Когда началось летоисчисление от рождества христова. Кто предложил ввести начало летоисчисления от Рождества Христова

7 января – Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки – святые дни – две недели до Крещенского сочельника.

Новая эра

В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.

Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.

Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?

А ночи и вправду были неспокойные – и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.

– А заплатить у Вас есть, чем?
– Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!

…. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
– Простите, мест нет!

И еще одна дверь захлопнулась.
Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?
-Место в хлеву?
Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!

Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой – священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней – узнают – ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем… И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее…

Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение – ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем – плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Б. Пастернак

И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.


Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ – до Христа) и AD (Anno Domini лат. – год Господень)

Встреча Царя

Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.

“Таинство странное вижду (вижу) и преславное, – воспевает, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог” (ирмос 9-й песни канона).

По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: “Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь “.

Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, “слагая в сердце Своем.”

Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
– А кто вы такие? – спросила Мария.
– Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
– Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Летоисчисление от Рождества Христова

Принятое летоисчисление “от Рождества Христова” было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного. Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.

Почему волхвы?

Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.

Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.

Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).

Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, “падши, поклонились” Новорожденному Христу. “Открывши сокровища свои” , волхвы “принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть” .

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.

Для чего Рождество?

Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына – да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть – это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела. Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что – как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и умирает.»

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою , приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.

Праздник

На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.

На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято – это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.

Почему люди, жившие 2015 лет назад, вдруг решили назвать свой год первым годом "нашей эры"? А как до этого они нумеровали годы?

Ответ

Привычный нам календарь, по которому сегодня (когда пишется этот ответ) 28 февраля 2015 года (после Рождества Христова или нашей эры), не является единственным и общепринятым во всём мире (хотя и самый используемый). Так, по исламскому календарю, сегодня 9 Джумада аль-уля 1436 года (ведётся от даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину), по еврейскому календарю сегодня 9 адара 5775 года (ведётся от первого новолуния после сотворения мира богом), а по буддийскому календарю сегодня 10-й день 4-го месяца 2558 лунного года (ведётся с года ухода Будды Гаутамы в нирвану).

Все употребительные календари, включая наш, носящий название григорианского, имеют религиозную основу. В истории человечества были попытки создать абсолютно нерелигиозный календарь (но при этом не безидеологический!). Например, после Великой Французской революции придумали новый календарь, согласно которому начиналась новая эра со дня провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 года, были придуманы новые названия месяцев; но календарь продержался всего несколько лет (и потом несколько месяцев в период Парижской коммуны - с 18 марта по 28 мая 1871 года). В советское время было предложено начать новое летоисчесление с момента победы Великой октябрьской Социалистической революции, но это предложение не реализовалось (хотя в отрывных календарях вплоть до 1991 года и писалось: "такой-то год социалистической революции").

В фантастической повести Г. Мартынова "Гость из бездны" действие происходит в 19 веке после Великой Октябрьской революции.

Но вернёмся к сегодняшнему - григорианскому - календарю. Как уже сказано, он имеет начало отсчёта от Рождества Христова. Но это не означает, что этот календарь реально начал употребляться 2015 лет назад, как только родился Иисус Христос. Во времена зарождения христианства в разных частях мира от чего только не отсчитывали годы: от основания Рима, от разрушения Рима, от сотворения мира, от рождения Адама... и знание точной даты рождения Христа, на самом деле, не очень интересовало христиан в течение целых 500 лет после возникновения христианства. Но расчёт пасхалий (календарных дат празднования Пасхи) подвигнул аббата Дионисия установить год рождения Христа, основываясь на весьма туманных данных из евангелий. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения, по установившейся до этого традиции празднования Рождества, вышедшей из языческих традиций, было взято 25 декабря. Таким образом, получилось, что текущий для самого Дионисия год стал 525-й годом после Рождества Христова. Долгое время это летоисчисление было используемо очень узко лишь для вычисления пасхалий и люди продолжали пользоваться старыми календарями. Лишь в 742 году дата, записанная как "год от Рождества Христова" впервые появилась в официальном документе, а широко распространилось летоисчесление "от рождества Христова" в Европе лишь в конце 8 века.

На Руси летоисчисление "от Рождества Христова" появилось с "подачи" Петра I, который предписал 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

Так что ни в одном архиве мира вы не найдёте оригинальный документ, датированный, например, 35-ым годом "от Рождества Христова" ("от Р.Х.", Anno Domini, "A.D.", "нашей эры").

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Скоро почти весь мир погрузится в атмосферу празднования встречи Нового 2017 года. Для христиан всего мира этот праздник неразрывно связан с другим, более почитаемым ими праздником, с Рождеством Христовым. Как правило, в западных странах Рождество отмечают за неделю до Нового года (25 декабря), а в восточных – неделю спустя (7 января). Связь между этими двумя праздникам намного глубже, чем их близость по датам празднования: согласно нашему летоисчислению этот новый год должен быть две тысячи семнадцатым годом от рождества Христова!

О том, в какой именно день и месяц родился Иисус, можно много рассуждать, но сейчас хочу писать о другом.

Можем ли мы полагать, что Христос родился 2017 лет назад?

Дело в том, что уже давно известно, что год рождения Иисуса, от которого ведется летоисчисление, изначально был неправильно определён. Некоторые исторические даты, связанные с рождением Иисуса и описанные в евангелиях, дают основание предполагать, что на самом деле следующий год никак не может быть 2017 от рождества Христова!

Почему же так?

Современная система летоисчисления «от Рождества Христова» (Anno Domini или A.D.) возникла в 525 г . В этот год скифский монарх Дионисий Малый (лат.: Dionysius Exiguus) получил задание от Папы Иоанна Первого составить новую таблицу дней празднования Пасхи. В то время широко использовали систему летоисчисления, которая брала отчет от правления императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан. «Монарх, не желая вести отсчет по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа»» и получил одобрение папского престола.

Так была введена в употребление новая эра «от Рождества Христова».

Когда же родился Христос?

Согласно летоисчислению Дионисия, новая (наша) эра начинается с 1 года от Рождения Иисуса Христа (1 г. от Р.Х) . Все годы, которые были до этой даты, обозначаются как до нашей эры (до Рождества Христова). Дионисий определил, что 1 г. от Р.Х. начинается через неделю после установленного дня рождения Христа (25 Декабря). Поэтому некоторые считают, что год рождения Христа можно назвать «нулевым», хотя в его схеме нет понятия нулевого года, 1 год от Р.Х. следует сразу за 1 годом до Р.Х.

Однако позже было обнаружено, что при вычислении даты рождения Христа Дионисий ошибся на несколько лет!

Ошибку Дионисия доказывают следующие факты.

  1. Смерть Ирода Великого

По вышеупомянутой системе летоисчисления смерть Иудейского царя Ирода, чьё имя тесно связано с некоторыми важными событиями, происходившими во время рождения Христа, приходится на 4 год до н.э. Это буквально означает, что Ирод умер за 4 года до рождения Иисуса Христа. Но мы знаем по Писанию, что «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (от Матфея 2:1) и что царь Ирод, узнав о рождении другого царя Иудейского, «… разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме… от двух лет и ниже» (от Матфея 2:16).

Это все говорит о том, что Христос родился до смерти Ирода в 4 г. до н.э. (или до Р.Х.). Даже если бы Ирод умер в том же году вскоре после рождения Христа (что мало вероятно), то всё равно Дионисий ошибся на 4 года. Но события в Евангелии показывают, что Ирод мог жить еще несколько лет, после рождения Христа, и поэтому вероятнее всего, что Христос родился минимум на 4 года раньше, чем принято Дионисием Малым.

  1. Свидетельство Луки

Повествование врача и евангелиста Луки, написавшего Евангелие от Луки, тоже опровергает, что Христос родился в первом веке.

Согласно ему, Иисус родился «в то время», когда «вышел указ, в котором император А́вгуст повелевал провести перепись по всей земле (т.е. по всей Римской Империи) », и «это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квири́ний» (Евангелие от Луки 2:1-2, Современный русский перевод)

Август – титул первого римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Исторически известно, что во время своего правления, он провел три переписи по всей Империи: 28 г., 8 г. до н.э. и 14 г. н.э.

Согласно некоторым исследователям библейских историй, Квириний правил Римской провинцией Сирией, куда входила родина Иисуса – Иудея – в период между 12 г. и 2 г. до Р.Х. . Таким образом именно перепись в 8 г. до н.э., из трех упомянутых выше, совпадает с той, о которой говорил Лука.

Итак, по трем историческим фактам – смерть Ирода в 4 г. до н.э., перепись в 8 г. до н.э. и годы правления Квириния – мы можем прийти к выводу, что Иисус Христос мог родиться в 8 г. до н.э. И тогда мы сейчас находимся не в 2016 году от Рождества Христова, а в 2023 году (учитывая отсутствие ‘0’ года), и следующий год будет не 2017, а 2024!

Уже давно известно, что вычисляя год Рождения Христа, Дионисий Малый допустил ошибку. Однако, спустя много столетий его схема и система летоисчисления остается стандартной почти во всем мире. Казалось бы, все так просто, но даже в этом времена и сроки, установленные людьми, расходятся с теми, которые устанавливает Господь!

И не смотря ни на что, поздравляю вас С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ и С НОВЫМ ГОДОМ! А мое пожелание всем – чтобы для вас во всех отношениях этот новый год был Божьим!

Возлюбленные, если вы благословлены читая эту и другие публикации на этом блоге, то поделитесь ей в соцсетях. Этим вы вдохновите других и поможете распространять Истину Слова Божьего и христианские ценности среди большего числа людей! Вместе мы исполним великое поручение Иисуса Христа!

Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243 – 313 гг. н. э.) . Римляне называли это «эрой Диоклетиана» . С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан.
В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376-444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н. э.) . Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742 - 814).
Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь.
19 декабря 1699 года по старому стилю Петр I издал указ, согласно которому в России год стали начинать 1 января.
Наступало новое столетие. Государь Петр Первый желал с его началом изменить летоисчисление в России. До тех пор года считали от сотворения мира, и новый год на Руси начинался первого сентября после окончания лета. Петр же хотел, чтобы подобно остальным европейским государствам, новый год считали от Рождества Христова с 1 января. С этой целью 20 декабря был издан указ, чтобы Новый год, по примеру всех остальных христианских держав, считать с 1 января, через 8 дней после Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) . В этот день "все должны поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового столетия, а на главных московских улицах дома должны быть украшены сосновыми и можжевеловыми ветками; когда же на Красной площади зажгут фейерверк и начнут палить из пушек и ружей, то во всех крупных строениях военных людей, дворян и купцов палить из ружей и пускать ракеты. Кроме того, повсюду, где место удобное, от 1 до 7 января надобно зажигать костры и смоляные бочки". Торжество заканчивалось 6 января Крестным Ходом. Вопреки старинному обычаю, Царь не шел за духовенством в царском облачении, как это исстари велось, но в мундире стоял при своем полку на Москва-реке. Тут же находились новые солдатские полки, набранные вместо уничтоженных стрельцов: 12 000 человек хорошо вооруженных и красиво одетых. Итак, первый реформатор ввел "новый" Новый год.