Подготовка к крещению взрослого. Вопросы о таинстве крещения

Крещение – одно из семи церковных таинств. А таинство, это такое священное действие, суть которого человеческому сознанию в полной мере понять невозможно, по крайней мере, еще не перешедшему из этой временной жизни, в жизнь вечную. Так как Крещение, это не просто традиционный внешний обряд, присущий культуре русского и некоторых других христианских народов, а реальное действие, способствующее глубокому изменению, и преображению духа и сознания человека, невидимо совершаемое, силой Божьей. При Крещении человек омывается от первородного греха, а так же от всех грехов, содеянных им самим до этого таинства, и становится членом Церкви Христовой.

Суть этого вопроса заключается прежде всего в том, для чего надо Креститься, и какие побуждения к совершению над собой данного таинства не должны быть присущи в человеке.
За семидесятилетний период существования советской богоборческой власти, душе тленное атеистическое сознание настолько сильно укоренилось в огромных народных массах нашей страны, что многие идущие на Крещение, даже и не подозревают того, на сколько это важный, и грандиозный момент в жизни человека.
МирСоветов хотел бы отметить, что некоторые родители могут нести своего ребенка в Церковь для совершения над ним таинства Крещения с недостаточным сознанием, думая, что «ребеночка Крестить надо потому, что мы русские, и потому что так надо…», придавая таинству всего лишь поверхностную роль не очень значительной культурной традиции.
Или какой-нибудь молодой человек решает Креститься, потому что ему кажется, что сейчас это модно настолько, что даже самого российского президента В.В. Путина показывают по телевизору молящимся в православном храме.
А какая-нибудь девушка вместе со своими подружками, идут Креститься только лишь «ради прикола».
Но, несмотря на эти казусы, таинство над ними все-таки совершается. И им сообщается ничуть не меньшая сила Божия, в православном учении называемая благодатью, чем глубоко верующему во Христа. Поэтому проблема здесь заключается не в том, как получить, а как преумножить. Не сохранить, а именно преумножить. Ведь духовный закон устроен так, что человек либо приобретает духовные блага, либо расточает. Поэтому Иисус Христос и сказал нам словами, которые мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает». И это не пустые слова, а действующая истина. Ведь грешащий, живущий не по заповедям Божьим человек, настолько вредит своей душе, что становится более жестоким, грубым, алчным и эгоистичным. От чего он и расточает свое физическое здоровье и счастье, теряя радость уже здесь на земле. Он, как правило, в прогрессирующем порядке теряет свой внутренний мир, и любовь к своим близким, делая тем самым свою жизнь более мрачной, унылой и суровой. И чтобы хоть как-то ее скрасить, начинает придаваться различным греховным увеселениям и услаждениям, которые еще более разрушают его сознание. Причем, со временем, в прельщенном самообмане, быть может, сам того не осознавая, начинает культивировать эти ничтожные услаждения, делая их первостепенной ценностью, и целью своей жизни. Не знающего наибольших, истинных ценностей человека можно сравнить с петухом, который в отличие от орла, летающего высоко в небе, где ему пожелается, дальше своего курятника и нескольких метров окрестной территории, никогда не видел и не знает.
Но этим все не ограничивается. Самое страшное такого человека ожидает после смерти, которая, по сути, является переходом человека из этой временной земной жизни, в жизнь иную. В которой он предстанет перед Богом, и будет давать отчет о результате прожитой им жизни. Здесь уместно вспомнить евангельскую притчу, в которой говорится об отчете рабов перед своим вернувшимся господином, который оставил каждому из них в меру его сил, разное количество талантов (определенная мера серебра). Кто из них преумножил оставленное господином серебро, кто был верен в малом, тот получил большую награду. А ленивые, не преумножившие оставленного добра, были наказаны.
Так случится и с неразумно крестившимися, и в дальнейшем греховно прожигающими свою жизнь, которая так же является даром Божьим. Господь им скажет: «вы пришли в Мой храм, где при Крещении приняли «талант»; почему вы его не приумножили себе во благо, а мне на радость?». И оправдания этому не будет.
С Крещенными в младенчестве, этот вопрос обстоит несколько иначе.

Что нужно взрослому для Крещения?

Поскольку человек существо с двоякой природой: духовной и физической, т.е. имеющий душу и тело, то, соответственно, подготовка к Крещению должна идти в двух направлениях. Самое важное, и самое сложное – это подготовиться внутренне, духовно. Внешняя подготовка значительно проще, и ошибки в ней не принесут таких последствий, какие приносит неправильно построенная духовная жизнь.
Самым необходимым условием для Крещения является, конечно же, вера во Христа и твердое намерение крещаемого, стараться всю свою последующую жизнь проводить безгрешно, богоугодно.
Чтобы приобрести такой внутренний настрой, необходимо молиться, особенно на общих храмовых богослужениях. Очень помогают в этом еще и чтение житий святых. А так же беседы с уже воцерковленными людьми, особенно со священнослужителями.
Не бойтесь до принятия Крещения приходить в храм, присутствовать при богослужении, и беседовать с верующими непосредственно после службы.
Правда, на Божественной Литургии по древним, установленным основателями этого вида службы традициям, присутствие только готовящихся к принятию Крещения, разрешено всего лишь до определенной части этого богослужения - до так называемой Литургии верных. То есть разрешено присутствовать на Литургии оглашенных (готовящихся к Крещению) до возгласа: «елицы оглашении, изыдите, оглашении изыдите…», после которого начинается уже сама Литургия верных.
Поэтому если у вас есть необходимость побеседовать со священником или с кем-нибудь другим из числа верующих, то чтобы вам не пришлось где-нибудь на улице дожидаться окончания Литургии, лучше всего приходить на вечернюю службу. Присутствовать на ней оглашенному разрешено от начала до самого конца.
Внешняя подготовка к Крещению для взрослого довольно проста.
Достаточно просто сходить в храм, договориться о дате, в которую будет совершаться Крещение. Желательно, чтобы по возможности время Крестин совпадало с Божественной Литургией для того, чтоб вам можно было сразу после воцерковления причаститься Святых Тайн Тела и Крови Христовых.
МирСоветов отмечает, что в день самого Крещения нужно взять с собой полотенце и сланцы. А женщинам еще и длинную, до пят легкую сорочку, которую можно приобрести в самом храме. Полотенце нужно для того, чтобы можно было вытереться после необходимого троекратного погружения или обливания крещаемого святой водой. Мужчин Крестят раздетыми, а женщин в заранее принесенных ими сорочках.
Нательный крестик, такой, какой вам понравится, можно выбрать и купить заранее.
взрослому иметь не обязательно, так как он уже в состоянии самостоятельно идти по пути воцерковления. Но помощь в этом деле от уже духовно опытных людей очень желательна. И если таковыми будут ваши крестные, то это будет приносить вам только лишь одну пользу, если, конечно же, только вы сами, добровольно, не сойдете со спасительного духовного пути.

Если вы Крестите ребенка, то МирСоветов в первую очередь советует выбрать таких крестных родителей, которые бы наряду с родителями по плоти, принимали участие в их духовном воспитании. Крестные младенцев до 7-ми лет становятся их восприемниками, которые ручаются перед Богом и Церковью за веру крещаемых детей. Это очень большая ответственность. Поэтому в их обязанности входит делать все от них зависящее для духовного воспитания своих крестников.
Внешняя подготовка к Крестинам ребенка, заключается в том же самом, что и при Крещении взрослых. Только для маленьких девочек совсем необязательно приобретать крестильную сорочку. А для младенцев и вовсе не нужно этого делать.

Как же начать приобретать, а не расточать после Крещения? Без веры в Бога это сделать невозможно. Но, несмотря на то, что такая вера является даром Божьим, приобретение ее и мера зависят и от нас самих. Бог благ, и всегда желает нам только лишь добра, которое щедро дает каждому, кто желает и может его в себя вместить. Ведь зачастую, мы сами не хотим, и по своей же греховности и слепоте не можем вместить в себя предлагаемого нам Богом блага. Поэтому необходимо всеми своими силами приобретать и преумножать веру в Бога. Для этого необходимо читать Священное Писание, жития святых, поучение пастырей Святой Церкви и другую духовную литературу. А самое главное, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия, которое для не крещеного строго закрыто. И на протяжении всего остального времени своей жизни, стараться во всем жить по заповедям Божьим.

Крещение - первый и один из самых важных христианских обрядов.

Если человек по каким-либо причинам не был крещён во младенчестве, то в осознанном возрасте он может столкнуться с вопросами: как проходит обряд крещения взрослого человека, что нужно для этого сделать, какие существуют правила.

Что такое крещение

Для начала нужно разобраться с тем, что это за обряд. Это священное таинство, в котором верующий человек с призывом, обращённым к имени Святой Троицы - к Господу, Сыну и Святому Духу, через трёхкратное погружение в воду омывается от всех грехов, которые он совершил до Крещения, а также от первородного греха (греха своих прародителей). Смысл Таинства в том, что через это священное действие человек умирает для греховной и плотской жизни и возрождается для духовной.

Важно помнить, что причиной для крещения должно быть чистое намерение прожить жизнь по христианским обычаям, а не попытка обрести удачу, решить личные проблемы или обрести какие-то земные блага. Для принятия Таинства человек должен обладать правой верой, желанием добровольно и сознательно жить по-христиански, а также искренне покаяться в своих грехах.

Крещение взрослого человека в церкви

Стоит сказать, что взрослым человек считается с 14 лет, а покрестить человека можно в любом возрасте. В стародавние времена для людей, которые желали креститься, был установлен период оглашения, а они были объявлены оглашенными. Перед тем как покреститься, взрослому человеку необходимо было усердно готовиться к обряду: изучать основы христианства, много читать и, перед тем как сдать своего рода экзамен по знанию религии, в обязательном порядке посещать службы . Таким образом, оглашенных приобщали к жизни церкви, и только священники решали, готов ли оглашенный к Окрещению. Сегодня правила проведения Таинства отличаются от тех, что были раньше.

Крестные при окрещении взрослого не нужны . Так как взрослый человек делает выбор встать на путь православия самостоятельно и осознанно, то он должен сам по собственной воле расширять свои знания о православии. А также во время Таинства крещения человек сам в состоянии отвечать на вопросы священника и читать молитвы. Однако, если у крещаемого есть возможность и желание пригласить на Таинство опытных наставников, которые будут ему помогать в воцерквлении, в виде крестных родителей, это не воспрещается.

Обряд может проходить в любой день, в том числе в пост . Но с технической точки зрения, провести окрещение в пост не всегда получается. Из-за того что в будни великопостные богослужения по времени довольно продолжительные, в некоторых храмах во время поста крестят только по субботам и воскресениям. В любом случае, во время планирования крещения стоит обсудить, можно ли крестить в пост, именно в храме, где будут проводить обряд.

Присутствовать при обряде могут все близкие семьи, в том числе некрещенные. Только встаёт вопрос: зачем? Если некрещенные люди сами не приняли Христа в своё сердце, чем они смогут помочь и воодушевить того, кто вступает в православную веру?

Весь обряд крещения в среднем занимает 1−1,5 часа . Время может разниться в зависимости от конкретного храма и священника, который будет проводить таинство, поэтому, сколько длится крещение в конкретном храме, опять же можно уточнить при планировании Таинства.

Обряд может проходить как в церкви, так и дома. Нет специальных канонов в православной церкви, которые бы запрещали окрещение на дому. Ещё несколько веков назад Таинство проходило гораздо чаще в домашних условиях. Это имело свои причины: крестьянские семьи в основном были многодетными, в семьях было по 9−15 детей, и организм матери просто не успевал восстанавливаться после родов. Это приводило к тому, что младшие дети рождались слабыми и часто нежизнеспособными. В таких случаях, когда дорога в храм могла привести к ухудшению состояния или гибели ребёнка, священника приглашали домой.

Подготовка к обряду

Прежде всего, необходимо поговорить со священником в церкви . Лучше всего дождаться окончания службы и попросить церковнослужителя поговорить с вами. К встрече необходимо подготовиться: прочесть Евангелие, дабы узнать о жизни Христа, обязательно выучить наизусть основные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры»), изучить христианское учение и понимать его суть.

Скорее всего, встреч со священником будет несколько. Священник должен убедиться в серьёзности ваших намерений и готовности принять крещение. Каких-то правил, регулирующих, сколько должно быть встреч, нет. Но, как настоящий психолог, священник понимает, что трудно разглядеть человека с первого раза, поэтому, как правило, проходит не менее трёх аудиенций. Во время аудиенций можно задать все интересующие вас вопросы о христианстве, поговорить о Боге и о его роли в жизни, узнать, как проходит окрещение. Важно быть искренним и честно отвечать на вопросы.

О том, сколько стоит крещение, стоит спросить только после того, как священником будет принято решение. Спросить можно или у самого священника, или в церковной лавке, также в некоторых храмах есть прейскурант. В большинстве храмов эта услуга бесплатная, и принимаются только пожертвования, в других случаях стоимость составляет в среднем (по Москве) 2−4 тыс. руб.

Перед крещением необходимо соблюдение поста, который предполагает отказ от мясных и молочных продуктов, яиц, алкогольных и табачных изделий в течение от трёх дней до месяца. А также во время поста необходимо воздержание от веселья и интимных отношений, помириться со всеми, с кем были в ссоре, и исповедаться. Накануне крещения с полуночи нельзя кушать и пить воду.

И мужчинам, и женщинам необходимо иметь на Крещение:

  • Крестильную сорочку (она должна быть белая, крестильная сорочка для мужчин напоминает длинную рубашка, для женщин - платье). Сорочку после обряда нельзя стирать и носить в повседневной жизни. Считается, что её можно надеть во время тяжёлого заболевания, чтобы помочь выздоровлению.
  • Полотенце (оно тоже должно быть новым, белым и желательно большим).
  • Сланцы или открытые тапочки (необходимо, чтобы ступни были открыты).
  • Нательный крестик на цепочке или верёвочке. Важно помнить, что после таинства крещения снимать его нельзя, только исходя из медицинских показаний.

Крещение женщин происходит ещё и по следующим правилам:

Практика проведения обряда крещения взрослых может отличаться в разных храмах. В некоторых храмах купель огораживают ширмой, и в этом случае погружение происходит без одежды, а священнослужитель видит только голову крещаемого. Во время планирования крещения, можно узнать все подробности совершения обряда в церковной лавке.

Как происходит Таинство

Процесс крещения взрослого выглядит следующим образом:

После Таинства крещения привычная жизнь христианина должна поменяться. Это означает, что человек должен начать выполнять заповеди Господни, жить правильно, отказаться от определённых привычек, думать о своих поступках, изменить отношение к окружающим.

Повторное крещение

Окрещение можно проводить над человеком только раз в жизни, так как уже говорилось выше, крещение соотносится с рождением, а родиться человек можешь лишь один раз. Люди задумываются, можно ли креститься второй раз, оттого, что верят в совершенно абсурдные и оккультные вещи, например, что второе окрещение поможет снять порчу, проклятие, сглаз. С помощью повторного обряда они хотят решить семейные или жизненные проблемы. Иногда люди думают, что если перекреститься на другое имя, то на них не смогут навести порчу недоброжелатели. Эти ужасные суеверия внушают людям колдуны и экстрасенсы, которые прикрывают православием свои злодеяния.

Желание или действие окреститься второй раз - большой грех и кощунство, и с позиций церковных канонов недопустимо. Кроме того, оно не избавит человека от проблем, не защитит от недоброжелателей и не принесёт удачи, а скорее наоборот, так как греховное действие никогда не добавляет счастья.

Современные люди все чаще задумываются о своей душе, поэтому многие решают пройти обряд крещения в церкви. Но перед тем как решиться на подобный шаг, следует тщательно все взвесить. Если желание креститься вызвано лишь стремлением отдать дань моде, то его лучше отложить. Ведь вхождение в церковную общину накладывает на человека определенные обязательства. При сознательном стремлении жить по-христиански требуется некоторая подготовка, выполнение нескольких условий.

Крещение - одна из самых древних церковных традиций, о которой написано в Библии. Сам Иисус Христос тоже крестился, поэтому каждый верующий должен следовать Его примеру. Обязательный атрибут таинства - это вода, куда троекратно погружается верующий. Это действие сопровождается обращением к лицам Святой Троицы - Отцу, Сыну и Святому Духу. Оно символизирует духовное рождение в вечную жизнь и смерть человека для греха. В таинстве происходит избавление от первородного греха, который унаследован от первых людей (Адама и Евы). Проводится крещение один раз в жизни.

Таинство предваряется обязательной беседой со служителем церкви, попросту - с батюшкой. Встретиться с ним можно после окончания любого богослужения, надо просто подойти и сказать о своем желании пройти обряд.

В некоторых храмах проходят индивидуальные собеседования, в других они общие. Как правило, требуется трижды прийти на беседы. Во время них священник рассказывает о церковной жизни, о том, какие изменения верующий должен будет внести в свое поведение, как проходит крещение взрослого человека.

В прежние времена существовал институт оглашенных. Будущих христиан готовили ко вступлению в христианскую общину постепенно. Подготовительный период продолжался от 40 дней до нескольких лет. Люди изучали Священное Писание, учились молиться. Церковная община должна была убедиться в том, что претендент имеет твердое желание жить по-христиански.

Подготовка к ритуалу

Крещение совершается на протяжении всего богослужебного года. Неважно, сколько человеку лет, совершить обряд можно в любом возрасте, в любой день, на это не существует никаких ограничений. Ведь судьба у каждого своя - некоторые принимают столь важное решение, когда находятся в больнице или под влиянием других обстоятельств, заставляющих задуматься о вечности.

Можно договориться о том, чтобы обряд провели индивидуально, но обычно это делается для группы, которая посещала огласительные беседы. День выбирается настоятелем храма произвольно. Как правило, это суббота, чтобы новые члены церкви смогли на другое утро полноценно участвовать в Божественной литургии, приступить к причастию.

В каждом храме может быть собственное расписание, с ним обычно можно ознакомиться при входе в здание.

Лучше заранее узнать, как проходит обряд крещения взрослого человека, чтобы принимать в нем участие осознанно. Об этом обычно батюшка рассказывает на предварительных беседах, поясняя смысл каждого действия. В России все богослужения и требы проводятся на церковнославянском языке. Нелишним будет приобрети словарик, чтобы понимать хотя бы самые распространенные выражения во время богослужений. Ведь креститься для того, чтобы просто «выстаивать» службу, - довольно бессмысленное занятие. Необходим будет и крестильный набор, в него обычно входят:

Можно приобрести эти предметы по отдельности, главное - ничего не забыть. Нужна также духовная подготовка - желательно знать 10 заповедей, надо выучить наизусть пару молитв (Символ веры, «Отче наш»), они будут вслух произноситься во время крещения.

Как совершается таинство

Обряд крещения у православных традиционно совершается под сводами храма. Во многих церквях нет специально построенных купелей для полного погружения тела в воду. Тогда используют большую чашу, над которой люди склоняют голову. Переживать из-за этого не стоит - главное, чтобы были прочитаны все необходимые молитвы, тогда таинство считается действительным.

Сегодня человек приходит к Господу через болезни, скорби, проблемы или, понимая со временем, что материальные ценности непрочны, а душевные – относительны, и он начинает искать поддержку в Церкви, у Господа через, Его заповеди и учения. Вхождение в Церковь называемое по–другому — воцерковление, начинается с Таинства Крещения. Как проходят крестины, и как к ним подготовиться, будет рассказано далее.


Как выбрать крестных родителей?

Первая задача, и, пожалуй, самая главная, которая стоит перед родителями желающих крестить своего ребенка это решить, кто может быть крестными родителями. Почему самая главная, потому что крестная мама или крестный папа, должны будут отвечать за духовное развитие, воспитание ребенка. Именно поэтому желательно, чтобы крестные родители, были православными людьми, ходили в церковь. Крестные родители не должны быть в браке. Тетя бабушка, сестры и братья могут стать для ребенка крестными родителями.


Как проходит крещение?

Перед самим крещением. Крестным родителям желательно посещать огласительные беседы, на которых подробно рассказывается, как оно проходит. Таинство Крещения состоит из чтения молитв над человеком, который готовится покреститься, по-другому, этот обряд называется оглашение. После окончания оглашения начинается само Крещение. Самый важный момент — это погружение взрослого или ребенка в купель, погрузиться нужно три раза. После погружения в купель на крещаемого надевается крестик, и он помазывается священным Миром. После этого совершается обход три раза вокруг купели – символ вечности. После чего мужчин и мальчиков заводят в алтарь, а девочек и женщин только подводят к алтарю. Завершается Крещение пострижением волос и смыванием священного Мира. Крещение детей несколько отличается от Крещения взрослых. Можно снять видео Таинства Крещения, которое останется надолго в памяти, и будет доставлять радость при каждом просмотре.


Крещение взрослых

Перед Крещением для взрослого человека важно знать о том, какие в православной вере есть составляющие, а для этого желательно читать Новый Завет, читать о Таинствах Церкви. Помимо этого, тот, кто желает покреститься должен знать следующие три молитвы: «Отче Наш», Символ Веры, «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы можно взять из молитвослова. Перед крещением необходимо выдержать трехдневный пост, т.е. не есть молочную пищу, мясо, яйца, и конечно воздержаться от вредных привычек, таких как курение, и употребление спиртных напитков. А также на время поста нежелательно посещать развлекательные мероприятия. Само Крещение одинаково проходит как для маленьких детей, так и для взрослых, разница лишь в том, что взрослый человек самостоятельно совершает необходимые действия, а ребенку помогают крестные родители. Чтобы погрузиться в купель нужно приобрести одежду. Для мужчин это рубашка крестильная, женщина может надеть сорочку длинную с рукавами или может приобрести платье, предназначенное специально для крещения. Одежда для Крещения должна быть новой, чистой, и белого цвета. А также понадобится полотенце, крестик, свечи, сланцы, т. к. в Таинстве есть моменты, когда на человеке не должно быть обуви, и носков. В храме женщина обязательно должна находиться в платке.


Крещение ребенка

Что касается крещения ребенка, то, как уже говорилось ранее, за него все должен делать крестный родитель, а именно: читать за него или вместе с ним молитвы, помогать одеваться, оказать помощь при погружении в купель и т. д. Крестные родители должны заранее приобрести крестильную рубашку, крестик для ребенка. После погружения в купель священник передает ребенка крестному родителю (мальчиков из купели принимает крестный папа, а девочек – крестная мама), поэтому у крестного на руках должно лежать полотенце. Дальше Крещения ребенка проходит так же как для взрослого человека.



Выбираем подарок для крестника

Когда кто-то из родственников или близких людей узнает, что они станут крестными родителями, то сразу задумываются над тем, что подарить крестнику. На самом деле выбрать подарок не составит большого труда.

Еще издревле крестные родители дарили своему крестнику нательный крестик, одежду для крещения, и икону святого именем которого наречен ребенок.

Для младенца или маленького ребенка нужно приобрести такой крестик, чтобы он был легким, а веревочка не должна быть длиной.

Еще в давние времена вместо одежды для крещения, крестная мать дарила крестнику «крыжму» – белую ткань, как символ чистоты, то состояние, в котором пребывает человек, воспринимаемый из купели. Сегодня такой тканью может быть полотенце, пеленка белого цвета. Крестильная одежда может быть сшита крестной мамой. Ее можно украсить кружевом или вышивкой.

Одним из самых хороших важных подарков, конечно, будет Библия, а также другие книги, которые можно приобрести в церковной лавке. Но самый ценный подарок — это молитва крестных родителей за своих крестников.

Видео по теме статьи.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!