Питание животных. Животные и их еда - самые необычные способы пропитания Чтобы пережёвывать пищу

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

Ктырь, двукрылое насекомое-хищник, за свою быстроту снискавшее себе славу гепарда среди насекомых. Этому насекомому всегда нужна самая высокая травинка, так как это прекрасный наблюдательный пункт для засады.

Стоит только в пределах досягаемости появиться подходящему по размерам насекомому, ктырь действует как перехватчик: резкий взлет, бросок - и жертва поймана.


Примерно один раз в 10 минут ктырь снимается с места и летит на разведку недалеко от места засады. Нередко случается агрессивному и сильному ктырю нападать даже на таких хорошо защищенных насекомых, как пчелы, осы, жуки-скакуны.
Ученые заметили, что это хищное насекомое учится охоте в течение всей своей жизни. Да, да, именно учится! У каждого ктыря свои пищевые предпочтения. Кому-то больше нравятся одни насекомые , а кому-то - другие.

Что пристрастия хищника часто определяются во время его первой в жизни охоты. Кого поймал первого, того и будет продолжать ловить чаще других. Приспосабливается ктырь к поведению именно этих насекомых, чтобы было легче охотиться. Но если в какой- то день на лугу их окажется слишком мало для удачной охоты, ктырь переквалифицируется на более массовые виды.

Материалы по теме:

Неожиданно опасные животные

Зубы в желудке


Змея – яйцеед

В тропическом лесу порой можно видеть просто фантастические картины. В густой листве недалеко от оставленного без присмотра гнезда птицы появляется голова змеи. Это представительница группы яичных змей. Птичьи яйца - ее единственная пища. Поэтому в то время, когда птицы высиживают свое будущее потомство, яичные змеи стараются наесться как следует, про запас, поскольку всю остальную часть года им придется сидеть на голодной диете.

В тех случаях, когда животное питается только каким-то одним видом корма, ученые используют термин «пищевая специализация». Специфический рацион часто сказывается на строении животного (чаще - на внутреннем, а иногда и на внешнем). Яичная змея - не исключение.

Змея – яйцеед

Подобравшись к гнезду, охотница начинает заглатывать яйца. Но птичьи яйца по своим размерам зачастую значительно больше змеиной головы, и кажется, что они просто физически не могут быть ею проглочены. Однако рот яичной змеи обладает удивительным секретом. Ее челюсти не скреплены друг с другом, а расположены свободно. Благодаря этому в момент заглатывания яйца они расходятся на необходимое расстояние, а затем сходятся снова. Змея наползает на яйцо, и оно оказывается как бы в чулке.

Проглоченное яйцо продвигается по пищеводу и практически сразу наталкивается на… змеиные зубы. С точки зрения анатомии это, строго говоря, не зубы, а острые выросты шейных позвонков, которые образуют своеобразную пилку. Проглотив яйцо, змея начинает сильно извиваться. При этом она словно ножом разрезает своими позвонками яичную скорлупу. Содержимое яйца выливается и перетекает в желудок через особое сужение пищевода, которое расположено сразу за «пилкой». Осколки скорлупы в этом месте задерживаются, а через некоторое время змея выплевывает их через рот.

Материалы по теме:

Защитная окраска у животных

Крылатые спасатели

На центральной площади одного из городов в штате Иллинойс (США) стоит 20-метровая башня, увешанная дуплянками. Она сделана для ласточек, которых жители города специально поселили рядом с собой. Зачем им это было нужно? Каждая ласточка в день уничтожает до 1000 комаров, мух и прочей мошкары, спасая людей от полчищ насекомых. В результате хорошо всем, и ласточкам и людям. Еще более ощутимую помощь человек может получить от стрижей. Выкармливая птенцов, родители предлагают им своеобразные лепешки, «пакетики» с кормом, где в оболочке липкой слюны «упаковано» от 200 до 2000 насекомых. Нетрудно подсчитать, что при условии 30-40-разовой кормежки в день малыши съедают порядка 40-60 тысяч насекомых! А скворцы часто спасают южные районы от разрушительного нашествия саранчи.

Каждый скворец в день может уничтожить до 200 саранчуков. Если сопоставить это с массой самой птицы, то окажется, что скворец съедает вдвое больше своего собственного веса. Немалую пользу нашим садам приносит и маленькая синица-лазоревка. Прожорливые птенцы в день съедают до 1000 различных мушек, гусениц, жучков, которых приносят заботливые родители.

Материалы по теме:

Как считают животных?

Юные каннибалы

В природе можно найти немало случаев, когда представители того или иного вида поедают себе подобных. Это явление носит название «каннибализм». Наиболее удивительная его форма наблюдается у обитательниц подводного мира - акул. У акул существуют виды, которые размножаются откладыванием яиц, но есть и живородящие акулы, у которых на свет появляются уже совершенно самостоятельные акулята. У таких живородящих видов наблюдается удивительно жестокое, но вполне оправданное с точки зрения биологии явление - внутриутробный каннибализм. Самка акулы вынашивает в своем теле сразу несколько десятков эмбрионов.

Их может быть 30 и даже более. Некоторое время они мирно развиваются, однако начиная с определенного момента в утробе самки начинают происходить странные процессы. Еще не родившиеся акулята борются за свое существование весьма оригинальным способом: наиболее сильные и крупные без зазрения совести поедают своих братьев и сестер. Причем делают это так энергично, что к моменту появления на свет внутри тела самки остаются лишь единицы.

Материалы по теме:

Интересные факты о животных

Самые отважные

На коралловом рифе обитает огромное количество рыб. Здесь можно встретить гиганта и карлика, хищника и его жертву, а также существ, живущих в полном согласии друг с другом. Всем им иногда требуется помощь, которую с удовольствием оказывает крохотная рыбка-санитар - губан-чистильщик. Эти крошечные рыбки держатся большими стаями, причем каждая стая имеет свою территорию, с которой предпочитает не уходить, - эдакий своеобразный медицинский кабинет. Эту особенность малюток-докторов знают практически все обитатели рифа. Когда возникает необходимость пройти «медицинский осмотр», рыбы приплывают к губанам и отдают себя в полное их распоряжение.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3 (по учебнику Н.Ф.Виноградовой)

Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных

Задачи: классифицировать животных по способу питания, доказать, что

  • животные - живые существа;
  • развивать мышление, память, воображение, речь;
  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому

3. Работа над темой урока

  • Игра "Живая - неживая"
  • Животные - живые существа
  • Классификация животных по способу питания

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного

  • Задание в тетради
  • Кроссворд "Животные"

6. Охрана животных

7. Итог урока

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики. Сядьте красиво. Урок окружающего мира.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер. Приложение1

На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

4) откройте третий глаз

С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь друг другу и скажите: "Я тебе желаю успеха"

3. Работа над темой урока

Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

Игра "Живая - неживая"

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)

Сегодня нас интересуют животные.

  • А кого мы отнесём к животным?
  • Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

  • О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

  • О пресмыкающихся?
  • О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

  • О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные - живые существа

Ой, ребята, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Ну-ка, быстренько проверьте, всё ли так. Ошибка? Где? Докажите, что животные - живые существа.

Давайте, исправим ошибку. Теперь всё на своих местах.

4. Классификация животных по способу питания

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  • Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

Приведите мне пример любой цепи питания.

5. Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)

А теперь я буду вас путать: говорить одно животное, а изображать другое. Будьте внимательнее. Изображайте то животное, что я вам назову.

6. Закрепление изученного материала

Задание в тетради (стр. 20 №57)

Тихонечко садитесь и откройте тетради и выполним № 57

Кроссворд "Животные"

А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами - очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Работать будем парами. Как только ваша пара будет готова назвать слово, сигнализируйте мне об этом. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.

Какое же слово у нас получилось (Молодцы)

7. Охрана животных

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

(Звучит песня Е Мартынова "Лебединая верность") на экране фото лебедей

Удивительно красивая, но очень грустная песня о любви, верности и смерти двух прекрасных птиц, А случилось опять таки эта беда по вине кого? По вине человека.

Я хочу, что б жили лебеди
И от белых стай
Мир добрее стал.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

8. Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Многие люди держат дома домашних животных, давая им заботу и обеспечивая едой. Наши питомцы живут в спокойствии, ведь им не приходится искать пропитание. Но нельзя сказать то же самое про тех, кто существует в дикой природе, где нет заботливого хозяина. Сейчас вы сможете узнать, чем питаются животные.

Чем питаются животные

Рацион диких животных , которые проживают в природе, зависит от времени года. Звери, которые обитают в горах, едят траву в летние месяцы. В зимнюю пору им нужно спускаться в леса, чтобы перекусывать ветками, листьями или мхом.

Многие дикие животные впадают в спячку с наступлением холодов. Медведи употребляют ягоды, грибы, орехи или желуди.

Некоторые животные проводят часть жизни во сне , что спасает их, когда нет достаточного количества еды. Летучая мышь или сурок может проспать 8 месяцев. Белки не спят так долго, поэтому едят припасы, которые сделали в тёплые деньки. Например, ягоды, семена или орехи.

Заяц любит питаться свежей травкой . Зимой её нет, поэтому они начинают употреблять в пищу древесную кору, небольшие веточки или семена. Некоторые зайцы ловят полевых мышей, чтобы потом их съесть.

Волк и лиса питаются маленькими и слабыми животными. Лиса любит полакомиться грызунами, птичками и ягодами. Волк отдаёт предпочтение более крупным животным. Он с удовольствием пообедает оленем, кабаном или антилопой.


Чем питаются домашние животные

Животные, которые проживают вместе с человеком, всегда обеспечены едой и водой в нужных количествах. Им не приходится подстраиваться под определённое время года, чтобы сделать запасы, ведь человек решает за них подобные вопросы. Очень распространены сельскохозяйственные животные , такие как:

  • корова;
  • курица;
  • свинья;
  • овца;
  • коза.

Их выращивают для того, чтобы в будущем получить мясо, молоко, яйца или мех. Чаще всего они питаются сбалансированными кормами , которыми их кормят люди. Дома люди держат:

  • хомяков;
  • попугайчиков;
  • котов;
  • собак.

Попугаям дают кормовые смеси , которые содержат все необходимые полезные вещества. Подкармливают пернатых овощами и фруктами , чтобы организм получал необходимые витамины.

Кошкам покупают рыбу, мясо или уже готовые корма, которые можно приобрести в любом зоомагазине или супермаркете.


Собаку кормят мясом , иногда смешанным с кашей. Для этого животного можно также купить корм в зоомагазине.

На западе Франции, в Бретани, как-то случилось ЧП: за один сезон местные улитки объели краску со свежеокрашенных стен. Причем, некоторые заползали на высоту до четырех метров. Исследования показали, что в краске содержался мел, а улиткам, как известно, нужен кальций, чтобы строить свои раковины. От меловой краски пришлой отказаться.

10 место: Попугаев и собак нельзя кормить авокадо. Это растение относится к семейству лавровых, а среди представителей этого семейства много ядовитых растений. Почему авокадо безопасен для человека - не ясно. Попугаям нельзя даже класть косточку авокадо для того, чтобы они точили об нее клюв.

9 место: Овцы, как известно, питаются травой. Однако на островке Норт-Роналдсей (Оркнейские острова) в Шотландии овцы с середины XIX века приучены кормиться морскими водорослями, выброшенными прибоем на берег. Владельцы скудных на острове лугов и пастбищ не хотели «тратить» на овец траву, требующуюся для лошадей.

8 место: На Балеарских островах испанские зоологи нашли ящерку, которая думает, что она пчела: она питается нектаром приморского растения критмум и опыляет его цветки.

7 место: Некоторым змеям для жизни достаточно поесть несколько раз в год.

6 место: Пиявке достаточно хорошо насосаться крови один раз, чего будет достаточно для жизни на протяжении 9 месяцев!

5 место: Если летучая мышь больна и не может вылететь на охоту, ее соседи подкармливают. Недавно стало известно, что некоторые летучие мыши в полете кушают не только насекомых, но и мелких птиц. Осенью летучие мыши постоянно едят, запасая жир на зиму, а в октябре или ноябре устраиваются спать.

4 место: Ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.

3 место: Пингвины не пьют пресную воду — они умеют «опреснять» соленую. В их теле есть специальные железы, которые выделяют соль из воды, которая выводится через особые желобки на клюве.

2 место: Заяц разборчив в выборе пищи. Всякий знает, что зайцы любят морковку, капусту и репу. Но особое пристрастие зайцы питают к петрушке.

1 место: Грифы иногда наедаются до такой степени, что не могут взлететь. В этом случае им приходится ждать, пока их масса не уменьшится естественным путем.