Обязательна ли беседа перед крещением ребенка. Без греха радость и спокойствие в душе

Ушел на собеседование. Сказать так может не только ищущий работу, но и Бога. Проводить собеседование перед крещением распорядился патриарх Кирилл. Он возродил утерянную традицию подготовки желающих вступить в православную общину. Проверка проделанной работы – главная часть обучения. В чем оно состоит и как называется?

Обучение перед крещением

В подготовку к обряду входят огласительные беседы перед крещением . Сам же процесс называется оглашением. Это традициях первопрестольной в полной мере сохранилась лишь в католичестве. Там подготовка длится около 3-х месяцев.

В православии про обучение забыли на несколько веков. Долгое время граждане сознательно продолжали проходить оглашение, добровольно посещая, к примеру, приходские школы и богослужения. Но, со временем, некоторые стали воспринимать , как дань традициям, а не познание Бога.

В итоге, в храмы стали приходить ради проформу, не изучив Святое Писание, не имея твердой веры. Эту тенденцию и решил пресечь патриарх Кирилл. Нескольких месяцев на оглашение в православии не надо, а вот несколько бесед с батюшкой потребуются.

Беседы перед крещением не проходят дети до 15-ти лет и тяжело больные. За младенцев и подростков отвечают крестные. Они и оглашаются. Общается с верующими катехизатор прихода. Так в церквях называют служащих, специализирующихся на проведении лекций. Проверяется знание Библии.

Минимальный набор для «вступления» в общину – прочтение от корки до корки евангелия от Марка. В церкви так же убеждаются в понимании и принятие заповедей, осознании необходимости в постоянном участии в жизни православной общины.



Оглашаемому говорится, что нужно перед крещением посетить литургию. Так человеку прививаются первоначальные навыки присутствия на богослужениях. Катехизатором дается так же молитва перед крещением , точнее, два текста. Во время необходимо произнесение «Отче наш» и «Символ веры». Молитвы писаны церковным языком. Не все воспринимают его легко. Поэтому, служащий прихода разъясняет на собеседовании суть, смысл строк.

Последний пункт подготовки – исповедь. Ее выслушивает священник. Покаяние в грехах, естественно, испрашивают только у взрослых, в том числе, и крестных отцов и матерей. Они проходят собеседование перед крещением ребенка , которому они станут духовными наставниками.

Система проведение оглашения

Во многих приходах для бесед перед крещением ребенка , или взрослого, отведены специальные дни и часы. К примеру, в столичном храме иконы Божьей Матери занятия назначены на 18:20 по четвергам и 15:00 по субботам. Таким образом, желающие покреститься собираются в группы. Совместные занятия экономят время катехизатора и облегчают усвоение материала. В «классе» всегда есть преуспевающие ученики, способные подсказать что-то, объяснить «отстающим».

Есть в храмах и система индивидуальной подготовки, к примеру, по воскресным дням. В отдельные часы ждут тех, кто по долгу службы, или иным причинам, не могут приходить в будни, или субботу. Можно приходить на собеседования даже в поздние часы. Но, такие занятия отдельно согласуются с батюшкой.

Пост перед крещением

Беседа перед крещением ребенка , или взрослого – не единственное условие прохождения таинства. Требуется еще трехдневный пост. Его разрешают не проходить беременным, болезным и ослабленным. От здоровых же людей требуют очищения тела и духа в преддверии таинством.

Что нужно знать перед крещением ? Во-первых, нельзя есть пищу животного происхождения. Во-вторых, батюшки просят отказаться и от плотских утех, к примеру, занятий сексом. Усилия воли, направленные на воздержание, дают простор для действия на человека Святого Духа.

Так объясняют требование в храмах. Суть крещения состоит в получении таинственным образом благодати от Бога. Чтобы эта благодать беспрепятственно вошла в верующего, он должен быть чист духом. Достигнуть цели можно лишь через символическое умерщвление плоти – лишение ее удовольствий и пищи.



Пост перед крещением не спрашивают и с детей. Их плоть и так чиста, дух безгрешен. Поэтому, за малышей через ограничения проходят кумовья. На крестные родители поручаются воспитывать подопечного в рамках православной веры.

Поэтому, кумовья должны верить сами и соблюдать устои церкви. Крещение ребенка в неверующей семье не имеет смысла. Дитя не осознает значение происходящего и не сможет осознать в будущем, если рядом не будет наставников-христиан.

Понимая ответственность, те, кому предложено быть крестными родителями, имеют право отказаться. В этом случае наставником можно провозгласить, к примеру, батюшку. Церковные каноны не запрещают ему быть кумом.

Некоторые подыскивают крестных на огласительных беседах. На них многие успевают подружиться. Значит духовный наставник будет близок к семье. В вере же его нет причин сомневаться, ведь человек сам решил пройти обучение быть христианином.

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать », – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин ».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами ».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников! »

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался ».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства ».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

« Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на “вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства ».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного ».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла ».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас… »

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было ».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то? »

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.

Что такое огласительная беседа?

Оглашение - это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы - убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.

На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры - основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.

На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.

Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.

Зачем проходят?

Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.

Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.

Обязательно ли проходить?

Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.

Собеседование в церкви перед Крещением ребенка для крестных и родителей

Как правило, огласительных бесед с восприемниками проводится две. На первом занятии батюшка озвучивает основные догматы христианства, рассказывает о духовной жизни, дает задание выучить молитвы, возносимые на Таинстве.

На втором занятии священник поясняет будущим крестным их роль в жизни крестника, знакомит с последовательностью проведения обряда, чтобы восприемники не просто присутствовали на Крещении, а принимали участие с пониманием происходящего.

За одну-две недели до Таинства крестные должны изучить основные разделы Нового Завета, полностью прочесть Евангелие от Марка.

За один-два дня до Таинства восприемникам необходимо посетить храм, чтобы исповедаться и причаститься. Перед самим Крещением необходимо соблюдать трехдневный пост: не употреблять в пищу продукты животного происхождения, не сквернословить, не жить супружеской жизнью.

В процессе Таинства Крещения биологические родители не принимают активного участия, но именно им предстоит воспитывать ребенка в заповедях, водить на службы, причащать, молиться за него, поэтому священник должен в ходе собеседования выяснить, как часто они посещают церковь, знают ли молитвы. Батюшка должен провести как минимум одну огласительную беседу и напомнить родителям, что они, как и крестные, несут ответственность за духовное воспитание малыша до его совершеннолетия.

Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать

Что спрашивает батюшка на собеседовании

В некоторых храмах, в основном с большим приходом, огласительные беседы проходят систематически. В определенные дни (в каждом храме свое расписание), проводятся групповые занятия в форме ознакомительных лекций, где батюшка или специально подготовленный мирянин (катехизатор) рассказывает о вере, Таинствах, отвечает на вопросы, дает рекомендации по подготовке к Крещению.

Многие небольшие храмы практикуют индивидуальные встречи в формате вопрос-ответ, где священник определяет уровень готовности человека принять Крещение или стать восприемником. После первого собеседования батюшка может назначить еще одну встречу или посоветовать пройти при церкви целый курс по основам христианской жизни, Новому Завету, Символу Веры.

Самый первый вопрос, который обычно задает катехизатор на собеседовании: «Зачем нужно креститься?» Если человек отвечает: «Чтобы быть крещенным» или «Для защиты от злых сил», то он наверняка не готов к Крещению, поскольку его понимание о Таинстве искажено. Крещение - это очищение от грехов и рождение для новой духовной жизни в сочетании с Христом; это новое восприятие себя и окружающих, жизни в целом.

Сколько длится огласительная беседа

Продолжительность занятий в разных храмах может отличаться. Одна беседа обычно длится от одного до полутора часов, а при наличии дополнительных вопросов и дольше.

После прослушивания оглашения выдается справка, разрешающая приступать к Крещению. В некоторых храмах по завершению занятий сертификат вручается только после сдачи экзамена. При первой встрече священник предупреждает, что для его получения может понадобиться от двух до четырех недель, поэтому заранее дату Крещения планировать не стоит.

Что нужно на собеседование перед Крещением

К собеседованию необходимо готовиться. Перед первым занятием родителям и крестным необходимо прочесть Евангелие от Марка и Иоанна или весь Новый Завет, чтобы поговорить с настоятелем церкви о прочитанном. Если в ходе беседы будет выявлено нежелание понимать смысл православного вероучения или пренебрежительное отношение к Церкви, священнослужитель вправе отказать в проведении Таинства Крещения.

Чаще проводится всего две огласительные беседы, и вторая из них определяет готовность стать крестными или принять Крещение взрослому. В ходе занятия батюшка проверяет знание молитв «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево», заповедей Христа, задает вопросы по Евангелию. Также на втором собеседовании говорят о чинопоследовании Крещения, что нужно делать перед и в ходе Таинства.

К сожалению, в современной практике бывают случаи, когда крестные родители приступают к своим обязанностям духовных наставников, формально. Воспринимают Крещение, как ритуал или обряд. В очень редких случаях (когда человек противится христианскому вероучению, не выражает готовность нести ответственность за духовное развитие крестника, или сам не Крещен) священнослужители могут попросить отложить проведение Таинства, чтобы .

Собеседование перед Крещением взрослого

Крещающийся взрослый должен прийти на собеседование с искренней верой во Всевышнего и желанием начать новую праведную жизнь по законам Божьим. Роль оглашений в данном случае ознакомительная. Священник более подробно расскажет о православном вероучении, обязанностях каждого христианина, важности участия в церковных Таинствах.

Взрослому для Крещения необходимо:

  • Понимать и соблюдать Заповеди Божьи, принять основные положения православного вероучения.
  • Осознавать необходимость посещения богослужений, участия в жизни Церкви.
  • Знать наизусть молитвы «Отче наш» и «Символ Веры».
  • Быть знакомым с текстом хотя бы одного из Евангелий.

Огласительные беседы разрешается посещать и уже крещеным прихожанам, которые в свое время не были оглашены.

Огласительные беседы перед венчанием

Пары, желающие сочетаться церковным браком, перед венчанием также должны пройти собеседование. В храмах, где занятия проводятся регулярно по определенным дням, их приглашают на общие огласительные беседы, посвященные Богу, служению Церкви, Символу Веры. Когда приходит время обсуждения священных Таинств, батюшка отдельно останавливается на чинопоследовании Венчания.

На индивидуальных встречах священник интересуется, осознают ли молодые люди серьезность даваемых ими обетов, понимают ли значение христианского брака. Также в ходе беседы батюшка рассказывает, как правильно строить семейные отношения, избегать конфликтов, выходить из сложных жизненных ситуаций, сохраняя взаимоуважение друг к другу.

Проводятся такие собеседования за одну-две недели до Венчания. Перед Таинством жениху и невесте необходимо соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Свидетельство о прохождении огласительных бесед

По окончанию собеседования крестным перед Крещением, а также парам, желающим венчаться, выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед. Документ подписывается катехизатором, настоятелем церкви и заверяется печатью храма.

Если у восприемников нет возможности посещать церковь, где будет проходить Таинство, они могут прослушать оглашение и получить справку о прохождении собеседования в храме по месту жительства, а перед Крещением представить документ священнику.

Краткий текст молитвы "Символ веры"

Текст на церковнославянском Текст в переводе
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Фото предоставлены

К сверхъестественному рождению. Не каждый человек ясно понимает его смысл, поэтому в церкви совершаются огласительные беседы перед крещением.

Для чего проводится беседа

В настоящее время по Указу Патриарха всея Руси Кирилла в православных церквях установлено обязательное собеседование в церкви перед крестинами.

Таинство крещения

Беседа проводится с:

  1. Родителями.
  2. Восприемниками.
  3. Самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Многие посетители храмов не понимают смысла нововведения, ведь раньше все было намного проще.

Беседы проводит катехизатор, их целью является повышение уровня сознательной готовности к принятию Таинства как самих крещаемых, так и их крестных родителей.

Внимание! Без проведения бесед с крестными и родителями крещение ребенка (взрослого) не проводится.

Правила Таинства Крещения

Еще о церковных Таинствах:

При Крещении младенцев и отроков (до 15 лет), обязательно наличие хотя бы одного крестного:

  • у мальчиков - мужчина;
  • у девочек - женщина.

Подготовительные беседы с крестными

Для крестных родителей РПЦ выдвигает те же требования, что и для крещаемых. Но незадолго до совершения Таинства им следует исповедаться во грехах и причаститься.

Существует ряд ограничений для восприемников:

  • они не должны быть биологическими родителями крещаемых, их родными и сводными братьями и сестрами;
  • в крестные запрещено выбирать монашествующих;
  • люди с психическими недугами в качестве восприемников не допускаются.

Корнеев Аким Егорович «Крестины»

Если крестный является постоянным прихожанином любого из храмов РПЦ, то для него не обязательно прохождение оглашения. Но сам факт принадлежности к Вере Христовой необходимо подтвердить документом за подписью настоятеля храма или духовника, с оттиском печати указанного храма.

Совет! Огласительные беседы можно прослушать в любой российской православной церкви, но для подтверждения нужно будет предоставить свидетельство об оглашении.

Подготовительная беседа с родителями

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями следующие моменты:

  1. Назначают срок и время проведения таинства.
  2. Какую одежду необходимо иметь для крещения родителям и крещаемому.
  3. Выбирают церковное имя , того, кто крестится.

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями некоторые моменты

Обязанности родителей:

  • должны быть сами верующие;
  • посещать службу;
  • причащаться.

Обязанности родителей после крещения ребенка:

  1. Посещать богослужения.
  2. Водить на причастие.
  3. Самим жить и ребенка воспитывать по православным канонам.
Важно! Родители должны всячески наставлять и помогать младенцу в его духовной жизни.

О православном воспитании детей:

Пример огласительной беседы

В Православной Церкви принято крестить детей по вероисповеданию их родителей. Последние приносят обязательство пред Богом о научении детей вере, воспитании их в духе православия.

Крещение - это самое первое Таинство, которое было установлено для вступления в Церковь. В этом Таинстве верующий умирает для мирской жизни плотской и рождается в житие духовное. Происходит важный перелом в человеческой жизни ради спасения в жизнь вечную.

А для чего нам спасение?

Все люди произошли от Адама, который согрешил пред Богом. Поэтому все люди с рождения грешные, им чужда духовная жизнь.

А в Крещении человек:

  • умирает;
  • отрекается от страстей и грехов;
  • воскресает в жизни новой, ведущей в вечность;
  • очищается от первородного греха.

Творец дал Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они ее нарушили и отошли от Него. Тогда же они вкусили запретный плод и их настигло ощущение потери Благодати Божией. Их потомки стали рабами страстей, а диавол подчинил их себе. Ради соединения с Отцом Небесным мы и принимаем Крещение.

Важно! Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником. На него ложится огромная ответственность перед Богом. Он должен обучить крестника молитве, участию в Таинствах и богослужениях.

Между ним и новокрещеным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и теперь можно о нем возносить молитвы к Небу и причащать Святых Христовых Таин. Господь дарит новокрещеному Ангела-хранителя, который будет:

  • оберегать человека;
  • по смерти поможет его душе подняться на Небо к своему Создателю.

Быть крестными - это великая ответственность за новорожденного члена Церкви.

Внимание! Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, - помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения.

Видео о беседе перед крещением.

Как проходит обряд крещения младенца

в Русской Православной Церкви

Крестить ребенка принято на 40й день после рождения. Родители идут к храм, записываются приблизительно за месяц вперед (можно и за пару дней, если духовник хорошо знает вас и будущих крестных родителей малыша) и готовятся к Крещению. Обязанность подготовить к крещению малыша берут на себя будущие крестные родители. решения родителей крестить ребенка в крестные приглашаются православные ответственные люди не моложе 14 лет.

Крещение - это таинство духовного рождения в Жизнь вечную, это сочетание с Господом и отречение сатаны. Таинства Крещения и Миропомазания происходят один раз в жизни человека. Крещение происходит в православном храме. Иногда, за редким исключением, в больнице или на дому. Перед крещением ребенка крестные родители должны пройти собеседование со священником, исповедаться и причаститься. В день крестин родители приносят в храм свое чадо, но в Таинстве Крещения участия не берут. Мать ребенка должна на сороковой день по рождении чада исповедуется и надо ней читается особая сороковая молитва. В среднем служба длится около 40 минут, но может быть и дольше, если одновременно крестят несколько человек. Обычно крестят детишек после Литургии. Оглашение детей происходит перед службой, оглашение взрослых перед крещением может происходить за месяц, чтобы крещаемый мог достойно подготовится к Таинству. Крещение начинается в торжественной обстановке - батюшка в белоснежной одежде и нарядные гости знакомятся или продолжают общение с пришедшими. Иногда священник может немного рассказать о значении крещения в жизни малыша.

Служба начинается и возложения рук на крещаемого и произносит следующие молитвы: «От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог. Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.

Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Далее происходит чин отречения от сатаны и всех дел его. За маленького ребенка слово держат крестные родители, взрослые люди сами отвечают на вопрос священника. Священник обращается с приказом к дьяволу покинуть крещаемого. Крестные становятся спиной к алтарю и лицом на запад (сторону темных сил, на востоке по преданию находился рай) трижды плюют на лукавого и дуют на него.

«Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, от всех ангелов его, всего служения его, и всей гордости его?» - трижды задает свой вопрос священник.

«Отрекаюсь» - так же трижды решительно отвечает крещаемый (или за него крестные)

«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.

Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» - отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.

Устрашись Бога, Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.

От касания Божьего дымятся горы, Его риза - дневной свет; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет».

После этого батюшка, молясь, освящает воду в купели (ее готовят накануне). «Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои.

Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.

Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.

Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.

Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию!

Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания - раба сего (рабы сей), ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов». Священник крестообразно дует на воду. «Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы!

Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам.

Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию водой спасения, водой освящения, очищающей тело и дух, водой, разрешающей узы греха, оставляющей прегрешения, просвещающей души, купелью возрождения, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни.

Ты Сам сказал: «Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ ваших». И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа.

Явись, Господь, на воде сей и измени в ней крещающегося, чтобы он сбросил с себя прежнего ветхого человека, истлевающего в грехах, и облекся в нового, по образу создавшего его Бога. Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия».

После этого малыша раздевают при полном погружении полностью (до 1 годика) или надевают крестильную рубаху детям постарше и взрослым.

Перед погружением в святую купель происходит елеопомазание для укрепления будущего христианина для борьбы с дьяволом. Как крест лоб, уши, грудь, спинку (если ребенок раздет), ручки и ножки батюшка помазает кисточкой.

Затем крестные передает ребеночка священнику и он трижды окунает в его в святую воду с словами:

КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): имярек

ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ!

И СЫНА, АМИНЬ!

И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ!

Погружение символизирует трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе, после этого Он воскрес. Также и крестившийся воскреснет во время Страшного Суда, где порукой и ходатаем его будет Ангел Хранитель, который с ним от купели идет в мир.

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6:4-5). Взрослым лечше креститься в храмах, где есть баптистерии - небольшие специальные купели или на озере, реке.

Батюшка передает мокрого ребеночка крестному (если крестится мальчик) или крестной (при крещении девочки). Восприемник от купели - крестный родитель принимает ребеночка в крыжму. Цвет может быть любой, но лучше, если это будет крестильная пеленка белого или солнечного цвета. В ней же и помазают миром со словами «Печать Дара Духа Святаго!» для усыновления или удочерения Господом чада. Святой Дух обретается в человеке, и Отец Небесный теперь с нами и мы с ним до скончания века. После миропомазания крестные с младенцем обходят аналой с Евангелием, как символ крестного хода.

За чтением слов Евангелия: «…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» христианин уподобляется миссионеру, своей жизнью свидетельствующего принятие Бога и Воскресение Христово!

Спаситель посылает учеников проповедовать - и мы пойдем свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих. Затем батюшка совержает некоторые обряды, передает новокрещенного в руки Божии, а затем постригает его. Волосы постригают символически, для исполнения сказанного: «У вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30; Лк. 12:7 и «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).

При пострижени священник глаголет: «Владыка и Господь наш! Ты, почтивший человека Своим образом и создавший его из разумной души и прекрасного тела, так, что тело служит душе; венчавший человека главой, в коей согласно сосуществует множество чувств.

Ты, Господи, покрыл главу человеческую волосами, сохраняя ее от перемен погоды, и все члены тела своим удобством прославляют Тебя, великого Художника. Ты Сам, Владыка, избранным сосудом Твоим, апостолом Павлом заповедавший нам все творить во славу Твою, приими и благослови и раба сего (рабу сию) (имя), полагающего начало [служения Тебе и принесения жертвы] сострижением волос своей головы. Благослови его с восприемником и даруй им всем поучаться закону Твоему и творить угодные Тебе добрые дела».

«Господь наш и Бог! От купельного действа Освятивший благостью Своей верующего в Тебя, благослови настоящего младенца, и на главу его да сойдет Твое благословение. Так же, как когда-то Самуилом Ты благословил царя Давида, благослови и главу раба сего (рабы сей) (имя) рукой меня, грешного. Сопутствуй рабу сему (рабе сей) Духом Твоим Святым, чтобы, взрослея и старея, раб сей (раба сия) славу Тебе воссылал (воссылала) и видел (видела) торжество Иерусалима во все дни своей жизни».

Волосы с головы младенца священник закатывает в воск и опускает в купель. Затем их достают и закапывают или хранят в конвертике для волос.

После этого мальчик заносят в алтарь, откуда он выходит с иконой АнгелаХранителя или святого покровителя, а девочек тоько подносят к Царским вратам и выносят навстречу мерную, именную икону.

Затем произносится опуст - окончательной молитвы чинопоследования Крещения и призывания Господа, Божией Матери и всех святых все прилагаются ко кресту священника, то есть благословляются в мирскую жизнь, где ждут его испытания и которые он достойно выдержит, будучи теперь чадом Божиим.

После крещения младенца родные и близкие отмечают светлый праздник - Крестины. С этого дня ребенка можно поминать в записочках, причащать и молится о нем, как о члене Церкви.

Интереесные статьи о праздновании крещения ребенка: