Крещение господне: все, что нужно знать о празднике. Крещение Господне: история, традиции и смысл праздника

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников - Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча - пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник - строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение - освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах - еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок - народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января - последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

Вечером, 18 января, начинается крещенский . Для верующих в православие крестьян, праздник Крещение - один из 12 больших религиозных праздников. Как и на , в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. На столе обязательно должна присутствовать кутя - блюдо из риса, изюма и меда. Праздник Крещение Господне наступает 19 января. С 18-го на 19 января начинается водоосвящение. Вереницы верующих тянуться в храмы или к водоемам за святой водой, окунуться в купели или в проруби, чтобы смыть грехи. В этот день даже вода из под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Крещение – православный праздник, который сохранил свои обычаи и традиции в первозданном виде. По традиции праздника крещение, совершается крестный ход при большом скоплении народа на реку или ближайший крупный водоем, вырубается лунка в форме креста, и батюшка освящает воду. Купание в проруби смывает грехи и истинно верующий, согласно поверью, в течение года ничем не болеет. Погружаясь в воду, человек отрекается от дьявола и присягает в верности Христу, сочетается с духом святым.

Крещение - история праздника

Если оглянуться назад на Крещение, история праздника Богоявления – крещения господня, провела достаточно четкую черту между ветхим и новым заветом. Иван Златоуст писал: « Явление Господне не в тот день, когда он родился, а в тот день, когда он крестился». Крещение, это пожалуй, самое первое событие в публичной деятельности Иисуса Христа. Именно после него к Христу присоединились его первые ученики.

В наши дни праздник Крещение в некоторых местах приобрел языческий характер. Люди, далекие от православной религии, относятся к святой воде как к некому оберегу. Более того, в сочельник, вместо строго поста, кушают всякие яства и распивают спиртные напитки, что в принципе недопустимо для православного христианина. Согласно словам апостола Павла: «Благодать, которую нам даровал Бог, и приобщение к святыне, должны бережно храниться как можно дольше, что бы могли продолжать духовно расти».

Святой водой, взятой на Крещение, можно окроплять жилище. Окропляют щепотью руки, совершая крестообразные движения, начиная с правой стороны от входных дверей, двигаясь по часовой стрелке.

Крещение Господне - один из важнейших и самых старых праздников Восточного христианства. Празднуется в честь крещения Иисуса Христа. В Православной церкви это событие отмечается 19 января - ему предшествует строгий пост накануне. Другое название праздника - Богоявление.

История и события Крещения

Крещение Господне - непросто праздник, отмечающий один из эпизодов евангельской истории. Это момент, который поделил христианскую цивилизацию на две эры. Последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, совершил ритуальное очищение водой самого Иисуса Христа. По библейской легенде в тот же миг случилось Богоявление - Святой Дух пришел к Иисусу в облике голубя, а голос Бога с неба сообщил присутствующим, что это Его Сын.

Современные историки не могут дать однозначного ответа, когда христиане задумались о праздновании Крещения. Первые упоминания относятся к III веку. Следующие три сотни лет праздник отмечали 6 января по Юлианскому календарю. Крещение Господне было объединено с Рождеством Христовым, как бы указывая на все три проявления Бога: рождение Сына, Богоявление Отца и сошествие Духа Святого в образе голубя. Эту библейскую историю считают первым появлением Пресвятой Троицы перед людьми.

В VI веке праздник разделился на два: теперь отмечали 25 декабря, а для Крещения Господня в календаре оставили 6 января. В Восточной Церкви (византийской) тех, кто готовился принять таинство крещения, чтобы стать христианами, крестили в день праздника. К моменту прихода христианства на Русь обычай крестить 6 января уже исчез, а вот традиция освящать воду осталась.

Современная Православная церковь отмечает Крещение Господне 6 января по юлианскому календарю, которое приходится на 19 января по григорианскому, общепринятому. Само слово «крещение» пришло в русский язык из греческого и первоначально означало погружение в воду. Встреча с Иоанном Крестителем стала первым общеизвестным фактом из биографии Иисуса: о его ранней жизни ходят только догадки.

Место крещения Иисуса Христа

Иисус Христос принял крещение в реке Иордан, протекающей по территориям современного Израиля, Иордании и Сирии. На тот момент основоположнику христианства было 30 лет. Точным местом этого события Евангелие называет Вифавару, что переводится как «Дом на переправе». В Вифаваре проповедовал Иоанн Креститель. Он выбрал это место из-за большой оживленности. Людей, державших путь из Галилеи в Иерусалим, он призывал к покаянию и принятию крещения.

О точных координатах этой местности продолжают спорить. В одних конфессиях принято указывать на западный берег реки, в других - на восточный. В XXI веке католики и православные проводят символический обряд крещения в Ярдените - место, где Иордан выходит из Галилейского моря, на территории современного Израиля.

Сочельник на Крещение Господне

Праздник Крещение Господне Православная церковь начинает отмечать с вечера 18 января. Этот день именуется Крещенским сочельником. Он представляет собой вечерние приготовления к главному событию. Ночь с 18 на 19 января проходит всенощное богослужение Крещения Господня. Люди выстраиваются в длинные очереди и стоят в них часами ради освященной крещенской воды.

Великое водоосвящение

Вода стала центром праздника. Во-первых, потому что в реке крестили Иисуса, и с тех пор сам обряд крещения напрямую связан с водой. Во-вторых, вода - источник жизни и начало всего живого на Земле. Обряд придания ей особенных свойств зовется Великим водоосвящением. Он проводится дважды - в Крещенский сочельник и на Крещение.

Великим его называют, чтобы отличать от Малого водоосвящения, которое осуществляется в любые другие дни. После праздничных молитв духовенство выходит из алтаря и направляется к сосудам с водой или водоему. Сначала священник расхаживает с дымящимся кадилом, затем читает молитву и трижды опускает в воду крест. Обряд завершается окроплением водой присутствующих.

Православная церковь именует такую воду Агиасмой, другими словами великой святыней. Существует поверье, что крещенская вода храниться значительно дольше обычной. Агиасма используется и для приема внутрь, и для совершения ритуальных действий. Верующие считают крещенскую воду источником здоровья для тела и духа. Ее бережно хранят и используют только в особых случаях. Распространено мнение, что ее нельзя пить, будучи озлобленным: это уничтожает благодать.

Такое отношение породило немало суеверий. Например, о том, что воду лучше набирать минимум в трех разных храмах. А крещенская вода, освященная 19 января, «сильнее» набранной в сочельник. Священнослужители просят не следовать глупым заблуждениям и проявлять терпение к окружающим, стоя в протяженных очередях за православной святыней. Не стоит приходить в храм с большими бочками: в таком объеме крещенская вода не нужна.

Важно: освященная накануне праздника, 18 января и, непосредственно, 19 числа, вода - совершенно одинаковая. Можно столкнуться с версией, что вся вода, даже та, что течет из-под крана в это время - освещенная. С одной стороны, это миф, созданный, чтобы облегчить себе жизнь и избежать километровых очередей. С другой, если верующий человек живет в отдаленной от храмов местности, то вода, взятая из водоема в ночь на 19-е число, будет ему в помощь. Правда, называть ее святой - неправильно.

Празднование Крещения в церкви

Крещение знаменует конец рождественских Святок - 12 дней между Рождеством и празднованием Богоявления. В православной церкви в ночь перед Крещением Господнем освящают воду. Это важнейшее событие праздника. То же осуществляется и непосредственно в день Богоявления, 19 января. Представители духовенства надевают белые ризы, являющиеся символом Божественного Света. В них облачаются только на важнейшие религиозные праздники, а также для свершения крещения, венчания, отпевания.

18 января - Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник. Проводимые в этот день церковные службы аналогичны предрождественским. Пищу духовенство употребляет только раз - после водоосвящения. Если 18 января выпадает на выходные дни, то поесть можно еще один раз после литургии.

19 января, после Божественной Литургии, проводится Крестный ход к водоему, где желающие купаются на морозе по завершении Великого освящения воды, в крещенской Иордани - специально вырубленной к празднику проруби, обычно в форме креста.

Традиции Крещения Господня

Крещенские купания наряду с освящением воды - главный народный обычай в день Крещения. С точки зрения логики, ныряние в ледяную прорубь является серьезным риском для здоровья, на который верующие идут вполне сознательно и добровольно. Считается, что простудиться и заболеть после купания в Иордани нельзя. Существует масса доводов за и против такого обычая, но ежегодно нырнуть в воду с головой стремятся тысячи и даже миллионы людей.

Важно каждый раз перекреститься. Сразу после этого искупавшийся растирается и быстро укутывается в теплую одежду. Без хорошей закалки подобное лучше не делать. Кроме того, существует масса болезней, являющихся противопоказаниями к купаниям, о чем стоит посоветоваться с врачом.

Как правильно креститься?

Для крестного знамения нужно сложить три пальца правой руки вместе - это большой, указательный и средний. Остальные пальцы приложить к ладони. Сначала верующий касается лба, потом живота, правого и левого плеча. Порядок крещения менять нельзя.

Традиция купания на Крещение очень древняя и в идеале этот обряд совершается на реке Иордан. Для верующих возможность окунуться в реку, в которой крестился сам Иисус Христос - большая удача. Обычаи и традиции Крещения Господня предполагают рисование крестов мелом над оконными и дверными проемами сразу после возвращения с вечернего молебна в Крещенский сочельник. В это время на столе только постная пища, включая специально приготовленное сочиво - постное блюдо из риса и изюма.

На Крещение не принято работать. Это день для избавления души от тягот грехов. уже закончились, поэтому гадать нельзя. Запрещено устраивать шумные застолья: крещенский пост подобного не позволяет. Подарки и поздравления родственников и друзей, наоборот, желательны. Считается, что теплые слова и искренние добрые пожелания в эти дни имеют особую силу.

Приметы в Крещение Господне

Издревле в праздничное время обращали внимание на погоду. Морозная и ясная - к жаркому и сухому лету. На улице тепло и валит снег - урожай будет обильным. Крещенские морозы, о которых слышал каждый, необязательно приходятся на 19 января. Если они случились раньше, их называют ранними, позже - поздними крещенскими морозами. В народе связывать похолодание в январе принято именно с Крещением, но гидрометеорологи не поддерживают идею наступления внезапных холодов в связи с конкретной датой.

Если праздник выпал на полнолуние, ожидают сильного весеннего разлива. В старину из-за массового ведения сельского хозяйства это была одна из важнейших примет на Крещение. Есть и примета для тех, кто купается в проруби: такая процедура способна подарить большое здоровье и избавление от болезней. Бытует мнение, что на искупавшегося может снизойти благословение на счастье. Но от грехов купание не очищает. Для этого как минимум нужна исповедь.

Крещение Господне или Богоявление входит в число главных праздников православных христиан наряду с Рождеством и Пасхой. Это полное символов и сакральных смыслов напоминание о дне, когда будущий Спаситель принял крещение в водах священной реки Иордан. Ежегодно 19 января каждый верующий стремится стать участником древнего христианского праздника.

Крещение – это церковный праздник, не менее важный, чем Пасха или Троица, входящие в перечень 12 календарных христианских торжеств. Уже с начала января все верующие люди начинают подготовку к одному из главных событий.

Фото с сайта pravoslavie.by

Крещение в христианстве – это не просто обряд купания в проруби и исцеления от различных недугов. Для верующих в первую очередь важен поход в храм, где проводятся праздничные богослужения и литургии, накануне которых каждому желающему можно исповедаться и вознести молитвы Всевышнему о прощении грехов.

Крещение Господне историю свою ведет с событий, произошедших в древние времена земной жизни легендарной личности — Иисуса из Назарета. Когда он пришел из Галилеи к Иоанну Крестителю (Предтече), чтобы креститься от Него, последний, узнав в нем Мессию, был в недоумении, так как крестить должен был Иисус. Но тот убедил Предтечу в обратном и принял от него священный дар.

Когда Иисус вышел из вод Иордана, открылись Небеса и к нему спустился Святой Дух в обличии белого голубя. Люди увидели, что Господь признал человека, как Божьего Сына. Таким образом во время крещения Иисуса Христа произошло явление Святой Троицы – Бога в трех Ипостасях:

  • Отца.
  • Сына.
  • Святого Духа.

История праздника Крещения учит верующих прощению грехов, нравственному возрождению, способности начать праведную жизнь.

Традиции

Христианство сегодня наполнено массой символических обрядов и обычаев. Традиции на Крещение складывались веками.

Что делать в крещенский сочельник

В крещенский сочельник – 18 января – необходимо пойти на утреннюю молитву, а вечером – на праздничную литургию. В этот день «голодной кутьи» питаются кашами, киселями, сочивом или взварами. Садятся за стол в крещенский вечерок «после первой звезды», подаются постные праздничные яства – пироги, соленья, вареники. Традиционным крещенским блюдом, с которого начинается любая трапеза, считается кутья – сочиво из отварных зерен пшеницы, ячменя, пшена или риса с медом, изюмом, грецкими орехами. Перед тем как его попробовать, семья, собравшись за столом, должна прочесть молитву и выпить святой воды.

Во время вечерней проповеди на Крещение Господне верующие отмечают особую, сходящую на них благодать. После совершения таинства освящения воды в храмах и естественных водоемах можно приступать к праздничным омовениям, купаниям в открытой воде, называемой «иорданью».

Что делать в день Крещения

Как праздновать Крещение правильно? В центр стола ставится церковная свеча, перед каждой трапезой необходимо читать молитву и съедать по 1 ложке кутьи. 19 января верующие могут закатывать пир горой, так как стартует «зимний мясоед», поэтому православный календарь советует угощаться мясными и молочными блюдами. Традиционным праздничным яством считается запеченная свинина, которую можно заменить цыпленком.

Главная традиция праздника Крещения Господня – купание в водоеме. Нужно к нему готовиться заранее, регулярно обтираясь холодной водой за 2-3 недели, затем перейти к обливаниям и купаниям:

  • за неделю до погружения в освященную купель каждый вечер необходимо принимать контрастный душ, чередуя горячую и холодную воду;
  • исключить употребление алкоголя и курение, избавившись от вредных привычек;
  • чаще выходить на балкон или свежий воздух в легкой одежде, увеличивая временной промежуток;
  • сократить количество продуктов, богатых витамином C – медики считают его хорошим стимулятором иммунитета, но купание на Крещение Христово имеет тот же эффект, поэтому существенно возрастает риск возникновения сбоя в иммунной системе и, как следствие, заболевания.

В эти предпраздничные дни нужно вести здоровый образ жизни – правильно питаться, чаще гулять, заниматься посильными упражнениями, проветривать помещения, соблюдать оптимальный режим труда и отдыха, исключить стрессы.

Обряд погружения в праздничные ледяные купели продолжается 19 января. В день Крещения с собой необходимо взять купальную рубаху, нательный крестик и свечу, а также полотенце, коврик, тапочки. Одеться следует в теплые и свободные вещи.

Раздеваться необходимо очень быстро, снимая одежду снизу вверх. Делают это перед заходом в крещенскую купель, чтобы не замерзнуть.

В момент погружения тело человека очищается от грехов и ментального зла:

  1. Заходят в ледяную прорубь в купальной рубахе, не допускается делать это в купальнике или плавках, обнажая тело.
  2. Прежде чем окунуться в воду, нужно прочесть молитву «Отче наш» и трижды перекреститься.
  3. Находясь в проруби, нужно нырнуть с головой 3 раза, произнося слова: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».
  4. Одеваются быстро, в обратной последовательности, сверху вниз.
  • сердечно-сосудистые проблемы;
  • нервные заболевания;
  • эндокринные нарушения;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • дыхательные нарушения;
  • мочеполовые болезни.

Чтобы праздник Крещения Господня не стал причиной возникновения серьезного недуга и длительного лечения, необходимо проконсультироваться с врачом и быть подготовленным к контакту с ледяной водой. Детей до 3-х лет опасно погружать в крещенскую купель из-за слабой терморегуляции в организме и возможного переохлаждения. Запрещено заходить в праздничную иордань людям, принявшим алкоголь – это не только оскорбляет святыню, но и опасно для здоровья самого нарушителя.

Дата

Изначально дата Крещения Иисуса Христа была единой у всех христиан – католиков, протестантов и православных и совпадала с Рождеством. Несколько столетий спустя католические и протестантские церкви перенесли день Крещения, а праздновать Богоявление продолжали в день рождения Мессии.

Православный праздник Крещения установлен 19 января. Протестанты, католики и другие адепты христианской религии отмечают Богоявление 6 января.

Русская православная церковь использует старый «юлианский» календарь для религиозных праздничных дней, связывая дату Крещения Христа с Богоявлением. Этот праздник встречают ежегодно 19 января, не переводя на другие числа.

Святая вода

По традиции и обычаю Крещения тысячи верующих набирают святую воду на целый год. Считается, что она в эти дни меняет структуру, становясь целебной, не портится и помогает в лечении многих недугов. Существует множество расхожих мнений, что вода из-под крана на Крещение не бывает освященной, так как она используется для бытовых нужд, что неприемлемо.

Другие священники уверены, что вся текучая вода меняет структуру, становясь святой. Это подтвердили ученые, проверившие ее состав и выявившие благоприятные изменения жидкокристаллической среды, способной воспринимать и сохранять огромный объем информации.

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.