разных поэтов времен ВОВ.

Задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и дать его краткий анализ. Перед чтением стихов один учащийся из пары дает краткую биографическую справку о поэте, подготовленную дома.

1 группа- стихотворение А.Суркова «Стирая рукавом…» /слайд № 6/

Сурков Алексей

Солдат

Стирая рукавом

Со лба густую кровь,

Перед бойницей вражеского дота,

Укрыт глубоким рвом,

Он целится и вновь

Сечет разящей строчкой пулемета.

Взрывается снаряд.

Земля летит вразброс,

Осколки рвут бугры промерзлых кочек,

А пули все летят,

Как будто в землю врос

Ожесточенный боем пулеметчик.

Смешался с кровью пот

Солдатского труда.

Несутся с лязгом танки по полянке.

Метелица метет.

И красная звезда

Мерцает на заснеженной ушанке.

И динамит, и тол,

И воющий металл,

И злая лихорадка автомата:

Он в этот ад вошел,

Он в пламени познал

Свой трудный долг пехотного солдата.

Ведя за годом год

Жестокую борьбу,

Он, в громе исполинских наступлений,

На сотни лет вперед

Устраивал судьбу

Рожденных и грядущих поколений.

Для радости труда

Отвагою храним,

Он родине несет победы дар чудесный.

Душа моя горда,

Что жил я рядом с ним,

Что помогал ему своей солдатской песней.

1942

2 группа- стихотворение Ю.Друниной « Зинка» /слайд № 8/Зинка.

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Дается анализ стихотворений и делаются выводы по теме урока.

(Основная идея, выраженная в прослушанных стихотворениях- война наполняет горем жизнь каждого человека, несет с собою боль, страдание, смерть).

4. - Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силу воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». /слайд № 10/

Беседа по анализу стихотворения:

Почему бойцы в окопах переписывали и знали наизусть текст этого стихотворения?

В чем сила этого лирического произведения?

Вывод: стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается повторением слов «жди меня».

3 группа- стихотворение О.Берггольц « Армия» /слайд № 7/

Армия

Мне скажут - Армия... Я вспомню день - зимой,

январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой -

они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалек.

И подошел к ним человек в шинели,

взглянул - и вынул хлебный свой паек,

трехсотграммовый, весь обледенелый,

и разломил, и детям дал чужим,

и постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице...

Не видал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

стоявших с нами в городе, в кольце.

Они расстались. Мать пошла направо,

боец вперед - по снегу и по льду.

Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,

от голода качаясь на ходу.

Он шел на фронт, мучительно палим

стыдом отца, мужчины и солдата:

огромный город умирал за ним

в седых лучах январского заката.

Он шел на фронт, одолевая бред,

все время помня - нет, не помня - зная,

что женщина глядит ему вослед,

благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

что слишком тяжелеет автомат,

добрел до фронта и попал в засаду

на истребленье вражеских солдат...

Теперь ты понимаешь - почему

нет Армии на всей земле любимей,

нет преданней ее народу своему,

великодушней и непобедимей!

Январь 1942

Поэзия укрепляла душу человека, и стихи создавались не только на фронте. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Позже она вспоминала:

Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они- кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том.

Но все же, все же, все же…

Напишите, пожалуйста, как каждый из вас понимает последнюю строку стихотворения, и можем ли мы обратить её к самим себе? /слайд № 11/

/самостоятельная работа учащихся на фоне мелодии песни «Журавли»/

6. Проверка задания. Чтение учащимися сочинений- миниатюр.

Вывод на основе прочитанных работ: в стихотворении выражено чувство обостренной совести, которое делает людей более человечными. «Но все же, все же, все же»- это боль души. «А душа, в которой есть боль, особенно не за свои собственные невзгоды и обиды, а боль за ближнего- самая справедливая, милосердная и праведная боль.» (Б. Окуджава)

    Итог урока.

Подводя итог урока, мы снова обращаемся к словам поэтессы Ю. Друниной. Права ли поэтесса, написавшая строки «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»? /ответы учащихся/.

Зачем поэты военной поры старались показать всю правду о войне и, прежде всего, кровь, боль, страдания людские? (чтобы показать, какой ценой завоевана наша победа.)

V. Домашнее задание: подготовиться к семинару по произведениям советских писателей о Великой Отечественной войне. /слайд № 12/

VI Рефлексия (самооценка)

VII . Объявление оценок за урок.

Пожалуй, самое страшное горе ХХ века. Сколько советских солдат погибло в ее кровопролитных сражениях, грудью защищая свою родину, сколько осталось инвалидами!.. Но хотя большую часть войны преимущество имели гитлеровцы, все-таки победил Советский Союз. А вы никогда не задумывались, почему? Ведь по сравнению с немцами советская армия не имела множества боевых машин и основательной военной подготовки. Стремление защищаться вызывали произведения и писателей, которые вдохновляли солдатов на подвиги. В это трудно поверить, но даже в те смутные времена среди советского народа было много талантливых людей, которые умели излагать свои чувства на бумаге. Большинство из них ушли на фронт, где их судьба складывалась по-разному. Впечатляет страшная статистика: накануне войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, из них на поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда 417. Тем, кто был моложе всех, еще не было двадцати, самым старшим было в районе 50 лет. Если бы не война, возможно, они бы сейчас приравнивались к великим классикам - Пушкину, Лермонтову, Есенину и др. Но, как гласит крылатая фраза из произведения Ольги Берггольц, "никто не забыт, ничто не забыто". Сохранившиеся в ходе войны рукописи как погибших, так и выживших писателей и поэтов в послевоенное время были размещены в печатных изданиях, которые тиражировались по всему СССР. Итак, какие же люди - поэты Великой Отечественной войны? Ниже приведен список, где указаны самые известные из них.

Поэты Великой Отечественной войны

1. Анна Ахматова (1889-1966)

В самом начале написала несколько плакатных стихотворений. Далее была эвакуирована из Ленинграда до первой блокадной зимы. Следующие два года ей приходится жить в Ташкенте. За время войны она написала много стихотворений.

2. Ольга Берггольц (1910-1975)

Во время войны жила в осажденном Ленинграде, работая на радио и каждый день поддерживая мужество жителей. Тогда же были написаны ее лучшие произведения.

3. Андрей Малышко (1912-1970)

Всю войну работал специальным корреспондентом таких фронтовых газет, как «За Советскую Украину!», «Красная армия» и «За честь Родины». Изложил свои впечатления от этого времени на бумаге только в послевоенные годы.

4. Сергей Михалков (1913-2009)

Во время войны работал корреспондентом таких газет, как «Сталинский сокол» и «Во славу Родины». Отступал до Сталинграда вместе с войсками.

5. Борис Пастернак (1890-1960)

Большую часть войны жил в эвакуации в Чистополе, материально поддерживая всех нуждающихся.

6. Александр Твардовский (1910-1971)

Войну провел на фронте, работая в газете и публикуя в ней свои очерки и стихотворения.

7. Павло Тычина (1891-1967)

Во время войны жил в Уфе, занимаясь активной Статьи Тычины, выпущенные в этот период, воодушевляли советских воинов на борьбу за Родину.

Это все наиболее известные поэты Великой Отечественной войны. А теперь поговорим об их творчестве.

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Большинство поэтов уделяли время творчеству в основном в Тогда были написаны многие произведения, позже удостоенные различных премий по литературе. Поэзия Великой Отечественной войны имеет соответствующие тематики - ужас, несчастья и горе войны, скорбь о погибших советских солдатах, дань уважения героям, которые жертвуют собой для спасения Родины.

Заключение

Огромное число стихотворений было написано в те смутные годы. А тогда создали еще больше. Это при том, что некоторые поэты Великой Отечественной войны еще и служили на фронте. И всё же тема (и у стихов, и у прозы) одна - их авторы горячо надеются на победу и вечный мир.

МБОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени

Матрёнина А.П.» Смоленского района Алтайского края

Поэзия военных лет

Урок-концерт

(Посвящается 69-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Шадрина Ирина Савельевна,

учитель русского языка и литературы

с. Солоновка

2014

Тема урока (внеклассного мероприятия):

Поэзия военных лет

Форма урока: урок-концерт

Цель:

создание условий для формирования коммуникативной,

ценностно-мировоззренческой, общекультурной литературной,

читательской и речевой компетенций учащихся

через овладение знаниями о личности и творческой биографии

поэта военного времени (Юлии Друниной, Александра Твардовского, Константина Симонова, Михаила Исаковского), его нравственных идеалах,

что будет способствовать развитию чувства прекрасного, интереса к творчеству писателей, воспитанию высоконравственных качеств личности : чувства патриотизма, активной гражданской позиции;

сохранению народной памяти об участниках Великой Отечественной войны,

воспитанию внимательного и доброжелательного читателя.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся ко Дню Победы, литературный буклет.

Эпиграф:

Был и есть у России

Ю. Друнина

Подготовка к уроку (мероприятию): за 2 недели до проведения учащимся предложено выбрать самим и выучить наизусть стихотворения на военную тему. Учитель назначает репетиции, где ведётся работа над выразительностью чтения, а также составляет сценарий с опорой на выбранные произведения.

Сценарий урока

( , слайд №1)

Учитель. 69-летию Великой Победы посвящается наш урок-концерт.

(Слайд №2)

Ученик.

ОТ ИМЕНИ ПАВШИХ

Сегодня на трибуне мы - поэты,

Которые убиты на войне,

Обнявшие со стоном землю где-то

В свей ли, в зарубежной стороне.

Читают нас друзья-однополчане,

Сединами они убелены.

Но перед залом, замершим в молчанье,

Мы - парни, не пришедшие с войны.

Слепят "юпитеры", а нам неловко -

Мы в мокрой глине с головы до ног.

В окопной глине каска и винтовка,

В проклятой глине тощий вещмешок.

Простите, что ворвалось с нами пламя,

Что еле-еле видно нас в дыму,

И не считайте, будто перед нами

Вы вроде виноваты, - ни к чему.

Ах, ратный труд - опасная работа,

Не всех ведет счастливая звезда.

Всегда с войны домой приходит кто-то,

А кто-то не приходит никогда.

Вас только краем опалило пламя,

То пламя, что не пощадило нас.

Но если б поменялись мы местами,

То в этот вечер, в этот самый час,

Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,

Губами, что вдруг сделались сухи,

Мы, чудом уцелевшие солдаты,

Читали б ваши юные стихи.

( Слайд №3. Звучит песня «Священная война» )

Учитель (на фоне музыки)

Поэзия была самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Но остались потрясающие стихи.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Эта песня пробудила дух патриотизма, подняла народ на защиту Родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

Писатели чувствовали эту ответственность особенно остро. 940 из них ушли на фронт, 417 не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, танкистами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Поэзия была необходима людям на фронте и в тылу, ведь она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру в победу. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.

(Слайд №4. Оля)

Юлия Друнина

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

И хотя пятилетки бегут

Торопясь,

Все тесней эта связь,

Все прочней эта связь.

Я - связная.

Пусть грохот сражения стих:

Донесеньем из боя

Остался мой стих -

Из котлов окружений,

Пропастей поражений

И с великих плацдармов

Победных сражений.

Я - связная.

Бреду в партизанском лесу,

От живых

Донесенье погибшим несу:

"Нет, ничто не забыто,

Нет, никто не забыт,

Даже тот,

Кто в безвестной могиле лежит".

(Слайд №5)

Учитель.

Юлия Друнина родилась в Москве. Отец работал учителем истории, мать - библиотекарем в школе, куда первоклассницей пришла и Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.

Все поломала война.

22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!» В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

(Диана С.)

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

(Слайд №6)

Учитель.

В семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале. Вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, оттуда ушла на фронт. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.

ТЫ ДОЛЖНА! ( Жанна)

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит...

(Слайд №7)

Учитель.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

БИНТЫ (Алина)

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Слайд № 8)

В. Гусев

СЕСТРА (Диана К.)

Друзья, вы говорили о героях,

Я помню мост,

сраженье над рекою,

Я вам хочу о ней сегодня рассказать.

Как описать ее?

Обычная такая.

Запомнилась лишь глаз голубизна.

Веселая, спокойная, простая,

Как ветер в жаркий день,

являлась к нам она.

И вот она в бою,

и мчатся пули звонко,

И от разрывов воздух дребезжит.

Она ползет сквозь бой,

сквозь черный вой свинца.

Огонь и смерть проносятся над нею,

Страх за нее врывается в сердца,

В сердца бойцов, привыкших храбро биться.

Она идет сквозь смертную грозу,

И шепчет раненый:

- Сестра моя, сестрица,

Побереги себя. Я доползу. -

Но не боится девушка снарядов;

Уверенной и смелою рукой

Поддержит, вынесет бойца - и рада,

И отдохнет чуть-чуть - и снова в бой.

Откуда в маленькой, скажите, эта сила?

Откуда смелость в ней, ответьте мне, друзья?

Какая мать такую дочь взрастила?

Ее взрастила Родина моя!

Сейчас мы говорили о героях,

Глядевших смерти и свинцу в глаза.

Я помню мост,

сраженье над рекою,

Бойцов, склонившихся над раненой сестрою.

Как я смогу об этом рассказать!

На том мосту ее сразил осколок.

Чуть вздрогнула она, тихонько прилегла.

К ней подошли бойцы, она сказала: - Скоро...

И улыбнулась нам, и умерла.

Взглянули б на нее, сказали бы: девчонка!

Такой на фронт? Да что вы! Убежит.

И вот грохочет бой,

и мчатся пули звонко.

В земле, в родной земле теперь она лежит.

И имени ее узнать мы не успели,

Лишь взгляд запомнили,

светивший нам во мгле.

Усталая, в крови, в разорванной шинели,

Она лежит в украинской земле.

Мне горе давит грудь,

печаль моя несметна,

Но гордость за нее горит в душе моей.

Да, тот народ велик

и та страна бессмертна,

Которая таких рождает дочерей!

Так пусть по свету пролетает песня,

Летит во все моря,

гремит в любом краю,

Песнь о моей сестре,

о девушке безвестной,

Отдавшей жизнь за Родину свою.

(Слайд № 9)

Учитель.

После ранения, окончив Школу младших авиаспециалистов, Юля едет на Западный фронт.

На фронте снова была ранена. После выздоровления вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, в Прибалтике.

Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

Опыт войны лёг в основу её творчества.

В 1948 г. выходит первая книга стихов «В солдатской шинели»

(Галя)

Я принесла домой с фронтов России

Веселое презрение к тряпью -

Как норковую шубку, я носила

Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,

Пусть сапоги протерлись - не беда!

Такой нарядной и такой богатой

Я позже не бывала никогда...

(Слайд №10)

Учитель.

Были слёзы в первую атаку,
После тоже плакать довелось,
А потом я разучилась плакать –
Видно, кончились запасы слёз…

А. Передреев

«Воспоминания о старшем брате» (Даша Рехтина)

То ли сон о старшем брате,
То ли память детских лет:
Рук широкое объятье,
Портупея. Пистолет.
Помню все на цвет, на запах,
Помню, главное, на слух:
«Дан приказ ему на запад...» –
Песня слышалась вокруг.
С этой песней на неделю
Прибыл он под отчий кров...
С этой песней скрипнул дверью,
Слышу скрип его шагов.
Скрип сапог живого брата,
Уходящего от нас, –
Дан приказ ему на запад,
Дан приказ,
Приказ,
Приказ.
...Он успел из-подо Львова,
Первым принявшим грозу,
Написать, послать два слова:
«Был в бою, стоим в лесу...»
Не узнать мне, что с ним сталось
Во втором его бою,
Может, после не осталось
Даже леса в том краю...
Не воротится назад он,
Слишком столько долгих лет
Дан приказ ему на запад...
Портупея... Пистолет...

(Слайд №11)

( Максим)

За утратою - утрата,

Гаснут сверстники мои.

Бьет по нашему квадрату,

Хоть давно прошли бои.

Что же делать? -

Вжавшись в землю,

Тело бренное беречь?

Нет, такого не приемлю,

Не об этом вовсе речь.

Кто осилил сорок первый,

Будет драться до конца.

Ах, обугленные нервы,

Обожженные сердца!..

(Слайд №12)

Учитель.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

(Слайд №13)

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

( , демонстрация слайдов к стихам)

Дмитрий Кедрин

УБИТЫЙ МАЛЬЧИК (Вика, слайды №1-6)

Над проселочной дорогой

Пролетали самолеты...

Мальчуган лежит у стога,

Точно птенчик желторотый.

Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.

Дали очередь - и взмыли

Вражьи летчики за тучи...

Все равно от нашей мести

Не уйдет бандит крылатый!

Он погибнет, даже если

В щель забьется от расплаты,

В полдень, в жаркую погоду

Он воды испить захочет,

Но в источнике не воду -

Кровь увидит вражий летчик.

Слыша, как в печи горячей

Завывает зимний ветер,

Он решит, что это плачут

Им расстрелянные дети.

А когда, придя сторонкой,

Сядет смерть к нему на ложе,-

На убитого ребенка

Будет эта смерть похожа!

1942

Николай Ударов

Игрушки дней блокадных (Стас, слайды №7-14)

27 января - 70-я годовщина со Дня полного снятия блокады Ленинграда (1944)

Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот - игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ - СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом - бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Кто-то жил просто в детском мире,
Наводя этот мир с трудом.
Кто-то елочные игрушки
Из бумаги творил цветной.
Так, блокады кольцо разрушив,
Шли игрушки в смертельный бой!

(Слайд №15)

Учитель.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, - запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне Победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

Константин Симонов родился в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, командир Красной Армии.

Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем в Москве, куда семья переехала в 1931г.

(Слайд №16)

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. В журналах были напечатаны его первые стихи.

В годы войны работал военным корреспондентом в газете «Боевое знамя».

(Слайд №17)

В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война».

(Слайд №18)

Константин Симонов

ЖДИ МЕНЯ (Слава)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(Слайд №19)

Учитель.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента».

(Слайд №20)

СЛАВА (Артём)

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

1942

( Слайд №1 )

Учитель.

Александр Твардовский - писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир».

Родился в Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. В годы войны его родной хутор был сожжен немцами…

(Слайд №2 )

В 1939г. призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.

Во время войны с Финляндией был корреспондентом военной газеты.

В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».

(Слайд №3 )

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин».

Но есть у поэта и фронтовая лирика - своеобразный дневник о суровом времени и его героях.

Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.

(Слайд №4 )

Рассказ танкиста (Юра)

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

(Слайды №5-6 )

Учитель.

Это был очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите Родины.

(Слайд №7 )

Михаил Исаковский

Летят перелетные птицы ( Даша )
… Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова,

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой -

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Слайд №8)

Учитель.

Местный священник научил его читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь».

В 1921-1931 работал в смоленских газетах. В 1931 переехал в Москву.

(Слайд №9 )

цитирование первого стихотворения 14-летнего поэта)

В середине 30-х годов Исаковский становится известным.

(Слайд №10)

Еще в тридцатых годах всюду зазвучали его удивительные песни, в которых так уютно почувствовало себя наше время…

Самая знаменитая, «Катюша», воевала на фронте, ею назвали наши бойцы самое грозное оружие - реактивные гвардейские минометы.

И наконец, его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самыми сильными поэтами,- это .

(Слушаем песню)

(Слайд №11)

Написанное вскоре после войны стихотворение подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Песню долго не пропускали на радио.

Лишь в июле 1960 года Марк Бернес нарушил этот негласный запрет, исполнив песню на слова Исаковского.

(Слайд №12)

Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь».

Одно из лучших стихотворений, Исаковский посвятил своей жене Лидии.

В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина».

Песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Самые известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». Именно эти песни сделали хор знаменитым.

(Слайд №13)

Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувство ненависти людей к врагу, пробуждали отвагу, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились несчастья, общие для всех советских людей.

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая родина. В Глотовке был сожжен врагами отчий дом.

(Слайд №14)

Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, где подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал душевного отрыва от общей судьбы. Тяжело, горько переживал невозможность с оружием в руках сражаться на фронте.

Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер борьбы с фашизмом.

(Слайды №15-16)

«Русской женщине» (Настя)

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё...

(Слайд №17)

Звучит песня «Огонёк».

Учитель (на фоне музыки).

Песню «Огонёк» на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».

Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.

Девочки исполняют песню «Огонёк».

(Слайды №18-22)

Звучит марш Демонстрация слайдов «Салют».

(Слайд №23)

Ученик.

Салют в День Победы 9-го мая -
Волшебная радуга ярких огней!
У мира и счастья - дорога прямая,
Давайте идти будем только по ней!
Желаем Вам радости и обновления,
Сияния солнца, цветенья весны!
Примите признательность и поздравления
В день праздника нашей великой страны!