Как определить придаточную часть в сложноподчиненном предложении. Придаточное предложение

Который занимается изучением двух единиц: предложения и словосочетания.

В этой статье речь пойдет именно о синтаксисе предложения. Вначале мы выясним, что же подразумевает под собой понятие предложения в целом, а потом более подробно расскажем про виды придаточных предложений в русском языке.

1. Понятие предложения

Являясь одной из основных оно представляет собой набор из одного или нескольких слов, в которых заключается, как правило, вопрос (тогда они называются вопросительными), побуждение к действию (побудительные) и передача определенной информации (повествовательное).

Все принято разделять на сложносочиненные (равноправные) и сложноподчиненные (эти виды придаточных предложений считаются зависимыми. Связываются они при помощи специальных союзов или союзных слов).

2. Как правильно определить предложений?

По своей природе эти единицы синтаксиса очень и очень разнообразны. Для того чтобы определить, нужно лишь помнить о четырех основных признаках:

О грамматическом значении;

О вопросе, на который отвечает это предложение;

О части предложения, к которой его можно отнести;

О средствах связи.

Именно исходя из этих особенностей синтаксические единицы разделяются на обстоятельные, определительные, присоединительные и обстоятельные.

3. в русском языке

1. Определительные. Выполняемая роль: характеризуют признак предмета.

Вопрос, на который отвечает предложение: какой?

К чему относятся в предложении: к имени существительному.

Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.

Другие характерные особенности: используются указательные слова - любой, каждый, всякий, такой, тот.

Например: Фотоаппарат, который я купила в Чикаго в прошлом году, делает превосходные снимки.

2. Изъяснительные. Выполняемая роль: рассматривают более детально и дополняют значение главного предложения.

Вопрос, на который отвечает предложение: что?

К чему относятся: к глаголу, прилагательному, наречию, отдельно взятому словосочетанию.

Союзы и как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.

Другие характерные особенности: используются указательное слово «то».

Например: Я знаю, что смогу это сделать.

3. Присоединительные. Выполняемая роль: содержит дополнительное сообщение-уточнение.

К чему относятся: ко всему главному предложению.

Союзы и союзные слова: «зачем», «что», «отчего».

4. Обстоятельные виды придаточных предложений. Придаточные предложения этого типа достаточно разнообразны и поэтому имеют еще и собственную классификацию:

  • образа действия и степени

Выполняемая роль: обозначают меру, степень и образ действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: каким образом? насколько? в какой степени? как?

К чему относятся: к глаголу или прилагательному.

Союзы и союзные слова: «будто», «чтобы», «что», «насколько», «сколько», «как».

Другие характерные особенности: указательные слова - «такой», «в такой степени», «насколько», «столько», «так».

Например: Он закричал так, что чуть не оглушил присутствующих.

  • места

Выполняемая роль: обозначают место действия.

Вопрос, на который отвечают данные предложений: откуда? куда? где?

К чему относятся: ко всему предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «откуда», «куда», «где».

Другие характерные особенности: указательные слова - «везде», «повсюду», «туда», «там».

Например: Там, где заканчивалась дорога, начиналось поле.

  • времени

Выполняемая роль: обозначает время действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: до каких пор? когда? с каких пор? как долго?

Союзы и союзные слова: «до тех пор», «с тех пор как», «пока».

Другие характерные особенности: указательные слова - «иногда», «однажды», «всегда», «теперь», «тогда».

Например: Пока ты смотрела телевизор, я дочитала газету.

  • условия

Выполняемая роль: обозначают условие, при котором осуществляется действие.

Вопрос, на который отвечает предложение: в каком случае? при каком условии?

Союзы и союзные слова: «коль», «коли», «раз», «если», «как».

Например: Если ты мне напомнишь, я принесу тебе книгу.

  • причины

Выполняемая роль: обозначает причину.

Вопрос, на который отвечает предложение: по какой причине? отчего? почему? из-за чего?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «оттого что», «потому что», «так как».

Например: Он пошел пешком, т.к. не хотел ехать в душном транспорте.

  • сравнения

Выполняемая роль: дают пояснение путем сравнения.

Вопрос, на который отвечает предложение: подобно чему?

К чему относятся в предложении: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «как будто», «как», «чем», «будто».

Например: Он предпочел молчать, как рыба.

Выполняемая роль: обозначает цель действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «для того чтобы», «затем», «затем чтобы».

Например: Я хочу выучить, чтобы знать.

  • уступки

Выполняемая роль: обстоятельство для выполнения действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: несмотря на что? вопреки чему?

К чему относятся: ко всему главному предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «даром что», «несмотря на то что», «что», «хотя», «пусть», «как ни», «когда ни», «сколько ни»

Например: Хотя было холодно, он вспотел.

  • следствия

Выполняемая роль: означают следствия, результат или вывод.

Вопрос, на который отвечает предложение: что из этого?

К чему относятся: ко всему гл. предложению.

Союзы и союзные слова: «так что», «поэтому».

Например: Несмотря на голод, я не буду это кушать.

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока

Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Отвечают на вопрос - какой?

Относятся к одному слову в главной части -- существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного, и располагаются после этого определяемого слова.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов -- относительных местоимений: какой, который, чей, что; и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой. Существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них -- относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Отвечают на падежные вопросы.

Присоединяются к главной части союзами что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не -- ли, ли -- или, то ли -- то ли и др., и союзными словами что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части -- глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах. Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Отвечает на вопросы - когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

  • 1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.
  • 2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда -- тогда, лишь только -- как, когда -- то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Отвечают на вопросы - где? куда? откуда?

Придаточные места указывают на место или направление движения, они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- обстоятельству места, выраженному местоименным наречием там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду. Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Отвечают на вопросы - почему? отчего?

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др. Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двухкомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Отвечает на вопрос - что произошло вследствие этого?

Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части.

Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной -- союз что.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Отвечает на вопрос - при каком условии?

Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части. В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если -- то, если -- так, если -- тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Отвечает на вопросы - с какой целью? зачем?

Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только. В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем. Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

Отвечает на вопросы - несмотря на что? вопреки чему?

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение -- называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др. Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

Для того чтобы понять эту статью, надо знать, что такое сложноподчиненные предложения. Читайте об этом здесь.

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). Придаточная часть зависит от главной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные , определительные ,обстоятельственные , присоединительные .

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные предложения служат для пояснения слова из главной части и отвечают на падежные вопросы (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? ).

Придаточное изъяснительное может быть присоединено союзами что , чтобы , будто , как , словно , как будто и др. и союзными словами кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько (это те же слова, с которых могут начинаться вопросы).

Пёс приоткрыл правый томный глаз и краем его увидел, что он туго забинтован поперёк боков и живота. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце») Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?»: увидел - что? - что он туго забинтован поперёк боков и живота . Здесь что - это союз.

Воображаю, что теперь будет в квартире . (М.А. Булгаков. «Собачье сердце») Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?»: воображаю - что? - что теперь будет в квартире . Здесь что - это союзное слово. Оно является подлежащим в придаточном предложении. Приз за выносливость вручили тому, кто переплыл речку последним. Придаточное предложение отвечает на вопрос «кому?»: тому - кому? - кто переплыл речку последним .

Тип придаточного предложения следует определять по тому, на какой вопрос оно отвечает, а не по союзу или союзному слову, которым оно присоединено.

Я видел, как из леса вышел волк . Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?» (а не «как?»): видел - что? - как из леса вышел волк .

Я хочу, чтобы вы действовали смелее и решительнее. Придаточное предложение отвечает на вопрос «чего?»: хочу - чего? - чтобы вы действовали смелее и решительнее . Это придаточное изъяснительное, а не придаточное цели (как можно было бы подумать по союзу чтобы ).

Ньютон объяснил, почему яблоки всегда падают вниз. Придаточное предложение отвечает на вопрос «что?» (а не «почему?»): объяснил - что? - почему яблоки всегда падают вниз . Это придаточное изъяснительное.

Я поинтересовался у своего товарища, куда он собирается уехать . Придаточное предложение отвечает на вопрос «чем?»: поинтересовался - чем? - куда он собирается уехать . Это придаточное изъяснительное, а не придаточное места (как можно было бы подумать по союзному слову куда ).

Изъяснительные предложения выполняют ту же роль, что и дополнения (то есть все придаточное предложение - это, по сути, одно большое дополнение).

Придаточные определительные

Определительное придаточное предложение определяет какое-то существительное или местоимение из главной части и отвечает на вопросы «какой? », «который? ».

Чаще всего придаточное определительное присоединяется с помощью союзных слов какой , который , чей , что , где , когда ,откуда и др.

Я поцеловал Хелене руку, в которой она держала зонтик. (С. Довлатов. «Наши») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какую?»: руку - какую? - в которой она держала зонтик .

В те годы он был чуть ли не доцентом музыкального училища, где по его инициативе создали эстрадный класс. (С. Довлатов. «Наши») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какого?» (а не «где?»): училища - какого? - где по его инициативе создали эстрадный класс . Это придаточное определительное, а не придаточное места (как можно было бы подумать по союзному слову где ).

В то мгновение, когда он отдернул шторы, небо озарила вспышка молнии, и Фандорин увидел за стеклом, прямо перед собой, мертвенно-белое лицо с черными ямами глаз. (Б. Акунини. «Азазель») Придаточное предложение отвечает на вопрос «какое?» (а не «когда?») : мгновение - какое? - когда он отдернул шторы . Это придаточное определительное, а не придаточное времени (как можно было бы подумать по союзному словукогда ).

Придаточные определительные выполняют ту же роль, что определения.

Инструкция

Вспомните, придаточное предложение и какую функцию оно выполняет. Сложноподчиненное предложение состоит из неравнозначных частей. Одна из них независимая, и ее называют главным . Придаточное - это зависимая часть, выполняющая роль второстепенного члена предложения .

Придаточные предложения делятся на 4 группы. Поскольку во многих случаях они выполняют функции второстепенных членов предложения , то и очень похоже: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные. В свою очередь, обстоятельственные придаточные нескольких видов. Вспомните типы обстоятельств: места, времени, образа действия, причины, следствия, цели. К этой же группе относятся сравнительные и уступительные придаточные.

Определите, относится ли придаточное ко всему главному предложению или к какому-то одному его члену. Ко всему главному предложению чаще всего относятся некоторые категории обстоятельственных придаточных, то есть места, времени, цели, причины, следствия, уступительные, условные и сравнительные. Все остальные придаточные относятся к одному члену главного предложения .

Определите, к какому члену главного предложения относится придаточное. Поставьте к нему вопрос. Определение отвечает на вопросы "какой?", "который?", "чей?". Их же можно поставить и к определительному придаточному. Иногда этот вид можно определить и по союзу или союзному слову, если оно совпадает с вопросом. Однако определительное придаточное может присоединяться и с помощью слов "как" или "когда", то есть его можно перепутать с обстоятельственным. Поэтому основным способом является все-таки вопрос.

Изъяснительное придаточное предложение выполняет функцию дополнения, то есть отвечает на падежные вопросы. Его союзы и союзные слова - "кто" и "что", и в этом случае вид определяется сразу. Но и здесь есть ловушка. Изъяснительное предложение может присоединяться теми же или союзными словами, которые характерны для других видов придаточных.

Самая разнообразная группа - обстоятельственные придаточные. Это предложения отвечают на очень разные вопросы, по которым и определяется "подвид". Обстоятельственные предложения места и времени отвечают на вопросы "где", "откуда", "когда", "с какого времени".

Очень много общего имеют придаточные причины, цели и условные. Первое отвечает на вопросы "почему?", "по какой причине?". Два других вида определяют, с какой целью сделано то, о чем говорится в главном предложении, или при каких условиях это возможно.

Обратите внимание

Есть несколько видов придаточных предложений, к которым вопроса обычно не ставят. Это уступительные, сравнительные, присоединительне. К первой категории относятся предложения, в которых говорится о том, что что-то не произошло, несмотря на старания или благоприятные обстоятельства. К главному такое придаточное присоединяется союзными словами "хотя", "несмотря на". В сравнительных придаточных, как следует из названия, что-то с чем-то сравнивается.

Источники:

  • виды придаточных предложений

– это вид сложного предложения со значением неравноправности частей, которое выражается подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. В структуре сложноподчиненного предложения выделяются две части: главная и зависимая. Связь между ними является двусторонней, т.к. не только придаточное предложение не может существовать без главного, но и главное нуждается в наличии зависимого.

Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:- прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по в том месте, где струился ручей»);- соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы , которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения , относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений - употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» - с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел » - в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что » - в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» - в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.

Видео по теме