Мотивация и стимулирование работников. Что является стимулом

Напомню, что в методе EquiFlow адекватным стимулом мы называем раздражитель, который обязательно вызовет нужную нам реакцию, но при этом не вызовет побочных эффектов.

Сложность состоит в том, что нет никакого универсального списка адекватных стимулов для обучения лошадей!

Все лошади по-разному реагируют на разные стимулы: звуковые, визуальные, тактильные. Одна лошадь может очень остро реагировать на звуки, а другая может их игнорировать. Для одной лошади взмах руки не будет значить ничего, а у другой вызовет панику. Одну лошадь можно ощутимо щелкнуть по крупу концом бича и вызвать ленивый подъем в рысь, а другую лошадь такой щелчок заставит в панике носиться по манежу минут пять.

Нет никакого универсального списка адекватных стимулов для обучения лошадей!

Не трогать значит не «давить»?

Для лошади визуальные и звуковые стимулы по степени дискомфорта могут быть не менее значимы, чем тактильные!

Нельзя также абстрактно утверждать, что воздействует на лошадь сильнее: зрительный, звуковой или тактильный стимул. То есть, какой из стимулов принесет ей больше дискомфорта и побудит к действиям.

Традиционно считается, что дискомфортно только то, что тактильно: давление носового ремня или железа, прижатие шенкеля или шпоры, удар или шлепок хлыстом, давление рукой, пальцем и так далее. Но если вы не используете в работе тактильные стимулы, это еще не знает, что вы не стимулируете лошадь дискомфортом!

Как мы уже выяснили в статье , эти животные предрасположены к реакциям страха, а страх – это сильно неприятная и трудно переносимая эмоция. Именно поэтому лошади при воздействии визуального или звукового стимула могут совершать не менее активные действия, чем при воздействии тактильного.

«Для незнакомых с человеком лошадей, судя по всему, само приближение тренера и его прикосновения будут являться столь же неприятным воздействием, сколь и удар хлыстом: всех этих явлений они будут стараться избежать».

Пол МакГриви, «Поведение лошадей»

Так многие лошади пугаются размахивания веревкой, пакетом (особенно, если он еще и шуршит), флагом, тряпкой и даже просто руками. Дикие и незнакомые с человеком лошади будут воспринимать как пугающий стимул и само тело человека. Поэтому они убегают, когда человек начинает к ним приближаться. Пугать лошадей будут резкие звуки вроде выстрелов, грохота, щелчков бичом или ударов по земле веревкой и криков.

Так как все эти стимулы вызывают идентичные или порой даже более сильные, чем при тактильной стимуляции, реакции избегания, можно с уверенностью сказать, что для лошади эти стимулы по степени дискомфорта ничуть не менее значимы, чем тактильные!

Относитесь осторожно к заявлениям «мы не используем в работе с лошадью давление». Речь может сводиться просто к отсутствию физического давления (хлыстом, веревкой). Однако в таких случаях часто физическое давление попросту заменяется обилием психического, и лошадь точно так же воспитывается на связке «стимуляция-релиз», просто на давлении другого типа.

В таких случаях смотрите, демонстрирует ли лошадь на каком-то этапе при обучении поведение избегания. Если да, значит какое-то давление в любом случае присутствует, как бы вас в этом ни разубеждали разные тренера.

Психическое воздействие – это тоже давление! Работа без тактильных стимулов еще не означает работу без давления.

Сила стимуляции

Невозможно при первом же контакте с лошадью мгновенно установить адекватную для нее силу стимуляции. Поэтому скорее всего вы будете поначалу стимулировать ее либо недостаточно (и она не будет делать то, что нужно) или чрезмерно (будут побочные эффекты).

Чрезмерная стимуляция может вызвать конфликтное поведение, устранить которое потом будет сложно.

Устранять побочные эффекты обычно гораздо сложнее, чем корректировать отсутствие реакции на стимул, поэтому общее правило будет таким: сначала применяем стимул достаточно слабого уровня (тихий голосовой сигнал, умеренный жест или движение телом, легкое тактильное касание), и если на него нет ответа, то постепенно его усиливаем. И усиливаем до того момента, пока не получим желаемый ответ.

Умение точно рассчитывать верную силу стимуляции и оказывать сразу нужное воздействие – большое мастерство, которое приходит только с практическим опытом.

Почему часто стимуляция не работает?

Одна из распространенных ошибок заключается в неспособности многих людей поднять стимуляцию до нужного уровня: т.е. достаточно активно сработать голосом, дать экспрессивный жест или ощутимо коснуться лошадь бичом или веревкой.

Один из самых распространенных примеров – «тугоуздые» лошади и лошади «тупые на шенкель». В этих случаях обычно проблема появляется потому, что всадник не может дать лошади достаточную стимуляцию. Он держит ее на низком и вполне терпимом для лошади уровне, и та знает, что можно ничего не делать, так как давление не увеличится.

«Терминами «тугоуздая» и «тупая на шенкель» часто называют лошадей, которые в определенной степени привыкли не реагировать на сигналы поводом, шенкелем или даже шпорой всадника. Такой ответ лошади на сигналы всадника правильней объяснять привыканием к стимулам, а не «ленью».

Пол МакГриви и Эндрю МакЛин, «Equitation Science»

Чаще всего человек неспособен поднять стимуляцию до нужного уровня по двум причинам. Он думает:

1) «Если я буду давить, лошадь перестанет меня любить, и я испорчу с ней отношения»

2) «Когда я так двигаюсь и делаю это, я выгляжу, как идиот».

Давайте разберем эти два случая подробнее.

Недостаточная стимуляция приводит к обратному эффекту: лошадь перестает реагировать на вашу команду.

Если я буду давить, лошадь перестанет меня любить

На самом деле правильное утверждение должно звучать так «Если я буду ТОЛЬКО давить, лошадь перестанет меня любить».

Никаких проблем в отношениях не возникнет, если наряду с адекватной стимуляцией мы используем и достаточную награду.

В нашей работе с самого начала наряду со стимуляцией мы используем еще и награду, которая приносят лошади удовольствие (см. статью ). Такой баланс позволяет эффективно управлять лошадью и не лишаться ее любви. А сама по себе стимуляция не лишает нас любви лошади по следующим причинам.

Давление и дискомфорт являются неотъемлемой частью нашей жизни и жизни животных. И так было на протяжении многих миллионов лет эволюции.

Почитайте любую мало-мальски серьезную книжку по поведению, мотивации, психологии, биологии или эволюции, и вы поймете, что без дискомфорта не было бы никакого развития. Это одна из ключевых движущих и обучающих сил. Если бы вокруг нас не было бы дискомфортных стимулов, мы бы остановились в развитии. Зачем двигаться, что-то делать, развиваться, учиться, если ты находишься в вечном блаженстве, у тебя все есть и все твои потребности всегда удовлетворены?

Дискомфорт – это часть природы. Поэтому природа снабдила нас и животных умением анализировать его, правильно на него реагировать, справляться с ним и, что важнее всего, относиться к нему нормально.

Поэтому если мы применяем дискомфорт в качестве стимула, не нарушая законов его применения (о них поговорим чуть позже!), животные будут относиться к этому нормально. Это значит, что дискомфорт просто поможет им усвоить какие-то правила, чтобы лучше справляться с новой ситуацией и извлекать из нее максимум выгоды для себя.

Проблемы возникают обычно лишь тогда, когда человек пользуется этим инструментом неверно.

Дискомфорт – это часть природы, и сами лошади активно пользуются этим инструментом.

Часто применяя что-то некорректно, люди не получат нужного эффекта, расстраиваются, называют метод плохим и отказываются от него. Поэтому в статье я изложу несколько правил, которые важно соблюдать, чтобы эти инструменты приносили пользу и не вызывали нежелательных эффектов.

В моем личном опыте работы с лошадьми были совершенно разные периоды: и совершенно лишенные всякой стимуляции, и когда я использовала только звуковые и визуальные стимулы, но отказывалась от тактильных, и последний период – он длится до сих пор – с использованием всех средств.

В первом периоде у меня было очень мало контроля над поведением лошадей, отношения были хаотичными и крайне небезопасными. Второй период могу охарактеризовать как «слишком много усилий, слишком мало результата». А вот то, что мы сделаем сейчас, позволяет нам сохранять чудесные отношения с лошадьми, добиваться интересных результатов в работе, обеспечивать отличную безопасность взаимодействия со всеми категориями лошадей и быстро расти во всех отношениях дальше.

Но пусть каждый из вас выберет то, что ближе ему!

Сама по себе стимуляция не лишает нас любви лошади. Проблемы возникают только при чрезмерном и неправильном применении этого инструмента.

Не бойтесь тактильных воздействий!

Четко направленные и адекватные тактильные воздействия вносят ясность в ваши отношения с лошадью и не создают проблем. Примеры тактильной стимуляции: давление хлыстом, чембуром или рукой.

И еще один совет для тех, кто остерегается вообще каким-либо образом оказывать тактильное воздействие на лошадь: то есть надавить на нее, скажем, рукой или пальцем или шлепнуть хлыстом или веревкой.

По сути, ваше тактильное воздействие – это единственное, что лошадь может понимать и интерпретировать однозначно сразу же с первых моментов общения без предварительного научения! Почему? Потому что лошади точно так же общаются друг с другом с помощью тактильных сигналов. И потому что системы рецепторов давления у нас и у них очень похожи. Чего не скажешь о восприятии и понимании визуальных и звуковых коммуникативных сигналов!

В общении между собой лошади активно используют тактильные сигналы. Кобыла будет подталкивать жеребенка носом или телом, если хочет направить его в какую-то сторону.

Если лошади не нравится внимание соседа – она может толкнуть, ударить или укусить его – это значительное неприятное тактильное воздействие.

В игре лошади пихаются, толкаются и покусывают друг друга непрерывно, и это не приводит к разрушению отношений. Если одна лошадь заиграется и причинит второй боль, та напомнит о правилах поведения, опять же, хорошим активным пинком или резким укусом. Это опять же, не разрушит отношений приятелей. Просто второй четко поймет, что перешел границу и впредь будет вести себя аккуратней.

Жеребец при стабунивании кобыл будет активно пихать их, кусать и толкать, чтобы стимулировать их не отбиваться от группы. Кобылы при этом не «обижаются» на него и не уходят из табуна.

Можно привести массу других примеров, когда лошади допускают в общении сильное тактильное взаимодействие и при этом остаются единым дружным табуном или группой.

Они четко понимают тактильные воздействия и определенным образом на них реагируют. И поэтому тактильные воздействия при правильном применении лишь добавляют ясность в ваши отношения, но при этом совершенно не будут их разрушать!

Иной раз какая-то проблема может решиться куда быстрее и эффективнее, если вы один раз щелкнете лошадь концом бича по крупу, а не будете бегать вокруг нее пять минут, размахивая руками, пакетом, веревкой или еще чем-то, что под руку попадется. Но опять же: как все-таки действовать, решать вам!

В методе EquiFlow мы не замечаем никаких побочных эффектов при умеренном и грамотном использовании стимуляции, в том числе и тактильной. Адекватная стимуляция не препятствует, и даже, наоборот, способствует формированию понимания, уважения и гармоничных отношений между человеком и лошадью.

Мы не замечаем никаких побочных эффектов при умеренном и грамотном использовании стимуляции, в том числе и тактильной.

Когда я так двигаюсь и это делаю, я выгляжу, как идиот

Не бойтесь быть экспрессивными и открытыми рядом с лошадью! Активные и четкие сигналы и тактильные воздействия ясно покажут лошади, что ей нужно делать.

Вторая причина, по которой человек оказывается не в состоянии оказать должную стимуляцию, на мой взгляд, тянет корни из нашего с вами человеческого воспитания. Ведь в нашем обществе не поощряется чрезмерная экспрессивность (если ты, конечно не актер на сцене), особенно если она выражается в тактильных сигналах!

С детства нас учат «не распускай руки», «проси вежливо», «не дави», «не толкайся». Если мы ведем себя неадекватно, это порицается и нас лишают благ.

В итоге мы обучаемся соответствовать требованиям окружающего мира, и в какой-то момент они становятся частью нашей сущности, внутренним идеалом.

У среднестатистического взрослого человека в голове стоит массивнейший плохо пробиваемый блок на телесные проявления эмоций и активное тактильное взаимодействие. У некоторых он настолько силен, что они не могут раскрепоститься даже наедине с собой.

Если мы помышляем о том, чтобы активно махать руками, делать экспрессивные движения, повышать голос, а тем более кого-то толкать или на кого-то давить, наша система самооценки начинает бить тревогу! Мы перестаем соответствовать своему же идеалу, а это обычно вызывает очень неприятные чувства и приводит к вполне физическому параличу. Может, мы бы очень хотели быть экспрессивнее, но наш мозг попросту не дает, не позволяя телу расслабиться!

Однако для общения с лошадью крайне важно использовать четкие сигналы языком тела. Визуальные, звуковые, тактильные! Лошадь – не человек, и с помощью нашего основного человеческого инструмента общения – речи – мы ничего донести до нее не можем. Получатся, если не работает наш «другой» язык – язык тела, мы в общении с ней будем попросту немы. Разумеется, лошадь не в состоянии в таких условиях понять, что нам от нее нужно. Что делать?

Решать проблему!

Для начала постараться осознать все вышесказанное, чтобы переосмыслить свою самооценку и освободиться от сдерживающих мыслей. В конце концов, нас просто так учили!

Подумайте о том, что в общении с лошадью всё по-другому. В ее глазах не нужно стараться быть «вежливым», «не распускать руки» и так далее. Это клише сугубо человеческого общества. Все животные совершенно нормально общаются выразительными сигналами, в том числе и тактильными. Это часть их языка. Если мы приходим к ним, почему бы не усвоить новые правила? Кому-то уже одного этого может быть достаточно, чтобы снять телесные блоки и позволить себе раскрепоститься.

Если это не помогает, и мысль о недопустимой экспрессии засела на физическом уровне (т.е. тело просто разучилось так реагировать), нужна телесная практика. Тело можно заставить вернуть былую экспрессивность. Когда это войдет в привычку, эмоционально тоже будет легче.

Такие активности, как танцы, могут отлично помочь вам натренировать нужные качества для работы с лошадью.

На моем опыте помогают любые активности, в которых тренируется владение своим телом и, желательно, еще и взаимодействие с партнером: актерское мастерство, танцы, спортивные единоборства, командные игры вроде волейбола или баскетбола, теннис и так далее.

В этих активностях мы тренируем сразу целый ворох качеств, которые нам пригодятся в работе с лошадьми: скорость реакции, ориентацию на партнера, слежение за партнером, согласованность действий, пластику, выразительность. Чтобы действовать согласованно с партнером или командой и добиваться хороших результатов, нам придется быть четкими в своем языке тела и движениях.

Благодаря этим практикам можно перестать бояться экспрессивных движений своим телом, и начать ими даже наслаждаться! Это важный шаг на пути к состоянию Потока в работе с лошадью.

Объяснять что-то лошади мы можем только языком своего тела. Если же мы боимся быть экспрессивными, то для лошади мы оказываемся словно «немыми».

В следующей статье мы рассмотрим правила работы со стимуляцией и релизом.


Владельцы крупных и не очень крупных компаний знают, как важно поддерживать интерес собственных сотрудников к работе. Для этого нужен стимул. Стимул – это подталкивание, побуждение к действиям, предложенное извне. В основе стимула может быть материальный интерес, моральный или этический, личный или общественный.

Методы стимулирования труда можно использовать самые разные. Все зависит от того, насколько продумана и как организована система управления персоналом и от того, как в принципе функционирует компания.

Стимулированием труда называется сам процесс применения всех или некоторых стимулов. Стимулирование труда применяется как важная составляющая заинтересованности сотрудников в работе компании. Такое стимулирование и есть составная часть мотивации. И в этом принципиальное различие двух понятий – стимулирование и мотивирование.

Но и мотивация, и стимулирование сотрудников равнозначно оказывают действие на успешное привитие им таких жизненно важных качеств, как хорошая работа или качественное выполнение своих обязанностей, нацеленность на результат, усердие, усидчивость, настойчивость и настырность, добросовестность, трудовая дисциплина и даже стрессоустойчивость.

Стимулы в работе могут быть самые разные. Современные методы стимулирования:

Деньги;
уважение;
самореализация;
чувство плеча, ощущение себя частью команды;
похвала от руководства;
положительная рабочая атмосфера;
гибкий график работы;
возможность высказать собственное мнение, внести идею или предложение;
возможность совершенствоваться, учиться чему-то новому;
карьерный рост;
дружеские отношения в коллективе;
признание заслуг и достижений;
вознаграждения за старание;
возможность удаленной работы;
независимость;
премиальные;
творческая атмосфера;
благодарность от руководства за проделанную работу или за сверхурочные;
чувство удовлетворенности от работы;
чувство уверенности в правильном выборе профессии и должности;
сотрудничество и постоянное общение;
отлаженная работа;
доверие со стороны руководства компании.

На трудовое поведение сотрудников можно воздействовать стимулированием опосредованно через мотивацию. Стимулирование как бы дает компенсацию за потраченное время и силы, приложенные к работе. Стимулы делятся в этой связи на «материальные» и «нематериальные» , то есть «моральные» . При этом разделение такое условное, так как одно тесно связано с другим, вытекает одно из другого. Даже банальная премия в виде прибавки к заработной платы может выступать и как акт признания заслуг сотрудника перед коллективом, и как оценка его стараний, а не только лишь как благодарность за достигнутый результат. Далеко не всегда денежные компенсации ставятся сотрудниками на первое место. Все чаще во главу угла встают общение с руководством, с определенным кругом лиц, вхожесть в этот круг.

Современные методы стимулирования труда работников делятся, как мы уже отметили на материальные и нематериальные.

Материальные методы стимулирования труда

Материальные методы стимулирования труда – это, прежде всего, рациональный подход. Рыночные отношения диктуют свои правила, особенно в деле стимулирования труда. Правильный выбор системы оплаты труда дает возможность создавать не только материальную базу предприятия, но и человеческую, кадровую. Системы доплат и премий могут помочь более рационально использовать рабочую силу и управлять персоналом намного эффективнее. При этом не важно к какой категории относится персонал, к рабочим слоям или к руководящим. Одинаково эффективными должны быть и те, и другие. Важную роль в деле привлечения рудовых резервов и ресурсов для работы, в деле сохранения ценных кадров играет мотивация финансовая, вознаграждение за труд и потраченное время.

Социальные стимулы – это прежде всего потребность человека в самореализации, самоутверждении. Человеку свойственно стремление занять какую-то определенную нишу в обществе. Власть – это то, к чему стремятся, если не все, то многие. Такие стимулы могут помочь сотрудникам приобщиться к руководству компанией, стать частью ее движущей силы. Коллектив может вполне принимать участие в принятии важных решений. Делегирование ответственности – важный этап мотивации.

Моральные стимулы обеспечивают человеку потребность к признанию. Уважение коллег дает моральное удовлетворение, а признание со стороны начальства позволяет еще и самоутвердиться. Кстати, к моральным стимулам относятся не только лишь похвала, но и критика.

Социально-психологические стимулы – важная часть его жизни, поскольку обеспечивают ему возможность общения. Нормальному человеку свойственно тянуться к общению. С помощью коммуникации человек способен самореализовываться.

Таким образом, материальные методы мотивирования сотрудников – далеко не все, что нужно правильному руководителю для успеха компании. Одной только зарплатой не удастся удержать по-настоящему квалифицированные кадры. Деньги сегодня решают далеко не все.

сти мул , стимула, муж. (лат. stimulus, букв. заостренная палка).

1. Причина, побуждающая к деятельности, создающая благоприятные условия для развития чего-нибудь. У пролетариата в капиталистических странах нет никаких стимулов к повышению производительности труда. Распределение доходов по трудодням - важный стимул для роста производительности труда в колхозах.

2. Раздражитель, вызывающий реакцию (псих. ).

Словарь Ефремовой

м.
Заинтересованность в совершении чего-л. как побуждение к действию,
побудительная причина.

Словарь медицинских терминов

раздражитель, вызывающий изменение (обычно усиление) деятельности организма, его отдельной системы, органа или ткани.

(от лат. stimulus, буквально ≈ остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема «С. ≈ реакция» (классическая психофизика и особенно бихевиоризм, см. также необихевиоризм). Термин «С.» сохраняется также в некоторых психологических концепциях, которые по существу преодолевают схему «С. ≈ реакция». Так, например, в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или «сознание цели». Термин «С.» при этом имеет скорее уже метафорический характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин «С.» в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где проводится функциональное различие между «С.-объектами», на которые направляется действие, и «С.-средствами», с помощью которых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки.

В социально-психологических исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. «Человек и его работа». [Сб.], 1967, с. 38≈39).

Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Воздействие происходит не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению 13 .

С одной стороны, с позиций администрации предприятия стимул является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника он является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул). В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность). Стимулы могут быть материальными и нематериальными (Рис. 2).

К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т. д.) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.)

Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самосовершенствования и самореализации).

К творческим можно отнести программы обучения персонала . Это покрытие предприятием расходов на организацию обучения своих сотрудников(переобучения, повышения квалификации) 14 .

Стимулирование базируется на следующих принципах:

    Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.

    Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах.

    Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника.

    Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - это сильный мотивационный фактор.

    Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.

Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Это вершина айсберга системы стимулирования персонала компании, но при этом заработная плата в большинстве случаев не превышает 70% дохода работника 15 .

В нашей стране имеет место вознаграждение по итогам работы за год - тринадцатая зарплата, вознаграждение за выслугу лет, квартальные премии и др.

Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания, производится путем вручения грамот, значков, размещения фотографий на Доске почета и других.

К неденежным стимулам относятся такие основные формы, как оплата транспортных расходов, скидки на покупку товаров, производимых организацией, медицинское обслуживание, страхование жизни, оплата временной нетрудоспособности, отпускные, корпоративные пенсии и некоторые другие, являющиеся элементами социальной политики предприятия.

Многие руководители для усиления мотивирующей функции оплаты труда используют такие принципы как: сдельная оплата; индивидуальная оплата по результатам труда; оплата результатов группы; общефирменное стимулирование; оплата по заслугам; участие в прибылях и доходах фирмы.

- (иноск.) быть побуждением (поощрением к чему нибудь) Ср. Если верно, что душа источник и стимул, верно и то, что она есть принадлежность всего живущего на земле... Д.В. Григорович. Горькая доля. Ср. Es ist ein Sporn (Stachel) für ihn. Это ему… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

СТИМУЛОМ, ОГРАНИЧЕННЫЙ - 1. Вообще – характеристика ситуаций, в которых то, что воспринимается, фактически полностью определяется физическими свойствами стимула. Как указано в обсуждении в статье восприятие, это не так. 2. В исследованиях личности – характеристика людей … Толковый словарь по психологии

Прил., кол во синонимов: 4 дававший стимул (4) культивировавший (14) поощрявший … Словарь синонимов

Поощрять, стимулировать, культивировать, давать стимул Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Ограниченный стимулом - – ригидная личность, реагирующая на внешние стимулы больше, чем на рефлексию и интерпретацию ситуации. Ср. ригидность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

- (от англ. behaviour поведение) теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как… … Энциклопедия культурологии

Классическое формирование условных рефлексов - Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, экспериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса научения, при котором один стимул или… … Большая психологическая энциклопедия

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …

Психофизический закон, определяющий отношение между двумя объектами в психическом пространстве человека. Сформулирован Л. Л. Терстоуном. Содержание 1 Основные положения 2 В … Википедия

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков, или Н., рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей; иными словами, Н. является… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Покидая пределы этничности. Постсоветская эмиграция в Германии , Попков В.Д.. Стимулом для написания этой монографии послужил проект, поддержанный Фондом имени Александра Гумбольдта в 2005-2007, 2008 и 2011 годах. В основе представленной работы лежит аналитика серий…
  • Рисование фигуры человека. Полное руководство , Чиварди Джованни. О книгеОбязательное пособие для всех, кто хочет научиться рисовать фигуру человека. В этой всеобъемлющей энциклопедии ведущий преподаватель по рисованию в мире Джованни Чиварди делится…