Рождённая революцией. История французской гильотины

Представления о гуманизме в разные эпохи развития человеческой цивилизации различались весьма серьёзно. Сейчас довольно трудно представить, но такая «машина смерти» как гильотина появилась на свет из самых гуманных соображений.

Гуманный доктор Гильотен

Между тем, профессор анатомии и депутат революционного Учредительного собрания доктор Гильотен к гильотине имеет лишь косвенное отношение.

Жозеф Гильотен, член созданной в годы Великой Французской революции Конституционной ассамблеи, был противником смертной казни. Однако он полагал, что в эпоху революционных изменений совсем отказаться от её применения невозможно. Именно поэтому доктор Гильотен выдвинул идею: если смертная казнь пока существует, пусть она хотя бы будет быстрой и одинаковой для всех слоёв населения.

Портрет доктора Гильотена. Фото: Public Domain

К концу XVIII века в Европе существовал довольно богатый выбор способов умерщвления преступников. К представителям высших слоёв общества применялось отсечение головы мечом или топором, к неродовитым преступникам - четвертование, колесование или повешение. К прогневавшим духовные власти применялась «казнь без пролития крови», то есть аутодафе - сожжение живьём.

Считалось, что самым гуманным из данных методов является отсечение головы. Но и тут все зависело от мастерства палача. Отрубить голову человеку одним ударом не так-то просто, поэтому палачи высокого класса ценились на вес золота.

Если же некий дворянин умудрялся сильно разозлить монарха, на эшафоте вместо профессионального палача мог появиться обыкновенный солдат, либо другой неподготовленный человек, в результате чего последние минуты жизни опального вельможи превращались в настоящий ад.

Жозеф Гильотен посчитал, что наиболее гуманным по отношению к приговоренным к смерти способом казни является отсечение головы, поэтому предложил создать механизм, который будет лишать людей головы и жизни быстро и безболезненно.

Идёшь в поход? Возьми гильотину!

Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи . Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта , которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон .

Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника.

Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года.

Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье .

Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины.

«Машина смерти» покоряет Европу

На рубеже XVIII - XIX веков ученые полагали, что отрубленная голова живёт ещё от пяти до десяти секунд. Поэтому палач брал отсечённую голову и демонстрировал её толпе, чтобы казнённый успел увидеть потешающуюся над ним публику.

Среди тех, кто закончил свою жизнь на гильотине, оказались король Франции Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта , деятели Французской революции Дантон , Робеспьер и Демулен , и даже основатель современной химии Антуан Лавуазье .

Казнь Марии-Антуанетты. Фото: Public Domain

Вопреки легенде, сам инициатор создания гильотины Жозеф Гильотен не был гильотинирован, а умер своей смертью в 1814 году. Его родственники долгое время пытались добиться переименования гильотины, однако потерпели неудачу, после чего предпочли сменить фамилию.

До середины XIX века в Европе гильотина использовалась мало, поскольку её связывали с французским «революционным террором». Затем, однако, во многих странах решили, что гильотина - это дёшево, надёжно и практично.

Особенно активно гильотину использовали в Германии. Во времена правления Гитлера с её помощью были казнены около 40 тысяч участников Сопротивления. Объяснялось это просто -поскольку бойцы Сопротивления не являлись солдатами регулярной армии, их вместо расстрела подвергали «неблагородной» казни как уголовных преступников.

Казнь французского революционера Максимилиана Робеспьера. Фото: www.globallookpress.com

Любопытно, что гильотина как средство казни использовалась в послевоенной Германии как в ФРГ, так и в ГДР, причём на Западе от неё отказались в 1949 году, а на Востоке - лишь в 1966-м.

Но, конечно, наиболее «трепетное» отношение к гильотине сохранялось во Франции, где порядок казни на ней не менялся с момента окончания эпохи «революционного террора» до полной отмены смертной казни.

Казнь по расписанию

Подготовка к казни начиналась в 2:30 ночи. В течение часа палач и его помощники приводили механизм в рабочее состояние, проводили его проверку. На это отводился час времени.

В 3:30 директор тюрьмы, адвокат, врач и другие официальные лица отправлялись в камеру к приговорённому. Если тот спал, директор тюрьмы будил его и провозглашал:

Ваше прошение о помиловании отклонено, вставайте, готовьтесь к смерти!

После этого приговорённому позволяли отправить естественные надобности, вручали специально приготовленные рубашку и пиджак. Далее в сопровождении двух полицейских его переводили в комнату, где он мог написать прощальную записку родным или любым другим лицам.

Затем приговорённый получал несколько минут на общение со священником. Как только тот завершал обряд, полицейские передавали приговорённого в руки помощников палача. Те быстро снимали с «клиента» пиджак, связывали руки за спиной и ноги, после чего сажали на табурет.

Пока один из помощников палача ножницами срезал ворот рубашки, приговорённому предлагался стакан рома и сигарета. Как только с этими формальностями было покончено, помощники палача подхватывали жертву и стремительно влекли к гильотине. Всё занимало считанные секунды - приговорённого клали на скамью, шею фиксировали в пазах, и палач нажатием рычага приводил приговор в исполнение. Тело жертвы со скамьи немедленно сбрасывали в приготовленный ящик с субстанцией, поглощающей кровь. Следом туда же отправляли и голову.

Весь процесс завершался около 4 часов утра.

Гильотина в пражской тюрьме Панкрац. Фото: www.globallookpress.com

Как президент Франции разрушил трудовую династию

Последней публичной казнью во Франции стала казнь Ойгена Вейдмана, убийцы семи человек , происшедшая 17 июня 1939 года в Версале. Казнь была задержана по времени и произошла в 4 часа 50 минут утра, когда уже рассвело. Это позволило настырным операторам кинохроники запечатлеть её на пленку.

Непристойное поведение толпы и журналистов во время казни Вейдмана заставило власти Франции отказаться от публичных казней. С того момента и до отмены смертной казни в целом процедура осуществлялась в закрытых внутренних двориках тюрем.

Последним человеком, казненным во Франции на гильотине, 10 октября 1977 года стал тунисский иммигрант Хамида Джандуби , осуждённый на смерть за пытки своей знакомой, 21-летней Элизабет Буске .

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал закон, отменяющий применение смертной казни в стране.

Последний государственный палач Франции Марсель Шевалье скончался в 2008 году. Интересно, что Шевалье, унаследовавший должность государственного палача от своего дяди, намеревался впоследствии передать её своему сыну Эрику , который работал помощником на казнях, проводимых отцом. Однако трудовая династия французских палачей прервалась в связи с упразднением профессии.

Гильотина - это оборудование, которое в настоящее время используется достаточно широко. На любом машиностроительном или же металлообрабатывающем предприятии не обойтись без такого приспособления. На таких промышленных объектах часто возникает необходимость в резке профильного или же листового металла. Стоит также отметить, что использование гильотинных ножниц распространено и на строительных площадках. Кроме того, они могут успешно использоваться и в частных домашних мастерских.

Важнейшие параметры станка

Среди основных характеристик гильотины необходимо обратить свое внимание на несколько следующих:

  • Количество действий. В зависимости от модели меняется и количество операций, которые могут выполняться.
  • Максимальные габариты заготовки. Важным параметром считается максимальный размер листа, который можно обрабатывать на станке.
  • Принадлежность заготовки к определенному типу металла. Ассортимент проката также влияет на выбор определенной модели.
  • Мощность. В зависимости от мощности станка меняется и максимальная толщина заготовки, которая может быть обрезана.
  • Комплектующие. Отличаются также такие части машины, как типы привода и ножей, разная мощность и производительность.

Гильотина - это станок с ножницами, основная задача которого заключается в резке металла. Чаще всего этот инструмент применяется в том случае, когда работникам на предприятии или же хозяину частной мастерской необходимо изготовить металлическую заготовку прямолинейной формы. Это могут быть треугольники, прямоугольники или же полосы со сторонами от нескольких сантиметров до нескольких метров. Чаще всего в качестве заготовки применяется металлопрокат с толщиной от 2 до 60 мм и шириной до 2 метров. При этом длина заготовки практически неограниченна.

Разновидности станков и принцип работы

На сегодняшний день гильотина - это станок, который делится на четыре класса. В зависимости от типа привода, который используется на оборудовании, выделяются несколько типов ножниц. Привод может быть ручной, пневматический, гидравлический, электромеханический.

Принцип работы данного оборудования достаточно прост. На заготовку осуществляется большое давление со стороны острого края лезвия. Процесс разрезания происходит по принципу самых обычных ножниц. Во время работы этого приспособления два лезвия острых ножниц сводятся между собой. Гильотина для резки металла способна разрезать металлические или профильные заготовки, которые зафиксированы на самом станке. Однако этот процесс все же несколько отличается от действия обычных ножниц, так как делится на два этапа - резка и ломание. Если использовать качественный станок для данной процедуры, то количество лома, которое будет образовываться, стремится к минимальным значениям. У профессиональных станков этот показатель не превышает 10 % от общей массы.

Кроме того, качественные станки оставляют ровную кромку после среза. Это значит, что не потребуется дополнительная обработка места среза. Гильотина для резки может качественно выполнять свою задачу лишь в том случае, если ее лезвия достаточно остры, а также корректно выставлены. Если у оборудования зазор выбран неверно или же ножницы затупились, то соотношение качественных заготовок и лома будет меняться, то есть увеличиваться в сторону лома. Можно достаточно просто определить, затупилось ли лезвие. Если это так, то на нижней части кромки среза будет образовываться острый выступ. Его называют гратом, и его появление означает, что оборудование теряет эффективность, а качество резки ухудшилось.

Кроме того, что ухудшается качество резки, грат еще и опасен, так как его появление увеличивает риск травмировать руки резчика. Это особенно заметно, если заготовка была из нержавеющей стали. Чтобы избежать такой опасной ситуации, необходимо при рубке гильотиной соблюдать правила безопасности. Запрещается приступать к работе, если отсутствуют перчатки из плотной ткани или кожаных нашивок. Если на заготовке появился грат, то работа сразу же останавливается и либо настраивается прибор, либо точатся ножи.

Общая характеристика гидравлического типа ножниц

Рубка гильотиной заготовок осуществляется в разных режимах и с разными параметрами у материала. По этим причинам для каждого случая используется свой тип ножниц с приводом. То оборудование, которое использует гидравлическую систему привода для ножниц, отличается тем, что их производительность гораздо выше, а запас прочности больше. Чаще всего такое оборудование используется в том случае, когда необходимо наладить серийное или же штучное производство прямолинейных заготовок с прямолинейными кромками из металлопроката с толщиной от 2 до 20 мм и длиной резки от 1 до 3 метров.

Стоит отметить, что на предприятиях гидравлическая гильотина может быть усилена. Другими словами, она способна делать заготовки длиной до 6 метров, а толщина может превышать 20 мм. Однако такое оборудование чаще всего выпускается в штучных экземплярах, а вес и габариты достаточно большие.

Использование гидравлических станков

Параметры гильотины с таким типом привода для ножниц при своей работе позволяют создать давление, которое превышает 400 мПа. Данное давление действует равномерно по всей длине заготовки. В качестве основного режущего элемента, естественно, используются ножи. Они способны двигаться по прямой линии либо же по дуге. Это возможно благодаря тому, что имеются вертикальные направляющие у станка. Здесь стоит отметить, что при дугообразном движении появляется возможность с меньшими усилиями разрезать более толстые заготовки. Что важно, так это то, что это никак не сказывается на точности резки.

У данного оборудования имеется специальная таблица, по которой можно без проблем осуществлять контроль зазоров между ножами. Проводить настройку этого параметра можно вручную, в полуавтоматическом или же автоматическом режиме. На сегодняшний день рубка металла на гильотине гидравлического типа достаточно распространена. Чаще всего используются станки с таким типом привода, которые дополнительно обладают ЧПУ. Основное преимущество использования такого оборудования заключается в том, что он значительно упрощает процесс настройки, а также дает возможность смены режима резки в зависимости от заготовки одним нажатием кнопки. Это очень удобно, так как имеется более десяти режимов работы.

Еще одно преимущество гидравлического типа ножниц заключается в том, что во время эксплуатации они не производят никакого шума. Такой эффект достигается за счет того, что во время резки ножницы опускаются плавно, постепенно увеличивая давление. Здесь отсутствуют ударные движение ножницами, которые оказывают механические гильотины или пневматические.

Также у этих машин улучшена система безопасности. В этом вопросе оборудованию помогают дополнительно установленные фотодатчики. Монтируются они в рабочей области оборудования. Кроме этого имеются такие приборы, как защитные экраны и ограничители хода ножниц.

Электромеханический тип оборудования

Стоит сразу отметить, что электромеханическая гильотина является не менее распространенной, чем гидравлическая. Производительность у такого приспособления такая же, что и у гидравлики, то есть нож может осуществить до 60 ходов за одну минуту. Однако здесь стоит отметить, что сам процесс работы более шумный. Шум возникает из-за того, что гильотина использует в своей сборке кривошипный механизм привода. Из-за этого нож опускается в крайнее нижнее положение очень быстро, что создает ударную нагрузку и, как следствие, шум.

Наибольшее распространение станок гильотина электромеханического типа получил на том производстве, где необходимо обеспечить наибольшую производительность и точность резки, а также необходимо работать с большими заготовками, имеющими большую толщину. Однако тут же стоит отметить, что именно такие станки наиболее распространены в мелкосерийном и штучном производстве. Другими словами, именно электромеханический привод для ножниц чаще всего применяется в частных мастерских для резки металла. Для того чтобы эффективно выполнять поставленные задачи, оборудование имеет целый набор ножниц с небольшой мощностью. Отличительная особенность заключается в том, что они гораздо более компактны, что существенно экономит место в небольшой мастерской. Кроме того, каждый тип ножниц подходит для своей заготовки, а значит, можно обрабатывать и нержавейку, и медь, и пластик, и оцинкованную листовую сталь с толщиной до 2-3 мм.

Для того чтобы оборудование могло осуществлять процесс резки на гильотине, фото которой представлено, к верхней балке с ножом крепится кривошипно-шатунный механизм. Он, в свою очередь, соединяется с валом отбора мощности, работающим от электрического двигателя. Запуск машины осуществляется при нажатии кнопки включения или педали. Когда начинается работа, крутящий момент от такой детали, как эксцентрик, передается на оба конца ножевой балки. Благодаря этому удается добиться того, что каждое лезвие будет оказывать равное давление на заготовку. Именно это и обеспечивает равномерный разрез металла. После каждого оборота балка возвращается в исходное положение, заготовка сдвигается и процесс повторяется.

Если в конструкции электромеханической гильотины используется ЧПУ, то это делает из приспособления одну из наиболее точных и производительных машин, которая осуществляет резку и рубку металлических заготовок. Стоит также отметить, что эти машины стоят гораздо дешевле, чем гидравлические модели, а среди преимуществ сильно выделяется более простая кинематическая схема, которая считается достаточно надежной и простой в плане эксплуатации.

Общая характеристика пневматического привода

Данное оборудование также относится к промышленным, а работает оно от воздействия сжатого воздуха. Стоит отметить, что по производительности такие станки превосходят гидравлические, а также практически не отличаются от электромеханических. Для того чтобы привести такую машину в действие, используется либо компрессор, либо центральная магистраль со сжатым воздухом внутри. Чаще всего такие гильотины приобретаются только большими предприятиями, которые занимаются серийным производством заготовок из металлопроката.

Между гидравлическими, электромеханическими и пневматическими моделями есть кое-что общее. Все эти гильотины являются стационарными. Они снабжены столами с большой площадью, контейнерами для сборки уже готовых заготовок, а также автоматизированными устройствами, подающими материал для обработки. Многие модели с пневматическим приводом также обладают таким дополнением, как ЧПУ. Благодаря тому, что увеличивается скорость обработки металла, а также увеличивается точность резки, данные машины с наличием электронного управления считаются одними из лучших.

Характеристика ручного прибора

Существует также ручная гильотина, или механическая. В данном случае раскрой металла осуществляется за счет усилий от нажатия на педаль, от давления на рычаг и т. д. Такие станки используются на промышленных предприятиях, а также довольно часто в частных мастерских. Востребованность в данном оборудовании не пропадает, несмотря на то что существуют серьезные ограничения по толщине обрабатываемого материала. Как и в других моделях, ручная гильотина использует в качестве основного режущего элемента два ножа. Однако отличие заключается в том, что нижний нож у такого оборудования полностью неподвижен. Основная работа ложится на верхний нож, который либо перемещается вертикально вниз, либо вращается вокруг оси при помощи направляющих. У таких приспособлений на одном из концов балки имеется точка вращения, а на другом рычаг.

Если устройство способно разрезать заготовки с толщиной более чем 1 мм, то оно обязательно использует редуктор. Ручная гильотина для резки может использовать два типа привода, которые заставляют включаться в работу редуктор. Первый тип - ножной, включение осуществляется за счет нажатия на педаль. Второй тип - ручной, включение осуществляется за счет рычага. Стоит добавить, что некоторые модели механических станков могут быть оснащены обоими типами привода для включения мотора. Для того чтобы обеспечить точный разрез, необходимо установить станок на идеально ровной поверхности. Также нужно озаботиться тем, чтобы оборудование имело хорошую устойчивость.

Модели для резки металлических заготовок

Ручная гильотина для металла, гидравлическая, пневматическая или электромеханическая - это то оборудование, которое в настоящее время, является довольно распространенным. Во многом это благодаря тому, что резка металла в наше время - это одна из наиболее востребованных операций. Кроме того, используются они не только крупными предприятиями, но и домашними мастерами. Из-за такого широкого спроса производители данного оборудования выпускают его в самых различных комплектациях. Благодаря этому есть возможность выбора модели, которая будет точно соответствовать требованиям, необходимым для резки определенных заготовок.

Высокая популярность гильотинных станков также обеспечивается за счет того, что все они обладают достаточно высоким показателем точности и производительности. Стоит обратить внимание на то, что резать можно не только металл. Медь, латунь, алюминий и другие подобные материалы также могут быть обработаны на таких станках. Еще одно общее преимущество, которое объединяет все станки - это простота в обращении. Эксплуатация данных машин достаточно простая, а значит, после короткого ознакомления и выполнения нескольких операций даже домашний мастер сможет полноценно использовать такое оборудование.

Стоит обратить внимание на то, что если мастер обладает достаточно высокой слесарной квалификацией, необходимыми инструментами и материалами, не исключается возможность сборки таких гильотин собственными силами. Однако этот процесс все же довольно сложный, а потому чаще такие станки просто покупаются в уже готовом виде.

Гильотина для багета

Существуют менее габаритные устройства, которые используются для изготовления багетных рам. При сборке этих элементов наиболее важная деталь - это стыки в углах. Именно для обрезки материала в этих местах и используется менее габаритное оборудование. Есть несколько общих рекомендаций, которые стоит соблюдать при работе:

  • Выполнять работу необходимо лишь тем инструментом, который идеально острый. Чем прочнее заготовка, тем выше вероятность того, что появится дефект на линии среза, если инструмент будет хоть немного затуплен.
  • При резке необходимо сначала наносить линию среза, а только потом браться за инструмент. Использовать в качестве шаблона ранее срезанную деталь не рекомендуется, так как шанс брака слишком высокий.
  • При резке рекомендуется также оставить лишний миллиметр или полтора на всякий случай. Гораздо проще его срезать, если он все же будет лишний, чем потом не получится стыка вовсе.

Особенность конструкции гильотины заключается в следующем. Основной режущий элемент - это нож, который установлен в вертикальном положении. Чаще всего небольшие гильотины, как и габаритные станки, комплектуются именно парой лезвий, что позволяет делать срез двух симметричных деталей одновременно. Как и с промышленными моделями для металла, эти также могут быть механическими с ножным приводом или могут быть гидравлическими, или иметь электрический двигатель, приводящий лезвия в движение. Однако у прибора имеется и существенный недостаток, который заключается в том, что слишком тонкие багеты могут отламываться из-за большого давления ножа.

Здесь стоит добавить, что существует небольшая замена гильотины, если необходимо провести резку багета. Такой станок оправдан только в том случае, если работа будет вестись постоянно, если же это разовая необходимость, то можно использовать следующие инструменты.

Приобрести ручной фрезер и специальные фасонные фрезы для багета. Устройство достаточно простое, однако оно позволит без труда выбирать пазы, а также формировать шипы. Понадобится также ручная пила для резки багета. Использовать можно даже обычную ножовку, если качественно поработать над заточкой ее зубьев. Можно использовать специальную пилку, которая изначально ориентирована на резку таких материалов, как ПВХ, полистирол, пенопласт. Еще один важный элемент - это малярный нож с достаточно острым и длинным лезвием. Важнейшей деталью, без которой работать не получится, стало стусло. Это П-образный лоток, имеющий прорези под фиксированные углы.

Несмотря на грозное название и то, что другие машины используются для резки прочных материалов, есть и портативные (карманные) устройства, предназначенные для резки сигар. Гильотина для таких вещей отличается малыми размерами, а также тем, что лезвия могут быть самой разнообразной формы. Они могут быть круглые, овальные, с тремя ножами, с V-образными лезвиями. Такая вещь считается сугубо индивидуальной, а потому выбор довольно тщательный. Кроме того, существуют не только портативные приспособления, но и настольные. Они, естественно, несколько больше по размерам, чем карманные, но все же достаточно небольшие.

Несмотря на то, что, казалось бы, все они одинаковые, но люди, уже давно использующие эти приспособления, говорят обратное. Дешевые модели, лезвие которых сделано из некачественно материала, скорее всего, затупятся уже после 3-го или 4-го применения. Это очень плохо, так как острое лезвие необходимо для того, чтобы при срезе не оставалось табачных крошек или же обрывков табачного листа.

Guillotine History

И стория, связанная с созданием и внедрением гильотины достаточно увлекательна. Французский врач 18-го столетия Жозеф Игнас Гильотен не изобретал гильотину, но имел несчастье быть навсегда связанным с машиной, ставшей известной во времена Французской Революции . Единственная связь месье Гильотена с устройством заключается в том, что он убедил французское Национальное собрание утвердить новую машину как более гуманный способ смертной казни.

В этот период в Европе смертная казнь являлась обычным наказанием для виновных в широком спектре преступлений, от убийства до мелкой кражи. Однако способ казни существенно различался и зависел от социального статуса преступника. Благородные господа и дамы были удостоены обезглавливания, следуя традициям древних греков и римлян, которые считали что нет более благородного способа умереть.

Обывателям же, не предоставляли такой роскоши как быстрая смерть. Испанцы использовали гарроту, которая механически затягивала петлю на шее, а обвиняемых в ереси и колдовстве сжигали на костре. Для этого их сажали в бочку, обложенную дровами и трутом, после чего поджигали. Также широко было распространено обычное повешение.

Самыми ходовыми наказаниями для воров в Европе были колесование, повешение и четвертование. Четвертование было изобретено в 1241 году для казни Вильяма Мориса по обвинению в пиратстве, впоследствии, оно использовалось на преступниках мужского пола для наказания за государственную измену или кражу в огромных размерах. Женщины никогда не подвергались этой казни, потому что она требовала оголения тела, что считалось нескромным, даже после смерти. Мужчины привязывались к стойке крестообразной формы, которую лошади тащили позади себя до места казни. На эшафоте жертву удушали, но в последний момент верёвку ослабляли, для того чтобы она была жива во время отрезания половых органов. Желудок вскрывали и потрошили, бросая внутренние органы в костёр. В конце казни тело разрубали на четыре части.

Смертная казнь в догильотинную эпоху была устрашающим зрелищем, специально проводимым для запугивания и подчинения населения. Хотя большинство преступников, сжигаемых на костре, предварительно удушались, картина человеческой плоти, пожираемой огнём, вводила толпу в дрожь. Части тел четвертованных, специально вываривались и вывешивались на городских воротах, в назидание всем кто осмелится повторить подобные преступления. Несмотря на кажущуюся поддержку алчной до кровавого зрелища толпы, правители Европы начинали задумываться о проявлениях варварства, сопровождающие казни.

Особенно в XVIII веке, с распространением гуманистических взглядов эпохи просвещения, такие мыслители как Вольтер, Локка и Дидро, призывали к более человечным методам предания смертной казни. Обезглавливание и повешение считались этими мыслителями за гранью варварства, так как заставляли преступника жестоко страдать перед смертью. Повешение часто сопровождалось длительным раскачиванием и дёрганием жертвы, шея которой была неточно закреплена на верёвке. Для отрубания головы необходимы сильные и опытные исполнители, потому что мечи и топоры не всегда давали точный и чистый срез, заставляя палача повторять удар. Кроме того, если бы отсечение головы применялось ко всем преступникам, не хватило бы квалифицированных палачей.

Таким образом, идея применения машин завоёвывала расположение властей. Согласно докладной записке доктора Антуана Луи, возглавлявшего комиссию о смертной казни, и являвшегося секретарём французской Академии хирургии, немецкий инженер Тобиас Шмидт построил машину для отсечения головы. Она состояла из двух вертикальных брусков высотой в 14 футов, соединённых перекрестием в верхних точках. Внутренние грани брусков были отполированы и смазаны, они направляли падающее лезвие, которое поднималось и управлялось посредством системы шкивов. Вся установка располагалась на платформе длиной в двадцать четыре шага. Впервые на ней был успешно казнён Никола Пеллетье по обвинению в разбое.

Первоначально машину называли Луизеттой (Luisette), по имени медицинского эксперта Антуана Луи, но вскоре устоялось название гильотина. Казнь с помощью гильотины получила широкое распространение во Франции и, впоследствии, применялась в разных Европейских странах. Эффективность гильотины была доказана в ходе Французской Революции. С распространением равенства и братства, многочисленные мужчины и женщины благородного происхождения были преданы казни. С накоплением опыта, площадка длиной двадцать четыре шага была упразднена, так как приговорённые к смерти зачастую не могли их совершить самостоятельно. Популярность завоевали гильотины, установленные просто на ровной поверхности.

По мере увеличения числа казней, машина – прозванная «вдовой» – технически совершенствовалась. Новые версии включали улучшенное лезвие, расположенное под углом в 45 градусов, небольшие выемки в деревянной доске и металлические обручи для фиксации головы, поддон для сбора крови.

Гильотинирование являлось распространённым средством приведения в исполнение смертного приговора вплоть до 20 века. Подобные устройства применялись в Германии, Греции, Швейцарии и Швеции. Под давлением общественного мнения Франция отменила смертную казнь в 1981 году. Последним преступником, гильотинированным во Франции, стал Хамида Джандуби.

Калькулятор XXI века для решения уравнений и других математических задач любой сложности. Можно скачать себе на компьютер или пользоваться онлайн.

Гильотина была в ходу более двухсот лет и унесла жизни десятков тысяч людей. Кто-то из них был отчаянным преступником, а кто-то - просто революционером. Среди жертв есть аристократы, короли и королевы. Более чем просто эффективная машина для убийства, «святая гильотина» служила символом Французской революции. С восемнадцатого до двадцатого века она наводила на любого ужас. Но есть и факты, о которых мало кому известно.

Корни изобретения уходят в Средневековье

Название «гильотина» связано с последним десятилетием восемнадцатого века, но на самом деле история начинается куда раньше - подобные машины для казни существовали много веков. К примеру, устройство для обезглавливания под названием «планк» использовали в Германии и Фландрии в средние века, а в Англии был скользящий топор, которым головы рубили еще в античности. Вероятно, французская гильотина была создана по мотивам двух устройств - итальянского устройства «маннайя» времен Возрождения и знаменитой «шотландской девы», которая унесла жизни ста двадцати людей в период с шестнадцатого по восемнадцатый век. Свидетельства также демонстрируют, что примитивные гильотины были в ходу задолго до Французской революции.

Изначально ее разрабатывали как более гуманный метод казни

Происхождение французской гильотины относят к концу 1789, когда доктор Джозеф Игнаций Гильотин предложил французскому правительству принять более гуманный метод казни. Гильотин вообще был против смертной казни, но поскольку ее отмена на тот момент даже не рассматривалась, он решил предложить способ быстрого обезглавливания, который будет более гуманным по сравнению с обезглавливанием мечом или топором, которое нередко затягивалось. Он помог разработать первый прототип, машину, которую придумал французский доктор Антуан Луи и построил немецкий инженер Тобиас Шмидт. Впервые устройство было использовано в апреле 1792 и сразу же обрело в народе название «гильотина», к ужасу создателя. Гильотин безуспешно пытался дистанцироваться от изобретения во время массовых казней последнего десятилетия восемнадцатого века. В начале девятнадцатого члены его семьи даже обращались к правительству с петицией, но тоже бесплодно.

Казни были публичным зрелищем

Во время Террора, тысячи врагов Французской революции были убиты с помощью лезвия гильотины. Некоторые зрители жаловались, что машина слишком быстрая и точная, но вскоре казни стали считаться отличным развлечением. Люди приезжали на площадь Революции посмотреть на работу гильотины, ее устройство воспевалось в песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, программку с именами жертв или даже перекусить в ближайшем ресторане под названием «Кабаре Гильотины». Некоторые приходили каждый день, особенно прославилась группка женщин, которые приходили на каждую казнь и вязали в перерывах. Даже театр потерял популярность на фоне казней. Многие люди говорили предсмертные речи, некоторые танцевали на пути на эшафот. Восторг от гильотины прошел к концу восемнадцатого века, но такой метод казни оставался в ходу до 1939 года.

Это была популярная детская игрушка

Нередко на казни брали и детей, а некоторые играли с миниатюрными гильотинами и дома. В последнее десятилетие восемнадцатого века популярной игрушкой была гильотина высотой в полметра, с имитацией лезвия. Дети казнили кукол, а иногда и грызунов, отчего в некоторых городах такое развлечение все же решено было запретить из опасения, что это дурно повлияет на детскую психику. До того момента гильотины успели уже распространиться и на столы высших классов, где ими резали хлеб и овощи.

Палачи были знамениты на всю страну

Чем популярнее становилась такая казнь, тем более знаменитыми становились палачи. Во время Французской революции каждый палач был известным человеком. Люди обсуждали, насколько хорошо палач справлялся с массовой казнью. Работа была семейным делом. К примеру, в семье Сансон было несколько поколений палачей - представители семейства работали на должности с 1792 по 1847 год, причем среди их жертв оказались король Луи Шестнадатый и Мария Антуанетта. С девятнадцатого по двадцатый век наиболее известны были Луи и Анатоль Дейблеры, отец и сын, которые совместными усилиями осуществляли процедуру с 1879 по 1939. Имена палачей нередко распевали на улицах, а их рабочая униформа становилась модным нарядом.

Ученые проводили жуткие эксперименты на головах жертв

С самого начала людям было интересно, сохраняет ли голова сознание. Доктора просили жертв моргать после казни, чтобы продемонстрировать, что они все еще могут двигаться, некоторые обжигали головы огнем свечей. В 1880 один из докторов даже пытался накачать голову кровью, чтобы вернуть ее к жизни.

Гильотину использовали нацисты

Гильотина была в ходу не только в годы, когда пылала Французская революция. Во времена Третьего Рейха по приказу Гитлера были гильотинированы шестнадцать с половиной тысяч человек.

В последний раз ее использовали в семидесятых годах двадцатого века

Гильотину не отменяли до конца двадцатого века. Последним казненным стал убийца Хамид Джандуби, приговор которому был вынесен в 1977, а в 1981 вышел государственный запрет на такую меру наказания.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени…

Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.

Жозеф Игнас Гильотен

Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция

Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности - единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь - это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе - угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми - Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент - экперимент, опыт. Ведь человек - это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать - и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти - в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, - дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это - очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость - «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения - преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, - то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…
При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон - на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы - чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

Итак, - продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, - я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, - продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, - кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» - но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»
- Хватит об этом! Наслушались! - вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось - присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.
- У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, - выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил - мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.

На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека - лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, - плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну а затем - с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции . На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.

Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль - обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? - спросил он. - Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.
- Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! - сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Позже предложение Гильотена было переработано доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта».А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах - и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно - «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков - Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.
- Откуда у вас эти сведения? - недоумевал Гильотен. - Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания - его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками - они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Кстати, казнь на гильотине вовсе не такое простое дело, как кажется. Мало того, что человека надо правильно закрепить на качающейся доске (а ведь далеко не все покорно дают себя привязать!) и зажать его шею досками. Ассистент палача должен был в момент перед казнью ухватить голову казнимого и вытянуть ее вперед, чтобы под лезвие попала именно шея, а не затылок, — при этом лезвие падало всего в 2-5 см от пальцев ассистента. И таки да — сомнения в мгновенности смерти имели основания. По свидетельствам того же палача, отрубленные головы часто еще довольно долго (от секунд до минуты) двигали глазами и шевелили губами.

А пока доктор Жозеф Игнас Гильотен в одночасье превратился в модного светского человека и был всюду нарасхват. Когда-то он мечтал о славе - и вот она пришла. Его изобретение обсуждалось и в королевских покоях, и в гостиных самых видных аристократов, его поздравляли, пожимали руки, одобряли. Он же улыбался хоть и скромно, но как человек, знающий себе цену. Изобретенная им машина стала одним из главных действующих лиц в грандиозном драматическом спектакле, происходящем вокруг.В Париже, да и не только, производили брошки и печати для конвертов в виде гильотинок. Столичные кулинары тоже не остались в стороне: маленькую машину искусно выпекали к праздничному столу. Последним и самым актуальным криком моды стали духи «Парфюм де Гильотин» - их автор остался истории неизвестен.

Впервые доктор Гильотен сообразил, что творится что-то неладное, когда Конвент, заменивший Национальное собрание, с перевесом в один голос вынес смертный приговор как «изменнику революции» … самому королю, в нарушение своей же действующей Конституции, согласно которой монарх оставался лицом неприкосновенным. Когда Гильотену доставили торжественное приглашение участвовать 21 января 1793 года в спектакле «соития мадам Гильотины с королем Франции», он лишился чувств. А первое, что он узнал, придя в себя, - это то, что революционный народ пожелал перенести придуманную им машину с Гревской - на площадь под окна королевского дворца, которая отныне будет именоваться площадью Революции.

Есть свидетельства, что ночью, накануне казни короля, Гильотен в первый раз за много лет извлек из потайных кладовок изображение Богоматери и не смыкая глаз молился до рассвета… Его слуги даже решили, что хозяин лишился рассудка.

…Король был единственным из всех французов, кому милостиво даровали две привилегии - ехать на казнь в приличествующем его сану экипаже (а не в предназначенной для этого повозке) и прибыть на эшафот в сопровождении священника. Раздался грохот барабанов. Гильотен продолжал стоять с закрытыми глазами, а в его сознании, словно во сне, возникала цифра «20» - ему, как никому другому, было известно, что именно на счет 20 лезвие машины падало до своего предела…

Я умираю за счастье Франции, - словно в тумане донеслись до него последние слова Людовика.
«Двадцать», - судорожно выдохнул Гильотен и, упав на колени и больше уже не контролируя себя, стал исступленно молиться. Никто не обращал на него внимания. Толпа заколыхалась, и кровожадное «ура» огласило бледное рассветное небо.

Несколько месяцев после казни короля доктора Гильотена никто не видел. Да и до него ли тогда было? Кто-то был уверен, что он неизвестно от чего умер, кто-то утверждал, что сбежал за границу. В любом случае, достоверных сведений об этом периоде его жизни нет.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо - последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы - да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним - Агнессы Розалии Ларошфуко, принцессы де Ламбаль… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, - Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков - Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. Зловещее предсказание Месмера сбылось: по ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи - он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы.

…Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече. Возможно, в последние годы он не раз вспоминал, как во времена своей юности дерзал спорить с Парацельсом о том, что живые «механизмы» мертвы. Какой, должно быть, это казалось ему глупостью! Тем более что придуманный им механизм оказался живее живых…

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Гильотина во Франции была упразднена лишь в 1981 году – вместе с отменой смертной казни. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз - в 1910 году.

Впрочем, одной только Францией история гильотины не исчерпывается. Ее применяли как орудие казни в Италии (до 1870 года), в Швеции (правда, всего лишь один раз – в 1910 году). Подлинный «ренессанс» гильотина пережила в нацистской Германии: с 1933 по 1945 год в «Третьем рейхе» таким способом было обезглавлено около 40 тысяч человек. Формально казни на гильотине предавали за уголовные преступления, фактически же уголовным преступлением считалось любое сопротивление нацистскому режиму…

Как ни странно, после крушения «Третьего рейха» гильотинирование продолжало применяться в ГДР. Лишь в 1966 году его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина сломалась.

Мы никогда не узнаем, как отнеслась совсем нематериальная душа доктора Гильотена к столь чудовищному долгожительству его «сверхгуманной» машины. Хотя куда благими намерениями выложена дорога, неоднократно

Ну и в завершение. У Тургенева есть весьма любопытный рассказ «Казнь Тропмана», где описывается казнь на гильотине. Почитайте – не пожалеете!

http://vlasti.net/news/90020

http://www.samoeinteresnoe.com/

Напомню вам еще, кто мечтал и что из этого вышло или кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -