От «попросить» до помолиться. "В дорогу с Богом": как простому смертному найти, где помолиться на вокзале

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?»

Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому - о хорошем урожае огурцов,- не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий - это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они - входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание - из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя - а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?

Узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему

Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли - в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило - и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство - и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,- просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?

Из нашей жизни уходит молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле - были у , в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны - огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию - помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым - бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.

Говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога - нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого - желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.


Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?


Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:

  • в храме
  • там, где принимают пищу
  • на работе
  • и даже в пути

Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.

Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.

Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника - она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, - а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.

Сколько раз в день нужно молиться православным?

Молитва - это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.

  • утром,
  • вечером,
  • перед трапезой и после,
  • перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
  • для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце - поблагодарить Его.

Кроме этого, важно в храме для совершения церковной молитвы и принятия . При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.

Время чтения православных молитв в церкви и дома

В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили . Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.

Современные миряне утром дома совершают , вечером, по возвращении домой – . Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать преподобного Серафима Саровского.

Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.

В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники - Литургию.

Во время молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы - на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно , и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.

Время утренней молитвы

Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении . Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.

Время вечерней молитвы

Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном . Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.

Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».

Молитва в течение всего дня

Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).

Непрерывная молитва

Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника , и количество повторений строго регламентируется .

Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.

Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.

Какой продолжительности должна быть молитва?

Длительность молитв не регулируется правилами.

  • Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
  • Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
  • Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.

Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.

Хотите успеть на поезд или самолет и помолиться о благополучном путешествии в часовне при вокзале или в аэропорту? Тогда выходите из дома с запасом: найти молельную комнату будет трудно, и в этом вам почти никто не сможет помочь.

"Здесь где-нибудь есть часовня или молельная комната?" — спрашиваю у полицейского при входе на Казанский вокзал.

"У нас вы их вряд ли найдете", — отвечает страж порядка.

Я все же решила лично убедиться в их отсутствии и обойти все помещения вокзала. Зал за залом, этаж за этажом — во всем здании Казанского вокзала нет ни одного указателя, направляющего к часовне или молитвенному помещению для мусульман.

Лишь спустя почти полчаса я набрела на вход в храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Оказалось, что найти его довольно легко людям, входящим на вокзал с Комсомольской площади. А вот путешественникам, попадающим внутрь с одноименной станции метро, придется, как и мне, плутать по многочисленным залам Казанского.

"Всегда захожу в привокзальные часовни"

Храм в честь Казанской иконы соседствует с ресторанным двориком. Около половины небольшого помещения занимает церковная лавка, за ней на стенах висят несколько икон. В храм то и дело заходят люди, покупают в лавке свечки, ставят их у образов, несколько минут молча молятся, крестятся и уходят.

"Поначалу, когда храм открыли в 2005 году, посетителей было мало. А сейчас сюда часто путешественники заходят. В выходные меньше, по будням больше: многие заходят поставить свечку перед работой", — рассказывает женщина за прилавком.

Помимо свечек, все желающие могут приобрести икону, книгу или заказать требу, подать записку с просьбой помолиться о путешествующих. Время от времени храм посещает отец Алексий (иерей Алексей Буров. — Прим. ред. ). Хотя батюшка служит на Автозаводской в Симоновом монастыре, в свободное время он проводит литургии в храме на Казанском вокзале. О предстоящем богослужении верующих предупреждают, вывешивая на двери объявление.

"Здесь я уже не в первый раз. Сейчас в командировку еду. Довольно часто куда-то путешествую. Перед дорогой всегда захожу в привокзальные часовни. Здесь я ставлю две свечки — за отца и мать. Одну за упокой, вторую за здравие. А за меня жена помолится", — делится со мной Николай — мужчина средних лет, на пять минут забежавший в храм перед поездом.

Малый спрос — почему?

На сегодняшний день православные часовни есть на всех вокзалах столицы. Однако, в отличие от храма на огромном Казанском вокзале, церковные помещения на Ярославском, Киевском и Ленинградском не могут похвастать такой же востребованностью у верующих.

"Мы только четвертый год как открылись. На площади трех вокзалов у нас меньше всего посетителей, если судить по выручке. Все потому, что здесь в основном ночные поезда, а мы работаем только до восьми вечера. Есть, конечно, прихожане из сотрудников вокзала, но их не всегда начальство отпускает", — жалуется мне женщина, сидящая за прилавком в часовне во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца на Ленинградском вокзале.

По ее мнению, здесь немного посетителей еще и потому, что часовню трудно найти, и одна из ответственных сотрудниц Церкви уже ведет переговоры с вокзалами, чтобы разместить указатели. Но пока тщетно.

"Кроме того, из-за проверки часовню пришлось на два месяца закрыть — и мы только несколько дней назад снова открылись, люди могут еще об этом не знать. А вчера я позже часовню закрыла: один мужчина попросился к иконе приложиться перед дальней дорогой. Поезд-то ночной, раньше прийти он не смог", — разводит руками моя собеседница.

По четвергам, добавляет она, в часовню приходит батюшка и служит молебен. "Но народу мало, иногда только я да он. Обидно. А часовня у нас в честь Николая Чудотворца — покровителя путешественников, люди могут подать записки с просьбой помолиться о них святителю", — поясняет женщина.

По ее словам, в часовне собирается много народу только в феврале, когда проводится крестный ход по всем вокзалам Москвы.

Надежды мусульман

Обойдя вокзалы столицы, выяснила, что в них нет ни одной молельной комнаты для мусульман. Хотя еще в марте 2016 года муфтий Москвы, имам Соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил о необходимости разместить при каждом вокзале и аэропорте Москвы молельные комнаты.

"У нас есть официальная переписка с госструктурами, вокзалами по данному вопросу. Они нам отказывают в выделении молельных комнат, хотя мы берем на себя обустройство, оснащение и назначение дежурного имама. Но нам отвечают, что мест нет. Пока в данном вопросе навстречу не идут. Предлагают только на коммерческой основе, чтобы мы арендовали территорию", — поясняет Аляутдинов.

В РЖД мне пока не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Аэропорты Москвы

Ситуация с аэропортами обстоит для мусульман куда лучше. В Домодедово есть мечеть "Сафар" (в переводе — "Путешествие"). Это помещение площадью около 45 квадратных метров, оснащенное местом для совершения омовения и перегородкой, за которой намаз могут совершать женщины. Для православных верующих в аэропорту есть часовня во имя архангела Михаила, а в ближайших планах Домодедово — открытие синагоги.

В Шереметьево пока позаботились только о христианах — две часовни и ни одной молельной комнаты для мусульман. Муфтий Аляутдинов уточняет, что в строящемся терминале аэропорта ее все же планируется открыть. Однако на исламских форумах можно найти сообщения, что молельня для мусульман здесь есть, но в нее непросто попасть.

"Если что, молельная комната есть и в Шереметьево. Обращайтесь к менеджерам турецких авиалиний, они дадут вам ключ от комнаты намаза", — информирует единоверцев пользователь Абу Иброхимейн.

А вот аэропорт Внуково как раз предоставил молельную комнату только для мусульман. Но найти ее крайне трудно: опять-таки из-за отсутствия ориентиров.

"Видите указатели, ведущие к туалету? Идите по ним, там заодно и мечеть есть", — надоумил меня один из сотрудников аэропорта.

Действительно, молельня для мусульман соседствует с туалетом. Внутри молельни тесно, одновременно в ней могут совершать намаз только три человека. Однако и здесь есть место для омовения.

"Я всегда совершаю намаз перед путешествием. Когда помолишься — лететь не страшно. Да вы не бойтесь, женщинам сюда тоже можно заходить", — подбадривает меня мужчина, вышедший из комнаты.

Востребованность перед полетом

Молельные комнаты в аэропортах пользуются у верующих большим спросом, чем на вокзалах. На форумах некоторые путешественники, вылетавшие ночными рейсами, жалуются, что единственный минус часовен и комнат для намазов — некруглосуточная доступность.

Только комната во Внуково открыта для верующих всегда. Но и здесь есть свои минусы: почти никто не видел здесь дежурного имама. Пока я разговаривала с мусульманином, к мечети подошли три православные монахини. Они тщательно осмотрелись в поисках часовни. Не найдя, где помолиться, женщины пожали плечами и отправились проходить паспортный контроль.

Зажжение свечи перед иконой святого — это особый ритуал, где пламя считается божественным светом, изгоняющий мрак. Молитвенный огонь свечи — знак добровольного служения Всевышнему. Если свеча будет поставлена без любви и благоволения, жертва напрасна. Поэтому настройтесь на истинное молитвенное обращение, беря за вооружение веру и смирение. Молитвы святому желательно произносить с зажженной свечой, она станет проводником искренних слов к святому, как огонь всегда устремляется вверх под любым наклоном свечи, так и молитва будет направлена только в небо.

Святому мученику Трифону

Сказания повествуют, что как-то одному сокольничему жутко не повезло, он потерял царского сокола на охоте. Царь рассержено дал три дня на поиски, после чего обещал придать казне. Три дня Сокольничий не мог найти сокола, после чего стал молиться Трифону о помощи. После долгих молитв бедолага заснул на берегу речки и ему приснился сон, где он четко видел святого с соколом в руке. Проснувшись, сокольничий увидел, что птица сидит рядом. Трифон помогает всем, кто нуждается в помощи и успехе в делах.

«О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся предсвятым твоим образом скоропослушный предстателю!

Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны коГосподу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святоеимя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде отдиавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче жев день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь».

Святой Матроне Московской

Святая Матрона при жизни говорила, чтобы все к ней приходили и рассказывали свои скорби. Она, как источник любви и веры в Бога, помогала людям и при жизни, и после смерти. Об ее чудотворной иконе наслышаны те, кто только знакомится со святой. А вот кто уже имел честь в молитве обратиться к ней с просьбой, ощутили всю мощь ее благодатной силы. Ей возносят молитвы и просят об удаче в делах.

«О блаженная мати Матрона, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, ими же мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велио милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны - все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен - это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Молебен в церкви.

Важно! Заказать молебен можно только в те дни, когда Церковь допускает их совершение. Просительные требы не служатся в дни Великого Поста, исключая субботу и воскресенье.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Собираясь для молитвы, молясь друг за друга, верующие проявляют христианскую любовь, преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать, присутствующая в храме, усиливает единодушное прошение и делает его угодным Богу. В этом состоит смысл соборной (церковной) молитвы.

Для совершения церковной молитвы человеку приходится приложить труды и понести жертвы, хоть и небольшие. А всякий труд для ближнего и собственной души угоден Господу. Домашняя молитва только подготавливает человека к молитве церковной. Она также необходима и слышима Богу, но имеет меньшую силу.

Что такое заказной молебен

Молебны могут быть общецерковными и заказными. За первыми вся Церковь молится по поводу больших праздников или государственных событий. Вторые совершаются по просьбам отдельных прихожан об успехе их частных дел.

Водосвятный молебен.

Внимание! Заказные молебны могут совершаться в церкви или дома. Также священника можно попросить отслужить требу там, где предполагается начать дело: на месте закладки фундамента дома, в поле перед посевом, в помещении, где открывается магазин или офис.

Какие бывают молебны

Молебны могут быть простые, благодарственные, водосвятные и акафистные. Любой из них может быть заказан индивидуально, но чаще они совершаются соборно, т.е. при большом стечении народа.

  1. Водосвятные молебны служатся в храмах ежедневно или по воскресным дням. Обязательно самому заказчику молиться за богослужением, затем взять освященную воду и с благоговением отнести домой. Все члены семьи пьют ее натощак утром и окропляют жилище. На водосвятный молебен можно подать иконы и крестики для освящения.
  2. Простые молебны совершаются по поводу праздников святым. На нём поют краткие песнопения в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен хорошо заказать в день именин или за болящего.
  3. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, о чем можно узнать в храме или монастыре. Отправляясь на молитву, лучше взять текст акафиста, чтобы следить за чтением.
  4. Благодарственный молебен служится соборно в день Нового Года, Дня Победы, Рождества Христова и другие значимые дни. Получив от Господа просимое, нужно заказать благодарственную молитву в храме. На записке с именами «о здравии» добавляется название молебна. Причину, по которой он заказывается, писать не нужно. Если нет возможности отслужить требу индивидуально, то благодарственные прошения включаются в общий молебен, совершаемый по расписанию храма.

Другие церковные поминовения - обедни, сорокоусты, проскомидии - не относятся к молебнам, а совершаются во время Литургии.

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии . На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Записки для молебна

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Заказной молебен

Ежегодные молебны

  • Новолетие - особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово - служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды - праздник Крещения Господня. Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) - в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) - молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней - частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов (Яблочный Спас), 19 августа - относится к празднику Преображения Господня. В этот день служится водосвятный молебен с чтением молитв на освящение плодов. Отдельно читается молитва на освящение винограда, этот плод особо почитается в Церкви, из него делается вино для Причастия.
  • Ореховый Спас - праздник в память чуда, совершенного Господом по просьбе царя Авгаря. Желая иметь у себя портрет Христа, царь послал живописца, чтобы тот нарисовал Его. Взяв у художника холст, Господь приложил его к лицу и на нем отобразился Пречистый Лик. В этот день, по случаю созревания орехов, совершается освящение первого урожая.
  • Начало учения отроков - особый молебен, служащийся по поводу начала учебного года. Подаются записки с именами школьников и студентов. Такие молебны совершаются также в учебных заведениях.

На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.

Каким святым заказываются молебны

Записки о здравии чаще всего подаются на молитву Господу и Богородице, святым целителям и бессребренникам, о путешествующих - Св. Николаю Угоднику, апостолам Луке и Клеопе. Об успешной торговле молятся Св. Иоанну Сочавскому, Св. Спиридону Тримифунтскому. В день рождения или Ангела нужно вспомнить своего святого покровителя.

Св. Спиридон Тримифунтский

Важно! Молебен является дополнительной молитвой и не может заменить постоянного участия в главном церковном богослужении - Литургии.

Посмотрите видео молебна святителям Николаю и Спиридону и целителю Пантелеимону