Лавры преткновения: Главные монастыри Украины на пороге суровых испытаний.

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Чтобы увидеть лавру : посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру : Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась , одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении .

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру : сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру : до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру : необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

На Украине расположены три лавры: Киево-Печерская (Киев), Почаевская (Тернопольская область) и Святогорская (Донецкая область). Все они являются лакомым куском для раскольников, поскольку они являются символом каноничности, церковного влияния на Украине. И все они относятся к канонической УПЦ

Издание Украина.ру рассказывает об истории каждой из украинских и лавр и о том, какая в них сейчас ситуация.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Историческая справка

Ищенко: Киево-Печерская Лавра перестанет быть монастырем, если ее захватят раскольники Самая древняя, самая крупная и самая выдающаяся из всех лавр Украины была основана в 1051 году. В 1159 году получила титул Лавры. После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь киевскому униатскому митрополиту, но монахи оказали вооружённое сопротивление.

Решение о создании государственного историко-культурного заповедника на базе памятников ансамбля Киево-Печерской лавры было принято в 1926 году. В 1990 году архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года — Киевская духовная академия.

Помещения и сама территория Лавры принадлежит государству, хотя в 2011 году 75 объектов, так называемая «Нижняя лавра» была передана Кабинетом министров в бесплатное пользование УПЦ. Однако передача в пользование — это не отчуждение, и решение Кабмина может быть отменено.

Другая же часть помещений лавры находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник, хотя там также совершаются службы. Возглавляет Национальный заповедник и. о. директора Александр Рудник , назначенный с нарушениями на эту должность в сентябре 2017 года. До своего назначения он никакого отношения к культуре не имел, а назначили его с подачи министра культуры Евгения Нищука .

Глава раскольников Филарет (Денисенко) уже долгое время «обрабатывает» руководство Национального заповедника, рассчитывая на их лояльность после того, как встанет вопрос о передаче лавры Поместной церкви. Судя по всему, только опасения появления негативной медийной картинки, что может затормозить процесс получения Томоса, останавливают сейчас власти от захвата лавры. Хотя в УПЦ уже заявили о том, что начат процесс описи имущества Церкви.

Ежегодно накануне праздника Покрова Богородицы 14 октября (и одновременно дня создания УПА), когда националисты проводят шествия и митинги, возникают слухи о планирующемся захвате лавры. В этом году настоятель Лавры митрополит Павел заявил о том, что направил обращения к властям «о принятии необходимых мер по защите прав Украинской Православной Церкви и недопущения конфликтов и провокаций на территории Киево-Печерской лавры».

© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк

Скорее всего, власть не допустит эксцессов, опасаясь кровопролития, по крайней мере до получения Томоса. Административные рычаги позволяют осуществлять постепенное, «ползучее» выдворение насельников УПЦ из лавры и передачу новой Поместной церкви, когда она будет создана. По крайней мере, уже появилась информация о том, что планируется передача части некоторых помещений «Верхней лавры» экзархам Константинопольского патриархата.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Историческая справка

УПЦ МП: Националисты готовят 14 октября провокации в Почаевской и Киево-Печерской лаврах Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа , он же Иов Почаевский (1550-1651).

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим.

В 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания. Прекратили существование детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений.

С началом хрущевских гонений у лавры были конфискованы поля, сады, хозяйственные помещения. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо.

В 2015 году появилась информация о том, что Почаевскую лавру хотят передать Кременецко-Почаевскому государственному историко-архитектурному заповеднику. С таким требованием обратился в Кабмин Тернопольский областной совет, практически полностью состоящего из националистов. Само решение было инициировано членом «Свободы» Романом Навроцким .

Помещения Почаевской лавры официально находятся в ведении УПЦ на основании распоряжения Кабмина от 17 июля 2003 года. Комплекс был передан Почаевской Свято-Успенской Лавре по договору аренды с Государственным комитетом Украины по строительству и архитектуре. Успенский и Троицкий соборы, кельи, колокольня, Архиерейский дом и Надвратный корпус — переданы УПЦ в бесплатное пользование на 49 лет.

© РИА Новости, Олег Макаров | Перейти в фотобанк

Поскольку в Тернопольской области очень сильны позиции униатов, они ведут кампанию в СМИ, заявляя свои права на лавру. Основанием для этого является то, что более ста лет лавра принадлежала униатам, а также то, что строительство Успенского собора было профинансировано католиком Василием Потоцким . В униатских СМИ лавру называют «оплотом русификации региона».

В конце сентября, после захвата храма в соседней Ивано-Франковской области настоятель лавры митрополит Владимир обратился к верующим с призывом помочь с защитой лавры: «Учитывая ситуацию, которая сложилась, и по информации, которой мы располагаем, и по угрозам расправами, которая все еще распространяется, видно, что и нам придется что-то пережить».

В случае с Почаевской лаврой, которая расположена в захолустье Тернопольской области, риск неких активных действий либо провокаций выше, чем в Киеве. В этом регионе очень сильны националистические настроения. В ситуации с Почаевской лаврой столкнулись интересы раскольников-филаретовцев и униатов УГКЦ, у которых всегда были основания для конфликта.

Святогорская лавра

Историческая справка

Тревога. Православные Украины готовы отбить штурм Киево-Печерской лавры Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились здесь в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи.

В решении судьбы монастыря после 1917 года принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». По его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр, а в Свято-Покровском — библиотеку. В 1922 году монастырь был ликвидирован.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. - улица, поселок) - крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская - находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 - Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) - собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б - в.

Словари русского языка

Цели:
обучающие рассмотреть историю становления и развития Святых Лавр Руси, как духовных и культурообразующих центров Руси;
воспитывающие воспитание патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему Родины, потребность в сознательном служении на благо Отечества;
развивающие развивать навыки видения культурообразующей роли Православия для России; ориентировать ребёнка в мире православных традиций и духовных истин; развивать навыки работы с информацией (анализ, синтез, обобщение в виде презентаций); развивать навыки публичного выступления с собственным проектом, подготовленным в программе Microsoft Power Point, развивать навыки работы в группе.
Тип – урок анализа и синтеза знаний
Вид – урок-презентация

Структура урока
I. Организационный момент;
II. Проведение презентации Святых Лавр Руси – выступление групп учащихся со своими презентациями; одновременная работа экспертной группы из наиболее сильных учащихся над судейством выступлений и подготовке буклета;
III. Представление буклета «Путеводитель по Святым Лаврам Руси»;
IV. Подведение итогов презентации.

Подготовительная работа
Класс делится на шесть групп:

  • 7 наиболее сильных и подготовленных учащихся составляют экспертную группу, которая будет оценивать выступления рабочих групп с презентациями и разрабатывать из подготовленных материалов буклет «Путеводитель по Святым Лаврам Руси»;
  • 5 групп по четыре человека каждая готовят презентации Святых Лавр Руси (не более 10 слайдов) по следующему плану:
    • история становления Лавры;
    • Храмы Лавры;
    • Святые, почитаемые в Лавре;
    • Лавра сегодня.
Святые Лавры Руси Россия
  • Троице-Сергиева Лавра;
  • Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;

Украина

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра;
  • Почаевская Свято-Успенская Лавра;
  • Свято-Успенская Святогорская Лавра;

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА , православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиевом Посаде Московской области; основан Сергием Радонежским в середине 14 века. Дату основания монастыря возводят к 1337 году, когда Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время здесь был принят устав монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, влияние Сергия нередко помогало разрешать междуусобные споры князей. Ученики и последователи Сергия впоследствии основали 37 обителей в разных местах Руси.
В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 году обитель восстановили; были открыты мощи Сергия Радонежского, который был канонизирован как «покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Троицы, где хранились мощи Сергия Радонежского. Монастырь стал местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». Культурная и духовная деятельность Сергиевой обители приобрела первостепенное значение, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконописание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия - памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. Сооружение в 1540-1460-х годах каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь мощную крепость. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, настоятели монастыря получили сан архимандритов (1561) и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей.
В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы. В Смутное время монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских патриотических сил; обитель выдержала 16-месячную (1608-1609) осаду войск Сапеги и Лисовского (Троицкая осада). Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель способствовала организации первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского - пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов.
В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевна с малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I; при нем здесь были построены замечательные памятники «нарышкинского» барокко - трапезная палата с храмом Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»). В 1738 году по указу императрицы Анны Ивановны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны малые монастыри: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь, скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.
С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным землевладельцем. В конце 17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов, к 1763 году - 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году лавра лишилась большинства угодий и крестьян. Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью, рыбой, ремесленными изделиями. Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами, прудами, а также типография, литография, фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в Сергиевом Посаде.
С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На ее основе начала действовать Московская духовная академия.
До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник-архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 году лишил источников существования духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был закрыт Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 года было принято решение о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 получил статус музея-заповедника).
В 1946-1947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова - 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития.Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать - Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.
После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец - пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий.
Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к 1330-1340-м годам. Сергий стал его вторым игуменом (около 1353) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии - строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое благословение. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался.
Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.
В 1385 году Сергий уладил конфликт московского князя с рязанским князем Олегом Ивановичем. Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее «Житие Сергия Ражлнежского» написано Епифанием Премудрым.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА в Санкт-Петербурге. Основана в 1710 в память победы Александра Невского над шведами; статус лавры - с 1797. Комплекс сооружений: Благовещенская церковь (1717-1722), Троицкий собор (1778-1790). В Александро-Невской лавре могилы русских полководцев, деятелей русской и советской культуры (М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, М. И. Глинки). В 1918 монастырь закрыт; ныне заповедник, в котором находится Музей городской скульптуры.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
По преданию, Александро-Невский монастырь, основанный царем Петром I в Санкт-Петербурге в 1710 году, был построен на том самом месте, где в 1240 году князь Александр Ярославич Невский разбил шведское войско. В 1713 году в монастыре возвели деревянную Благовещенскую церковь, а в 1717-1724 годах работавший в России архитектор Доменико Трезини построил на ее месте каменный храм того же названия. В 1724 году в Благовещенскую церковь из Владимира были перенесены мощи князя Александра Ярославича. С этого времени храм стал усыпальницей русских царевен и цариц, великих князей, знатных лиц государства. В 1774-1790 годах в обители возвели Троицкий собор – главное здание архитектурного ансамбля монастыря и перенесли туда мощи князя Александра Ярославича. Тогда же на территории монастыря возникло кладбище, где покоится прах деятелей русской культуры, прославленных полководцев. В 1797 году Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге был возведен в степень лавры.

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ получил в Золотой Орде ярлык на Великое княжение лишь в 1252 году. Шесть лет продолжалось противоборство между русскими князьями за право называться Великим князем Владимирским. Сразу после смерти Ярослава Всеволодовича престол занял его брат Святослав Всеволодович. Через два года, в 1248 году, он был изгнан из Владимира своим племянником Михаилом Хоробритом. В это время в Золотой Орде решался вопрос, кто из сыновей Ярослава – Андрей или Александр – более достоин титула Великого князя. Ярлык на Великий стол первым получил брат Александра Невского – Андрей Ярославич. Но вскоре Александр добился своего и с помощью татарского войска под предводительством Неврюя изгнал брата из Владимира, а в 1252 году сам стал Великим князем.
Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в "Невской битве" (1240 год), в "Ледовом побоище" (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар. Вместе с тем в годы правления князя Александра на Руси была введена система баскачества. Это привело к народным волнениям сначала в Новгороде (1259 год), а затем и в других городах княжества: Ростове, Суздале, Владимире (1262 год). Во время этих восстаний были убиты татарские баскаки, и князь Александр поехал в ставку хана просить о помиловании. Эту задачу ему удалось выполнить, но, возвращаясь из Орды, 14 ноября 1263 года князь Александр Ярославич Невский умер в Городце. В 1724 году по приказу Петра Великого прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован Русской православной церковью. В честь Александра Невского был учрежден орден (1725 год), который стал одной из высших наград в Российской империи. Его девиз "За труды и Отечество".

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА , древнейший мужской православный монастырь на Руси; основан в 1051 году при Ярославе Мудром в Киеве, в 1598 году получил статус лавры. В 11-19 веках Киево-Печерская лавра была крупным религиозным и культурным центром, в котором велось летописание, действовали иконописная мастерская, типография, школа.
Искусственно созданные пещеры (на древнерусском языке - печеры) были в древности местами жительства монахов и храмами, затем только кладбищем. Монахов хоронили в печерах до 16 века. В 11-12 веках монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. В лавре жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 13-15 веках здесь был создан Киево-Печерский патерик (сборник сказаний о жизни монахов). В конце 16-17 веке после Брестской унии 1596 года монастырь, приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В начале 17 века при лавре была создана первая в Киеве типография. До 18 века лавра владела обширными землями с крепостным крестьянским населением. Монахи Киево-Печерской лавры враждебно встретили Октябрьскую революцию.
В 1926 году территория лавры составила историко-культурный музей-заповедник, в 1929 году монастырь был закрыт. В период Великой Отечественной войны, в 1942 году монастырь возобновил свою деятельность, но в 1961 году вновь был закрыт. Немецко-фашистские захватчики разграбили ценности музея-заповедника, повредили и разрушили около 70 памятников и зданий. Начиная с 1944 года в Киево-Печерской лавре велись восстановительные и реставрационные работы. На территории заповедника находится ряд музеев. С конца 1980-х годов началось возрождение монашеской жизни в лавре. В 1988 году начал действовать Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, в 1989 году открылась духовная семинария.
Архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры складывался в 11-18 веках. Он включает Верхнюю лавру и ансамбль Ближних и Дальних пещер. Древнейшие сооружения - Успенский собор (1073-1078, разрушен в 1941, восстановлен полностью в конце 1990-х гг.), Троицкая надвратная церковь (1108, перестроена в 1722-1729). Сооружения в стиле украинского барокко: каменные оборонительные стены (1690-1702), церковь Всех святых (1696-1698) над Экономическими воротами; ряд зданий, возведенных С.Д. Ковниром (Ковнировский корпус); церковь Воздвижения на Ближних пещерах (1700) и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696); Великая колокольня (1731-45, архитектор И.Г. Шедель) - главная вертикаль Киево-Печерской лавры, связавшая архитектурный ансамбль в единую пространственную композицию.

ПОЧАЕВСКО-УСПЕНСКАЯ ЛАВРА (Почаевская лавра), мужской монастырь в городе Почаеве Кременецкого района Тернопольской области Украины.
Монастырь в Почаеве был основан в 16 веке и до начала 18 века являлся одним из центров борьбы православия с католичеством и униатством на Украине. В 1618 году при монастыре была основана типография. В 1720 году монастырь был передан униатскому монашескому ордену базилиан. После подавления Польского восстания 1830-1831 годов Почаевский монастырь был передан православному духовенству и в 1833 году получил статус лавры. На его территории находятся архитектурные памятники: барочный Успенский собор (18 в.), Троицкий собор в новорусском стиле (1906 год).

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА Это – самая «молодая» Лавра Православной Руси и, пожалуй, всего Православного мира. Сама обитель имеет древнюю историю, однако статус Лавры получила совсем недавно – в 2004 г. Святая обитель расположилась на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом. Святогорская обитель словно вырастает из скал, в меловых пещерах, соединённых длинными галереями, расположились подземные храмы и кельи. Большая часть монастыря расположена в толще гор, где проводили свою жизнь подвижники и молитвенники, спустившиеся под землю, чтобы взыскать неба, отрекавшиеся от жизни мирской ради Царствия Небесного. Неслучайно это место получило название Святые горы, или Святогорье.

Домашнее задание
Эссе «Святые Лавр Руси».

Библиографический список

  1. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.I. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
  2. Духовные посевы: Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. – с. Николо-Погост: НООФ «Родное пепелище», 2006.
  3. Ильин И. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.
  4. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2006.
  5. Храмы России/ (Авт.-сост. С. Минаков). – М.: Эксмо, 2008.